60 занятий с ребенком по методике Монтессори

Свобода в установленных границах как источник креативности

Метод Монтессори не предполагает привычной регламентированной системы уроков. Даже класс в этой системе — специально организованная развивающая среда, где весь обучающий материал расположен на открытых полках в свободном доступе. Каждый может самостоятельно выбрать интересную для себя тему, изучать её в любой компании и в любое время в течение нескольких часов.

При этом свобода выбора ограничена правилами группы (нельзя причинять вред другим людям, окружающей среде и самому себе), коллективным интересом (не стоит бегать, когда все дети сели слушать сказку) и индивидуальными планами, которые учитель составляет на основе наблюдений, возрастных нормативов и пожеланий родителей.

Из школьных классов эту свободу уже переносят в огромные корпорации. Например, в офисах Google у сотрудников есть все условия для совмещения работы и отдыха: от удобных оборудованных рабочих мест до садов, тренажёрных залов, игровых комнат, гамаков и бассейна. Внешнего контроля нет — каждый может делать то, что считает нужным (конечно, в разумных пределах). Возможность расслабиться, получать удовольствие от рабочего процесса помогает сотрудникам настроиться на творческий лад и креативить.

Подобная свободная среда связана с образованием основателей компании: Сергей Брин и Ларри Пейдж учились в разных заведениях по системе Монтессори, а затем в Стэнфордском университете, где исповедуются схожие принципы — академическая свобода, свобода передвижения, выбор места и компании для учёбы, возможность отдыха и общения по своему желанию, поощрение экспериментов.

Сейчас штаб-квартиры Google считаются одними из лучших в мире. Сравните обстановку монтессори-классов и офисов Google. Находите общее?

Офис Google в Тель-Авиве. Фото: ColorMaker / Shutterstock Офис Google в Варшаве. Фото: пресс-служба Google Офис Google в Варшаве. Фото: пресс-служба Google

Что об этом говорила Монтессори: «Свободе ребёнка должна полагаться граница в коллективном интересе, а форма её — то, что мы называем воспитанностью».

Зачем это взрослым: свобода является залогом развития креативности, стремления к экспериментам и учит самостоятельной работе. Кроме того, студенты получат куда больше удовольствия от результатов учёбы и пользы от приобретённых знаний.

Как это применять в обучении взрослых:

Чтение и письмо

М. Монтессори предлагала обучать детей чтению через письмо. Лишь овладев письмом, дети самостоятельно научаются читать. Обучение письму в основном сводиться к обведению контура фигур букв и их ощупыванию (гласные и согласные покрыты разным материалом и цветом). Так ребенок узнает и запоминает прописные буквы. Изучив некоторое количество букв, ребенок пробует составлять из них слова. Слова в итальянском языке (как и в русском), читаются также, как и пишутся, т.е. каждая буква имеет свой определенный звук. Составив слово из несколько знакомых букв, ребенку может легко его прочитать. Поэтому научиться читать после овладения письмом, не составляет для ребенка большого труда.

Ребенка никто специально не сажает и не учит прописывать буквы, не заставляет зубрить. Ребенок учится писать по собственному желанию, что является отличительной чертой такого метода.

Однако чтение по Монтессори (с 3-4 лет) может приводить к тому же результату, что и в других методиках раннего обучения — чтение не переводится в понимание. Дети не понимают смысл прочитанного. Чтение представляет из себя лишь механическое воспроизведение звуков, но «в голове» у ребенка не только не откладывается знание прочитанного, но оно даже не представляется. Об этом пишет сама М. Монтессори:

Это проблема не самого метода Монтессори, это проблема всех слишком ранних методик обучения чтению. Поэтому родителям не нужно бежать впереди развития мозга ребенка и заставлять его учиться читать раньше своих органических способностей. Раннее обучение чтению может принести вред ребенку, он научится читать неправильно и ему придется переучиваться, что гораздо труднее чем обучиться с нуля, но в более подходящем возрасте.

Плюсы и минусы системы Монтессори

Как любая педагогическая методика, система Монтессори имеет свои плюсы и минусы. Основное преимущество системы Монтессори в том, что дети учатся без принуждения, с удовольствием и интересом, ведь каждый занимается самостоятельно выбранным видом деятельности. Система эффективно работает: по результатам исследований (журнал Science, 2006 г.), ученики государственной школы Монтессори в Милуоки (Висконсин, США) продемонстрировали более высокие показатели по большинству познавательных, академических, социальных и поведенческих навыков по сравнению с ребятами из обычных общеобразовательных школ.

Воспитанники садов и школ Монтессори с уважением относятся к окружающим, умеют договариваться, самостоятельно могут занять себя и обладают хорошими практическими навыками.

Однако, для многих родителей критичными являются минусы методики Монтессори

Прежде всего, это недостаточное внимание формированию творческих навыков и физической активности. Основное в системе Монтессори – развитие интеллекта. Воспитание самостоятельности и восприятие учителя не как наставника и авторитет, а как помощника в дальнейшем может вызвать определенные сложности при переходе в обычную школу

Настораживает отсутствие ролевых игр: в садах Монтессори ребята учатся договариваться, но не играть совместно, каждый занимается самостоятельно. Также некоторые опасения у родителей вызывают отсутствие оценок и обязательной программы

Воспитание самостоятельности и восприятие учителя не как наставника и авторитет, а как помощника в дальнейшем может вызвать определенные сложности при переходе в обычную школу. Настораживает отсутствие ролевых игр: в садах Монтессори ребята учатся договариваться, но не играть совместно, каждый занимается самостоятельно. Также некоторые опасения у родителей вызывают отсутствие оценок и обязательной программы.

Монтессори-среда

Монтессори-сад делится на ряд зон, в которых ребенок может свободно проводить время и заниматься. В каждой зоне размещен Монтессори-материал — дидактический инструмент, созданный специально для каждой зоны и направленный на развитие определенных качеств и способностей у ребенка.

1. Упражнения практической жизни. В этой зоне ребенок развивает навыки:

  • Ухода за собой (одевание, умывание, приготовление еды, уборка).
  • Заботы об окружающей среде (уход за растениями и животными).
  • Навыки движения (ходьба по линии, упражнения тишины и грациозности).
  • Социальные навыки (общение и манеры).
  • Иногда добавляется лепка, занятия с глиной и гончарным кругом.

2. Зона сенсорного развития. Ребенок с помощью Монтессори-материала развивает свои органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Это основная зона по мнению М. Монтессори для развития ребенка, так как он познает мир с помощью органов чувств.

В материалах выделяется в основном один признак (например, чувство массы предмета), и ребенок учится концентрироваться только на нём, изолируя другие органы чувств (детям могут закрывать глаза повязкой). Такая концентрация помогает ребенку понять основное различие между предметами и усвоить это качество, например, что предметы бывают тяжелее или легче. Все это направленно не только на развитие точности различения, но и на понимание логических связей между предметами.

Материалы сенсорной зоны:

Для определения размера — блоки цилиндров, башни, лестницы, красные штанги, геометрические фигуры.

Для развития тактильного чувства — шершавые таблички и различные ткани.

Для различения цвета — цветные таблички с 64 оттенками. Монтессори в своей методике использовала «приглушенные» цвета (в отличие от массовых производителей игрушек), которые более спокойные и приобщают к более утонченному вкусу.

Для развития слуха — шумовые цилиндры и звоночки.

Для развития стереогностического чувства (чувство формы предмета) — геометрические тела, волшебный мешочек (мешочек с различными предметами для определения на ощупь), сортировка, бруски разного веса.

Для развития обоняния — наборы баночек с маслами, мешочков с разными травами, специями и т.п. для вдыхания и различения ароматов.

Для развития вкуса — «вкусовые бутылочки», набор бутылочек с пипетками, каждая со своим вкусом (горький, сладкий, кислый, соленый). Ребенок поочередно пробует каждый вкус.

3. Зона математического развития. Основа строится на сенсорном материале, что очень хорошо, ведь ребенку не приходится абстрактно постигать концепцию чисел. Это упрощает понимание ребенком чисел и математических операций.

Используемые материалы:

Для счёта в пределах 10 — числовые штанги, таблички с цифрами (шероховатые и тактильные), веретена.

Для знакомства с многозначными числами — «золотой» материал.

Для счёта до 100 — бусины, доски Сегана, цветные цепочки.

Для знакомства с арифметическими действиями — марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления.

И еще несколько других для понимания дробей и геометрических фигур.

4. Зона родного языка. Здесь дети учатся чтению и письму, через тактильный материал, что упрощает обучение.

Материалы:

Расширение словарного запаса — карточки, изображающие предметы.

Для обучения письму — рамки для штриховки, шероховатые буквы, контуры букв, подвижный алфавит.

Для обучения чтению — коробочки с фигурками, подписи к предметам окружающей среды.

Подробнее про чтение и писание мы поговорим чуть ниже.

Это 4 классических Монтессори-зоны, созданные самим автором. Помимо них вы можете встретить «зону космического воспитания», в которой детям предлагается изучение окружающего мира. Как правило обучение проходит на конкретном материале, иногда с демонстрациями воспитателя. К материалам относят различные таблицы, карточки, карты, схемы, календари, экспериментальные наборы и т.п., на тему: географии, биологии, истории, науки.

Фотографиями мы привели лишь часть материала для ознакомления.

Дидактические и развивающие игры по системе Монтессори

Игры Монтессори для детей построены на принципе полной самостоятельности. Дети выбирают для себя материалы, темпы и ритмы игры. Если одно занятие ребенку наскучило, он может сменить обстановку и материал в любое время. Самой главной особенностью считается предоставление права выбора на то направление, в котором малыш хотел бы развиваться.

Принцип системы Монтессори

Задача родителей и педагогов — создать большую предметную среду. Все элементы, которые ребенок может использовать для игры, должны находиться в доступе. Воспитатели должны относиться уважительно к выбору. Цели воспитания — создать максимально комфортную среду, в которой будет проходить полноценное развитие. Ребенок должен выступать как в роли наблюдателя, так и помощника, если это необходимо. Нельзя стремиться делать малыша похожим на себя. Монтессори считает, что вмешиваться в процесс становления личности недопустимо.

Обратите внимание! Цели взрослого во время занятия по методике Монтессори — помочь ребенку в стремлении развивать свою самостоятельность, давать подсказки только в тот момент, когда он об этом просит. Категорически запрещено заставлять малыша что-то делать

Какие бывают и на что направлены

В процессе разработки совей методики Мария Монтессори длительное время наблюдала за поведением детей в игре. Благодаря этому занятия подразделяются на различные направления:

  • Математические, направленные на развитие умственных способностей.
  • Языковые для развития навыков общения и познания.
  • Сенсорные, предназначенные для развития чувств яркого восприятия окружающей среды.
  • Упражнения, направленные на развитие практических и бытовых навыков.
  • Космос для того, чтобы ребенок мог найти свое собственное место в этом мире.

https://youtube.com/watch?v=nx4dU40ciLo

Целью дидактических игр Монтессори является оказание помощи детям и их духовном и умственном развитии. Ребенку нужно подобрать такой дидактический материал, на котором он будет полностью концентрироваться. Все пособия должны быть максимально простыми, так как вмешательство взрослых не рекомендуется. То есть для ребенка должны быть созданы такие условия, при которых он не только сам сможет найти ошибку, но и исправит ее.

Принципы работы с дидактическим материалом:

Все элементы для игр должны располагаться на уровне глаз. Это побудит ребенка к деятельности.
Использование материала возможно только после того, как родитель объяснит его предназначение.
Работа должна проводиться ступенями, от простой техники к более сложной.
Ребенок может работать с материалом не только по тому принципу, который установил взрослый

Он может самостоятельно применять знания.
Важно приучить ребенка, что после завершения каждого занятия он сам возвращает материал на места. Только после этого он может приступить к другой игре.
Элементы раскладываются в определенном порядке перед малышом на коврике или столе.

Обратите внимание! Если проводятся групповые занятия, то один ребенок должен работать с одним материалом, не должно быть передачи элементов из рук в руки другому участнику

Дидактические элементы

Практические занятия по Монтессори

Вот некоторые идеи монтессори-занятий для детей, которые можно организовать дома, не затрачивая денежных средств, энергии родителей и прочих ресурсов. Но по прежнему полезно и интересно!

Перфорация. Возьмите дырокол (фигурный дырокол — вообще радость, но сойдет и обычный) и попросите детей посмотреть, сколько отверстий они могут пробить на одном листе бумаги. Прикрепление скрепок. Будь ваши дети прикрепляют скрепки к листу бумаги, делают ожерелья из скрепок или подбирают скрепки одну за другой с помощью магнитной палочки. Вы будете удивлены тем, как долго ребенок может заниматься такими простыми канцтоварами! Цветные и фигурные скрепки, конечно, даже интереснее обычных. Заточка карандашей. Звучит глупо, но использование точилки отлично подходит для координации движений глаз и рук! Сенсорная сумка. Это сумка, в которую вы кладете несколько предметов, по возможности одинакового размера и формы, но разно текстуры. Дети кладут руки в сумку, а затем пытаются угадать, чего они коснулись. Сюрпризная коробка. Это обувная коробка, которую вы заклеиваете скотчем и проделываете два круглых отверстия наверху. Внутрь положите всевозможные вещи, различные на ощупь: латексную перчатку, зубную щетку, маленький мяч, ключи и многое другое, что вы легко найдете у себя дома. Сенсорные бутылки. Вы можете класть в бутылки все, если крышка хорошо закрывается. Макароны, рис, цветы, ветки, песок, крупы, камешки, ракушки. Вода + краситель + масло = гарантированное успокаивающее действие на малышей!

Прикрепление прищепок. Прикрепление прищепок к листу картона — еще одна отличная тренировка мелкой моторики, и интернет полон множества идей как сделать занятие еще увлекательнее и полезней. Сортировка носков. И полезно, и приятно, и практично. Пусть ребенок подбирает пары носков после стирки. Приклеивание (или отклеивание) кусочков скотча от любой поверхности. Чтобы было интереснее, можно использовать красивые ленты васи. Резка ножом. Есть специальные детские, безопасные и обычные пластиковые ножи

Но система Монтессори основана на важности использования реальных инструментов для обучения настоящим навыкам. Поэтому не забывайте использовать реальные предметы для обучения реальным навыкам

Круглые наклейки

Простое действие по снятию и наклеиванию круглых наклеек — отличный способ помочь ребенку укрепить мышцы в его руках, снять напряжение, расслабиться, просто развлечься. Идеи и шаблоны ищите в интернете, в Пинтерест по запросу «dot stickers». Также подойдут шаблоны для рисования пальчиками, ранее опубликованные на нашем сайте. Открытие и закрытие контейнеров. Открывание различных крышек, насыпание продуктов, переливание воды — все доступно с простыми кухонными девайсами из пластика, которые есть дома у всех! Резка ножницами. Научить детей резать ножницами может быть довольно сложно, смотрите советы и шаблоны-вырезалки на сайте

Круглые наклейки. Простое действие по снятию и наклеиванию круглых наклеек — отличный способ помочь ребенку укрепить мышцы в его руках, снять напряжение, расслабиться, просто развлечься. Идеи и шаблоны ищите в интернете, в Пинтерест по запросу «dot stickers». Также подойдут шаблоны для рисования пальчиками, ранее опубликованные на нашем сайте. Открытие и закрытие контейнеров. Открывание различных крышек, насыпание продуктов, переливание воды — все доступно с простыми кухонными девайсами из пластика, которые есть дома у всех! Резка ножницами. Научить детей резать ножницами может быть довольно сложно, смотрите советы и шаблоны-вырезалки на сайте.

Соблюдаем вместе с малышом простые правила

Неотъемлемым элементом педагогики Монтессори является соблюдение нескольких простых и четких правил. Вот основные из них:

  1. Ребенок самостоятельно готовится к занятию: предоставьте малышу возможность самому достать с полки материал, самому застелить столик клеенкой перед рисованием, принести краски, набрать водичку в стаканчик. Естественно вы можете помочь ребенку, особенно если он этого просит (придержать руки ребенка, помочь набрать воду, собрать мусор щеткой и т.п.), но только помочь, а не сделать все за ребенка.

  2. После того, как позанимались с материалом, убираем его на место и только после этого начинаем игру с другими пособиями. Правило это соблюдать не всегда легко, но нужно стараться делать это в большинстве случаев.

  3. Если вы находитесь в клубе или в вашей семье несколько детей, полезно также соблюдать такое правило: С материалом занимается тот, кто первым его взял, остальным придется подождать, пока игра не освободится. Если счастливый обладатель игры не против, то можно и всем вместе поиграть, но настаивать на этом не нужно.

Будьте готовы к тому, что ребенок не будет всегда беспрекословно исполнять установленные порядки, особенно первое время

Однако постоянно напоминать малышу о соблюдении правил необходимо «У нас такие правила: если мы хотим играть с чем-то еще, нужно сначала убрать эту игру». Важно: если ребенок не хочет убирать за собой или выполнять какие-либо другие правила, не заставляйте его насильно. Просто старайтесь, чтобы игрушки после игры всегда были убраны: если малыш не хочет убирать их сам, предложите свою помощь, если он и с вашей помощью отказывается, уберите игрушки за него но скажите «Хорошо, сейчас мама тебе поможет, а в следующий раз ты сам уберешь». Таким образом, ребенок всегда будет видеть, что вы сами соблюдаете правило и уборка игрушек вскоре встанет для него естественным завершением игры

Таким образом, ребенок всегда будет видеть, что вы сами соблюдаете правило и уборка игрушек вскоре встанет для него естественным завершением игры.

Вообще постарайтесь, чтобы уборка игрушек не превратилась в наказание, пускай она станет финальной частью игры. Сопровождайте уборку положительными эмоциями, помогая малышу и  весело комментируя, что и куда нужно поставить, где какой мусор выбросить. Предлагайте поискать, где домик у игрушки или говорите что-то вроде «Так, а сейчас отправим мишку спать на его место»

Мы с дочкой начали ходить в Монтессори-клуб в 1 год 2 месяца, спустя месяц начали внедрять систему Монтессори и дома. Все правила дочь уловила еще на первых занятиях в клубе, сначала все с охотой выполняла, потом, конечно, был и период отрицания. Сейчас дочке 2,5 года, убирает за собой она спокойно и без лишних сопротивлений, часто по моему напоминанию, но последнее время все чаще по собственной инициативе. По нашему опыту могу сказать, что соблюдать правила дома сложнее, чем в клубе. В первую очередь потому, что дома невозможно постоянно отслеживать, убрал ли ребенок все на место. Да и присутствие и пример других детей в клубе тоже дает о себе знать.

По мнению Марии Монтессори, возраст от 2 до 4 лет — «золотой» период для приучения ребенка к порядку и аккуратности. В этот период малыш испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка. Для ребенка очень важны чувство постоянства, строго определенный жизненный уклад, наличие у каждого предмета своего места. К сожалению, без вашей помощи ребенок не будет соблюдать порядок.

Про основную суть методики в двух словах вроде рассказала, подробнее о том, как реализовать методику в домашних условиях читайте здесь:

Другие интересные статьи на сайте:

Искренне ваша, Яна Разначенко

Ограничения метода Монтессори

В классическом Монтессори-методе мало внимания уделяется общению детей

Они проводят время параллельно друг другу, практически не взаимодействуя, но при этом берут друг друга во внимание. Конечно, дети иногда общаются, помогают друг другу, и даже играют вместе, но все это отходит на второй план. Каждый ребенок занят своим делом/развитием/игрой, но нет командной работы, сотрудничества, активного развития эмоционального интеллекта, разрешения споров и конфликтов в игре, и конечно же ролевой игры

Ребенок учится контролировать себя в коллективе, но не работать с самим коллективом

Каждый ребенок занят своим делом/развитием/игрой, но нет командной работы, сотрудничества, активного развития эмоционального интеллекта, разрешения споров и конфликтов в игре, и конечно же ролевой игры. Ребенок учится контролировать себя в коллективе, но не работать с самим коллективом.

Не уделяется достаточного внимания творчеству, так как нет творческой зоны. Есть изучение нот (в классической Монтессори) и звуков колокольчика, но это опять же задачи на различение, но не творчество. Творчество никак не возбраняется, оно также никак и не поощряется и не предусматривает дидактического материала. Существующий материал больше предусматривает заложенные в себя функции и этапы (алгоритм действия), которым ребенок должен следовать. Таким образом этот материал создает ограничения в возможностях своего применения.

Также нет спортивного уголка с различными турниками, горками и т.п., в то время как детям для развития важно двигаться в этот период. Однако изначальный метод Монтессори предусматривает ежедневную зарядку. Можно сказать, что для классической Монтессори приоритетно развитие интеллекта

На него направлены многочисленные дидактические материалы: соотнесение объектов, их классификация, пространственные манипуляции, подсчет и т.д. В современных детских садах-Монтессори стараются это сгладить, добавляя зоны творчества и активности. В целом Монтессори методику нельзя назвать охватывающей все зоны развития ребенка. Она отлично подходит для одних детей, но может совсем не подходить для других

Можно сказать, что для классической Монтессори приоритетно развитие интеллекта. На него направлены многочисленные дидактические материалы: соотнесение объектов, их классификация, пространственные манипуляции, подсчет и т.д. В современных детских садах-Монтессори стараются это сгладить, добавляя зоны творчества и активности. В целом Монтессори методику нельзя назвать охватывающей все зоны развития ребенка. Она отлично подходит для одних детей, но может совсем не подходить для других.

Ребенок свободно исследует окружающий мир, но в рамках предметной Монтессори-среды, в которой относительно много дидактического материала, но он им часто все и ограниченивается. Ребенок может изучить все это и за несколько месяцев, и за год, но что ему делать дальше, когда пропадет интерес к однообразной запрограммируемой деятельности? На это методика Монтессори не дает ответа.

Перед школой обязательно необходим подготовительный этап, чтобы ребенок мог постепенно адаптироваться от свободной Монтессори-среды к привычной школьной системе с партами, к стандартному учителю, к жесткому расписанию и другим особенностям школы.

В принципах развития Progressio мы во многом опираемся на философию Монтессори, стараясь сгладить все шероховатости ее методики.

Насколько же методика Монтессори отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий