5 неправильных реакций на слёзы ребенка

Слезы же, которые приводят к адаптации, так называемые слезы тщетности, – это тихие спокойные слезы, где-то похлипывания. И для того, чтобы ребенок смог к ним прийти, критично важно наличие 2-х факторов:

  1. Безопасная атмосфера;
  2. Близкий взрослый рядом, с которым у ребенка теплые, надежные, эмоциональное доверительные отношения.

И еще важно отметить некоторые различия в процессе адаптации у детей и взрослых.

Взрослым для слез тщетности совершенно не нужно, чтобы рядом был еще кто-то, даже близкий человек. Часто мы можем хотеть поплакать в одиночестве. А также мы способны горевать, печалиться (приходить к адаптации) и без слез.

Ребенок же, особенно маленький, так еще не может. Он адаптируется только через слезы и только при наличии рядом значимого, близкого для него человека (чаще это кто-то из родителей), который готов помочь ему утешиться в теплых, принимающих объятиях.

В связи с этим, ошибочно думать, что, отправив ребенка в другую комнату «подумать» либо игнорируя его просьбы и истерики, вы помогаете ему столкнуться с тщетностью, с тем, что нельзя изменить, помогаете ему адаптироваться. Нет. Это скорее будут слезы злости, обиды, но никак не те слезы, которые приводят к адаптации.

В то же время, не стоит стараться специально почаще ребенка сталкивать с тщетностью, чтобы еще лучше натренировать его процесс адаптации. Тщетностей в жизни ребенка хватает и так. Не стоит создавать излишне ранящую среду для ребенка.

Таким образом, если 2-х факторов, названных выше, не будет, то адаптация у ребенка не произойдет.

И то, что так часто родители называют избалованностью, на самом деле, это нарушенный процесс адаптации ребенка.

Ведь если с адаптацией у ребенка все хорошо, он попросит один раз, второй раз, может быть, третий, но услышав спокойное и мягкое «нет», он сразу заплачет (если рядом с ним взрослый, которому ребенок доверяет). И взрослый его утешит, помогая тем самым адаптироваться к ситуации и принять запрет.

Но если адаптация нарушена, эмоциональный мозг ребенка, его лимбическая система, никак не сможет зафиксировать тщетность, с которой он столкнулся, что нет, нельзя и все. И именно поэтому он будет продолжать просить и просить, и скорее всего все закончится истерикой или агрессией.

А теперь вернитесь в начало статьи и вспомните, каким важным навыкам вы сможете помочь раскрыться в ребенке, если ваши отношения будут теплыми, надежными и безопасными, если вы всегда будете его утешать.

Ведь именно слезы тщетности становятся теми кирпичиками, которые приводят ребенка к психологической устойчивости во взрослой жизни. Именно поэтому, кто-то из людей, сталкиваясь с проблемами, неудачами и лишениями в жизни, горюет, печалится, но потом встает и идет дальше. А кто-то быстро «ломается», впадает в депрессию, в зависимости, закрывается «эмоционально» и т.д.

Решаем проблему плача до его появления

1 Правило

Предотвратить всегда легче, чем остановить. Месяц до начала посещения детского сада НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОСТЫМ — учите самостоятельности, игнорируйте истерики, протесты: чем тяжелее ему сейчас, тем проще будет в саду. Никто не будет успокаивать мальчика, который плачет из-за того, что не хочет спать или собирать игрушки, — его посадят на стульчик или поставят в угол.

2 Правило

Дети легко внушаемы, доверяют нам, поэтому важно НЕ ОБМАНЫВАТЬ, обещая, что в садике будет весело и интересно. Есть режим, другие дети, которые плачут, кусаются, толкаются, а также воспитательница и нянечка — их всего двое, поэтому важно научиться все делать самому

Думаете, в 3 года малыш этого не поймет? Объясняйте доступно, по несколько раз.

Получили путевку, и сразу пытайтесь донести до малыша, что такое садик. Только правду, но в позитивном ключе.

3 Правило

Рассказывайте О САДИКЕ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ.Сложно исправить действие на ребенка случайных фраз «Ты плохо себя ведешь, скоро в садик – тебя там перевоспитают!» или «Вот в садик пойдешь, там никто тебе помогать не будет». Чтобы сказать это, понадобятся секунды, а на исправление в лучшем случае уйдут недели. Так и с критикой педагогов — ребенок не должен слышать, что Галина Петровна совсем не следит за детьми или что красится слишком ярко.

Старшей дали путевку позже остальных, сложность была в том, что дети уже познакомились и подружились, а она была новичком. Выручило то, что впервые мы пришли в группу на «Осенний праздник» — это помогло сформировать положительное впечатление. Вливаться в коллектив пришлось, используя игрушки из дома и записавшись на кружок танцев при детском саду.

С младшей все было проще — она бойкая девочка и легко заводит знакомства. Ее устраивало объяснение, что сестра в детском саду, а папа и мама работают, и играть с ней дома будет некому.

Почему месячный ребенок плачет?

Причин для недовольства у новорожденного очень много, и далеко не всегда удается сразу догадаться, в чем дело.

«Я голоден». Пожалуй, самый частый повод для слез. Желудок новорожденного размером с грецкий орех, поэтому много за одно кормление малыш физически не может съесть. Кроме того, если ребенок на грудном вскармливании, молоко переваривается в разы быстрее смеси. Поэтому, если месячный ребенок плачет, очень вероятно, что, предложив грудь, вы быстро решите проблему.

«Мне жарко/холодно/душно». Маленькие детки чрезвычайно чувствительны к условиям внешней среды. Поэтому позаботьтесь, чтобы крохе было комфортно. Напомним, оптимальными климатическими параметрами являются: температура воздуха 20—22˚С (летом до 24˚С максимум), влажность 50–60%, необходимость сквозного проветривания — 1 раз в час минимум на 5–10 минут.

«Мне страшно». Яркий свет, громкие звуки, перепады температуры при переодевании — все это совершенно чуждые вещи для новорожденного. Ведь девять месяцев он находился в абсолютно других условиях. Почему ребенок плачет? Потому что боится телевизора, соседской дрели, мигающей вывески магазина, света фонарей. Теперь это нормальные атрибуты жизни, но привыкнет он к ним не сразу.

«Я в опасности». Классическая картина, когда в первые недели после выписки из роддома на малыша приходят посмотреть родственники, друзья, коллеги. Понятное дело, всем хочется подержать на руках это маленькое чудо. Но для недавно родившегося малыша это огромный стресс. В его созревающем головном мозге есть только образ мамы — самого родного человека (нередко даже на руках у папы первое время ребенок постоянно плачет, и это нормально). Когда же младенец оказывается в объятиях совсем чужого человека, он, опираясь на древние инстинкты, может воспринять это как сигнал опасности и незамедлительно дать о себе знать: «Мама, ты где? Меня забрали? Мама, вернись!» Поэтому какое-то время, если ваш малыш очень нежный и чувствительный, лучше воздержаться от подобных проявлений умиления со стороны окружающих.

«Мне больно». Плач — совершенно естественная реакция на боль. Для месячного ребенка характерны функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта (младенческая дисхезия, колики). Для детей постарше — дентация (прорезывание зубов), боль в ушке или в горле, заложенность носа. Если плачет ребенок в месяц слишком часто, и привычные способы успокоения не работают (предложить грудь/смесь, покачать, прижать к себе), обязательно обратитесь к врачу.

Какими вырастают игнорируемые дети

Такой механический подход к развитию ребенка подразумевает, что ребенок «должен учиться быть независимым». Такой ребенок с младенчества знает, что его потребности не будут удовлетворены, они не заслуживают внимания, и помощи ждать неоткуда – если собственные родители в этом отказывают.

Теперь уже стало понятным, что такое «принуждение к независимости» приводит человека к еще большей зависимости, это будет несчастный, агрессивный, требовательный ребенок, который узнал что нужно очень сильно кричать, чтобы свои потребности удовлетворить. Глубокое чувство тревожности и неуверенности в себе останется с ним всю остальную часть его жизни. И напротив – своевременное реагирование и предоставление младенцу всего, в чем он нуждается, приводит к его действительной независимости позже.

Зона ответственности

Если вы чувствуете, что ситуация запущена, пора учиться держать удар. Эти советы помогут вам правильно реагировать на детские слезы и вести себя грамотно во время «урагана». Проанализируйте, в каких обстоятельствах малыш прибегает к манипуляциям со слезами. Если поймете, что у ребенка отмечается задержка речи, его нужно будет показать неврологу и логопеду. Если осознаете, что сами позволили малышу манипулировать собой, придется менять свои приемы.

Истерики в подавляющем большинстве случаев подкрепляются присутствием зрителей. Если вы увидите, что малыш ударяется в слезы именно в людных местах, прекратите отчитывать, ругать, наказывать. Начните каждый раз уводить его в такое место, где кроме вас двоих никого не будет. Это профилактика развития истероидных черт, особенно у тревожных детей, и ею не нужно пренебрегать.
Если вы четко понимаете, что в данный момент с помощью слез ребенок пытается вами манипулировать, не надо жалеть его и уговаривать успокоиться

Соберите всю волю в кулак и не поддавайтесь на провокацию.
На досуге важно поработать над собой. Вспомните, как вы реагируете на плач своего ребенка: злитесь, кричите, впадаете в ступор, начинаете сильно тревожиться или хотите только одного — поскорее его утешить? Все эти эмоции идут из детства и говорят о том, как наши собственные родители вели себя с нами в похожих ситуациях

Груз прошлого очень мешает адекватно, то есть спокойно, реагировать на детские слезы. Когда нас накрывают собственные эмоции, ребенок их тоже чувствует. И начинает переживать не только из-за того, что что-то сделал неправильно, но еще и оттого, что мама очень расстроилась/разозлилась. Запомните: чем сильнее вы включаетесь эмоционально, тем сложнее малышу успокоиться.
В моменты, когда ребенок бьется в истерике, взрослый должен сохранять позицию наблюдателя. Это когда вы беспристрастно комментируете то, что видите: «Ты плачешь, потому что ты расстроилась. Тебе понравилась кукла в магазине. Но сейчас я не могу тебе ее купить». Позиция наблюдателя — единственный способ оценить ситуацию адекватно и понять, если ли опасность для жизни или здоровья ребенка в данном конкретном случае или это чистой воды манипуляция. Казалось бы, такая простая вещь, но выдерживать нейтральную позицию не так просто.

Чтобы перестать действовать по старому шаблону, который не работает, вспомните, кто из ваших знакомых умеет справляться с детскими капризами на ура. В тяжелые минуты мысленно спрашивайте себя, что бы они сказали и что бы сделали? Так вы быстрее скорректируете свою тактику.

Больше полезных материалов о детской психологии — в нашем канале на .

Как успокоить истерику и как реагировать на плач малыша

Прежде всего, выясните причину плача, действуя методом исключения. Может быть, у крохи грязный подгузник или он хочет спать? Далее проверьте одежду (возможно, ему холодно или, наоборот, слишком жарко), состояние коляски или спального места: все ли чисто, ровно и удобно, нет ли на детской коже опрелостей или высыпаний? Если малыш заплакал, возьмите его на руки, дайте грудь или бутылочку. Кричит, будучи на руках? Покачайте, нежно поговорите с ним, покажите что-нибудь интересное.

Рецепт «дать проплакаться», когда ребенок закатывает истерику, – далеко не самый эффективный и уж точно не самый лучший. Плач истощает силы малыша и понижает уровень кислорода в крови. Старайтесь не давать крохе реветь больше 10 минут. Во-первых, чем дольше он плачет, тем сложнее его потом успокоить. Во-вторых, это не так уж безопасно: слишком бурный долговременный плач может вызвать респираторный аффективный спазм – остановку дыхания, которая чревата обмороком и даже приступом судорог.

Главное правило, в любой, даже самой непредсказуемой, ситуации: чем увереннее мама, тем спокойнее малыш. Но совершенно другое дело, если вы заметили внезапный или не свойственный вашему ребенку плач. Если никаких очевидных причин беспокойства не обнаружится, а малыш будет продолжать кричать и биться в истерике, лучше перестраховаться и вызвать врача: он сможет обследовать ребенка и дать соответствующие рекомендации. Ведь даже новорожденные могут иметь острую хирургическую патологию (заворот кишечника, ущемившуюся грыжу, аппендицит), воспаления, сдавливающие нервные окончания и вызывающие боль, а также врожденные аномалии, сопровождающиеся болевым синдромом.

Детские истерики: укрощение строптивого Малыш стучит ногами по полу, вопит во все горло, багровеет как свекла… Для детей 2−4 лет истерика – верный способ быть услышанными. Не все родители знают, как вести себя во время спектакля: утешить, накричать в ответ? Так что же нужно делать, как успокоить истерику? Читать далее

Десять рецептов от детских истерик Вспышки гнева, потоки слез, безутешная грусть и резкие перепады настроения − сильные эмоции детей выводят нас из равновесия. Как с ними бороться? Если ребенок закатывает истерики — как реагировать на них? Сердиться, ласкать ребенка, ждать, что это пройдет, или просто уступить? Читать далее

Давай не будем злиться: как справиться с детской истерикой? «Ах, как я зол!» Это восклицание из песенки в мультфильме «Голубой щенок» описывает не только чувства героя Пирата, но порой и вашего малыша. И с этим рано или поздно сталкивается каждый родитель. Детские капризы и истерики объясняются особенностями этапа взросления, меняющимися потребностями ребенка, а значит, и реагировать мы можем по-разному. Как успокоить истерику малыша, не навредив ему и вашим отношениям — читайте далее

Начались капризы: что делать родителям

Даже самые послушные малыши капризничают и психуют. Это нормально. И нет универсальной рекомендации, которая бы помогла моментально погасить истерику ребенка. Ведь сами причины капризов могут быть разными.

С грудничками в возрасте 6 месяцев все более или менее понятно. Нужно взять себя в руки и успокоить малыша. Тут каждый справляется как может — качает, поет песенку, дает любимую игрушку или грызунок, чтобы снять боль в деснах. Если нужно — покормить, напоить и уложить спать. «Плохие дни» случаются даже у маленьких детей — скорее всего, завтра у ребенка будет настроение получше, он не будет капризничать, психовать и плакать.

Но начиная с года, приемы «покачать и накормить» уже не сработают. Как справиться с ситуацией и быстро погасить капризы?

Переключить внимание ребенка

Возможно, малыш и не замыслил ничего плохого — начал капризничать и психовать, потому что устал или заскучал

Попробуйте переключить его внимание на что-нибудь другое. Безотказно работает с детьми 1-2 лет

Ребенок начал капризничать в магазине? Отвлеките его игрушкой (непременно положить с собой в сумку). Или привлеките малыша к помощи — пусть достает продукты с нижних полок.

Использовать разумные доводы

Если ребенок вдруг распсиховался, попробуйте с ним договориться. После 3 лет он вполне способен понять, что за «неправильным» поведением может последовать наказание. Самое время учиться вести мирные переговоры со своим ребенком.

Конечно, обойдемся без угроз и строгих наказаний. Спокойно объясняем, почему именно «нет» и «нельзя». Скорее всего, капризный ребенок внемлет разумным доводам, когда плаксивость носит именно периодический характер.

Прибегнуть к помощи «зала»

Прекрасный способ отвлечь ребенка 1-2 лет от собственных капризов — позвать на помощь друга, «подставное лицо».

Берем любимую игрушку малыша и говорим: «Мне очень грустно. Пойдем погуляем». Скорее всего, ребенок и забудет, что плакал. Конечно, он понимает, что это мама. Но ему непременно понравится это представление.

Действовать от противного

На трехлетку вдруг накатил «приступ» негативизма, он капризничает и психует, как это бывает в период возрастного кризиса? Когда он на все говорит «нет», попробуйте действовать от противного.

Если хотите пойти направо, говорите, что вам налево. Скорее всего, малыш начнет шагать именно направо. А когда нужно накормить ребенка мясом, скажите, что тот аппетитный кусочек ему совсем нельзя. Наверняка съест с удовольствием. Периодически, когда позволяет ситуация, можно справляться с детскими капризами именно так.

Подавить негативные эмоции ребенка шуточным боем

Если ребенок закатил истерику или капризничает дома, можно предложить ему шуточный бой подушками или мягкими игрушками. Прекрасный способ выплеснуть стресс и негативные эмоции — направить гнев в мирное русло.

Не оставлять ребенка одного

Когда ребенок капризничает и психует который час, эмоции зашкаливают — кажется, что уже невозможно это терпеть. Найдите в себе силы остаться рядом и поговорить с ребенком. Не оставляйте его наедине со стрессом.

Обнимите, прижмите к себе. Скажите, что понимаете его. Еще раз объясните запрет или, наоборот, необходимость что-то сделать. Если и это не успокоило капризного ребенка, останьтесь в комнате поблизости. Наверняка обиды скоро пройдут.

Не терять самоконтроль

Родительские крики и строгие наказания не помогут справиться с детской истерикой. Так вы показываете малышу, что совершенно беспомощны перед его капризами

И неважно сколько ему лет — год или уже пять

Сначала нужно справиться с собственными нервами. Выйдите из комнаты, успокойтесь. Потом можно решать проблему — уговорами, разговором «по душам» или отвлечением внимания.

Чего мы хотим достичь своей реакцией?

Очень важно правильно понять, что вы чувствуете в ответ на плач ученика. Разные люди в разной степени умеют скрывать свои истинные потребности, но зачастую это очень видно невооруженным глазом. . Вполне понятным (из-за чувства тревоги), но не лучшим вариантом будет показать, что вы не волнуетесь, если это не так. 

Вполне понятным (из-за чувства тревоги), но не лучшим вариантом будет показать, что вы не волнуетесь, если это не так. 

Скорее всего, ваша реакция на то, что ученик плачет, будет выглядеть нарочитой и, как следствие, нечестной. Понятно, что вы преследуете цель не потерять самообладание / не растеряться в ответ на плач ученика — появляется желание успокоить из-за страха перед слезами. Но откуда этот страх взялся? Может быть, вы переживаете, что другие ученики заметят вашу слабость? Или что плачущий не сможет больше выйти к доске? Честность к себе — хороший первый шаг к правильной реакции!

Не ранить обнаженную душу ученика — это хорошая мотивация, потому что она честная. Однако она не учитывает конечную цель: в идеале нам нужно, чтобы ученик больше не боялся (или боялся не так сильно) выходить к доске.

Самый хороший вариант — помочь ученику разобраться в проявившейся реакции, чтобы сделать этот момент точкой роста. Скорее всего, сам ученик не до конца понимает, почему в конечном итоге он заплакал, потому что испытывает целый спектр довольно ярких эмоций. Поддержать и поделиться ресурсом для поиска источника тревоги (если это про тревогу), обсудить случившееся в подходящей обстановке — вот главные действия в такой ситуации. Если все пройдет хорошо и продуктивно, то ученик станет действовать теперь с учетом своих особенностей и сможет решить-таки ту самую задачку по математике.

Что же делать?

Представьте, например, ребенок очень просит купить еще одно мороженое. Но по определенным причинам вы этого не можете сделать. Обвинять его, объяснять, игнорировать или наказывать – нет смысла.

Во-первых, в ваших силах не довести это до истерики

Лучше сразу сядьте рядом на его уровне и скажите мягко, спокойно (это очень важно!), например: «Дорогой, я знаю, тебе так хочется мороженое, но, к сожалению, мороженого сегодня больше не будет». Все

Не объясняйте, каждое ваше объяснение будет вызывать у ребенка надежду, что если он приведет свой аргумент, то сможет изменить ваше мнение.

Ребенок может еще продолжать просить, а вам важно оставаться таким же сочувствующим, принимающим взрослым, но четко и спокойно говорить: «Мороженого больше не будет». Ребенок может расстроиться, впасть в истерику

А вам стоит оставаться рядом и быть готовым его утешить. Некоторые детки могут сразу побежать за утешением в руки родителя (если отношения с ним для него надежные, доверительные, безопасные и если все хорошо с процессом адаптации). Другие дети сначала могут не позволять себя утешать, но важно оставаться рядом и давать понять, что вы тут и готовы в любой момент обнять его и пожалеть.

Поначалу слезы, скорее всего, будут очень громкими, на повышенных тонах, и, сквозь них, ребенок будет продолжать требовать мороженое. Его тело будет напряженно

Но если вы будете сохранять самообладание и показывать, что вы рядом и готовы утешить его в любой момент (ВАЖНО ни в коем случае не уходить, не игнорировать, не ругать ребенка), то, постепенно, лимбическая система (эмоциональный центр мозга) зафиксирует тщетность (то, что нельзя изменить). Истерический плач начнет переходить в тихий, тело ребенка расслабится, он перестанет просить мороженое, напротив, он может начать говорить «ты никогда мне не разрешаешь» и т.п

И на этом этапе, обычно дети сами «бросаются» в те теплые, принимающие и доверительные объятия, которые вы готовили все это время. В этот момент вы можете уже озвучить чувства ребенка: «ты так расстроен, что больше не будет мороженого, тебе так грустно». И дайте ребенку выплакаться до конца, жалея и утешая его.

Важно оставаться понимающим и заботливым взрослым до конца, потому что только в таких условиях сможет произойти процесс адаптации ребенка. И стоит понимать, что слезы бывают разные, и не все приводят к адаптации

Можно плакать от обиды, от боли, от злости и т.д. Исследование состава слез показали, что он совершенно разный у каждого типа. И только слезы тщетности выводят токсины из крови и стимулируют выброс гормона окситоцина (гормона привязанности), который препятствует выделению гормона стресса, кортизола.

И стоит понимать, что слезы бывают разные, и не все приводят к адаптации. Можно плакать от обиды, от боли, от злости и т.д. Исследование состава слез показали, что он совершенно разный у каждого типа. И только слезы тщетности выводят токсины из крови и стимулируют выброс гормона окситоцина (гормона привязанности), который препятствует выделению гормона стресса, кортизола.

От плохого к хорошему

После этого ребенок признал, что банан сломался и что он ничего не может с этим поделать. Он может снова стать формирователем своей жизни, независимо от того, что происходит с бананом. Он может сосредоточиться на других областях деятельности, на которые он действительно может влиять, и снова почувствовать самоэффективность.

Вы, наверное, знаете это из повседневной жизни с ребенком. Но фрустрация также играет роль во взрослой жизни.

Что вы чувствуете, когда попадаете в неприятную ситуацию? Можете ли вы принять и оплакать, если вы не можете изменить стрессовую ситуацию прямо сейчас?

Себя нужно об этом спросить, потому что мы очень часто попадаем в такие ситуации, особенно в роли родителя. Ребенок может плакать больше и спать меньше, чем вы ожидали.

Братья постоянно нападают друг на друга. Носки за собой никто не убирает. Школьник отказывается писать диктант. Дети не хотят идти с родителями на воскресную прогулку. Подросток больше не обменивается с вами даже пятью словами.

Это может быть очень неприятно, когда жизнь вдруг выглядит совсем не так, как вы себе представляли.

И что бы вы не делали – ситуация не меняется.

Как вы с этим справляетесь?

Можете ли вы провести различие между тем, на что вы действительно можете повлиять, и тем, что вы должны принять таким, как оно есть прямо сейчас?

Способны ли вы принять и огорчиться, когда вы не контролируете определенные аспекты семейной жизни? Сможете ли вы пройти через этот процесс — от гнева к печали — и, наконец, отпустить его, чтобы снова жить своей жизнью, несмотря ни на какие обстоятельства?

Да, нам, взрослым, все еще может быть невероятно трудно смириться с тем, что не все в наших силах.

Хотели бы вы пройти через этот процесс? Вы можете с любовью поддержать себя. Так же, как вы поступили бы со своим ребенком.

Как не стоит реагировать на слезы ребенка

Не кричите и не запрещайте

Вы бы сами смогли успокоиться, если бы вам с наездом заявили: «Хватит рыдать!» или «плачут только девчонки, ты же мужик. Быстро прекратил плакать!» Очень сомнительно! Вот и малыши не могут перестать плакать по вашему первому требованию, особенно, если вы делаете это в повышенном тоне. Ребенка лишь ещё больше расстроит, что вам плевать на его чувства и проблемы. Что влекут за собой запрет и крики:

  • Малыш начнет кричать и плакать ещё сильнее в ответ, получив нервный срыв. Просто представьте эту картинку общественном месте. Пожалейте себя, ребенка и окружающих вас людей!
  • После таких методов «успокоения», ребенок может стать более зажатым. Ему не захочется с вами делиться своими переживаниями или тайнами, поскольку он подсознательно будет ждать негативную реакцию и крики;
  • Ребенок потеряет к вам доверие, ему не будет хотеться с вами разговаривать даже на самые пустяковые темы. Он будет пытаться рассказывать как можно меньше деталей из рассказов о днях в детском саду или школе, не будет делиться о том, с кем дружит.

Мы часто видим и слышим, как родители кричат на своих плачущих детей, но несмотря на то, что это распространенная практика, это ужасный и травматичный способ успокоить кроху.

Последствия воспитания «настоящего мужчины»

Ребёнок не будет доверять родителю и людям вокруг. Если самый близкий человек не хочет поддержать, когда ты плачешь, то на кого можно положиться? Мальчик будет стараться внешне соответствовать требованиям родителя, но внутри всё будет по-другому. Он может перестать рассказывать о своих переживаниях, ведь его не поймут.

Мальчик не научится выражать и понимать свои эмоции. Когда говорят «Не ной, ты же сильный мужчина — соберись», а внутри всё разрывается от досады и обиды, непонятно, каким образом тогда следует реагировать. Если грустно и хочется плакать, но этого делать нельзя, человек сдерживается и «замораживает» эмоцию, а потом и вовсе перестаёт её чувствовать и отличать от других. У мальчика закладывается установка мышления: «Мне нельзя проявлять свои чувства, иначе меня не поймут, отвергнут или перестанут любить».

Формирование аутоагрессии, нарциссизма и разрушительного поведения. Ребёнок, которому запрещают плакать, будет чувствовать, что ему нужно быть «правильным» в глазах родителя — только тогда его будут любить

Он учится заслуживать внимание и любовь, а не быть безусловно принятым и самым лучшим для мамы и папы. Если подрастающий мужчина что-то делает не так, то утопает в самобичевании, порой наносит себе телесные травмы в качестве наказания или забывается в опасных развлечениях — пьянстве, наркомании, игромании, обжорстве, безрассудном и импульсивном поведении. 

Проблемы со здоровьем и вегетососудистые заболевания. Подавление эмоций приводит к эмоциональному истощению, стрессу и в перспективе — к болезням. В результате долгого 12-летнего научного исследования установлена прямая зависимость между подавлением эмоций и риском повышенной смертности. «Печаль, что не выльется в слезах, заставляет плакать другие органы», — сказал академик К. М. Быков.

<<Форма аттестации>>

Как мы боремся с эмоциями?

Представьте себе ребёнка, который отчаянно и громко плачет. Мама не купила шоколадку, упал, сделали укол — причина может быть любой. А вот реакция со стороны взрослых обычно предсказуема: любым способом это прекратить.

Лучше «проанализировать ситуацию с точки зрения эмоций»

Ребёнка переполняет страх, обида или гнев. Это неприятно, он не знает, что с этим делать, и делает то, что умеет — кричит. Родителю такая реакция не нравится, и он начинает бороться с эмоциями ребёнка.

Как он это делает?

  • Подавляет: «Хватит орать, на тебя уже все смотрят!» А если ещё пригрозить наказанием, то, возможно, ребёнку удастся, в ущерб себе, подавить неугодную взрослому эмоцию.
  • Прерывает: «Ой, смотри, какая птичка прилетела!» Ребёнок отвлекается и, пока не перестанет верить таким уловкам, переключается с недопережитой эмоции на птичку.
  • Отрицает: «Это ни капельки не больно. Даже малышам делают прививки, и они не боятся». Ребёнок чувствует страх, но мама утверждает, что бояться тут нечего. Появляется неуверенность: «Со мной что-то не так».

Взрослые борются не только с эмоциями ребёнка, но и со своими: «зря я так разволновалась, ничего же не случилось», «что-то я совсем расхандрилась, надо встряхнуться», «съем-ка шоколадку, а то что-то мне тревожно».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий