Питание
Питаются дети уже практически за взрослым столом. Жареные, маринованные, копчёные и пряные блюда, естественно, исключаются.
Детям в этом возрасте ещё нельзя давать чёрный чай, кофе, грибы и шоколад.
С года при хорошей переносимости лактозы и белка коровьего молока можно начинать давать цельное коровье молоко. Также приемлемо расширить рацион за счёт заморских фруктов и ягод – цитрусовых, арбузов, дынь, персиков и абрикосов.
Год – это тот возраст, в котором детям-аллергикам можно вводить в рацион куриные яйца и рыбу.
Смесь после года можно постепенно заменить детским молоком или последующей смесью «3».
Грудничков желательно кормить грудью и после года. Вопреки мнению многих педиатров, в грудном молоке остаются те же полезные вещества, что и были, а содержание отдельных даже повышается. Грудное молоко после года – уже еда, это правда. Это защита здоровья малыша и матери, источник глубокой связи между ними.
Источники
- Yu Y., Yang X., Wang S., Wang H., Chang R., Tsamlag L., Zhang S., Xu C., Yu X., Cai Y., Lau JTF. Serial multiple mediation of the association between internet gaming disorder and suicidal ideation by insomnia and depression in adolescents in Shanghai, China. // BMC Psychiatry – 2020 – Vol20 – N1 – p.460; PMID:32967648
- Macari S., Milgramm A., Reed J., Shic F., Powell KK., Macris D., Chawarska K. Context-Specific Dyadic Attention Vulnerabilities During the First Year in Infants Later Developing Autism Spectrum Disorder. // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry – 2021 – Vol60 – N1 – p.166-175; PMID:32061926
- Carson V., Kuzik N. Demographic correlates of screen time and objectively measured sedentary time and physical activity among toddlers: a cross-sectional study. // BMC Public Health – 2017 – Vol17 – N1 – p.187; PMID:28193271
- Radesky JS., Silverstein M., Zuckerman B., Christakis DA. Infant self-regulation and early childhood media exposure. // Pediatrics – 2014 – Vol133 – N5 – p.e1172-8; PMID:24733868
Занятия дома
В 12 месяцев выбор игр и занятий очень обширен
Чтобы играть по правилам годовалого ребенка, следует помнить о важной особенности ребенка такого возраста — он не может концентрировать свое внимание на чем- то одном дольше 10 — 15 минут. Даже самая увлекательная игра может быть ему интересна только в пределах четверти часа
Игры
Игровой домик
Соорудите из картона небольшой игровой домик. Сделайте отверстия для входа и выхода и покажите ребенку, как заходить и выходить из сооружения. Вы можете научить его стучать или «звонить» в дверь и спрашивать, есть ли кто – нибудь дома.
Разговор по трубе
В 12 месяцев дети очень любят слышать и издавать новые необычные звуки. Через картонную трубку (на одном конце вы, а на другом – ребенок) вы можете говорить смешным голосом или просто издавать забавные звуки. Малыш будет за вами с удовольствием повторять.
Игрушки
- Строительные картонные и деревянные блоки.
- Небольшой пластмассовый чайный сервиз.
- Детская железная дорога.
- Песочный набор.
- Чемоданчик с доской для рисования.
- Музыкальные игрушки – каталки.
- Геометрические пирамидки.
- Фигурки людей и животных, сделанный из мягких материалов.
- Сенсорные мячики.
Мультфильмы
Развивающие мультфильмы для годовалых детей созданы в соответствии с развитием психоэмоциональных особенностей малыша. Они обладают логичной и понятной структурой, картинки меняются медленно, чтобы малыш мог осознать происходящее на экране.
Длительность просмотра мультфильма не должна превышать 10 минут. Лучше всего включать мультфильм в первой половине дня, так как просмотр перед дневным или ночным сном может взволновать ребенка, и он не уснет.
Следует смотреть развивающие мультики вместе с ребенком, время от времени обращать внимания на интересные и важные моменты. Ниже представлен ТОП – 10 мультфильмов, которые каждый годовалый ребенок будет с удовольствием смотреть.
ТОП – 10 мультфильмов
Ребёнок Эйнштейн. Паровозик Чух — Чух Тини лав. Маша и медведь. Приключения пингвиненка Лоло. Даша — путешественница. Три кота
Осторожно, обезьянки. Три маленькие утки
Веселая радуга.
Ритм жизни
Когда у малыша уже хорошо будут получаться новые движения, постарайтесь научить его двигаться в ритм стихотворению или музыке
Чувство ритма чрезвычайно важно – и для фонематического слуха, и для развития музыкальных и танцевальных способностей, и для координации движений. Используйте любую возможность прохлопать ладошками или простучать ритм песенки
Есть и специальные игры для развития чувства ритма. Например, такие:
Часы
“Дедушкины часы тик-так, тик-так” (произносим медленно и низким голосом, в такт выполняем медленные махи руками в стороны).
“Батюшкины часы тик-так, тик-так, тик-так, тик-так” (эту строчку произносим более высоким голосом, в такт хлопаем ладошками по животу).
“А мои-мои часы тики-тики-тики-тики-тик!” (произносим фальцетом и быстро-быстро хлопаем в ладошки).
А вот другой вариант.
Ехал пан
Можно держать малыша на коленях и покачивать, а если малыш уже ходит, то идти с ним сначала медленно, потом все быстрее и быстрее.
Ехал пан, ехал пан, Ехал шагом, шагом, шагом. Ехал пан, ехал пан, Ехал рысью, рысью, рысью. Ехал пан, ехал пан, Ехал махом, махом, махом.
Физические параметры
Нормы роста и веса для мальчиков и девочек
Калькулятор роста и веса ребенка Выберите пол и возраст ребенка, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) Мальчик Девочка Выберите возраст лет Рассчитать Вес Низкий кг Средний кг Высокий кг Рост Низкий см Средний см Высокий см
Окружность головы и груди
Окружность головы | Окружность груди | |
Мальчик | 43,5 — 48,6 см | 46 — 52,5 см |
Девочка | 42 — 47,6 см | 46,3 — 51,4 см |
За двенадцатый месяц окружность головы и грудной клетки, в среднем, увеличиваются на 0,5 см.
Движения рук ребенка становятся более ловкими и умелыми. Он умеет подтягиваться, карабкаться на предметы повыше, сохранять равновесие не только сидя, но и стоя, держась за опору.
Около 50% детей к этому возрасту овладевают навыком ходьбы.
Средним количеством зубов, которые имеются у малышей данного возраста, является 8. Меньшее количество также считается нормой, но проконсультироваться с врачом стоит в том случае, если у ребенка нет ни единого зубика.
Категории
- Анализы и диагностика(0)
- Беременность и роды(88)
- Бесплодие(3)
- Болезни сосудов(1)
- Болезни уха, горла, носа(0)
- Гастроэнтерология(1)
- Генетика и прогнозы(8)
- Гинекология(20)
- Глазные болезни(0)
- Диетология(5)
- Диетология и грудное вскармливание(49)
- Иммунология(4)
- Инфекционные болезни(1)
- Кардиология(3)
- Кожные болезни(7)
- Косметология(1)
- Красота и здоровье(0)
- Маммология(12)
- Маммология для Пап(2)
- Наркология(4)
- Нервные болезни(0)
- Онкология(10)
- Онкология для Папы(3)
- Ортопедия(3)
- Педиатрия(79)
- Первая помощь(0)
- Пластическая хирургия(4)
- Половые инфекции(4)
- Проктология(1)
- Психиатрия(0)
- Психология(16)
- Психология для Папы(6)
- Пульмонология(1)
- Ревматология(2)
- Репродуктивная система мужчины(4)
- Сексология(0)
- Спорт, Отдых, Питание(4)
- Стоматология(1)
- Счастливое детство(18)
- Урология и андрология(7)
- Хирургия(2)
- Эндокринология(1)
Питание малыша в 12 месяцев
В годовалом возрасте частота приема пищи малышом достигает пяти раз в день. Питание весьма разнообразно, так в меню малыша после года обязательно входят те продукты, которые он привык кушать раньше. В этот период в рационе должны присутствовать каши, фрукты, овощи, рыба, мясо, кефир, творог. Однако после года в меню малыша эти продукты должны сочетаться. То есть в дневной рацион необходимо включать несколько сочетаний разных блюд.
Необходимо организовать режим питания ребенка в год так, чтобы ежедневно общая калорийность меню составляла не меньше 1300 калорий.
Несмотря на то, что малыш уже не такой маленький, спешить с вводом в рацион ребёнка некоторых продуктов не следует. А некоторые вредны абсолютно всем независимо от возраста. Далее список продуктов, которые рекомендуется исключить из рациона годовалого ребёнка:
- грибы;
- орехи;
- любые полуфабрикаты;
- газированные напитки;
- фастфуд;
- маринованные и солёные продукты;
- консервы;
- копчёные и жареные блюда;
- магазинные десерты;
- приправы и специи;
- кофе и какао.
Лучший продукт питания для ребенка – грудное молоко. Если грудное вскармливание отсутствует, то его можно заменить молочными смесями, кефиром или творогом.
Первый прием коровьего молока происходит по достижении 12 месяцев и должен быть согласован с педиатром. Однако, молоко можно использовать для приготовления каши или пюре из овощей.
Мясо и рыба необходимы как взрослым, так и детям.
Самыми любимыми блюдами малышей являются фруктовое пюре и сок. В качестве обеда рекомендуется готовить суп с овощами, исключая специи и острые ингредиенты.
Кризис первого года
Многие мамы сталкиваются с тем, что милый и послушный малыш начинает капризничать, сопротивляться и даже кидаться игрушками. Такое поведение, безусловно, вызывает недоумение и желание наказать кроху за излишнюю самостоятельность. Не пугайтесь, это нормально. Просто вы лицом к лицу сталкиваетесь с первым кризисом в жизни вашего ребенка.
Основные причины изменения в поведении малыша:
- Воля. Ваш карапуз уже достаточно большой для того, чтобы иметь собственное мнение по некоторым вопросам. И естественно, когда вы пытаетесь навязать ему что-то, что ему не нравится, он начинает активно протестовать.
- Восприятие запретов. Все ваши запреты ребенок воспринимает как помеху в изучении мира.
- Изменение мироощущения. К первому году жизни малыш уже четко отделяет себя от мамы и остальных людей и довольно активно отстаивает свое личное пространство. А еще он осознает, что взрослым позволено гораздо больше, чем ему. И естественно это осознание вызывает в нем чувство протеста.
- Самостоятельность. Чем больше ребенок осваивает навыков, тем сильнее ему хочется делать все самому. Тут логика довольно простая: я это делаю, потому что могу. Не стоит ему препятствовать, пусть учится на своих ошибках.
Нужные занятия: как развивать, чему учить ребёнка в этом возрасте
Питание годовалого малыша
В 12 месяцев, как правило, рацион ребенка включает в себя помимо грудного молока (или его заменителя) обширный набор продуктов прикорма: в год ребенок может кушать практически все, что едят его родители. После года уже можно позволить ребенку попробовать продукты, которые эксперты ВОЗ и Союза педиатров России не рекомендуют: мед, фруктовые соки (да-да, из-за большого содержания природного сахара этот напиток не предназначен для детей более младшего возраста), орехи и цельное коровье молоко. Основу рациона составляет «взрослая» еда (3–5 раз в сутки), грудное молоко и его заменители — по требованию ребенка.
Комплексное развитие ребенка на 11 месяце первого года жизни
Игрушки для ребенка
В играх с ребенком можно использовать все те же игрушки, описанные нами в статье о развитии ребенка 10 месяцев
А именно:
• резиновый мяч и другие игрушки, способствующие физическому развитию,
• игрушечный молоток с деревянными колышками (стучалка),
• пирамидка с кольцами, вкладыши (сортеры),
• погремушки и резиновые пищалки небольшого размера,
• кубики разнообразных форм,
• музыкальные и игровые центры и игрушки(способствуют развитию зрительно-моторной координации, и стимулирует развитие мышления, так как побуждает к установлению логической связи между действием – нажатием на кнопку и звуковым или механическим эффектом),
• игрушки для игры в ванне и др.
• привлекают внимание детей куклы-неваляшки разных размеров (от 10 до 25 см). Для показа детям нужны 1-2 крупные куклы (высотой около 40 см), изображающие детей в красивой одежде
Они могут быть озвученными и заводными (например, шагающая кукла).
• фигурки кукол и куклы из мягких материалов – образные игрушки (ткани, мягких пластмасс, резины), в которых представлены понятные ребенку особенности облика человека (крупные яркие глаза, гибкие руки, ноги). Куклы могут быть плоскими и объемными, размером 10-20 см.
• игрушки, изображающие животных, должны по возможности издавать характерные для данного животного звуки (негромкие, но выразительные). Хороши мягконабивные, пластмассовые и резиновые игрушки, передающие главные черты изображаемых животных (мишка, заяц, лошадь).
• заводные, забавные игрушки (динамические игрушки, игрушки с сюрпризом) животные (клюющие куры, цыплята, прыгающая лягушка).
• для первых отобразительных игр нужны игрушки, изображающие некоторые предметы быта: игрушечные тарелки диаметром около 7-10 см, чашки по размеру руки ребенка, лоскуты разной ткани размером 50х50 см.
• технические игрушки (машины) развивают движения малышей. Это машины лаконичной формы из пластмассы размером около 15 см, заводные машины, тележки. Детям, начинающим ходить, нужны коляски для кукол, каталки с рукояткой.
• в 10-12 мес. малыши пытаются вместе со взрослым класть кубик на кубик, сооружая первые постройки. Необходимыми игрушками для них становятся дидактический и строительный материал.
Новый уровень в сюжетных играх
Вы и раньше показывали крохе куколку, собачку, мишутку и др., называли их, рассказывали, как они говорят, и затем спрашивали: «Где «ав-ав»?» (собачка) и прочее. Также Вы выполняли с игрушками простейшие действия: кормили, укладывали спать.
Как играть теперь? Читайте в статье “Сюжетная игра для ребенка 11 месяцев”
Что уже умеет малыш
- Ребёнок активно пользуется своим «словарём», который содержит уже до пятнадцати простейших слов, типа «дай-дай», «гав-гав», «ням-ням». Он безошибочно определяет ситуации, к которым применимы эти слова, и произносит их. Например, «ням-ням» — это просьба к маме дать ему яблочко, это восклицание малыша при виде еды или посуды, это рассказ о собачке, которая кушает из мисочки.
- К годовалому возрасту ребёнок может самостоятельно ходить. Правда, часть детей по различным причинам откладывают этот период на будущее, довольствуясь пока ползанием и ходьбой с опорой.
- Малыш требует самостоятельности во всём, он активно кричит и протестует, когда ему насильно навязывают действия или правила игры. Ребёнок может уже стягивать с себя обувь, носочки, колготки, пижаму, проявляя навыки самообслуживания. В ванной малыш трёт ручками, смывая грязь, умывает личико и вытирается полотенцем.
- В игре ребёнок умеет строить башенки из кубиков и стаканчиков, собирает предметы один в один, шнурует, нанизывает бусы.
- Ребёнок умеет и любит работать с тестом или глиной — конечно, если ранее родители предоставляли ему возможность потренироваться. Подражая действиям взрослых, он может слепить колбаску, скатать шарик, лепёшку.
- Ребёнок проявляет живой интерес к красочным картинкам в книжке, показывает на них пальчиком, пытается выказать своё отношение к ним. Если малыш увидел на иллюстрации собачку или коровку, он может имитировать их голоса. Годовалый ребёнок обожает рисовать, он тщательно водит карандашом или фломастером по бумаге, пытаясь «рассказать» окружающим, что именно он рисует.
- К году малыш привыкает к горшку и может самостоятельно на него садиться.
- При еде ребёнок уже вполне уверенно держит в руке ложку, донося её до рта. Ребёнок пьёт из чашки, держа её обеими ручками.
Нервно-психическое развитие
- понимают, когда их одевают на прогулку, могут помочь надеть кофту, правильно поставив ручку;
- могут кушать самостоятельно, пить из кружки не проливая содержимого;
- легко догадываются, как открыть шкаф, тумбочку, коробку и достать предметы;
- знают имена близких людей, указывают на них пальчиком;
- любят слушать, когда с ними говорят по телефону;
- ярко проявляют эмоции: целуют, обнимают, негодуют, ругают;
- легко понимают простые просьбы, знают названия многих предметов, находящихся в доме;
- пытаются понять устройство предметов, начинают ломать и разбирать игрушки;
- легко выстраивают башенки из кубиков, после чего с радостью их разрушают;
- любят рисовать пальчиками, лепить из теста простые колбаски и колобки;
- подражают поведению взрослых;
- танцуют под музыку, совершая движения по примеру взрослого.
Нормы веса и роста у ребенка в 12 месяцев
С приближением первого юбилея рост ребенка несколько замедляется по сравнению с темпом предыдущих месяцев. Поэтому существенной прибавки за месяц не произойдет. Средняя прибавка веса равна 400 г. В росте малыш обычно прибавляет не более 2 см. Таким образом, норма веса для годовичка составит 10 кг при росте в 75см. Вполне допускаются некоторые отклонения от этих параметров в пределах +1кг по весу и +5см по росту. Развитие каждого ребенка проходит индивидуально и зависит от генетических предрасположенностей, особенностей организма и условий жизни, поэтому здесь нет строгих весовых и ростовых критериев.
Показатель | Развитие у мальчиков в 12 месяцев | Развитие у девочек в 12 месяцев |
Вес | 8,9 кг – 11,6 кг | 8,5 кг – 10,8 кг |
Рост | 72,3 см – 79,7 см | 71,4 см – 78 см |
Физиологические особенности малыша
Показатели могут меняться в зависимости от пола и физиологических особенностей малыша. Обычно мальчики гораздо крупнее девочек.
С момента рождения и до наступления годовалого возраста ребенок набирает в среднем 7 кг и вырастает на 25 сантиметров
При этом важно учитывать индивидуальные особенности становления и развития младенца. Если возникают небольшие отклонения, следует сразу же обратиться к педиатру.
Физические навыки
Ребенок становится очень активными. Многие дети в годовалом возрасте пытаются самостоятельно ходить, придерживаясь за взрослого или мебель. В этот период вырабатывается координация движений. Ребенок пытается сохранять равновесие и учится ловить баланс, чтобы не упасть. Малыш контролирует движения рук, пытаясь одновременно взять несколько игрушек. Постепенно появляется «щипковый захват» – ребенок берет мелкие игрушки согнутыми пальцами: большим и указательным.
Малыш стремится к самостоятельности – пытается держать ложку, есть небольшие сладости (печенье, сушки), а также пить из кружки без помощи посторонних.
Пока ребенок учится делать свои первые шаги, он параллельно этому выполняет другие действия: несет в руках любимые игрушки, отталкивает стоящие рядом предметы, громко говорит или поет.
Как перестать делать все за ребенка
Первые два пункта в придуманном Стейси методе обучения жизненным навыкам — сначала делать за ребенка, а затем вместе с ним — выполнить довольно легко. Но пункт третий — наблюдать, как ребенок что-либо делает, — может оказаться прыжком в неизвестность.
В сентябре 2010 года мой сын Сойер перешел в шестой класс. За день до начала занятий ему нужно было зарегистрироваться, и все было бы просто, если бы явились только две сотни школьников. Но там же были родители, сотни родителей, а еще младшие братья и сестры. В еле ползущей очереди стояло в два или три раза больше людей, чем требовалось. Сами шестиклассники кучковались с друзьями и ждали, пока родители за них зарегистрируются.
Посреди ожидания я подозвала Сойера к себе, заставила его прочитать бланки и коротко объяснила, что может произойти, когда он вручит их человеку за столом в голове очереди. Когда мы наконец туда добралась, я была готова перейти к третьему пункту: вместо того чтобы стоять рядом и слушать вопросы и объяснения сотрудника, я сказала, что отойду, пока сын будет подавать бланки и разговаривать. После этого надо было пройти еще несколько этапов, отстоять другую очередь за ученической карточкой и ежегодной фотографией, и я объявила Сойеру, что он должен разобраться во всем сам.
Все прошло хорошо. Уже дома я отругала себя за то, что вообще туда пошла. Если шестой класс кажется таким важным, чтобы лично регистрировать ученика, а ставки только растут, не подписываюсь ли я играть эту роль всю жизнь?
Воспитывая второго ребенка, мы часто начинаем уделять больше времени себе. Нам становится проще отпустить — быстрее перейти ко второму, третьему и четвертому пункту. Так было в случае с нашей младшей дочерью Эвери. Вечером перед регистрацией шестиклассников мы всё проговорили дома, и она почувствовала, что справится, поэтому пошла туда одна (пункт номер четыре). У нее — и у меня — все прекрасно получилось.
У нас есть соседи, Лори и Эрик. У них четверо детей в возрасте от 10 до 16 лет, старший из которых, Закари, — друг Сойера. Эта семья далеко опередила нас с мужем с точки зрения обучения детей жизненным навыкам. Несколько лет назад, когда Закари пришел к нам в гости, он сказал, что и он, и все остальные дети у них в семье должны по утрам самостоятельно готовить завтрак, а потом упаковывать коробку со школьным обедом.
Я чуть не выронила чашку с кофе. Не может быть, что самого младшего — тогда ему было лет пять — заставляют делать такие вещи! Я ошибалась. Как потом объяснила мне Лори, мама Закари, начиная с четырехлетнего возраста дети должны были сами готовить себе завтрак. Благодаря этому у них с мужем освобождалось время для зарядки, душа и подготовки к предстоящему дню.
Я просто не могла себе это представить. Как же малыш дотянется до продуктов? Закари буднично ответил: “Сухой завтрак стоит в нижнем шкафу, тарелки и чашки там же, а молоко на нижней полке холодильника. Когда я был маленький, родители мне все показали, а брат и сестры учились уже у меня”. Он с гордостью рассказывал о том, что должен — и умеет — делать самостоятельно. С гордостью и уверенностью. А мои собственные дети были скорее рады, что взрослые все готовят, решают и делают за них.
Длительность и периодичность скачков
Период активного роста также характеризуется изменениями в работе головного мозга. С каждым разом мозговые волны становятся все активнее. Другие процессы в коре также начинают занимать меньший промежуток времени. Некоторые ученые сравнивают такое настроение с предменструальным циклом у женщины. В этот период в ее организме происходит гормональная перестройка. Она принимает все решения за счет эмоций. Именно поэтому у женщины можно наблюдать сильное раздражение и плаксивость. Далеко не все решения можно назвать разумными. Однако если речь идет о взрослой женщине, то она вполне может взять ответственность за свои поступки. Новорожденный еще не обладает таким опытом, поэтому не может опираться на разумные доводы.
Советуем почитать:Развитие ребенка в год
Взрослая женщина уже научилась правильно излагать свои мысли и контролировать чувства. Ребенок находится в таком возрасте, когда все незнакомое кажется ему опасным и страшным. Именно поэтому он стремится больше времени проводить на руках у матери. Это место кажется ему наиболее надежным и безопасным. Составить точный план по месяцам невозможно, ведь каждый малыш имеет свои особенности.
Период скачка может продолжаться от нескольких дней до недели. Также он характеризуется относительной внезапностью. Невозможно точно спрогнозировать его начало и конец. После нескольких дней капризов хорошее настроение возвращается к малышу, и он продолжает вести себя как прежде. Мамочка, безусловно, обрадуется возвращению своего идеального ребенка.
Младенец начинает хорошо кушать, спать и играть. Однако после окончания нового кризиса родители могут заметить у своего крохи приобретение нового навыка, который останется у него на всю жизнь. К примеру, после такой «встряски» грудничок начинает улыбаться, сидеть или держать голову. Позже ему потребуется еще определенное время на закрепление и совершенствование новых знаний.
Календарь скачков роста станет полезным всем родителям. Благодаря ему они смогут понять своего кроху. Это дает возможность также подготовиться морально и не реагировать на очередные капризы
Психико-эмоциональное развитие в 12 месяцев
Малыш знает и произносит около двадцати слов. Обычно в эти слова входят названия окружающих его предметов, имена людей или частые события. Произношение ещё далеко от идеального, но большинство слов не составит труда понять. Некоторые слова ребенок может использовать в искаженном смысле или вкладывать в их значение больше, чем есть на самом деле. Малыш с интересом знакомится и общается с другими детьми. Но следует быть осторожными, так как в таком возрасте часто происходят конфликты. Ребенок понимает разницу между взрослыми, и кто как к нему относится. Он может быть более капризным и непослушным в обществе доброй мамы и бабушки и наоборот вести себе гораздо сдержаннее со строгим папой или дедушкой. Ребенок проявляет характер в играх. Он придумывает новые правила, пытается сделать всё по-своему. Из-за этого общения ребенком может немного усложнится. Начинает развиваться долговременная память. Ребенок запоминается всё, что было с ним вчера, три дня назад или даже неделю спустя. Ребенок с интересом слушает музыку и играет под неё. Некоторые дети пытаются подпевают, другие танцуют. Ребенок продолжает осваивать юмор
Теперь для него важно не только смеяться самому, но и попытаться рассмешить или обрадовать родителей. Развитое чувство юмора может быть признаком высокого интеллекта Может ответить на вопросы да/нет кивком головы, попрощаться и поприветствовать взмахами руки. Также малыш понимает простые фразы, когда ему предлагают что-то или просят подойти
Также малыш понимает простые фразы, когда ему предлагают что-то или просят подойти.
Какие навыки должны быть у ребенка в 12 месяцев
Из двигательных навыков в этом возрасте уже присутствует (чаще всего) полный набор: ребенок умеет сидеть на попе и на корточках, вставать с этого положения, ползать, стоять, ходить с поддержкой и у опоры. Также многие уже начинают ходить самостоятельно.
Они могут залезть на диван, стул, ползать по лестнице. Здесь нужно следить, чтобы мебель была устойчива и ребенок не смог ее опрокинуть
Не все дети умеют правильно слазить на пол (не головой вниз, а ногами), поэтому необходимо научить их этому важному навыку
К году у ребенка хорошо развивается зрительная память. Он помнит людей, которых часто видит, узнает их, может пугаться чужих.
Младенец уже может положить кубик на кубик, строя невысокую башню (из 2-3 кубиков). Также он может надеть кольцо на стержень, формируя пирамидку. Правда, пирамидка получается еще без учета размера колец. Правильно собрать пирамидку ребенок сможет к 2 годам.
Появляются первые осознанные слова, которые всегда означают одно и тоже. Проще всего малышу говорить слова, состоящие из одинаковых слогов: ма-ма, па-па, ба-ба, бо-бо, ля-ля. Также могут быть слова, обозначающие животных: ав-ав, кис-кис, му-му и т.д. Разные предметы ребенок может говорить по-своему. Если он один и тот же предмет всегда называет одинаково, то это тоже можно считать за слово (например, машинка — би-би, гулять — гу-гу, есть — ам и т.д.).
У ребенка в пассивной речи на этот момент уже 30-40 слов. Он понимает значение слов «можно», «нельзя», «дай», «на», «покажи», он может показать части тела (носик, ротик, лобик и т.д.), знает некоторых животных, может показать их на картинке и на улице, причем делает это указательным пальцем.
Крупные предметы годовасик берет всей ладонью, а мелкие может удерживать двумя пальцами — большим и указательным.
Малыш уже может держать кружку и ложку и самостоятельно есть и пить, используя их.
Дети любят музыку. Они под нее двигаются, хлопают в ладоши, пытаются «подпевать».
Шкафы, ящики очень интересуют годовалых детей. Они их открывают, достают содержимое. Также могут уже складывать предметы в коробки, убирая за собой.
Хорошо развито подражательство. Малыши повторяют действия как за другими детьми, так и за взрослыми, становятся маленькими «обезьянками».
В этом возрасте дети активно выражают свое согласие или несогласие, у них развивается самостоятельность. И если Вы не дадите малышу сделать самому, что он захочет, то можете в результате получить истерику.
Поэтому нужно иногда набраться терпения и подождать, пока он сам будет пытаться надеть носки, пока он сам будет есть ложкой и т.д. Таким образом Вы будете взращивать его самостоятельность, не пытайтесь сделать все за него в целях экономии времени.
Кроха уже пользуется жестами. Он может помахать ручкой «пока», отрицательно покачать головой, выражая несогласие, указывать на себя.
Кризис первого года малыша: как пережить сложный период вместе с годовалым ребенком
Большинство современных родителей слышали или знают о кризисе ребенка в возрасте 1 года. В это время меняется поведение малыша, он часто капризничает и плачет, становится более требовательным и упрямым. Когда его просят что-либо сделать, кроха категорически отказывается. Часто у родителей возникает вопрос, почему у здорового, счастливого ребенка, живущего в благополучной семье, возникает какой-то непонятный кризис.
Психологи объясняют, что кризис у маленьких детей – это неотъемлемая часть взросления и становления личности маленького человечка.
В возрасте 12 месяцев дети сталкиваются с конфликтом собственных интересов. У ребенка есть желание произвести какое-либо действие (куда-то пойти, что-либо достать), но нет возможности реализовать свои потребности.
Специалисты в области психологии не рассматривают кризис 1 года жизни как отрицательное явление. Ведь именно в процессе преодоления трудностей и формируется личность ребенка.
Неудовлетворенность сложившимся положением стимулирует развитие малыша. Когда малыш со слезами отказывается от помощи мамы или папы в том или ином деле, он конфликтует не с родителями, а с окружающим миром.
Взрослым нужно набраться терпения, не ругать и не наказывать малыша за бурное проявление характера. Доброжелательная и спокойная обстановка в семье смягчает возникшие у малыша проблемы.
Пройдет совсем немного времени, он овладеет новыми навыками и от кризиса не останется следа.
Оттачиваем физические навыки
В 1 год и 7 месяцев малыш продолжает закреплять и оттачивать полученные ранее навыки ходьбы, изменения положения в пространстве, координации.
- Ходит без поддержки взрослого. Многие детки уже умеют бегать и даже подпрыгивать.
- Может из положения сидя встать и опуститься обратно.
- Совершенствуется координация движений, чему в немалой степени способствуют игры с мячом, так любимые детьми после полутора лет (кроха любит кидать, пинать мячик).
- При беге и ходьбе кроха не спотыкается и не падает, поскольку стал лучше держать равновесие и научился смотреть под ноги.
- Переступает невысокие препятствия, умеет обходить преграды.
- По лестнице поднимается самостоятельно, спускается пока еще с поддержкой взрослого.
- Может прыгать не только на месте, но и вперед.
- Умеет присаживаться на корточки.
- В состоянии выбраться из манежа, открыть входную дверь.
- Делает попытки одеваться, а при необходимости (например, если ему жарко) старается стянуть с себя одежду.
- Случайно упав, поднимается и начинает отряхивает ручки, одежду.
- После купания или еды вытирается полотенцем или салфеткой, умеет пользоваться зубной щеткой, умываться, пользоваться горшком, что значительно упрощает уход.
Повышается уровень развития ребенка в части моторных навыков. Он уже может открыть кран, чтобы помыть ручки, открутить крышку на банке или бутылке, пользоваться лопаткой и ведерком в песочнице.
Подражая взрослым, малыш учится причесываться, ставить тарелки на стол, совершенствует навык владения ложкой. Девочки могут «краситься», «убираться», «готовить» для кукол, как мамы, мальчики – «бриться», «читать книгу», «чинить» что-либо, как папы. Хотя сейчас они еще не в состоянии осознать социальную роль мужчины и женщины.
Физиологические достижения
Как правило, в один год ребенок уже практически полностью проводит время на двух ногах, а не ползком. Если самостоятельно ходить у него не получается, то за ручку малыш может уже буквально летать. Но есть в этом возрасте и другие достижения:
- Кроха может набрать горсть маленьких предметов двумя руками или захватить одной ладошкой парочку небольших деталей.
- Уже налажена координация, и малыш уверено протягивает игрушку родителям.
- Берет мелкие предметы двумя пальцами.
- Не опираясь, кроха уверено присаживается на корточки и встает.
- Уверено может надеть кольцо на палку («бублик» на основу пирамидки), составить кубики в башенку.
- Повторяет за мамой, как нужно дуть на горячее, нюхать цветы, делать воздушный поцелуй, махать «пока-пока».
- Более уверено чадо кушает ложкой. Если позволите ему это делать почаще, то навыки быстро нарабатываются и укрепляются.
Физические достижения
В этом возрасте детки весьма подвижны. Это усиливает интерес ко всему, что находится вокруг. Малыши уже умеют оценивать расстояние, ориентируются в расположении предметов в пространстве. Сейчас они активно совершенствуют и закрепляют все полученные ранее навыки. Прежде всего – касающиеся ходьбы.
- Малыш в 15 месяцев может совмещать ходьбу с другими действиями: идти и нести что-то в руках или идти и одновременно толкать (тянуть) игрушку, коляску.
- Стоя, уже умеет тянуться на полку за игрушкой.
- Ползком может преодолеть на лестнице несколько ступеней вверх и вниз.
- Ходит без поддержки по ровной поверхности, по ступеням – с поддержкой.
- Переступает небольшие препятствия.
- Учится слезать с высокого стула.
- Может чередовать ходьбу и ползание.
- Уверенно стоит, наклоняется, приседает.
- Пятится назад.
- Забирается на мебель.
- Уверенно сидит в своем детском стульчике.
- Любит открывать все дверцы, ящички, вытаскивать их содержимое.
- Пользуется бытовыми предметами (расческой, ложкой, чашкой, зубной щеткой).
- Сам кушает.
- Умеет бросать и катать мячик, пробует пинать его ножкой (хотя часто еще промахивается).
- Помогает взрослому, когда тот его одевает (сует ручку в рукав, вставляет ножку в ботинок).
- Выполняет различные движения руками (может поднять их, вытянуть вперед, развести в стороны, заводить за спину, вращать кистями рук, шевелить пальчиками).
Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в 1 год?
Специалисты Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства разработали простую анкету, которая помогает родителям быстро оценить развитие своего ребёнка в первый год жизни.
Ответы на вопросы анкеты позволяют предварительно оценить навыки малыша: соответствуют ли они норме или есть основания для более глубокого обследования.
Начало анкеты здесь ().
Вопросы анкеты, соответствующие возрасту ребёнка 12-14 месяцев:
96. Говорит «мама» и ещё одно-два слова.
97. Чувствует и выражает свою вину.
98. Старается заслужить одобрение взрослого.
99. Имеет любимую игрушку, о которой заботится.
100. С интересом рассматривает картинки.
101. Произносит 5-10 упрощенных слов.
102. Ухаживает за куклой или любимой мягкой игрушкой.
103. Самостоятельно ходит.
104. Заползает на ступеньки лестницы и сползает с них.
105. Поднимается из положения на корточках.
106. Набирает сразу несколько игрушек, держит их во рту, подмышкой и в руках.
107. Ищет потерянный предмет, помня его постоянное месторасположение.
108. Ест с ложки густую пищу сам.
Кроме психомоторного развития, которое мы разбираем в этой статье,
успешность развития ребёнка оценивается ещё по 2-м направлениям:
- Состояние сна ().
- Набор массы тела и динамика изменения роста ( и ).
Читайте здесь о развитии ребёнка в возрасте 1,5 года.