Создание системы хранения вещей
Создание системы хранения вещей поможет вашему ребенку поддерживать порядок в комнате и в жизни. Система хранения позволяет легко найти нужные предметы, упрощает уборку и помогает развивать навыки организации.
Вот несколько советов, как создать систему хранения вещей:
- Определите категории
Разделите все вещи на категории, например, одежда, игрушки, книги и т.д. Это поможет ребенку лучше ориентироваться и упрощает процесс поиска нужного предмета.
- Выберите подходящие контейнеры
Для каждой категории выберите подходящие контейнеры или коробки. Например, для одежды можно использовать ящики или полки, для игрушек — корзины или ящики с разделителями.
- Пометьте контейнеры
Чтобы ребенку было легче найти нужные вещи, пометьте контейнеры яркими этикетками или наклейками с названием категории. Это также поможет развивать навыки чтения и письма.
- Создайте систему хранения
Распределите контейнеры по комнате так, чтобы ребенку было удобно доставать и возвращать вещи на свои места. Например, одежду можно разделить на повседневную, праздничную и спортивную и разместить на разных полках или в разных ящиках.
- Научите ребенка поддерживать порядок
Объясните ребенку, как именно нужно использовать систему хранения и поощряйте его за поддержание порядка. Постепенно он сам научится организовывать свои вещи и будет более ответственным.
Создание системы хранения вещей — это важный шаг в развитии навыков организации и упорядоченности у ребенка. Помогите ему в этом процессе и поддерживайте его в поддержании порядка.
Роль личных границ во взаимоотношениях ребенка с окружающими
Личные границы играют важную роль во взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми. Установление и соблюдение личных границ помогает ребенку развить чувство себя важным, уважать себя и свои потребности, а также защищать себя от вмешательства или нежелательного воздействия.
1. Защита от насилия и эмоционального давления
Установление личных границ помогает ребенку научиться ограничивать доступ окружающих людей к своему телу, пространству и эмоциональной сфере. Ребенок должен знать, что его физическая и эмоциональная интимность являются его личным достоянием, и никто не имеет права их нарушать или налагать свою волю.
2. Развитие самоуважения и самоопределения
Установление личных границ помогает ребенку понять, что он имеет право на свое мнение, желания и предпочтения. Ребенок должен осознать, что его границы должны быть уважаемыми окружающими. Это способствует развитию самоуважения, самоопределения и уверенности в себе.
3. Установление здоровых границ в отношениях с другими людьми
Установление личных границ помогает ребенку научиться устанавливать здоровые отношения с другими людьми. Ребенок должен понять, что он имеет право сказать нет или выразить свои границы, если он не согласен с чем-то или чувствует дискомфорт. Это помогает установить равноправные и взаимовыгодные отношения с другими людьми.
4. Установление границ в цифровой среде
Современные технологии имеют большое влияние на жизнь ребенка
Установление личных границ в цифровой среде также крайне важно. Ребенок должен знать, что он имеет право на приватность, безопасность и контроль над своими персональными данными в интернете
5. Развитие эмоционального интеллекта
Установление личных границ помогает ребенку осознать свои эмоции, понять, что они важны и имеют право на выражение. Ребенку необходимо научиться выражать свои чувства и границы, а также учитывать эмоциональные потребности других людей. Это способствует развитию эмоционального интеллекта и улучшению взаимоотношений с окружающими.
Преимущества установления личных границ | Недостатки отсутствия личных границ |
---|---|
|
|
Вопрос-ответ:
Как можно научить ребенка поддерживать порядок в комнате?
Существует несколько способов научить ребенка поддерживать порядок в комнате. Во-первых, можно начать с установления определенных правил: например, ребенок должен убирать за собой игрушки после игры или складывать одежду в шкаф. Во-вторых, можно вместе с ребенком создать систему организации в комнате, например, разделить игрушки по корзинам или полкам
В-третьих, важно похвалить ребенка, когда он самостоятельно поддерживает порядок
Какие преимущества есть у детей, которые умеют поддерживать порядок в комнате?
Дети, которые умеют поддерживать порядок в комнате, имеют несколько преимуществ. Во-первых, они развивают навыки самоорганизации и ответственности, что помогает им лучше справляться с задачами в школе и в жизни. Во-вторых, ребенок, который поддерживает порядок, чувствует себя более комфортно и спокойно в своей комнате, что влияет на его эмоциональное состояние. В-третьих, умение поддерживать порядок помогает детям быть более организованными и эффективными в выполнении задач.
Какие методы можно использовать, чтобы научить ребенка поддерживать порядок в жизни?
Для того чтобы научить ребенка поддерживать порядок в жизни, можно использовать несколько методов. Во-первых, можно помочь ребенку составить расписание или план дня, чтобы он знал, что и когда нужно делать. Во-вторых, можно научить ребенка делать списки дел и отмечать выполненные задачи. В-третьих, можно помочь ребенку научиться организовывать свои вещи, например, создавая систему хранения или использования папок и ящиков
Важно помнить, что научить ребенка поддерживать порядок в жизни — это процесс, который требует терпения и постоянной поддержки со стороны взрослых
Какие преимущества есть у детей, которые умеют поддерживать порядок в жизни?
Есть несколько способов научить ребенка поддерживать порядок в комнате. Во-первых, можно установить определенные правила и регулярно их повторять. Например, каждый вечер перед сном ребенок должен убирать игрушки в корзину или на полку. Во-вторых, можно создать систему поощрений, чтобы мотивировать ребенка поддерживать порядок. Например, за каждый день, когда комната будет аккуратной, ребенок может получать награду или похвалу. В-третьих, можно превратить уборку в игру. Например, можно поставить таймер и соревноваться с ребенком, кто быстрее соберет все игрушки
Важно быть терпеливым и находить индивидуальный подход к каждому ребенку
Как научить ребенка поддерживать порядок в жизни?
Для того чтобы научить ребенка поддерживать порядок в жизни, важно в первую очередь самому быть примером. Ребенок наблюдает за родителями и повторяет их привычки
Поэтому стоит обратить внимание на свою организованность и дисциплину. Кроме того, можно создать расписание или план дня, чтобы ребенок имел представление о том, что нужно делать и в какой последовательности
Также полезно научить ребенка планировать свое время и устанавливать приоритеты
Важно похвалить ребенка за каждый шаг к поддержанию порядка в жизни и поддерживать его мотивацию
Какие преимущества есть у ребенка, который умеет поддерживать порядок в комнате?
Ребенок, который умеет поддерживать порядок в комнате, получает несколько преимуществ. Во-первых, он развивает навыки самоорганизации и ответственности, что будет полезно в будущем. Во-вторых, чистая и аккуратная комната способствует концентрации внимания и повышает эффективность учебы. Ребенок сможет быстрее находить нужные вещи и не тратить время на поиск. Кроме того, поддерживание порядка помогает снизить стресс и создает приятную атмосферу в комнате. И, наконец, ребенок, который умеет поддерживать порядок, развивает чувство долга и уважение к окружающей среде.
Как можно рассказать ребенку о группах людей, которые его окружают?
- Разделите людей на группы.
- Дайте им названия.
- Опишите, по каким действиям и признакам вы распределили людей на такие группы.
- Найдите отличия и сходства в этих группах.
- Какие правила поведения и традиции в них есть.
- В каких группах ребенку интересно быть, нравится. Как ребенок определил, что ему интересно и нравится? Какие эмоции появляются? Какие мысли возникают? Что хочется делать?
- В каких группах ребенок скучает, боится, раздражается, устает. Как ребенок определил, что скучает, боится, раздражается, устает? Какие мысли возникают? Что хочется делать?
- Определите способы поведения ребенка в этих группах. Возможности и ограничения его и группы.
- Найдите ответы на вопросы: Зачем в жизни ребенка есть эти группы людей? Что полезного ребенок в них получает? Как он чувствует себя в этих группах? Как вы можете ему помочь сделать пребывание в каждой из групп комфортным?
Примерное разделение окружающих людей на группы.
Можно этот список расширить.
- Личное пространство – комфортная и спокойная территория. Достаточное время, которое ребенок может провести один. Делает, что ему нравится и хочется.
Личное пространство позволяет:
- замечать свои желания и потребности;
- узнавать новое о себе;
- отдохнуть от общения с другими людьми;
- мечтать и строить планы;
- развиваться как отдельная личность.
В общении с другими людьми личное пространство сохраняется и называется личными границами. Это условная черта, которая определяет дистанцию между человеком и окружающими людьми. Это расстояние, на которое для общения приближается другой человек, и ребенок рядом с ним будет ощущать себя комфортно, спокойно, защищено. Заходить в это пространство нужно с разрешения ребенка. Его нужно научить говорить «нет», когда кто-то вторгается в его личное пространство. У каждого человека свои личные границы.
Семья – родные и близкие люди, которые относятся к членам вашей семьи.
Друзья – дети, с которыми близко общается ребенок.
Сверстники – дети, с которыми ребенок общается каждый день.
Знакомые – дети и взрослые, с которыми ребенок иногда встречается.
Учителя – взрослые, которые обучают ребенка.
Незнакомцы – люди, которые встречаются ребенку на улице и в общественных местах
Важно определить, в каких ситуациях к ним можно обращаться за помощью, когда с ними можно разговаривать, а когда нельзя.. Необходимо рассказать, что делать ребенку, когда он понял, что другой человек нарушает его личные границы, к кому обратиться за помощью и защитой
Необходимо рассказать, что делать ребенку, когда он понял, что другой человек нарушает его личные границы, к кому обратиться за помощью и защитой.
Как определить, что личные границы нарушены:
- общение с этим человеком неинтересно и неприятно;
- становится некомфортно;
- хочется уйти;
- появляется желание сказать «стоп» или «нет» действиям или словам человека.
Задача взрослых обучить ребенка замечать свои личные границы. В процессе он учится уважать себя, становится уверенным. Параллельно он обучается уважать других и их личные границы. Так он приобретает навыки и способы комфортного общения.
На этом сложном и интересном пути взрослые своим примером показывают, как нужно выполнять правила и нормы, как уважать себя и других, как замечать свои и чужие личные границы.
Малая Ольгапсихолог, сертифицированный гештальт-терапевт
голоса
Рейтинг статьи
Его мнение – важно
Даже если не повлияет на конечное решение по какому-то вопросу, оно – существует и должно быть признано существующим. “Мы едем к бабушке в гости” – “Дурацкая идея, дурацкая поездка!” – “Жаль, что ты так считаешь, но ты имеешь право на это мнение. И всё же мы поедем, решение было принято и сейчас пересмотрено быть не может”. Да, примерно так.
Ещё лучше, если ты время от времени будешь интересоваться основанием мнения ребёнка. Может быть, у него просто плохое настроение и он против любых планов, просто назло
А может быть, у бабушки его что-то или, особенно важно, кто-то пугает, например, неподобающе себя ведёт (тайно проявляет обычную или сексуальную агрессию). Не хочется думать гадостей про дядю или дедушку ребёнка, но упустить мимо внимания важные звоночки – ещё хуже
Неплохо бы также спрашивать по поводу прочитанного или просмотренного не пересказ и не анализ, а мнение. Хотя бы время от времени.
Как родителям научиться соблюдать границы
Почему-то часто к детям относятся хуже, чем ко взрослым людям. Им указывают на недостатки, стыдят, грозят, гонят. Не только родители, но и просто «люди с улицы» (продавцы, прохожие). Когда такой стиль общения входит в привычку у родителей, сложно перейти на другой уровень. Сложно, но можно. Для этого нужно работать над своим отношением к проблеме, над своими установками:
1 Сделать «шаг назад». Посмотрите на своего сына или дочь отстраненно. Представьте, что это чужой ребенок. Возможно, тогда привычка подпирать щеки руками покажется вам невинной, а собирание киндеров — не таким уж зловредным увлечением. Это упражнение поможет взглянуть позитивно на его личное пространство — физическое, интеллектуальное и так далее.
2 Установить собственные границы. Сделайте список по каждому виду границ, когда вы чувствуете их нарушение в семье. Определите для себя, за какую черту вы не пускаете даже самых близких. У каждого этот список будет свой
Пишите только то, что важно именно вам. Например: «После 20:00 я отдыхаю как хочу — читаю, смотрю телевизор, вяжу и не выполняю ничьих поручений»
Дальше просто отстаивайте эту временную границу. Возможно, пока домашние не примирятся с новыми правилами, вам часто придется говорить «нет». Делайте это без раздражения, но твердо и уверенно.
3 Предложить ребенку обозначить свои границы. Он уже увидел на вашем примере, как это делать. Осталось научиться делать это самому. Помогите составить ему список, от этого ваши отношения станут только крепче
Чтобы не нарушить доверие ребенка, важно неукоснительно соблюдать совместно принятые условия
4 Заниматься саморазвитием. Установившиеся отношения сложно повернуть в новое русло. В этом помогут тренинги личностного роста, детско-родительские тренинги, различные курсы и книги. Пример созданного учителем маленького общества с абсолютным уважением ко всем личным границам детей и взрослых хорошо описан в книге Александра Нилла «Школа Саммерхилл — воспитание свободой».
5 Обратиться к специалисту. Чувствуете, что не справляетесь самостоятельно? Запишитесь к психологу. На индивидуальных консультациях вы разберетесь, откуда «растут ноги», почему вы реагируете так, как реагируете и что с этим делать.
Его тело – важно
Если туфли жмут и трут – это не “потерпи, зато красиво”. Это повод принять меры или хотя бы посожалеть, что эти меры прямо сейчас приняты быть не могут и придётся героически претерпевать дискомфорт. Если ребёнок говорит на сладкую дыню, отлично получившиеся опята или сладковатую брокколи, что они – горькие или “жгутся”, не надо прикрикивать, чтобы не выдумывал, и убеждать, что всё не так. Надо прислушаться и проверить ребёнка на аллергию или, как минимум, просто не кормить тем, что вызывает такую неприязнь.
Ребёнок должен чувствовать постоянно, что физический дискомфорт, особенно бесцельный – это ненормально, и правильнее всего его избегать.
Как соблюдать границы детей?
Проявлять уважение к ребенку надо, как и ко взрослому человеку. Избавьте его от излишнего внимания и контроля в вашей стороны. К примеру, если ребенок увлечен игрой, дайте время ее завершить, а не заставляйте ее бросать, так как пора обедать. Уважайте его чувства и желания.
Если границы ребенка все время нарушаются, он станет делать то же самое, когда подрастет.
- Ребенок учится на примерах взрослых если у них четкие границы, то он хорошо усвоить урок. Если родители нарушают границы друг друга, они будут стерты и у ребенка.
- После того как ребенку исполнится три года, мама должна четко усвоить, что нельзя, рассказывая о ребенке говорить «мы»: “Мы поели, мы хотим спать”. Даже трехлетний малыш имеет право на автономность и свое «Я».
- Если вам хочется проявлять нежные чувства к матери, сестре или другим близким о люди, не надо заставлять делать то же самое ребенка. Не хочется ему целовать бабушку – его право.
- Учитесь договариваться с ребенком и выполнять договоренности. Они заменят давление родительским авторитетом.
- Ребенка нельзя бить, даже просто шлепать. Это прямое нарушение личных границ.
Какие бывают личные границы и как взрослые их нарушают
Личные границы делят на несколько видов:
- Физические. Обозначают отношение человека к телу. Это то, насколько близко мы готовы подпускать к себе людей. Личные границы меняются вместе с развитием ребёнка. До трёх лет дети чувствуют себя частью матери или другого значимого взрослого. Затем приходит местоимение Я: ребёнок начинает понимать, что он отдельный человек. Сначала дети исследуют границы своего тела: где их ноги и руки, до чего они могут достать. Позже исследуют сверстников и осознают их границы, в частности физические.
- Материальные. Отражают то, как человек относится к личным вещам и насколько готов их защищать. Этот вид границ тоже развивается постепенно. После 5 лет игрушки, одежда, обувь начинают делиться на «мои» и «чужие». Какие именно будут границы зависит от семьи и стиля воспитания. Если в одних семьях нормально пить с общей кружки, то в других каждый может иметь свою личную.
- Территориальные. Обозначают «место обитания»: дом, собственную комнату, свой шкаф или полку.
В подростковом возрасте формируются эмоциональные и психические границы, появляется необходимость их отстаивать.
- Психические. Касаются мыслей, мировоззрения, принципов и готовности их отстаивать, а также уважения мнения других людей.
- Эмоциональные. Помогают отличать свои чувства и эмоции от чужих, а также распознавать навязанные и собственные эмоции.
Взрослые могут знать и понимать, что есть личные границы, при этом незаметно нарушать их, особенно в отношениях с детьми. Примеры, как нарушаются личные границы ребёнка:
- Физические принуждения. Ситуации, когда родители насильно кормят ребёнка или заставляют доедать до конца; запрещают ходить в туалет в «неудобное» для них время; насильно укладывают спать с запугиванием или угрозами и т. д. Такие действия нарушают естественные физические потребности ребёнка и могут привести к тому, что в будущем он сам будет их игнорировать или не сможет осознавать.
- Физические наказания: шлепки, подзатыльники, удары ремнём. Подобные действия унижают достоинство ребёнка и ведут к плачевным последствиям. Ребёнок выучивает, что с ним (и с другими) «так можно». Может быть несколько вариантов последствий. Например, ребёнок станет постоянно испытывать тревогу и страх, которые сделают его нерешительным и будут препятствовать нормальному развитию. В другой ситуации, ребёнок может перенять родительскую жестокость и вымещать её на беззащитных животных или младших детях. Такие дети нередко провоцируют школьные драки.
- Игнорирование жалоб ребёнка. Например, ребёнок говорит, что ему жарко, холодно, неудобно, больно, он устал, а взрослые ему не верят и считают, что он притворяется. В таких ситуациях стоит прислушиваться к ребёнку, ведь своё тело он знает лучше.
- Принуждение к физическому контакту. Например, обнимать, целовать, щекотать ребёнка, когда ему это не нравится. Это ведёт к проблемам в сфере восприятия своего тела и непониманию физических границ других людей.
- Внезапный вход в комнату ребёнка или в ванную без стука. Подросток — отдельный человек, который имеет право на личное пространство. Когда родители входят в ванную со словами «Да чего мы там не видели!», ребёнок испытывает чувство стыда.
- Проверка карманов и личных вещей ребёнка, проверка телефона и переписок, чтение личных дневников и т. д. Эти действия нарушают право ребёнка на личную жизнь. Достаточно поставить себя на место подростка и представить свою реакцию, если в ваш телефон залезли без спроса.
- Оскорбления в адрес ребёнка и ругань, особенно в присутствии других людей, а также запреты на выражение эмоций: «не плачь», «успокойся», «не позорь меня». Нужно помнить, что ребёнок выражает эмоции так, как умеет. Это взрослые могут сознательно управлять своим поведением. Старайтесь вместо оскорблений и упрёков решать проблемы в спокойной семейной беседе.
Порой поступки подростка не поддаются пониманию, а попытка установить с ним контакт превращается в сверхзадачу. Сделали подборку подкастов, где психологи и педагоги рассказывают, как можно разрешить подобные ситуации.
Отпускать ребенка и видеть в нем отдельную личность
Человек, который не умеет отстаивать собственные границы, как правило, не видит и чужие. Получается парадокс: сказать «нет» стыдно, а постоянно вламываться в жизнь другого человека вроде как нормально.
Чтобы было легче отделить себя от своего ребенка, воспринимайте его не как что-то само собой разумеющееся, а как бонус. Каждый день напоминайте себе: вы отдельная личность, и у вас есть ваша личная неповторимая жизнь, а ребенок — это дополнительная радость, данная вам. И он, как и вы, как и любой другой человек, отдельная личность. И у него тоже есть его неповторимая жизнь, данная не вам с ним на двоих, а только ему. И прожить ее должен он сам.
Отпуская вы не теряете, а укрепляете связь. Просто ваши детско-родительские отношения постепенно год за годом переходят на новый уровень.
Как дети нарушают границы родителей
Чтобы кто-то нарушил ваши персональные границы, нужно позволить ему сделать это. Где та грань между разумным запретом и вседозволенностью?
Вот полезные советы для родителей, чтобы дети «не садились вам на голову»
Взвешивать свои ощущения важно с учетом возраста ребенка. Что это значит? Вы, к примеру, легли отдохнуть, а ребенок просит кушать
Вы испытываете легкую досаду, вам не хочется сейчас топать на кухню и накрывать на стол. Если ребенку года три, то вы не сможете попросить его зажечь газ. Но когда просит обедать подросток, можно с чистой совестью ответить «нет». Ощущаете раздражение, досаду, недовольство? Это знак, что границы нарушены.
Мы в ВКОНТАКТЕ! Подписывайтесь!
Ребенок вторгается в границы родителей, когда:
Влетает в вашу спальню, скачет по постели, бросает вещи. У мамы и папы должно быть собственное пространство, которое не доступно другим
Как научить ребенка уважать родительское пространство? Важно демонстрировать, что вы сами уважаете его границы, территорию. Не трогайте его «сокровища», не делайте уборку в его вещах, и (упаси, боже!) не выбрасывайте ничего без разрешения.
Заставляет играть с ним в не интересные вам игры
Вы скучаете, отвлекаетесь? Подыщите игру, которая подойдет вам обоим. Попробуйте поэкспериментировать, чтобы всем было интересно.
Ежедневно приводит в гости ораву друзей, они не дают вам отдыхать. Важно определиться, в какие дни недели у вас могут быть гости. К примеру, по средам и пятницам от шести до восьми вечера.
Как быть, если у ребенка уже сформировано неверное понимание границ
Если в семье взрослые сами не умеют выстраивать свои границы, у ребенка формируется неверное их понимание.
Бывает, ситуация запущена безнадежно – все типы персональных границ довольно размыты. Если ребенок становится свидетелем, как родители копаются без разрешения в его вещах, он станет поступать точно так же. Такие изъяны, к сожалению, передаются из поколения в поколение.
Как маме и папе научиться соблюдать личные границы
Почему-то часто к детям относятся хуже, чем ко взрослым людям
Важно поработать над своими установками:
- Посмотреть на своего ребенка как бы со стороны. Представить, что это не ваш ребенок. И, может быть, какая-то его привычка окажется совсем невинной. Это помогает посмотреть позитивно на его пространство – физическое, интеллектуальное, эмоциональное.
- Определить свои границы. Составьте перечень по каждому типу границ, когда вы ощущаете их нарушение у вас в доме. Решите, за какую черту вы не пустите своих близких (это вполне нормально). Например, «после 20.00 я не выхожу на кухню, не мою посуду и не накрываю на стол».
- Попросить ребенка установить свои границы. Удобно сделать это на вашем примере.
- Заниматься своим личностным ростом. Новые отношения могут даваться вам с трудом. Вам помогут детско-родительские тренинги, видео лекции и специальная литература.
- Отпустить ребенка и увидеть в нем самостоятельную личность
Тот, кто не в силах отстаивать свои личные границы, скорее всего, не уважает и чужие. Получается своеобразный парадокс: вроде отказать бывает стыдно, а вломиться в чужую жизнь – норма.
Если вы еще этого не сделали, начинайте постепенно отделять себя от вашего ребенка. Ежедневно говорите себе, что вы – самостоятельная личность, и у вас своя отдельная жизнь, а ребенок – это дарованное вам счастье, но не ваша собственность. И он тоже отдельная личность с собственной свободой. И сам проживет свою жизнь. А вы можете ему только помогать и направлять в необходимый момент.опубликовано econet
фото Julie Blackmon
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! econet
Что такое личные границы и как их определить?
Начнем с понятия личных границ. Где они проходят? Как их ощутить, если они невидимы?
Личные границы представляют собой заслон, с помощью которого человек отделяет свой внутренний мир от внешнего. Если он умеет это делать, значит, с психологическим здоровьем у него все в порядке. Если нет, то ему требуется помощь специалиста. Чаще всего проблема идет из детства, когда личные границы ребенка нарушали его близкие.
У каждого человека есть свои интересы, убеждения, предпочтения, свое личное пространство, которое отделяет его от других людей. Есть индивидуумы, с которыми он готов многим делиться, например, родные, друзья. Но большинство себе подобных человек предпочитает не подпускать слишком близко, то есть для разных людей очерчены разные границы.
Личные границы незримы, но их практически всегда можно почувствовать. Например, вы едете в общественном транспорте, сидите слишком близко к соседу, и он начинает отодвигаться. Значит, вы задели его личное пространство, нарушили границы, и он почувствовал дискомфорт.
Существует три признака, по которым можно понять, готов ли человек и выстраивать собственные границы не вторгаться на чужую территорию.
- Разрешение быть другому человеку личностью непохожей на вас и отсутствие желания указывать или советовать ему «как надо»
- Четкое разделение людей, на тех, которые могут подойти к вам очень близко, лишь немного, и тех, которых вы вообще не желаете подпускать.
- Умение абстрагироваться от ситуаций, которые вам неприятны.
Если вы чувствуете, что вам комфортно, нарушений границ нет. Начинаете испытывать дискомфорт от слов или поступков других – ваши границы нарушены.
Как помочь ребенку осознать его личные границы?
Любой человек – это личность. Он имеет право на собственное мнение, желания, неприкосновенность внутреннего мира и свое пространство в доме. Чтобы малыш развивался нормально, родителям необходимо позаботиться о некоторых вещах.
Предоставление личного пространства
Ребенку необходим свой уголок. Пусть это будет целая комната или часть комнаты родителей
Важно, чтобы малыш чувствовал, что это его территория. Именно тогда он сможет познакомиться со своим внутренним «я», следовать своим желаниям
Дети любят сооружать «шалаши» или «домики» изо всего, что попадется им под руку. Так они учатся создавать внешние границы, одновременно осознавая внутренние.
Забота о личных вещах
Пусть у ребенка будут любимые игрушки, книги и одежда, которыми он может распоряжаться так как хочет. Есть родители, которые наказывают детей, не разрешая играть им в любимые игрушки, и даже в подаренный планшет. Но ведь это их вещи, и они вправе делать с ними что пожелают.
Со временем ребенок научится не только защищать свои игрушки в песочнице, но и отстаивать свое мнение и личные границы.
Уважение личного времени
Не обязательно наполнять делами и развлечениями каждую минуту любимого чада. Ребенок тоже иногда хочет побыть один на один со своими мыслями, поиграть в любимую игру. Не хочется ему играть со всеми – пусть посидит один. Желает заняться рисованием, не надо сидеть с ним рядом. Нормально, если у него будут свои маленькие секреты. Если захочет, он сам покажет вам свой рисунок.
Если у ребенка нет личного времени, родители уже решили, что утром он будет заниматься футболом, днем пением, а вечером рисованием, ребенок не поймет, чего он по-настоящему хочет, так как будет следовать желаниям родителей, а не своим собственным.