Как должны действовать родители
Родители должны четко знать, какие представления имеют их дети об опасности и незнакомых людях, и скорректировать их.
Дети лучше запоминают информацию из диалога, а не из монолога. Гуляя на улице, родителям не стоит говорить поучительным тоном о потенциальных опасностях. Лучше задавать ребенку вопросы и поправлять ответы, например: «Кто тебе кажется подозрительным из людей, гуляющих в парке?» или «Кому бы ты согласился помочь?». Ненавязчиво объяснить ребенку, что порядочные взрослые не станут пытаться заговорить на улице с чужим ребенком. Любой, кто попытается это сделать, должен насторожить, и не нужно бояться показаться невежливым, а сразу уходить.
Хорошо запоминается то, что родители показывают на собственном примере. Ребенок знает на словах, чего он не должен делать, а в реальной ситуации может растеряться. Можно попросить кого-нибудь из знакомых (вам, но не ребенку) подойти на улице к вам с ребенком и заговорить с вами, а вы ответите: «Я вас не знаю! Я не буду с вами разговаривать!». Говорите уверенно и четко, а после спросите у ребенка, понял ли он, почему мама так ответила. Можно менять ситуации, например, проверить реакцию ребенка на звонок в дверь, когда он один дома, или разыграть ситуацию входа в лифт, если перед ним уже стоит незнакомый человек.
Не стоит применять в разговоре с ребенком слово «преступник». Ребенок считает преступником того, кто носит черную одежду, ходит угрюмый, держит руки в карманах, а улыбчивый человек таковым не является. Нужно говорить: «Незнакомый, чужой, посторонний человек», и под эту категорию ребенок запишет очень широкий круг людей.
Не нужно вселять в ребенка страх и неуверенность. Наоборот, следует подчеркивать, что в многолюдных местах он в безопасности, что ему обязательно придут на помощь, если он закричит подозрительному человеку: «Я тебя не знаю! Отстань!»
Надо внушить ребенку, что о воспитанности в случае опасности не может быть и речи, и он может даже разбить стекло, чтобы привлечь внимание окружающих и получить от них помощь.
Ребенок с 5-6 лет должен знать наизусть как минимум один телефон близких ему людей.
У школьника, уже зарегистрированного в соцсетях, необходимо контролировать страницу и убеждать удалять всю лишнюю информацию о себе и семье.
Не запрещать ребенку общаться со сверстниками по интернету, а стать активным собеседником в их кругу. Тогда в чате легче будет контролировать, о чем и с кем он беседует.
Если мы ждем доверия от ребенка, то и сами должны доверять ему. Чем меньше тайн у детей от родителей, тем легче контролировать их безопасность.
Безопасное общение
Естественно, не каждая встреча с незнакомцем несет опасность для детей. Например, ребенок может потеряться в парке или супермаркете, и прохожие постараются ему помочь. В этом случае взрослые, как правило, обращаются к охраннику, полицейскому или на стойку информации. А ребенку нужно назвать свое полное имя, чтобы найти родителей.
Неопасно общение с незнакомыми людьми, если ребенок гуляет с родителями. Мамы и папы более внимательны и не допустят некорректного обращения незнакомцев к детям. Ребенок может спокойно отвечать на общие вопросы, однако личными данными делиться не нужно.
С незнакомцами дети часто сталкиваются в повседневной жизни — это продавцы в магазинах, врачи в поликлинике, коллеги или знакомые родителей. В этих случаях бояться ребенку, наоборот, следует познакомиться с новыми людьми, пообщаться с ними. Обычно дети стесняются, скромничают и прячутся за родителями. Поэтому мамы и папы должны объяснить правила поведения ребенка с незнакомыми людьми в подобных ситуациях:
- соблюдай вежливость;
- не бойся отвечать на вопросы;
- не перебивай разговор взрослых;
- будь дружелюбным и приветливым.
Взрослея, ребенок будет лучше ориентироваться в общении с незнакомцами, станет внимательнее и научится различать потенциально опасные ситуации. А пока малыш еще слишком доверчив, маме и папе не следует оставлять его без присмотра.
Как, по вашему мнению, можно обеспечить максимальную безопасность детям? И как научить ребенка не доверять подозрительным незнакомцам?
Нельзя принимать подарки от незнакомого человека
Когда рядом нет родителей, не бери подарки ни от мужчины, ни от женщины. Если незнакомый человек пытается что-то тебе подарить – скажи: «Я не беру подарки от незнакомых людей», поворачивайся и уходи от этого человека, туда, где есть другие люди.⠀
Лично у меня довольно много таких историй. Мне повезло и ничего плохого не произошло, но страшно подумать, чем могло бы это кончится.
P.S. Приглашаю вас посмотреть семинар о детской безопасности, личных границах, основах полового воспитания. Там я подробно и пошагово рассказываю о том, как бережно и этично объяснять все эти непростые темы ребёнку, чтобы его не напугать, но научить правильно себя вести и реагировать в разных опасных ситуациях. Вы узнаете, как говорить с детьми на важные темы безопасности на улице и с другими людьми, как отказывать и говорить «Нет», как поднимать с ними вопросы полового воспитания и личных границ, про «правило нижнего белья», про детские «сексуальные» игры друг с другом. А а также про то, почему дети не рассказывают родителям об опасных ситуациях и как это исправить – всё это и многое другое мы подробно с примерами и рекомендациями, разбираем с родителями на онлайн-семинаре:
Екатерина Кес, детский и семейный психолог. Мой Инстаграм
Как должны действовать родители
Родители должны четко знать, какие представления имеют их дети об опасности и незнакомых людях, и скорректировать их.
Дети лучше запоминают информацию из диалога, а не из монолога. Гуляя на улице, родителям не стоит говорить поучительным тоном о потенциальных опасностях. Лучше задавать ребенку вопросы и поправлять ответы, например: «Кто тебе кажется подозрительным из людей, гуляющих в парке?» или «Кому бы ты согласился помочь?». Ненавязчиво объяснить ребенку, что порядочные взрослые не станут пытаться заговорить на улице с чужим ребенком. Любой, кто попытается это сделать, должен насторожить, и не нужно бояться показаться невежливым, а сразу уходить.
Хорошо запоминается то, что родители показывают на собственном примере. Ребенок знает на словах, чего он не должен делать, а в реальной ситуации может растеряться. Можно попросить кого-нибудь из знакомых (вам, но не ребенку) подойти на улице к вам с ребенком и заговорить с вами, а вы ответите: «Я вас не знаю! Я не буду с вами разговаривать!». Говорите уверенно и четко, а после спросите у ребенка, понял ли он, почему мама так ответила. Можно менять ситуации, например, проверить реакцию ребенка на звонок в дверь, когда он один дома, или разыграть ситуацию входа в лифт, если перед ним уже стоит незнакомый человек.
Не стоит применять в разговоре с ребенком слово «преступник». Ребенок считает преступником того, кто носит черную одежду, ходит угрюмый, держит руки в карманах, а улыбчивый человек таковым не является. Нужно говорить: «Незнакомый, чужой, посторонний человек», и под эту категорию ребенок запишет очень широкий круг людей.
Не нужно вселять в ребенка страх и неуверенность. Наоборот, следует подчеркивать, что в многолюдных местах он в безопасности, что ему обязательно придут на помощь, если он закричит подозрительному человеку: «Я тебя не знаю! Отстань!»
Надо внушить ребенку, что о воспитанности в случае опасности не может быть и речи, и он может даже разбить стекло, чтобы привлечь внимание окружающих и получить от них помощь. Ребенок с 5-6 лет должен знать наизусть как минимум один телефон близких ему людей
Ребенок с 5-6 лет должен знать наизусть как минимум один телефон близких ему людей.
У школьника, уже зарегистрированного в соцсетях, необходимо контролировать страницу и убеждать удалять всю лишнюю информацию о себе и семье.
Не запрещать ребенку общаться со сверстниками по интернету, а стать активным собеседником в их кругу. Тогда в чате легче будет контролировать, о чем и с кем он беседует.
Если мы ждем доверия от ребенка, то и сами должны доверять ему. Чем меньше тайн у детей от родителей, тем легче контролировать их безопасность.
Как научить ребенка защищать свои границы
Ребенок познает границы и учится быть автономным от пяти до семи лет. Границы тела, границы себя, свои возможности и страхи. «Что чужое, а что мое». Только осознавая все это, он начинает понимать, что такое опасность: «Идти с незнакомым человеком нельзя, потому что это опасно для МЕНЯ. Для МОЕГО здоровья. Мама не сможет мне сейчас помочь, ее нет рядом, я должен позаботиться о себе сам».
Есть список элементарных навыков самообслуживания и самоконтроля, которым должен овладеть ребенок до первого класса школы:
- приготовить простое блюдо;
- оказывать себе элементарную медицинскую помощь (помазать порез зеленкой, заклеить пластырем);
- самостоятельно помыться;
- следить за своим расписанием и планировать день;
- самостоятельно встать и собраться в школу.
Разговоры про безопасность должны идти от того, что ребенок должен максимально многому научиться именно в этот период (пять-семь лет). Например, умение правильно переходить дорогу — это тоже про безопасность, которая связана с навыком — развитием глазомера. Развитие глазомера происходит, например, в процессе игры в мяч или бадминтон, где нужно уметь оценивать расстояние от себя до движущегося предмета.
Наталья Михайловна Кий
Вебинар
ВЕБИНАР: Навыки персональной безопасности: как защитить детей от преступных посягательств взрослых?
Подробнее
Над чем и как стоит «поработать» с ребенком дошкольного возраста особенно внимательно?
1. Над границами тела. Чтобы ребенок быстрее познавал себя, стоит не просто заставлять его выполнять простые задачи, но и обсуждать действия на каждом этапе. Например, он начинает самостоятельно мыться. Первое время вы все же ему немного помогаете и при этом комментируете: «Вот это спина, вот это руки, вот, смотри, на волосах остался шампунь». Так он учится инспектировать собственное тело.
2. Над самостоятельными перемещениями. Впервые доверить ребенку сходить в ближайший магазин можно начиная лет с шести. Ходить в школу одному и возвращаться домой, если школа находится рядом, ребенок может с первого класса (шесть-семь лет). Если дорога до места требует перехода через участок оживленного движения автомобилей — лет с восьми.
3. Над ответственностью и управлением временем. Знание ребенком распорядка собственной жизни — расписания — способствует принятию ответственности за все, что с ним происходит. Знает ли ваш малыш, во сколько и когда у него тот или иной кружок? Может ли вовремя начать собираться? Отдает ли себе отчет, что это его занятия, а не мамины и бабушкины дела? Повесьте расписание жизни ребенка над его кроватью, научите его следить за временем и планировать день.
4. Над взаимодействием с окружающими. Позвольте ребенку самому решать, какой формат общения с окружающими для него комфортный. Например, если он не любит, когда его часто обнимают и «сюсюкают» с ним, прислушайтесь к этому и не заставляйте его терпеть то, что ему неприятно. Если он медленно адаптируется в новом коллективе, дайте ему столько времени, сколько нужно, а не подгоняйте замечаниями «Ну что ты такой стеснительный, вон все дети уже играют! Иди и играй (дружи) с этим мальчиком (девочкой) прямо сейчас». Вы же сами не бежите навстречу всем незнакомцам с распростертыми объятиями тут же общаться и дружить.
Почему дети попадаются на уловки преступника
Как бы не твердили родители детям, что с незнакомцами разговаривать на улице нельзя и открывать дверь кому попало тоже, дети иногда забывают об этом. Но не только в этом причина детской доверчивости, а еще в их заблуждениях. Исследования показали, что:
- Многие дети в опасной ситуации ищут спасение в подъезде или во дворе и надеются спрятаться там, а некоторые даже уверены, что надо укусить злоумышленника или кинуть в лицо песка, а потом воспользоваться его заминкой и убежать;
- Дети не считают незнакомцами людей, которых видели хотя бы раз в жизни, например, продавца из магазина или соседа по подъезду, а бабушкам и женщинам особенно доверяют;
- Большинство детей согласятся помочь бабушке донести сумку до подъезда, вместе с незнакомцем пойти спасать из воды котенка или щенка, а малыши посчитают пожилыми людей средних лет и вспомнят, что их учили помогать пожилым;
- Почти все дети в возрасте 7-10 лет уверены, что сразу вычислят преступника по внешности;
- Многие дети из-за собственной стеснительности не закричат, если кто-то на улице возьмет их за руку и поведет куда-то;
- Почти все дети теряются и не знают, как действовать, если их пытаются о чем-то расспросить на улице или насильно удерживают за руку;
- Многие дети скрывают свои проблемы от родителей, так как боятся ограничений: «Мне не разрешат гулять, сидеть в интернете, ходить одному в школу».
Знакомство с местностью
Как только ребенок становится более-менее осмысленным, родители начинают объяснять ему правила поведения на улице, как переходить дорогу, кто свой и кто чужой, знакомить с соседними кварталами и основными маршрутами движения семьи.
Ребенок должен хорошо ориентироваться на местности: знать маршруты, уметь не отвлекаться на собачек, друзей и воздушных змеев. Можно нарисовать план-схему, например, дом-магазин. И научить ребенка ориентироваться по плану.
Определить ориентиры основные: школа, садик, магазин, дерево, площадка. По каким дорогам ребенок ходит в магазин (школу) – должен знать наизусть, чтобы не потеряться.
Во дворах и на улице есть места, куда детям заходить не нужно: подвалы, гаражи, закутки между гаражами и т.п. Объяснить это нужно ребенку заранее и проверить, что он понимает, что эти места – табу.
Выучить домашний адрес, свои имя-фамилию, телефон и имена родителей. Ребенок должен внятно и разборчиво говорить. Записку с контактами можно класть ему в карман – всегда.
Сначала для воспитания самостоятельности ребенка ег отпускают одного в знакомых местах рядом с домом: двор (если он огорожен – плюс), дача, ближайший магазин, школа, если она рядом.
Когда ребенок первые разы сам на улице, можно попросить других мам на площадке присмотреть за ним и самим присматривать в окно.
Памятка для родителей: обучение детей наблюдательности на улице
Если ребёнка последовательно с раннего детства обучать правилам безопасного поведения на улице, то, со временем, он будет следовать им рефлекторно.
Три основных правила безопасного поведения с незнакомыми людьми
Детям следует усвоить несколько главных правил поведения с незнакомыми людьми:
- Не участвовать в разговорах с незнакомцами и не впускать их в дом в отсутствие родителей или других взрослых, проживающих с ребёнком в одной квартире.
- Не заходить или находиться в подъезде или кабине лифта с посторонними людьми.
- Не допускать физический контакт с незнакомцем, забираться в его машину или реагировать на любые предложения подарков.
Важно! Не стоит задерживаться на улице с наступлением темноты
Правила безопасности поведения на природе для детей
Находясь на природе, дети должны следовать нескольким простым правилам, чтобы избежать угрозы своему здоровью:
- Не трогать и, тем более, не брать в рот незнакомые растения. Контакт с некоторыми растениями может нанести серьёзный вред здоровью.
- Не трогать и не брать в руки незнакомые грибы или ягоды. Любые, даже известные ребёнку, собранные грибы, ягоды или орехи необходимо прежде показать взрослому и только после его одобрения, можно употребить их в пищу.
- Не пить воду из любых природных источников. Употреблять только бутилированную воду, принесённую с собой.
- В жаркую и душную погоду не находиться долгое время под прямыми лучами солнца, чтобы избежать теплового удара.
В лесу стоит быть на чеку
Отправляясь на природу, родителям также следует запомнить несколько важных правил:
- Детей следует одевать в одежду с длинными рукавами и в штаны или джинсы, полностью закрывающими ноги. Обязательно одеть на ребёнка головной убор. Это необходимо, чтобы минимизировать угрозу укуса клещей, комаров, других насекомых.
- Ребёнка следует опрыскать и намазать открытые места средствами, отпугивающими насекомых.
- Не оставлять после себя очагов открытого огня, мусора, не наносить другого вреда природе.
Знание правил безопасности поведения с незнакомыми людьми может спасти жизнь и здоровье ребёнка, поэтому научить этим правилам является не только обязанностью родителей, но и каждого значимого взрослого в его жизни: бабушек, дедушек, воспитателей, педагогов. Этим правилам учить следует начинать в детских дошкольных учреждениях и продолжать до окончания школы.
Для каждого возраста (дошкольника, младшего школьника или старшеклассника) нужно выбрать наиболее доступную для них форму обучения (игра, конспект, презентация). Для детского сада подойдёт игровая форма подачи материала. Для детей младшего школьного возраста необходимы специальное образование по правилам безопасности. Для старшеклассников периодическое напоминание правил в виде презентаций во время классного часа.
Как часто надо напоминать детям правила безопасности
Занятия следует проводить регулярно, от раза в неделю для малышей, до одного раза за четверть перед каникулами для старшеклассников. Регулярное повторение (но не в напряженной обстановке) позволит детям рефлекторно реагировать в случае опасности.
Обеспечение безопасности, наблюдение и защита — это основная обязанность взрослых по отношению к детям. Детский возраст самый уязвимый период для психики, когда происходит её становление и все психологические травмы, полученные в детстве, могут наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь.
Кто такой незнакомый человек
Подобные темы для разговора уже можно поднимать, когда вашему крохе исполнилось три года, даже в таком нежном возрасте дети способны воспринимать данную информацию.
Подробно расскажите ребенку, кто же такой незнакомец. Зачастую, в представлении детей человек, желающий тебе зла, некрасив, обладает суровой подозрительной внешностью. Этот стереотип малыши берут из сказок и мультфильмов, и действительно, какой сказочный злодей представляется обычным человеком.
Вы должны объяснить ребенку, что незнакомец, это любой человек, которого малыш не знает. Если чужой дядя или тетя говорят, что ребенок просто забыл его, то это все равно незнакомый человек.
Научите ваше чадо, ни при каких условиях не садиться в машины, не идти за чужаками и не помогать им, а еще лучше вообще не разговаривать без вашего присутствия, а сразу скрыться из виду.
Нормальным взрослым людям ничего не нужно от маленьких детей, и они сами не станут приставать с расспросами без присутствия родителей малыша.
Не стоит слишком запугивать ребенка, чтобы он не шарахался в сторону от каждого человека на улице.
РАЗГОВОР РЕБЕНКА С НЕЗНАКОМЦЕМ: 4 ШАГА ПО ПРЕКРАЩЕНИЮ БЕСЕДЫ
Для того чтобы незнакомец не смог «заговорить ребенка» или обмануть его, порядок разговора должен быть отработан и отрепетирован.
Схема может быть такая:
Шаг 1. Оцениваем ситуацию. Ребенок должен сказать себе, что перед ним – незнакомый человек
Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то ведем себя со всеми ними практически одинаково
Шаг 2. Держим дистанцию! Ребенок должен отмерить дома на полу расстояние 2 метра и запомнить его. Родители могут придумать что угодно, но должны добиться того, чтобы ребенок считал возможным вести беседу с незнакомцем только на безопасной дистанции. Если человек приближается – надо уходить или убегать в безопасном направлении.
Шаг 3. Умело пресекаем разговор на 5-й секунде. Среди злоумышленников попадаются прекрасные психологи, которые могут «заболтать» и взрослого, не говоря уж о ребенке. Поэтому беседа может длиться 5-10 секунд, после чего необходимо принимать решение.
Шаг 4. Уходим в безопасное место. Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой.
Рассмотрим пример.
– Здравствуй, девочка!
– Здравствуйте (оценка ситуации: человек – незнакомый; держим дистанцию – отходим от него на 2 метра).
– Помоги мне, пожалуйста, найти мячик моего сыночка. Мячик закатился в подвал, а у меня слабое зрение…
– Извините, меня только что позвал папа (ребенок, не давая мужчине договорить, быстро уходит в сторону взрослых людей, держа в поле зрения незнакомца; оказавшись в полной безопасности, связывается с родителями и рассказывает им о происшествии, дословно пересказывая разговор).
Эти четыре пункта: оценка, дистанция, прерывание разговора, уход в безопасное место – должны быть отработаны в разных вариациях на практике.
Что может говорить незнакомец?
Незнакомый мужчина:
1. Котенок забрался в трубу, у меня рука туда не пролазит, достань его, пожалуйста.
2. Щенок пролез сквозь дырку в заборе вон у тех кустов. Подойди, позови его, дай вот этой колбаски. Он тебя послушается.
3. На моем участке созрела малина, а я ее не люблю. Хочешь покушать всласть?
4. У моего сынишки день рождения, хочу ему сделать сюрприз – купить куртку. Поможешь мне – нужно померить куртку в магазине.
Незнакомая женщина:
5. Помоги мне в парке поискать мою маленькую дочку, она в кустах заблудилась.
6. Мальчик, посмотри, пожалуйста, сколько время на моих часах? Я очки дома забыла.
Симпатичная девушка 18-ти лет:
7. Мальчик, ты такой симпатичный, помоги мне сережку найти, я ее обронила у скамейки.
8. Мальчик, ты же меня не боишься, помоги мне достать с дерева воздушный шарик. Я тебя подсажу, а ты достанешь, хорошо?
И так далее.
Ребенок должен сообразить, что пора покидать место разговора, как только незнакомец (ка) произнесет слова, выделенные и подчеркнутые.
А еще лучше – сразу после начала беседы. Просто ребенок не может обычно сообразить мгновенно, и незнакомец успевает сказать часть речи.
Тренируйтесь со своими детьми, и тогда они уверенно будут вовремя обнаруживать незнакомцев, держать дистанцию, принимать решение о прекращении общения на 5-10-ой секунде и стремительно покидать место происшествия.
Памятка для родителей: обучение детей наблюдательности на улице
Если ребёнка последовательно с раннего детства обучать правилам безопасного поведения на улице, то, со временем, он будет следовать им рефлекторно.
Три основных правила безопасного поведения с незнакомыми людьми
Детям следует усвоить несколько главных правил поведения с незнакомыми людьми:
- Не участвовать в разговорах с незнакомцами и не впускать их в дом в отсутствие родителей или других взрослых, проживающих с ребёнком в одной квартире.
- Не заходить или находиться в подъезде или кабине лифта с посторонними людьми.
- Не допускать физический контакт с незнакомцем, забираться в его машину или реагировать на любые предложения подарков.
Важно! Не стоит задерживаться на улице с наступлением темноты
Правила безопасности поведения на природе для детей
Находясь на природе, дети должны следовать нескольким простым правилам, чтобы избежать угрозы своему здоровью:
- Не трогать и, тем более, не брать в рот незнакомые растения. Контакт с некоторыми растениями может нанести серьёзный вред здоровью.
- Не трогать и не брать в руки незнакомые грибы или ягоды. Любые, даже известные ребёнку, собранные грибы, ягоды или орехи необходимо прежде показать взрослому и только после его одобрения, можно употребить их в пищу.
- Не пить воду из любых природных источников. Употреблять только бутилированную воду, принесённую с собой.
- В жаркую и душную погоду не находиться долгое время под прямыми лучами солнца, чтобы избежать теплового удара.
В лесу стоит быть на чеку
Отправляясь на природу, родителям также следует запомнить несколько важных правил:
- Детей следует одевать в одежду с длинными рукавами и в штаны или джинсы, полностью закрывающими ноги. Обязательно одеть на ребёнка головной убор. Это необходимо, чтобы минимизировать угрозу укуса клещей, комаров, других насекомых.
- Ребёнка следует опрыскать и намазать открытые места средствами, отпугивающими насекомых.
- Не оставлять после себя очагов открытого огня, мусора, не наносить другого вреда природе.
Знание правил безопасности поведения с незнакомыми людьми может спасти жизнь и здоровье ребёнка, поэтому научить этим правилам является не только обязанностью родителей, но и каждого значимого взрослого в его жизни: бабушек, дедушек, воспитателей, педагогов. Этим правилам учить следует начинать в детских дошкольных учреждениях и продолжать до окончания школы.
Для каждого возраста (дошкольника, младшего школьника или старшеклассника) нужно выбрать наиболее доступную для них форму обучения (игра, конспект, презентация). Для детского сада подойдёт игровая форма подачи материала. Для детей младшего школьного возраста необходимы специальное образование по правилам безопасности. Для старшеклассников периодическое напоминание правил в виде презентаций во время классного часа.
Как часто надо напоминать детям правила безопасности
Занятия следует проводить регулярно, от раза в неделю для малышей, до одного раза за четверть перед каникулами для старшеклассников. Регулярное повторение (но не в напряженной обстановке) позволит детям рефлекторно реагировать в случае опасности.
Обеспечение безопасности, наблюдение и защита — это основная обязанность взрослых по отношению к детям. Детский возраст самый уязвимый период для психики, когда происходит её становление и все психологические травмы, полученные в детстве, могут наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь.
Заключение
Общаться с людьми нам приходится довольно часто, где бы мы ни находились: в школе, в институте, на работе, на улице, в магазине и т.д. От того, насколько хорошо и красиво мы умеем разговаривать с людьми, зависит ни много ни мало наше будущее. Ведь, например, найти свою вторую половинку, абсолютно не умея общаться, очень и очень сложно.
Я хочу, чтобы вы научились общаться с людьми свободно, легко и непринужденно. Выучите правила эффективного общения и применяйте их на практике, не забывая отрабатывать свои навыки с помощью упражнений, таких, как пересказ, монолог с зеркалом или 5 незнакомцев. Совсем скоро вы почувствуете, что общаетесь с людьми гораздо лучше, чем раньше.