Монтессори у вас дома: создание развивающего пространства и дидактических материалов своими руками

Как создать дома монтессори-среду

Основное понятие в педагогике М. Монтессори – развивающая среда. Детская по Монтессори – это пространство, в котором растет ребенок, и где каждый предмет – своего рода дидактический материал, направленный на развитие тех или иных качеств и умений. Какие-то материалы проще купить: выполненные профессиональными мастерами, они на 100% отвечают требованиям безопасности, долговечны и максимально удобны для малыша.

К таким покупкам относятся деревянные игрушки: простые или декорированные, которые сделать «на коленке» на должном уровне практически невозможно, если только этим не занимаются профессиональный столяр вместе с квалифицированным педагогом.

Другие предметы, особенно для развития сенсорного восприятия, вполне по силам изготовить каждой маме:

  • Мешочки или шарики из хлопковой ткани разных расцветок с разными наполнителями:

    крупами, камешками, бисером, раскрошенным пенопластом, и другими безопасными материалами. Мешочки должны быть прочно зашиты со всех сторон, что особенно актуально для игрушек, предназначенных совсем маленьким деткам.

  • Погремушки с различными наполнителями

    Погремушки из пластиковых баночек, яиц от киндер-сюрприза или других ёмкостей с крышками, наполненных разной «начинкой». Есть и готовые, яркие и привлекательные для малышей фигурки, но примитивный вариант по силам создать любой маме.

  • Ящик с песком

    Низкий широкий и длинный деревянный ящик наполняют тщательно промытым, прокипяченным в течение часа или прокаленным в духовке речным песком.

    Несмотря на внешнюю простоту, игрушка имеет колоссальное влияние на развитие ребенка: улучшаются моторные функции, сенсорное восприятие, игры с закапыванием мелких игрушек или строительством песочных замков очень полезны для логики, пространственного мышления, воображения.

    Ребенок познает физические свойства веществ: песка и воды, на практике усваивает их. Этот игровой модуль – находка для родителей беспокойных крох с дефицитом внимания.

    Даже самый подвижный малыш способен с наслаждением возиться в песке, к тому же эти игры расслабляющим образом действуют на нервную систему, успокаивают, снимают тревоги и страхи.

  • Ёмкость с водой и мерные ёмкости разного размера

    В большинстве своем дети любят игры с водой, а мамы – не очень. Ведь после мокрого веселья приходится производить внеплановую уборку. Система Монтессори предлагает родителям дать ребенку после игры в руки инструменты для уборки: красивую тканевую салфетку и ведерко – пусть развивает навык уборки за собой.

    В процессе можно поучить ребенка аккуратно складывать салфетку. Методикой разработаны даже идеальные салфетки для обучения складыванию из мягкого гипоалергенного материала.

  • Шнуровки и развивающие панно, бизиборды.

    Модное сегодня слово бизиборд может обозначать самый разный набор элементов, расположенных на одной доске.

Краткое описание сути педагогики Марии Монтессори

Кратко суть методики Монтессори можно передать в одной фразе «Помоги мне это сделать самому». Автор системы была глубоко убеждена, что в каждом малыше с рождения скрыт мощный внутренний потенциал

Важно создать условия для того, чтобы он раскрылся, и тогда сформируется гармоничная личность

Система Монтессори предполагает воспитание без какого-либо принуждения. У ребёнка должен сам по себе проснуться естественный интерес к обучению. При этом учитываются его физиологические и психологические потребности в данный момент. Ключевым моментом будет «чего хочет ребёнок».

Основные принципы воспитания

В целом методика опирается на ряд принципов:

  1. Наблюдение за ребёнком. Задача взрослого (родителя, воспитателя) – пристально изучить малыша, понять особенности его внутреннего мира.
  2. Гуманизм — полное отсутствие психологического насилия, употребления тоталитарных педагогических методов.
  3. Свобода, независимость. Энергию ребёнка недопустимо подавлять, нужно, наоборот, направлять её в созидательное русло.
  4. Минимум влияния со стороны взрослого. Он просто помогает малышу разобраться в предмете, который он выбрал, ненавязчиво направляет, создаёт необходимую развивающую среду.
  5. Индивидуальный подход. Учитываются особенности ребёнка, степень его активности.

Сенситивные периоды: в каком возрасте что развивать

В методике Монтессори выделяются важные сенситивные периоды. Это возраст, в котором малыш наиболее легко и естественно постигает определённые вещи:

  1. Восприятие порядка (0–3 года). Дети учатся убирать за собой, соблюдать чистоту, вытирать пролитую воду, собирать рассыпанную крупу, мыть посуду. Согласно методике, в 4 года кроху уже труднее приобщать ко всему этому.
  2. Развитие действий, движений (1–4 года). Активно развивается координация, укрепляются мышцы. Самое время для освоения детских площадок с их лесенками, горками, качелями.
  3. Сенсорное развитие (0–5,5 лет). Познание мира посредством звуков, запахов, тактильного восприятия. Формируются представления о цвете, размере, форме.
  4. Восприятие маленьких предметов (1,5–5,5 лет). Это развитие мелкой моторики. Именно в это время важны манипуляции с различными предметами: перекладывание бусинок, нанизывание их на нитку, сортировка крупы, фасоли, гороха, собирание пазлов и пр.
  5. Речевое развитие (0–6 лет). Помогают этому различные карточки и прочие средства наглядности, книжки. Здесь уже возрастает роль взрослого.
  6. Развитие социальных навыков (2,5–6 лет). Опять-таки всё должно усваиваться непринуждённо, недопустимо ребёнка насильно заставлять здороваться или говорить «спасибо».

Игры по методике Марии Монтессори – упражнения с жидкостью

Занятия Монтессори своими руками организовать очень легко. В детском возрасте малыши любят играть с водой. Занятия, связанные с жидкостью, вызовут истинный интерес. Например, можно предложить переливать воду из одного сосуда в другой, они должны различаться по форме

Важно в процессе игры ничего не пролить

Обратите внимание!
Простое бытовое занятие можно легко превратить в игру. Можно предложить малышу наливать сок самостоятельно в стакан

Это упражнение научит его самостоятельности и аккуратности. Если он случайно прольет сок, нужно рассказать ему, как вытирать за собой.

Упражнения с жидкостью

Мастерская МОНТЕССОРИ. Развивающие материалы своими руками

Монтессори — это особая авторская методика занятий с детьми, разработанная известным итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори и названная ее именем. Систему называют настоящим прорывом в сфере педагогики. Изготовление материалов Монтессори своими руками поможет лучше понять их суть и проникнуться смыслом, который они несут для ребенка.

Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций. Для родителей детей с рождения до 5 лет. При замене Монтессори-материалов на схожие или сделанные своими руками родители часто допускают одинаковые ошибки. В полноценной Монтессори-среде всё продумано до мелочей, поэтому часто попытки сделать подобие материала дома могут помешать созданию домашней Монтессори-среды. Чтобы создать тот или иной материал Монтессори своими руками, помните 10 правил:.

  • Библиотека
  • Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
  • Монтессори — это особая авторская методика занятий с детьми, разработанная известным итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори и названная ее именем. Систему называют настоящим прорывом в сфере педагогики.
  • Обучение в семье очень эффективно. В процессе подобных занятий между родителями и детьми устанавливаются добрые, доверительные отношения.

316Телефон или почта.
361Монтессори — это особая авторская методика занятий с детьми, разработанная известным итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори и названная ее именем. Систему называют настоящим прорывом в сфере педагогики.
79Рамки вклыдыши. Монтессори-материал своими руками это “Пластиковые рамки – вкладыши” состоит из 10 квадратных плстиковых рамок белого цвета, 14см х 14 см.

Татьяна Акимцева Мастер-класс «Игрушки Монтессори своими руками». Цель : помочь родителям с минимальными затратами сил и времени изготовить развивающие игрушки Монтессори для развития мелкой моторики детей в домашних условиях. Уникальную методику для раннего развития детей итальянского педагога Марии Мантессори выбирает очень много родителей для воспитания своих детей. Эта система развивающих занятий используется для развития малышей и подходит для коррекционных классов. Мария Монтессори , одна из наилучших педагогов, смогла совершить настоящую революцию в воспитании свое время. Она призывала воспитывать в детях самостоятельность и поощряла свободное воспитание.

Занятия по методике Монтессори в домашних условиях

Занятия по методике Монтессори дома включают в себя рад ставших ранее известных упражнений на отработку мелкой моторики ребенка. Основная задача этих упражнений: взять, переложить, перелить, посчитать, понять что больше, а что меньше. При ежедневной тренировке прогресс у ребенка, занимающегося по методике Монтессори в домашних условиях, будет очевиден.

Упражнение 1. Пересыпаем крупу из одной чашки в другую, ложкой

Берём две сухие чашки, в одну насыпаем крупу, а вторую оставляем пустой. Берём ложкой крупу из одной чашки и пересыпаем в другую. Теперь просим повторить малыша. Пересыпаем до тех пор, пока чашка не опустеет.

Упражнение 2. Переносим воду

В одну глубокую тарелку наливаем воду, а вторую оставляем сухой. Теперь, показываем малышу, как с помощью губки или тряпки, мы собираем воду и переносим ее в другую тарелку. Когда упражнение будет выполнено, налейте немного воды на стол и попросите малыша убрать лужицу со стола.

Упражнение 3. Сортировка по цвету

В одной миске смешиваем все бусинки. Две пустые миски ставим напротив. Просим ребёнка, в одну миску собрать бусинки одного цвета, а в другую бусинки другого цвета.

Похожее упражнение –сортировкаразных двух видов предметов по форме, по текстуре, фрукты/овощи и так далее. Вариаций может быть очень много, пробуйте вначале на тех материалах, которые уже есть дома. Можете даже на ложках начать: чайные и десертные разделить.

Упражнение 4. Лепим из пластилина

Дайте малышу пластилин и начните вместе с ним лепить: лепёшки, шарики и колбаски. Когда у вас наберется достаточно деталей, предложите вашему малышу слепить из них то, что ему захочется. Покажите ему, как можно слепить человечка или животное. Пусть попробует повторить за вами. Но, в то же время, не мешайте ребёнку проявлять свою фантазию. Даже если вам кажется, что он делает совершенно не то, что вы задумали – дайте ему хорошенько изучить материал и его свойства.

Упражнение 5. Отсеиваем бусинки

Смешайте бусинки с песком. Сначала пусть малыш соберет бусинки вручную. Собирать нужно правой рукой, тремя пальчиками беря бусинки. Теперь, попросите малыша взять сито в правую руку, а лопаточку в левую. Берите лопаточкой песок с бусинками и насыпайте в сито. Попросите малыша, аккуратно пересыпать отсеянные бусинки в миску.

Упражнение 6. Взбиваем пену

Научите ребёнка взбивать пенку. Налейте в миску воду, добавьте немного шампуня. Теперь, покажите ребёнку, как надо правильно взбивать. Придерживая миску левой рукой, делать вращательные движения правой рукой, по часовой стрелке

Обратите внимание вашего малыша на образование пены, как бы, удивляясь и радуясь вместе с ним. Вначале помогите ему, придерживая его руку. По окончанию упражнения, малыш должен все убрать за собой

По окончанию упражнения, малыш должен все убрать за собой.

Упражнение 7. Вылавливаем предметы

Бросьте в воду мелкие предметы. Дайте малышу маленькое сито с ручкой. Попросите правой рукой вылавливать предметы и складывать их в миску. При этом, можно комментировать какой предмет он поймал.

Упражнение 8. Собираем урожай

Разложите на полу различные предметы (игрушечные фрукты, овощи, или мячики и так далее) Попросите вашего малыша «собрать урожай» или «собрать грибочки в лесу». Пусть малыш соберет все предметы и аккуратно сложит их в корзину. Вы можете сделать такуюразвивающую игрушку Монтессори своими руками. К примеру, детальки могут крепиться на липучку, собирая их кроха должен прицепить всё обратно.

Упражнение 9. Раскладываем угощение

Сделайте из пластилина пирожные, либо возьмите какие-нибудь предметы, например, небольшие колечки от пирамид или детали от крупного лего. Положите все предметы в одну тарелку. Попросите малыша, держа лопаточку правой рукой, разложить по тарелочкам угощение себе, вам и зверушкам, которые «должны прийти к вам на обед».

Розовая башня и другие материалы для различения размеров

Когда родители начинают изучать данные материалы, они обычно приходят в замешательство. Действительно, непросто заменить или сделать дома розовую башню или красные штанги. К сожалению, чаще всего такие попытки заканчиваются неудачно.

Как сделать идеально. Розовая башня – это материал из 10 кубов розового цвета, сторона самого большого куба – 10 см, а самого маленького – 1 см. Кубики башни выкладывают на коврике в беспорядке. Ребёнку предлагают выстроить башню, начиная с самого большого куба и сравнивая кубы между собой.

Мы не рекомендуем использовать розовую башню дома – она не работает отдельно от других материалов. Но если вы всё же решили её сделать, то самый лучший вариант – покупка готового материала. Делайте материал из дерева, только если вы абсолютно уверены, что конечный результат будет гармоничным, экологичным, безопасным для ребёнка (гладким) и соответствующим заданным размерам.

Чем заменить. Вы можете сделать башню из бумаги, только если вы абсолютно уверены, что сможете сделать материал эстетически привлекательным. Вы можете купить башню в магазине, хотя, скорее всего, цвет, материал и размеры будут другие. Заменить красные штанги можно 10 полосками из картона, самая короткая из которых 10 см, а самая длинная – 1 метр. Работа может проходить как с красными штангами: штанги лежат в беспорядке на ковре, ребёнку предлагают выстроить штанги одну под другой, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой.

Чем заменять не стоит. Не делайте материалы ни из дерева, ни из бумаги, если не уверены, что сможете сохранить правильные размеры и эстетическую привлекательность. На материалах не должно быть видно клея, изоленты. Не допускаются кривые края, размеры самоделок должны совпадать с оригиналами. Если уверенности нет – купите схожие материалы в магазинах.

Занятия и материалы для детей от 2 до 3 лет

Занятия Монтессори дома основываются точно на таких же принципах, что и в специализированных садиках. Поэтому взрослому следует постепенно становиться наблюдателем, а не инициатором занятий.

Детям старше двух лет свойственно стремиться к самостоятельному познанию окружающего мира. К тому же этот процесс им очень нравится. Задача родителей – не навязывать игрушки, а предоставить возможность манипулировать предметами.

конструирование. Не обязательно покупать ЛЕГО, можно изготовить свой собственный конструктор из подручных элементов. Для этого сгодятся камни, раковины, лоскуты, шнурки, раковины, дощечки. Ребёнок сам должен решить, как их комбинировать и что из них можно сконструировать;

собирание пазлов. В каждой семье хранятся старые открытки, плотные картинки. Их можно разрезать на 2 — 4 части (чем старше малыш, тем больше элементов). Первоначально родителю всё же необходимо продемонстрировать, как собирать пазл. Обычно ребятишки с радостью играют в подобную игру;

сортирование

Важно приучать ребёнка, что складывать одни предметы нужно в одну коробку, а другие – соответственно, в другую. Это помогает понять принцип сортировки предметов по каким-либо признакам: расцветке, форме, размерам, количеству и пр.

Также можно предлагать малышу игрушки типа «Почтовый ящик», когда необходимо в прорези определённой формы проталкивать соответствующие фигурки. Эта игра надолго увлекает детей в этом возрасте.

Детский бизиборд своими руками

Сделать такую деловую доску для ребенка может каждый родитель. Почему лучше сделать самому бизиборд:

  • Существенная экономия денежных средств
  • Использование ненужных деталей, которые имеются дома
  • Учитываются интересы ребенка.

Делая такую доску для своего ребенка, вы можете сделать ее нужного размера с учетом помещения, цвета, интересов ребенка, использовать материал, который есть в доме.

Материалы и инструменты для работы:

  1. Доска (фанера, ДСП, пластик)
  2. Шуруповерт
  3. Саморезы
  4. Клей
  5. Краска
  6. Элементы бизиборда.

Элементы бизиборда

У многих запасливых хозяев хранятся в кладовке дома или в гараже временно ненужные вещи, которые послужат деталями для бизиборда: замки, щеколды, крючки, петли для дверок, лампочки, выключатели, розетки, вилки электрические и многое другое.

Если в своей доске хотите сделать открывающиеся дверки, то придумайте, что интересное ребенок может за ними увидеть, например, сделайте там тайничок или прикрепите шторки.

В хозяйстве всегда найдутся лишние шнурки, ленточки, большие пуговицы, молнии, которые послужат для обучения ребенка снимать и надевать одежду и обувь самостоятельно.

Большие бусины, кусочки поролона, колесики – научат считать и вращать предметы. Все остальные элементы, которых не хватает для оформления доски можно купить в хозяйственных, строительных магазинах и отделах для рукоделия.

Пошаговая инструкция изготовления

  1. Доску предварительно подготовьте для работы: вырежете необходимого размера или детали для сложной конструкции. Обработайте края наждачной бумагой, при желании покрасьте основу акриловой или другой не токсичной краской. Если планируете сделать двойной бизиборд, то сделайте устойчивую конструкцию, при изготовлении бизидома или бизикуба приготовьте все детали. Соединяют их после оформления всех сторон элементами.
  2. Распределить все детали на доске или на листе ватмана. Посмотрите, чтобы ребенок мог свободно работать с тем или иным элементом. Например, при работе с щеколдой, чтобы она не задевала другие предметы, или при открывании дверей, створки дверей не задевали другие детали. Хорошо продумайте функциональность всех деталей. Не перегружайте доску лишними элементами.
  3. Если бизиборд предполагает открывающиеся двери или другие элементы на петлях, заранее прикрутите петли к деталям.
  4. При помощи шуруповерта хорошо закрепите все металлические детали. Элементы из ткани, поролона, резины можно приклеить клеем.
  5. При изготовлении двухстороннего бизиборда или бизикуба с бизидомиком, соедините все детали конструкции.
  6. Оформите стенд яркими рисунками.
  7. Проверьте качество крепления и уберите все шероховатости или выступающие от саморезов части, чтобы ребенок не поранился.

Ваш бизиборд, сделанный своими руками готов.

Особенности бизибордов для девочек и мальчиков

Отличие бизибордов для девочек начинается с цвета: такие доски обычно окрашивают в розовый, желтый, персиковый цвета. Наполнения элементами тоже имеют свои отличия.

Девочек интересуют предметы одежды, кухни, красоты, наполняя бизиборд для девочек постарайтесь разнообразить его такими деталями.

Можно прикрепить куклу, вырезанную из плотного картона или ДВП и предметы одежды для куклы, сделать кармашки для расчески, зеркальца.

Из ниток прикрепить косу, которую можно будет украшать различными бантиками и заколками, резинками для волос.

Можно сделать веревку с прищепками, где будет сушиться одежда.

Для маленьких хозяюшек интересно будет разместить в бизидомике настоящую посуду для кукол с плитой.

Можно сделать бизиборд-магазин со счетами, калькулятором, безменом и различными овощами, и фруктами в корзинке.

Для мальчиков бизиборды красят в голубой, синий, зеленый цвет. Темные тона желательно не использовать при покраске доски.

Украсить доску можно наклейками или картинками куколок, бабочек, цветочков, котиков.

Все мальчики любят строить и ремонтировать, используйте для доски крупные шурупы, болты, щеколды, шпингалеты, розетки, выключатели. Соберите настоящую электрическую цепочку, в которой будет загораться лампочка, и ребенок будет просто в восторге.

Мальчикам, которые любят возиться с машинами интересно будет использовать на доске руль, велосипедный звонок, педали велосипеда, зеркало заднего вида и другие элементы транспорта, которые есть в доме.

Интерес у ребенка вызовет вид телефонного диска, фонарика, циферблата, водопроводного крана и труб, которые можно соединить между собой.

Наличие в доме компаса, маленького штурвала, кусочков каната, колокола и якоря поможет в оформлении доски в морской тематике. Раскрасьте бизиборд как тельняшку или нарисуйте на море и якоря.

Можно украсить доску картинками машин, самолетов, пароходов или другой техники.

В качестве заключения

Таким образом, методика Марии Монтессори в домашних условиях также вполне реализуема. Прежде всего, следует обустроить пространство в соответствии с определёнными требованиями к зонированию помещения и дидактическим материалам.

Многие развивающие пособия можно сделать своими руками, используя подручные средства. Это позволит сэкономить деньги и реализовать собственную фантазию. Да и ребёнок с большим удовольствием будет играть именно в самодельные игрушки.

Кроме того, дети, видя заинтересованность родителей и их увлечённость, сами загорятся познанием окружающего мира. А когда малыш подрастёт, то и сам с удовольствием начнёт принимать участие в создании новых необычных игровых принадлежностей по методу Монтессори.

Сенсорный коврик

Тканевый коврик станет любимой забавой малыша, ведь на нем так здорово сидеть, лежать, расставлять игрушки, а еще он содержит массу сюрпризов. Этот дидактический материал для реализации методики Монтессори можно сделать действительно из чего угодно. Единственное, что вас ограничивает — собственное воображение. Размер, цвет, рисунки, развивающие элементы типа пуговиц, молний, крючочков, кармашков могут быть абсолютно любыми. Для шитья такого коврика подойдет все, что лежало в платяном шкафу в ожидании лучших времен: отрезы ткани, старая одежда, фурнитура и т. д.

Главное, чтобы детали имели различную фактуру: чередовались элементы из хлопка и шерсти, гладкие и шершавые, шитые и вязаные. Под аппликации можно спрятать шуршащий полиэтиленовый пакет, пищалку, горсточку крупы или бисера.

Змейка

Сенсорная змейка, или гусеница, – это тоже материал Монтессори. Своими руками сделать такую игрушку можно за несколько часов. Все, что вам понадобится – кусочки различной ткани и материал для наполнения шариков. Подойдут крупы (пшено, фасоль, рис, горох и др.), поролон или ватин, мятая бумага или полиэтиленовая пленка. Можно придумать и другие интересные на ощупь наполнители.

Самый простой вариант – сделать элементы змейки из старых, потерявших свою пару детских носков. Они имеют яркие цвета и рисунки, и в сборе игрушка будет выглядеть весьма интересной.

Те, кто умеет, могут сшить шарики из тканей разных фактур, а голову украсить глазами и улыбкой.

Строим розовую башню

Методика направлена на развитие у крохи после года навыка работы с предметами большой и малой формы. Розовая башня состоит из десяти кубиков разного размера. Деревянные кубики нужно сложить в форме башни от основания (самый большой кубик) к вершине (самый маленький). Метод Башня обучает координации движений, умению упорядочивать предметы и гармонично располагать их в пространстве. Со временем розовая башня может принимать разные пространственные (архитектурные) формы.

Усложненный вариант: розовая башня строится на ощупь, с закрытыми глазками. Важный момент – ребенок учится восприятию форм различной величины. Сначала делается акцент на контрасте: самый большой и самый маленький кубик. Затем задача усложняется – между самым большим и самым маленьким кубиком располагаются кубики не очень большие и не очень маленькие.

Так словарный запас малыша пополняется новыми словами: не очень большой, не очень маленький, меньше, больше. Малыш выстраивает логическую цепочку: самый большой, меньше, маленький, самый маленький. Данный метод формирует навык сравнительного анализа на основе различия предметов разных объемов и форм.

Геометрическая плоскость

Данная развивающая методика формирует пространственное мышление у малыша после года. Цель пособия – создавать разные геометрические фигуры с помощью канцелярских резинок. Конечно, крохе до года будет тяжело справиться с данным упражнением – надеть на колышки резинку – однако, малыши более старшего возраста смогут справиться с поставленной задачей и проектировать различные предметы на доске (домик с крышей, машинку и т. д).

Как создать Монтессори материалы своими руками? Возьмите дома любой старый журнал, самоклеящуюся пленку и кнопки с наконечником из пластмассы. Обклейте обложку журнала пленкой и воткните кнопки на равном расстоянии. У вас получилась доска для развития навыков пространственного мышления.

Как используется доска? На кнопки сверху надевается канцелярская резинка, с помощью которой можно формировать геометрические фигуры различной формы. Малыш сначала должен представить фигуру, а потом обозначить ее с помощью надетой на кнопочки канцелярской резинки.

Одной из сложных для малюток задач является шнуровка обуви. Конечно, можно покупать обувь на липучках, однако, навык шнурования необходимо отработать. Из фанеры или плотного картона необходимо вырезать доску-заготовку в форме бабочки и проколоть отверстия, в которые можно вдевать шнурок. Можно сделать деревянные заготовки для шнурования.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий