Советы родителям
Этапы адаптации маленького ребёнка к детскому саду
Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?
Будет хорошо, если ребенок сможет выбрать себе обновки к детскому саду, получит небольшой подарок, если в сад разрешено принести игрушку. Ребенку будет интересно показать обновки сверстником. Пусть первый день в саду станет праздником. Поговорите с воспитателем и расскажите об особенностях характера ребенка, ничего не утаивая. Зная обо всех возможных трудностях, воспитателю будет легче помочь в адаптации. В первый день старайтесь не отходить далеко, скажите своему крохе, что вы будете рядом и скоро придете за ним
Важно выполнять обещания и не обманывать. Если вы скажете, что в саду придется побыть совсем недолго, а, на самом деле, предстоит большой срок, малыш потеряет доверие и испугается
Маленьким детям тяжело ориентироваться во времени, поэтому лучше описывать сроки вашего прихода событиями — «ты поиграешь, поспишь, поешь, а потом я сразу за тобой приду». Вы можете заранее узнать распорядок дня в саду и перестроить под него ваше расписание
Так ребенку будет легче привыкнуть к распорядку дневного сна. Оставлять малыша на полный день раньше, чем он начнет хорошо спать в саду, не рекомендуется. Усталость не позволит выдержать нагрузки. Увеличивать время пребывания в саду лучше постепенно, по получасу в день. Приучайте ребенка к самостоятельности. Чем раньше он начнет самостоятельно одеваться, раздеваться, есть и туалет, тем проще ему будет привыкнуть к образу жизни в детском саду. В период адаптации не стоит загружать ребенка дополнительными кружками и секциями. Проведите время после сада вместе, за спокойной прогулкой или тихими играми
Важно не перегрузить нервную систему ребенка
Первый день в детском коллективе
Рассмотрим основные моменты и трудности адаптации в детском саду
1. Расставание с мамой
Даже если ваш малыш уже привык иногда проводить время без мамы, это не значит, что он легко пойдет в группу. Ритуальный плач прощания есть практически у каждого малыша
Важно это понять, принять и отпустить. Если же с каждым днем процесс расставания перед группой все удлиняется, то есть смысл попросить отводить малыша в сад папу или бабушку.
2. Смена настроения
Адаптация в садике – это стресс. Это новый коллектив, новые правила. Для маленького человечка это настоящий стресс, так что не удивляйтесь. Если в садике вам говорят, что малыш вел себя прекрасно, играл, не плакал, слушался и сам съел весь суп, а дома он превращается в маленького чертенка, который все крушит, капризничает и ведет себя так, как никогда прежде не вел. Это нормально. Так он сбрасывает нервное напряжение.
Задача родителей в этот период времени сделать максимально комфортную и спокойную обстановку дома:
- сокращаем шумные игры
- убираем телевизор и просмотр мультиков
- сводим к минимуму посещение шумных многолюдных мероприятий
3. Регресс
Нередко происходит и так, что после начала посещения детского сада у ребенка наблюдается регресс в развитии. Он может начать снова писаться в штанишки, просить его одевать-раздевать и кормить с ложечки, некоторые даже на время перестают говорить или начинают сюсюкать, хотя уже прекрасно владеют родной речью. Это нормально и это пройдет. Задача родителей не ругаться, но и не потакать, а мягко напоминать, что он уже сам все это умеет, но вы поможете, если он не справится.
4. Режим посещения
Воспитатели и психологи настаивают, что в период адаптации ребенок должен посещать детский садик постоянно, без перерывов, тем более длительных. Легкий насморк– не причина не пойти в садик.
Но отдельно стоит поговорить о режиме привыкания. Зачастую сразу на целый день ребенка никто не отводит. Это слишком большой стресс даже для подросшего 4-летнего ребенка, что уж говорить о 2-3 летней крохе. Как правило, в каждом садике есть свои правила адаптации. Но в целом это выглядит следующим образом.
Шаг 1: ребенка приводят на прогулку на полчаса-час. Мама гуляет рядом, но не участвует в играх.
Шаг 2: малыша приводят в садик после завтрака на 1 – 1,5 во время свободной игровой деятельности.
Шаг 3: присоединяют прогулку.
Шаг 4: приводят до завтрака и оставляют до обеда.
Шаг 5: оставляют на обед.
Шаг 6: оставляют на дневной сон.
Нельзя предсказать на сколько времени растянется та или иная стадия. Одни детки уже спустя неделю остаются на целый день, другие и спустя несколько месяцев маму из группы не отпускают и одни не остаются.
Важно внимательно следить за настроением малыша, и, если вы видите резкие изменения или ухудшения, сделайте шаг назад и притормозите. Всему свое время.. Если и спустя несколько месяцев психологическое и эмоциональное состояние ребенка не улучшается, а напротив ребенок становится более тревожным, появляются страхи – это веский повод обратиться за консультацией к психологу.
Если и спустя несколько месяцев психологическое и эмоциональное состояние ребенка не улучшается, а напротив ребенок становится более тревожным, появляются страхи – это веский повод обратиться за консультацией к психологу.
Выявление детских страхов
Для обнаружения детских страхов в психологии применяют несколько наиболее часто употребляемых диагностических методов: методическое руководство по выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективную систему А. И. Захарова «Мои страхи», вопросник на уровень тревоги Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко, тесты П. Бейкер и М. Алворд, проективное пособие – методичку по эмоциональным отношениям в семьях «Рисунок семьи» В. К. Лосевой и Г. Т. Хоментаускаса и методика выявления эмоционального самочувствия (состояния) Л. Лебедевой.
- Диагностика по М. А. Панфиловой «Страхи в домиках». Используя руководство можно сделать заключение о всей гамме страхов у ребенка старше трех лет. Тестирование протекает в режиме игры и рисования. Малыш отвечает на вопросы и в случае подтверждающих ответов (3 из 5, или 6) в страхи классифицируется. Провести такое тестирование не сложно, специальные навыки для этого не требуются.
- Диагностика по проекционной системе А. И. Захарова. Ребенок, по ходу общения о актуальных воспоминаниях страшных эпизодов его жизни, рисует разноцветными карандашами и объясняет изображенное. Предполагается, что в результате сеанса у ребенка наступит «переориентация» внутренних психологических «настроек» с защитных на конструктивно – положительные.
Диагностика по системе «Силуэт человека» Л. Лебедевой. Принцип основан на исследовании Макса Люшера: используя разные цвета карандашей ребенок «прорисовывает» в палитре проекцию видов самоощущения (синий – удовлетворенность происходящим – тяга к взаимопониманию, единству; красный – жизненная активность, оптимизм – жажда успеха, лидерства; зеленый – вдумчивость и глубокий подход – желание постоянства, власти, тяга к познаниям; светло – желтый — мажорная игривость, общительность – любят перемены, ценят свободу, надеются на хорошее; выбор серого, коричневого и черного цветов констатирует наличие сильного стресса).
Этот тест является невербальным рассказом сокровенного, внутреннего «я» малыша для опытного психолога.
Диагностика по системе «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса и В. К. Лосевой. Рисунок семьи свидетельствует о состоянии «климата» домашних отношений и отношения ребенка к родителям. Нередко в положительных, с точки зрения взрослых, семьях обнаруживаются резко противоположные детские оценки домашних ситуаций.
Поясняя рисунок и отвечая на вопросы теста ребенок «проговаривает» свое внутреннее видение мира и семьи.
- Диагностика по вопросам П. Бейкер и М. Алворд выявляет наличие симптомов тревожности, рассеянного внимания, мышечного напряжения и плохого сна.
- Диагностика по вопросам Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко тестирует ребенка на уровень беспокойства в отношениях с ровесниками.
Психологи, работающие в дошкольных заведениях, помогут выявить страхи у ребенка по вышеперечисленным методикам и смогут дать рекомендации родителям по адаптации малыша в саду. По этим методикам и сами родители могут определить, чего так боится их ребенок в саду.
Закалить ребенка
Вероятность заболевания ОРВИ более высока в замкнутом помещении с большим количеством людей. Наиболее эффективным способом предупреждения простуд и инфекций является закаливание. Есть много способов, но наиболее действенный эффект оказывают все процедуры в комплексе.
Проводите на свежем воздухе как можно больше времени. Приучите ребенка спать с открытым окном и регулярно проветривайте квартиру. Не бойтесь сквозняков, не одевайте малыша слишком тепло, купайте его в летней воде и т. д.
Закаливание поможет растущему организму стать более устойчивым к охлаждению, защитит от простудных и вирусных заболеваний в будущем. Прививайте ребенку с раннего детства навыки здорового образа жизни, которые будут способствовать укреплению его нервной и эндокринной систем, а также повысят работоспособность.
Своевременно сделайте все необходимые по возрасту прививки.
И даже если уберечь от всех болезней своего ребенка вам не удастся, по крайней мере обычная инфекция у закаленного малыша будет протекать в более легкой форме.
Какими ещё средствами можно помочь ребёнку 2–3 лет
Внутренний настрой родителей, постоянное общение с ребёнком, укрепление его иммунной системы — всё это факторы, благоприятно влияющие на степень адаптации крохи к новым условиям
А вот невнимание к состоянию ребёнка, нарушение режима сна и бодрствования, плохое питание — факторы, усугубляющие привыкание к новым условиям
Если процесс проходит очень тяжело, без дополнительной помощи не обойтись. Эффективно пережить период приспособления к новым условиям помогут следующие приёмы:
Терапевтические сказки не только о походе детский сад, но и о других сложных ситуациях. Это поучительные рассказы, которые помогают найти ребёнку решение конкретных жизненных проблем
Важно не только прочитать малышу сказку, но и обсудить с ним сюжет.
Любимая игрушка. Ребёнок может взять с собой из дома любую вещь, которая ему дорога
Предварительно этот момент стоит обсудить с воспитателем.
Игры вблизи детского сада или на его территории в выходные дни. Так малыш быстрее привыкнет к месту и не будет его бояться.
При тяжёлой степени адаптации некоторым малышам показана медикаментозная терапия. Педиатр может назначить такие успокоительные средства, как Фенибут, Пантогам, Глицин. Использовать препараты без консультации с врачом нельзя. Проходя лечение, ребёнок может продолжать ходить в садик.
Как уговорить идти в садик
Сдерживайтесь в момент расставания, плачете вы — плачет и ребенок. Проявляйте только позитивные эмоции, шутите. Если ребенок успокаивается, как только вы уходите, возможно лучше, если его будет отводить кто-то другой, с кем он имеет не такую крепкую эмоциональную связь (папа, бабушка, брат или сестра). Относитесь бережно, радуйтесь поделкам, аппликациям и принесенным рисунком. На отказ вставать утром можно завлечь его тем, что сегодня будет интересное занятие с воспитателем. Всем мамам сделают что-то красивое, а мне ничего.
Чаще говорите о том, что детский сад хороший, и как там много интересного. Красивые игрушки, внимательный воспитатель, увлекательные сказки. Будьте последовательны, не поддавайтесь на слезы и уговоры, даже если кажется, что он не может привыкнуть. Он должен знать, что это обязательно. Проявляйте твердость, но без фанатизма.
Придумайте что-то интересное. Например, по дороге домой покормите голубей или надуйте шарики в группе — все будут играть и радоваться. Таким образом закрепятся положительные эмоции.
Заведите друга. Обычно все дети в группе из одного района. Познакомьтесь с родителями, поиграйте на площадке в выходной, пригласите в гости. Малыши подружатся, будут скучать и рады друг друга видеть.
Нюансы физической и психологической адаптации ребенка в детском саду — советы родителям
В первый год посещения садика малыши могут много и часто болеть — этому способствует не только расширившийся круг общения
Иммунную систему могут ослаблять стресс и эмоциональная напряженность, а потому родителям важно заботиться о том, чтобы максимально снизить степень переживаний крохи и настроить его на позитивный лад
Чаще других болеют мальчишки и девчонки, которые подвергаются чрезмерной заботе родителей или бабушек. Если с первых дней жизни их кутают и одевают не по погоде, риск простудных заболеваний возрастает. То же происходит, если малыша одевают не в соответствии с температурой в группе. Это увеличивает период адаптации к саду.
pixabay.com  / 
С психологической точки зрения главным стрессом для ребенка является расставание с мамой. Детки по-разному демонстрируют свое отношение к этому. Одни громко плачут, другие становятся апатичными и безынициативными. А третьи показывают нервное возбуждение и даже агрессию.
Это происходит потому, что малыш пока не может правильно оценивать необходимость и время пребывания в детском саду. Ему может казаться, что мама уйдет и оставит его навсегда, что и вызывает столь бурную реакцию. Если кроха проявляет агрессию, объектом ее может становиться не только детвора вокруг, но даже сама мама. Ей малыш будет мстить за свои переживания, когда она вернется и заберет его домой.
К счастью, так происходит далеко не всегда. Внимательное отношение мамы решает эту проблему и большинство деток, которые изначально провожали родителей со слезами, постепенно включаются в жизнь коллектива. Уже через некоторое время они активно играют со сверстниками.
Как лучше подготовить ребенка к детскому саду?
- Ищите для малыша самый ближайший к дому детский сад, чтобы не мучить ребенка долгой дорогой.
- Заранее (постепенно) приучайте чадо к режиму дня, которого придерживаются в детском саду.
- Не лишней будет и консультация у педиатра по поводу возможного типа адаптации и принятия своевременных мер в случае неудовлетворительного прогноза.
- Закаляйте дитя, укрепляйте иммунитет, одевайте, соответственно погоде. Не нужно излишне кутать ребенка.
- Отправляя малыша в сад, убедитесь, что он абсолютно здоров.
- Также следует убедиться, что ребенок знаком со всеми навыками самостоятельного обслуживания.
- Водите малыша на прогулку в детский сад, чтобы он знакомился с воспитателями и сверстниками.
- Первую неделю лучше приводить малыша в сад максимально поздно (к девяти часам утра, перед самым завтраком) – слезы сверстников при расставании с их мамами не пойдут ребенку на пользу.
- Обязательно кормите ребенка перед выходом – в саду он может поначалу отказываться от еды.
- Первое время (если позволяет график работы и воспитатели) лучше находиться в группе вместе с малышом. Забирать его в течение первой недели-двух предпочтительно до обеда.
- Со второй недели постепенно продлевайте время пребывания малыша в саду. Оставляйте на обед.
- С третьей-четвертой недели можно начинать оставлять дитя на дневной сон.
Как облегчить привыкание ребенка к детскому саду
Период адаптации большинство психологов разделяет на три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Во время подготовительного этапа расскажите ребенку, что такое детский сад, чем в нем занимаются. Вспомните несколько забавных историй из собственной жизни, связанных с пребыванием в садике
Лучше даже сходить с ним «на экскурсию», познакомиться с детьми и воспитателями, обратить внимание на красоту вокруг детского сада и уют внутри
Еще до начала посещения дошкольного учреждения нужно приучить ребенка к некоторым элементарным действиям по самообслуживанию: самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом, вилкой и ложкой, зубной щеткой. Примерно за два-три месяца до начала посещения детского сада надо установить режим дня, близкий к режиму в учреждении, и стараться неукоснительно соблюдать его, даже по выходным. Нелишне будет также приучить малыша к новым блюдам, если до этого его рацион был иным, чем в детском саду.
Основной этап включает непосредственно пребывание в группе, но на непродолжительное время: от одного до трех часов в первые две недели
Важно сформировать положительные эмоции как от садика и постепенно подготавливать к более длительному отрыву от дома. Первые несколько дней можно даже побыть вместе с ребенком, постепенно увеличивая время самостоятельного пребывания. На заключительном этапе ребенок должен проводить в детском саду четыре часа и более, можно оставлять его на дневной сон
Когда настроение, сон и аппетит малыша приходят в норму, можно считать, что адаптационный период завершился
На заключительном этапе ребенок должен проводить в детском саду четыре часа и более, можно оставлять его на дневной сон. Когда настроение, сон и аппетит малыша приходят в норму, можно считать, что адаптационный период завершился.
Но, как бы легко и, казалось, незаметно ни проходило время привыкания, для ребенка, как и для любого человека, подобная смена обстановки – это стресс, и задача родителей свести его к минимуму.
Реакция
Трудности адаптационного периода
Полная детская дезадаптация наблюдается достаточно редко, по статистике, лишь в одном случае из ста. Тем не менее, в той или иной степени, адаптационным трудностям подвержены все дети, как дошкольного возраста, так и более взрослые. Даже у взрослого человека с устоявшейся психикой внезапная смена привычного ритма жизни может вызвать серьезный стресс, не говоря уже о слабом и беззащитном ребенке. В первую очередь, трудности в адаптации связаны с отрывом от родителей. Порой ребенку кажется, что его больше никто не любит, все от него отказались.
Замечено, что особенно остро в период от трех до пяти лет разлуку с матерью переживают мальчики, чем девочки.
Нарушение устоявшегося ритма жизни, привычных моделей поведения. Если же ребенок до этого еще ни разу не испытывал самостоятельности или взаимодействия со сверстниками, то новой модели поведения у него попросту нет, и он не знает, как себя вести в новых для него обстоятельствах. Отсюда возможны конфликты как с воспитателями, так и другими детьми.
Самыми распространенными причинами, по которым дети отказываются посещать дошкольное учреждение, это страхи и повышенная эмоциональность. Рассмотрим их.
- Избыток впечатлений или повышенная эмоциональность ребенка. Еще не до конца сформировавшаяся детская психика бывает неспособна справиться со шквалом новых эмоций и ощущений, которые обрушиваются на малыша с самых первых дней пребывания на новом месте. Часто это пугает ребенка и не дает ему адекватно оценить действительность.
- Страх перед неизвестностью. Маленький человек растерян, он не знает, что его ожидает в дальнейшем. Новый распорядок дня, новые люди, к которым он не привык.
- Особенно тяжело адаптация происходит у тех детей, которые до детского сада практически постоянно воспитывались в семье. Дома гораздо снижен порог запретов, а в детском саду новые и новые «нельзя» окружают его со всех сторон.
- Строгость воспитателей часто резко контрастирует с доброжелательностью родителей, что нарушает прежние поведенческие модели ребенка.
К тому же теперь многие вещи ему приходится выполнять самостоятельно, поэтому очень важно приучать к выполнению хотя бы элементарных действий по самообслуживанию с самого раннего возраста
Три степени привыкания
Средней тяжести
- Длится 20-30 дней.
- Тяжело дается расставание с мамой, ребенок плачет, но способен успокоиться.
- Неустойчивое настроение.
- Плохой аппетит.
- Проблемы со сном (может просыпаться ночью, дневной сон заканчивается раньше, беспокойство во сне).
- Способен переключиться с переживания на что-то иное.
- Через некоторое время идет на контакт со сверстниками и педагогом.
- Придерживается правил и режимных моментов.
- Адекватно реагирует на замечания.
- Наблюдается задержка двигательной и речевой активности.
- Присутствуют функциональные изменения в работе органов и систем, что ярче всего наблюдается в преддверии острого заболевания.
Тяжелая
- Длится от 2 до 6 мес.
- Тяжелая форма привыкания может вылиться в открытую агрессию или, наоборот, замкнутость, отстраненность.
- Не контактирует ни с кем в детском саду, стремится к уединению.
- Слезы и истерики при расставании с родителями долго не проходят.
- Отказ от пищи, возможна рвота во время еды, теряет в весе.
- Нарушение сна, долгое засыпание с капризами, подъем тоже со слезами.
- На любые слова воспитателя может отреагировать слезами, испугом, криком и т.д.
- Ярко выраженные изменения в работе органов и систем выливают в частые, почти ежемесячные заболевания (бывает, что болезнь наступает уже после первого посещения).
- Наблюдаются изменения в поведении, состоянии на грани нервного срыва.
- Двигательная расторможенность.
- Отставание в речевом развитии, возможно развитие логоневроза (заикание).
- Могут появиться патологические привычки.
Как родителям строить отношения с воспитателями
Питание ребёнка в детском саду
Первое время в саду ребёнок может мало или плохо кушать. Пожалуйста, не волнуйтесь, дайте ему время привыкнуть к еде в садике, особенно если ваше домашнее питание отличается от питания в саду.
Также, если ребенок слышит, что, вы первым делом вы интересуетесь у воспитателя поел ли он и насколько хорошо – он заметит что это волнует маму и это важно для нее
Так он может начать отказываться от еды, чтобы привлечь ваше внимание. Поэтому, уделяйте меньше внимания питанию при ребенке – так будет меньше манипуляций на этой теме
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – там вы узнаете, как сделать материнство легким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребенком.
Долгое пребывание в детском саду в период адаптации
Отдельные родители полагают, что приучать малыша к садику нужно не постепенно, а сразу оставлять его там на целый день. Мол, так он быстрее привыкнет к новой обстановке, воспитателю, детям. На самом деле такая тактика ошибочна. Ведь кроха попадает в совершенно новые условия, это нагрузка для его психики, а её нужно щадить.
Ребёнка, не приученного к садику, недопустимо сразу же оставлять там на целый день
Психологи советуют выбирать именно плавное приучение. Вначале ребёнка оставляют в садике всего на пару часов, затем на полдня, после забрать кроху можно сразу после тихого часа, а потом уже и оставить на целый день. Каждый из указанных этапов может занимать разное время — какое точно, подскажет самочувствие малыша и мамина интуиция.
Адаптация к детскому саду и новый режим дома
Считается, что для завершения периода адаптации необходимо полтора-два месяца непрерывного хождения в садик. Если ребенок заболел и в сад не ходит, нужно заново начинать отсчет, предварительно разделив то время, которое малыш отходил до болезни, как минимум на два.
Если ребенок не будет ходить в сад непрерывно, то не сможет наладить общение с другими детьми, которые ходят туда постоянно. Учтите, что ребята детсадовского возраста не любят тех, кто сильно выбивается из коллектива. Для дошкольников крайне важен устойчивый распорядок дня, поэтому непрерывное хождение в сад и строго определенное время, когда малыша забирают домой, — это факторы, которые помогут спокойнее перенести период адаптации.
Резкое сокращение времени, проводимого вместе с мамой, мешает ребенку привыкнуть к садику. Если вы не стараетесь находить время на общение с вашим повзрослевшим малышом, то ему намного труднее будет приспособиться. Многие хорошие сады рано закрываются, но не для того, чтобы осложнить жизнь родителям
Просто организаторы этих садов считают, что ребенку очень важно проводить дома не один-два часа перед сном, а гораздо больше
Оптимальный режим для малыша, который первый год ходит в сад, — это уход домой сразу после полдника. А дома его жизнь должна максимально напоминать досадовский период
Полностью сохранить досадовскую обстановку невозможно, однако очень важно, чтобы в первый год хождения в сад не было вечеров, нагруженных еще и занятиями
В наше время родители часто так поступают. Ребенок соскучился по дому, пока он был в саду, а его куда-то еще тащат. Возможность сохранить досадовскую обстановку— это дать вечер провести дома и после сада вернуться как будто в прошлый год: спокойно гулять, спокойно прийти домой, никуда не бежать, не грузить никакими развивающими вещами, никакими танцами. Вечер должен быть спокоен и посвящен играм.
Учитывая все факторы адаптации, о которых говорилось выше, становится понятно, что работа full-time — не лучший режим для мамы ребенка, который недавно пошел в сад. Лучше отложить выход на работу, предполагающую полную занятость, на полгода-год. Тогда у вас останутся силы, чтобы помочь малышу справиться со всеми сложностями.
Исчезновение мамы — грубейшая ошибка воспитателей
Когда кроха впервые приходит в ДОУ, чаще всего он заинтересован и смело отходит от мамы, увлечённый детьми и новыми игрушками. И та, часто по совету воспитателя или нянечки, тихонечко убегает, чтобы не «спугнуть» своё чадо, даже не попрощавшись с ним, не сказав, когда придёт.
Естественно, малыш очень быстро обнаруживает мамино исчезновение, его охватывает тревога, паника, страшные предположения («А вдруг мама больше никогда не придёт, вдруг она меня бросила!»). Для крохи это равносильно тому, что потеряться в гипермаркете. После таких «хитростей» ребёнок, наоборот, надолго «прилипнет» к родному человеку, будет бояться упустить маму из виду (само слово «садик» долгое время может вызывать плач, а то и истерику).
Когда мама исчезает, не попрощавшись, малыша охватывает страх, паника — ему кажется, что его бросили здесь навсегда
Поэтому никогда не нужно уходить незаметно — это нечестно по отношению к ребёнку. Лучше всё ему объяснить и спокойно попрощаться («Мне нужно идти на работу, чтобы зарабатывать денежки тебе на игрушки, как только освобожусь, я тебе сразу заберу»).
Типичные ошибки родителей, советы психолога
Самая распространенная ошибка – неготовность к негативной реакции со стороны ребенка или просто нежелание разобраться в проблеме
Родителям может показаться, что он просто капризничает, пытается обратить на себя излишнее внимание. «Мы ходили – и ничего», — так часто говорят они, забывая, что и сами в первое время испытывали сильный стресс
Родители могут оказаться не готовы к излишней плаксивости, не зная, что плач – это основная детская реакция на стресс. В связи с этим частой ошибкой является наказание или брань, что только усугубляет ситуацию.
Часто родители перестают уделять внимание малышу, интересоваться его делами, надеясь на то, что в дошкольном учреждении и так все хорошо, воспитатели со всем прекрасно справятся. В этом случае ребенок может особенно остро почувствовать разлуку с родителями, почувствовать себя брошенным и никому не нужным
Кроме того, со всеми стрессовыми ситуациями ему придется справляться самостоятельно, что может привести как к неоправданной агрессии в попытках защитить себя, так и напротив – замкнутости, отрешенности, нервозности.
Противоположной же ошибкой является излишняя опека, затянутое и даже слезное расставание по утрам и немедленное возвращение, чтобы забрать домой.
напуган
Ни в коем случае нельзя пугать ребенка детским садом и особенно грозить тем, что никогда его не возьмете назад. В этом случае у малыша неизбежно сложится представление о садике как о страшном месте, откуда можно не вернуться.
Нельзя сулить награды только за один факт посещения детского сада. В дальнейшем для ребенка это может стать орудием шантажа родителей: не пойду в садик, если не купите игрушку. Но за хорошее поведение в садике или за какие-нибудь конкретные успехи можно и нужно поощрять.
Также одной из распространенных ошибок со стороны родителей является негативное высказывание в адрес воспитателей в присутствии ребенка. Пусть даже малыш и не поймет, о чем речь, но интуитивно почувствует, что мама чем-то недовольна, и у него сложится представление, будто детский сад – это место, где не все так хорошо, а воспитатели тоже могут быть плохими людьми, которые могут причинить вред.
Недопустимо резкое вхождение в новую для малыша среду
Некоторые родители сводят к минимуму адаптационный период или не обращают на него внимание вовсе. Ребенок вынужден быстро менять режим дня, привычки, рано утром в второпях его с криком волокут куда-то, оставляют там одного, с незнакомыми людьми на неопределенное время… Все это необязательно, но вполне может привести к тем или иным нарушениям психики
Ошибка №4: Быстрые сборы в садик
Почему ребёнку нужно ходить в детский сад
Специалисты уверены, что для полноценного развития, формирования характера и вливания в социальную среду детям лучше расти в коллективе, чем постоянно находиться дома с мамой, бабушкой или няней.
В группе ребёнок не только учится общаться с другими детьми, но и привыкает к самостоятельности
Посещение детского сада имеет свои положительные стороны:
ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми
И речь идёт не только о детях, но и о взрослых, ведь малыш знакомится с несколькими воспитателями, музыкальным руководителем, психологом и другими сотрудниками сада; психологи и педагоги обращают внимание, что в группе дети начинают быстрее развиваться. Секрет этого прост: ребёнок, который дома не хотел выполнять задания, наблюдает за сверстниками, и хочет быть первым, лучшим, так же стремиться научиться определённым навыкам
В нём просыпается инстинкт лидерства и соперничества; приучение к дисциплине: очень важный момент для взрослеющего малыша
Сегодня многие родители поощряют вольное воспитание, когда ребёнку можно все. Но таким детям становится очень трудно в школе, где уже нет игр, но нужно выполнять задания учителя. Именно в саду дети привыкают к дисциплине в игровой форме, а к старшему дошкольному возрасту уже осознают, что можно делать, а что нет; организация режима дня: медики всего мира настаивают, что приучение ребёнка к определённому распорядку положительно влияет на его развитие. Если кроха до двух — трёх лет не знал, что такое режим, в саду за несколько месяцев организм привыкнет к новым правилам. А после выпуска из дошкольного учреждения у ребёнка не будет проблем в школе, ведь там тоже все по времени и расписанию; проявляет самостоятельность и характер: когда мамы нет рядом постоянно, малыш начинает сам анализировать многие ситуации и принимать решения, за которые только он несёт ответственность.
В нём просыпается инстинкт лидерства и соперничества; приучение к дисциплине: очень важный момент для взрослеющего малыша. Сегодня многие родители поощряют вольное воспитание, когда ребёнку можно все. Но таким детям становится очень трудно в школе, где уже нет игр, но нужно выполнять задания учителя. Именно в саду дети привыкают к дисциплине в игровой форме, а к старшему дошкольному возрасту уже осознают, что можно делать, а что нет; организация режима дня: медики всего мира настаивают, что приучение ребёнка к определённому распорядку положительно влияет на его развитие. Если кроха до двух — трёх лет не знал, что такое режим, в саду за несколько месяцев организм привыкнет к новым правилам. А после выпуска из дошкольного учреждения у ребёнка не будет проблем в школе, ведь там тоже все по времени и расписанию; проявляет самостоятельность и характер: когда мамы нет рядом постоянно, малыш начинает сам анализировать многие ситуации и принимать решения, за которые только он несёт ответственность.
Очень часто именно в саду у ребёнка проявляется хороший аппетит, а родители не могту нарадоваться, ведь раньше их малыша нельзя было заставить нормально поесть
Списки книг
Книги в помощь родителям о том, как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду:
- Быкова А. «Мой ребёнок с удовольствием ходит в детский сад».
- Гитанова Н. В., Тунина Е. Г. «Я иду в детский сад! От 0 до 3 лет».
- Громова О. «Зайка идет в садик. Проблемы адаптации».
- Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. «Ребёнок пошел в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в ДОУ».
- Петрановская Л. «Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка».
Детские книги, позволяющие быстрее привыкнуть к новым условиям детского сада:
- Карина Овсепян. «Я иду в детский сад».
- Люси Казенс. «Мыша в детском саду».
- Сара Нэш. «Самые нежные объятия в мире».
- Фелисити Брукс. «Маша и Миша идут в детский сад».
- Эмили Бомон. «В детском саду. Энциклопедия для детей».
Чтобы адаптация прошла быстро и как можно безболезненнее, к этому серьёзному шагу нужно подготовиться заранее. Детский сад должен стать для ребёнка вторым домом, а не местом, к которому он будет относиться с тихим ужасом при одном лишь упоминании о нём. И дело здесь не только в невнимательных и равнодушных воспитателях, драчливом Васе или невкусной каше. Многое зависит от того, как родители объяснят всё происходящее, какую позицию займут и будут ли вести кропотливую, но нужную работу, чтобы привыкание прошло без нервотрёпок и не затянулось на долгие месяцы.
Проблема адаптации
Попав в новую среду, малышам приходиться находить взаимодействие с педагогами и сверстниками. Поведение, общение кардинально отличается от поведения и общения в своей семье. Там всё привычно, тут всё ново.
Он получает важный опыт общения с другими людьми, детьми. Нигде он не получит такой бесценный опыт, который поможет ему в дальнейшем адаптироваться в жизни. Вы скажете, а как же школа?
Там тоже всё это можно получить. Только процесс привыкания идет намного длительнее и сложнее, так как ребенок никогда не посещал детский сад.
Конечно, когда мы впервые собираемся вести малыша в группу, то представляем себе, что он прощается с мамой, целует её в щечку и бежит в группу, чтобы поиграть в игрушки со своими друзьями.
Но не тут-то было! Наше послушное и милое дитё вдруг начинает кричать, умолять мамочку не уходить, цепляется за неё, никого не слышит, не идёт ни на какие уговоры. Что это?
Психологи считают такую реакцию совершенно нормальной, потому что ребенок впервые остался без мамы с чужими тётями. И тут, самое главное, надо правильно реагировать родителям и воспитателям.
Необходимо понимать, что эта реакция детского организма на стресс. Чем младше ребенок, тем тяжелее ему «отрываться» от мамы. Психологическая адаптация лучше дается детям постарше, потому что им уже интереснее играть с другими ребятами, у них выше познавательный интерес, они быстрее переключаются с одной деятельности на другую.
Стресс становится причиной детских истерик.
Причин много:
- Во-первых, страх, который связан с новыми условиями обитания. Привычная обстановка дома с мамой вдруг сменилась чужой атмосферой, с новым режимом дня, новыми правилами поведения.
- Во-вторых, эмоциональное перенасыщение, которое получает малыш в группе детского сада, переходящее в перевозбуждение. Следствие этого — переутомление нервной системы.
- В-третьих, у вновь принятого ребенка ещё не сформированы навыки самообслуживания. Его родители не научили самому одевать вещи, снимать их, соблюдать правила гигиены. Он не успевает за другими детьми, нервничает, начинает плакать.
- В-четвертых, у ребенка страдает психологическая подготовка к посещению детского сада. Родные и близкие не настроили его на положительный лад, не постарались подвести к тому, что он вырос, ему необходимо идти в детский сад.
- В-пятых, иногда отрицательное воздействие оказывает неприятная первая встреча. Бывает, что он в первый же день нахождения в группе встретился с агрессивным ребенком, который отнял игрушку или толкнул малыша. Конечно, может это будет единственный случай, но свою лепту он внес в неприятие детского сада.
- Ну и, наконец, отвержение вашего малютки работниками детского сада. Такие случаи тоже бывают. Обязательно надо выяснить причину отрицательного эмоционального состояния ребенка. Это необходимо делать по «горячим следам» не откладывая, потому что может привести к психологической травме.
Для нормального привыкания к детскому саду, надо знать особенности адаптации.