Когда лучше начинать
Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.
Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.
Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно
Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения
Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.
«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).
Довольный малыш – методика освоения горшка за 7 дней
Новая методика Джины Форд, испробованная на практике многими мамочкам, гарантирует отличный результат всего за неделю. Для успешности методики малышу должно быть больше полутора лет, и он хорошо слушается маму, способен выполнять несложные действия.
1 день – смелым движением руки откладываем подгузник в сторону, он вам больше не нужен, о чем и следует сообщить малышу. Подросшего ребенка сажают утром на горшок какать не меньше чем на 10 минут, стараясь его чем-то увлечь. Рассказывайте в это время о пользе и необходимости такого навыка. При неудачной попытке повторите высаживание через 15 минут, а это время займитесь совместным изучением взрослого туалета, объясняя для чего он нужен. При намоченных трусиках не падайте духом – немного терпения и у вас все получится.
2 день – внимательно следите за малышом и при малейших признаках желания сходить в туалет, предлагайте горшок – этот день посвящен закреплению вчерашних успехов. Старайтесь не допускать появления луж даже при увлеченной игре малыша.
3 день – отказываемся от подгузников даже во время прогулки, так вы не собьете малыша с толку. Перед прогулкой желательно удачно сходить в туалет, и с собой на улицу рекомендуется взять горшок, чтобы воспользоваться им при необходимости. Не волнуйтесь, горшок на улице – явление временное.
4-7 день – высаживайте регулярно ребенка на горшок, ведь наверняка вы уже заметили периодичность его позывов к мочеиспусканию. Возможно, сам малыш не будет вспоминать о горшке два часа, тогда ваша задача напомнить ему об этом. В случаях, когда кроха сам просится на горшочек, хвалите его и искренне радуйтесь, ведь ваша положительная реакция – прекрасный стимул для ребенка.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как отучить ребенка писаться ночью?
По системе Джины Форд “Довольный малыш” можно освоить горшок за неделю, но даже при неудачах и промашках не ругайте своего карапуза, а постарайтесь чаще напоминать об удобстве использования горшка. Это обязательно сработает.
Популярные методики приучения ребенка к горшку
Как правильно приучить к горшку — тема, которая всегда актуальна для родителей, чьим детям от 0 до 3 лет. Кто-то практикует обучение долгими упорными высаживаниями и тренировками; другие стараются сделать процесс максимально осознанным для ребенка. Разные способы приучения собраны в методики, среди которых можно выбрать подходящую вашему малышу, или взять их за основу для создания собственного «горшочного» метода.
А перед тем, как перечислять методики, хотим поделиться рассказом молодой мамы про приучение к горшку:
https://youtube.com/watch?v=CFsUiFt7gxo
Методика приучения за 3 дня (быстрая)
Данная методика не гарантирует того, что через три дня ребенок станет постоянно и безошибочно ходить на горшок. Но тем не менее, за это время можно сформировать основу для активного усвоения навыков чистоплотности. Чтобы обучение прошло наиболее легко, нужно понять, что конкретный малыш готов к процедуре приучения. Для этого нужно убедиться, что:
- у ребенка выработан примерный режим дефекации (малыш ходит «по большому» примерно в одни и те же часы);
- ребенок может сдерживать мочеиспускание 1-2 часа, например, во время прогулки и до прихода домой он остается сухим;
- малышу еще не исполнилось 2 лет.
Активный этап приучения занимает три дня.
День 1. Убираем подгузник дома.
Ребенку одноразовый подгузник снимается сразу после пробуждения и не надевается в течение всего дня. Малыш может бегать голышом или в обычных х/б трусиках (если позволяет время года и комнатная температура). Родитель постоянно держит ребенка в поле зрения, и как только замечает, что кроха собрался «делать дела» — мгновенно сажать на горшок, пусть даже будет упущено какое-то время, закончить процесс необходимо на горшок. Стабильные высаживания в течение дня будут постепенно закрепляться в сознании. На прогулку и на ночь подгузник можно надеть.
День 2. Убираем подгузник на прогулке.
Второй день полностью дублирует первый, отличие лишь в том, что прогулки на улице проходят также без подгузника. Для подстраховки можно взять с собой пару комплектов сменных штанишек, либо приобрести «дорожный» горшок (надувной или складной).
День 3. Закрепление.
Третий день проходит также с активным использованием горшка дома и вне его. Сажать необходимо в равные промежутки времени (каждые 1,5-2 часа), перед сном и перед походом на улицу. Можно добавить еще одну внеплановую прогулку. Похвалите малыша, если он придет с улицы сухим. Ребенок за три активных дня «дружбы» с горшком учится сдерживать свои потребности до высаживания на горшок и со временем вы сможете насовсем отказаться от подгузника.
Садимся на горшок за 7 дней
Приучение к горшку за неделю — это вполне реально. Данной методики, разработанной Джиной Форд, придерживается большое количество мам, которые на своём опыте одобрили её эффективность и простоту. С какого возраста приучать ребенка к горшку по данной методике? Если ваш ребенок умеет выполнять простые действия (снимать трусики, понимать просьбы родителя), то эта система обучения вам подходит.
- В первый день ребенку необходимо объяснить, что он уже достаточно подрос, чтобы снять подгузник и носить трусики, как взрослый. Можно показать картинки с детьми, сидящими на горшке или тематический мультфильм. Предлагайте малышу самому сесть на горшочек, пусть проведет на нем какое-то время. Присаживайте еще пару раз в течение дня.
- Во второй день продолжайте знакомство с горшком в более активном темпе. Посадите ребенка на него сразу после сна, после завтрака и перед дневным сном. Чтобы малыш не отвлекался и не вставал, находитесь с ним рядом, развлекайте его. При намеках справить нужду старайтесь подгадать момент и высадить на горшочек.
- Придерживаясь одной линии поведения, продолжайте спокойно предлагать горшок ребенку, интересуйтесь, не хочет ли он «сделать дела». Подгузники с этого дня постарайтесь убрать насовсем, даже на время прогулок — чтобы не запутать ребенка и определить серьезность намерения приучить к горшку.
- В четвертый и последующий дни постепенно вырабатывайте «режим» использования горшка. Если ребенок заигрался и забыл о необходимости сесть на горшочек, напомните ему об этом. Обязательно поощряйте малыша после каждого успешного похода на горшок похвалой.
Важно! На время приучения к горшку одевайте ребенка в одежду, которую он сможет самостоятельно снять при необходимости. Никаких лямок, пуговиц и тугих резинок, — иначе малыш может однажды просто сесть в одежде и справить нужду в ней, если не успел вовремя попроситься снять штанишки.
«ТЕТЯ ФЕЯ» — НАША СПАСИТЕЛЬНИЦА
Но самое интересное произошло тогда, когда я стала привлекать в общение с ребенком третьих лиц… Виртуальных. И в данном случае я придумала «Горшечную Фею»…
Я рассказала Дениске, что есть такая «Тетя Фея», которая наблюдает за тем, как детишки ходят на горшочек и когда они туда писают или какают приносит им приятные сюрпризы. Что-нибудь вкусненькое.
И какое же было наше с мужем удивление, когда после очередной фразы «Денисочка, пописай на горшочек, тебя „Тетя Фея“ попросила», Денис пошел в комнату, сел на горшок и принес нам полный горшок, чтобы вылить его в туалет.
Честно, я опешила!
И вот уже неделю я одеваю подгузник ребенку на прогулку и для сна, а все остальное время он с моими напоминаниями и с УДОВОЛЬСТВИЕМ ходит на горшок и с гордостью выливает его в туалет!
Причем пару раз я передавала ему конфетки от «Тети Феи», а потом было достаточно просто напомнить о ней.
Чудеса, да и только!
Вот это я понимаю — приучить ребенка к горшку быстро!
Ребенок сам до этого дошел, сделал и испытывает гордость за свое достижение.
Безусловно количество переросло в качество, но я тоже горжусь своей находкой.
А психологи наверное сказали бы, что просто наступил сензитивный период приучения ребенка к горшку.
Я надеюсь, что статья Вам понравилась, наш опыт возможно кому-нибудь из Вас помог расслабиться и понять, что Вы не одиноки, а «Тетя Фея» станет хорошим другом и помощницей!
Поделитесь своим опытом, мне будет очень интересно! Может быть у вас есть какие-то другие секреты?
А если вы примените нашу «Тетю Фею» для того, чтобы приучить своего ребенка к горшку быстро, то обязательно напишите об этом!!!
И еще напоследок НЕСКОЛЬКО НОВОСТЕЙ:
- Закончился очередной этап конкурса «Лучший блог по мнению isif-life». Я писала о моем участии в этом конкурсе в статье «Зачем мне, а возможно и Вам нужен блог?». Мой блог занял в нем 14 почетное место. Я бы даже обрадовалась, если бы участвовала первый раз. Все-таки 49 блогов заявлено, а я в первой четверти… Но я участвую второй раз и первый был в мае, когда моему блогу не было и месяца. И тогда я заняла 17 место из тех же 50… Тогда это было круто… С другой стороны я понимаю, что мне есть чему поучиться и я все так же серьезно настроена расти и развиваться дальше!
- Я приобрела, изучила и планирую настроить продажи обалденного курса Александра Борисова, моего ментора и вдохновителя, правами перепродажи которого я официально обладаю. Мой мозг просто взорвался от потока информации. Я узнала несколько секретов, которые перевернули мое представление о ведении блога. Все стало на свои места. У Вас тоже возможность узнать эти секреты прямо от мастера своего дела. Рекомендую не пропустить начало продаж и подписаться на рассылку новостей моего блога!
- В течение ближайших двух недель я участвую в статейном конкурсе со статьей про то, что нужно класть в аптечку, когда путешествуешь с детьми. Подержите за меня кулачки!
- У меня созрела идея организовать эстафету на блоге на тему — «Мне есть чем гордиться», которая была бы приятным и полезным для себя любимых и для блога любимого инструментом. Активно ищу желающих потешить свое самолюбие и поднять свою уверенность, написав про себя и свои достижения — в жизни, в семье, на работе, в блоггинге, да где угодно, лишь бы писать об этом было приятно! И в статье дать ссылку на один или несколько блогов-участников. По времени ограничивать не буду, потому что достижения вещь постоянно пополняемая, а участников может быть сколько угодно. И моя следующая статья будет как раз на эту тему! А мне есть чем гордиться! Вам я уверена тоже!
С уважением к Вам, Маргарита Мамаева
P.S. А чтобы не пропустить выход очередной статьи, подстрахуйтесь и подпишитесь на обновления блога
Скажем подгузнику: прощай
Отношение родителей к приучению ребенка к горшку должно быть равно проекту, требующему пристального внимания и уймы времени. Присутствие множества отвлекающих факторов подобно работе, лишнему стрессу, болезни или иных, не позволяющего уделять должного времени ребенку негативно сказывается на продвижении к привыканию ходить на горшок. Рекомендуется вовсе отказаться от этой затеи и временно её перенести.
Задача родителей помогать и контролировать желания ребенка сходить в туалет, однако сам процесс полностью зависит от физиологии ребенка. Необходимо помнить об этом. Не смотря на это необходимо начать подготовку заранее: показать малышу горшок, почитать обучающие книжки или посмотреть мультфильмы. Обязательно разговаривать с ребенком о том, что ему предстоит. Это не напугает ребенка со столкновением, возможно, неведомых ему еще процедур. Можно также предложить ребенку сообщать о том, что он хочет писать, какать даже до снятия памперса.
Далее требуется наблюдать за тем, в какое примерно время ребенок ходит в туалет, а уже дня через два или три снимать памперс. Начать необходимо с дневного времени, когда процесс легко контролировать. Когда ребенок начнет просыпаться сухим, можно снимать и на ночь. Надевается подгузник лишь во время длительных поездок и в то время, когда контроль невозможен.
Приучение ребенка к горшку за 3 дня
За это время можно приучить к горшку 2-летнего ребенка. Для детей младше методика будет неэффективной.
Основные моменты
Приучить ребенка к горшку за 3 дня получится при условии, что:
- кроха может сказать, когда хочет в туалет;
- ему не комфортно в мокром подгузнике;
- малыш не боится горшка.
Убедившись в готовности, за две недели до начала приучения объясняют предназначение предмета. За неделю предупреждают, что подгузников скоро не будет, вместо них придется носить трусики.
Первый день
Утром, после пробуждении, заменить подгузник на трусики. Горшок поставить на виду, чтобы ребенок в любое время мог им воспользоваться. Чаще давать пить и внимательно наблюдать за ним. Как только возникнет желание опорожнить мочевой пузырь — посадить на горшок
Важно донести до ребенка связь между потребностью помочиться и использованием ночной вазы
Нужно отслеживать каждый такой позыв, если процесс завершается удачно — обязательно хвалить. Когда что-то не получилось, нельзя кричать, иначе кроха свяжет свое горе с горшком и станет его бояться.
Второй день
Настало время выйти на прогулку без подгузников. Предварительно следует дождаться, когда ребенок опорожнит кишечник и мочевой пузырь.
В зимнее время нежелательно уходить далеко от дома, чтобы быстро вернуться и поменять штанишки. Летом можно взять на прогулку одежду для переодевания.
Третий день
Процедуру высаживания проводят после пробуждения и прогулки, перед сном. Так у малыша сформируется навык проситься в туалет перед каждым режимным мероприятием.
В эти сутки добавляют еще одну прогулку, чтобы ребенок научился контролировать потребность пописать и понял, как некомфортно гулять мокрым .
Основные принципы приучения к горшку
Выбор горшка. По мнению доктора Комаровского, в вопросе приучения не так важны форма, цвет и «опции» горшка. Главное, чтобы он был удобным и не воспринимался исключительно в качестве игрушки
Телеведущий советует обратить внимание на качество и экологичность материалов, а также размер изделия
Следование системе. Евгений Комаровский отмечает, что быть готовым к этому непростому делу должен не только ребенок, но и его родители
Им важно заранее определить тактику своего поведения в период перехода от подгузников к туалету, понимать, что общение с малышом будет занимать большую часть времени. Также он советует вырабатывать новые навыки постоянно, а не только в удобное для взрослых время (вечером или в выходной). Бессистемность запутает ребенка
Бессистемность запутает ребенка.
Выбор оптимального времени. Начинать приучение к горшку нужно в благоприятное для этого время. В частности, все окружающие малыша должны быть здоровы и пребывать в хорошем настроении. Наиболее удачным периодом для этого является лето, так как ребенок одет максимально легко и процесс переодевания не занимает много времени. Знакомство с горшком лучше начинать в те моменты, в которые вероятность успешного мочеиспускания или дефекации особенно высока. Оптимально это делать после еды или сна, перед ними. Также можно предложить малышу горшок, если его поведение указывает на желание помочиться.
Закрепление успеха. Если малыш все сделал правильно, его обязательно нужно похвалить и порадоваться успеху. В случае неудачи не следует показывать малышу отрицательные эмоции, лучше объяснить, как нужно поступить в следующий раз.
Фиксация внимания
Акцентировать внимание ребенка нужно не только на самом горшке, но и на всем, что с ним связано. Малышу будет интересно, как родители достают и открывают этот предмет, учат, как снять трусики и надеть их обратно. Можно даже показать любопытному крохе, как моется горшок и куда он ставится до следующей «встречи»
Такие действия будут похожи на своеобразную игру, а значит, будут вызывать положительные эмоции
Можно даже показать любопытному крохе, как моется горшок и куда он ставится до следующей «встречи». Такие действия будут похожи на своеобразную игру, а значит, будут вызывать положительные эмоции.
Если малыш с успехом осваивает горшок, то этот предмет нужно вписать в распорядок дня. К примеру, ребенок должен привыкнуть ходить в туалет перед прогулкой и перед сном. Евгений Комаровский не призывает сразу же отказываться от одноразовых подгузников, ведь они еще могут понадобиться ночью или во время длительной поездки.
Советы о том, как выбрать удобный горшок для ребенка девочки или мальчика
В детских супермаркетах можно найти уйму детских горшков. Все они отличаются между собой материалом, формой, цветом, с картинкой или без.
Не нужно думать что если он розовый, то это для девочки, синий — мальчику. Лично у нас в семье три вида: синий, зеленый и розовый. Зеленый и розовый мои дети любят больше всего.
Единственно, что для малышек-девочек предподчтительнее выбирать атрибут круглой формы, для крепышей-мальчиков — овальной и чтобы впереди был небольшой выступ.
Общие советы, как выбрать горшок:
Он не должен быть выполнен из металла, т.к он будет холодным
Выбирайте модели из пластика.
Важно, чтобы горшок был устойчивым, поэтому не берите слишком маленький.
Существуют с крышками, подумайте нужна ли вам крышка? В принципе не нужна, если вы только часто путешествуете, то тогда выбирайте этот вариант с крышкой.
Не нужно покупать с моделями различных сказочных героев со звуками и мелодиями, это будет только мешать, отвлекать ребенка, а также ребенок будет относиться к горшку как игрушке, а не туалету.
Сзади обратите внимание должна быть спинка, хотя бы небольшая. Если ее нет, то не берите такой, ребенку будет неудобно и он будет постоянно заваливаться с него на пол.
Есть еще горшки-стульчики, типо маленький миниунитаз, выглядят прикольно, но моим детям он не пришелся по вкусу
Хотя знаю, что многие ходят только на такие стулья.
Вот наши два любимых красавца
Как научить ребенка вставать ночью в туалет
Приучить пользоваться горшком в период ночного сна можно лишь здорового ребенка старше полутора лет
Важно, чтобы он умел говорить о своих потребностях, был способен просыпаться без помощи родителей и быстро засыпать после пробуждения ночью
Существует несколько способов, как приучить ребенка ходить на горшок ночью:
- Укладывать спать без подгузника. Первое время он будет просыпаться мокрым, но быстро усвоит причину и следствие. В качестве страховки можно использовать впитывающие пеленки.
- Привычка просыпаться ночью в туалет сформируется скорее, если детей будить в определенное время и говорить, что нужно пописать.
- Такой прием, как поощрение, мотивирует кроху вставать ночью пописать. Можно наглядно фиксировать успехи при помощи наклеек, рисунков на плакате, поощрительных призов.
- Использовать игры, когда днем ребенок демонстрирует, что будет делать ночью, если захочет пописать.
Любой способ приучения к горшку требует терпения, многократного повторения. Тогда у крохи разовьется стойкая привычка вставать ночью в туалет. Главное, чтобы он был готов физиологически и психологически усвоить прививаемые навыки.
Как быстро приучить ребенка к горшку
Согласно этой популярной методике, начинать нужно с момента, когда малыш уже может не писать в течение 1 – 2 часов, сам начинает противиться одеванию подгузника и ходит «по-большому» примерно в одно и то же время.
Данный метод подходит только для дня — чтобы ребенок научился контролировать себя ночью, нужно больше времени.
Для начала пусть малыш побудет без подгузника целый день
Важно все время находиться рядом и наблюдать за ним. При каждой попытке пописать или покакать сажайте его на горшок
Пусть он почувствует связь между своими действиями и горшком Придется побыть психологом: не заострять внимание на неудачах, а за каждую успешную попытку не забывать хвалить. Второй день мало отличается от первого
Разве что можно погулять без подгузника Отправляться на прогулку лучше сразу после того, как малыш сходил в туалет, а гулять — недалеко от дома, чтобы была возможность в любой момент вернуться и переодеться. Можно взять с собой сменную одежду или даже горшок. И снова хвалить за каждую удачную попытку. На третий день можно добавить еще одну прогулку. Пусть ребенок учится контролировать себя, когда горшка нет под рукой. Сажайте его на горшок перед прогулкой, перед сном, после того, как вернулись с улицы, и после пробуждения.
После трех дней активного общения с горшком дети могут начать проситься на него сами.
10 правил успешного освоения горшка
Вашему малышу уже около 18 месяцев? Вы заметили в его поведении какие-либо из приведенных выше признаков готовности? Значит, можно начинать овладение новой сложной наукой. Приступаем.
1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.
2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.
3. Купите удобный и … теплый горшок — холодное посадочное место может надолго испортить отношения с горшком. Сидение должно повторять анатомические изгибы, желательно наличие удобной спинки (такие горшки называют физиологичными). Первым делом вымойте горшок и поставьте его в комнате у крохи, чтобы он стал привычным для него предметом.
4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна — после сна, после еды, когда он
показывает своим поведением, что ему пора.
5. В случае успеха — очень-очень хвалим. Вслучае неудачи — изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся — огорчения не показываем.
6
Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы — весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе
Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы — весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.
7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда ребенку пора, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.
8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Они вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на
прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна
Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок — обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник
9
Важно, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул
На нем сидят» — и, по аналогии, — «Это горшок, на нем писают и какают»
«Вот это стул. На нем сидят» — и, по аналогии, — «Это горшок, на нем писают и какают».
10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как Вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом — вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее пописать — это же просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…
Ранние успехи
Правда, очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев писает по команде «пи-пи», а какает исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот — не совсем то, что нам нужно. Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно тебя не оставят в покое, пока не пописаешь, то связь эта установится рано или поздно. Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» — наполнение пузыря — мочеиспускание, а наполнение пузыря — горшок — мочеиспускание. То есть побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).
Приучение к горшку в возрасте около 18 месяцев | Приучение к горшку в более раннем возрасте |
Ребенок осознанно контролирует все процессы | Процесс основывается полностью на рефлексах |
Приобретенные навыки не теряются | При любых переменах в жизни ребенка он быстро забывает все, чему научился |
Приучение проходит быстрее и легче | Приучение дольше и сложнее для ребенка |
Ребенок наслаждается своими успехами и самим процессом | Частые промашки, больше стресса для ребенка |
Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок, с 9 месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные — наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»… Каких бы «поразительных успехов» Вы ни добились, но до того, как ребенок будет готов к приучению к горшку (а это приблизительно в 18 месяцев), успехи эти будут временными, а эпизоды промашек — частыми. И к этому надобно относиться весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что Вам удастся познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.