Как правильно ставить запреты?
Чем старше ребенок – тем больше запретов его окружают. В них нет ничего плохого, ведь запрет выступает лишь здоровой границей, которая выполняют функцию предохранителя от жестокого внешнего мира.
Главное правило – не ставить слишком много запретов. Жизнь в запретах не только негативно влияет на психику ребенка, но и обесценивает все ограничения разом. Так как же правильно ставить запреты и грамотно организовывать жизнь ребенка, чтобы не создавать множество ограничений?
· Создайте безопасную предметно-развивающую среду
Чтобы слово «нельзя» реже звучало по отношению к ребенку, можно просто убрать в зону недосягаемости все опасные предметы. В современном мире существует множество различных устройств, которые здорово облегчают родителям жизнь (липучки на двери шкафов, силиконовые насадки на углы, ограничители для дверей и окон).
· Создайте доступное и комфортное пространство для творчества
Ребенок не будет искать развлечений с опасными предметами, если его личное пространство будет идеально оборудовано для творческого и познавательного развития. Зачем малышу искать удовольствия на стороне, если ему и так максимально комфортно?
· Показывайте ребенку правильное взаимодействие с опасными предметами
Ничто не оказывает такого большого влияния на подрастающего малыша, как пример родителей. Если вы требуете от ребенка придерживать розетку рукой во время использования, то делайте это сами. Если вы просите малыша не кушать вредную пищу, то также придерживайтесь своих запретов.
· Презентация запрета
Прежде, чем поставить запрет – обговорите его с ребенком. Не спрашивайте его согласия, а просто поинтересуйтесь, что он чувствует по отношению к этому ограничению, что он думает по этому поводу, какие предложения он имеет, но, ни в коем случае, не реагируйте на «не хочу, не буду». Дайте ребенку понять, что от его несогласия, запрет не исчезнет, но и не забудьте объяснить причину своего решения.
· Единое мнение всей семьи на ту или иную ситуацию
Запреты часто не имеют силы, если на одну и ту же ситуацию мама говорит «нельзя», а папа говорит «можно», родители запрещают есть сладкое, а бабушка этому наоборот – способствует. Чтобы ограничения имели эффект, необходимо заранее договориться об этом со всей семьей, поставить всех членов семьи в известность.
· Обращайте внимание ребенка на то, что ему можно
Вместо сурового слова «нельзя», обратите внимание малыша на то, что ему «можно». Например, вместо «Нельзя есть конфеты», скажите «Я буду рада, если ты съешь пару бананов и апельсин». · Позвольте ребенку совершать ошибки
· Позвольте ребенку совершать ошибки
Да, не хочется, чтобы дети испытывали боль или делала опасные и вредные для себя вещи, но позвольте им учиться на своих собственных ошибках.
· Замените слово «нельзя», на более конкретные утверждения
Не говорите «нельзя», а говорите «опасно», «горячо», «глубоко», «холодно». Так ребенок не только получит сигнал об опасности, но и научиться анализировать обстоятельства, принимать верные решения.
· Не реагируйте на провокации
Если запрет, то твердый и железобетонный. Подумайте, ребенку нельзя толкать пальцы в розетку – когда? Всегда. Вне зависимости от погоды, праздников, времени суток и прочих факторов. Так должно быть с любым запретом.
Ох уж это слово «нельзя», которое может нанести значительный вред психике ребенка. А может быть, всё же следует его исключить?
Полезные ссылки:
Основні поради батькам
Вам не варто зловживати різними забороненими словами. Дуже поширена помилка – надто багато «ні». Якщо дитині часто доводиться чути це слово, він просто перестає сприймати його в потрібному напрямку, тому що воно стає нормою. Не треба ставити під гостру загрозу всі інтереси маленького дослідника. Можна дозволити дитині бігати на вулиці, ганяти кота або голуба, чіпати предмети. Адже одяг ви завжди можете попрати, а брудні руки помити. Слово «ні» до досягнення дитиною трьох років можна говорити виключно по відношенню до тих дій, які значно загрожують здоров’ю малюка. Чому так?
Список основних заборон:
- Засовувати пальці в розетку.
- Класти руки на гарячі каструлі або праски.
- Кусати і щипати людини.
- Бити по склу і поверхонь з нього.
Вам важливо пояснити дитині, чому до таких дій ви застосовуєте слово «ні». Навіть з малюком можна домовитися і обидві сторони залишаться задоволеними. Коли дитині виповнюється більше трьох років, вона розуміє набагато більше. Маля зможе нормально сприймати різницю між шпалерами і альбомом для малювання, тому кожну заборону можна зробити більш конкретною.
Приклад: до праски можна запросто торкатися, але тільки тоді, коли вона розташована на своєму місці, а не в той момент, коли мама активно гладить речі. Все можна детально пояснити і показати.
8 советов психолога для установления запретов
Как научить ребенка слову «нельзя» и в то же время не ограничить его активность, познавательную деятельность? Ведь спокойно сидящий, ничем не интересующийся младенец не может правильно развиваться, формироваться, как личность. Определить оптимальный баланс между запретами и свободой действий помогут следующие советы:
- Под словом «нельзя» подразумеваются только строгие запреты. У малыша от года до трех лет все ограничения обычно связаны с вопросами безопасности. Это естественно, если родители запрещают трогать розетки, забираться одному по лестнице. Не говорите «нет», когда малышу хочется поиграть в мокром песке, как и другие дети или поднять с земли палочку. Ведь изучая мир, он развивается, а постирать одежду или помыть ручки, не так уж сложно.
- Обсуждайте запреты. Когда малыш начинает капризничать, поинтересуйтесь, что он хочет и с какой целью. В спокойной беседе объясните, почему этого делать сейчас нельзя, предложите интересную альтернативу.
- Не меняйте своего решения. Если вы что-то запретили, а потом, когда ребенок начинает впадать в истерику, отменяете запрет, он быстро смекнет, что таким поведением можно добиться желаемого и будет его использовать снова.
- Не стоит учить ребенка, ориентироваться на мнение посторонних людей. Например, во время капризов не говорите: «Не плачь, а то тетя увидит и подумает, что ты плохой мальчик» Такие, казалось бы, безобидные фразы порождают комплексы у детей, заставляют их быть зависимыми от мнения окружающих.
- Готовьтесь к негативной реакции. Родители должны быть готовы, что в ответ на запреты, они услышат крики и плач. Если ребенок маленький до 1,5 лет не оставляйте его наедине со своей обидой, постарайтесь чем-нибудь заинтересовать, отвлечь.
- Объясняйте запреты в форме игры. Малыш быстрее поймет слово «нельзя», если вы объясните его в форме игры. Например, покажите, что может случиться, если кукла не слушалась маму и ходила без шапки в холодную погоду. Она заболела, не могла играть и провела целый день в кровати.
- Не опускайтесь до оскорблений. Как бы не повел себя ребенок, нельзя его унижать, обзывать это снижает самооценку. Если он постоянно слышит оскорбления в свой адрес, воспримет это как норму и будет так же вести себя с окружающими.
- С маленькими детьми лучше использовать короткие слова «нет», «стоп». Они лучше воспринимаются младенцами и запоминаются. Не говорите «ты должен убрать свои игрушки», скажите иначе: «если ты уберешь за собой, ты мне очень поможешь, в комнате сразу станет чисто».
Лучше вы чем кто-то другой
Обычно до года грудничку многое позволяется. Когда он становится более активным, начинает ходить и подвергаться опасностям, все меняется и наступает период запретов.
Первое ограничение вызывает бурю негативных эмоций, непонимание
Поэтому важно, чтобы со словом «нельзя» малыш познакомился именно в семье
Проявляйте умеренность и гибкость
Запретов не должно быть много. Сильные ущемления нарушают правильное формирование личности.
Запрещать необходимо только то, что угрожает безопасности и здоровью ребенка. Некоторые ограничения, иногда можно сделать гибкими: разрешите малышу нарушить режим в праздник и лечь спать позже обычного или съесть больше сладостей. Обязательно объясните, почему вы изменили свое решение.
Некоторых запретов можно избежать
Контролируя каждый шаг малыша, постоянное одергивание мешают развитию характера, индивидуальности. Маленьким детям постоянно хочется исследовать мир, познавать что-то новое. Не ограничивайте ребенка в деятельности, которая помогает ему развиваться физически и умственно: прыгать, бегать, рисовать, лепить.
Немає провокаційних моментів!
Бувають моменти, коли мама і тато просто провокують дітей на певні вчинки. Наприклад, ви забороняєте дитині торкатися важливих паперів або документів, але як же уникнути такої спокуси, коли все це навіть не прибрано в ящик столу? Ось таких моментів просто величезна кількість.
Рекомендується зберігати всі важливі речі в повністю недоступному для дитини місці, а ще краще – під замком. Той же момент стосується і крихких речей, більш дорогих. Не треба спокушати своє чадо на вчинки, за якими слідує покарання.
Пам’ятайте про правила безпеки маляти у вашому домі. Намагайтеся захистити дитину від ріжучих і колючих предметів, гострих поверхонь і кутів, закрийте розетки, дзеркала і скла.
Как дети воспринимают запреты
Родители вынуждены смириться с тем, что кроха, исследуя мир, обязательно полезет и в унитаз, и потянется к миксеру, так как не может сразу же идентифицировать, что эти предметы опасны для него. Ему интересно и потому кроха пытается утолить свое любопытство. Если же мама или папа что-то ему запрещают, сразу же немедля ребенок начинает плакать. Это вполне нормальная реакция, так как таким образом малыш выражает свой протест.
Когда мама или папа запрещают ребенку лезть к микроволновке, они сетуют на то, что он пытается дернуть провод миксера, ведь ему же запрещали трогать технику на кухне. На самом деле это невозможно, так как в раннем детстве дети еще не осознают, что такое запрет и не умеют сопоставлять две аналогичные ситуации. Потому не стоит думать, что таким образом ребенок хочет как-то вам насолить, это не так, это просто особенность детского восприятия, к которой нужно относится с терпением.
Также малыши не воспринимают запрет как нечто постоянное и глобальное, потому удивляться тому, что завтра ребенок может сделать то, что мама запрещала делать сегодня, не стоит.
«Ты самый лучший», «Остальные хуже тебя в сотни раз»
Почему дети никогда не должны слышать подобную фразу?
Считается, что в таких словах скрывается не похвала, а всего лишь обычные дифирамбы, которые способны вызвать у ребёнка своеобразный нарциссизм.
А ведь дети будут жить в такой среде, в которой мало кто станет и дальше выказывать им восхищение.
Взрослая жизнь такова, что ни преподаватель в вузе, ни работодатели не будут восторгаться умениями ребенка, считая его вполне заменимым сотрудником.
В каких словах хвалить? Конечно, похвалы обязательны в воспитании детей, однако их нужно дозировать и адресовать ребёнку за конкретный поступок или достижение: «Так здорово, что ты получит пятёрку за диктант».
Правила, как правильно запрещать малышу:
- Храните спокойствие.
Ругань и крики вызывают у малыша стресс, и он уже не может понять, что же сделал не так. Ваш гнев из-за плохого поведения, скорее всего, приведет к нежелательному эффекту – желанию ребенка настоять на своем и чувству протеста. В многих случаев раздражительность взрослых воспринимается малышами как проявление плохого настроения. - Объясните малышу, почему нельзя.
Трехлетний малыш уже в состоянии понять причину запрета. «Нельзя вступать в лужу, потому что промокнут ножки, и ты можешь заболеть». - Попытайтесь быть последовательными.
Если сегодня вы требуете, чтобы малыш почистил зубы перед завтраком, а завтра вам уже лень, то вы даете понять малышу, что это делать не обязательно. И чтобы вы не говорили в будущем, ваши слова не будут убедительными, как поступки. - Пидерживайтесь солидарности.
Если мама что-то запрещает, то папа не должен этого разрешать. Когда у взрослых возникают разногласия, нужно решать их меж собою, а не с малышом. Отменять запрет должен тот, кто его давал. Иначе малыш будет думать, что мама «злая», а папа «добрый». - Не запрещайте все подряд.
Ничего ужасного не будет, если малыш испачкается, побегает, пошумит, играя во дворе. Дети не могут весь день сидеть на диванчике вместе с дедушкой. Если для запрета есть причина, предложите малышу интересную альтернативу. Не забывайте, чем меньше запретов, тем строже они соблюдаются.
Исследование Института современных медиа (MOMRI)* показало, что вопреки распространенным стереотипам, многие профессиональные психологи сходятся во мнении, что мобильные игры и развивающие приложения полезны для детей, особенно если они носят развивающий, интерактивный характер. Главное – соблюдать определенные правила.
Что такое родительская установка?
Это определенные приемы в воспитании, представляющие собой скрытые, замаскированные рекомендации и советы родителей своему крохе, поясняющие ему, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Впервые термин начали использовать психотерапевты Гоулдинг, Мэри и Роберт, правда термин звучал как «родительские директивы». Исследователями было выделено несколько таких директив, каждая из которых оказывала свое влияние на ребенка. К их числу относились:
- необходимость быть послушным;
- быть прилежным;
- не спорить со старшими;
- побольше молчать в их присутствии.
Подобные установки чаще всего используются родителями, которые сами в детстве столкнулись с аналогичным подходом к воспитанию. Такие директивы не предполагают обязательного наказания малыша за их нарушение, однако ребенок будет мучиться из-за осознания своей вины
Также важно понимать, что зачастую устанавливаются они из самых добрых побуждений, из желания защитить малыша от негативного воздействия окружающего мира. Но итог оказывается довольно печальным – ребенок становится неуверенным в себе, считающим себя неудачником или плохим сыном (дочерью), нацеленным на неуспех
Психологи уверяют – на сценарий дальнейшей жизни малыша окажут непосредственное влияние те предписания родителей, которые он в той или иной форме получил в детстве
Причем установки могут быть как положительными, так и негативными. Далее рассмотрим те фразы-установки, на которое мамы и папы должны наложить табу
Психологи уверяют – на сценарий дальнейшей жизни малыша окажут непосредственное влияние те предписания родителей, которые он в той или иной форме получил в детстве. Причем установки могут быть как положительными, так и негативными. Далее рассмотрим те фразы-установки, на которое мамы и папы должны наложить табу.
Как правильно запрещать
Чем опасно слово «нельзя»?
Так чем же опасно слово «нельзя» в воспитании ребенка? Неужели оно не так безобидно? Последствия регулярного использования в своей речи слова «нельзя»:
· Отсутствие интереса к миру
Активный малыш, который постоянно находится в поисках следующего интересного объекта для изучения, развивает многие психические процессы: память, внимание, мышление, а также, у ребенка формируется интерес к миру, мотивация к обучению. Что происходит, если каждая попытка крохи познать то или иное явление, сопровождается нарочитым «нельзя»? Интерес к миру постепенно пропадает, мотивация изучать – уходит. Зачастую дети, воспитанные словом «нельзя», испытывают трудности в школе и на развивающих занятиях
Они неохотно посещают школу, кружки и секции, а также, им трудно даются различные науки. Такого ребенка сложно удивить, у него отмечается ограниченный кругозор и постоянное чувство скуки
Зачастую дети, воспитанные словом «нельзя», испытывают трудности в школе и на развивающих занятиях. Они неохотно посещают школу, кружки и секции, а также, им трудно даются различные науки. Такого ребенка сложно удивить, у него отмечается ограниченный кругозор и постоянное чувство скуки.
· Заниженная самооценка, страх перед обществом и осуждением
Сказанное ребенку слово «нельзя», зачастую не подразумевает последующего «потому что», то есть дети с подобным воспитанием, воспринимают запрет суровым словом, как осуждение и предупреждение – «ты не сможешь преодолеть эту опасность». Такие дети вырастают в людей с сильно заниженной самооценкой. На уроках ребенок, который постоянно слышал в раннем детстве «нельзя», будет бояться отвечать перед всем классом, стесняться своих вкусов в одежде, музыке, кинематографе, бояться иметь своё мнение и высказывать его публично.
· Подавление эмоций
Дети, которым постоянно говорят «нельзя драться», «нельзя кричать», «нельзя плакать» и ставят много других запретов на право избавления от негативных эмоций, очень часто, будучи взрослыми людьми, испытывают проблемы с долгими, невысказанными обидами, неспособностью делиться переживаниями и высказываться даже самому себе. Естественно, все это отрицательно отражается на психике. Постоянная неуверенность в себе, чувство страха и тревоги, могут искалечить ребенку жизнь.
· Действия наоборот
Многие замечали, что слово «нельзя» — не находит отклика в душе ребенка. Дети равнодушны к запрету словом или вовсе сделают наоборот, если «нельзя» адресуется только им. То есть, если ребенку ставится запрет на конфеты, однако, вся семья их ест, то, скорее всего, малыш продемонстрирует свой протест обратным эффектом. «Нельзя» уже не будет иметь своей силы, так как ребенок не видит перед собой примера «как надо» и найдет тысячи способов, как добраться до «запретного плода».
Ни один родитель не хочет, чтобы его ребенок вырос безынициативным, неспособным к достижениям и успехам человеком. Чтобы самооценка малыша в будущем была в норме, необходимо пересмотреть свои взгляды на такое частое и неприятное слово «нельзя» в воспитании ребенка.
Не приучайте ребенка ориентироваться на мнение чужих людей
Чем старше становится ребенок, тем больше появляется запретов, связанных с общественным мнением «Не плачь, а то дядя подумает, какая ты капризная девочка», «Не кричи громко, а то нас отсюда выгонят!» Мы часто не придаем значения этим фразам, но на самом деле, благодаря ним, ребенок очень быстро привыкает ориентироваться на внешний мир, на внешние оценки людей, начинает придавать большую важность этим оценкам. Конечно, прислушиваться к мнению окружающего мира важно, без этого невозможно жить в социуме
Но постоянно ссылаясь на мнение чужих людей, вы рискуете преувеличить в глазах ребенка важность этого самого мнения и привить ребенку ненужные комплексы, от которых потом так трудно будет избавиться
Конечно, прислушиваться к мнению окружающего мира важно, без этого невозможно жить в социуме. Но постоянно ссылаясь на мнение чужих людей, вы рискуете преувеличить в глазах ребенка важность этого самого мнения и привить ребенку ненужные комплексы, от которых потом так трудно будет избавиться
Объясните лучше как-то по-другому причину «Не кричи, а то ты мешаешь доктору лечить других деток» (в очереди в поликлинике) или «Не делай так, это меня расстраивает (утомляет)». Это не сделает ребенка столь зависимым от того, что подумают люди
А это очень важно для счастливой жизни маленького человека
Школьники: когда все вокруг дураки
Нельзя лишать детей возможности называть свои чувства в адрес родителей, братьев и сестер, учителей, считает Катерина Демина.
— Ко мне регулярно приводят детей с жалобами на немотивированную агрессию. Например, девочка во время консультации говорит: «Мне сказали, что я хамка, за то, что я нахмурилась на маму». Не обругала, а нахмурила брови — и ее уже заклеймили как хамку. Вопрос глобальный — можно ли детям показывать свои чувства или дети всегда должны быть милыми? — рассказывает Демина.
Если в первые годы жизни все идет из семьи, то дальше многое зависит от школы, уверена другой психолог Екатерина Сиванова.
Екатерина Сиванова
— Детям в этом возрасте важно быть как все, сливаться с социумом. Если они будут находиться в школе, где норма — следить за своей речью, они будут это делать. Но все равно основа закладывается в семье, — отмечает она
Но все равно основа закладывается в семье, — отмечает она.
Если ваш ребенок постоянно говорит, что кто-то — «дурак», «тупой», нужно насторожиться. Иначе у вас может вырасти человек, который будет считать: «Все дураки, а я звезда, поэтому у меня ничего не получается». Это обидные слова, которые нельзя произносить в адрес других людей.
Родителям стоит задуматься — а что делаем мы, чтобы наш второклассник себя так вел. Сплошь и рядом в речи родителей распространена такая фраза: «Ой, а училка наша что придумала». Если ребенок слышит, что мама называет его учителя «училкой», то какого отношения от него ждать к этому преподавателю?
Если родитель обращает внимание на свою речь, но у ребенка все равно проблемы с обидными словами, то надо разговаривать: «Петя, давай поговорим о том, кто так делает? Для чего ты говоришь о своих одноклассниках плохо?» Он вам будет что-то рассказывать, если есть диалог. Ребенок таким образом всегда сообщает о какой-то своей потребности. Может быть, ему не хватает признания или внимания
Может быть, ему не хватает признания или внимания.
Если ваш школьник говорит ругательные слова, это тоже нужно обсуждать. Разговор всегда должен строиться на историях о том, «почему я так не делаю» или «я делал так, и это привело к таким последствиям, предлагаю тебе учиться на чужих ошибках и не совершать своих». Причем как можно меньше частицы «не». «Не делай так» работает в режиме «не суй пальцы в розетку» и «не лезь в огонь». Во всем, что касается воспитания, надо не от запрета отталкиваться, а от осознания, почему так делать не надо.
Из личного опыта
В воспитании своей дочери я с самого начала решила минимизировать употребление слов «нет» и «нельзя». И, я считаю, именно благодаря этому примерно до 1 года 2 месяцев мы с Таисией практически не знали проблем в общении. В тех редких случаях, когда я что-то ей запрещала, она ко мне прислушивалась. Крайне редко случалось, чтобы она возмущалась или устраивала небольшой скандал. Иногда даже было так: Тая протягивала руку к чему-то запретному и смотрела на меня вопросительным взглядом, на что я говорила ей «Нельзя, ты же знаешь», и она, убедившись в том, что ничего не изменилось, спокойно отступала.
Но в 1 год 2 месяца все поменялось. В этом возрасте дочь начала нам закатывать настоящие истерики с требованиями получить желаемое. Ее возмущение стало гораздо более ощутимо и долговременно, отвлечь ее стало практически невозможно. Например, дочь почему-то стала наотрез отказываться сидеть в автокресле. Ничего не поделаешь, приходилось стоять на своем, объяснять, договариваться. Зачастую приходилось какое-то время переждать море слез, и только потом объяснять и успокаивать, ибо в самые первые минуты после озвучивания ограничения, дочь просто не хотела ничего слышать.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2
Как сказать ребёнку «нет»
Правило первое: говорить «нет» как можно реже. Не отмахивайтесь от своего ребёнка словами: «Прекрати!», «Перестань!», «Отстань!» – ведь это те же запреты, пусть и временные. Ребёнок, привыкнув к этим словам, не воспримет ваше «нет» так, как нужно. А нужно, чтобы оно обескуражило его, озадачило, тогда оно будет для него что-то значить. Для того чтобы уменьшить количество запретов, нужно научиться их предвосхищать: уберите с глаз или за черту досягаемости опасные для ребёнка предметы, вот и запрещать не придётся. Чем меньше поводов вы находите, чтобы сказать ребёнку «нет, нельзя», тем серьёзнее будет отношение к тем запретам, которые вы всё-таки введёте.
Правило второе: «нет» никогда не превращается в «да». Сказав «нельзя», вы загоняете себя в тупик, из которого нет выхода, поэтому тщательно взвесьте, так ли необходим запрет в данном случае. И какова цена запрета, если его можно отменить? Так что если вы можете обойтись без запрета – лучше обойдитесь, ведь у детей прекрасная память, и, добившись один раз отмены запрета, они не пожалеют ни сил, ни времени, чтобы добиться этого и в следующий раз. Будьте последовательны в своей позиции, не разрешайте запрещённое и не запрещайте разрешённое.
Правило третье: сказав «нет», настройтесь на серьёзную работу. Как только прозвучал запрет, желание ребёнка получить запрещённое становится гораздо сильнее, потому что запрет – это ограничение свободы, которое у любого человека вызывает протест. Первая реакция ребёнка – сопротивление, и ваша задача не превратить сопротивление в ссору. Потом он начнёт требовать поправок и послаблений к запрету, и вы должны проявить стойкость без резкости. И вот наступит момент, когда ребёнок примет запрет за правило и начнёт ему следовать, и вы должны всячески поощрять и поддерживать его на этом пути. Кроме того, введя для ребёнка запрет, например, на сладкое до обеда, вы обязаны и сами воздерживаться от него, иначе это будет нечестно и очень обидно для малыша. Контроль за соблюдением запрета – тяжёлая работа, имейте это в виду.
Правило четвёртое: объясняйте ребёнку своё «нет» на доступном для него уровне. Как объяснить двухлетнему ребёнку причинно-следственную связь между диареей и немытыми руками, которые он засовывает в рот? Наверное, никак. Хорошо бы найти понятное ребёнку объяснение любого запрета, но если это невозможно в силу его возраста и развития, то просто скажите ему, что этого делать нельзя.
Правило пятое: слово «нет» нужно произносить нейтрально. Ваше резкое и эмоциональное «нет, нельзя» может быть воспринято ребёнком на свой счёт: раз мама говорит громко и сердито, значит, она его не любит. Ваше весёлое и доброжелательное «нет, нельзя» может рассматриваться так: мама улыбается, значит, она играет. Когда вы произносите слово «нет» спокойно и нейтрально, ребёнок примет его без лишних волнений, как загадку природы, которую можно не понимать, но принять нужно.
Правило шестое: консолидация всех членов семьи в отношении запрета. Иногда у одного из членов семьи возникает желание пожалеть ребёнка и разрешить запрещённое. Во-первых, это непорядочно по отношению к остальным домочадцам, а во-вторых, крайне вредно для ребёнка. Два-три таких случая, и ребёнок научится манипулировать своими родственниками, а различать, что плохо и что хорошо, так и не научится.
Воспитание ребёнка – обязанность всех членов семьи, поэтому в интересах сохранения его психического здоровья и формирования у него правильных взглядов постарайтесь свои усилия объединить. Табу – понятие священное для всего племени.
Труднее всего сказать «нет» самому себе. Помните об этом, когда собираетесь сказать «нет, нельзя» своему ребёнку.
Е.Н.
Икота у новорожденныхКак объяснить ребёнку, почему взрослые разводятся?
Добавить комментарий
«Только и умеете, что себе глаза малевать и ногти красить»
Часто в старших классах ученики экспериментируют со своей внешностью. Быть привлекательным и выделяться из коллектива — это естественное желание начинается в подростком возрасте. Самые смелые девочки приходят с заметным макияжем на уроки. Но в образовательном учреждении нужно соблюдать определенные правила делового этикета, это касается и прически и макияжа, он не должен быть заметен
Педагог, акцентирующий внимание на внешности подростка в школе, поступает неправильно
В списке мыслительных ошибок школы Бека (основателя когнитивной терапии) имеется такое понятие, как негативный фильтр. Сказанное учителем замечание — типичный пример негативного фильтра. Преподаватель сосредоточился на якобы негативе, не замечая положительных моментов. Эта фраза обесценивает потенциал ученика и ставит преподавателя в позицию обиженного ребенка, пытающегося надавить на чувство вины.
Как правильнее: «Мне кажется, чтобы сделать такой интересный (красивый, сложный) макияж, требуется усердие. Значит, ты обладаешь этим качеством, и оно поможет тебе выучить домашнее задание к следующему уроку».