Полезные советы
Собирая детей на прогулку осенью, родителям будет полезно следовать некоторым советам:
Приготовьте одежду для себя и малыша заранее, учитывая все прогулочные мелочи (шапочки, шарфик, перчатки, запасные штанишки). Часто мамы, уже собравшись выходить из дома, вспоминают, что забыли варежки, кепочку. Поиск вещей занимает много времени, а одетый малыш потеет.
Сначала оденьтесь сами, потом собирайте ребенка.
Решили зайти в супермаркет по дороге домой с площадки, снимайте с малыша шапку, шарф и расстегивайте куртку в помещении. Это предохранит карапуза от перегрева, потения и продувания мокрого тела.
Не бойтесь легких синтетических курток на мембране, со специальными утеплителями. В таких вещах тепло и свободно. Толщина, многослойность верхней одежды не являются признаком ее удобства, практичности для прогулок в холодное время года.
Ориентируйтесь на показатели уличного термометра, силу, направление ветра при выборе комплекта одежды для прогулок.
Морозоустойчивость взрослых и детей сильно отличаются. Годовалые малыши чувствуют себя теплее, чем мамы и папы. Поэтому сравнивать свои ощущения с детскими не стоит.
Чтобы определить, холодно ли младенцу, потрогайте переносицу, шею и кисти рук.
Если шея мокрая, то ребенку жарко, вы надели на него слишком теплую куртку, зря накрыли одеяльцем в коляске. Если холодная, то нужно вернуться домой и переодеться.
Красные щечки и нос не являются верными показателями самочувствия малыша. Румянец может выступить из-за активного беганья, лазанья, что говорит о хорошем здоровье.
Для ранней осени характерна быстрая смена погоды, поэтому куртка, шапка и шарфик должны быть на прогулке под рукой.
Одежда на осень для детей должна соответствовать возрасту ребенка, его активности. Если малышу полгода, он еще не ходит, то оденьте его на прогулку теплее, чем трехлетнего ребенка. Активно бегающему дошкольнику выбирайте легкие вещи, чтобы он не вспотел во время игр во дворе.
Прежде чем переодеваться для похода на улицу, посмотрите в окно. Пример прохожих поможет в выборе костюмчика
Особое внимание обращайте на одежду детей во дворе.
Проведите воспитательную беседу с паникующими от легкого ветерка бабушками. Настаивайте на своих правилах одевания грудничка на улицу. Сопровождайте каждый поход на прогулку четкими инструкциями: когда надевать дополнительную кофту, можно ли снять шапку, расстегнуть куртку или накрыть замерзшего малыша одеялом
Если вы не сделаете этого, то двухмесячный–трехмесячный или шестимесячный младенец будет укутан до глаз даже в жару.
Сопровождайте каждый поход на прогулку четкими инструкциями: когда надевать дополнительную кофту, можно ли снять шапку, расстегнуть куртку или накрыть замерзшего малыша одеялом. Если вы не сделаете этого, то двухмесячный–трехмесячный или шестимесячный младенец будет укутан до глаз даже в жару.
Присоединитесь к его деятельности
Ребенок поглощен своей деятельностью, а вам надо ему что‑то сказать. Опуститесь на его уровень и подвиньтесь, проявите интерес к тому, чем он увлечен. Прочувствуйте ситуацию, прокомментируйте, включитесь в его деятельность. Такие регулярные «включения» – прекрасный способ развивать ваши отношения.
Саша Савельева выложила первое фото сына и рассказала, сколько заплатила за роды
Пример:
Вы зовете ребенка ужинать. Он вас игнорирует, повторяя «Сейчас». Посмотрите, чем заняты сын или дочь, помогите им закончить начатое. Будь то укладывание кукол или парковка машинного парка.
Испробовав методы на практике, вы научитесь применять их в комплексе. В их применении будьте последовательны и не забывайте подкреплять слова делом. Помните о соответствии, чтобы ваши посылы детям были однозначны.
Примеры:
«Суп едят вот так…» и несете ложку с супом себе в рот. «Говори со мной нормальным тоном» произносите действительно «нормальным» тоном, а не повышенным.
Обязательно хвалите своих детей. Но делайте это эффективно. Не просто «Молодец!». Подмечайте, какие действия ребенка приводят к хорошим результатам и какие его качества при этом были задействованы. Ребенок убрал свои игрушки? Скажите: Какая чистая комната (результат). Ты все свои игрушки сложил (действие). Молодчинка! (качество). Только в такой последовательности малыш поймет, за что вы его похвалили.
Автор Сью Бивер
Как научить ребенка одеваться самостоятельно – начинаем с раздевания
Даже совсем маленькие дети понимают назначение предметов, в нашем случае – одежды. А уже к двум годам начинают принимать активное участие в процедуре одевания и раздевания. Вот они тянут ручки в рукава, а вот они с завидным упрямством пытаются затолкать ножки в ботинки. Главное для родителей – не пропустить это благодатное время и использовать желание ребёнка быть самостоятельным в своих «корыстных» целях.
Как научить ребенка быстро одеваться? Специалисты предлагают начинать… с раздевания. Этот процесс более простой, на нём малыш сможет отточить свои навыки, приноровиться к нужным движениям. А уже потом перейти к главной процедуре. Алгоритм одевания и раздевания можно изучить на следующих предметах гардероба.
Колготки и штаны
Сначала нужно научить ребёнка снимать колготки (штаны). Для этого подойдёт следующий алгоритм действий.
- Ребёнок подходит к стулу и поворачивается спиной к сиденью.
- Берётся обеими ручками за резинку колготок (пояс штанишек) и спускает их ниже колен.
- Садится на стул.
- Выпускает из ручек резинку и берётся одной ручкой за пятку чулка, а второй – за носок. Стягивает чулок.
- Делает всё то же самое с другим чулком.
- Поочерёдно стягивает оба чулка (штанины) вниз.
- Берёт колготки за поясок, расправляет их и встаёт со стула.
- Поворачивается к сиденью, кладёт на него колготы резинкой к спинке стульчика и двумя «полосками» (швами) вверх.
Итак, всё сделано верно. Тогда можно перейти к вопросу, как научить ребенка надевать колготки. Для этого нужно выполнить следующие шаги.
- Малыш подходит к стулу, берёт колготы обеими руками за резинку.
- Прижимает колготы к себе, не переворачивая и не вращая их.
- Садится на стул, всовывает ножки поочерёдно в чулки и тянет колготы вверх. Всё!
Платье, рубашка или футболка
И опять начинаем с раздевания. Как научить ребенка снимать футболку, рубашку или платьице? Нужно действовать следующим образом.
- Малыш расстёгивает (при помощи мамы) пуговицы на воротнике платья и 2-3 верхние пуговки на рубашке. Если снимается футболка, ничего обычно расстёгивать не нужно.
- Немного наклоняется, тянет одежду за расстёгнутый воротник обеими руками вперёд и чуточку вниз, чтобы освободить голову.
- Тянут рукав вниз за манжету с одной ручки.
- Делает всё то же самое с другим рукавом.
- Встаёт за спинкой стульчика и вешает на него рубашку подолом вверх, а пуговицами вниз (то есть передняя сторона должна быть внизу).
Последовательность одевания будет выглядеть следующим образом.
- Малыш подходит к спинке стульчика.
- Наклоняется в одежде, приподнимает её, не переворачивая и не вращая.
- Просовывает в горловину голову, выпрямляется и поочерёдно проталкивает руки в рукава. Всё!
Обувь
Сначала традиционно учим ребёнка снимать обувь правильно. Порядок действий в этом случае такой.
- Малыш встаёт рядом со стулом (пуфом в прихожей).
- Ставит обутые ножки вместе.
- Наклоняется и расшнуровывает шнурки (родитель помогает поначалу) или отстёгивает липучку.
- Вынимает по очереди ноги и встаёт таким образом, чтобы обувь находилась между ступнями.
- Задвигает ботинки под стул или полку, при этом обязательно парой.
Чтобы надеть ботинки или кроссовки, нужно всего лишь сделать следующее.
- Ребёнок выдвигает из-под стула пару ботинок, не разъединяя их (это обязательно!).
- Встаёт таким образом, что между стопами ног поместилась обувь.
- Поочерёдно вставляет ступни ног в ботинки и застёгивает их (поначалу понадобится помощь родителей).
Не стоит пугаться слишком подробного алгоритма. Со временем порядок действий станет менее дробным, а ребёнок начнёт действовать автоматически. Но поначалу необходимо обучить его этой пошаговой инструкции, чтобы он понимал – что и как делать по порядку.
Как одеть годовалого ребенка по погоде
Ребенок, едва научившийся ходить, не сразу сможет активно двигаться на улице. Особенно зимой, когда на нем надета объемная одежда, сковывающая движения. Но если ваш малыш уже играет на детской площадке, а не просто сидит в коляске, то ему потребуется несколько иная одежда.
Первый принцип все тот же: не больше трех слоев одежды. Между слоями должно оставаться небольшое свободное пространство, воздушная прослойка, которая помогает удерживать тепло.
Вот примерный набор одежды на морозную погоду (-15 градусов и ниже):
- Первый слой – термобелье
- Второй слой – флисовый слип
- Третий слой – зимний комбинезон
В качестве головного убора удобно использовать теплый шлем, закрывающий и голову, и шею. Шарф в этом случае не нужен.
В качестве зимней обуви отлично зарекомендовали себя валенки на резиновой подошве, которые надеваются на шерстяной носок.
Если мороз не сильный, можно надеть хлопковый слип вместо термобелья. От второго слоя (флисового слипа) можно отказаться, если ребенок в нем перегревается. Все зависит от того, насколько теплый у вас комбинезон.
Шерстяные носочки можно заменить махровыми или даже просто хлопковыми, если ножки у малыша не мерзнут.
При температуре около нуля (от +5 до -5 градусов) достаточно будет двух слоев: термобелья и зимнего комбинезона. Для такой погоды подойдет демисезонная утепленная обувь (лучше непромокаемая на случай слякоти), надетая на обычный хлопковый носок. На голову ребенку можно надеть флисовую шапку, а на руки – вязаные варежки или перчатки.
При температуре около +10 градусов с ребенком можно гулять в демисезонном комбинезоне (лучше всего непромокаемом, чтобы малыш не испачкался и не промок при активных играх), надетом поверх термобелья. На голову надеваем тонкую хлопковую шапочку, а на ноги – хлопковые носки и слегка утепленные ботиночки.
При температуре около +20 градусов ребенок может гулять в джинсах с лонгсливом или боди. При необходимости используется тонкая куртка-ветровка. На ноги надеваем легкие удобные ботиночки. Шапка не нужна.
При температуре выше +25 наступает жара, и одевать малыша на прогулку нужно как можно легче. Короткий комбинезон или шорты с футболкой вполне подойдут. На ноги надеваем открытые сандалии с высокой пяткой, удобно фиксирующие ногу.
Портал Материнство еще раз напоминает, что здесь приведены лишь примерные схемы, которые нужно адаптировать к конкретной ситуации. Прежде всего, полагайтесь на свою интуицию и оценивайте состояние малыша.
Холодно и сухо
Температура воздуха приближается к нулю. Гулять в такие дни – особое удовольствие: не льет дождь, если одеться тепло, то провести на улице с полугодовалым грудничком можно более часа.
Основной принцип сбора ребенка на прогулку, когда холодно, но сухо, – это многослойность. Вещи должны быть тонкими, но непродуваемыми, плотно прилегать к телу, не мешать движению.
- нательное белье, включая хлопковые колготки без начеса;
- рейтузы;
- утепленные джинсы;
- водолазка;
- вязаный свитер;
- теплая осенняя куртка.
В холодные сухие дни лучше отказаться от зимних комбинезонов для детей старше 1 года–2 лет. При активном движении в такой одежде ребенок вспотеет и простудится гораздо быстрее. Идеальным вариантом будет под легкую куртку надеть несколько кофточек и футболок.
Возможные причины
Ребенок может противиться одеванию, когда плохо себя чувствует, болен
Нередко родители сталкиваются с истерикой у малыша в процессе надевания одежды, часто наблюдается ситуация, когда ребенок в 2 года не хочет надевать одежду. Влиять на подобное поведение могут две категории причин:
- отсутствие желания одеваться, которое продиктовано ошибками родителей;
- причины, несвязанные с поступками взрослых.
Давайте рассмотрим, почему малыш способен устроить истерику при одевании в случае, когда родители сами ее провоцируют.
- Критика. Ситуация, когда мама поначалу хвалила малыша за то, что он пытается сам что-то надевать, а теперь, когда ребенок наловчился, мама перестала его поощрять своими словами. Малышу это не нравится, он отказывается выполнять данное действие самостоятельно, при этом может нарваться даже на материнскую ругань, ведь отказывается делать то, что уже умеет. Неудивительно, если карапуз при этом начнет еще и плакать.
- Неадекватные запросы. Ситуация, когда родитель требует от ребенка того, что еще не соответствует его возрасту. Например, взрослый может требовать, чтобы малыш быстро оделся или обулся.
- Уговоры и давление. Ситуация, когда женщина пытается заставить малыша одеться, шантажирует его тем, что, не выполнив требования, в следующий раз он останется дома. Или же наоборот начинает его упрашивать, чуть ли ни на колени становится, говоря «уже сильно опаздываем, нам нужно поторопиться». Проблема в том, чтобы эти методы вводят малыша в состояние стресса. Мама должна поставить себя на место карапуза. А если муж будет торопить ее во время сборов, как она будет себя чувствовать. Необходимо понимать, что подавленный карапуз может начать собираться гораздо медленнее, чем при обычной обстановке, из-за чего мама психанет, сама начнет его одевать.
- Подкрепление саботажа ребенка. Ситуация, когда мама просит карапуза одеться, а тот начинает баловаться, например, просит почитать, залазит на комод или просто убегает. Если женщина радостно реагирует на его игру, поддается, то у малыша формируется причинно-следственная связь между его поведением и ответной реакцией мамы, а значит, одеваться не нужно.
- Непоследовательное поведение. Ситуация, когда сегодня мама просит ребенка, чтобы он оделся сам и малыш выполняет эти действия, завтра — она сама начинает его одевать, послезавтра — говорит карапузу, чтоб он начал самостоятельно справляться, вот только ребенок отказывается и начинает истерить. А все потому, что малышу сложно понять, какие его действия являются верными, ведь мама постоянно меняет правила. Карапузу сложно ориентироваться, вследствие чего он ожидает, когда мама сама его оденет.
Давайте рассмотрим причины, не связанные с поведением родителей.
Ранний возраст. Ребенок недостаточно самостоятелен, чтоб выполнять подобный навык. По мере взросления малыш учится помогать маме в процессе одевания, начинает протягивать ножки, ручки в штанину или рукав. Не исключено, что Ваш карапуз еще не достиг необходимого возраста для того, чтоб начать самостоятельно одеваться. К тому же, стоит быть готовым к тому, что малыш перестанет делать то, что еще день назад совершал с удовольствием.
Недостаточная мотивация. Малыш может отвлекаться на вещи, которые в данный момент интересуют его больше
В такой ситуации желательно, чтоб мама координировала ребенка в процессе одевания, концентрируя его внимание на одежде, замещая внутренний контроль внешним.
Высокая чувствительность. Возможно, малыш остро реагирует на некомфортную одежду, он ощущает швы ткани, она может казаться колючей.
Кожные недуги
У ребеночка имеются аллергические высыпания, кожные раздражения, атопический дерматит — все это может вызывать сильный дискомфорт во время одевания.
Недостаточность самоконтроля. Необходимо понимать, что у деток, которые еще не ходят в школу, навык самоконтроля находится в процессе формирования.
Когда карапуз голодный, не выспавшийся, приболевший или уставший.
4 правила примерного родителя
Чтобы спокойно увести сына или дочь с прогулки придется проявить изобретательность. Однако существует четыре базовых и простых правила из детской психологии, которые помогут договориться с ребенком:
- Дайте доиграть.
Вспомните себя на рабочем месте. Вы не пойдете пить кофе с коллегой или не уйдете домой, пока не закончите то, что нужно сделать. Вот и ребенок не хочет уходить, потому что ему нужно достроить башенку или доиграть в прятки, это — его потребность.
Необходимо тактично предупредить малыша, что пора уходить, вовремя взять его за руку и увести домой. Обязательно сделайте комплимент о том, какая красивая башня получилась, как ловко ребенок убегал, прятался.
- Договоритесь на последние пять минут или последние пять раз.
Не все дети раннего возраста хорошо ориентируются во времени. Потому нужно выбрать тот вариант, который понятнее вашему малышу.
Как это можно сказать: «Маша, нам пора уходить. Еще пять минуток и домой. Иди пробегись еще кружок», «Петя, нам нужно идти домой, давай ты еще пять раз съедешь с горки, и пойдем».
- Уходите играючи.
Важно! Уход с детской площадки не должен быть резким. Переведите одну игру в другую. Предложите ребенку попрощаться с песочницей, игрушками, фигурками, другими детками
Предложите ребенку попрощаться с песочницей, игрушками, фигурками, другими детками.
Пообещайте живым и неживым обитателям детского городка, что вы сюда еще вернетесь. И играючи идите домой: играйте в догонялки, в прятки. Но заранее договоритесь, что после того, как вы найдете или догоните непоседу, то пойдете прямиком домой.
- Держите свое слово.
Сказали, что ребенок получит сладость — купили. Сказали, что осталось пять минут или пять прыжков на батуте — никаких уступок, несмотря на торги или капризы маленького оппонента.
Это поможет приучить ребенка к дисциплине, укрепит родительский авторитет, упростит уходы с прогулок. В противном случае истерики не прекратятся, а ребенок научится манипулировать родителями.
Как поддерживать свой авторитет, и быть лидером для ребенка в важных вопросах, смотрите в интернет-семинаре Мама — главная>>>
Семейные ритуалы важны для психологического здоровья ребенка, сплочения мамы и малыша. Почему бы не превратить уход с улицы в веселый ритуал из игр?
Вот вы прощаетесь с песочницей, а вот бежите по тротуару, а вот ребенок, как обычно, сам открывает домофон, вызывает лифт, открывает квартиру.
Важно! Не забываем до этого напоминать, что лифт, ключ, домашний питомец, игрушки соскучились по своему маленькому другу
Нужно ли укачивать?
Ребенок рождается не с нулевым опытом, у него уже имеется опыт внутриутробной жизни.
Находясь внутри, он не оставался без движения, мама, вынашивая его, двигалась: ходила, наклонялась, а может быть, иногда и приходилось догнать уходящую маршрутку. Все материнские движения малышу были ощутимы.
На момент рождения ребенок становится «обездвиженным», он не ощущает движения, влиявшие на него раньше. Это является непривычным состоянием для новорожденного малыша.
Прибавьте к этому еще и незрелую нервную систему, неспособность к самоуспокоению и получится, что укачивание является мощным инструментом для успокоения.
В уходе за малышом можно придерживаться следующих правил:
- Чем младше ребенок, тем более необходимы укачивания (в чем еще нуждается малыша с рождения до 3 месяцев, смотрите в интернет-курсе Счастливое материнство: методика мягкого ухода>>>).
- Укачивания не должны быть единственным способом успокоения ребенка.
- Укачивание должно укачивать не только ребенка, но и успокаивать маму.
- Обычно в укачиваниях малыш нуждается до 3–4 месяцев.
Хочу сумочку!
Большинство маленьких девочек не могут спокойно пройти мимо очаровательных сумочек, рюкзачков и кошелечков. Они обязательно берут их с собой на прогулку, а через 5 минут устают и отдают их маме. Еще бы, ведь аксессуары мешают быть ребенком – носиться, прыгать и кувыркаться, как все дети.
Как поступить в таком случае? На помощь может прийти одежда с милыми деталями – например, с кармашком на подкладе. В него можно положить все самое ценное и продолжать играть со свободными руками. Такая «сумочка» всегда с собой.
На фото льняное платье-сарафан с пуговицами ручной работы www.nashidetishop.ruНа фото льняное платье-сарафан с пуговицами ручной работы www.nashidetishop.ru
Чего нельзя делать
«Сейчас злой дядя тебя заберет», «я тебя сейчас здесь брошу», «больше не придем сюда» — примерно так некоторые родители пытаются увести своего малыша с прогулки.
Надеюсь, вы не используете этот антипедагогический метод. Он НЕ улучшает отношения с ребенком, НЕ формирует родительский авторитет, НЕ помогает предотвратить истерику.
Наоборот, он вызывает еще большее недовольство у ребенка, а иногда становится причиной фобий и невротизации.
Итак, три табу в воспитании:
- Шантаж.
Примеры фраз: «Я тебя здесь брошу», «Больше гулять не пойдем». Думаю, вы психически здоровый человек, а потому не бросите и пойдете.
Важно! Ребенок быстро это смекнет и не будет обращать внимания на ваши слова. Итог: потеря родительского авторитета, продолжение прогулки. Разве такого результата мы хотим добиться? Нет, значит, метод не работает
Разве такого результата мы хотим добиться? Нет, значит, метод не работает
Итог: потеря родительского авторитета, продолжение прогулки. Разве такого результата мы хотим добиться? Нет, значит, метод не работает.
- Уговоры.
Ребенка нужно уважать, но нельзя давать ему руль управления. Вы должны предлагать условия, которые устроят и вас, и малыша. Нельзя задавать вопросы типа «Что ты хочешь, чтобы я сделала?», «Когда ты хочешь пойти домой?».
Так вы никогда не уйдете с улицы, а ребенок привыкнет к вседозволенности.
- Насилие (физическое, психологическое).
Обида превратится во внутреннюю агрессию, которую малыш направит на вас, других детей, животных.
Читайте полезную статью Преодоление детской агрессии>>>
Если попытаетесь унести ребенка с прогулки на руках, то он научится лучше прятаться, быстрее бегать, сильнее кусаться и царапаться, громче кричать.
Если будете давить психологически, то вырастите замкнутого, озлобленного, неуверенного в себе человека. Не думаю, что вы видите будущее своего ребенка таким.
Примеряйте на себя те методы, которые используете в отношении сына, дочери. Если вам что-то неприятно, вы не хотели бы такого обращения, то почему вы желаете этого своему ребенку?
В заключение хочется подчеркнуть, что ключ к уходу с прогулки без истерик — это терпение, настойчивость, доброта и чуткость родителя. Нужно уважать личность малыша, а НЕ идти на обманы, НЕ прибегать к жестокости.
Счастливого материнства!
- Как заставить ребенка слушаться?
- Как научить ребенка одеваться самостоятельно?
- Ребенок холерик: как правильно воспитывать?
Почему ребенок становится капризным и как это проявляется
В 2 – 3 года поведение детей меняется на глазах, они часто психуют, капризничают и закатывают истерики. При этом такое поведение может быть спровоцировано разными причинами или быть беспочвенным. Родители в этот период испытывают непонимание и растерянность, в семье царит невыносимая и нервная атмосфера, а родителям все сложнее оставаться спокойными.
Почему же так происходит? В среднем, начиная с 2-х лет, ребенок активно познает окружающий мир, который для него все еще остается непонятным. В этом возрасте у маленького человека появляется потребность в самостоятельности, но без участия родителей он пока не сможет существовать.
Здесь и происходит конфликт интересов, противоречия с внутренним миром и действительностью. Эти непонимания и противоречия провоцируют истерики. Капризным малыш бывает еще и потому, что нуждается в любви и утешении.
Когда он был еще совсем крохой, он чувствовал себя одним целым с матерью. В 2 года, малыш начинает познавать себя как личность, у него появляется свое «я», обособленное от мамы. В этот же момент ему интересно узнать границы дозволенного поведения, а родители в этом видят провокацию.
С точки зрения психологии, малыш так учится общаться, понимать, насколько подвластны ему окружающие люди. Он ищет свое место в обществе, которое пока представлено в виде семьи. Он пытается манипулировать окружающими, и задача взрослых – не поддаваться на провокации и сохранять спокойствие. Подобное поведение ребенка в этом возрасте считается нормой.
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП)
Наиболее часто двигательные нарушения у детей первого года жизни проявляются при ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ (ДЦП). Клинические проявления этого заболевания зависят от выраженности мышечного тонуса, повышение которого в той или иной степени наблюдается при любой форме ДЦП. В одних случаях у ребенка с рождения превалирует высокий мышечный тонус. Однако чаще мышечная гипертония развивается после стадий гипотонии и дистонии. У таких детей после рождения мышечный тонус бывает низким, спонтанные движения бедны, безусловные рефлексы угнетены. К концу второго месяца жизни, когда peбенок в положении на животе и вертикально делает попытки удержать голову, появляется дистоническая стадия. Ребенок периодически становится беспокойным, у него повышается мышечный тонус, руки разогнуты с внутренней ротацией в плечах, предплечья и кисти пронированы, пальцы сжаты в кулаки; ноги разогнуты, приведены и часто перекрещены. Дистонические атаки длятся несколько секунд, повторяются в течение дня и могут провоцироваться внешними раздражителями (громкий стук, плач другого ребенка, работа телевизора).
Двигательные расстройства при ДЦП
Двигательные расстройства при ДЦП обусловлены тем, что поражение незрелого мозга нарушает последовательность этапов его созревания. Высшие интегративные центры не оказывают тормозящего влияния на примитивные стволовые рефлекторные механизмы. Задерживается редукция безусловных рефлексов, происходит высвобождение патологических тонических шейных и лабиринтного рефлексов. Сочетаясь с повышением мышечного тонуса, они препятствуют последовательному становлению реакций выпрямления и равновесия, которые являются основой развития статических и локомоторных функций у детей первого года жизни (удержание головы, захват игрушки, сидение, стояние, ходьба).
Чтобы понять особенности нарушения психомоторного развития у детей с церебральными параличами, остановимся на влиянии тонических рефлексов на формирование произвольной двигательной активности, а также речевых и психических функций.