Почему ребёнок грызёт ногти?
Иногда крайне сложно точно понять, откуда возникла столь неприятная проблема. Специалисты говорят о возможных физиологических и психологических факторах, которые «включают» онихофагию.
1. Физиологические факторы:
- Состояние кутикулы. У некоторых маленьких детишек кожа вокруг ногтей постоянно «топорщится». Не дожидаясь родительской помощи, они своими силами пытаются удалить раздражитель. Подобное поведение чем-то напоминает животный рефлекс ухода за собой (к примеру, коты моют себя языком).
- Физическое удовлетворение. Ребёнок пытается добиться удовольствия всеми доступными и недоступными методами. Если ему запретить, например, есть конфеты или торт, он может переключиться на пальцы.
- Витаминно-минеральный дефицит. Нервная система способна нормально функционировать лишь при хорошем питании, насыщенном витаминами и минералами. Особенно важны для ребёнка витамины E, B и магнийсодержащие продукты, в ином случае развивается высокая тревожность, нервозность и переутомление.
- Глистные инвазии. Отечественные врачи считают, что одной из возможных причин грызения ногтей могут быть поселившиеся в детском организме паразиты. О наличии глистов свидетельствуют другие признаки: повышенное слюноотделение, зуд в области прямой кишки, резкое изменение поведения, беспричинный кашель.
2. Психогенные факторы:
- Трудности с адаптацией. У многих деток вредная привычка возникает одновременно с началом социализации. Так, к трём годам ребёнок начинает посещать садик, но если он «тепличный» малыш, то даже кратковременные разлуки становятся стрессом. В семилетнем возрасте начинается следующая адаптация – он идёт в школу, что сказывается на его эмоциональном состоянии.
- Семейный климат. Постоянные скандалы в семье, склоки между родителями, уход одного из них из дома, перекладывание процесса воспитанья на бабушек – всё это также стрессогенный фактор, приводящий к обкусыванию ногтевых пластин.
- Аутоагрессия. При подобном поведении агрессивность в силу различных обстоятельств направляется на самого себя. Ребёнок, боясь гневиться на других, начинает вредить собственному здоровью – к примеру, грызть ногти.
- Модель поведения. Детям свойственно «заражаться» поступками других малышей или взрослых. Если кто-то в садике, классе или дома грызёт ногтевые пластины и заусенцы, то ребёнок способен подсознательно повторять такие движения.
- Генетически обусловленная тревожность. Грызть ногти ребёнок может и без очевидного стрессогена, только по причине чрезмерно возбудимой нервной системы и темперамента, которые обусловлены наследственным фактором. Любопытно, что позитивные и отрицательные события оказывают одинаково сильное возбуждающее воздействие.
- Результат раннего отлучения от материнской груди. Продолжительное грудное вскармливание существенно успокаивает впечатлительного ребёнка. При резком или раннем отлучении от «тити» пальцы становятся своеобразной замены материнского соска или пустышки.
- Перфекционизм. Желание быть лучше всех, которое разбивается о реальность, заставляет ребёнка воспринимать каждую свою неудачу «концом света». Обычно подобные ситуации встречаются у тех родителей, которые предъявляют завышенные требования к своим чадам. Ребёнок, не справившись со стрессом, грызёт ногти.
- Замена вредных привычек. Многие дети отвлекают себя каким-либо определённым способом – теребят локоны, крутятся на месте, сосут пальцы, грызут ногтевые пластины. Подобным методом ребятишки успокаиваются, а если попробовать отучить от одной вредной привычки, начнётся другая.
- Скука. Некоторые малыши грызут пальцы просто так, от нечего делать.
- Высокие нагрузки. Перегруженность в школе, одновременное посещение нескольких студий, семинаров или курсов приводят к переутомлению, после чего ребёнок борется с неврозом грызением ногтей.
- Увлечение телевизором или компьютером. Мельтешение кадров, высокая громкость, блики от экрана негативно воздействуют на детскую психику. Пытаясь успокоиться, ребёнок сосёт пальцы или грызёт ногти.
Таким образом, основной провоцирующий фактор – повышенная тревожность и склонность к стрессам.
Психологи считают, что, обкусывая ногти, ребёнок активизирует своеобразную болевую точку, которая заглушает стрессовый центр.
Причины
Такая привычка — не способ провокации родителей или проявление невоспитанности, а, скорее всего, следствие глубоких переживаний малыша. Задача мамы и папы — найти корень проблемы, узнать почему ребенок грызет ногти и как можно быстрее избавиться от нежелательного поведения.
Если ребенок грызет ногти, причины могут быть двух видов. Разберем каждый из них.
Психологические
Переживания и стресс — частые спутники дурной привычки, которые могут подстерегать кроху абсолютно везде: в школе, учреждениях дополнительного образования, на улице и дома. Особо чувствительно дети реагируют на школьный коллектив. Отсутствие взаимопонимания с одноклассниками приводит к сильнейшим душевным переживаниям, провоцируют комплексы. То же самое касается и общения с учителем: плохие отметки, слишком строгая критика или несправедливые замечания педагога могут стать источником того, что ребенок попытается «загрызть» проблему.
Во время подготовки и сдачи экзаменов, юные школьники могут ощущать интенсивную умственную, физическую, а также психологическую нагрузку. К неприятным симптомам переутомления можно прибавить раздражительность, бессонницу и апатию. С помощью вредной привычки ученики избавляются от нервного перенапряжения.
Более старших деток в постоянном стрессе может держать «любимая» школа. И здесь ситуаций — бездонное море. Переходный возраст — самое благоприятное время для психических расстройств, переживаний и депрессии. А потому, кроме ногтей, в ход идут ручки, линейки, карандаши, то есть все то, что можно погрызть и успокоиться.
— еще одна из самых частых причин онихофагии. Осуждение со стороны родителей, родственников или друзей подталкивает кроху к настоящему «самоедству».
Излишняя чувствительность и обеспокоенность также может послужить толчком к вредной привычке. Виной тому высокий уровень тревожности, который может быть как врожденной чертой характера маленького крохи, так и приобретенной.
Почему дети грызут ногти на руках? Бывает так, что расстройство случилось совсем не по психологической вине, а причина проблемного поведения кроется в обычном подражании
Чадо может заметить «грызущего» одноклассника или старшего брата и перенять его повадки.
Недолюбленным детям это доставляет настоящее удовольствие, ведь только таким негативным способом они могут привлечь внимание своих родителей. Крик и наказание в таком случае абсолютно не работают, а даже наоборот, подогревают интерес чада к вредной привычке. В любом ситуации, стоит воспитывать ребенка без крика, а если наказывать, то правильно.
В любом ситуации, стоит воспитывать ребенка без крика, а если наказывать, то правильно.
Физиологические
- Нежелательное поведение может возникнуть если мама и папа не следят за состоянием рук своего малыша, вовремя не подравнивают ногти и не ухаживают за кутикулой. Для крохи это может стать настоящей проблемой и принести физические неудобства, которые он попытается решить самостоятельно.
- Раннее отлучение от груди часто провоцирует невроз, и, как следствие, онихофагию. Поэтому следует правильно завершать грудное вскармливание. Выявить эту причину просто: малыши сначала сосут пальцы, а потом начинают грызть ногти.
- Наследственность играет отнюдь не последнюю роль. Вполне возможно, что некрасивая привычка грызть ногти передалась по наследству. Если хотя бы один из родителей малыша страдает от заниженной самооценки, неуверенности в себе, заболеваний нервной системы или обладает предрасположенностью к депрессиям, значит, шанс «заразиться» онихофагией гораздо выше.
- Неправильное питание и нарушение режима дня могут стать основными причинами нервозности крохи. Большое количество сладостей, кофе и газированных напитков повышает возбудимость. Неконтролируемый просмотр телепередач, а также многочасовые компьютерные игры (например, Покемон Го) негативно влияют на детскую психику, появляется раздражительность и нежелательное поведение.
Почему дети грызут или ковыряют ногти?
Что это значит? Главные причины онихофагии:
- Наличие внутренней тревожности. Ребенок, ощущая беспокойство, возникающее по разным причинам, стремится с ним справиться, и онихофагия позволяет это частично сделать. Основные причины для тревожности: чувство неуверенности в себе, фобии, ощущение беспомощности, низкая самооценка, внутреннее напряжение из-за несоответствия требованиям, которые выдвигают окружающие. При этом онихофагия далеко не всегда воспринимается ребенком всецело осознанно.
Аутоагрессивные тенденции. Аутоагрессия , определение, обозначающее осознанные насильственные действия по отношению к себе. Синонимы: селфхарм, самоповреждение. Обгрызание ногтей и кожи вокруг них считается одной из многочисленных форм селфхарма, наравне с нанесением себе порезов, ожогов, выдиранием волос. Однако не каждое обгрызание ногтей можно отнести к аутоагрессии. Но если ребенок грызет пальцы очень часто и до крови, а на его теле есть и другие необычные травмы (например, обилие мелких царапин), это можно трактовать как аутоагрессию.
Самоповреждение может проводиться с целью наказать себя, а иногда с целью снять напряжение, поскольку болевые ощущения запускают выработку адреналина, и душевная боль временно уменьшается. Аутоагрессия более свойственна подросткам.
Неправильный подход родителей к воспитанию. Если родители возлагают на ребенка чрезмерную ответственность, требуют от него безусловного послушания, наказывают даже не за проступок, а уже за то, что ребенок не оправдал ожиданий, то риск возникновения онихофагии и многих других невротических привычек вырастает в разы.
Это связано с тем, что ребенок постоянно ощущает психическое напряжение и боится сделать что-то недостаточно хорошо.
Проблемы в семье. Дети, которые растут в токсичных семьях, чаще других детей имеют различные невротические привычки и психические заболевания. К токсическим относятся семьи, в которых один или оба родителя прибегают к различным видам насилия над детьми (психологическое, физическое, сексуальное), игнорируют потребности ребенка. Также факторами риска являются следующие обстоятельства: потеря работы, развод родителей, нехватка финансовых средств, социально-бытовые проблемы, регулярные скандалы в семье.
Проблемы в других микросоциумах. Психические расстройства распространены у детей-изгоев: тех детей, которые стали жертвами школьного буллинга (травли). Буллинг может быть не только школьным. Он часто возникает в кружках, секциях. Но и дети, которых не травят, могут ощущать психическое напряжение. К примеру, это может происходить, если школьные учителя ведут себя неадекватно с детьми, или если ребенок поссорился со школьным другом, или если он не нашел друзей и чувствует себя одиноким.
Слишком высокие нагрузки. Ответственность увеличивается по мере взросления ребенка. Наиболее острым считается период, когда ребенок впервые приходит в школу и пытается справиться с грузом ожиданий и ответственности, свалившимся на него. Именно в это время у многих детей появляются различные невротические привычки, с которыми трудно справиться. В зоне риска находятся дети, которые посещают большое количество дополнительных занятий.
Копирование привычки. Если кто-то из близких ребенка страдает онихофагией (родители, друзья), он может перенять эту привычку.
Дети, имеющие в анамнезе какие-либо органические повреждения мозга (гипоксия, черепно-мозговые травмы, тяжелые осложнения инфекционных заболеваний), чаще страдают различными психическими отклонениями.
2 Борется с тревогой из-за неизвестности и семейных тайн
Бессознательно ребенок знает, что от него что-то скрывают, иногда даже знает что именно. Сознательно он не может понять, почему ему ничего не рассказывают, почему скрывают. Тайна кажется намного страшнее, чем она есть на самом деле: раз мама и папа не говорят об этом, значит это что-то страшное. Если мама и папа не могут справиться, то как справлюсь я. Лучше буду защищаться как могу.
Ребенку уже больше года не говорят, что умер дедушка. Говорят, что он уехал в командировку на север и вернется очень нескоро. Ребенок даже в игре разыгрывает смерть. Он знает об этом, однако с ним никто об этом не говорит. Одна из жалоб родителей такого ребенка — навязчивые действия.
Что делать родителям. Не надо бояться говорить с ребенком, куда делась прабабушка и откуда появился братик
Важно на уровне понимания ребенка донести ему такие важные темы, показать ему, что их можно обсуждать с близкими людьми
Народные методы
Если советы психолога не приводят к желаемому результату и ребенок, скорее, по привычке продолжает обкусывать ногти, то можно воспользоваться одним из народных средств.
- Смазать ногти ребенка чем-то горьким. Многие родители используют для этой цели горчицу либо сок столетника. Способ малоэффективный и не очень приятный для ребенка. Лучше всего использовать специально созданный для этой цели лак, например, «Некусайка». Ногти ребенка покрываются лаком, и теперь каждый раз при поднесении пальцев ко рту, горьковатый вкус не даст малышу забыть о том, что так делать нельзя.
- Если появление этой привычки связано с постоянным психологическим напряжением, то надо научить ребенка его снимать при помощи простого упражнения или . Первый вариант заключается в частом сжимании и разжимании кулаков. Дыхательное упражнение: ребенок в течение 5 минут совершает вдохи и выдохи медленно и глубоко. Такой постоянный контроль над дыханием поможет существенно снизить уровень эмоциональной напряженности ребенка. Чтобы упражнение заинтересовало малыша, можно дать ему в руки любимую игрушку, например.
- Красивый маникюр. Мама, делая маникюр, может привлечь к этому процессу и свою дочку. Показать набор инструментов по уходу за ногтями, объяснить для чего нужен тот или иной предмет, сделать малышке маникюр и даже покрыть ноготки специальным детским лаком – прекрасный и очень наглядный способ показать, как здорово, когда ноготочки содержатся в идеальном порядке. Причем это касается не только девочек, но и мальчиков. Аккуратные, ровно подстриженные ногти – это всегда красиво, надо почаще напоминать детям об этом!
- Формирование рефлекса. Для этого на руку ребенка можно надеть, например, мягкий браслет на резинке. Как только пальцы тянутся ко рту, нужно мягко оттянуть резинку и «щелкнуть» ей по руке ребенка. Способ достаточно веселый и эффективный.
Начиная борьбу за отучение ребенка от вредной привычки, не следует забывать, что процесс этот требует настойчивости и терпения! Главное – не отступать от намеченной цели и тогда все получится!
О том, как отучить малыша грызть ногти, смотрите в передаче «Жить здорово».
Почему ребёнок грызёт ногти?
Иногда крайне сложно точно понять, откуда возникла столь неприятная проблема. Специалисты говорят о возможных физиологических и психологических факторах, которые «включают» онихофагию.
1. Физиологические факторы:
- Состояние кутикулы. У некоторых маленьких детишек кожа вокруг ногтей постоянно «топорщится». Не дожидаясь родительской помощи, они своими силами пытаются удалить раздражитель. Подобное поведение чем-то напоминает животный рефлекс ухода за собой (к примеру, коты моют себя языком).
- Физическое удовлетворение. Ребёнок пытается добиться удовольствия всеми доступными и недоступными методами. Если ему запретить, например, есть конфеты или торт, он может переключиться на пальцы.
- Витаминно-минеральный дефицит. Нервная система способна нормально функционировать лишь при хорошем питании, насыщенном витаминами и минералами. Особенно важны для ребёнка витамины E, B и магнийсодержащие продукты, в ином случае развивается высокая тревожность, нервозность и переутомление.
- Глистные инвазии. Отечественные врачи считают, что одной из возможных причин грызения ногтей могут быть поселившиеся в детском организме паразиты. О наличии глистов свидетельствуют другие признаки: повышенное слюноотделение, зуд в области прямой кишки, резкое изменение поведения, беспричинный кашель.
2. Психогенные факторы:
- Трудности с адаптацией. У многих деток вредная привычка возникает одновременно с началом социализации. Так, к трём годам ребёнок начинает посещать садик, но если он «тепличный» малыш, то даже кратковременные разлуки становятся стрессом. В семилетнем возрасте начинается следующая адаптация – он идёт в школу, что сказывается на его эмоциональном состоянии.
- Семейный климат. Постоянные скандалы в семье, склоки между родителями, уход одного из них из дома, перекладывание процесса воспитанья на бабушек – всё это также стрессогенный фактор, приводящий к обкусыванию ногтевых пластин.
- Аутоагрессия. При подобном поведении агрессивность в силу различных обстоятельств направляется на самого себя. Ребёнок, боясь гневиться на других, начинает вредить собственному здоровью – к примеру, грызть ногти.
- Модель поведения. Детям свойственно «заражаться» поступками других малышей или взрослых. Если кто-то в садике, классе или дома грызёт ногтевые пластины и заусенцы, то ребёнок способен подсознательно повторять такие движения.
- Генетически обусловленная тревожность. Грызть ногти ребёнок может и без очевидного стрессогена, только по причине чрезмерно возбудимой нервной системы и темперамента, которые обусловлены наследственным фактором. Любопытно, что позитивные и отрицательные события оказывают одинаково сильное возбуждающее воздействие.
- Результат раннего отлучения от материнской груди. Продолжительное грудное вскармливание существенно успокаивает впечатлительного ребёнка. При резком или раннем отлучении от «тити» пальцы становятся своеобразной замены материнского соска или пустышки.
- Перфекционизм. Желание быть лучше всех, которое разбивается о реальность, заставляет ребёнка воспринимать каждую свою неудачу «концом света». Обычно подобные ситуации встречаются у тех родителей, которые предъявляют завышенные требования к своим чадам. Ребёнок, не справившись со стрессом, грызёт ногти.
- Замена вредных привычек. Многие дети отвлекают себя каким-либо определённым способом – теребят локоны, крутятся на месте, сосут пальцы, грызут ногтевые пластины. Подобным методом ребятишки успокаиваются, а если попробовать отучить от одной вредной привычки, начнётся другая.
- Скука. Некоторые малыши грызут пальцы просто так, от нечего делать.
- Высокие нагрузки. Перегруженность в школе, одновременное посещение нескольких студий, семинаров или курсов приводят к переутомлению, после чего ребёнок борется с неврозом грызением ногтей.
- Увлечение телевизором или компьютером. Мельтешение кадров, высокая громкость, блики от экрана негативно воздействуют на детскую психику. Пытаясь успокоиться, ребёнок сосёт пальцы или грызёт ногти.
Таким образом, основной провоцирующий фактор – повышенная тревожность и склонность к стрессам.
Психологи считают, что, обкусывая ногти, ребёнок активизирует своеобразную болевую точку, которая заглушает стрессовый центр.
Почему ребенок грызет ногти
А почему вы грызете карандаш? Почему вы кусаете губу? Почему вы морщите лоб? Вспомните моменты, когда вы что-то из этого делаете либо делаете что-то похожее.
Взрослые выполняют мелкие, ничего не значащие и бесполезные действия в следующих случаях:
- когда хочется закурить (если человек курит, естественно), но нет возможности;
- в долгой очереди;
- во время просмотра фильма;
- на работе, кода мысли перегружены;
- когда выслушиваете петицию от начальства;
- когда ждете, что скажет доктор;
- когда нечем занять руки.
Это в основном, ситуаций масса. Вспомнили себя? Тогда вы точно согласитесь, что перед тем, как вы начали перебирать пальцами, барабанить по столу или что вы там обычно делаете, следует ряд факторов:
- глубокий мыслительный процесс (задумались ни о чем, о чем-то конкретном, просто «зависли» с пустой головой);
- бездействие (безделье, скука – как вам удобнее);
- нервное напряжение (от ожидания, крика начальства, чувства вины и т. п.).
Чаще всего дети начинают грызть ногти в возрасте 4-7 лет, иногда – раньше, годов с 2. До 7 лет ногти грызет каждый 3 ребенок. В период с 7 до 10 лет вредная привычка возникает у 50% детей.
В подростковом периоде ногти истязает подавляющее большинство. Происходит это так:
- Малыш увидел, как кто-то грызет ногти.
- Мама и папа пытаются воспитывать кроху, иногда заставляя чувствовать себя виноватым, воспитательница поругала в саду – стресс в общем. Грызем ногти.
- Школа с ее нагрузкой, эмоциями и стрессом. Грызем.
- В кружок записали, школа никуда не делась, нагрузка и стресс все больше. Продолжаем кушать ногтевую пластину.
- Пубертантный период добавился, остальные стресс-факторы никуда не делись.
- А вот еще и выпускные экзамены на носу, поступать надо, куда, как, что делать?
Вот и грызет кроха свои ногти, и весь университет грызет, и на работе потом грызть будет. То от скуки, то от томительного ожидания, то в стрессовой ситуации. А самое интересное знаете что? Вы ведь не сразу понимаете, что дергаете ногой или наматываете локон на палец?
Вот и ребенок не всегда осознает, что палец во рту. Как правило, когда малыш очнулся, ноготь уже изуродован до неузнаваемости.
Знаете ли вы? Некоторые психологи утверждают, что, грызя ногти, малыш как бы «исправляет дефекты». То есть пытается исправить какие-то недочеты, за которые вы его отругали. Исправляя форму или длину ногтевой пластины, он как бы исправляет себя. Порождается это чувством вины, желанием соответствовать. Онихофагия так же свойственна детям, склонным к перфекционизму. Они могут отрывать заусенцу, а потом зубами пытаться «выровнять» ноготок.
Важно! Некоторые педиатры видят в поедании ногтей чисто биологическую причину: организму малыша не хватает определенных микро- или макроэлементов. Так это или нет, помогает выяснить расширенный анализ крови
Во что поиграть с ребенком, который грызет ногти
Сказка. Вместе придумайте историю про вымышленного персонажа, который — вот совпадение! — очень любил грызть ногти. По очереди с ребенком предлагайте варианты развития событий: может быть, персонажу однажды встретилась добрая фея, которая взмахнула волшебной палочкой и помогла ему, или он вдруг превратился в котенка и длинные коготки стали ему просто необходимы?
Угадайка. Предложите малышу закрыть глаза и на ощупь по фрагменту определить, что это за предмет вы ему показываете. Заранее подготовьте различные по фактуре материалы: кусок наждачной бумаги и замши, ракушку, очищенное яблоко или виноградину, массажную щетку-расческу. Потом поменяйтесь: теперь вы закроете глаза, а ребенок будет предлагать вам ощупать различные предметы.
Привет, человечек! Косметическим карандашом или смываемым фломастером нарисуйте на ногтях указательных пальцев малыша рожицы. Дайте человечкам имена и разыграйте несколько сценок с их участием: пусть они ходят друг к другу в гости, вместе гуляют или танцуют.
Как отучить?
То, что ребенку разрешается один раз, говорит Комаровский, то, на что когда-то родители не обратили внимания, во второй раз делается малышом как вполне легальное действие, на которое не было запрета. По этой причине желательно корректировать действия ребенка на начальном этапе, пока еще привычка не успела стать именно рефлекторной.
Если грызть ногти — уже стойкая привычка, родителям нужно принять для себя серьезное педагогическое решение. Если бороться — то всегда и везде, без выходных и праздников. Требования родителей должны быть четко мотивированы. Ребенок должен знать, что именно он делает не так, чем это чревато именно для него.
На начальном этапе родителям нужно любой ценой установить истинную причину пристрастия своего ребенка. Если самостоятельно найти ее не получается, можно обратиться к участковому педиатру или детскому психологу, но не с вопросом, как искоренить привычку, а с вопросом, откуда у проблемы «растут ноги».
Самое плохое, что могут придумать родители, вздумавшие отучать свое чадо от вредного пристрастия – это грубо одергивать его и бить по рукам. Проблему это не решает, а малыш довольно скоро поймет, что при родителях грызть ногти нельзя, зато в одиночестве, когда никто не видит – очень даже можно.
Чудодейственного лекарства в виде таблетки или сиропа от этой напасти не существует. Неэффективно и намазывать ногти чем-то горьким (горчицей, перцем). Еще хуже — начать запугивать ребенка и стращать его всякими ужасами, ведь на смену этой плохой привычке может сразу прийти другая. Ребенок довольно быстро начнет, к примеру, кусать губы или плеваться.
Если причина кусания ногтей кроется в стрессовых ситуациях, волнении ребенка, нужно научить его выражать свои эмоции по-другому – например, словами. Для этого есть множество психологических приемов, основанных на играх, заниматься которыми ребенку будет интересно.
Можно давать малышу успокаивающий травяной чай, делать расслабляющий , обязательно нужно ежедневно проводить водные процедуры, больше гулять с ним на свежем воздухе и свести к минимуму время, которое ребенок проводит перед телевизором или монитором .
Параллельно с устранением психологического дискомфорта нужно заняться укреплением ногтевых пластин, ведь прочный и устойчивый к воздействию ноготь сложнее грызть. Для этого после консультации с педиатром имеет смысл начать давать ребенку препараты в разрешенных возрастных дозировках. Для ногтей можно делать укрепляющие ванночки с солевыми растворами, с эфирными маслами (хорошо подходит масло кедра).
Ребенка следует научить не только расслабляться, но и концентрировать внимание. Если занять малыша интересным делом (рисованием, мозаикой, лепкой или чем-то другим), у него будет реже возникать желание взять руки в рот. Желательно, чтобы дело было именно рукотворным. Должны быть задействованы пальцы
Если это будут совместные со взрослыми занятия творчеством – просто замечательно
Должны быть задействованы пальцы. Если это будут совместные со взрослыми занятия творчеством – просто замечательно.
Возрастные особенности
Предпосылки к вредным действиям зависят от возраста ребенка. Сосать пальчик малыш может после того, как его резко отлучили от груди или забрали соску. И годовалый, и двухлетний карапуз обычно страдают во время прорезывания зубов. В позднем дошкольном возрасте постоянные зубы идут на смену молочным, создавая ощущение дискомфорта.
Вот периоды, в которые следует быть внимательнее и мягче с ребенком:
Поступление в детский сад или школу. Редко у кого адаптация к новым условиям протекает безболезненно. Дурные наклонности дети перенимают друг от друга гораздо быстрее, чем хорошие.
Возрастные переломные периоды, например общеизвестный кризис в три года. Он может совсем не затронуть малыша, может наблюдаться и на второй, и на четвертый год жизни и превратить милого ангелочка в неугомонного бунтаря
В этот момент ребенку важно самоутвердиться, переступая через запрет родителей грызть ногти.
Переезды в другой город, квартиру, стрессовые ситуации в семье.
Затруднение с выполнением домашнего задания. Скука, отсутствие интереса к предмету или слишком сложное упражнение — тоже повод для формирования вредной привычки
Чаще всего ей подвержены мальчики.
Народные рецепты
Не всегда устоявшиеся традиционные способы избавления от подобной вредной привычки считаются гуманными. Многие мамочки отказываются применять подобные методики, считая их чрезмерно жёсткими («не могу издеваться над крохой»). Однако перечислить их всё же следует.
- Пожалуй, наиболее распространённый и одновременно неоднозначный метод – мазать детские пальцы острым перчиком, горчицей и подобной натуральной горечью. Считается, что, попробовав единожды или несколько раз столь неприятную острую приправу, ребёнок после этого перестанет грызть ногтевые пластины.
- Старшее поколение часто советует обрабатывать ноготки зелёнкой, поскольку столь неприятный внешний вид способен оттолкнуть малыша настолько, что он прекратит обкусывать ногти. Если всё же пальчики окажутся во рту, собственные зелёные губы, увиденные после в зеркале, могут отвратить ребёнка от вредной привычки.
Подобные способы неоднозначны, однако, судя по отзывам, всё-таки могут сработать, особенно если подопечному от двух до четырёх лет. На более старших ребятишек такие методы точно не подействуют.