5 самых несправедливых и обидных фраз от родителей, которые могут услышать дети

Две ошибки, которые делают родители

Некоторых родителей обидные выражения ребенка настолько потрясают, что они стараются избавить ребенка от желания впредь так себя вести.

И для этого обычно применяются 2 способа:

  1. Пристыдить ребенка.

«Неблагодарный»- такой ярлык вешается на ребенка, который оскорбляет чувства родителей, обесценивает их вклад в его воспитание. Родители демонстрируют моральную боль, которую ребенок нанес. Они стыдят его вместе или по- отдельности. И ребенок проваливается в чувство вины, а заодно готов провалиться и сквозь землю от стыда. «Как ты мог так поступить со мной?»- спрашивают родители и не видят, кто на самом деле здесь маленький.

Наказать ребенка!

Для того, чтобы не повторялись подобные ситуации, родители приходят к выводу, что лучший способ- наказать ребенка. Так они видят его путь исправления от нежелательного поведения. Так им кажется, что ребенку впредь будет неповадно высказываться в адрес родителей. И кроме того, теперь он станет их уважать и ценить по достоинству. Но этот путь часто приводит к неврозам. Кто из детей может спокойно выдерживать, что мам обиделась, особенно, если мама игнорирует и молчит часами в наказание?

Родители не осознают, что наказания в краткосрочной перспективе будут эффективными. Но в долгосрочной- будут вести к разрушению близких, теплых отношений между ними и ребенком.

«Вот исполнится 18, тогда будешь решать, что тебе делать»

Если судить по такой логике, ребёнок не имеет право на своё мнение вплоть до мистических 18-ти, когда по закону он станет совершеннолетним. До этого момента всё решают родители. Конечно, взрослых могут злить или раздражать решения ребёнка, но это не повод использовать такие категоричные фразы. Отмахиваясь ими от обсуждения проблемы, родители отмахиваются и от своих детей, у которых потом не будет желания что-либо обсуждать со взрослыми. Так дети приходят к мысли, что лучше утаить какие-то факты, чем выслушивать обвинения.

Альтернативный вариант: «Я не против твоих решений, просто давай будем заранее обсуждать их вместе, хорошо?» (обсудите с ребенком возможные последствия его решения, помогите рассмотреть ситуацию тщательнее)

Почему ты не можешь быть таким, как все нормальные дети

Для самооценки и самовосприятия ребенка нет ничего хуже, чем сравнение с другими детьми. Критика, упреки заставляют ребенка чувствовать себя неполноценным, нелюбимым, второсортным, плохим.

Ребенок винит себя за то, что не может быть для своих родителей таким же хорошим, как другие ребятишки. Он ненавидит в себе то, за что его не принимает родитель. Он подавляет свою индивидуальность.

Чем заменить

«Я горжусь тобой». Да, у ребенка может не быть особых способностей в математике, но при этом он может иметь талант художника. Да, он может быть непоседливым, но при этом он способен добиться больших высот в спорте. Учитесь видеть особенности и достоинства своего ребенка, помогайте ему раскрывать таланты и направлять энергию в нужное русло.

Хроническое чувство вины из детства отражается на всех сферах жизни взрослого человека. Ему сложно построить карьеру, создать семью или выстроить продолжительные дружеские отношения. Внутри такого человека живет маленький, израненный ребенок.

А также внутри него постоянно звучит голос родителя: «Опять ты меня позоришь», «Как тебе не стыдно», «Почему ты не можешь жить, как все нормальные люди» и т. д.

Человек сам для себя становится строгим, деструктивным родителем. Из-за этого чувство вины, комплексы и другие проблемы только укореняются

Поэтому в процессе воспитания ребенка так важно обращать внимание на каждую мелочь, каждое слово

Автор

Светлана Трошина
Психолог

Поделиться

Позитивные установки

Родительские установки «живут» в подсознании каждого человека. Помимо ответов на вопросы: «Кто я? Какой я?», они выполняют функцию рычага, который запускает ту или иную модель поведения. Фразы «У тебя все получится», «Я рядом», «Что бы ни случилось, мы с папой тебя очень любим», придают уверенности в себе, сообщают ребенку о том, что с родителями ему безопасно.

Благодаря родительским установкам, малыш учится общаться с другими людьми, вести себя в обществе. Иными словами, воспитание без таких установок невозможно. Кстати, многие поговорки и пословицы – это уже сформулированные установки, которые родители транслируют детям:

«Без труда не выловишь рыбку из пруда»

Установка, которая учит: для достижения чего-либо необходимо прилагать усилия;

«Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы люди относились к тебе»

Главное правило человеческих отношений, которое подсказывает, как нужно общаться и вести себя.

«Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь»

7 фраз, которые нельзя говорить ребенку

В возрасте пяти лет дети учатся оценивать смысл сказанного. В этот период стоит дать понять, что словом можно не только похвалить и ободрить, но и обидеть, унизить человека.

«Один в поле не воин»

Пять лет – возраст, когда ребенок учится выстраивать межличностные отношения

Пословица объясняет, почему важно иметь друзей и приятелей

«На ошибках учатся»

Ошибки – это ценный опыт. Исправь недочет, и сделай правильный вывод.

Что делать, если ребенка обзывают

Что делать, если ребенка обзывают в школе или детском саду? Для начала разобраться в причинах поведения сверстников в отношении вашего ребенка. То, что дети обзывают друг друга, нельзя назвать чертой современного поколения. Все поколения детей обзывались и сочиняли дразнилки. Вспомните свое детство, оно тоже не было исключением. Даже если вас лично не обзывали, вы наверняка были свидетелями обзывательств других. А, может, и участниками?

По имени, фамилии, внешности, характеру, поведению, походке, привычкам, телосложению, внешним дефектам – причин дразниться всегда было предостаточно. 

Если малыш начал жаловаться, что другие дети регулярно обзывают его, следует поговорить и научить некоторым приемам, которые помогут по-другому относиться к обидчикам и плохим словам.

Ведь те, кто произносит обидные обзывательства, рассчитывают как раз на то, что адресат станет злиться, плакать, отвечать на обиду, тем самым вызовет новую волну насмешек. 

Если же авторы дразнилок поймут, что на них не реагируют, быстро потеряют интерес и найдут другую жертву. 

Поговорите с воспитателем или учителем, если процесс травли происходит в детском саду или школе. В отличие от родителей педагоги могут высказать недовольство перед всем классом или группой, сделать замечание тем, кто обзывается, и поговорить с теми, кого обзывают. 

Такие публичные разговоры имеют как положительный эффект, так и отрицательное продолжение. 

Положительный эффект заключается в том, что на какое-то время обиды прекратятся; отрицательный же — в том, что в ближайшее время обзывательства возобновятся уже с большей жестокостью и угрозами.

Дети, понимающие, что подобное дело не всегда имеет положительный конец, отказываются от публичных разбирательств. Поэтому правильнее будет научить ребенка способам отражения обид и нейтральному отношению к ним.

  • Учите малыша не проявлять реакцию на обзывательства. Объясните, что поначалу сделать это будет непросто, но эффект того стоит. Объясните ребенку, что откликаться, поворачиваться можно только, услышав свое имя, а не кличку, которую придумали обидчики. Во всех остальных случаях – нет. Вскоре те, кто выкрикивает обзывательства, потеряют интерес.
  • Если реагировать на обидные слова, то не гневом, не злостью, не агрессией. Проще всего согласиться, сказать «да, откуда ты знаешь, как меня называют дома?». Или придумать какую-то веселую историю, используя слово-обзывательство. 
  • Жертва обзывательства может сохранить выдержку и прямо спросить у обидчика, в чем причина такого поведения и всех нелестных выражений. Можно предложить дружбу и забыть то, что произошло. 
  • Ни в коем случае не позволять манипулировать собой и своими действиями. Иногда обидчики на то и рассчитывают: что тот, кого обозвали будет догонять, кидаться камнями или чем-то еще, при этом группа детей продолжит травлю и станет веселиться. Объясните ребенку, что как бы не было сложно держать себя в руках, это лучше, чем поддаться на провокацию и доставить удовольствие невоспитанным детям.
  • Определенные дразнилки допускают ответ на них. Обычно отговорки придумываются в рифму с дразнилкой и вторят по смыслу. Отговорки проговариваются спокойно, с улыбкой и уверенностью.

«А вот сын моей подруги уже зарабатывал в твоём возрасте…»

Каждый человек, каждый ребёнок индивидуален, поэтому сравнивать его с другими неуместно. У него свои сильные и слабые стороны. И когда родители хвалят кого-то другого, ребёнок чувствует себя одиноким и ущербным. Почему родители не видят его достижения? Нужны какие-то условия, чтобы получить любовь папы и мамы? Упоминания «сына маминой подруги» или любого другого ребёнка, который в чём-то лучше, сперва вызывают боль, а затем заставляют делать всё возможное, чтобы заслужить любовь родителей. Получать высокие отметки по предметам, которые не нравятся, развиваться в спорте, который разонравился. Бежать за результатом, не испытывая при этом радости.

Альтернативный вариант: не сравнивайте ребёнка ни с кем, кроме него самого. Начинайте обсуждать вопрос с чего-то хорошего, а затем мягко указывайте неотрицательные аспекты.

«Будут у тебя ещё отношения, забудь уже его (её)»

У взрослых есть опыт в любви, но иногда им сложно вернуться мыслями в свои подростковые годы и вспомнить, какая буря чувств захлёстывала их тогда. Первое свидание, первый поцелуй, первое расставание… Тогда казалось, что любимый человек — единственный на этом свете, а расставание с ним — это большая трагедия. Юношеский максимализм — то, о чём стоит помнить родителям подростка, чтобы не наносить травмы жестокими словами («Этот человек тебя не достоин», «Будет у тебя ещё много таких Тань (Вань)», «Ты обязательно найдёшь кого-то получше» и т. п.) Иначе ребёнок почувствует, что его не понимают, что его обесценивают, может зациклиться на этом человеке, винить себя в расставании и т. д.

Альтернативный вариант: «Я вижу, как тебе тяжело. Я понимаю, насколько больно расставаться с человеком, которого любишь. Хочешь, поговорим об этом? Знаешь, у меня тоже были отношения в твоём возрасте…» (поделитесь своей историей и помогите ребёнку рассмотреть ситуацию с разных сторон)

Как восстановиться эмоционально: полезный онлайн-курс

Услышав оскорбления в свой адрес, порой трудно вернуть душевное спокойствие и равновесие. Это очень сильный стресс.

Чтобы научиться правильно реагировать на конфликты, оскорбления и другие жизненные потрясения, очень важно «прокачивать» эмоциональный интеллект — навык определения, понимания и управления своими эмоциями, а также распознавание эмоций других людей. Например, можно пройти онлайн-курс «Эмоциональный интеллект» от платформы «Викиум»

Например, можно пройти онлайн-курс «Эмоциональный интеллект» от платформы «Викиум».

Страница онлайн-курса

В курсе — 20 уроков, которые помогут:

  • Эффективно разрешать конфликты.
  • Сохранять невозмутимость в сложных ситуациях.
  • Повысить уверенность в себе.
  • Разобраться в эмоциях.
  • Научиться управлять своими эмоциями.
  • Замечать признаки обмана в ходе диалога.

После обучения вы сможете:

  • «Читать собеседника».
  • Выявлять ложь на работе и в личной жизни.
  • Видеть манипуляции.
  • Наладить личные отношения.
  • и многое другое.

Стоимость обучения: 1 990 руб.

На сайт курса →

Как ответить на оскорбление и грубость: примеры остроумных фраз (40 вариантов)

Теперь давайте посмотрим примеры, которые помогут достойно ответить на оскорбление и грубость. Мы собрали 40 остроумных, грамотных и красивых ответов на хамство.

Как ответить на оскорбление — примеры фраз:

  1. Я не понимаю, что ты сейчас говоришь. Я не говорю на абсурдном языке.
  2. Лицо поправь — пафос потек.
  3. Я вижу, что ты очень стараешься, пытаешься задеть меня, но, извини, все зря. Мне жаль.
  4. Попробуй придумать что-то про мои уши. Мне всегда казалось, что они слишком большие.
  5. Я бы сейчас засмеялся (-лась), если бы ты смешно пошутил. Попробуй еще раз.
  6. Громкость речи не придает смысла и весу словам — как говорил ерунду, так и говоришь
  7. Смотрю на тебя и понимаю, что твоя голова всего лишь декоративное приложение к телу.
  8. Не переживай, когда-нибудь ты обязательно скажешь что-нибудь умное и смешное.
  9. Если мне понадобится совет, я обязательно вас разыщу.
  10. Смех без причины — признак блондинок и идиотов. Чтобы убедить меня в первом, для начала сбрей сою щетину и бороду
  11. Никому здесь не интересны твои комплексы. Оставь их себе.
  12. Тебе нужно тренировать свое чувство юмора. Оно еще в зачаточном состоянии.
  13. Даже не знаю, чем тебе помочь. Отдать тебе пустые бутылки?
  14. Ты прямо человек анекдот. Правда неудачный.
  15. Ты из принципа игнорируешь здравый смысл?
  16. Похоже ты тупиковая ветка эволюции.
  17. Я не знаю, что ты ешь, но это делает тебя тупым и неприятным типом.
  18. У вас всегда такая скудная фантазия или просто сегодня день неудачный?
  19. Я бы тебя послал (-а), но вижу — ты и так оттуда.
  20. Мозг человека на 80% состоит из жидкости. У многих — из тормозной. А некоторым еще и конкретно не долили.
  21. Давай заключим сделку: ты не говоришь обо мне ложь, а я не говорю о тебе правду.
  22. Лучше умно молчать, чем тупо говорить.
  23. Шути тише, а то мне стыдно.
  24. Ваше остроумие как два пальца. Оно также вызывает рвоту.
  25. Ничего страшного. Медузы тоже без мозгов живут.
  26. Дефекты мозга тоналкой не замажешь.
  27. Я не знаю, чем ты руководствовался, но логику я исключаю сразу.
  28. С твоей интуицией только и предсказывать, в какой руке арбуз.
  29. Я бы сразился с тобой в интеллектуальном бою, но боюсь, что у тебя нет оружия.
  30. Обидеть может только равный, а ты мне не ровня, мозгов маловато.
  31. Ну кто так шутит? Запоминай: цепляешься за самую выдающуюся особенность и подбираешь сравнение. Вот у тебя, например, нос длинный — наверное, любишь совать его в чужие дела.
  32. Да, логика — не твой конек. Да и с рационализмом не очень. Попробуй себя в творчестве: твои фантазия и образное мышление развиты прекрасно.
  33. Попробуй превратить количество слов в качество.
  34. Да, выглядишь ты сегодня не очень, но это не значит, что нужно вести себя так же.
  35. Ладно, ты победил, у тебя хромосом больше.
  36. Зачем ты на меня смотришь как на тупого? Я же ведь не твое отражение.
  37. Ты на дне океана. Тебе некуда падать.
  38. Никто не запрещает тебе считать себя царем горы, но прошу, знай свою гору.
  39. Самооценку снизь, не соответствуешь.
  40. Эй, чувак. Яркость поубавь.

«Делай что угодно, только отстань от меня!»

Ребёнок чувствует себя ненужным, когда слышит подобные слова. Кажется, он даже мешает родителям, раз они не хотят иметь с ним дело. Хочется исчезнуть, раствориться, чтобы никому не доставлять хлопот. Родители — это самые близкие люди, и если даже они отказываются быть рядом и сопереживать… Так ребёнок приходит к суицидальным мыслям, к мыслям о самоповреждении. Либо он будет отчаянно искать того, кому будет нужен, даже если человек будет им пользоваться.

Альтернативный вариант: «Ситуация сложная… Я вижу, что тебе тяжело, ты можешь обсудить со мной то, что тебя волнует. Что я могу сделать, чтобы помочь тебе?»

Как видите, ситуации разные, а выход всегда фактически один и тот же: слушайте и старайтесь услышать своего ребёнка. Не судите, не оценивайте, воздержитесь от резкой критики, лучше обнимите, поддержите, поговорите. Ребёнок, как и любой другой человек, имеет право на принятие и поддержку в любой ситуации.

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, .

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

6 фраз, опасных для психики ребенка

«Мы все расскажем папе»

Что думает ребенок: «Мама и папа — одна команда, и, если один из них на меня обиделся, значит второй тоже».

Последствия: Ребенок думает, что, если папа безо всяких уговоров будет поддерживать маму, значит, мнение и версию произошедшего от ребенка никто слушать не захочет. От этого у малыша могут развиться комплексы одиночества и нежелания высказывать свое мнение, что будет только усугубляться в будущем. Психика ребенка будет нарушена!

Как лучше поступить: Дети обычно считают папу самым лучшим и сильным мужчиной на планете. Папы обладают мощным авторитетом, а мамам проще доверить какие-то тайны

Поэтому очень важно, чтобы ребенок имел личный контакт с отцом, делал это искренне и умел признавать свои ошибки

«Я сам все сделаю, ты еще маленький и ничего не умеешь»

Что думает ребенок: «Зачем стараться и пробовать что-то сделать, если у тебя все равно ничего не выйдет».

Последствия: Конечно, когда вы хотите сделать что-то сами и быстро, помощь ребенка может только мешать. Но не отбивайте у малыша желание быть полезным, учиться помогать и наблюдать, как нужно действовать в разных ситуациях, иначе из него может вырасти неумеха и неудачник.

Как лучше поступить: Ребенку необходимо понимать, что он вам нужен, что его помощь для вас играет большую роль. Конечно, не все будет сразу получаться правильно, но только методом проб и ошибок чадо сможет научиться выполнять все задачи правильно.

«Не выдумывай, ты просто хочешь привлечь внимание»

Что думает ребенок: «Мне не интересны твои фантазии и переживания»

Последствия: Детские страхи зачастую необоснованные, но родителям необходимо прислушиваться к тому, что тревожит и беспокоит их детей. Иначе есть вероятность, что милый напуганный малыш вырастет в замкнутого и черствого человека.

Как лучше поступить: Будьте своему малышу другом, разберитесь вместе с его страхами и перестаньте использовать частицу «не». Например, произносите вместо фразы «не придумывай, в темной комнате никого нет» что-то вроде «давай вместе зайдем в темную комнату и поймем, что там ничего страшного нет».

«Мне не интересно, хочешь ты этого или нет»

Что думает ребенок: «Ни ты, ни твои желания никому не интересны».

Последствия: Если придерживаться только мнения, что желания ребенка вам не интересны, есть вероятность, что он либо станет бунтарем, который захочет всем что-то доказать, либо человеком без собственного мнения. И то и другое — вредно для психики ребенка.

Как лучше поступить: Пытайтесь находить компромисс со своими детьми, прислушиваться к их желаниям, объяснять, почему вы поступили по-своему.

«Все, что у тебя есть, не принадлежит тебе, мы купили это за деньги»

Что думает ребенок: «Мы зарабатываем деньги и поэтому все, что у тебя есть, наше. Мы в любой момент можем это забрать».

Последствия: Вы рискуете вырастить ребенка, которому будут важны только материальные интересы. Вы делаете из любимых вещей предмет шантажа, что заставляет ребенка думать, что все вокруг ему нисколько не принадлежит.

Как лучше поступить: Не делайте из любимых мелочей и игрушек ребенка предмет манипуляции. Покажите ему, что любите и цените его просто так.

«Пока все не съешь — никаких развлечений»

Что думает ребенок: «Ты получишь свое только тогда, когда выполнишь мои условия».

Последствия: Такой метод хорош, но только до определенного момента. Ребенок подрастет и сам начнет торговаться с вами. Таким образом, пропадает истинная мотивация к действиям, и психика ребенка оказывается нарушена.

Как лучше поступить: Не нужно изначально подкупать ребенка своими условиями

Объясните малышу свою позицию и расскажите, почему важно поступить именно так

«Ты лентяй и лодырь, тебе ничего не интересно»

Родители — состоявшиеся личности, которые обзавелись работой и семьей, прошли подростковый кризис и справились со множеством трудностей на пути к своему взрослению. Они зачастую забывают, насколько сложно бывает найти себя, понять, что действительно интересно и с чем хочется связать свою жизнь. В таких случаях им стоит осознать, что ребенок ничем не занимается не из-за того, что он лентяй, а из-за того, что он не нашел то, чему ему хочется посвятить свое свободное время. Обвинения детей в том, что они ленивы, только нагнетает и заставляет их верить в то, что они ничего не умеют.

Ребенка нужно мягко подтолкнуть, предложить записаться в какую-нибудь секцию, кружок по интересам, на факультатив. В располагающей обстановке спросите его, чем бы ему хотелось заниматься глубже; возможно, он боится, что его увлечения сочтут несерьезными и нестоящими сил и времени. Если вы разделите хобби своего сына или дочери, то это во многом сделает ваши с ними отношения теплее и доверительнее.

Как тебе не стыдно так себя вести

Обычно такой фразой родители пытаются повлиять на поведение ребенка, добиться послушания. Однако ребенок воспринимает это примерно так: «Твои эмоции, желания и потребности никому не интересны. Даже не пытайся выражать свое мнение».

Чем заменить

В этом случае нужно действовать по ситуации. Например, если ребенок кричит или прыгает по сиденьям в автобусе, то можно сказать следующее: «Для криков и прыжков есть специально отведенные места. Давай потом сходим в батутный центр? А пока давай вместе посмотрим мультик на телефоне?»‎

Ребенок кричит и прыгает, потому что нуждается во внимании, активности. Дайте ему это, научите его поведению в социуме без ущерба личных интересов.

Как отучить ребенка обзываться

Как отучить своего ребенка обзываться? Это довольно серьезная проблема для родителей, уличивших в подобном поведении собственное чадо. Если стало известно о случаях, когда автором дразнилок стал ваш ребенок, следует принять меры и постараться не допустить развития подобной ситуации.

Для начала с малышом нужно спокойно поговорить. Спросите, какие случаи и какие дети вызывают желание дразнить. Чем вызвано такое поведение?

Задайте вопрос, как бы он отреагировал, если б эти слова кто-то произнес в его адрес? Ваша задача – заставить ребенка почувствовать, что испытывает человек, которого обзывают и натолкнуть на мысль, что этого делать нельзя.

Расскажите, что существуют хорошие и обидные слова. Объясните смысл тех и других, расскажите о влиянии на настроение человека.

Поделитесь историей из своего детства, расскажите о переживаниях и чувствах, которые испытывали, когда стали жертвой дразнилок. Пусть ребенок прочувствует вашу обиду и боль, сравните себя с тем малышом, которому досталось от вашего сына/дочери.

Выясните, какая моральная обстановка царит в классе или детсадовской группе, что происходит между детьми, насколько дружен детский коллектив и важна вербальная связь. Если выявите разногласия и агрессию, поговорите с воспитателем или учителем, прибегните к помощи психолога.

Следите за тем, что говорите дома, как общаетесь с супругом, что рассказываете о друзьях, подругах, коллегах. Ребенок слышит все, и впитывает информацию быстро. Для него это взрослая жизнь, которая представляет особый интерес. Он будет подражать поведению родителей, повторять сказанные слова, ситуации.

Читайте правильные книги, смотрите вместе с ребенком обучающие программы и детские передачи. Обязательно обсуждайте прочитанное и просмотренное. Ваше мнение должно совпадать в мнением положительных героев, тем самым — учить ребенка добру.  

«У тебя ничего своего нет, все куплено на наши деньги»

Таким образом родители демонстрируют, что материальные ценности для них важнее, чем счастье собственных детей. Они показывают свое полное превосходство над ребенком, указывая ему на то, что финансово он полностью зависим от них и без их помощи ничего бы не имел.

Периодически слыша эту фразу от родителей, у детей складывается ложное виденье того, что важно, а что вторично. У них всегда на первом плане будут материальные, а не духовные ценности

Если ребенок легкомысленно отнесся к вещи, подаренной родителями, то стоит объяснить ему, что мама и папа работали и старались, чтобы купить эту вещь и подарить ему. Тогда малыш поймет, насколько он важен для родителей, и обретет эмоциональную привязку к вещам, которые напоминают ему о близких людях.

«Кому ты такой нужен? Кто тебя такую возьмет замуж?»

Подобные высказывания вселяют в девочек и мальчиков глубокую неуверенность в собственной привлекательности, поскольку с раннего возраста  убеждают в том, что они не достойны любви, что слишком некрасивы или глупы для нее. Такие дети в будущем сталкиваются с проблемами в личной жизни из-за идей, которые им навязали родители еще в детстве.

Чувство собственной неважности может негативно отразиться не только на отношениях с противоположным полом, но и на карьере, общении со сверстниками. Если таким детям выпадет возможность вступить в отношения с непорядочным человеком, они могут охотно на него согласиться, считая, что другого шанса может и не быть

Опасные родительские предписания – негативные установки

Родительские установки – тема, которую в своих научных трудах рассматривали десятки психологов. «Драйверы» Кэлера, «12 директив» Гулдинг, «Сценарии» Берна – вот скромный список наиболее популярных концепций, описывающих влияние поведения родителей на будущее детей.

Ниже собраны фразы, которые родители, увы, используют наиболее часто. Давай попробуем перевести их на язык детского восприятия и понять, какой смысл малыш извлекает из этих выражений.

«Сильные не плачут», «Не реви»

Ребенок слышит: «Не чувствуй! Не выражай свои эмоции, так как они неприятны. Кому грустно – тот слабак». Стоит ли удивляться, что, повзрослев, такой человек будет носить в себе весь негатив и приобретет парочку расстройств или зависимостей?

«Яблоко от яблони…», «Весь в своего папашу»

Ребенку говорят, что его родитель – плохой, и он растет таким же. Малышу объяснили, что он сделал не так? Насколько уместно обвинять ребенка в том, что он похож на родителя? Разве он выбирал себе «папашу»?

«Не твоего ума дело», «Детям слово не давали»

Это не просто запрет на высказывание своего мнения, но и обвинение в том, что мнение у ребенка в принципе есть. В будущем дети с такими установками склонны соглашаться с чужим выбором в ущерб себе. Они не умеют принимать решения и проявлять инициативу.

«Мы столько сил в тебя вложили, а ты …», «Я все для тебя делаю»

С малых лет человек понимает, что уже разочаровал и не оправдал ожиданий (ему хотя бы сообщили, чего от него ожидают?). Ребенок не просил «все для него делать» – это было решением родителей. А уж какой простор для манипуляций на почве чувства вины открывается!

«Дай, я сделаю», «У тебя не получится»

Неудивительно, что после таких слов человек займет пассивную позицию, не будет верить в свои силы и способности. Он всегда будет ждать чьей-то помощи.

«Фу, какой ты грязный/глупый/неаккуратный»

Так вы демонстрируете пренебрежение. Вывод – меня любят, если чистый/тихо себя веду/не допускаю промахов.

Нужно ли обращать внимание на обидные выражения

Некоторые всерьез задумываются, а нужно ли обращать внимание на обидные слова и фразы? Может, проигнорировать вовсе и выражение, и автора?

Психологи помогают разобраться в причинах высказывания обзывательства.

Они могут быть разными, поэтому на какие-то просто необходимо отреагировать, а какие-то смело можно оставить без внимания:

Обзывательство как способ позвать играть. Например, ваш ребенок сидит и играет самостоятельно. На приглашения других ребят подойти к ним не реагирует. 

Тогда дети придумывают какое-то слово, которое начинают периодически повторять, обращаясь к нему. Они рассчитывают, что обиженный побежит догонять обидчиков, подойдет разбираться, а там уж можно и дружбу завязать. 

Дети не всегда осознают в полной мере, что слова могут сильно обидеть человека, нанести психологическую травму. В таком случае лучше подсказать ребенку, что с ним хотят подружиться и поиграть. Чем раньше начнутся добрые дружеские отношения, тем меньше расстройств придется пережить.

Перевод обзывательства в шутку

Тот, кто начинает обзывать другого на глазах у сверстников, хочет привлечь внимание к своей персоне, развеселив одних и разозлив других. В этом случае можно вовсе не реагировать

Тот, кто решил показать себя, себя же выставит посмешищем. Затея не удастся, если не произойдет ответной реакции.

Обзывательство как агрессия, произносится с целью обидеть и причинить боль. В этом случае нельзя делать вид, что ничего не произошло. Но отвечать нужно спокойно и рассудительно, чтобы не усугубить ситуацию и не довести до крайности конфликт.

Обидные слова в отместку за что-то. Того, кто начинает обзываться, могли обидеть другие дети. Он не может им отомстить, поэтому вымещает месть и злобу на другом малыше. Либо же мстить заставляет зависть.

Если все довольно примитивно, можно не реагировать или просто поставить обидчика на место, разъяснив ситуацию. Если же обида имеет другие проявления (злоба, агрессия, физический напор), следует вмешаться взрослым и усмирить обидчика.

Попытка спровоцировать ответную реакцию путем оскорблений: вызвать на диалог, разговор, драку, привлечь внимание и т.д. Реагировать или нет –зависит от конкретной ситуации и серьезности.

Обзывание как способ самоутвердиться используют люди, не гнушающиеся унижать других, обижать слабых

Как правило, они имеют низкую самооценку и жестко нуждаются в общественном одобрении. В таких случаях вмешательство взрослых в конфликт будет своевременным.

Фантазии или склонность к философии могут стать причиной высказывания обидных слов. Например, какая-то девочка вызывает у мальчика ассоциации с животным или птицей, он называет ее коровой, сорокой, не понимая, что слова обидны.

От нечего делать, от скуки некоторые дети выбирают жертву, начинают придумывать дразнилки. Чаще всего это происходит не со зла. Но лучше объяснить, чтобы не стало привычным делом обижать других.

«Я всю жизнь ради тебя на трех работах горбачусь!»

Эти слова для каждого каждого ребенка — удар в самое сердце. Ими можно настолько сильно ранить, что отношения испортятся навсегда. Услышав подобные фразы, дети считают себя обузами для собственных родителей. Они убеждают себя в том, что сломали жизнь близким людям и помешали их счастью. Такие дети часто связываются с плохими компаниями, чтобы приглушить боль.

При каждом заболевании мамы или отца ребенок будет думать, что это его вина, так как родители слишком много работают, стараясь обеспечить его.

Крайне важно подобрать другие слова для того, чтобы описать, что ребенок важен. Родители должны донести ребенку, что стараются для него, но также нуждаются в его заботе и любви, чтобы чувствовать себя счастливыми

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий