Сертификаты
Наверное, каждый взрослый в детстве хотя бы однажды получал грамоту, подписанную мамой, папой, бабушкой, учителем или тренером. Многие всю жизнь хранят эти награды, как память. Эти бумажные символы достижений помогают ребенку гордиться собой и укрепляют уверенность в своих силах.
Вы тоже можете дарить ребенку рукотворные грамоты. А если вы занимаетесь по тетрадям KUMON, то знаете, что в конце каждой тетради есть сертификат.
Когда ребенок справится со всеми заданиями из тетради, вырежьте этот сертификат, впишите туда имя ребенка, вручите ему, а затем повесьте на видное место.
Обязательно подпишите сертификат, можете написать на нем еще несколько теплых слов, ребенок их точно заслужил
Сертификат из тетради «Kumon. Клеим наклейки. В магазине»
Это позволит ребенку испытать чувство гордости за свои достижения. Скажите, что очень рады, что он старался и добился результата. При этом старайтесь хвалить не малыша («молодец и умница»), а то, что он делал («ты прилагал много усилий, был внимательным, аккуратным, и у тебя все получилось»).
Хвалите ребенка, радуйтесь его успехам и поддерживайте, когда он совершает ошибки. Достижений в учебе и новых умений!
Как родителю быть конструктивным критиком своего ребёнка
Здесь также стоит придерживаться конкретных правил:
1. Не повышайте голос, старайтесь говорить спокойно. Так ребёнок лучше поймёт, что вы хотите донести.
2. Не читайте нотации. После них ребёнок не захочет что-то менять в своей жизни. Во время разговора будьте другом и отзывчивым собеседником, предлагайте ему разные варианты решения, приводите примеры из собственной жизни, фантазируйте, что может произойти, если продолжать сохранять старые привычки.
3
Акцентируйте внимание в первую очередь на хорошем. Что бы ни происходило, стоит найти положительные аспекты
4. Не обобщайте. Рассматривайте конкретный поступок, ситуацию без использования фраз «ты так всегда», «ну вот опять», «что ещё можно было ожидать».
5. Верьте в ребёнка и предлагайте свою помощь. Ему жизненно необходимо быть уверенным в родителях, видеть в них опору и чувствовать защиту. Он должен знать: что бы ни произошло, он всегда может прийти ко взрослым за советом.
Как же правильно поступить?
Что делать, чтобы сформировать у школьника устойчивое желание и интерес к учёбе?
Доброжелательная спокойная атмосфера в семье
Это первое, чему стоит уделять внимание, причём постоянно. Вы можете по-разному пробуждать интерес к знаниям, но если обстановка в семье нервозная, с частыми ссорами и скандалами, ваши усилия ни к чему не приведут
Ходите все вместе гулять, смотрите кинофильмы, чаще разговаривайте с малышом, интересуйтесь его делами, его мнением
Важно, чтобы он знал – он часть большой семьи и здесь ему рады
Поддержка и принятие
Любите и принимайте ребёнка таким, какой он есть. Вероятно, вы хотели бы, чтобы он был более ловким, спортивным, или научился играть на фортепиано, а может, вы видите в нём будущего великого физика. Но что если природа заложила в него способности к другим занятиям? Примите это и не пытайтесь исправить. Лучше вырастить великолепного художника, чем посредственного математика.
Не концентрируйтесь на ошибках
Особенно это важно для учеников начального звена. Не делайте трагедию из-за криво написанной буквы, лучше порадуйтесь вместе с малышом за остальные, такие ровные и красивые! Подросткам можно уже более смело указывать на их промахи
Но сначала найдите, за что похвалить. «Вот эти примеры ты решил правильно, и так аккуратно всё написал! А вот тут немного просчитался. Давай посмотрим, как это можно исправить».
Не ругайте ребёнка бездумно за любые оплошности, результат будет один – он начнёт бояться. Иногда страх ошибки настолько парализует, что бывает вообще сложно взяться за дело.
Малое лучше большого
Это касается и успехов, и целей, и времени, которое уделяется выполнению домашнего задания.
Замечайте даже маленькие достижения своего ученика. Из всего упражнения правильно написанной оказалась только треть? Отлично! Всё время приносил двойки по литературе, а сегодня тройка? Здорово! Для вас это может и незначительно, но ребёнок усердно трудился, чтобы подняться на одну ступеньку выше.
Время на выполнение домашних заданий тоже лучше делить на небольшие отрезки. Например, 15 минут уделяем работе, потом перерыв, затем следующие 15 минут, снова отдых. Сначала придётся малыша контролировать, потом, когда он научится самостоятельно следить за часами, можно увеличивать временной отрезок.
Сначала «съесть лягушку»
Принимаясь за уроки, прежде всего, нужно выполнить задания по тем предметам, с которыми возникают наибольшие трудности. Это называется «Съесть лягушку». Затем устроить перерыв, отвлечься, перекусить. После этого более лёгкие задачи обычно выполняются быстро и без особых проблем. Если оставить трудное на потом, велика вероятность, что ни внимания, ни сил на это у ребёнка уже не останется.
Больше самостоятельности
Приучайте детей к тому, чтобы они сами контролировали учебный процесс. Наберитесь терпения и не вмешивайтесь. Поначалу, конечно, придётся направлять деятельность, но постепенно отдавайте бразды правления в детские руки. Пусть ученик сам соберёт портфель в школу и даже если он что-то не учёл, дайте ему прочувствовать последствия своей забывчивости, в следующий раз он постарается быть более внимательным. И обязательно хвалите за каждый пусть маленький, но удачный шаг.
Важность знаний, а не оценок
Хорошая отметка не признак хороших знаний. Материал можно вызубрить, контрольную списать, а экзамен сдать по шпаргалке. Не слишком фокусируйтесь на оценках. Если вы хотите создать школьнику достойный интеллектуальный багаж, покупайте дополнительную литературу, смотрите вместе познавательные передачи. То, что интересно, усваивается лучше.
Личный пример
Ничто не действует сильнее личного примера. Делитесь своими историями из детства, как вам удавалось преодолевать трудности в обучении, что вас вдохновляло. Покажите ребёнку, как вы сами справляетесь с чем-то, что не доставляет большого удовольствия. Комментируйте свои действия. «Я не люблю мыть посуду, но мне придётся это сделать. Зато потом, глядя на чистые тарелки, я смогу похвалить себя за то, что так хорошо и быстро справилась с неприятным делом. И меня ждёт конфетка!».
Как видно, развить достаточную мотивацию не так уж сложно. Самое главное: терпение и последовательность. Первые положительные результаты не заставят себя долго ждать, и скоро вы сможете гордиться своим юным учеником.
Что влияет на учебную мотивацию
Учебная мотивация зависит от многих факторов, но определяется тремя основными критериями:
— индивидуальные особенности, интересы и способности ученика;
— отношение семьи к обучению;
— атмосфера в школе и классе.
Создание благоприятных условий для обучения может помочь поддержать и стимулировать мотивацию учеников.
Психологические особенности детей разных возрастов и их влияние на мотивацию
Понимание психофизиологических особенностей детей разного возраста помогает педагогам и родителям грамотно выстраивать систему мотивации, учитывая индивидуальные потребности и возможности каждого ребёнка.
Мотивация младшего школьника напрямую связана с эмоциональным состоянием, а потому отличается неустойчивостью. Сегодня он получил пятёрку и любит математику больше всего, а завтра он поругался с одноклассником и больше никогда не пойдёт в школу.
Большое значение имеет психологическая зрелость. Некоторых детей отдают в первый класс до 7 лет, потому что они научились читать и считать. Но этого недостаточно для дальнейшего успешного обучения. Зоны мозга, которые отвечают за целенаправленность деятельности дозревают несколько позже. А потому ребёнок, которого отдали до достижения психологической готовности будет менее усидчив, неспособен освоить полный объём знаний, что в дальнейшем может негативно сказаться на мотивации. Психологи рекомендуют проходить диагностику готовности к школе и в случае необходимости «доиграть».
К средним классам внутренняя мотивация начинает доминировать и носит более устойчивый характер. Она становится осознанной и направленной на достижение успеха в учёбе и социальной среде. Подростки испытывают сильную потребность в самореализации и самоутверждении, что влияет на их мотивацию к обучению.
Хорошист, уверенный в себе, будет пользоваться большей популярностью среди одноклассников, чем заядлый троечник. Кроме того, многие школы дают возможность проявить себя во внеурочной деятельности, что также положительно скажется на позиционировании себя в обществе.
Если вы хотите больше разбираться в детской психологии и помогать родителям выстраивать гармоничные отношения с детьми, пройдите онлайн-курс «Детский психолог». Обучение позволяет сразу по окончанию применять свои знания на практике.
Возможные ошибки взрослых
Если ребёнок уверен в том, что сможет достичь успеха, то будет делать все возможное для достижения цели. А когда уверенности в успешном выполнении задания нет, но все получается, то градус счастья огромен. Но если завышаются требования и при всех усилиях результата нет, ребёнок не получает одобрения, мотивация отсутствует. У маленького человека не будет стремления учиться и развиваться ещё и в том случае, если окружающие считают его хорошие результаты чем-то совсем обычным, как будто он никогда не может ошибаться.
Успехи в школе ─ это результат сформированной мотивации. Выполнение домашних заданий ─ проверка на прочность родителей во многих семьях. Дети не могут себя заставить начать выполнение уроков. Они будут делать что угодно ─ играть, рисовать, смотреть телевизор. Родитель теряет выдержку и доходит до крика и ругани. Школьник чувствует постоянный прессинг и, в конце концов, учиться не хочет. Результатом может стать тотальная неуспеваемость и умственная апатия.
Мотивация школьников
Дисциплина. Ребенок должен понимать, что есть время для учебы и труда, для развлечений и отдыха. Лучше всего составить режим дня.
Тренировка памяти. Тренируйте память с помощью художественных произведений.
Наказание. Используя данный метод главное не переборщить.
Поощрение. Хвалите ребенка за правильно выполненные действия.
Самостоятельность
Позвольте ребенку проявлять самостоятельность, он должен научиться отвечать за свои поступки.
Если у ребенка появилось какое-то любимое занятие или он начал чем-то усиленно интересоваться, помогите ему развиваться в нужном направлении.
Важно научить чадо правильно распределять время, чтобы его хватало и на отдых.
6 способов мотивировать ребенка:
- Установите цель. Составьте список тех направлений, к которым вы бы хотели привлечь ребенка. Чтобы он понимал, что такое танцы, спорт, музыкальные инструменты и т.д., проведите так называемые “пробные занятия”. Так и вы и ребенок сможете понять, что именно вызывает интерес и к чему есть способности.
- Установите требования. Рекомендуется установить к ребенку разумные требования. Например, договориться, какие домашние дела он может выполнять. Это не особо поможет вам, но положительно скажется на ваших с дитем отношениях. Да и ребенку будет гораздо проще понять, что вы от него хотите.
- Показать на личном примере. Родители очень часто поучают детей или ругают их, но редко подают пример личным поведением. Займитесь совместной уборкой, сходите вместе в музей или за покупками.
- Развивать навыки. Мотивируйте умения малыша тем, что, например, играя на музыкальном инструменте, он не только создает красивую музыку, но имеет возможность познакомиться с великими людьми, участвуя в концертах.
- Давать скрытые подсказки. Как у пассивного ребенка пробудить интерес хоть к чему-либо? Ни в коем случае не давите. Действовать нужно очень аккуратно. Человек так устроен, что он лучше воспринимает информацию на уровне подсознания. Например, когда до него доходит аромат моющего средства, возникает желание навести порядок. И если спросить почему у него возникло такое желание, то человек естественно не скажет про аромат, а приведет более веские аргументы. Оставьте в поле видимости ребенка книги, краски, музыкальные инструменты. Дайте ребенку возможность самому пробовать и выбирать то, что ему нравится.
- Поощряйте общение. Пусть ваш ребенок приглашает домой друзей. Когда ваш дом открыт для общения, это позволяет иметь более длительное влияние на детей.
Шаг 4. Проверяем запас ресурса
Чтобы чего-то хотеть, нужны силы. Вполне законно ничего не хотеть или слабо хотеть, например, после продолжительной болезни. Или в ситуации хронического стресса (скажем, долгий и мучительный развод родителей может отнять у подростка все силы, а он и не поймёт, на что они ушли). Или если подросток систематически не высыпается, изнуряет себя учёбой, питается нерегулярно и несбалансированно.
Например:
Давать подростку выспаться хотя бы в выходной (неважно, согласны ли вы с тем, как он расходовал время в предыдущий вечер).
Следить за его эмоциональным состоянием (если нас что-то беспокоит, мы заняты тем, что беспокоит, а не тем, что вдохновляет).
Подкармливать. Одно яблоко иногда делает больше, чем сто упрёков в пассивности.
Не усиливать эффект, если подросток прямо сейчас тратит энергию на осмысление какого-то события (например, он перешёл в новую школу и чувствует себя новичком
А тут ещё и мама требует, чтобы он срочно записался на шесть кружков и соревнование по лыжам выиграл, он же может!).
Какие виды мотивации можно применять для детей?
Внутренняя мотивация
Внутренняя мотивация — основа всех видов мотивации, важно помочь ребенку найти собственную цель и стремиться к ней. Здесь все завязано на внутреннем долгосрочном ориентире ребенка, обычно это коррелирует с профессией или вузом мечты. . Вероятно, для этого вам необходимо проконсультироваться по поводу выбора будущей профессии с экспертом
С его помощью вы сможете сориентироваться в мире профессий, проверить прочность своих идей и продумать дальнейшие действия. Сколько стоит консультация? 0 рублей, единственное условие — регистрация
Вероятно, для этого вам необходимо проконсультироваться по поводу выбора будущей профессии с экспертом. С его помощью вы сможете сориентироваться в мире профессий, проверить прочность своих идей и продумать дальнейшие действия. Сколько стоит консультация? 0 рублей, единственное условие — регистрация.
Поощрение и похвала
Похвала — один из универсальных инструментов мотивации, который рождает хорошие взаимосвязи в голове ребенка. Причем рекомендуется хвалить не именно за оценки, а в целом, за работу в классе, старание, усидчивость и любые другие усилия, которые показывает ребенок, даже если они не приносят сразу очевидный результат.
Будет здорово, когда вы поможете ребенку увидеть прогресс. Даже очередной пробник ЕГЭ, написанный на пару баллов больше — отличный повод отметить это и похвалить ребенка.
Взаимосвязь уроков и реальной жизни
Здесь очень важно помочь подростку и показать, что занятия и уроки — это его инвестиция в будущего себя, развитого и классного. Самый очевидный пример: ты сейчас готовишься к ЕГЭ, чтобы поступить в вуз, освоить там профессию мечты и в будущем быть довольным своей работой и жизнью!. Или просто донесите мысль о том, что математика в обычной жизни помогает составить бюджет семейной поездки, а хоть небольшое знание иностранного языка — перевести инструкцию к новенькой посудомойке.
Или просто донесите мысль о том, что математика в обычной жизни помогает составить бюджет семейной поездки, а хоть небольшое знание иностранного языка — перевести инструкцию к новенькой посудомойке.
Успешные примеры
Нет ничего лучше в аспекте мотивации, чем ходячий пример рядом. Разговаривайте с ребенком, рассказывайте о себе, о родственниках и друзьях, которые приложили усилия и добились каких-то высот. Такие примеры остаются в сознании ребенка и в моменты разочарований или апатии всплывают в памяти ребенка.
Возможно, ребенок еще не определился с профессией или вузом? Тогда исходя из общения с ним вы сможете понять, между какими профессиями или вузами мечется ребенок, а далее уже подумать, есть ли в вашем окружении представители этих профессий или выпускники вузов. Ведь рассказ реального человека всегда лучше статьи в интернете.
Совместное обсуждение идей ребенка
У ребенка могут (и должны) быть свои идеи, которые важно поддерживать — это существенная часть мотивационного процесса. Поэтому важно слушать не только себя, но и другого участника процесса, то есть ребенка
Об этом и не только мы уже писали в статье:
Как помочь ребенку с выбором профессии?
12 ноя
13528
11
Читать позже
Помощь с режимом учебы и отдыха
Нередко мотивация ребенка может снижаться из-за накопленной усталости или неправильного режима дня. Здесь тоже можно прийти на помощь и выстроить более комфортный для ребенка режим
Важно, чтобы не было перегрузок чем-то одним, учебой или отдыхом, тогда можно долгосрочно поддерживать тонус
Эмоциональный настрой и ситуация успеха
Что мотивирует больше: ситуация успеха или неуспеха? Ответ известен каждому.
Ирония лишь в том, что ответы эти разные.
И в самом деле, у одних поражение вызывает депрессию, а у других — спортивную злость. Одних крошечная победа окрыляет, а других погружает в самодовольный “анабиоз”. Конечно, научиться принимать “хвалу и клевету… равнодушно” очень хорошо, да ведь это когда еще будет! Для большинства детей это пока недоступный высший пилотаж. Поэтому они зависимы от поощрения или порицания учителя.
Бесспорно, не стоит всех ребят стричь под одну гребенку. Чаще всего педагог знает, кого надо похвалить за какую-то мелочь, а кому попенять за крошечный недочет, чтобы не поощрять зазнайство. Но все же в целом лучше лишний раз похвалить, чем понапрасну отругать. Доброе слово не только кошке приятно. Оно помогает создать на уроке радостную атмосферу — атмосферу успеха. Возможно, она не поможет слабому ученику хорошо выполнить задание. Но бесспорно, что атмосфера страха и неуверенности в себе многим помешает.
Чтобы создать ситуацию успеха, обычно рекомендуют использовать такие приемы:
- специально подобранные индивидуальные задания, которыми ученик в силах справиться (но при этом не надо забывать о том, что оценка должна все же отражать уровень знаний; не стоит ставить одни хорошие оценки на уроках, а потом «двойку»на контрольной);
- мотивирующие фразы.
Мотивирующие фразы призваны настроить ученика на стремление к победе. Они внушают надежду на то, что цель достижима.
Приведем примеры таких фраз:
- В этот раз у тебя получилось лучше.
- Я уверен: это тебе по силам.
- Ты справишься.
- Ты делаешь это задание все лучше и лучше.
Есть еще одна хитрость. Все мы знаем, что нельзя сравнивать одного ребенка с другим. Надо сравнивать ребенка с ним же самим, но вчерашним. Однако самостоятельная работа, данная всему классу, все же предполагает такое сравнение: за десять правильно решенных задач, например, учитель ставит «пятерку», за восемь —«четверку», за шесть —«тройку», за три —«двойку»… То есть одни выполнили задание лучше других. И ребенку, который решил две задачи, мы не ставим «пятерку» на том основании, что в прошлый раз он не решил ни одной. Хотя это, бесспорно, победа! Как же быть?
Ну, во-первых, не объявлять оценки вслух. Каждый сам увидит свою оценку в тетради.
Во-вторых, кроме обычных оценок, можно ввести систему “поощрялок”. Это символические предметы или просто “плюсики” в тетради у учителя, которыми поощряется то, что не подлежит обычной оценке. Например, слабый ученик взял домашнее задание повышенной сложности и подготовил доклад с презентацией. Получилось у него плохо, так как задание было ему не по силам. Но видно, что он очень старался и потратил много времени. Поставить «пятерку»? Но ведь весь классвидит, что работа слабая, за значительно лучший доклад с недочетами огорченный отличник получил «четыре»… Вот в такой ситуации и уместны “поощрялки”. Например, оценка “три” плюс две “поощрялки”. То, что ребенок не умел решать задачи, а теперь смог решить две из десяти, тоже можно наградить “поощрялками”. Участие в конкурсах, выполнение творческих заданий, помощь в оформлении карточек и т.п. — все это основание для выдачи “поощрялки”. Что делать с ними потом?
- Обменять десять “поощрялок” на одну «пятерку».
- Наградить оригинальным призом.
- Выдать “индульгенцию” на одну «двойку».
Вариантов можно придумать множество.
Создавайте цели и планы вместе с ребенком
Для начала выберите с ребенком конкретную цель. Это может быть что-то, связанное с его учебой, спортом, хобби или даже личной жизнью. Затем помогите ему разработать план достижения этой цели.
Обсудите, какие шаги необходимо предпринять, чтобы достичь поставленной цели. Помогите ребенку разбить путь к цели на более мелкие и достижимые задачи. Запишите эти шаги вместе и установите сроки для их выполнения.
Когда ребенок видит, что его маленькие достижения приносят его ближе к главной цели, это стимулирует его продолжать работать и преодолевать преграды на пути. Не забывайте признавать и поощрять ребенка за каждый завершенный шаг в направлении цели.
Преимущества создания целей и планов вместе с ребенком: |
---|
— Ребенок чувствует себя более ответственным и заинтересованным в достижении цели. |
— Ребенок учится планировать свое время и оценивать свои возможности. |
— Постепенное достижение мелких задач увеличивает мотивацию ребенка и помогает ему верить в свои силы. |
— Работа над целями и планами вместе укрепляет связь между взрослым и ребенком. |
— Ребенок развивает навыки постановки целей, планирования и самоорганизации. |
Шаг 1. Договоримся о том, что такое мотивация
Когда мама и папа хотят, чтобы ребёнок выполнил домашнее задание, подготовился к ЕГЭ, устроился на работу, купил квартиру и т. д. — это не про мотивацию, а скорее про выполнение внешних родительских требований. Если мы требуем от подростка конкретных действий, то в лучшем случае получим выполнение этих действий — но мотивации как таковой мы при этом не получим. Вообще довольно сложно сочетать в одной и той же деятельности следование своим внутренним импульсам и подчинение чужой воле.
Здесь под мотивацией мы понимаем внутреннее стремление человека чем-то заниматься. Поэтому внешние инструменты (чем бы таким завлечь, подкупить, уговорить, как заставить) конкретно на мотивацию работают плохо.
Поэтому, если вам нужно именно мотивировать подростка, сразу откажитесь от идеи, что ребёнок будет:
- послушно выполнять все ваши команды и требования,
- делать так, как принято, как считается правильным и одобряемым.
Почему пропадает мотивация
Часто бывает, что дети идут в первый класс в радостном возбуждении, но постепенно теряют интерес к учёбе. При этом родители думают, что ребёнок попросту ленится. Бывает, что такую оценку дают и учителя: «Ребёнок способный, но ему мешает лень».
Традиционно лень рассматривают как качество характера, которое мешает прилагать усилия и добиваться результата. Лень выражается в снижении активности и учебной мотивации ребёнка.
Но современные психологи склонны считать, что лень — это зачастую не черта характера, а симптом — сигнал о том, что человек находится в сложных для себя обстоятельствах. Например, ребёнку может быть просто неинтересно в школе — или, возможно, у него возникли сложности в отношениях с одноклассниками. Ещё причиной лени может быть стресс от слишком сложной задачи или отсутствие понятной цели.
Как слишком сложная задача может лишить мотивации? Представим ребёнка шести лет, который очень любит конструкторы и может посвящать им массу своего времени. Но что будет, если дать ему слишком сложный набор — например, рассчитанный на людей 12–14 лет? У него есть детали, есть образ результата — красивая картинка модели, которая в итоге должна получиться. Но инструкция слишком объёмная, детали слишком мелкие, нужно много читать. Некоторое время ребёнок будет стараться, но в конце концов бросит задачу, потому что «не получается».
Американская исследовательница Эмили Нагоски в книге «Выгорание», которая посвящена потере мотивации, описывает механизм, с помощью которого мозг человека определяет достижимость задачи. Этот механизм, который она называет монитором, непрерывно рассчитывает расстояние от нашего текущего местоположения до конечной цели. И если в течение долгого времени к цели не удаётся приблизиться, «монитор» решает не тратить время на решение этой задачи. Зачем стараться, если всё равно ничего не получается?
Также на мотивацию пагубно влияет отсутствие понятной цели. Это как в известном анекдоте, где прапорщик приказал новобранцам копать яму от забора и до обеда. Задача вроде бы простая, но зачем делать эту работу? Какой результат нужно получить?
К сожалению, часто школьное обучение становится такой «ямой от забора до обеда»: ученик не может сформулировать, зачем ему выполнять эту задачу, и теряет мотивацию.
Мотивация — что это и как работает?
Мотивацию Википедия определяет какпобуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость.
То есть мотивация — это все то, что заставляет нас преодолевать инерцию и собственную лень и что-то делать. Есть известный анекдот.
У тебя есть цель? Иди к ней. Не можешь идти? Ползи. Нет сил ползти? Ляг и лежи в направлении цели.
Мотивация — это как раз то, что определяет стремление идти — ползти — лежать в направлении цели.
Различают внутреннюю и внешнюю мотивацию. Есть знаменитая притча.
Некто увидел трех человек, каждый из которыхтащил тяжелую тачку с камнями. Он спросил первого: “Что ты делаешь?” —”Разве не видишь? Тащу тяжелые камни”. Спросил о том же второго, тот сказал: “Зарабатываю на жизнь своей семье”. Задал тот же вопрос третьему и получил ответ: “Я строю величественное здание”.
Так вот, у первого мотивация внешняя (вероятно, его заставляют таскать камни, потому что сам он явно не хочет), у третьего — внутренняя. Насчет второго могут быть вопросы. По отношению к зданию его мотивация внеположна, но она все же может быть внутренней.
Мотивацию также классифицируют как положительную или отрицательную. Грубо говоря, положительная— чтобы чего-то добиться, отрицательная — как бы чего не вышло.«Хочу хорошо ответить теорему» — положительная мотивация; «не хочу получить двойку» — отрицательная.
Нередко говорят также о том, что мотивация может быть устойчивой или неустойчивой (требующей “подпитки” извне).
Как ни печально, педагогам чаще всего приходится работать с мотивацией внешней (“Все я делаю для мамы…”), отрицательной (главное двойку не получить) и неустойчивой, а наилучший вариант — внутренняя, положительная и устойчивая мотивация. Но и такое, конечно, встречается.
Однако что же делать, чтобы изменить мотивацию школьника в нужную сторону или хотя бы поддержать ее во время урока?
Метод пряника
Акт вознаграждения, как еще один метод мотивации, чрезвычайно важен. На самом деле учебная мотивация может принести удовлетворение, положительный эффект которого является колоссальным. Именно поэтому, если встал вопрос о том, как повысить мотивацию к учебе, не стоит забывать о соответствующей награде после достижения цели. Получая вознаграждение за усилия, когда цель достигается, мозг вызывает положительные эмоции, что приводит к осознанию: за старания будет получена положительная награда. На сознательном или подсознательном уровне приходит понимание, что наибольшие усилия приведут к еще большему удовлетворению.
В соответствии с формулой «большое усилие + достижение цели = удовлетворение» мозг начинает связывать тяжелую работу с удовлетворением, а не с отрицательными факторами. Вы будете ассоциировать предстоящие задачи и необходимые действия для достижения цели как еще один шанс получить вознаграждение (= положительные эмоции). Как результат мотивация учения повышается или поддерживается на высоком уровне до достижения цели. Кроме того, готовность оплачивать так называемые расходы (например, усилия, время) для достижения цели будет повышаться ввиду желаемого и долгожданного вознаграждения.
Особенно эффективна данная техника при работе с детьми. Нередко родители школьников задаются вопросом, как мотивировать ребенка делать уроки. Не следует регулярно заставлять его, применять наказания или прочие методы. Они не будут эффективны. Школьная мотивация важна, без нее ученик не сможет успешно усваивать учебный материал. Поэтому психологи советуют поощрять детей. Каждый родитель сможет найти подход к своему ребенку и найти то, что сможет его обрадовать.
Развитие учебной мотивации посредством этой техники будет успешным только при соблюдении простых, но важных правил: конечная цель = большая награда, а простая цель (т.н. подцель) = маленькая награда
Важно понимать, что вознаграждения при неудачах не предусматриваются. Если не достигнута поставленная задача, не будет получена награда. Она предоставляется только после достижения цели, а не в любое время этого процесса
Она предоставляется только после достижения цели, а не в любое время этого процесса.
Важные правила:
- Награду следует определить тогда, когда цель будет задана.
- Амбициозные задачи требуют выдающихся вознаграждений, и наоборот.
- Награду нельзя получить при неудачных попытках.
- Вознаграждение поступит только после достижения цели, не раньше и не позже.
Как развивать в ребёнке мотивацию
«Мотивация — это очень сильный, важный и нужный внутренний толчок. Благодаря ему человек выходит из зоны комфорта и начинает действовать, преодолевать различные трудности, чтобы прийти к конечной цели», — отмечает эксперт Мария Серова.
В основе мотивации лежат несколько положений:
- потребности,
- цели,
- убеждения,
- идеалы.
Собрали несколько советов, как помочь ребёнку повысить мотивацию и стать увереннее в себе.
1. Одобряйте его занятия и уважайте выбор
Связь ребёнка с мамой и папой очень крепка. Любые его успехи нужно замечать. «Поддержка будет служить надёжной опорой в формировании мотивации. Ребёнок почувствует, что он не остался в одиночестве с возникшей проблемой», — отмечает специалист.
Важно слышать и слушать своего ребёнка, понимать его мечты, детские приоритеты и уважать его выбор. Он может быть неверным, но это его решение
У человека с младенчества должно сформироваться понимание, что его поступки и успехи замечены и вознаграждены вниманием. Получение приятного результата приносит моральное или даже материальное удовлетворение
2. Отмечайте положительные моменты в любом деле
Если ребёнок не достиг ожидаемого результата, стоит заметить положительные стороны в процессе — они в любом случае будут. Старайтесь донести мысль, что важен не только результат, но и процесс.
3. Оставляйте победу ребёнку
Обратите внимание на то, что в процессе достижения цели наиболее важные моменты — последние, когда ребёнок сам маленькими шажочками доходит до конечной точки. Помогайте ему, но эмоциональный трофей от победы сохраните за ним
4. Учите не бояться ошибок
Дайте понять, что ошибаться — это норма. Будьте готовы поддержать и утешить ребёнка, когда он будет расстроен из-за того, что у него не вышло. Так вы создадите положительную психологическую атмосферу, поможете справиться с неудачей, а также сохраните тёплые доверительные отношения, что в будущем сподвигнет ребёнка на повторную попытку.
5. Поощряйте
Введите систему маленьких поощрений — радостей, которыми будете поднимать настроение ребёнку на пути к цели. Но старайтесь не перегнуть палку: мотивирование не должно превратиться в манипуляцию.
6. Будьте примером для ребёнка
Позитивный пример и совместная деятельность помогают без изнурительных бесед и чтения нотаций направить малыша в нужное русло. Еврейская мудрость гласит: дети нас не слышат, дети на нас смотрят.
<<Форма демодоступа>>
Как делать не нужно
Рассмотрим на примере одной из тем – обучение чтению. Родители в какой-то момент начинают считать, что их чаду пора научиться самостоятельно читать. Родители начинают объяснять ребёнку сперва буквы, после слога, а затем и первые несложные словечки. Стоит простая задача обучить ребёнка чтению и точка. Однако малыш не может понять, с какой целью родители требует от него это делать, зачем ему это, и поэтому он просто выполняет «хотелки» мамы и папы, из-за отсутствия выбора. Буквы, слова и слоги представляются ему словно абстракция, а обучение навивает скукоту. Совсем скоро ребёнок начинает придумывать отговорки и отлынивать от неинтересного обучения.
В чём же дело?
Малыш не видит истинной причины и цели за этим процессом. Однако родители всё пытаются пробудить в нём интерес, усугубляя положение мотивацией на «пряник»: «Сейчас сделаешь уроки и сразу же пойдём на куда-то туда, куда тебе хочется», «Прочитаешь – и я точно дам тебе ту «вкусняшку», дам посмотреть мультфильм, разрешу поиграть в планшет» и т.д.
Что происходит в этот момент в голове у ребенка?
«Пожалуй я сделаю то, что от меня так настоятельно требуют, и возьму награду». Конечно же, подобная мотивация не будет пробуждать интерес, и в будущем ребёнок не захочет обучаться чему-то новому только с целью приобрести новые знания и стать умнее.
Такие способы мотивации могут повлечь за собой серьезные последствия, которые в некоторых случаях способны тянуться долгие годы. После подобны методов ребёнок может:
- потерять интерес к познаванию мира;
- развить неуверенность в себе;
- не захотеть посещать школу/лицей;
- начать страдать неврозами.
Но, как и всегда, есть так же и советы, которые могут помочь появится интересу к изучению чего-то нового и развить личность подрастающего человека.
Подводим итог
Маленькие дети не всегда понимают, чего хотят, поэтому, отдав ребенка в секцию, родители должны деликатно и мудро его направлять. Независимо от того, планируете ли вы вырастить чемпиона или ваша цель — занятия для общего развития, спорт подразумевает трудности и упорную работу, которая чаще всего и вызывает желание бросить занятия.
Помните, что для ребенка спорт должен быть источником здоровья и положительных эмоций, поэтому мотивировать нужно также через позитив. Проводите больше времени вместе, смотрите фильмы и передачи о спортсменах, хвалите ребенка за достижения и обязательно объясните, что неудачи — такая же часть этого пути, и в них нет ничего страшного.
Если вы чувствуете, что нежелание ребенка заниматься спортом становится категорическим и вы не справляетесь сами, поговорите с тренером и не стесняйтесь обратиться к психологу. Компетентные люди помогут разобраться в проблеме и не травмировать малыша.