Справедливое и несправедливое наказание детей
Никогда не следует учинять расправу над ребенком, не разобравшись в причинах его непослушания. Зачастую поведение взрослых провоцирует малышей на совершение проступка. Нужно попытаться стать на место ребенка, это поможет прийти пониманию, почему он сделал так, а не иначе. Дети совершают негативные действия, как правило, не имея задней мысли. Просто взрослые им своевременно не объяснили, как надо себя вести в том или не ином случае.
Прежде чем приступать к карательным мерам, следует уточнить у малыша, осознали ли он, то, что вести себя так неправильно и за плохие поступки приходит расплата. Не следует применять суровое наказание за неосознанные проступки. В данном случае уместной будет содержательная беседа.
Величина наказания за провинность не может быть преувеличена. Необоснованные и несправедливые взыскания приведут к полному отторжению чада от родителей, в том числе вызовут агрессию и непокорность у ребенка.
10 советов как правильно наказывать ребенка
1. Уважение к ребенку. Между ребенком и родителями тесная связь. И чем крепче и доверительные эти отношения, тем легче взаимодействовать с ребенком
Важно дать понять ребенку, что, наказывая его, родители не подчиняют, угнетают и унижают, а помогают и защищают. Поэтому наказывая малыша, необходимо уважать его как личность
2. Пояснить проступок. Когда наказываешь ребенка, мало просто сказать: «Иди в свою комнату». И какой урок тогда ваш ребенок из этого вынесет? Только недоумение и несправедливость вашего наказания. Постарайтесь дать понять что именно ребенок сделал не так, почему вы так сердитесь, и объясните какие могут быть последствия у этого проступка. То есть не то что в последствии содеянного вы его лишите сладкого, или накажите ремнем. А именно что случится из-за неправильного поведения малыша.
Например, «Ты разбросал все игрушки и не хотел убирать. Я убрала вместо тебя. Но теперь я устала из-за этого. И мы не сможем поэтому пойти гулять на улицу.». Таким образом вы помогаете ребенку понять, как устроена наша жизнь: обидел кого-то – с тобой больше не будут играть, не сделал домашнее задание — делаешь его перед сном вместо мультфильмов. В таком случае ребенок прочувствует собственное сожаление о случившемся, поймет, как было бы лучше не сделай он этого. И в дальнейшем это поможет ребенку продумывать, обдумывать свои действия, заранее предполагая их результат.
3. Любить ребенка. Даже в момент наказания, ребенок должен быть твердо уверен в вашей любви к нему независимо от тяжести его проступка. Не переходите на личности, а делайте акцент именно на действии, на самом поступке. Ну, например, ребенок бегал по квартире и перевернул вазу. Не стоит говорить ему, что он неловкий и неуклюжий. А вот сказать, что по квартире не нужно так бегать, и дать в руки веник и совок будет правильным действием с вашей стороны.
4. Оставаться взрослым спокойным родителем. Если вы раздражены, в отчаянии, или прям в бешенстве от истерики и поведения ребенка, вам срочно нужно остыть. Не нужно наказывать ребенка в таком состоянии. Вероятнее всего вы переборщите и с действиями, и со словами. А потом будете только сожалеть и в качестве извинения поощрите ребенка. И в итого мы получаем «кнут и пряник». А нам этого совсем не нужно. Сделайте глубокий вдох, вспомните, сколько вам лет, и что вы взрослый и рассудительный человек.
5. Последовательность. Если вы сегодня не разрешаете смотреть два часа мультики, то и завтра стоит придерживаться этого запрета. В семье оба родителя должны придерживаться одних и тех же правил воспитания. Если ребенок заранее в курсе о запретах, знает о последствиях, о наказании, два раза подумает, а стоит ли оно того. Если у вас ну уж очень хорошее настроение, и вы решили в качестве исключения, вот только сегодня, что-то позволить, не удивляйтесь, если завтра вы получите истерику вашего ребенка с требованием разрешить это снова. Поэтому именно последовательность и постоянство – залог успешного воспитания.
6. Временное наказание. Когда вы наказываете ребенка, не нужно говорить: «никогда и ни за что я не куплю тебе то-то». Скорее всего пройдет время, ваша ссора забудется, и вы купите ребенку и то, и это. А вот доверие к вашим словам у ребенка может пропасть. Лучшим вариантом будет сказать: «теперь три дня без конфет» или «неделю без мультиков».
7. В соответствии с возрастом ребенка. Как наказывать ребенка в 2 года? Наказывать ли ребенка в год? А что делать со школьником? Вряд ли стоит вдаваться в долгие пояснения почему и за что вы наказываете ребенку, если ему год или два. Или, например, насколько действенным будет наказание запретить сладкое школьнику?
8. Справедливость. Все должно быть по справедливости. Когда ребенок не чувствует, что его несправедливо ограничивают или наказывают ни за что, ему лучше воспринять и понять само наказание. Если вы заранее, еще до проступка ребенка, обещали ему поход в аквапарк, не стоит подрывать его доверие к вам, и после проступка отменять аквапарк.
9. Не запугивать. Никогда не запугивайте своих детей. Это научит их лишь врать и изворачиваться в ситуации. Это будет большой вашей ошибкой в воспитании ребенка.
10. Это ребенок. Всегда помнить, что это всего лишь ребенок. И понимания у него столько, сколько ему лет. Он не размышляет как мы, взрослые. А не требуете ли вы от своего ребенку слишком многого?
«КАК»: методы «правильных» наказаний
Вопрос «как правильно наказывать» равносилен вопросу «как правильно лечить». На него нельзя ответить однозначно без постановки «диагноза» и особенностей самого малыша. Как и лекарство, любое наказание может помочь — или оказаться вредным либо неэффективным.
Поэтому методы наказания следует выбирать, исходя из причин плохого поведения для каждого конкретного ребенка. Мы приведем обзор основных «лояльных» методов, отметив их возможные слабые места, а уж какой из них применить к вашему чаду, решать только вам: в помощь метод проб и ошибок, а также ваше родительское чутье. В сложных случаях можно обратиться за консультацией к детскому психологу.
Объяснение
Разъясните малышу, почему он поступил неверно, предложите правильную модель, убедитесь, что он вас понял. Возможный минус: «лекции», особенно построенные на малопонятных и незначимых для него аргументах, могут нагонять на ребенка скуку и пропускаться мимо ушей.
Изоляция
Своеобразный «тайм-аут», дающий возможность переключиться и осмыслить ситуацию.
Столь популярный «угол» — из этой же серии, но эффективнее неунижающее отворачивание, а возможность «сменить локацию», поэтому многие отдают предпочтение «воспитательному стульчику», «диванчику» или просто уединению в комнате (только не в темной!).
Время, выделяемое на изоляцию, не должно быть продолжительным — примерно 1 минута на 1 год жизни ребенка. И, конечно, никаких «отвлекалок» (книг, игрушек) во время тайм-аута. Возможный минус: для некоторых детей «игнор» очень болезнен, плохо влияет на психику и может только усугубить негативную реакцию.
Лишение приятных бонусов
Обратите внимание, именно бонусов, а не жизненно необходимых или личностно важных вещей. Допустимо не дать ребенку сладости, отменить просмотр мультика или не пустить в гости, но нельзя класть спать без ужина, отобрать одежду, запретить общаться с друзьями, лишить подарка на День рождения
«Исправительные работы»
Легкий физический труд благотворно действует на всех людей. Рассыпал мозаику — убери. Испачкал стол — вытри. Нагрубил маме — прополол грядку сорняков. Хорошо бы этот кодекс действовал для всех членов семьи. Возможный минус: привитие отвращения к труду из-под палки.
Эмоциональная реакция
Родители — живые люди, и не всегда подавление естественных эмоций во благо. Если ребенок поймет, что своим поведением он вас рассердил или огорчил, возможно, он не захочет такого повторять.
Повышение голоса в экстренных ситуациях может быть эффективным, например, быстро остановить опасное действие ребенка. В эмоциональных реакциях очень важна мера!
Возможный минус: если злоупотреблять этим методом и пытаться манипулировать ребенком, играя на его чувствах, он перестанет на это реагировать.
Физическое воздействие
Речь идет не только о телесных наказаниях (это тема отдельного разговора, спорить об этом можно долго). Иногда поведение ребенка нужно остановить физическим действием — отдернуть, схватить в охапку, удержать за руку, унести и т. п.
В некоторых случаях при затяжной истерике, если не помогли другие способы, врачи даже рекомендуют поместить орущее чадо под душ (да-да, прямо в одежде).
В самом крайнем случае, если перейдены все границы или велика угроза жизни или здоровью, не корите себя за воспитательный шлепок, если такая реакция не стала у вас нормой. Естественно, унижающие и жестокие наказания абсолютно неприемлемы.
Естественные последствия
Там, где речь не идет о жизни или здоровье малыша, последствия будут самыми лучшими учителями. Лезет к горячему чайнику — пусть прикоснется одним пальчиком под вашим наблюдением. Требует горчицу — что ж, пусть попробует. Убегал от мамы во время прогулки — гуляние завершается досрочно. Разбил чужой телефон — не поехал в отпуск или отложили желанную покупку.
Возможный минус: если последствия не наступают, может сформироваться стереотип «Уж меня-то пронесет» (перебежал дорогу на красный цвет, ничего не случилось — решил, что можно).
Из данного видеоролика можно узнать, почему нельзя бить детей в качестве наказания, как любой способ наказания влияет на психику.
Как наказывать детей нельзя
- Нельзя наказывать ребенка за то, чего он еще не знает. Дети, особенно маленькие, многие свои поступки – и хорошие, и плохие – совершают впервые, зачастую не понимая последствий. Например, ваш парень впервые в жизни на детской площадке отобрал у соседа машинку и засунул к себе в карман. Понятное дело – вы призываете к себе «разбойника» и втолковываете ему, почему так поступать нельзя, и если он сделает так снова – он будет наказан. Все, на этот раз никакого наказания быть не должно – только беседа и разъяснения. Зато если ситуация повториться – вот там вы уже имеете полное право наказать паренька.
- Нельзя совершать физическое насилие над ребенком. Нет смысла приводить здесь сотни аргументов в пользу того, что бить детей нельзя. Если морально-этических доводов, царящих в современном цивилизованном обществе, вам мало, обопритесь хотя бы на исследования психологов. Они долго изучали множество человеческих историй и выяснили закономерность: маленький мужчина, которого в детстве били родители (или другие члены семьи), как правило, вырастает в агрессора, который и сам способен с легкостью причинять физическую боль другими людям (в том числе – и своим близким). А маленькая женщина, которую наказывали, не гнушаясь физических мер, как правило, вырастает в женщину, агрессия которой направлена на саму себя – это личность с низкой самооценкой, с массой комплексов, без должного к себе самоуважения. Более того, такая девочка, скорее всего, «притянет» к себе в будущем партнера, который также будет бить ее – ведь насилие уже с детства является для нее нормой. Неужели вы искренне хотите, чтобы ваши детки выросли такими?
Допуская в качестве наказания физическое насилие по отношению к своим детям, вы по сути заведомо «даете добро» на физическое насилие по отношению к любому члену вашей семьи.
- Нельзя совершать эмоциональное насилие над детьми. То есть нельзя в адрес ребенка: кричать, запугивать, замахиваться, оскорблять, давать унизительные прозвища и т.п. Причины, почему нельзя – сродни тем же, по которым недопустимо и физическое наказание.
- Нельзя отбирать жизненно важные вещи. К ним относятся: еда, сон, свежий воздух, общение с близкими людьми и т.п.
- Наказание не должно быть оторвано во времени от «преступления»: если малыш нашкодил утром, а вы его лишаете вечерних мультиков – его сознание не сможет закрепить причинно-следственную связь между этими событиями. Чем ребенок младше, чем короче должен быть этот временной промежуток.
- Наказание не может быть неадекватно большим. (Скажем: ты бросил на пол еду – летом на море не поедешь, будешь дома сидеть). Такое наказание – несоизмеримо, не справедливо, слишком оторвано во времени, и кроме того – скорее всего, невыполнимо. Маловероятно, что вы станете менять свои планы на отпуск из-за того, что пару месяцев назад ваш ребенок разбросал по кухне еду…
- Если наказание озвучено – нельзя его игнорировать.
Одно из главных правил воспитания гласит: если родитель наказание озвучил – оно должно случиться (нельзя пригрозить наказанием, а потом забыть о нем или просто махнуть рукой). Такая родительская халатность – верный способ потерять авторитет в глазах ребенка, и также практически открытое согласие на то, чтобы ребенок начал манипулировать вами. Если вы сомневаетесь насчет наказания – просто не озвучивайте его. Но если вы его назначили – оно должно состояться.
И наконец, важное правило, которое мамы, папы и прочие домочадцы обязаны соблюдать «железно»: наказание одного родителя не должно отменяться другим членом семьи. И что еще хуже – подвергаться критике в присутствии ребенка. Если ребенок почувствует, что может манипулировать вашей несогласованностью, он обязательно это сделает…
Если ребенок почувствует, что может манипулировать вашей несогласованностью, он обязательно это сделает…
Это интересно: Психология отношений отца и сына — выкладываем по пунктам
Что делать?
Как можно наказать ребенка за непослушание и сделать это правильно? Родителям стоит знать следующее:
Будьте последовательны – если сегодня простить ребенку поступок, а завтра за аналогичное действие наказать, то он не поймет, почему вы это сделали. Сохраняйте твердость в решении, если что-то запрещаете. Не меняйте его, если ребенок пытается вас к этому склонить.
Устанавливайте сроки наказания – говорите ребенку о том, сколько продлится наказание (несколько часов, день, месяц).
Будьте спокойны – это особенно важно, если вы вспыльчивый человек. Важно сначала успокоиться и потом решать вопрос о наказании.
Поговорите с супругом или супругой – оба родителя должны одинаково относиться к установленному наказанию. Если отец наказал малыша, а мать это наказание отменила, это ничему не научит ребенка.
Показывайте пример – будьте образцом для ребенка, чтобы он перенимал манеру поведения у вас.
Учитывайте характер – важно помнить, что у детей разный темперамент, и к каждому нужно найти свой подход даже в наказании. Например, меланхолика лучше наказать не так строго, как холерика, потому что он замкнется в себе еще больше.
Научитесь мириться – хорошо, если у вас с ребенком будет ритуал, по которому произойдет примирение. Это сразу улучшить настроение и сформирует у малыша позитивное отношение к признанию своей вины.
Почему дети не слушаются своих родителей?
Прежде чем понять, что можно, а что нельзя, ребенок хочет сам испробовать границы дозволенного и недозволенного на деле. Актом непослушания детей является их желание узнать, что случится, если сделать так или иначе.
Другим мотивом непослушание детей может быть, когда родители непоследовательны в воспитании. Например, если вчера можно было долго играть в компьютер, а сегодня уже нельзя. В этом случае дети попросту не понимают в чем суть запрета, если только вчера это разрешалось делать без всяких ограничений.
Бывает и такая ситуация, особенно в дошкольном возрасте, когда основная цель ребенка это просто доставать своих родителей, пытаясь этим привлечь внимание к себе. Малыш может специально обижать своих сверстников в садике на глазах у воспитателя, демонстративно долго собираться, когда все спешат и поторапливают его или отказывается от предлагаемой еды, зная, что ничего другого на данный момент родители предложить не смогут
По словам детских психологов, дети делают это не со зла и не стремятся нанести умышленно кому-либо вреда или причинить боль. Такое поведение обусловлено тем, что ребенок чувствует недостаточно внимания или ему кажется, что мама и папа не выделяют на него времени.
Общие правила наказания
Есть определенные правила наказания, соблюдение которых поможет достичь желаемого эффекта и не испортить отношения с ребенком. Они не зависят от возраста малыша.
Первое правило заключается в том, что срывать злобу на ребенке нельзя. Независимо от величины проступка, наказание должно быть спокойным и взвешенным действием. Только так оно будет иметь достаточную силу. При срыве злобы любое наказание становится несправедливым, ребенок это обязательно почувствует. Такие наказания он не считает серьезными, просто испугается вашего крика, может заплакать, но будет уверенным в том, что вы не правы, а значит, и свое поведение не изменит.
Наказание в обязательном порядке должно соответствовать поступку. Оно не должно быть слишком мягким или чересчур серьезным. Для этого нужно тщательно проанализировать ситуацию, к тому же рекомендуется учитывать многие факторы, например, повторное наказание за аналогичный проступок должно быть суровее предыдущего. Если же ребенок понял свою вину, искренне раскаивается, то наказание может быть условным.
В том случае, если воспитанием ребенка занимаются сразу несколько членов семьи, все они должны придерживаться единственного мнения по поводу наказания. Например, если наказывает папа, а мама постоянно жалеет, то ребенок будет понимать, что всегда сможет уйти от наказания. Поэтому перед этим родителям лучше посоветоваться и прийти к единому мнению.
Наказание — это способ продемонстрировать ребенку последствия его плохих поступков. Оно не должно быть направлено на устрашение малыша, он должен осознать, что так поступать нельзя. Иногда не нужно постоянно думать, как наказать ребенка за непослушание (10 лет – при достижении этого возраста человек может четко осознавать причинно-следственные связи, а значит, и наказание будет эффективным), а лучше выяснить причины такого поведения.
Различные способы наказания детей
Есть еще целый ряд принципов в наказании детей согласно Дж.Добсону. Среди них:
Наказывать необходимо непосредственно после содеянного. Ребенку будет абсолютно не ясна логика, по которой наказание может последовать через час или даже только на следующий день. За этим последуют выводы, что наказать его могут в любое время и совершенно не имеет значения, как он ведет себя сейчас. То есть теряет какой-либо смысл вести себя хорошо.
Наказание должно соответствовать проступку
Лучше заранее определить, как именно наказать за конкретный проступок.
Важно объяснять причины запретов, чтобы кроха уловил их суть, а не только испытывал страх последствий, которые влечет за собой непослушание.
Поводом для наказания ребенка не должны служить плохое самочувствие, настроение или усталость родителей. Также нельзя наказывать за то, что не находилось под запретом ранее
Например, если малышу, пока он был маленький, не удавалось открыть ящик со столовыми приборами, а теперь он делает это с легкостью, то вначале надо просто предупредить о запрете и объяснить его, только при последующем инциденте прибегнуть к воспитательным мерам.
Пренебрежение установленными правилами должно быть всегда наказуемо и желательно одним и тем же способом.
С какого возраста можно наказывать ребенка?
Наказание в возрасте до 2-2,5 лет не несет никого смысла. Ребенок, скорее всего, поймет лишь одно – родители перестали любить его, и не разрешают играть в обычные игры. В этот промежуток взросления малыш понимает, что его игрушка сломана, а постель испачкана карандашами или красками, но его мышление еще не достаточно развито для того, чтобы связать вместе от чего это получилось и кто в этом виноват. Поэтому, гораздо проще не наказывать ребенка в 2 года, а планомерно объяснять ему как обходиться с вещами и предметами, почему тарелка может разбиться, а машинка может лишиться колесиков.
Можно ли наказывать ребенка в 2 годика? Нет, скорее просто пожурить и собственным примером показать, какие поступки могут порадовать близких людей, а какие огорчить.
Умение управлять собственными поступками и поведением приходит к малышу в 2,5-3 года. Но и в этом возрасте наказывать непослушного ребенка нужно правильно. Прежде всего, не кричите, старайтесь рассказать малышу, что он не прав строго, но спокойно. Пройдет еще пол года или год, и кроха начнет отличать хорошие поступки от плохих. Однако боясь вашего гнева, скорее всего, не расскажет сам, что именно он натворил.
В трехлетнем возрасте ребенок начинает чувствовать независимость и очень часто идет наперекор своим родителям не потому, что чувствует правоту, а потому, что старается показать, насколько сильно он уже может сопротивляться. Как наказывать ребенка в три года, если он начал показывать свое «я» и стоять на своем во что бы то ни стало?
Выбирая, как правильно наказывать ребенка в 3 года нужно учитывать и то, насколько вы сами можете управлять в данную минуту своими эмоциями, умеете ли выслушать малыша, уделить время для разговора и детального разбора его поступка. Ведь, как известно, этот возраст славится своим «Почему?», и может быть, вызвав интерес у крохи, вы сможете раз и навсегда остановить порчу обоев в прихожей или «игру за хвостик» с котенком.
В возрасте от 3 лет и старше причин непослушания может быть несколько, и как наказать ребенка в 4 года и старше, зависит именно от того, почему он поступил неправильно:
- Малыш самоутверждается;
- Кроха испытывает недостаток вашего внимания и старается обратить его на себя;
- Взрослый обещал что-то и не сделал, и теперь ребенок старается изо всех сил «насолить» взрослому обидчику;
- Малыш потерял веру в себя, слыша каждый раз какой он «недотепа», «не аккуратный» и «не умелый», и решил подтвердить мнение родителей.
Выбирая наказание, помните, что вслед за ним обязательно последует прощение, а значит – вы никогда не должны напоминать малышу о случившемся.
Основные методы наказания
Современные специалисты в области воспитания детей практически полностью отрицают физическое наказание, которое, к сожалению, распространено во многих семьях. Им пользуются по незнанию возможных последствий как со стороны психики, так и физического развития, а также из-за «безысходности», когда складывается впечатление, что, кроме как применение силы, с ребенком не справиться.
Для выбора адекватного и заслуженного наказания, получения результата от этих действий, родители должны четко придерживаться следующих правил:
Границы дозволенного должны быть определены максимально точно, соблюдаться постоянно. Например, если сегодня нельзя кидать камни в машину, а на следующий день, это уже не так критично, ведь и не попал, то для понимания ребенка такая ситуация непонятна. Последующее наказание не будет правильно восприниматься, возможно и не наступит понимания, допускается ли такое поведение или нет.
Проступок и наказание должны быть соизмеримы. Не нужно идеализировать детей, они такие же люди, могут ошибаться, а также у них особенно развито чувство любопытства, они активно познают мир. Естественно, что чадо нужно ограничивать в своих действиях, но и взрослым следует понимать, что наказание за измерение глубины в луже и избиение, например, младшей сестры, должно быть разным. Нельзя практиковать одинаковое наказание за проступки, отличающиеся по тяжести.
Наказание должно учитывать возраст ребенка, характер, особенности темперамента. Даже в семье с несколькими детьми возможно потребуется для каждого чада выбирать индивидуальные меры внушения правильного поведения.
Принимать решение о виде наказания и вообще о его целесообразности нужно в спокойном состоянии. Сделать это для взрослого не всегда просто, особенно для мам, которые постоянно находятся с детьми, в большей степени занимаются их воспитанием. Несмотря на это, нужно собраться, оценить степень содеянного и уже потом принимать решение о дальнейших действиях.
Наказание не должно быть публичным. Даже если проступок был совершен в общественном месте, внушение нужно проводить наедине.
Быть авторитетом для ребенка
В любом возрасте малыш ли это или подросток важно соблюдение субординации, уважения между родителями и детьми. Папа или мама должны быть авторитетными личностями, которым можно доверять, на них ровняться. Тогда есть вероятность, что несмотря на протесты сын или дочь начнут слышать, что хочет до них донести взрослый.
Тогда есть вероятность, что несмотря на протесты сын или дочь начнут слышать, что хочет до них донести взрослый.
Вышеперечисленные рекомендации помогут повысить эффективность наказаний, приблизят к достижению цели и самого понимания проступка.
Как следует наказывать ребенка за непослушание : способы и рекомендации
Прежде всего, родители должны уяснить одну вещь: когда вы ругаете своего сына или дочь, вы всегда должны сохранять максимальное спокойствие и не поддаваться своим эмоциям. Если вы будете сильно кричать или прикладывать физическую силу, это может травмировать детскую психику. Из года в год его самооценка будет понижаться и ему придется нелегко адаптироваться в коллективе своих сверстников и одноклассников. Такой способ воспитания может вызывать чувство отрешенности и ненависти.
Один из самых эффективных способов объяснить ребенку, что так делать нельзя – это заставлять его самому же исправлять свои промахи и шалости. Например, если он изрисовал стены – заставьте его самому их вытереть, испачкал одежду – заставьте стирать, рассыпал крупу – пусть сам ее убирает. Это также замечательный способ приучать к выполнению работы по дому, такой как пылесосить, мыть посуду, окна и так далее.
Одно из самых страшных наказаний для малыша является, когда родители демонстративно начинают его игнорировать и не обращать никакого внимания. Особенно это касается тех детей, которые находятся в возрасте от 3 – 4 года. Если ваш маленький сын или дочь ведет себя вызывающе и не слушается, скажите, что не будете с ним или с ней разговаривать до тех пор, пока он не успокоится и начнет вести себя подобающе. Но не затягивайте данное наказание надолго, не стоит применять его на постоянной основе.
Также вы можете применять такой метод, в котором используется какая-то отдельная часть дома или какой-то предмет, где ребенок будет находиться наказанным и обдумывать свое поведение. Например, если малыш нашкодил, поставьте его в угол, где поблизости нет никаких игрушек и предметов, которые могли бы его позабавить. Еще одна применяемая практика в Штатах – это наказание на «исправительном стульчике». Если малыш не слушается, посадите его на стульчик, объясните в чем заключается вина и что так поступать нельзя и оставьте его одного на непродолжительное время.
Еще одна из применяемых родителями методик – это запугивание. У каждого ребенка есть свой страх, например, один боится какого-то мистического персонажа, а другой может бояться реального человека, например, вашего соседа или кого-то из родственников. Когда ваш сын или ваша дочь проявляет откроенное непослушание, припугните, что за ним или за ней придет объект страха и заберет с собой. Но стоит учесть, что этот метод настоятельно рекомендуется использовать крайне редко или в очень особенных случаях. Иначе у ребенка могут появиться фобии и развиваться чувство меланхолии.
В воспитательных мерах родители лишают своих детей различных приятностей, например, сладкого, игры на компьютере или просмотра телевизора. Здесь самое главное – это заставить ребенка прочувствовать, что ему действительно не хватает той или иной радости. Поэтому если вы забираете планшет или компьютер, то забирайте на весь день, а то и на два, так как ребенок за короткий промежуток времени не успеет прочувствовать, что его лишили его любимого занятия, лакомства или игры.
Сочиняйте сказки или придумывайте сюжет, где главный герой, который совершил такой же плохой поступок или не слушается своих родителей, попадает в какую-то неприятную ситуацию, в которой вашему малышу оказаться крайне не хотелось. А в конце этой истории герой осознает свои ошибки и решает становиться на путь исправления и никогда больше не будет совершать подобные промахи в дальнейшем. Можно не только выдумывать, но и использовать уже готовые известные сказки или сюжеты мультфильмов
Самое главное чтобы герой, попавший в неприятность, в конце вашего рассказа смог найти верный выход и осознал свои ошибки.
Важно чтобы родители и все члены семьи имели одну и ту же точку зрения на наказание. Если мама ругает, а папа жалеет, то ребенок никогда не разберется, что правильно, а что нет, что можно, что нельзя
Более того вы таким образом будете приучать своего ребенка жить по двойным стандартам. Поэтому отец и мать должны согласовывать свои наказания.
Как можно наказывать ребенка, способы наказания детей.
Первое правило при наказании, чтобы ребенок видел причинно-следственную связь между своим проступком и результатом. Ребенок должен знать за что его наказывают. Наказание должно стать последствием нарушения правил, которые ребенок знал заранее, а иначе за что наказывать.
Он должен усвоить: если что то потерял или сломал, то этого у тебя в ближайшее время больше не будет; если не убрал за собой игрушки, то не будешь смотреть мультфильмы; если не слушаешься маму, то мама не пойдет с тобой гулять. Для этого совместно надо выработать правила, которых ребенок должен придерживаться, объяснить ему каждое из них.
При наказании, критикуйте сам поступок, а не личность самого ребенка, избегайте личностные характеристики малыша (плохой, неряха, дурак).
Озвучивая наказание, старайтесь оговорить и временные мерки, иначе формулировка » Не получишь больше сладкого» воспринимается ребенком, как запрет на всю жизнь. А вы забыв об этом, сами предлагаете сладости через какое то время, в этом случае ваш авторитет может пошатнуться.
Самое главное это нельзя лишать его физиологических потребностей, еды, питья, но вы вполне можете не дать ему вкусненького.
За некоторые проступки, не оговоренные правилами, или когда ребенок становится не управляем, его можно поставить в угол, чтобы он остался наедине с собой и подумал, предварительно объяснив спокойным тоном, за что он наказан. Этот способ наказания детей должен быть пропорционален возрасту, то есть пятилетний стоит 5 минут.
Любое наказание заканчивается и у вас должна быть процедура примирения, чтобы малыш знал, что вы его любите и больше не обижаетесь, например «обнимашки».