Ребенок ругается матом — что делать? Инструкция для родителей
Для начала обратите внимание на себя. Не употребляете ли Вы сами такие выражения? Или, может, кто-то из домашних любит употребить бранное словцо
В вашем доме так не выражаются? Это почти залог того, что дитя ругаться матом не будет. А вот отучить малыша сквернословить, если сами ругательствами не гнушаетесь, будет весьма сложно. Почему Вам можно, а ему нет?
Не говорите чаду, что он еще слишком мал для таких слов. Детям свойственно нас копировать, и чем больше (по его логике) он у вас переймет, тем быстрее повзрослеет.
Учите ребенка анализировать свои поступки и чувства, чаще разговаривайте с ним, объясняйте на своем примере, что такое плохо и хорошо.
Не паникуйте, если из уст ребенка вдруг вылетело бранное слово. Не злитесь и не ругайте чадо. Скорее всего, ребенок еще не до конца понимает смысл слова и смысл запрета на такие слова.
Услышав нехорошее слово впервые, предпочтительно его проигнорировать. Чем меньше вы будете акцентировать внимание на этом «инциденте», тем быстрее ребенок забудет это слово.
Не спешите смеяться и улыбаться, даже если нецензурное слово в устах родного дитя прозвучало комично. Заметив вашу реакцию, ребенок захочет порадовать вас снова и снова.
Если бранные слова начали появляться в речи ребенка регулярно и осознанно, значит, пришло время объяснить ему, что они означают, и, конечно, выразить свое огорчение этим фактом. И, само собой, объяснить, почему их произношение – это плохо. Если с помощью ругани ребенок пытается решать конфликты с ровесниками, найдите вместе с ним другие решения конфликтов.
Почему ребенок ругается матом?
Как правило, дети употребляют нехорошие слова неосознанно. Однажды где-то услышав, они воспроизводят их машинально в своей речи. Но могут быть и другие причины, в соответствии с ситуацией и возрастом.
Малыш пытается привлечь внимание взрослых. Он ждет любой реакции, даже негативной, лишь бы ему уделили внимание
Проводите с ребенком больше времени, принимайте участие в его играх. Ребенок должен чувствовать себя нужным.
Малыш копирует детей из сада (школы, двора и пр.). В этом случае изоляция ребенка и запрет на общение не имеют смысла. Бороться с проблемой снаружи бессмысленно – бороться надо изнутри. Ребенку нужно чувство уверенности в себе и в родительской любви. Жизнерадостному, уверенному в себе ребенку не потребуется доказывать сверстникам свой авторитет посредством употребления брани. Подражание старшим товарищам – это проблема детей уже более старшего возраста – начиная лет с восьми. Будьте ребенку другом, незаметно внушая ему те истины, которые помогут ему оставаться самим собой, не теряя авторитета среди друзей.
Назло родителям. В такой ситуации виноваты обычно родители, бросающиеся выражениями вроде «лоботряс», «глупец» и пр. Такие слова означают для ребенка неприятие его родителями. Поэтому в случае какой-либо провинности лучше объяснить малышу, почему он не прав.
Интерес к своему телу. С «помощью» более развитых сверстников ребенок узнает «основы анатомии» в бранных выражениях. Значит, настало время поговорить с ребенком на эту щепетильную тему. Объяснить, воспользовавшись специальными пособиями по возрасту ребенка. Ругать малыша в данной ситуации нельзя. Такой процесс познания мира для него является естественным, и осуждение может стать причиной неправильного восприятия ребенком элементарных вещей.
Не бывает, наверное, семей, которые не проходили бы данный этап воспитания детей. Но если семья – это, прежде всего, дружественная атмосфера, отсутствие ненормативной лексики и полное взаимопонимание, то охота к бранным словам пропадет у малыша очень быстро.
Дошкольники: туалетная лексика и обидные слова
— Лет до 5–6 лет любые «плохие слова» — почти звукоподражание, — продолжает Катерина Демина. — Они не несут никакой смысл, его им придаем мы, взрослые. Лучше всего никак на это не реагировать и ничего с этим не делать, потому что если не будет реакции, это перестанет быть для ребенка увлекательным. Это всего лишь слова.
Если ребенок, придя из детского сада, спрашивает значение слова «попа» и его вариации, я думаю, он уже все это хорошо знает, — продолжает психолог. — И спрашивает он не для того чтобы узнать, что это такое, а для того чтобы посмотреть на вашу реакцию. Это вызов. Соответственно ваш ответ должен быть максимально спокойным: «Ты что, не знаешь, что такое попа? А на что у тебя надеты штаны?»
Дети повторяют то, что слышат от родителей, поэтому стоит обратить внимание на себя и свое поведение, говорит психолог Екатерина Сиванова. — Если папа говорит маме: «Ну ты овца тупая», то очень сложно будет сыну объяснить, что так нельзя говорить воспитательнице или девочке, — говорит она
— Если папа говорит маме: «Ну ты овца тупая», то очень сложно будет сыну объяснить, что так нельзя говорить воспитательнице или девочке, — говорит она.
— Моя дочь, что могла из детского сада принести, принесла все. Наша реакция была такая: не придавать значения. Любая другая реакция — возмущение, злость — в моменте не работает, потому что ребенку становится еще интереснее говорить такие слова. Потом я с ней, конечно, разговаривала. Объясняла: «Слушай, такое слово обозначает это место, но это слово очень грубое, так говорить неприлично».
Другое дело, что общая культура упала. Сейчас невозможно пройти по улице, не услышав эту лексику, — продолжает Екатерина Сиванова. — Здесь как раз работает история, когда все из семьи. Если в семье грубая лексика не употребляется, то ребенок тоже ее использовать не станет. Для любого ребенка шести лет семья — это мир, это норма и то, как должно быть. Смотрите на себя, ваши дети будут разговаривать так, как вы. Когда папа сидит с друзьями, пьет пиво и ругается матом, невозможно сыну объяснить, что так делать нельзя.
Подростки: мат и грубые выражения
До 12 лет семья закладывает в ребенка основы, что хорошо, а что — плохо. Дальше он уходит в социум и оказывается под его влиянием, считает психолог Екатерина Сиванова.
— Он будет пробовать ругаться матом, курить или найдет еще 33 разных затеи, но у него должна быть такая основа, чтобы ее сложно было пошатнуть. Если подростки ругаются матом, с ними надо разговаривать. Наблюдать за тем, где и с кем общается ваш ребенок, что это за компания. Объяснять, что это не норма речи и вопрос уважения к себе. Если ты общаешься с людьми, которые другой язык не понимают, и тебе нормально, то вперед, а я общаюсь с другими людьми на языке, который принят в культурном обществе, — отмечает она.
Раньше матом ругались, теперь на нем разговаривают. Как сделать правильный выбор
Подросткам стоит показать интервью профессора Дмитрия Сергеевича Лихачева, в котором он говорил о недопустимости мата — иногда оно очень хорошо на них воздействует. Академик Лихачев писал: «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело». Стоит прочитать полный текст и обсудить с детьми.
Сам Дмитрий Лихачев не матерился даже в лагере на Соловках, где тех, кто не использовал нецензурную брань, расстреливали:
— На Соловках я встретил коллекционера Николая Николаевича Виноградова. Он попал по уголовному делу на Соловки и вскоре стал своим человеком у начальства. И все потому, что он ругался матом. За это многое прощалось. Расстреливали чаще всего тех, кто не ругался. Они были «чужие». Интеллигентного, доброго Георгия Михайловича Осоргина островное начальство собиралось расстрелять и уже заключило в карцер, когда по разрешению более высокого начальства к Осоргину приехала на свидание жена, княжна Голицына. Осоргина выпустили под честное слово офицера с условием, что он ничего не скажет жене о готовящейся ему участи. И он ничего ей не сказал. <…> Когда человек матерился — это свой. Если он не матерился, от него можно было ожидать, что он будет сопротивляться.
Сейчас матом нередко ругаются и девочки, и мальчики, говорит психолог Катерина Демина. И велика вероятность, что ваш ребенок тоже будет ругаться, пока вы этого не слышите. Что с этим делать? Обсуждать это и выстраивать границы.
— Вы можете сказать: «Сын, дочь, при взрослых мы не ругаемся, при младших не ругаемся, в общественных местах не ругаемся».
Пытаясь объяснить, что это «плохие слова», вы должны учитывать, что плохих слов нет, они все что-то значат, а значениями наделяем их мы.
Ребенок наверняка попросит объяснений, почему это слово плохое, что оно значит, и вы должны будете готовы объяснить, что не так с этим словом. Я считаю, что говорить нужно прямо и называть вещи своими именами. А то у нас же дикая история — воспитатели в детском саду, учителя, врачи не могут назвать половые органы так, как они называются, а что говорить о родителях.
Вообще слова существуют для выражения отношения, чувств, мыслей. Если мама переживает, что ребенок как-то говорит, скорее всего, это именно для этого и было затеяно, отмечает Катерина Демина. Поэтому если грубых слов, на ваш взгляд, становится слишком много, поговорите с ребенком, он явно на что-то обижен, злится или переживает.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Школьники: когда все вокруг дураки
Нельзя лишать детей возможности называть свои чувства в адрес родителей, братьев и сестер, учителей, считает Катерина Демина.
— Ко мне регулярно приводят детей с жалобами на немотивированную агрессию. Например, девочка во время консультации говорит: «Мне сказали, что я хамка, за то, что я нахмурилась на маму». Не обругала, а нахмурила брови — и ее уже заклеймили как хамку. Вопрос глобальный — можно ли детям показывать свои чувства или дети всегда должны быть милыми? — рассказывает Демина.
Если в первые годы жизни все идет из семьи, то дальше многое зависит от школы, уверена другой психолог Екатерина Сиванова.
Екатерина Сиванова
— Детям в этом возрасте важно быть как все, сливаться с социумом. Если они будут находиться в школе, где норма — следить за своей речью, они будут это делать
Но все равно основа закладывается в семье, — отмечает она.
Если ваш ребенок постоянно говорит, что кто-то — «дурак», «тупой», нужно насторожиться. Иначе у вас может вырасти человек, который будет считать: «Все дураки, а я звезда, поэтому у меня ничего не получается». Это обидные слова, которые нельзя произносить в адрес других людей.
Родителям стоит задуматься — а что делаем мы, чтобы наш второклассник себя так вел. Сплошь и рядом в речи родителей распространена такая фраза: «Ой, а училка наша что придумала». Если ребенок слышит, что мама называет его учителя «училкой», то какого отношения от него ждать к этому преподавателю?
Если родитель обращает внимание на свою речь, но у ребенка все равно проблемы с обидными словами, то надо разговаривать: «Петя, давай поговорим о том, кто так делает? Для чего ты говоришь о своих одноклассниках плохо?» Он вам будет что-то рассказывать, если есть диалог. Ребенок таким образом всегда сообщает о какой-то своей потребности
Может быть, ему не хватает признания или внимания.
Если ваш школьник говорит ругательные слова, это тоже нужно обсуждать. Разговор всегда должен строиться на историях о том, «почему я так не делаю» или «я делал так, и это привело к таким последствиям, предлагаю тебе учиться на чужих ошибках и не совершать своих». Причем как можно меньше частицы «не». «Не делай так» работает в режиме «не суй пальцы в розетку» и «не лезь в огонь». Во всем, что касается воспитания, надо не от запрета отталкиваться, а от осознания, почему так делать не надо.
Почему дети ругаются матом
Принято считать, что в большинстве случаев ребенок приобщается к «матерной культуре» с подачи родителей. То есть, если мама или папа имеют привычку регулярно прибегать к «крепкому словцу», то малыш с самого детства начинает воспринимать это как норму. Так что, появление матерных слов в лексиконе крохи будет вполне предсказуемым явлением.
Тем не менее, это далеко не единственная причина, почему дети ругаются матом. Согласитесь, нередко бывают случаи, когда мат начинают использовать малыши, чьи родители совсем не склонны к употреблению «нехороших слов». Оказывается, что существуют вполне конкретные причины, почему дети ругаются матом на том или ином этапе взросления. На них мы и остановимся подробнее:
2-5 лет. В этом возрасте ребенок использует матерные слова неосознанно, как правило, даже не зная, что они означают. Тут все происходит исключительно по схеме подражания: малыш слышит – малыш повторяет. На этом этапе первостепенную роль играют уже упомянутые ранее разговорные привычки родителей и ближайшего окружения ребенка. Вины же крохи здесь нет абсолютно, ведь подражание в таком возрасте – неотъемлемая часть детского развития
Так что, папе и маме в этом случае, стоит в первую очередь обратить внимание именно на чистоту своей собственной речи.
5-7 лет. На данном этапе дети уже начинают понимать, что ругаться матом – нехорошо и неприлично
А сквернословят в этом возрасте они обычно, скорее, в знак протеста. Чаще всего, это своеобразный бунт против принятых правил. Ведь именно в 5-7 лет дети осознают, что их поведение ограничено довольно жесткими рамками. При этом значение матерных слов им чаще всего неизвестно. Для малышей это лишь средство показать, что они не хотят подчиняться установленным нормам поведения.
8-12 лет. Ребенок начинает понимать, в чьем присутствии можно сквернословить, а в чьем – нет. В этом возрасте дети обычно используют матерные слова среди своих сверстников. Так они пытаются самоутвердиться в коллективе, показать свою самостоятельность и «взрослость». Чаще всего это помогает им чувствовать себя более уверенно. В присутствии же родителей и других взрослых дети такого возраста избегают употребления бранных слов.
12-14 лет. Этот период можно отнести к пресловутому переходному возрасту. Именно на него обычно приходится «пик сквернословия». Объясняется это тем, что на данном этапе жизни мировоззрение и весь внутренний мир ребенка кардинальным образом меняется. В чем-то это связано с гормональной перестройкой организма, а в чем-то с особенностями становления психики. Так или иначе, ребенок сталкивается с многообразием эмоций, многие из которых он ранее не испытывал. Вместе с этим у подростка возникает острая необходимость выплеснуть их наружу. Тут-то на помощь и приходят матерные слова. Ведь, как ни печально это признавать, зачастую именно ругательства носят максимально яркую эмоциональную окраску. Правда, стоит оговориться, что далеко не все дети этого «проблемного» возраста выбирают такой способ высвобождения своих эмоций. Многие начинают активно заниматься спортом, интересоваться отношениями с противоположным полом, находят новые увлечения и хобби. В любом случае, с течением времени необходимость использования матерных слов постепенно отпадает. Это происходит ввиду культурного и эмоционального развития подростка: ему просто становится недостаточно такой формы выражения своего «Я».
Таким образом, каждому этапу взросления ребенка свойственны те или иные особенности, которые и определяют причины детского сквернословия
Для родителей очень важно знать об этом, чтобы как можно лучше понимать свое чадо. Кроме того, осознание причин, по которым ребенок прибегает к ненормативной лексике, поможет подобрать наиболее оптимальные пути решения вопроса, как отучить ребенка ругаться матом