Основные правила гигиены детей и подростков в статье практикующего педиатра

Гигиена детей и подростков лекция. Лекция №5 Введение в гигиену детей и подростков

Гигиена детей и подростков как научная
дисциплина и практическая область
здравоохранения призвана обосновывать
и осуществлять профилак­тические
мероприятия, направленные на укрепление
здоровья подрастающе­го поколения.
Она изучает влияние природных и
социальных факторов, оценивает и
прогнозирует их воздействие на растущий
организм; разраба­тывает гигиенические
нормативы и санитарно-противоэпидемические
требо­вания и правила; контролирует
санитарное состояние детских и
подрост­ковых учреждений; обосновывает
оздоровительные мероприятия, направлен­ные
на снижение заболеваемости,
совершенствование функциональных
воз­можностей и гармоническое развитие
детей и подростков.

Выделение
гигиены детей и подростков в
самостоятельную гигиени­ческую
дисциплину и врачебную специальность
обусловлено также тем, что дети и
подростки составляют особый контингент
населения; они находятся в своеобразных
условиях воспитания и обучения, не
совпадающих с усло­виями профессиональной
и общественной жизни взрослых. Объектом
изуче­ния этой дисциплины является
здоровье детских и подростковых
коллекти­вов, длительное время
находящихся в своеобразных условиях
окружающей среды.

Гигиена
детей и подростков сравнительно молодая
профилактическая дисциплина.
Самостоятельное развитие она получила
только после октября 1917 года. Однако
истоки ее находятся в далеком прошлом,
в недрах на­родной предупредительной
медицины, ее советах по гигиеническому
воспи­танию детей. Причины болезней
в то время не были известны, лечение не
проводилось, или было мало эффективным.
Поэтому медицинская мысль была направлена
прежде всего на разработку общих
рекомендаций по сохранению здоровья
детей и подростков. Многовековой опыт
человечества в дальней­шем позволил
выявить основные причины утраты
здоровья и сформировать принципиальные
гигиенические требования, но эти
разрозненные знания не были научно
обоснованы.

В
середине 19 века гигиена детей и подростков
получила дальнейшее развитие на основе
экспериментальных исследований. Этому
способствова­ли научные труды
А.Г.Доброславина и Ф.Ф.Эрисмана, а также
их учеников и последователей – Г.В.Хлопина,
В.С.Игнатьева и др. Заслуга этих уче­ных
в том, что они впервые применили точные
методы естественных наук в гигиенических
исследованиях, обосновали необходимость
эксперименталь­ных наблюдений.

Особо
следует выделить роль работ Ф.Ф.Эрисмана,
который по праву считается основоположником
отечественной школьной гигиены.
Раскрывая суть его научных исследований,
мы должны в первую очередь подчеркнуть
их социально-гигиенических аспект.
Отставание в физическом развитии,
высокую заболеваемость и смертность
детей ученый рассматривал позиций
экономического положения и социальных
условий жизни рабочего класса в царской
России. К теоретическим работам
Ф.Эрисмана относятся исследо­вания
по выявлению закономерностей роста
детей в зависимости от усло­вий их
воспитания и разработка оценочных
показателей физического раз­вития
(индекс Эрисмана). В его работе “Влияние
школ на происхождение близорукости”
(1870) впервые выявлена тенденция
распространения близо­рукости и
усиления ее степени по мере перехода
учащихся из класса в класс. Вскрывая
причины этого явления, Ф.Эрисман указал,
что “прогрес­сивная миопия есть
зло, возникающее только от нецелесообразного
уст­ройства школ. Он разработал и
обосновал целый ряд мероприятий по
про­филактике близорукости учащихся:
гигиенические требования к освещен­ности
класса, размеры и конструкции школьных
столов и скамеек, в част­ности он
предложил конструкцию парты (парта
Эрисмана). Ученый высказал соображения
о профилактике переутомления учащихся,
о гигиенических требованиях к расписанию
уроков и др. Однако в царской России не
было возможностей для реализации
результатов научных исследований.

Как выстроить правильный режим дня для школьника, обучающегося в интернете?

Правило № 1. Вставать и ложиться в одно и то же время

Школьнику необходимо спать не менее 9 часов в 5-8 классах и 8 — в 9-11. Чтобы вовремя отходить ко сну, физиологи советуют делать «искусственный закат»: за 120 минут до отбоя приглушать в доме источники света, а за час отказываться от компьютера и смартфона. Это поможет легче перейти в режим отдыха.

Между подъёмом и учёбой должно быть не менее 60 минут: за это время ребёнок успеет проснуться, позавтракать и подготовиться к занятиям. В домашней онлайн-школе они начинаются не раньше 10 утра, поэтому даже у «сов» получится соблюдать это правило.

Также ученикам советуют делать зарядку, чтобы взбодриться и настроиться на занятия. Особенно это подойдёт тем, кто с трудом встаёт по утрам.

В выходные дни лучше соблюдать тот же режим дня, в крайнем случае вставать на час позже, но не более. Так сформируется привычка, и просыпаться по утрам будет легче.

Правило № 2. Грамотно составить распорядок дня

Формирование режима дня у школьника по принципам тайм-менеджмента начинается с определения приоритетов: если основным занятием подростка является учёба, то стоит отвести на неё самую продуктивную часть дня.

Правило № 3. Выполнять домашние задания каждый день

Практические задания помогают закрепить материал, способствуют созданию позитивной привычки. Человек, который умеет садиться за домашние задания сам, а не потому, что «завтра спросят», сможет систематически выполнять задачи и во взрослой жизни.

Правило № 4. Использовать ежедневник

Записная книжка — отличный помощник в соблюдении режима дня. Привычка заранее составлять расписание и придерживаться его станет бесценной на всём жизненном пути. Кроме классического блокнота-ежедневника, можно использовать планер, в котором на одном развороте размещена сразу вся рабочая неделя, а также заметки в телефоне, приложения или онлайн-программы.

Правило № 5. Перерывы и прогулки на свежем воздухе включить в распорядок дня

Прогулки необходимы для растущего организма. Физиологи советуют проводить каждый день не менее часа на свежем воздухе, чтобы мозг насытился кислородом. Между учёбой и работой над домашними заданиями обязательно должен быть перерыв, который можно заполнить кружками, тренировками и другими увлечениями.

Правило № 6. Пользоваться помощью взрослых

Ребёнку будет проще придерживаться режима дня, если ему поможет кто-то со стороны. В домашней онлайн-школе ученикам организовать своё время помогают наставники. Как правило, это студенты старших курсов или недавние выпускники вузов, которые умеют планировать время и готовы поделиться секретами самодисциплины с подопечными. Они в том числе подскажут, как грамотно организовать время школьника.

Смена нижнего белья

Нижнее белье контактирует с самыми деликатными частями тела. Даже при беспрекословном соблюдении правил гигиены его необходимо регулярно менять.

Чистые трусики ребенок должен надевать каждый день. Бюстгальтеры у девочек меняются каждые 2-3 дня. Летом смена белья должна производиться чаще из-за обильного потоотделения. Если ребенок занимается спортом и ведет активный образ жизни, мытье в душе с последующей сменой одежды показано несколько раз в день.

Грязное нижнее белье вызывает раздражение кожи, в тяжелых случаях — язвы. Это происходит из-за активного размножения бактерий на одежде, которая долго носится и контактирует с телом. Отсутствие гигиены перед сменой нижнего белья грозит различными инфекционными заболеваниями у девочек и мальчиков.

Гигиена в детском саду

В дошкольном возрасте происходит не только физическое, но и психологическое формирование маленького человека

Для ребенка, посещающего детский сад, важно постоянство и последовательность определенных действий

Малыш будет здоровым и развиваться соответственно возрасту, если станет соблюдать режим дня и выполнять правила личной гигиены для детей, к которым родители должны приучить его с ранних лет. Основные рекомендации по гигиеническому уходу для дошкольников:

  • Мытье рук. Каждый воспитанник детского сада должен регулярно мыть руки, если они испачкались, каждый раз перед едой и после прогулок, посещения туалета. Также эта процедура необходима, если у ребенка начался насморк, независимо от того, сморкается он в одноразовый бумажный платок или многоразовый тканевый. Для того чтобы процесс заинтересовал дошкольника, воспитатели нередко используют интересные скороговорки или стихи. Уход за руками должен осуществляться по всем правилам: сначала нужно засучить рукава, намочить и намылить руки, полностью смыть образовавшуюся пену, а затем вытереться чистым полотенцем (желательно одноразовым на бумажной основе).
  • Чистота всего тела. Кожные покровы защищают людей от инфекционных болезней. Активные дошкольники все время бегают и прыгают, в результате на поверхности туловища, конечностей и головы появляются капли пота. Если долго не мыться, на коже накапливаются потовые частицы, жир и пыль. Загрязненный эпидермис перестает выполнять свою защитную функцию. По этой причине лицо и тело нужно регулярно очищать. После прогулки в летнее время года в детском саду ребенок должен умываться и мыть ноги.

Другие правила личной гигиены для детей в дошкольном учреждении:

  • полоскать рот после еды для удаления частичек пищи и свежести дыхания;
  • расчесывать волосы только с использованием личной расчески;
  • при чихании или кашле закрывать рот рукой, правильно пользоваться платочками.

Опытные и отзывчивые воспитатели способны привить ребенку навыки ухода за собой в условиях сада, которые малыш будет оттачивать дома. Становясь старше, дети уже не требуют постоянного контроля, однако все же нуждаются при необходимости в небольшой корректировке действий. Доброжелательность и настойчивость педагогов гарантируют быстрое усвоение гигиенических правил, которые ребенок будет использовать на протяжении всей жизни.

Задачи гигиены детей

Эта наука изучает охрану и возможности укрепления здоровья. Гигиена делится на разделы: детская гигиена (дошкольный и школьный возраст) и подростковая гигиена (в эту группу входят молодые люди, которые учатся в старших классах или высших учебных заведениях).

Гигиена детей занимается работой, которая способствует улучшению состояния здоровья самых меньших граждан, так как подрастающее поколение чрезвычайно часто болеет, а также очень малая его часть может считаться практически здоровой

Очень важно создать такую среду, в которой дети могут жить, учится, а в дальнейшем и работать с наименьшими угрозами или внешним влиянием на здоровье, развитие и трудоспособность

Логичным будет вопрос, существуют ли какие-либо принципы гигиены подростков и детей, которые способны чётко разделить потребности взрослого организма и развивающегося. Да, они есть и называются принципами нормирования:

  • специфичность норм. Это понятие включает в себя изучение особенной чувствительности молодого поколения к некоторым влияниям и факторам как природным, так и связанным с деятельностью человека;
  • непостоянство норм. Это относится как к детской гигиене, так и к подростковой, ведь в разные периоды роста и развития организм имеет разные потребности, и это надо обязательно учитывать;
  • тренирующая направленность. Гигиена отвечает не только за создание благоприятных условий, какие не будут поддерживать состояние здоровья, но и за разработку норм, которые способны улучшить самочувствие и усовершенствовать организм;
  • дифференциация норм. Ни для кого не секрет, что рост и развитие организма зависят не только от возраста особи, но и от пола. Поэтому необходимо разрабатывать специальные приспособления, учитывая различные потребности мальчиков и девочек.

Рассматриваются и другие области, которые прямо или косвенно могут воздействовать на здоровье человека в подростковом периоде или перспективой развития личности. Гигиена молодежи также ориентируется на такие проблемы:

  1. Природные и искусственные факторы, условия труда, которые каким-либо способом могут воздействовать на организм.
  2. Работа над усовершенствованием охраны здоровья, создание среды, в которой нормальному детскому или подростковому состоянию будет грозить минимальное количество неблагоприятных факторов или влияний.

Массаж и гимнастика

Массаж способствует улучшению кровообращения, движению лимфы, убирает застойные явления в тканях, стимулирует обмен веществ, повышает настроение. Делать его нужно за полчаса до кормления или через минут 40 после. Температура воздуха должна быть примерно 22 — 23 градуса. Весь комплекс упражнений должен длиться 5 — 6 минут. Заниматься им должен профессиональный массажист. Тем не менее, мама может заниматься гимнастикой с ребёнком тоже: разводить ручки, поглаживать по грудной клетке, животик по часовой стрелке, стопы, спинку, кисти. Также эффективны упражнения: велосипед ножками и отведение ножек в стороны.

Гигиена — это в первую очередь купание. Нужно ли ребёнку купание? Есть такое мнение, что ежедневные купания утомляют ребёнка, и он не настолько грязный, чтобы мыть его каждый день. Если вы всерьёз озабочены здоровьем ребёнка, то ежедневное купание необходимо. Не только как очистительная, но и как закаливающая процедура. При этом 3 — 4 раза в неделю детей можно купать с мылом, всё остальное время в воде или в отваре трав.

Температура лечебной ванны должна 36 — 37 градусов по Цельсию, продолжительность купания от 8 до 10 минут. Если есть кожные заболевания, то можно купать с отваром ромашки или череды. Если у ребёнка нервная возбудимость, то можно принимать ванны с хвойным экстрактом. До заживления пупка лучше купать ребёнка в кипячёной воде в маленькой ванночке с температурой 36 градусов. После заживления пупка можно купаться в большой ванне и воду не кипятить.

Купать ребёнка лучше в большой ванне, потому что там много места и ребёнок может спокойно дрыгать руками и ногами, тратить большое количество энергии и, самое главное, в этой ванне он устанет и проголодается. А значит, с аппетитом поест и хорошо будет спать. В воде уходит гипертонус и малыш учится ощущать равновесие, владеть своим телом.

Гимнастика в воде

  • до 3 месяцев выполняется в ванне, далее в бассейне;
  • обычно занимает 10 — 20 мин, длительность определяется настроением малыша;
  • формирует у малыша любовь к воде, позволяет чувствовать себя в ней уверенно.

Советы санитарного врача по гигиене детей и подростков

Вопросы гигиены чрезвычайно важны в воспитании ребенка. Участие школы и родителей в решении этой проблемы неоспоримо.

Для полноценного развития ребенка ему следует с детства прививать необходимые навыки:

  • соблюдение режима дня, распределение времени для учебы, отдыха, досуга, сна;
  • развитие полезных привычек, таких как утреннее умывание, чистка зубов, мытье рук перед едой и после посещения туалета и пр.;
  • укрепление здоровья ребенка с помощью ежедневной утренней гимнастики, посещения спортивных мероприятий, секций, проведение активного досуга;
  • способствование рациональному внешкольному времяпрепровождению (чтение научно-познавательной литературы, посещение оздоровительных мероприятий, лекций по гигиене);
  • необходимость в летнем отдыхе, купании в водоемах, принятии солнечных ванн, полноценном витаминизированном питании.

Ребенку необходимо объяснять, что чистая кожа, приятный запах тела и опрятная одежда – это норма, которую нужно соблюдать для собственного здоровья и привлекательности. Данные объяснения обязательно должны быть подтверждены личным примером родителей и воспитателей.

Санитарный врач по гигиене детей и подростков – не слишком громкая профессия, однако значимость её часто недооценивается. В компетенции данного специалиста – здоровье и полноценное будущее наших детей.

[], [], [], []

Принципы гигиены

Из-за резких изменений в функциях и физических особенностях организма, которыми отличается подростковый возраст, образ жизни и принципы личной гигиены должны быть хорошо изучены как самим ребенком, так и родителями – для профилактики возникновения проблем. Важнейшую роль играют основные принципы:

  • режим дня;
  • учебный режим – правила последовательности занятий и отдыха;
  • время прогулок на свежем воздухе;
  • сон (длительность, количество часов в день и режим);
  • режим отдыха;
  • двигательная активность подростка;
  • рацион и интервалы между завтраком, обедом, полдником и ужином;
  • личная гигиена (это сложный возраст в гормональном плане).

Необходимо следить за соблюдением гигиенических норм в помещении, где живет ребенок. Нельзя, чтобы воздух был сухим. Комнату надо проветривать, проводить влажные уборки. Для школьников важнее всего – здоровый и крепкий сон, не менее девяти часов. Перед засыпанием запрещен просмотр телевизионных передач и работа за компьютером. Игры, требующие двигательной активности, также перед сном не должны проходить.

Что касается свежего воздуха, то количество прогулок должно составлять не менее трех-четырех часов в день (включая поход в школу без транспорта и т.п.)

Также важно качество: прогулка по загазованной улице не считается пребыванием на свежем воздухе. Как минимум, это должен быть парк или хотя бы сквер. Рацион юношей и девушек в этот возраст не сильно отличается от рациона детей 7-10 лет

Впрочем, и взрослым рекомендовано питаться именно так: исключить жирные, жареные и копченые блюда. Мясо – говядина или кролик, возможно – нежирная свинина. Цитрусовые фрукты и бананы вредоносно влияют на организм, но без яблок, груш, слив, крыжовника – не обойтись. Это незаменимые источники витаминов. Иммунитет в зимний период повышает не лимон, как считают многие, а кислая капуста – она содержит огромное количество витамина С. Образ жизни тоже влияет на иммунную систему

Рацион юношей и девушек в этот возраст не сильно отличается от рациона детей 7-10 лет. Впрочем, и взрослым рекомендовано питаться именно так: исключить жирные, жареные и копченые блюда. Мясо – говядина или кролик, возможно – нежирная свинина. Цитрусовые фрукты и бананы вредоносно влияют на организм, но без яблок, груш, слив, крыжовника – не обойтись. Это незаменимые источники витаминов. Иммунитет в зимний период повышает не лимон, как считают многие, а кислая капуста – она содержит огромное количество витамина С. Образ жизни тоже влияет на иммунную систему.

В переходный возраст важно следить, чтобы ребенок не увлекся фаст-фудом, ведя небрежный образ жизни. Именно в 13-14 лет чаще всего начинается гастрит и холецистит. Для мальчиков постарше серьезным звеном в неправильном питании являются слабоалкогольные напитки: они зачастую содержат, кроме спирта, большое количество красителей, сахара и т.п., раздражающих слизистую желудка и приводящих к часто необратимым нарушениям работы желудочно-кишечного тракта

Для мальчиков постарше серьезным звеном в неправильном питании являются слабоалкогольные напитки: они зачастую содержат, кроме спирта, большое количество красителей, сахара и т.п., раздражающих слизистую желудка и приводящих к часто необратимым нарушениям работы желудочно-кишечного тракта.

Гигиена младенца: на заметку молодым родителям

Соблюдать чистоту и порядок необходимо с первого дня жизни малыша, тщательно заботясь о нежной бархатистой коже малыша, помнить про ротик, носик и ушки, подстригать ногти и заботиться о чистоте волос. Основные гигиенические процедуры для самых маленьких:

Ежедневное купание. Это обязательный, приятный и очень веселый ритуал. С первых дней младенцев купают в водичке со специальными лечебными травяными сборами, некоторые родители используют кипяченую воду до месяца жизни. Хорошо, если эта процедура станет правилом на всю жизнь, но потом можно будет заменять купание душем или подмыванием;

Обработка пуповины. Первые несколько недель нужно обрабатывать ее зеленкой и оберегать от влаги;

Уход за кожей. Опрелости – одна из частых проблем грудничков. Чтобы этого не допускать, нужно выбирать для ребенка чистую проглаженную одежду каждый день, устраивать воздушные ванны, вытирать влажной салфеткой или подмывать после смены подгузника;

Чистота рук. Мыть ручонки малышу перед едой можно с самого детства, даже если он сам еще не держит вилку или ложку. Мыть руки нужно часто, обязательно – после прогулки;

Уход за ногтями. Срезать маленькие ноготки неудобно, но это обязательно.

В первые месяцы жизни ребенка вопрос чистоты остается главным на повестке дня. Чистым должна быть вся квартира, чистой – одежда и постель малыша, все игрушки, домашние вещи, обувь. Конечно, невозможно достичь полного совершенства, да и не стоит. Когда же ребенок начинает ходить, становится более самостоятельным и уверенным в себе, нужно потихоньку прививать ему основные правила личной гигиены.

Гигиена для мальчиков и девочек школьного возраста

Школьники уже имеют определенные гигиенические навыки, привитые родителями и воспитателями в детском саду. Однако воспитание продолжается и в школе, оно осуществляется педагогами и местным врачом.

В начальных классах проводятся специальные уроки здоровья. Гигиене обучают и на занятиях по обычным предметам (к примеру, в природоведении есть раздел, касающийся тела человека и ухода за ним).

В средних и старших классах школьники приобретают знания на уроках естествознания и биологии. Наибольшее значение имеет личный опыт учителей и другого персонала школы, которые должны всегда выглядеть опрятно, чисто одеваться, регулярно мыть руки, убирать за собой рабочее место.

Гигиена ребенка школьного возраста включает выполнение следующих рекомендаций:

  • чистить зубы 2 раза в день;
  • мыть руки после пробуждения, перед едой, при загрязнении, после посещения улицы и туалета — делать это нужно как можно чаще;
  • расчесываться, с использованием личной расчески, мыть голову не реже чем раз в неделю, в жаркое время года — чаще;
  • ежедневно умываться и принимать душ, каждый раз надевать после водных процедур чистое белье;
  • еженедельно принимать горячую ванну, тщательно мыться мочалкой с мылом;
  • стричь ногти по мере отрастания, не допускать скапливания грязи под ногтевыми пластинами;
  • поддерживать чистоту в детской комнате;
  • ходить в опрятной выглаженной одежде, без пятен и дырок.

Гигиена грудного ребёнка

Для ребёнка важна цикличность и ритмичность. Когда его день будет построен по одной цепочке повторяющихся действий, то ребёнок будет чувствовать себя комфортно, будет уверен в следующем этапе.

Начинаться ваш день должен с ежедневного туалета. Его лучше проводить лучше перед первым или вторым кормлением. Он включает в себя уход за глазками, носовой полостью, ушами, кожей. Протираем глазки по направлению от уха к носику. Для каждого глаза смачивается отдельный тампон.

Туалет полости носа проводиться жгутиками, категорически нельзя использовать ватные палочки, потому что они достаточно толстые для маленького ребёнка и нежную слизистую очень легко травмировать. Мы смачиваем жгутики в вазелиновом масле и аккуратными движениями прочищаем носовые ходы от корочек. Ушки тоже чистим ватными жгутиками.

Обязательно нужно ухаживать за складочками малыша, после подмывания мы протираем их детским кремом или маслом. Менять подгузники необходимо часто — минимум 7 раз в сутки, так как частая смена лучшая профилактика пелёночного дерматита и опрелостей. Также профилактикой и лечением опрелостей являются: частые воздушные ванны, мази с содержанием цинка под подгузник.

Использование салфеток

Салфетки — аксессуар, который должен присутствовать в каждом доме, даже если в нем нет детей. С их помощью можно вытереть руки, высморкаться, очистить различные поверхности, поэтому они просто необходимы. Родителям следует давать ребенку с собой и влажные, и сухие бумажные салфетки, поскольку они выполняют разные функции.

  • При загрязнении стола и другой мебели фломастером или карандашом, остатками пищи достаточно протереть поверхность влажной салфеткой. Ребенок должен обязательно убирать за собой.
  • Когда дети простужаются, лучше использовать при насморке одноразовые бумажные или влажные салфетки. Многоразовый тканевый аксессуар будет накапливать патогенные микроорганизмы, которые вновь будут контактировать с лицом ребенка. Лучше сморкаться в бумажную салфетку и сразу ее выбрасывать
  • Если малыш испачкал кожу или одежду, поранился, а поблизости отсутствует умывальник или дезинфицирующие средства, следует использовать влажные салфетки. На всякий случай родителям нужно приобрести и положить с собой сыну или дочери специальные платочки с антибактериальной пропиткой.

Закаливание

Под закаливанием понимается комплекс определенных процедур, которые улучшают сопротивляемость организма к воздействию окружающей среды. Выделяют несколько видов закаливания:

  • Воздушное: при переодевании ребенка, при массаже;

  • Водное: температура воды при купании должна быть 32 градуса;

  • Ходьба по земле, воде, полу босыми ногами.

Основной метод закаливания – использование воды. Можно проводить обливание, обтирание, контрастный душ. Для максимального эффекта стоит дополнить закаливание физическими нагрузками.

Нельзя сразу обливать ребенка холодной водой. Начинать лучше с теплой, понемногу уменьшая температуру воды

Важно, чтобы при закаливании ребенок не болел, не был простывшим. Также противопоказанием является кариес

Лучше закалять ребенка после консультации с педиатром. Решивши делать процедуры закаливания, нужно соблюдать их регулярность – проводить каждый день.

Современная гигиена

Так как сегодня множество городов стали промышленными центрами, экологическая ситуация в них очень опасна. Никто не следит за тем, чтобы придерживаться норм или законов международного значения, и это в первую очередь вредит нашим же детям. Их организмы, словно губки, впитывают в себя все, что их окружает. Если хотим, чтобы у нас было здоровое будущее, надо думать о его безопасности сейчас.

Техническое, материальное и санитарное состояние тех или иных учреждений тоже оставляет свой отпечаток на здоровье детских и подростковых организмов. Небрежное отношение к уровню освещения помещений, питьевая вода, которую, на самом деле, пить не рекомендуется, не соответствующая стандартам мебель – эти и ещё много других ошибок, недосмотров, которые прямо влияют на здоровье. Они способны ухудшить зрение, пищеварение, осанку, кровообращение и вызвать множество страшных болезней, о которых можно даже не подозревать.

Именно гигиена должна следить за созданием и удерживанием соответствующих условий. А также к обязанностям этой дисциплины можно отнести ответственность за провождение профилактики различных вирусных заболеваний, которые способны в дальнейшем спровоцировать появление и распространение эпидемии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий