Ребенок не помогает, а делает нужное для себя!
Конечно, есть причины, почему дети должны помогать родителям, и их стоит озвучивать и малышам, и подросткам:
- Мама и папа делают многое для сына или дочери, помогая во многих детских делах.
- У взрослых членов семьи, вероятно, больше обязанностей по дому, они берут на себя более сложные задачи.
- Людям вообще приятно, когда им помогают, действенная помощь – это лучшее проявление заботы и любви.
Если он пока что в силу возраста он делает меньше, чем старшие домочадцы, то не он помогает им, а, напротив, они помогают малышу. До 18 лет человек должен суметь делать абсолютно все нужное для себя, и тогда уже помогать тем, кому труднее – младшим, занятым работой, имеющим проблемы со здоровьем пожилым родичам, и т.д.
Помощь по хозяйству начинается под чутким руководством мамы
Психология утверждает, что даже упрямым и ленивым детям легче воспринимать необходимость выполнения рутинных задач, если эти задачи нужны не для чьего-то блага, а для собственного.
Что может отсрочить приучение к туалету
Основные факторы, которые могут отсрочить приучение ребенка к туалету:
- боязнь высоты унитаза;
- страх упасть в «дырку»;
- одиночество;
- шум воды во время слива.
Проблема с высотой унитаза решается при помощи подставки под ноги.
Со страхом упасть в унитаз надо бороться постепенно. Ребенок должен убедиться в прочности подставки, сидения, а также перил, если они имеются. Возможно, доказывать прочность конструкции придется множество раз, пока малыш не привыкнет.
Чтобы малыш не чувствовал себя одиноко, на первых порах родители не оставляют его в туалете одного, позже разрешают справлять нужду с открытой дверью, а затем общаются с ребенком через закрытую дверь: рассказывают сказки или поют песни.
Привыкнуть к шуму воды во время слива ребенок также сможет не сразу. Можно брать ребенка на руки перед нажатием на кнопку, попутно радуясь и восхищаясь тому, как быстро вода смывает все ненужное детскому организму.
Другая проблема, с которой могут столкнуться родители, приучающие своих детей к унитазу, – внезапный и категорический отказ ребенка от посещения санузла и требование вернуть ему горшок без видимых на то причин. Такое случается из-за того, что на процессе обучения акцентируется слишком много внимания. Ни в коем случае не следует ругать малыша. Все, что ему нужно, – немного больше времени.
Приучить ребенка к унитазу сложно, но можно, если запастись терпением. Главное – не давить на малыша, поскольку любое давление встретит сопротивление. Лучшие помощники в этом деле – понимание, любовь и забота.
Распространенные ошибки
Приучая ребенка помогать по дому, важно не допускать того, что может свести на нет все ваши старания. Позаботьтесь о том, чтобы подобных ошибок избегали все члены семьи, которые имеют отношение к воспитанию ребенка (бабушки, старшие дети и т.п.). Не пресекайте инициативу
Конечно, намного быстрее сделать насущную работу самому, чем объяснять, показывать, помогать, а потом еще и переделывать
Не пресекайте инициативу. Конечно, намного быстрее сделать насущную работу самому, чем объяснять, показывать, помогать, а потом еще и переделывать.
Но все же постарайтесь не отказывать категорически, проявите гибкость, помните – взрослый здесь вы.
Не ругайте за неудачи. Малыш очень хотел помочь маме вымыть посуду, но разбил тарелку.
Поверьте – ребенок и так расстроен, сейчас нужно не ругать, а поддержать его, успокоить, похвалить за старательность и стремление к самостоятельности.
Не критикуйте результат. Если ребенок плохо справился с порученной ему работой, обязательно начните с похвалы, и только потом деликатно укажите на недочеты.
Когда кроха берется за непосильную для него работу (просто помахал веником в разные стороны, подражая маме), обязательно похвалите и скажите, что теперь в комнате стало намного чище. Так у ребенка формируются причинно-следственные связи.
Следите за собой. Если вы иногда забываете убрать одежду в шкаф, это не делает вас неряхой или плохой хозяйкой. Но дети все замечают (если маме можно, почему мне нельзя?).
В подростковом возрасте дети в ответ на «Снова не убрал свои вещи!» открыто укажут вам на ваши собственные ошибки и будут абсолютно правы – не требуйте от детей того, чего сами не делаете.
Не используйте уборку в качестве наказания (получил двойку – моешь полы). Пусть ребенок понимает, что домашние дела – это не наказание, а естественная составляющая повседневной жизни.
Не обещайте деньги или какое-либо поощрение за уборку. Если действовать по такой схеме, ребенок будет ждать, а в дальнейшем и требовать деньги (новые игрушки, сладости) каждый раз, когда выполнит даже незначительное задание.
Не игнорируйте потребности ребенка. Если малыш голоден, пусть перекусит, а после доделает свою работу по дому.
Не поручайте детям бессмысленные занятия. Например, малыш хочет помочь и просит дать ему задание, а вы сажаете его разбирать ягоды для компота, которые потом все равно пойдут в одну кастрюлю. Поручайте настоящие дела, чтобы малыш видел результат своих действий.
Помните, что воспитание ребенка в целом строится на любви и заботе родителей. Если в семье царит доброжелательная и позитивная атмосфера, дети будут с удовольствием выполнять просьбы и поручения взрослых.
Способ №3: Создание ценности поручаемого дела
А что насчёт создания ценности того дела, которое вы хотите поручить ребёнку? Вспомните Тома Сойера, красящего забор. Как только он изобразил полный восторг от этого занятия, к нему кинулась целая толпа помощников! Удивительно, как же он замотивировал других детей красить забор вместо него? Для этого ему даже не пришлось ныть, сетовать на судьбу, требовать или шантажировать.
Всё просто: он продемонстрировал, как ему приятно это делать. А кому не хочется получить по-настоящему приятные эмоции и захватывающие впечатления! Моете посуду? Пойте песни. Гладите постельное белье? Пританцовывайте. Пылесосите? Насвистывайте!
Только не стоит манипулировать детским сознанием и бросать многозначительные фразы в духе: «А ты не хотел бы присоединиться?» Вряд ли ответ будет положительным: дети хорошо чувствуют фальшь
Вместе этого обратите детское внимание на то, что вы занимаетесь поистине важным делом (моете миски животных, поливаете цветы, протираете подоконники), которое больше никому не под силу. . Ребёнок будет ощущать обязанность как привилегию, а это влечёт за собой удовольствие от выполнения домашних дел
Ребёнок будет ощущать обязанность как привилегию, а это влечёт за собой удовольствие от выполнения домашних дел.
Как привлечь к помощи по дому подростков?
Переходный возраст ребенка – это всегда стресс для родителей, чадо хочет казаться взрослым и самостоятельным (вы не можете мной командовать!), просьбы помочь по дому воспринимаются как нечто крайне обременяющее.
Занимайтесь домашними делами вместе, параллельно общаясь. С маленькими детьми родители проводят много времени, играют, гуляют.
В подростковом возрасте у детей уже другие интересы, они больше времени проводят с друзьями. Пусть домашние дела станут тем, что будет регулярно объединять семью.
Не бойтесь попросить у подростка совета (как ты думаешь – чем можно отстирать это пятно?). Так вы покажете детям, что признаете их «взрослость», а не пытаетесь ее ограничить и подчеркнуть собственный авторитет.
Не забывайте, что у подростка могут быть планы, о которых вы не знаете. Вы рассчитывали, что сын или дочь помогут вам с уборкой к приезду гостей, а оказалось, что ребенок договорился идти в парк с друзьями. Старайтесь заранее сообщать детям, когда вам будет нужна их помощь.
Можно установить график уборки, чтобы ребенок отталкивался от него при планировании своих личных дел.
Неряшливый ребенок: причины
Далеко не все дети младшего и среднего возраста разделяют и понимают заботы родителей о чистоте и порядке. По мнению американского психолога А. Фромма, для этого есть несколько причин :
- Детей гораздо меньше волнует, как они выглядят в глазах окружающих.
- Грязь и неопрятность не отталкивают детей так, как взрослых. Они еще не привыкли расценивать эти личные качества человека как нечто плохое.
- У детей правила гигиены и опрятного внешнего вида еще не превратились в привычку.
- Соблюдение многих правил гигиены детьми воспринимается как скучное занятие.
Проблема неряшливости актуальна не только для школьников 7-8 лет, которые еще учатся быть чистоплотными. Даже в подростковом возрасте некоторые дети остаются неаккуратными, совершенно не желают следить за собой. Можно выделить ряд причин такого поведения:
- чрезмерная опека родителями ребенка и выполнение за него всех обязанностей,
- отсутствие положительного примера родителей,
- лень ребенка,
- несформированный режим дня у ребенка,
- ненадлежащие санитарно-гигиенические условия в доме,
- депрессия,
- утрата близкого человека,
- характерная черта личности,
- употребление наркотиков и алкоголя.
Если неряшливость и несоблюдение элементарных правил гигиены уже превратились в привычки, можно предложить ребенку пройти программу модификации поведения по технологии 7Spsy. Освоив новую модель поведения, ребенок поймет, что аккуратность и опрятность — это полезные качества, которые помогают комфортно общаться с окружающими, грамотно организовать свое личное пространство и избежать многочисленных конфликтов в семье.
Чего следует избегать?
- Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика. В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.
- Не ругайте. Терпеливость очень важна в деле приучения ребёнка к труду. Конечно, малыша можно заставить делать работу побыстрее, однако он просто физически не способен выполнять обязанности наравне со взрослыми. Если постоянно подгонять, то в следующий раз он попросту откажет в помощи.
- Не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания. В идеале ребёнок должен понимать, что труд – это благо. Если же постоянно наказывать за что-то домашними хлопотами, то дети начнут считать мытьё посуды или выгуливание собаки чем-то негативным.
- Не платите за труд. Оплата за домашние хлопоты – неоднозначное решение. Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.
- Не делите виды деятельности по половому признаку. Современные дети не признают условностей, поэтому девчонки разбирают компьютеры, а мальчики любят готовить на кухне. В этом нет ничего плохого. Напротив, все ребятишки должны уметь пришивать пуговицы, готовить хотя бы яичницу, застилать постель.
Ну и ещё один важный совет, о котором уже было сказано. Демонстрируйте позитивную модель поведения – убирайте и мойте за собой посуду, устраивайте генеральные уборки и т.д. Нельзя требовать от ребёнка того, чего вы сами не выполняете.
2 Создайте ценность дела, которое хотите поручить ребенку
Это похоже на искусство продать товар подороже. Хороший пример — Том Сойер, который красил забор. Он не хотел красить забор, но на публику изобразил настоящий восторг от этого занятия! Он не жаловался на судьбу и злую тетю, не ныл и не просил другого ребенка поработать за него. Удивительно ли, что и другим детям это занятие показалось очень интересным? Настолько интересным, что они даже заплатили, чтобы поработать.
Чтобы создать ценность предстоящей работы, выполните следующие пункты.
Продемонстрируйте, насколько вам приятно работать по дому. Напевайте, насвистывайте, пританцовывайте. Или просто постарайтесь уйти в работу с головой. В этом и был основной эффект деревни. Бабушка с дедушкой работали с энтузиазмом, а энтузиазм заразителен.
Не бросайте укоризненные взгляды на ребенка и не пытайтесь заигрывать словами: «Работать здорово! А ты не хочешь присоединиться?». Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.
Создайте у ребенка ощущение ценности. Когда ребенок попросит себе какое-нибудь задание — вынести мусор или покормить собаку — не спешите радостно соглашаться
Обратите его внимание на то, насколько важным делом вы занимаетесь. Усомнитесь в силах и способностях ребенка сделать это так же хорошо, как вы
Можно предложить предварительное испытание — положить пакет в ведро, вымыть миску. Ребенку будет приятно получить обязанность как привилегию. В таких случаях дети с удовольствием занимаются домашними делами.
4 Как приучить ребенка помогать по дому – личный пример
Вы привыкли оставлять немытую посуду, не складывать в шкаф свою одежду, не застилать кровать, то и от ребенка ничего не ждите. Он не может стать аккуратным, потому как ему не с кого брать пример. Дети повторяют все за своими родителями, поэтому нужно помнить о двойных стандартах, которые недопустимы в семье. Иными словами, если хотите, чтобы ребенок убирал за собой, то продемонстрируйте это на своем примере.
Указания «ты обязан» или «надо» теряют свой смысл при чрезмерно частом повторении. Воспитывать надо на своем примере, при этом постоянно повторять такие действия: помогать раскладывать вещи по своим местам, прибираться на кухне и в комнатах, а после этого обязательно хвалить, ведь ребенок еще не познал мир и нуждается в поддержке близких.
Как устроено внимание
Прежде чем начать разговор о том, как бороться с невнимательностью ребёнка в школе, необходимо разобраться, что такое внимание и как оно работает.
Внимание — это способность мозга фокусироваться на значимом.
Каждую минуту наш мозг получает десятки тысяч сигналов: тексты, звуки, запахи, цвета, внутренние ощущения тела. Если бы мы воспринимали их все сразу, то, скорее всего, сошли с ума
У сознания существует механизм, призванный фильтровать поступающую информацию и выделять то, что важно в данный момент, — это и есть внимание
Характеристики внимания
Внимание имеет множество характеристик, которые у каждого человека развиты в большей или меньшей степени. Начиная борьбу с невнимательностью ребёнка в школе, необходимо понаблюдать, как он выполняет домашние задания и ведёт себя в быту. Так вы сможете понять, развитию какого из перечисленных ниже качеств следует уделить больше внимания:
Так вы сможете понять, развитию какого из перечисленных ниже качеств следует уделить больше внимания:
Концентрация — это умение сосредотачиваться на деле, вникать в проблему, видеть и анализировать свойства объектов. От концентрации напрямую зависит наблюдательность и собранность человека. Развитию концентрации помогают головоломки, лабиринты, задания на поиск различий и тому подобное.
Устойчивость внимания — это способность поддерживать концентрацию в течение длительного времени и противостоять отвлекающим факторам. Дети с развитой устойчивостью внимания более усидчивы и способны доводить начатое дело до конца. Устойчивость внимания помогают развить пазлы, задачи-картинки с перепутанными линиями и подобные «медитативные» головоломки.
Объём внимания подобен оперативной памяти компьютера, он позволяет удерживать в зоне внимания большое количество данных. Чем сильнее развит этот навык, тем проще ребёнку работать с информацией — анализировать, сравнивать и обобщать. Чтобы увеличить его, тренируйте логическое мышление ребёнка.
Распределение внимания отвечает за многозадачность: например, возможность одновременно слушать учителя, делать конспект урока и запоминать информацию. Натренировать это качество могут помочь развивающие компьютерные игры, в которых необходимо следить за несколькими объектами сразу.
Переключаемость внимания
От того, как быстро ребёнок может переносить внимание с одного объекта на другой и переходить от одного вида деятельности к другому, зависит его работоспособность в целом. Увеличить скорость переключения внимания помогают развивающие игры на время, задачи на поиск различий, компьютерные головоломки с поиском объектов и так далее
<<Форма демодоступа>>
Как приучить подростка помогать вам по дому
Подростку бесполезно говорить о пользе уборки. Не стоит пугать его приходом гостей или тем, что выключите интернет (заберёте телефон, компьютер и так далее), кричать, поощрять за уборку карманными деньгами или сравнивать его с детьми друзей и знакомых. Это только настроит ребёнка против вас, и сделает хлопоты по дому очень неприятной обязанностью, выполнять которую совсем не хочется.
Вам следует помнить, что подросткам в переходном возрасте и так тяжело, у них много дел и обязанностей. Поэтому не давите на ребёнка, если хотите воспитать в дочери счастливую женщину, а в сыне — счастливого мужчину.
Вы можете бесконечно долго обвинять подростка в том, что в его комнате бардак, но пока не конкретизируете проблему, он может попросту не понимать вас. Для тинейджера может считаться нормой не заправленная постель, разбросанные по комнате вещи, переворошённые полки в шкафу, грязная кружка на столе и слой пыли на мебели.
Он не обращает на эти мелочи (на его взгляд) внимания, а поэтому и не считает бардаком. Обозначьте проблему и попросите устранить её. Объясните, что когда всё будет на своих местах, не придётся обходить гору с одеждой, или удобнее будет делать уроки, когда стол не будет заставлен хламом.
С подростком необходимо общаться, как с равным себе. Поэтому, если вы хотите приучить его к порядку, попросите это сделать.
К примеру:
- «Маш, вытри сегодня пыль, когда тебе будет удобно»;
- «Макс, поможешь, когда будет время пропылесосить в квартире?»;
- «Дашунь, не забудь сегодня полить цветы».
Форма просьб (не мольбы, не давления на жалость и не приказов) должна быть прямой, тем не менее вы дайте ребёнку время на то, чтобы сделать это, когда ЕМУ удобно. Подсознательно подросток понимает, что его не загнали в угол с приказом, а дали выбор — когда удобно ему это сделать.
Если подросток любит разбрасывать вещи по дому, а затем не убирает их за собой — поступите также. Начните вести себя аналогично, но так, будто у вас случайно получилось оставить свою куртку в его комнате, или вы просто повесили свой халат в его комнате, потому что … (придумайте причину), или штаны на двери его комнаты висят там, чтобы просушиться.
Если сын или дочь предъявят вам, что им мешают эти вещи, объясните, что их вещи, разбросанные по квартире точно также мешают и вам, и вы возмущены этим беспорядком.
Другой вариант — собрать разбросанные по квартире вещи и поместить их на постель подростка. Когда они станут ему мешать, он либо сбросит их на пол, либо разберёт сразу. Ну а скопление вещей на полу в конце концов приведёт к тому, что ему самому надоест этот беспорядок.
Не забывайте, что у подростков бывают перепады настроения, слабость, какие-то проблемы, страдания от первой любви. В силу возраста им сложнее пережить, нежели взрослому человеку. В такие моменты лучше отодвиньте уборку на второй план и поддержите своё чадо. Ребёнку будут приятны ваша забота и понимание, и он их точно оценит.
Когда в следующий раз будете покупать какие-либо предметы для уборки (швабру, тряпки, метлу от пыли или моющее средства), позовите ребёнка с собой. Пусть подросток сам выберет то, что ему нравится — запах моющего средства, цвет и комплект тряпок, и швабры. Его участие в этом процессе поможет заинтересовать в дальнейшем пользоваться купленными средствами и предметами.
Помните, что каждый ребёнок — индивидуален, и в мире нет универсального способа, как приучить ребёнка помогать родителям. Проявляйте фантазию, и выполняйте уборку с творческим подходом к этому делу — устраивайте соревнования, кто быстрей сложит игрушки или вещи, кто лучше станцует со шваброй или споёт в неё, как в микрофон. Так процесс уборки будет проходить вдвойне приятнее и веселее.
С какого возраста ребёнок может помогать родителям
Помните, что ваш ребёнок — это маленькая, но уже личность. Его сознание и мировосприятие формируется с самого рождения. От того, что он делает, видит и слышит, будет зависеть то, каким он вырастет в будущем.
Желание помочь родителям начинает проявляться в двухлетнем возрасте. Ребёнок видит, как мама моет полы, например, и тоже хватается за тряпку, чтобы помочь ей. Он хочет показать маме, что может делать также, как она, что он самостоятельный (и взрослый =) ) человечек.
Не стоит кидаться отбирать тряпочку у ребёнка. Пусть как может, сделает своё дело. Покажите ему, как это правильно делать. А затем, когда малыш не видит, перемойте полы по-своему. Да, это займёт у вас немного больше времени. Но зато вы покажите чаду, что его забота и помощь очень важны для вас.
Также вы сами можете просить ребёнка о помощи — что-то принести или подать, убрать в шкаф, повесить на крючок. Главное, чтобы эти вещи и дела были безопасны для ребёнка.
Когда ребёнок стремится научиться одеваться и раздеваться самостоятельно, не препятствуйте ему. Подскажите, как делать правильно, но вовсе запрещать не стоит. Сразу объясните малышу, как и куда складывать вещи, чтобы не было бардака.
В период, когда ребёнок начинает посещать более старшие группы детского сада (с четырёх до шести лет), поощряйте и приучайте его складывать игрушки и вещи на полку или в корзину. В этом возрасте детям по силам менять корм и воду у домашних питомцев, раскладывать продукты в холодильник и накрывать на стол. Распределите обязанности по дому на всех членов семьи, где обязанностью ребёнка будет — вытирать пыль и складывать разбросанные вещи по местам.
Когда ребёнок пошёл в школу, помощи по дому у него значительно прибавится. Теперь введите в его обязанность ежедневную уборку и помощь.
А именно:
- заправление постели;
- уборка игрушек и вещей по своим местам;
- уход за комнатными растениями;
- сбор портфеля в школу;
- уход и выгул домашних питомцев.
Не забывайте проявлять любовь и заботу по отношению к ребёнку. Показывайте чаду, что его помощь — неоценима для вас, что вы благодарны ему и цените эту поддержку.
Когда ребёнок приучен помогать родителям с малых лет, в подростковом возрасте он не будет воспринимать это, как нечто экстраординарное. А наоборот, с лёгкостью помоет посуду или пропылесосит в квартире.
Почему ребенок не помогает маме и папе?
Вначале необходимо проанализировать причины, по которым дети не помогают:
Стиль жизни. Когда мама и папа сами не убирают за собой вещи в шкаф, оставляют на столе грязную посуду, их поведение не самым лучшим образом отражается на детях.
Дома грязно. Там, где не убрано и некомфортно малыш не хочет наводить порядок.
Отсутствие взаимопомощи
Поддерживать друг друга важно, причём нужно своим примером учить детей делать это. У членов семьи обязательно должны быть дела, которые они выполняют вместе
Неравное распределение обязанностей
У папы и мамы совсем разное количество дел по дому. Мама делает всё, папа – ничего, ну или наоборот J. Тогда ребёнок думает: «наверняка правильно, что всё делает мама!»
Чувство вины или жалость. Мать и отец не осмеливаются привлекать свое дитя к работе, так как чувствуют себя виноватыми перед ним по каким-либо причинам, или просто жалко его, ведь он маленький, или услал.
Отсутствие одобрения. Дитя не проявляет инициативы, когда родители не хвалят его за работу.
Принуждение. Взрослые заставляют выполнять домашние дела в грубом тоне.
Наказание домашними делами. Помощь используется в качестве наказаний. Получил плохую оценку — моешь квартиру!
Чего следует избегать?
Упражняться в остроумии
Порой стычка с другими детьми все же неизбежна, но и в этом случае не нужно сразу обнажать кулаки. Драка – это не путь решения проблем, а только боль, возможно даже больница, осуждение и разборки с родителями другого ребенка.
Ответ остроумным словом против агрессии
Противника, тем более, совсем юного, легко обезоружить всего лишь острым словом. Обидчик может сам попасть в свою ловушку и показаться настолько нелепым, что сразу отобьет у него желание продолжать нападать.
Спасение в этом случае – умение малыша найти нужные слова. А для этого с малышом надо упражняться оценивать различные жизненные ситуации с юмором.
Труд на пользу общества
После первоначальной подготовки можно переходить к более сложным заданиям. По мере взросления увеличиваются возможности ребенка. Около 4-5 лет его движения становятся более координированными, а восприятие — совершенствуется. Он уже может выполнить поручение более сложного характера, например: «принеси яблоко и положи, пожалуйста, в корзину». Он вполне может запомнить и выполнить такую инструкцию.
Важно дать понять, что помощь окружающим — неотъемлемая часть жизни человека. Можно предложить помочь маме с уборкой
Выдайте ребенку влажную тряпочку, и пусть он вместе с вами протирает пыль. Отлично будет, если в уборке примет участие вся семья. Это станет наглядной демонстрацией необходимости труда для общей пользы. Но важно правильно координировать всех участников процесса. После уборки стоит сказать: «Посмотри, как стало чисто и красиво».
Дети от 13 до 16 лет: раздел территорий
Это, пожалуй, самый сложный возраст, гораздо сложнее дошкольного. Подросток чаще всего просто не хочет помогать. Зато желает громко качать свои права, демонстративно саботировать принятые в семье правила и из чувства протеста делать все наоборот. Что ж, если вам достался именно такой товарищ – дышите глубже и помните, что это пройдет. Только прежде придется взять себя в руки и полностью поменять привычную стратегию.
Как надо
Главное и основное – не пытайтесь давить на подростка, стыдить его, заставлять, шантажировать или подкупать. Все эти методы в лучшем случае ничего не изменят, в худшем – подорвут и без того хрупкие доверительные отношения.
Пытайтесь говорить, по возможности без крика, со своим юным бунтарем, который в данный момент проходит через запланированный самой природой период сепарации, предполагающий низведение авторитета родителей до уровня плинтуса.
Честно проговаривайте свои чувства – пусть подросток осознает, что родители тоже живые люди.
Если он совсем не слышит, ищите авторитетного человека снаружи, не из семьи. Это может быть тренер, с которым у ребенка хорошие отношения, любимый дядя, отец лучшего друга – любой взрослый, который на вашей стороне, но способен «достучаться» до нигилиста.
Как бы вам ни было противно, позволяйте ребенку в этом возрасте сохранять право на анархию в пределах своей личной территории. Пусть его комната (или хотя бы рабочий стол в общей жилой зоне) превратится в «сынарник» или «хлевуар». Возможно, таким образом вы сможете добиться порядка во всех остальных уголках дома.