Обучение детей правилам гигиены различных частей тела
Детская гигиена, как одна из областей медицины, сформировалась в середине 19 века. В то время среди детей были распространены такие заболевания, как чесотка, педикулез, а также школьные болезни (сколиоз, близорукость, неврастения).
Ученые того времени сформировали первые принципы детской гигиены. Многими из них мы пользуемся до сих пор. Главным и основополагающим принципом личной гигиены является соблюдение чистоты тела
Наиболее загрязнены обычно открытые участки, поэтому крайне важно правильно и систематически мыть руки, ноги, ухаживать за ногтями
- Гигиена кожи. Кожа предохраняет наш организм от проникновения патогенной микрофлоры, а также механических, химических и физических повреждений. Рекомендуется не реже раза в неделю принимать ванну. Душ нужно принимать каждый день, особенно если ребенок слишком сильно потеет.
- Гигиена рук. Малышу нужно объяснить и показать на собственном примере, как правильно мыть руки, закатывать рукава, вытираться после умывания.
- Гигиена полости рта. Чтобы сохранить здоровье зубов необходимо с малых лет приучать детей чистить зубы, полоскать рот теплой водой после каждого приема пищи. Малышам эти занятия вначале даются с трудом, но затем они постепенно обучаются. Начиная с 3-4 лет нужно приучать ребенка чистить зубы правильно. Также рекомендуется постепенное приучение детей к твердой пище. Дважды в год нужно посещать детского стоматолога для прохождения профилактического осмотра.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей — это длительный и однообразный процесс. Во время обучения нужно помнить о психологических и возрастных особенностях ребенка и строить занятия индивидуально.
Обучать детей и подростков навыкам самообслуживания следует постепенно
Крайне важно сохранить их стремление к самостоятельности и поощрять желание выполнять все самому. Это является важнейшим фактором для формирования полноценной развитой личности в будущем. Автор статьи
Автор статьи
Врач высшей квалификационной категории
Специальность: гастроэнтеролог
Стаж: 24 года
Какие таблетки можно разделить?
Таблетки можно разделить, если они имеют на поверхности четко обозначенную линию, предназначенную для облегчения деления. Кроме того, такой препарат должен иметь рекомендацию к возможности деления в инструкции.
При этом использовать ножницы и прочие приспособления нельзя, для этих целей существуют специальные разделители-гильотины. Они иногда оснащены дополнительным отделением, которое используется для хранения нарезанных таблеток. Следует помнить, что если для разделения многих препаратов используется один резак, он должен быть тщательно очищен перед каждым использованием, чтобы не смешивать препараты.
2 – 4 года. Почему ребенок ест неохотно
Примерно с 2 до 4 лет многие дети отказываются от незнакомой еды, требуют одни и те же блюда каждый день.
Причины такого поведения могут быть разными.
1) Согласно одной из теорий, это нормальное поведение человека, имеющее эволюционные корни: новая еда могла означать опасность, поэтому у нас присутствует инстинкт отрицания незнакомой пищи. Как правило, он размывается к 4 – 5 годам, но иногда сохраняется и во взрослом возрасте.
2) Отказываясь от еды, ребенок заявляет свои права на собственный выбор и проверяет рамки возможного в общении со взрослым.
3) Ребенок не может сосредоточиться на еде, так как вокруг много отвлекающих факторов: игрушки, телевизор или что-то еще.
4) Малыш усвоил неправильные пищевые привычки, и его интерес к незнакомой еде угас:
4.1. его могли кормить, когда он не был голоден;
4.2. его торопили во время еды;
4.3. его запугивали, если он плохо ел;
4.4. его слишком много уговаривали и развлекали во время еды;
4.5. его оставляли одного во время трапезы;
4.6. его кормили с ложки, когда он хотел держать ее сам;
4.7. его кормили под мультики, песни или ролевые игры.
5) Иногда ребенок отказывается от еды, потому что ему не нравится текстура, цвет или запах продукта. У него могут храниться воспоминания о том, что его кормили тем же самым, когда он был болен.
Правильное питание для раннего развития от 0 до 4 лет
Наталья Круглова
Как научить ребенка жевать пищу
Одной из причин, по которой дети поздно начинают жевать самостоятельно, можно назвать готовые детские смеси. Подобные каши и пюре очень удобны для мамочек, особенно для молодых и неопытных. Поскольку не нужно утруждать себя лишним приготовлением пищи.
Если вы все же предпочитаете готовые смеси самодельным, советуем вам обращать внимание на то, что написано непосредственно на баночках. Потому как фирмы-изготовители, как правило, ориентируют свою продукцию на детей определенного возраста. И на баночках с пюре должно быть указано, для какого возраста данный продукт предназначен
Главной отличительной чертой является именно консистенция готовой смеси. Для деток постарше пюре гораздо более плотное и даже может иметь в своем составе плотные комочки.
И на баночках с пюре должно быть указано, для какого возраста данный продукт предназначен. Главной отличительной чертой является именно консистенция готовой смеси. Для деток постарше пюре гораздо более плотное и даже может иметь в своем составе плотные комочки.
Следует обратить внимание, что в период, когда у ребенка начинают резаться зубки, он тянет в рот все, что попадается ему на глаза. И это, между прочим, происходит не только из-за потребности почесать десны, но и из-за того, что с эти действием непосредственно связано развитие жевательного рефлекса. Если вы не упустите этот момент и будете давать ребенку вместо резиновой погрызушки, скажем, свежую сушку, то проблем с дальнейшим переходом на твердую пищу у вас может и не возникнуть
Свежие сушки или детское печенье, конечно, не из тех продуктов, которые содержат большое количество полезных веществ. Но именно для развития жевательного рефлекса – именно то, что нужно
Если вы не упустите этот момент и будете давать ребенку вместо резиновой погрызушки, скажем, свежую сушку, то проблем с дальнейшим переходом на твердую пищу у вас может и не возникнуть. Свежие сушки или детское печенье, конечно, не из тех продуктов, которые содержат большое количество полезных веществ. Но именно для развития жевательного рефлекса – именно то, что нужно.
Если в раннем возрасте не начать понемногу давать ребенку более густую пищу и до двух лет кормить его продуктами, перемолотыми в пюре, то это может привести к плачевным последствиям. Поскольку любой возраст ребенка сопровождается качественными изменениями в его организме. А в случае, когда к положенному сроку изменений в пищевой системе малыша, он не начинает употреблять твердой пищи, желудочно-кишечный тракт начинает «лениться». Что ведет к нарушению его работы, снижению функциональности, а, следовательно, и нарушению ферментации всего организма в целом.
Советы от доктора Комаровского как научить ребенка жевать
Тем, кто задается вопросом, как научить ребенка жевать, Комаровский дает несколько полезных советов:
- Если вы все-таки обеспокоены тем, что ваш ребенок еще не хочет самостоятельно жевать, то вам придется побыть немножечко актерами. К примеру, можете сделать вид, что у вас сломался блендер или в магазине не было любимого пюре вашего ребенка. И предложить ему самостоятельно размять еду вилочкой в тарелке. Естественно, большая часть продуктов окажется где угодно, только не в тарелке, но первый шаг будет сделан. Главное заинтересовать малыша;
- Придется побаловать вашу кроху чем-нибудь вкусненьким. Подойдет все то же детское печенье, свежие сушки или мягкие сладкие фрукты;
- Попробуйте есть с ребенком в общественно месте. На прогулке в парке или в местах общественного питания. Отсутствие другого вида еды и присутствие других детей может также положительно повлиять на формирование жевательного рефлекса.
Полезные статьи:
Методика перехода на твердую пищу
Оптимальным и наиболее естественным методом перехода на твердую пищу является ее постепенное введение в меню малыша.
- При приготовлении блюд следует поэтапно увеличивать густоту пюре, затем – оставлять в нем маленькие кусочки продуктов, рекомендованных согласно с возрастом.
- Следующий этап – разминание больших кусочков вилкой или использование крупной терки вместо блендера.
- Если вы покупаете готовые смеси для кормления, то просто внимательно читайте информацию на их этикетках: производители также будут их сгущать и вводить кусочки продуктов, исходя из возрастных рекомендаций.
Бывает, что ребенок отказывается пережевывать и глотать твердую еду, как правило, это случается, если упущено время. Тогда малышу нужно помочь всеми возможными для этого средствами, самое простое и доступное из них – нежное массирование языка деревянным шпателем с марлей. Проводя такую процедуру ежедневно, мы приучим ребенка не испытывать рвотные позывы при попадании в ротовую полость твердого предмета (в дальнейшем – пищи), а также будем тренировать мышцы языка и артикуляционный аппарат.
Жуем твердую пищу
Кроме того, можно купить ниблер – специальное ситечко для кормления или сделать его аналог в домашних условиях, заворачивая фрукты в марлю. Так между продуктом и ротовой полостью будет создаваться определенный барьер, от которого со временем будет несложно избавиться.
Важность обследования у специалиста
Я могу порекомендовать вам несколько стратегий, которые могут помочь вашему сыну в домашних условиях. Но в первую очередь необходимо, чтобы его обследовал специалист. Это может быть логопед или эрготерапевт, у которого есть опыт работы с проблемами питания.
Крайне важно, чтобы специалист дал заключение, что ваш сын может есть твердую пищу без опасности для себя. Если учить ребенка есть ту еду, с которой он пока не может справиться, то у него будет высокий риск подавиться. Так что крайне важно не переводить его на твердую пищу, пока специалист не определит, насколько твердую пищу может есть ребенок и может ли вообще
Так что крайне важно не переводить его на твердую пищу, пока специалист не определит, насколько твердую пищу может есть ребенок и может ли вообще. Кроме того, обследование может выявить скрытые причины проблем ребенка с жеванием
К ним могут относиться как поведенческие, так и сенсорные трудности
Кроме того, обследование может выявить скрытые причины проблем ребенка с жеванием. К ним могут относиться как поведенческие, так и сенсорные трудности.
Очень важно, чтобы специалист понаблюдал, как именно ест ваш ребенок. Это наилучший способ определить, в чем суть проблем. Кроме того, специалист может не только работать с вашим ребенком непосредственно, но и подготовить для вас рекомендации по работе над этой проблемой дома
Кроме того, специалист может не только работать с вашим ребенком непосредственно, но и подготовить для вас рекомендации по работе над этой проблемой дома.
Как только вы установили, что для вашего ребенка безопасно есть твердую пищу, вот несколько общих стратегий, которые вы можете попробовать (если возможно, под руководством специалиста, компетентного в вопросах питания):
— Делайте пюре все гуще. Экспериментируйте, добавляя крахмал или измельченные хлопья в пюре, которые вы делаете. Старайтесь сделать его именно гуще, а не добавлять твердые кусочки пищи. Это позволит постепенно увеличить работу мышц, связанную с едой.
— Пробуйте разные виды мягкой еды. Поощряйте сына пробовать разные продукты, из которых можно сделать пюре. Например, это может быть картофельное или яблочное пюре. Если он будет хорошо воспринимать такое разнообразие, то попробуйте твердые, но очень мягкие продукты. Например, это могут быть бананы, творог, яичница-болтунья.
— Моделируйте, как откусывать маленькие кусочки. Вместо того, чтобы класть кусочки еды в рот ребенка, покажите ему, как откусить маленький кусочек от целого.
— Моделируйте, как жевать. Да, это значит, что вы будете жевать с открытым ртом! Пусть ваш ребенок увидит, куда попадает еда, когда вы жуете. Надо показать ребенку, что вы жуете коренными зубами. Я предлагаю преувеличенные движения при жевании. Попросите ребенка имитировать вас.
— Практика и еще раз практика
Очень важно, чтобы ваш ребенок постепенно приобретал навыки жевания еды. Поначалу для практики кусания и жевания вы можете подобрать продукты, сильно напоминающие его любимые сырные шарики. Например, это могут быть мягкие крекеры в форме животных или воздушные шарики из овощей
Например, это могут быть мягкие крекеры в форме животных или воздушные шарики из овощей.
— Попробуйте жевательные продукты. Я предлагаю попробовать прийти к продуктам, которые требуют продолжительного жевания. Например, это могут быть ломтики сушеного манго или вяленое мясо. Дополнительный плюс — пока их не разжуешь, откусить от них невозможно.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Почему пациенты делят таблетки?
На фармацевтическом рынке существует множество видов таблеток и капсул. Такое разнообразие доступных лекарственных форм не только определяет конкретное действие и высвобождение лекарственного вещества, но также указывает, может ли данная форма быть разделенной или раздробленной. Неправильное обращение с некоторыми формами таблеток снижает эффективность терапии и повышает риск возможных побочных эффектов, что, в свою очередь, угрожает безопасности пациента.
Одна из причин разделения или дробления таблеток – клиническое состояние пациента, препятствующее правильному введению предписанных лекарств. Например, пациентам с дисфагией, то есть расстройством глотания, не удается проглотить таблетку.
Также бывает необходимость регулировать дозу лекарственного средства, например, для ребенка. Родители часто вместо использования лекарственных форм, адаптированных для применения у детей, делят на дозы препараты, предназначенные для взрослых.
Ещё одна причина – экономический фактор, когда пациенты, чтобы сэкономить деньги, делят таблетки в большей дозе на 2-4 части, чтобы скорректировать дозу, предписанную врачом. Ведь известно, что большая упаковка лекарств обходится дешевле нескольких маленьких, дающих в общей сумме такое же количество действующего вещества.
Тем не менее действовать так неразумно, так как вы никогда не можете быть уверены, что получили правильную дозу путем деления таблетки. Некоторые таблетки рассыпаются при делении, в то время как другие получаются слишком маленькими или асимметричными по форме. Вторая проблема – хранение оставшегося препарата. Он может окислиться или отсыреть вне блистера, из-за чего потеряет активность.
Таблетки, которые можно и нельзя делить
Откусывание, кусание и жевание пищи
В процессе фракционирования пищи можно выделить разные функции. Откусывание пищи предназначено для отделения куска еды. Кусание является первичной латеральной функцией (боковое кусание – при помощи коренных зубов), которая приводит к переходу твердого куска пищи в пережеванный комок, который можно проглатывать. Мы откусываем только ту пищу, которую мы не можем измельчить языком о твердое небо – вот с чем маленькие дети сталкиваются в начале. Жевание является наиболее трудной, за исключением функции речи, функцией в системе работы ротового аппарата. Оно требует максимальной координации мышц и самого большого времени обработки пищи. Жевание предназначается только для тех продуктов, откусывания которых не достаточно (например, мясо, мясная нарезка)
Мы должны помнить, что индивидуальное полное развитие сенсомоторной системы ребенка в отношении данных функций жизненно важно. Развитие зависит от индивидуальных факторов, истории вскармливания и питания ребенка. Стоит активно участвовать в обучении вашего ребенка этим навыкам, предлагая описанные ниже действия, поощряя, но не заставляя его делать их, поскольку мы не хотим вызвать у ребенка страх или боязнь, в особенности, удушья или эмоциональную травму
Будьте терпеливы и не спешите с этим процессом
Стоит активно участвовать в обучении вашего ребенка этим навыкам, предлагая описанные ниже действия, поощряя, но не заставляя его делать их, поскольку мы не хотим вызвать у ребенка страх или боязнь, в особенности, удушья или эмоциональную травму. Будьте терпеливы и не спешите с этим процессом.
Маленькие хитрости для маленьких упрямцев
Когда ребенок категорически отказывается есть пищу, консистенция которой отличается от привычного для него пюре, родители могут применить маленькие хитрости. Это поможет подтолкнуть малыша к освоению процесса жевания.
Когда мама использует блендер для измельчения пищи и ребенок об этом прекрасно знает, можно в какой-то момент заявить, что прибор сломался, поэтому супчик сегодня будет с небольшими кусочками. Если за этим не последует слишком громкий протест и малыш согласен, можно дать ему безопасную пластиковую вилочку и предложить самостоятельно размять себе еду в тарелке. Крохе легче будет положить кусочек в рот, чем пытаться раздавить его с помощью вилки.
Дети любят подражать, и этим можно воспользоваться, чтобы научить ребенка жевать. Можно пригласить к себе семью с детьми, а можно повести малыша в детское кафе. Наблюдая за тем, как активно едят другие дети, крохе наверняка тоже захочется попробовать «взрослую» пищу с ложки.
За семейным обедом или ужином можно показать ребенку, что кушать ложкой или вилкой твердые кусочки – очень увлекательно. Вся семья садится за стол, но малыша к столу не зовут. Взрослые начинают с аппетитом есть, восхищаясь вслух очень вкусной едой. Это наверняка вызовет у ребенка интерес к процессу приема пищи. Если он подойдет к столу, не нужно сразу сажать его рядом и предлагать еду
Наоборот, можно сказать, чтобы он шел поиграть, так как у взрослых очень важное и интересное дело. Родители должны вести себя таким образом, чтобы малыш понял: он упускает что-то, что, оказывается, очень интересно.
Можно предложить ребенку детское печенье, которое ему наверняка понравится
Даже если сначала он по привычке будет его сосать, потом кроха наверняка попробует погрызть.
Переход от пюреобразной пищи к твердой, которую необходимо пережевывать, – естественный физиологический процесс. Пищеварительная система малыша постепенно адаптируется к такой еде и учится ее переваривать. При нормальном развитии двухлетний ребенок умеет хорошо жевать и нормально глотать твердую пищу. С отдельными новыми блюдами у малыша могут возникнуть незначительные затруднения, но в целом с процессом жевания он должен отлично справляться.
Дата: 30.01.2018.
Когда нужно начинать учиться?
Оказывается, формировать навык жевания нужно начинать очень рано, еще до того, как ребенок обзаведется зубами. В возрасте 6-7 месяцев малыши все активно тянут в рот, чтобы почесать десна. Грызя специальное приспособление (прорезыватель зубов), ребенок постепенно тренирует жевательные мышцы, готовясь к переходу на твердую пищу.
В давние времена для тренировки жевательных мышц бабушки заворачивали кусочек пищи (например, яблока) в марлю и давали этот мешочек малышу, чтобы он его мусолил и постепенно разжевывал еду. Современным мамам доступно более удобное приспособление, называемое – ниблер. Внешне не похож на соску, но имеет сзади крышечку, в которую закладывается детское печенье или другой продукт. Мусоля ниблер, ребенок измельчает продукт и смачивает его слюной, что способствует появлению ощущения вкуса. Мамам нужно будет только следить, чтобы сеточка жевательной части ниблера оставалась целой (острые зубки малыша могут повредить ее) и, естественно, мыть приспособление после каждого использования. Дать ребенку ниблер можно уже в 7-9 месяцев.
В крайнем случае, если приобрести ниблер не удалось, можно дать малышу сушку. Чтобы он не потерял ее, сушку можно подвесить на веревочке наподобие кулона. Конечно, особой питательной ценности сушки не представляют, но они являются отличным тренажером для жевательных мышц.
Давать ниблер или сушки ребенку во время появления первых зубов, если этот момент упустить, то потом будет намного труднее приучить ребенка к жеванию. Кроме сушек и печенья, ребенку 9-10 месяцев можно предлагать кусочки фруктов и овощей. Даже если ребенок поначалу отказывается кусать предложенную еду, нужно периодически предлагать ему снова и снова, пока он не согласится.
Многие мамы считают, что до того, как ребенку исполнится 1 год, ему вредно давать твердую пищу. На самом деле это не так. Конечно, мусоля яблоко или печенье, ребенок много не съест, но зато его мышцы получат должную нагрузку, а это со временем облегчит не только процесс обучения жеванию, но и освоение речи.
Единственное, за чем нужно следить, это за тем, чтобы ребенок, мусоля продукт, не дышал ртом, то есть, его носик должен быть свободен. Если у малыша насморк, нужно будет временно прекратить давать ему твердую пищу до выздоровления.
Почему ребенок не хочет жевать твердую пищу?
Бывает так, что ребенок, которому больше года, никак не хочет жевать, буквально давится кусочками, они вызывают рвотный рефлекс. Как правило, это отсутствие постепенного приучения. Если малыш давится, скорее всего, он просто незнаком с твердой пищей и его постоянно кормили только пюре. На самом деле, такое случается очень часто – мама не хочет воевать с капризным ребенком, просто хочет, чтобы малыш, наконец, поел. Так происходит из раза в раз, ребенок растет, но к взрослой пище так и не приучается. В этом случае можно пойти на хитрость, ведь детки после года уже довольно многое понимают. Расскажите, что блендер сломался, а баночки с пюре кончились. Предложите малышу самому измельчить кусочки вареных овощей – дайте пластмассовую вилку. Конечно же, измельчить качественно ребенок не сможет. Но иногда голод в совокупности с интересом и любопытством приносит прекрасные плоды – ребенок с удовольствием насаживает на вилку мелкие кусочки и отправляет их в рот. И не беда, что половина содержимого тарелки окажется на полу – это совершенно другая проблема, с которой вы справитесь позже.
Некоторые дети буквально испытывают рвоту при кормлении кусочками. Причиной этого может быть просто неправильно подобранная ложка. Кормить малыша нужно небольшими порциями – не более 3 мл. Если мама располагает ложку слишком глубоко, может быть раздражена задняя часть языка, что естественно вызывает приступ рвоты. Нужно давать малышу пищу небольшими объемами, только на край языка. Брать еду с ложки, пережевывать ее и сглатывать – уже работа для ребенка. И еще, ни в коем случае не давайте малышу лекарство с ложки, которой вы обедаете. Маленькие дети прекрасно запоминают детали, горечь лекарства может ассоциироваться с приемом пищи, это неправильно. Если же рвота все равно сохраняется, нужно обязательно посетить детского гастроэнтеролога – это может быть признаком некоторых заболеваний. Если ребенок долго и упорно отказывается от еды, это может быть связано с нарушением чувствительности полости рта, гипотонусом лицевых мышц, аденоидитом (когда малыш дышит только ртом), врожденными дефектами полости рта.
Научить ребенка жевать твердую пищу несложно, но на это потребуется немало времени и терпения. Старайтесь обедать рядом с малышом — положили перед ним пищу и сели кушать рядом. Во-первых, это научит ребенка есть самостоятельно ложкой, во-вторых, малыш увидит, как вы прожевываете пищу. В-третьих, это добавит ему самостоятельности, он сам будет выбирать размер кусочков, которые он сможет прожевать и съесть. Как говорится, терпение и труд – все перетрут!
Способствуйте развитию мышц челюсти
Многие из мышц, которые ребенок использует во время речи, также участвуют в жевании. Примерно к восьми месяцам дети начинают лепетать. Поощряйте эти первые попытки заговорить — отвечайте на «реплики» ребенка и корчите смешные рожицы, чтобы ребенок повторял за вами (тем самым тренируя мышцы челюстей).
Обратите внимание на снижение рвотного рефлекса ребенка
Каждый ребенок рождается с рвотным рефлексом, который помогает ему с помощью языка выталкивать посторонние предметы изо рта, уберегает его от удушья. Примерно к шести месяцам этот рефлекс ослабевает, и это значит, что ребенок готов к тому, чтобы учиться жевать. Этот рефлекс не уходит сразу, и вначале, когда ребенок будет учиться жевать, рефлекс будет проявляться (ребенок давится, выплевывает пищу). Самое худшее, что вы можете сделать на данном этапе, это переволноваться и вернуться к жидким пюре. Вам нужно успокоиться и под пристальным присмотром продолжать давать ребенку пищу с кусочками, такую пищу, которую он сам может взять руками и попытаться прожевать. Чем больше практики у него будет, тем лучше он научится контролировать рвотный рефлекс.
Какая еда способствует жеванию малыша
Примерно через три недели после того, как ваш ребенок начал есть пюре, ему необходимо постепенно знакомиться с продуктами, которые нужно жевать, чтобы развить данный навык. Сначала нужно предложить ему более густое пюре. Позже можно добавить хорошо проваренный рис или кусочки банана или яблока, вместо того, чтобы перемалывать их блендером. Также предложите ему еду, которую можно взять руками и жевать. Скорее всего, вначале ребенок вряд ли откусит кусочек хлеба или огурца, но вы продолжайте предлагать ему твердые, но легко жующиеся кусочки еды, которые он может сам взять руками. Со временем мышцы челюстей станут сильнее, у ребенка начнут прорезываться зубки, что облегчит жевание. Помните, что не стоит давать слишком твердую пищу. Она должна быть такой консистенции, чтобы ребенок мог размять ее языком. Если вы добавляете кусочки пищи в пюре, то добавляйте какой-нибудь один вид еды в одно блюдо, чтобы ребенок почувствовал одну текстуру, а не сразу несколько. Так ему будет проще понять, как жевать.
Разновидности еды
Есть восемь факторов, которые помогут вам определить, насколько легко или сложно вашему ребенку прожевать ту или иную еду:
- сила давления, которую ребенок прилагает, чтобы прокусить еду
- сенсорное восприятие (например температура и сезонность пищи)
- размер (более тонкие кусочки легче жевать, чем толстые)
- форма (еду, нарезанную узкими полосками будет удобнее жевать, чем если это будут толстые полоски)
- мягкая текстура, которая легко разминается во рту
- консистенция (еду с однородной консистенцией, например, банан, проще прожевать, чем с неоднородной, например, неочищенный огурец)
- часть рта, которой ребенок кусает и жует (боковая, средняя, передняя)
- количество жевательных движений, необходимых, чтобы размягчить определенную пищу для глотания.
Когда вы будете выбирать еду для малыша, который начинает учиться жевать, начните с самой простой для него, такой как полоски вареной моркови — они узкие и тонкие, не требуют больших усилий для того, чтобы их откусить и жевать, и быстро размягчаются во рту. Когда он научится справляться с такими видами еды, можете перейти к более сложным, таким как свежие фрукты и овощи, мясо и печенье.
Что указывает на то, что есть проблема: ребенок не жует
У некоторых детей слишком чувствительный рвотный рефлекс (обычно это дети, страдающие рефлюксом). Такие дети дольше учатся жевать и глотать пишу. Многие мамы замечают, что детям проще есть, если они сами берут еду руками, а не когда их кормят с ложки. Так они контролируют ситуацию. Большинство детей перерастают свой слишком чувствительный рвотный рефлекс к двенадцати месяцам; поэтому, если в год ребенок не жует или не может жевать кусочки и еду, которую может сам взять руками, обратитесь к врачу.
Заключение
Чтобы избежать проблем и вовремя научить ребёнка пережевывать твёрдые кусочки, стоит отбросить излишнюю заботу и жалость, а, главное, не упустить нужный момент. Когда всё-таки не удалось развить жевательные навыки в младенчестве, необходимо бороться с проблемой уже в подрастающем возрасте, чтобы отсутствие навыков не привело к неисправимым последствиям.
Для этого понадобится большой запас терпения и выполнение вышеперечисленных рекомендаций специалистов. Не стоит насильно толкать кусочки пищи в рот ребёнка, не оставляйте его одного, но и пристально следить за ним тоже не рекомендуется. Нервничать и кричать во время обучения малыша жеванию ни в коем случае нельзя, так ситуация только усугубится. Стресс, который он переживёт, не позволит ему сосредоточиться на решении проблемы.