Графики веса ВОЗ: шпаргалка для мамы

Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир

Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.

Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.

Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!

Список использованной литературы

  1. Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. — Москва: Издательство «Когито-Центр», 2008.
  2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1997.
  3. Мухина В.С. Детская психология. — Москва: Издательство «Просвещение», 1985.
  4. Уайт Б. Первые три года жизни. — Москва: «Педагогика», 1982.

Почему таблицу нельзя считать универсальной?

Давайте еще раз некоторые моменты проговорим:

  1. У ВОЗ есть только общие рекомендации по тому, как должен быть устроен прикорм и в каком возрасте его нужно вводить;
  2. Никакой действующей или разработанной ВОЗ таблицы прикорма – не существует. Это выдумка вполне определённой мамы, которая переписала обычную педиатрическую схему введения прикорма, сделав ее более детальной, с разбивкой на продукты;
  3. Ввод прикорма по этой схеме и с таким объемом прикорма приводит в 7-8 мес. ребенка к полному отказу от прикорма и нарушениям в сфере питания ребенка.

Какие еще ошибки можно встретить в схемах по введению прикорма?

Нет учета индивидуальных особенностей детей;

Например, если у ребёнка не выявлены нарушения пищеварения и он хорошо прибавляет в весе, то прикорм, как правило, начинают с овощей. Это наиболее часто встречающийся вариант.

А вот если, наоборот, у малыша недостаток веса, то многие педиатры рекомендуют сначала вводить каши, а уже потом: овощи, мясо, кисломолочные продукты.

Нормы объёма овощей и каши на 7-й день прикорма по каждому продукту – до 180 грамм.

Это количество далеко от реальности. Мало какой ребёнок в 6-7 месяцев осилит этот объём.

Ни в коем случае не давите на своего малыша, чтобы скормить всё это количество, иначе создадите серьёзную нагрузку для его пищеварительной системы. Более эффективным может оказаться предложение ему нескольких блюд меньшего объёма.

Таблица последовательного введения продуктов сосредоточена в рамках педиатрического прикорма, согласно которому сначала маленькими порциями даются пюреобразные продукты, затем, по мере привыкания к ним, их количество постепенно увеличивается, консистенция становится гуще.

Пока один продукт не доведён до нужного объёма, другой не вводится.

Уже более 10 лет я учу мам, как вводить прикорм по системе естественных потребностей ребенка. Это предполагает знакомство малыша с пищей, исходя из его интереса к ней и готовности к прикорму.

Продукты не разминают в пюре, а дают очень маленькими кусочками. Ребёнку не готовят отдельные блюда, а предлагают то, что едят взрослые.

Цель такого прикорма – не накормить его досыта, а сформировать устойчивый интерес к еде и правильное пищевое поведение. Подробнее читайте в статье: Педагогический прикорм>>>.

Введение прикорма по ВОЗ подразумевает бережное введение прикорма, без сокращения грудных кормлений. Именно такому подходу и учимся на курсе Азбука прикорма.

Этапы развития в 5 месяцев

Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.  

Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.

Физическое развитие в пять месяцев:

  • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
  • Уверенно переворачивается со спины на живот;
  • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
  • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
  • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:

  • Узнает голос матери;
  • Отличает лица близких от чужих;
  • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
  • Долго и певуче гулит;
  • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.

Что такое центильные таблицы?

Центилем называется показатель определенной величины, которую имеют все обследуемые контрольной группы. Центильная таблица представляет собой систематизированные статистические данные о развитии детей различных возрастов. Данные о средних показателях для мальчиков и девочек представлены в отдельных таблицах.

На процесс формирования организма влияет множество факторов:

  1. Нормальное питание – при нарушении рациона организм ребенка не обеспечивается питательными веществами, витаминами и минералами в необходимом количестве или, наоборот, получает их в избыточном объеме, что влияет на рост и развитие.
  2. Наследственность — если параметры родителей не соответствуют усредненным стандартам, то с большой долей вероятности ребенок будет иметь генетическую предрасположенность к увеличению или уменьшению основных показателей.
  3. Гормональный фон – при нарушении синтеза гормонов в гипофизе, надпочечниках, щитовидной, поджелудочной и половых железах происходят сдвиги в формировании различных систем организма.
  4. Внешние факторы – на развитие ребенка оказывают влияние уровень физических нагрузок, длительность ночного отдыха, психологический комфорт и отсутствие стрессов. При сильно повышенных психических нагрузках рост ребенка значительно замедляется.
  5. Влияние на рост и развитие могут также оказать условия окружающей среды.

Очень большое влияние на рост и размеры ребенка оказывает половая принадлежность: мальчики растут гораздо быстрее маленьких представительниц прекрасной половины человечества. Исключение составляет только пубертатный период, в который девочки вступают в среднем на 2-3 года раньше. После вступления в подростковый возраст мальчики быстро догоняют сверстниц.

В центильных таблицах представлены показатели детей от первого месяца жизни и до 17 лет. Хотя в большинстве случаев врачи пользуются ими только для оценки развития детей раннего возраста (чаще до года). Выглядеть таблицы могут по-разному, но суть остается неизменной: средние значения – это норма, верхние и нижние показатели свидетельствуют о том, что, возможно, существуют нарушения развития.

Прибавка в росте

Первые полгода малыша считается самым интенсивным периодом развития. Растет ребенок скачками. Нет ничего удивительного, что, к примеру, в летние месяцы, когда ребенок получает необходимое количество витамина Д, прибавка в росте будет больше, нежели в зимний период. Также есть предположение, что во время сна дети растут быстрее.

Для общей оценки роста считается целесообразным учитывать и прибавку веса. Исходя из этого, к норме принято относить следующие показатели:

  • Период новорожденности (первые три месяца) – прибавка 3-4 сантиметра к предыдущему росту. К примеру, если ребенок родился 50 см, то после трех месяцев его рост будет около 53 см.
  • От трех месяцев до полугода: средняя прибавка колеблется в пределах 2-3 см.
  • От полугода до девятимесячного возраста ребенок вырастает еще на 4-6 см, прибавляя за месяц в среднем от одного до двух сантиметров.
  • К году ребенок увеличивает свой рост еще на 3 см.

Получается, что за 12 месяцев ребенок увеличивает свой рост в среднем на 20 сантиметров.

Принципы составления центильных таблиц

В 1993 году ВОЗ после оценки интерпретации антропометрических данных, полученных в результате обследования детей, заявила о том, что они неадекватно отражают процесс развития ребенка. После этого оценивания было принято решение о необходимости применения новых кривых развития, и с 1997 по 2003 год было проведено многоцентровое исследование показателей развития. Результаты были использованы для построения новых центильных таблиц, которые используются во всем мире.

В связи с тем, что исследования проводились в каждой стране, данные таблиц немного отличаются в зависимости от региона. Например, в России используются исследования, проводившиеся в Новосибирске с 2000 по 2013 год, в них участвовало 2005 детей (1070 мальчиков, 935 девочек).

Как пользоваться таблицами норм для оценки физического развития детей до года и дошкольников?

Особенности составления таблиц ВОЗ, выпущенных в 2006 г.:

  • Изначально мониторинг производился в разных странах и клиниках мира. На основании таких глобальных исследований были выведены численные показатели нормального развития каждого ребенка независимо от места проживания.
  • Принципиальным отличием новой системы оценки физического развития от устаревшей является такой важный показатель, как грудное вскармливание. Именно такая пища считается нормой для младенцев. Предыдущие «справочные» показатели были завышенными, так как были ориентированы на вскармливаемых детскими смесями младенцев. Новые нормы ВОЗ применимы в любом регионе, независимо от расы и национальных особенностей медицины той или иной страны.
  • В течение пяти лет ученые и медики, диетологи и иммунологи, нутриционисты и защитники прав детей проводили исследования, а полученные в итоге графики, таблицы стали прорывом в системе детского здравоохранения.

Как использовать таблицы ВОЗ для оценки развития ребенка?

Таблицы ВОЗ (используемые русскими врачами) разбиты на колонки. В каждой прописаны числовые показатели, по которым определяется насколько развитие ребенка находится в общепризнанной норме. Чтобы оценить правильно ли развивается ребенок, нужно в таблице ВОЗ найти в первой колонке значение, соответствующее возрасту ребенка или близкое к нему, и затем в этой же строке в других колонках найти показатель близкий к значению величины, измеренного у ребенка параметра тела.

  • Нормальными считаются показатели в средней колонке и в прилегающих  к ней колонках со значениями выше и ниже среднего. Если измерения, сделанные родителями, идентичны показателям в средних колонках, беспокоится не о чем. 
  • Насторожить и побудить обратиться в педиатру родителей должны показатели физического развития ребенка, находящиеся в крайних колонках таблицы с низкими/очень низкими/высокими/очень высокими значениями.  

Как пользоваться отечественной центильной таблицей для оценки окружности груди у детей?

Центильная график-таблица элементарна в использовании и доступна для понимания обычным среднестатистическим родителям. Поскольку центили (или иначе проценты) указаны в средних значениях, то не стоит паниковать, если данные ребенка находятся в пределах двух средних колонок. Ниже рассмотрим  метод оценки развития ребенка по центильной таблице с нормами окружности груди.

  • Чтобы определить нормально ли развивается ребенок по размеру грудной клетки, в левой крайней колонке таблицы найдите возраст, соответствующий возрасту малыша. Если возраст младенца 3 месяца и 6 дней, то ищем показатель нормы для трехмесячного младенца. Если реальный возраст малыша 3 месяца и 20 дней, то соответствующие показатели ищем в строке «4 месяца».
  • Верхняя строка градуирована по центилям (процентам) – 3, 10, 25, 75, 90, 97. Измерив окружность груди, сверьте полученные данные со средне-нормальным показателем в соответствующей строке.
  • Если величина окружности груди ребенка попадает между 25 и 75 центилями, то это прекрасно, нет поводов для беспокойства.
  • Если величина окружности груди ребенка соответствует значению в колонке 10 или 90, то  это свидетельствует о возможном намечающемся дисбалансе в развитии.
  • Если величина окружности груди ребенка соответствует значениям в колонке с  3 или 97 центилями, то это повод проконсультироваться с педиатром или невропатологом.

Важным фактором считается соответствие показателей всех таблиц между собой. Например, у субтильного мелкого ребенка даже показатель в 3 центиля может указывать только на его астеничное сложение, а не на развитие патологий в организме. Обязательно проверяйте соответствие роста возрасту, массы тела росту или объемов головы и груди возрасту.

Как использовать таблицы?

В строке, соответствующей возрасту вашего ребенка, необходимо определить, между какими значениями находятся показатели малыша, и оценить результат.

  • От -1 SD до +1 SD – относится к области средних значений (около 50 деток из 100 обладают подобными показателями).
  • От -3 SD до -1 SD, а также от +1 SD до +3 SD – величины выше и ниже среднего, они являются вариантом нормы. Такое же физическое развитие практически у 43-47% малышей.
  • Ниже -3 SD или выше +3 SD – слишком низкие или высокие значения антропометрических показателей, в этой ситуации лучше обратиться к лечащему врачу, однако от 3% до 7% детей с такими же результатами замеров абсолютно здоровы.

Развитие малыша в 8 месяцев

Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.

Физическое развитие:

  • Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
  • С опорой встает из положения сидя и опускается;
  • Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
  • Сам держит в руке и ест кусочки еды;
  • Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.

Психоэмоциональное развитие:

  • Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
  • Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
  • Громко и четко повторяет слоги;
  • Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
  • Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.

Нормы веса и роста детей до года

При появлении на свет ребенка ожидает ряд диагностических процедур, производимых в течение начальных часов после рождения. Среди них – обязательная процедура взвешивания и измерения роста (длины тела). Полученные данные являются своеобразными точками отсчета, ведь за этими величинами и родители, и медики будут пристально следить на протяжении всего года. Они являются важными указателями гармоничного становления организма и здоровья в целом. Отметим, что, помимо этих величин, замеряют еще окружности головы и грудного отдела.

Норма веса и роста своя для каждого малыша и зависит от множества факторов. Но существуют общепринятые диапазоны, на которые ориентируются педиатры при оценке физического развития деток. Эти значения определены Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) путем многолетних наблюдений за детьми раннего возраста, воспитываемых в благоприятных условиях в разных климатических и культурных регионах мира. Полученные стандарты, показывающие рост и вес ребенка по месяцам, применимы только к здоровым детям, а отклонения от данных цифр свидетельствуют о проблемах.

Нормы веса и роста новорожденных

Нормы прибавки веса и роста новорожденных отличаются для разных полов. По данным ВОЗ, средняя масса тела доношенных младенцев сразу после рождения соответствует значениям, входящим в конкретные диапазоны.

Норма:

  • мальчики – 2,9-3,9 кг;
  • девочки – 2,8-3,7 кг.

В первые несколько дней после появления на свет у малюток наблюдается постепенное снижение массы тела, что является физиологическим процессом, абсолютно не опасным. Это объясняется потерей жидкости через кожу и легкие, выделением мочи и первородного кала, недостаточным поступлением пищи. Зачастую максимальная потеря веса отмечается на 3-4 сутки после родов, и в норме эта цифра не должна превышать 5-10% от зарегистрированной первоначально массы. На 4-5 день фиксируется первая прибавка в весе и постепенное его нарастание.

Средний рост новорожденных при благоприятных внутриутробных условиях развития, по данным ВОЗ, должен составлять:

  • для мальчиков – 48-51,8 см;
  • для девочек – 47,3-51 см.

Для того чтобы точнее оценить длину тела младенцев, важно провести измерение спустя 2-3 суток после рождения. Полученные при этом результаты будут несколько отличаться от первичных ввиду того, что за это время минимизируется степень деформирования костных тканей черепа и отечность мягких тканей головы

Измерение роста проводится посредством горизонтального ростометра

Измерение роста проводится посредством горизонтального ростометра.

Рост и вес ребенка по месяцам – таблица

Ежемесячно в течение первого года после рождения на приеме у педиатра обязательно производится измерение массы тела и роста крохи. Это необходимо, чтобы вовремя определить возможные отклонения в его физическом состоянии и сразу же предпринять все необходимое для исправления выявленных проблем. Для удобства сравнения конкретных показателей с усредненными нормами используется центильная таблица роста и веса детей.

Рост и вес мальчиков

Так как рост и вес ребенка зависят от полового признака, то и данные таблиц, основанные на измерениях различных деток, записываются отдельно для мальчиков и девочек. В большинстве случаев представители сильного пола рождаются более крупненькими. Рассматривая рост, вес, возраст малышей, можно прийти к выводу, что приросты веса и роста пропорциональны. За год мальчики вырастают примерно на 25,4 см и прибавляют в весе на 6,4 кг.

Рост и вес ребенка по месяцам – нормы в табличной форме

Возраст в месяцах

Рост, см

Вес, кг

1

52,8-56,7

3,9-5,1

2

56,4-60,4

4,9-6,3

3

59,4-63,5

5,7-7,2

4

61,8-66,0

6,3-7,8

5

63,8-68,0

6,7-8,4

6

65,5-69,8

7,1-8,9

7

67,0-71,3

7,4-9,3

8

68,4-72,8

7,7-9,6

9

69,7-74,2

8,0-9,9

10

71,0-75,6

8,2-10,2

11

72,2-76,9

8,4-10,5

12

73,4-78,1

8,7-10,8

Рост и вес девочек

Пользуясь таблицей, можно отслеживать рост и вес по месяцам и сравнивать его с показателями нормы, определяя, нет ли отклонений в ту или иную сторону. Кроме того, стоит рассматривать эти значения в соотношении и взаимосвязи, для оценки гармоничности развития грудничка. За первые двенадцать месяцев жизни девочки набирают примерно 5,8 кг и подрастают на 24,8 см. Рассмотрим нормы в табличном виде.

Таблица роста и веса детей (девочек)

Возраст в месяцах

Рост, см

Вес, кг

1

51,7-55,6

3,6-4,8

2

55,0-59,1

4,5-5,8

3

57,7-61,9

5,2-6,6

4

59,9-64,3

5,7-7,3

5

61,8-66,3

6,1-7,8

6

63,5-68,0

6,5-8,3

7

65,0-69,6

6,8-8,6

8

66,4-71,1

7,0-9,0

9

67,7-72,6

7,3-9,3

10

69,0-74,0

7,5-9,6

11

70,3-75,3

7,7-9,9

12

71,4-76,6

7,9-10,1

Что делать, если показатели выше или ниже нормы

Если посредством использования центильных таблиц было выявлено несоответствие антропометрических данных ребёнка его возрастным показателям, родителям обязательно следует обратиться к участковому педиатру для выявления причины отклонений в его физическом развитии. Но помните, что далеко не всегда слишком низкий или высокий рост, к примеру, или большой или малый обхват головы и т. п. могут быть свидетельством патологии.

Причины отклонений от нормы могут быть разными:

  • генетическая предрасположенность, наследственность;
  • национальная принадлежность;
  • климат в зоне проживания;
  • особенности питания и др.

Любые нормативы, касающиеся здоровья детей, весьма относительны. Всё зависит от индивидуальных особенностей развития каждого, отдельно взятого, ребёнка. Малыш вполне может быть совершенно здоров, весел и счастлив при самых низких и самых высоких показателях

Очень важно обращать внимание на самочувствие ребёнка: хорошо ли он спит, быстро ли утомляется, нормальные ли у него аппетит, стул, температура тела, настроение — здесь всё индивидуально. Но бывают случаи, когда без вмешательства медиков не обойтись. Поэтому, если у вашего малыша, согласно центильным таблицам, данные антропометрии находятся в области низких и слишком низких, либо высоких и слишком высоких значений, вам следует в обязательном порядке обратиться к участковому педиатру

Поэтому, если у вашего малыша, согласно центильным таблицам, данные антропометрии находятся в области низких и слишком низких, либо высоких и слишком высоких значений, вам следует в обязательном порядке обратиться к участковому педиатру

Поэтому, если у вашего малыша, согласно центильным таблицам, данные антропометрии находятся в области низких и слишком низких, либо высоких и слишком высоких значений, вам следует в обязательном порядке обратиться к участковому педиатру

Но бывают случаи, когда без вмешательства медиков не обойтись. Поэтому, если у вашего малыша, согласно центильным таблицам, данные антропометрии находятся в области низких и слишком низких, либо высоких и слишком высоких значений, вам следует в обязательном порядке обратиться к участковому педиатру.

Он назначит дополнительные обследования для постановки диагноза. Могут потребоваться консультации профильных специалистов. И только после этого будет поставлен диагноз и назначены терапевтические мероприятия для исправления ситуации.

Центильные таблицы представляют собой один из диагностических методов, позволяющих определить соответствие физического развития ребёнка его возрасту. Но только на основании полученной с их помощи оценки невозможно поставить диагноз. Центили показывают, отсутствует проблема или существует. А определить, в чём она состоит и назначить соответствующее лечение может только врач после дополнительных обследований.

Маленькая голова

Если головка ребенка по размерам меньше возрастной нормы, при нормальных показателях окружности груди, обследование тоже начинается с невролога. Здесь потребуется исключить 2 редких заболевания микроцефалию (встречается с частотой 0,6-1,6 на 10000 родившихся) и краниостеноз (встречается у 2 из 10000 новорожденных).

Микроцефалия

Микроцефалия это уменьшение массы головного мозга более чем на 25 % от возрастной нормы, и, как следствие, уменьшение размеров черепа, раннее закрытие родничков и т. д.

Причинами могут быть наследственные факторы, врожденные аномалии, внутриутробные инфекции во время беременности (грипп, краснуха, цитомегаловирусная инфекция), алкоголизм родителей. В таких случаях диагноз обычно ставится по УЗИ во время беременности (в этом случае возможно прерывание беременности по медицинским показаниям) или сразу после рождения ребенка.

Но вредные факторы, такие как те же внутриутробные инфекции в последние месяцы беременности, гипоксия во время родов, родовая травма, нейроинфекции в первые дни и месяцы жизни ребенка могут вызывать задержку роста головного мозга уже после рождения, соответственно, медленнее будет расти головка ребенка и раньше закроются роднички.

Поэтому если головка ребенка растет слишком медленно его ждут те же самые обследования: консультация окулиста с осмотром глазного дна и УЗИ головного мозга (которое может быть затруднительным из-за раннего закрытия большого родничка).

Лечение будет направлено на улучшение кровообращения головного мозга и борьбу с инфекцией, на всестороннее развитие ребенка.

Краниостеноз

Краниостеноз – это врожденный порок развития костей черепа, при котором происходит преждевременное заращение одного или нескольких или всех черепных швов. В этом случае головной мозг у ребенка развивается нормально, но преждевременно сросшиеся кости черепа препятствуют его нормальному росту, в результате чего возрастает внутричерепное давление и проявляется вышеописанный синдром внутричерепной гипертензии при маленькой окружности головы

При заращении одного шва возникают различные деформации черепа, которые обращают на себя внимание

Несмотря на меньшие размеры головы, роднички при краниостенозе длительно остаются открытами, как компенсаторный механизм несколько снижающий повышенное внутричерепное давление.

На УЗИ желудочки мозга и межполушарная борозда не будут расширенными, в некоторых случаях они могут быть меньше нормы.

В случае подозрения на краниостеноз, кроме невролога и окулиста потребуется консультация нейрохирурга, т. к. в случаях декомпенсированной формы краниостеноза (приступообразные головные боли, рвота, выраженные застойные явления на глазном дне) необходима нейрохирургическая операция, причем, часто она наиболее эффективна, на первом году жизни ребенка.

В случае компенсированной формы ребенок будет наблюдаться и лечиться у детского невролога.

Как правильно самим измерить окружность головы ребенка

Во всех случаях, когда выявляются отклонения в размерах головки ребенка на первом году жизни потребуется динамическое наблюдение за ее ростом — т.е. ежемесячное измерение окружности головы. сантиметровой лентой.

Чтобы избежать погрешностей измерения (разные ленты у разных врачей) родителям рекомендуется приобрести отдельную сантиметровую ленту для своего ребенка. Ее можно брать с собой на прием, а также самостоятельно измерять окружность головы у своего ребенка дома.

При измерении сантиметровая лента должна проходить через наиболее выступающие части головки: надбровные дуги, над ушными раковинами, наиболее выступающуюю часть затылка.

К счастью чаще всего все отклонения в размерах головки ребенка оказываются его индивидуальными особенностями и не приводят к плохим последствиям.

Размер головы новорожденного и ребенка до года является одним из показателей здоровья. Измерения диаметра черепа проводятся в обязательном порядке на ежемесячном профилактическом приеме педиатром. Но не всякая мама понимает, что эти данные обозначают. Как расшифровать результаты медосмотра, соотнести с нормами ВОЗ, как подобрать детскую шапочку с учетом обхвата головы, подробно описано в нашей статье.

Из этой статьи вы узнаете

Таблица роста и веса по возрасту ребенка (от 1 года до 18 лет)

Для родителей, переживающих по поводу скорости развития малыша, полезно ознакомиться со сводной таблицей. Средние антропометрические значения — это примерные данные, полностью соответствовать которым не обязательно. Если отклонения составляют 2-3 кг и несколько сантиметров в любую из сторон, — это вариация нормы. Необходимо учесть, что девочки особенно интенсивно растут с 10 до 12 лет, мальчики – с 13 до 16. Девушки прибавляют в росте до 19 лет, юноши – до 22.

Возраст в годахДевочкиМальчики
Вес, гРост, ммВес, гРост, мм
1 год1015077011460781
2 года1143081013050879
3 года1491084015100961
4 года16020865171001025
5 лет18500918198001105
6 лет21410973219501160
7 лет245601010249001240
8 лет276001100276001300
9 лет311001160311001351
10 лет343501220337001402
11 лет373001300355001440
12 лет440101370412501500
13 лет487001410459001571
14 лет514001450511001627
15 лет567001530565001692
16 лет580501575630001730
17 лет585001610674001764
18 лет591001640681001810

Таблицы веса и роста до года

Предлагаем подробную таблицу средних показателей веса и роста детей от 0 до года. Еще раз хочется напомнить, что все параметры и критерии примерны:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: таблица стандартных размеров одежды для новорожденных

Возраст, месВес, кгПрибавка веса, грРост, смПрибавка роста, см
3,1 — 3,450 — 51
13,7 — 4,160054 — 553
24,5 — 4,980055 — 593
35,2 — 5,680060 — 622,5
45,9 — 6,375062 — 652,5
56,5 — 6,870064 — 682
67,1 — 7,465066 — 702
77,6 — 8,160068 — 722
88,1 — 8,555069 — 742
98,6 — 9,050070 — 751,5
109,1 — 9,545071 — 761,5
119,5 — 10,040072 — 781,5
1210,0 — 10,835074 — 801,5

Средние нормальные показатели для девочек:

Возраст, месВес, кгРост, см
ОтДоОтДо
2,83,747,351
13,64,851,755,6
24,55,85559,1
35,26,657,761,9
45,77,359,964,3
56,17,861,866,2
66,58,263,568
76,88,66569,6
87,09,066,471,1
97,39,367,772,6
107,59,66973,9
117,79,970,375,3
127,910,171,476,6

Средние нормальные показатели для мальчиков:

Возраст, месВес, кгРост, см
ОтДоОтДо
2,93,94851,8
13,95,152,856,7
24,96,356,460,4
35,77,259,463,5
46,27,861,866
56,78,463,868
67,18,865,569,8
77,49,26771,3
87,79,668,472,8
989,969,774,2
108,210,27175,6
118,410,572,276,9
128,610,873,478,1

График роста и веса мальчиков

Родителям очень важно отслеживать вес и рост ребенка. Таблица и график ВОЗ помогут любящим мамам и папам понять, все ли в порядке с их чадом. Если таблица приводит конкретные данные, являющиеся нормой для определенного возраста, то график помогает наглядно увидеть весь процесс развития

Если таблица приводит конкретные данные, являющиеся нормой для определенного возраста, то график помогает наглядно увидеть весь процесс развития.

Приведенные ниже графики составлены на основе параметров веса и роста мальчиков (график синего цвета) и девочек (график розового цвета) от рождения и до 5-летнего возраста. Шкала, расположенная слева, отображает вес или, в зависимости от графика, рост ребенка. Снизу указан возраст. Зеленая линия, находящаяся в центре графика и обозначенная цифрой 0, считается показателем нормы и соответствует оценке «средний» в таблице. Линии графика, проходящие под номерами -2 и -3, равнозначны табличным показателям «ниже среднего» и «низкий». Следовательно, линии 2 и 3 приравнены к параметрам «выше среднего» и «высокий».

График веса мальчиков (до 5 лет)

График роста мальчика (до 5 лет)

Ещё несколько правил введения прикорма

  1. Старайтесь быть спокойной, не торопите ребёнка и не давите на него. Наблюдайте за ним и обязательно учитывайте его предпочтения. Заинтересовать в еде бывает не так-то просто, а вот отбить желание кушать очень легко!
  2. Отслеживайте физиологическую реакцию ребёнка на каждый продукт: не появились ли запоры, сыпь, боли в животике и т. д. Если заметите хотя бы один из нежелательных симптомов, отложите прикорм продуктом, на который малыш отреагировал, до нормализации его состояния;
  3. Если ребёнок не хочет кушать какое-то новое блюдо, не заставляйте его. Попробуйте повторно предложить этот продукт через 1-2 недели;
  4. Объём новой пищи должен увеличиваться постепенно. Но не нужно жёстко ограничивать малыша, запрещать ему скушать лишнюю ложечку, если он очень хочет и тянется к ней. Интерес ребёнка чаще всего является преимуществом перед остальными факторами.

Ребенок имеет вполне четкие сигналы о том, что, когда и как он хочет кушать.

Немного  знаний, сноровки – и вы будете самым лучшим специалистом по введению прикорма своему малышу.

  • Как правильно кормить ребенка?
  • Как вводить прикорм ребенку на грудном вскармливании?
  • Почему ребенок не хочет есть?

Развитие малыша к 4 месяцам

В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.

Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.

Физическое развитие в 4 месяца:

  • Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
  • Тянется за предметами, ощупывает их;
  • Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
  • Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
  • Исчезает гипертонус ног.

Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:

  • В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
  • «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
  • Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
  • Реагирует на звук своего имени;
  • Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
  • Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».

Центильные таблицы физического развития — это…

Центильный метод — это один из способов оценки физического развития детей. Он предполагает сравнение данных антропометрии одного конкретно взятого ребёнка со среднестатистическими результатами, полученными при массовых обследованиях (от замеров одних и тех же величин у определённого количества детей с теми же возрастными показателями).

Центильные таблицы предоставляют информацию по замерам:

  • роста (или длины тела);
  • веса (или массы);
  • окружности (или обхвата) головы;
  • окружности (или обхвата) грудной клетки.

Для составления центильных таблиц исследования проводятся по 4 параметрам: длине тела, массе, обхвату головы и длине окружности груди

Все показатели учитывают возраст детей, оценке подлежат и величины, и соотношение их одна другойтак можно определить не только, соответствуют ли рост, вес и другие показатели ребёнка его возрасту, но и гармонично ли формируется и растёт его тело.

На основе центильных таблиц составляются также кривые развития — графики, наглядно демонстрирующие изменения параметров антропометрии с течением времени. Исследования проводятся отдельно для мальчиков и для девочек, так как величины в зависимости от половой принадлежности могут значительно отличаться.

После проведения замеров и сверки полученных данных с центильными таблицами врач определяет оценку показателей развития вашего малыша. Диапазон баллов — от одного до восьми.

Что такое центили (процентили)

Принцип составления центильных таблиц таков: в них вносятся данные антропометрии детей (обязательно здоровых, за которыми уход соответствует всем требованиям Всемирной организации здравоохранения) в зависимости от возрастных категорий.

К примеру, замеры длины тела (массы, обхватов головы, грудной клетки) 100 детей (или 100%), участвовавших в исследовании, располагаются в порядке возрастания — от малых величин к самым большим.

В таблицы заносятся данные детей, согласно такой схемы

Фиксируются показатели:

  • третьего (либо 5);
  • десятого;
  • двадцать пятого;
  • пятидесятого;
  • семьдесят пятого;
  • девяностого;
  • девяносто седьмого (либо 95) ребёнка (или % детей).

Причём сохраняют такую же нумерацию. Это центили (или процентили) — показатели параметров, которые имеет определённое число обследуемых.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий