Как приучить ребёнка к горшку: 5 ошибок которые, нельзя совершать родителям!

Когда лучше начинать

Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.

Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.

Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно

Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения

Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.

«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).

Наказания для ребенка

Сложно приучить ребенка к туалету, демонстрируя ему злость и используя наказания. Нормально, если у карапуза отсутствует интерес к горшку, он пописал на пол или имеет другие причины не садиться на горшок.

Неудачи – естественная часть любого обучения (вспомни себя). Наказания и крики способны отбивать интерес детей к обучению – карапуз начнет бояться, что его промахи расстроят тебя. Если ребенок боится какать – это одно из последствий наказаний. По возможности спокойно реагируй на неприятности. Не удается? Прикуси язык и посчитай до 10. Затем продолжай общение с карапузом.

Заключение

Чтобы приучение ребенка к горшку прошло успешно, тебе необходимо усвоить лишь 5 правил. Они сводятся к тому, чтобы начинать знакомство с туалетом лишь в момент, когда появятся признаки зрелости и готовности карапуза. Не следует делать это, если в жизни чада происходят тревожные или эмоциональные события. Также нельзя давить на ребенка или ориентироваться на достижениях других детей. Последствием может стать то, то ребенок начнет бояться какать или даже подходить близко к горшку. И исключи любой вид наказаний – тогда малыш станет воспринимать опорожнение мочевика и кишечника, как что-то плохое.

10 правил успешного освоения горшка

Вашему малышу уже около 18 месяцев? Вы заметили в его поведении какие-либо из приведенных выше признаков готовности? Значит, можно начинать овладение новой сложной наукой. Приступаем.

1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.

2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.

3. Купите удобный и … теплый горшок — холодное посадочное место может надолго испортить отношения с горшком. Сидение должно повторять анатомические изгибы, желательно наличие удобной спинки (такие горшки называют физиологичными). Первым делом вымойте горшок и поставьте его в комнате у крохи, чтобы он стал привычным для него предметом.

4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна — после сна, после еды, когда он

показывает своим поведением, что ему пора.

5. В случае успеха — очень-очень хвалим. Вслучае неудачи — изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся — огорчения не показываем.

6

Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы — весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе

Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы — весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.

7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда ребенку пора, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.

8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Они вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на

прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна

Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок — обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник

9

Важно, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул

На нем сидят» — и, по аналогии, — «Это горшок, на нем писают и какают»

«Вот это стул. На нем сидят» — и, по аналогии, — «Это горшок, на нем писают и какают».

10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как Вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом — вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее пописать — это же просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…

Признаки готовности ребенка

Важно правильно определить, когда приучать ребенка к горшку. Обычно этот момент наступает, когда малышу исполняется полтора года, но он может быть готов к отказу от подгузников раньше или позже. Помните, что эти сроки индивидуальны

Не нужно торопить ребенка, пытаться заставлять его пользоваться горшком, если он еще к этому не готов

Помните, что эти сроки индивидуальны. Не нужно торопить ребенка, пытаться заставлять его пользоваться горшком, если он еще к этому не готов.

Понять, что малышу пора знакомиться с горшком, можно по многим признакам:

Ребенок какает примерно в одно и то же время (стул стабилен), причем позывы предсказуемы, а сам он уже может обращать на это внимание. Например, он «задумывается» или прекращает перед этим игру

Малыш зовет родителей сразу после мочеиспускания или дефекации, потому что ему некомфортно

Иногда он пытается привлечь внимание родителей, когда ему пора в туалет. Координация движений хорошо развита

Ребенок способен по несколько минут держать равновесие сидя. Он также может оставаться на одном месте, сидеть смирно хотя бы 3—5 минут. Ребенок пытается самостоятельно снимать и надевать трусики или подгузники или уже хорошо умеет это делать. Малыш знает связанные с туалетом слова (писать, какать, «пи-пи», «ка-ка», ходить на горшок), понимает, что они значат. Например, он может показать свой горшок, знает, где он находится, может сказать, хочет ли он писать или какать, если спросить его об этом. Ребенок уже пытается подражать взрослым, хочет быть более самостоятельным: он стремится все делать сам, пытается повторять действия взрослых и хочет ходить в туалет самостоятельно, «как большой». Постепенно малыш учится контролировать мочевой пузырь, и это получается у него все лучше: например, он может остаться сухим после дневного сна или немного потерпеть, если прямо сейчас нет возможности сходить в туалет. Мокрые трусики или подгузник не нравятся ребенку и он пытается снять их.

Навык опрятности формируется постепенно, в несколько этапов. Это прямо влияет на готовность к приучению к горшку:

  • Процесс начинается, когда малыш впервые испытывает дискомфорт из-за мокрых трусиков или подгузника, когда он показывает, что ему это не нравится, и пытается снять грязное белье. Обычно это происходит в 12-15 месяцев.
  • Спустя некоторое время ребенок учится понимать, когда ему нужно в туалет. Это проявляется замиранием перед мочеиспусканием. Такое поведение появляется примерно в 16 месяцев, но это может случиться и раньше или позже. Еще через несколько недель ребенок научится распознавать позывы заранее, а затем и контролировать их.
  • Желание сходить в туалет сначала проявляется жестами: малыш может теребить одежду в области паха или тянуть маму за руку. В это время его уже можно приучать к горшку.

В первые недели малышу будет требоваться помощь взрослых, но позже он научится справляться самостоятельно. Обычно навык полностью формируется к трем годам.

Когда приучать ребенка к горшку

Около года ребенок начинает осознавать, что ему пора «сделать важные дела». В это время он уже понимает, хочется ли ему «по-маленькому» или «по-большому». Естественный контроль этих процессов начинается после года и окончательно вступает в силу в течение второго года жизни. Средний возраст выработки устойчивых рефлексов — от 22 месяцев до 3 лет. Осознанный поход на горшок — важный показатель взросления ребенка

Педиатры считают, что тут важно не спешить. Родителям нужно быть готовыми потратить силы и время, чтобы обучить ребенка всем тонкостям этого деликатного процесса. Встречаются, правда, вундеркинды, способные научиться за несколько дней

Но далеко не всем родителям так везет. Большинству детей требуется несколько месяцев, чтобы довести этот навык до совершенства

Встречаются, правда, вундеркинды, способные научиться за несколько дней. Но далеко не всем родителям так везет. Большинству детей требуется несколько месяцев, чтобы довести этот навык до совершенства.

1) Правильное время. Прежде чем начинать приучать ребенка к горшку, задайте себе несколько вопросов:

  • Установился ли у малыша более или менее стабильный режим дефекации?
  • Способен ли он более 1,5 – 2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии?
  • Знает ли ребенок названия частей тела и предметов одежды?
  • Понимает ли он значение слов «пописал» и «покакал»?
  • Может ли малыш следовать простым указаниям?
  • Умеет ли он ходить и садиться?
  • Может ли самостоятельно снимать и надевать штанишки?
  • Умеет ли он демонстрировать отрицательные эмоции, вызванные пребыванием в грязных подгузниках?
  • Способен ли он любым способом передать родителям слово «хочу»?

Если вы будете заставлять ребенка садиться на горшок, когда он еще не готов к этому ни морально, ни физически, скорее всего, это не приведет ни к чему хорошему, кроме лишнего стресса у малыша и у вас.

2) Правильные условия. Следующее, что вы должны сделать, — оценить обстоятельства, в которых вы собираетесь приучать ребенка к горшку. Если в этот период жизни у него и без того много стресса (смена садика, новая няня или появление младшего братика), придется отложить это до лучших времен. 

Теперь спросите себя, готовы ли вы к ежедневным тренировкам на протяжении нескольких месяцев. Если вы делаете ремонт или только устроились на новую работу, если вы снова беременны и испытываете недомогание по утрам, возможно, это не лучшее время для приучения ребенка к горшку.

Если же время удачное и вы после консультации с педиатром думаете, что малыш готов, — можно начинать.

Как определить, что ребенок не готов к приучению к горшку

Детский психолог

Воспитание детей

Признаки Того, Что Малыш Готов К Приучению

Одно или несколько из следующих поведенческих изменений могут указывать на то, что малыш готов к приучению к горшку .

Ваш малыш учится ставить вещи на свои места.

Они понимают несколько простых команд.

Они достаточно независимы, чтобы сказать или сказать «НЕТ».

Ваш малыш может оставаться сухим в течение нескольких часов.

Они начинают проявлять интерес к приучению к туалету, следуя за вами в туалет и т. Д.

Ваш малыш может ходить и садиться самостоятельно.

Малыш указывает родителю или опекуну, что он испачкал.

Малыш научился самостоятельно натягивать и снимать одежду.

Малыш может демонстрировать многие из вышеперечисленных моделей поведения, но все же может быть не готов к приучению к горшку. Не торопитесь с этим только потому, что другой ребенок того же возраста уже приучен к горшку. Процесс требует терпения и правильных шагов.

Когда приучать ребенка к горшку?

​Если в США и странах ЕС родители даже не задумываются о горшке раньше 2-летнего возраста, то в России же наоборот принято форсировать процесс приучения. Достаточно просто посмотреть на популярность в сети статей вроде «приучить ребенка к горшку за 3 дня» или «как приучить ребенка к горшку в 1 год», как сомнений не остается.

Как ни странно, но практика показывает, что ребенок, которого начали приучать к туалету еще до года, начинает контролировать процесс мочеиспускания примерно в том же возрасте, что и ребенок, который познакомился с горшком в 1,5-2 года.

И происходит это ближе к 2 годам (точные сроки у всех индивидуальны).

А как же соседский ребенок, который, по словам его мамы, начал ходить на горшок в год? Действительно, многим родителям удается добиться некоторых результатов еще до 1,5 лет. Однако каким образом это происходит? Постоянно усаживая дитя на горшок и повторяя «пись-пись», родители добиваются того, что ребенок начинает связывать опорожнение мочевого пузыря с заветными словами, иначе говоря, вырабатывается условный рефлекс. На самом деле, если повторять эти операции долго и упорно, добиться выработки такого рефлекса совсем несложно. Вопрос только в том, действительно ли это то, что нам нужно? Ведь ребенок должен научиться опорожнять мочевой пузырь вовсе не в ответ на кодовые слова, а в ответ на свое ощущение, что мочевой пузырь наполнен. Кроме этого, ему нужно еще и научиться сдерживать процесс выделения и сообщить маме о своем желании (или самостоятельно справить нужду). Чтобы это случилось, нервная система ребенка должна СОЗРЕТЬ!

Сколь бы ни были активны воспитатели, все успехи, которых они добились до 1,5 лет, будут временны. Примерно в 1,5 года дети, приученные делать «пись-пись», ни с того, ни с сего перестают беспрекословно подчиняться и начинают выгибаться при виде горшка. Дело в том, что в этом возрасте у детей начинается этап формирования того самого сознательного контроля над выделениями. Они уже не могут делать «пись-пись» по заказу! Поэтому и протестуют. Встревоженные родители изо всех сил пытаются вернуть былые успехи: силой усаживают на горшок, ругают за мокрые штанишки, но все напрасно. Взаимное раздражение нарастает, ребенок начинает негативно относиться ко всей этой «туалетной теме» и может даже специально справлять нужду не в том месте, где того требуют родственники.

Итак, с какого же возраста приучать ребенка к горшку? Принимая решение, нужно помнить, что чем раньше вы начнете, тем больше усилий будет потрачено и тем больше вероятность взаимных обид и разочарований.

Специалисты называют следующие физиологические нормы:

  • Естественное формирование навыка контроля над выделениями начинается после года и постепенно совершенствуется в течение второго года жизни.
  • Более-менее устойчивые навыки пользования горшком формируются примерно в 1 год 10 месяцев – 2,5 года.
  • Стойкие рефлексы появляются к трем годам.

Также полезно знать следующие признаки готовности организма ребенка к знакомству с горшком:

  • Ребенок может оставаться сухим в течение 1,5-2 часов;
  • У малыша установился относительно стабильный режим дефекации;
  • Ребенку не нравится находиться в мокрых (грязных) штанишках или подгузниках;
  • Кроха может сообщить родителям о своем желании сходить в туалет (любым способом – кряхтением, жестами, словами).

Когда приучать ребенка к горшку

Около года ребенок начинает осознавать, что ему пора «сделать важные дела». В это время он уже понимает, хочется ли ему «по-маленькому» или «по-большому». Естественный контроль этих процессов начинается после года и окончательно вступает в силу в течение второго года жизни. Средний возраст выработки устойчивых рефлексов — от 22 месяцев до 3 лет. Осознанный поход на горшок — важный показатель взросления ребенка

Педиатры считают, что тут важно не спешить. Родителям нужно быть готовыми потратить силы и время, чтобы обучить ребенка всем тонкостям этого деликатного процесса. Встречаются, правда, вундеркинды, способные научиться за несколько дней

Но далеко не всем родителям так везет. Большинству детей требуется несколько месяцев, чтобы довести этот навык до совершенства

Встречаются, правда, вундеркинды, способные научиться за несколько дней. Но далеко не всем родителям так везет. Большинству детей требуется несколько месяцев, чтобы довести этот навык до совершенства.

1) Правильное время. Прежде чем начинать приучать ребенка к горшку, задайте себе несколько вопросов:

  • Установился ли у малыша более или менее стабильный режим дефекации?
  • Способен ли он более 1,5 – 2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии?
  • Знает ли ребенок названия частей тела и предметов одежды?
  • Понимает ли он значение слов «пописал» и «покакал»?
  • Может ли малыш следовать простым указаниям?
  • Умеет ли он ходить и садиться?
  • Может ли самостоятельно снимать и надевать штанишки?
  • Умеет ли он демонстрировать отрицательные эмоции, вызванные пребыванием в грязных подгузниках?
  • Способен ли он любым способом передать родителям слово «хочу»?

Если вы будете заставлять ребенка садиться на горшок, когда он еще не готов к этому ни морально, ни физически, скорее всего, это не приведет ни к чему хорошему, кроме лишнего стресса у малыша и у вас.

2) Правильные условия. Следующее, что вы должны сделать, — оценить обстоятельства, в которых вы собираетесь приучать ребенка к горшку. Если в этот период жизни у него и без того много стресса (смена садика, новая няня или появление младшего братика), придется отложить это до лучших времен. 

Теперь спросите себя, готовы ли вы к ежедневным тренировкам на протяжении нескольких месяцев. Если вы делаете ремонт или только устроились на новую работу, если вы снова беременны и испытываете недомогание по утрам, возможно, это не лучшее время для приучения ребенка к горшку.

Если же время удачное и вы после консультации с педиатром думаете, что малыш готов, — можно начинать.

Как определить, что ребенок не готов к приучению к горшку

Детский психолог

Воспитание детей

Как приучить ребёнка к горшку

Правила приучения к горшку:

Это не гонка!

Не спешите приучать своё чадо к горшку. Подождите, пока ребёнку исполнится хотя бы 1,5 года. Если не получается, нужно отложить на пару недель. Ничего страшного в этом нет.

Хватит покупать подгузники!

Откажитесь от подгузников. Надевайте подгузники только на прогулку или в гости. Постепенно уменьшайте количество подгузников, которые вы надеваете малыша в день. А лучше вовсе откажитесь от них.

Ребёнок должен изучать свои половые органы, а также понимать, как происходит процесс мочеиспускания. Для этого нужно, чтобы ребёнок ходил без подгузников.

Когда ребёнок научиться переворачиваться, он будет не до конца писать. Небольшую порцию мочи он будет «дописывать» под себя. Благодаря такому поведению дети понимают связь между процессом и органами, которые это делают.

Из-за подгузников ребёнок не чувствует дискомфорта и влаги. В качестве альтернативы можно использовать многоразовые подгузники или специальные трусики для приучения к горшку, которые не впитывают влагу, чтобы малыш чувствовал, что он мокрый.

Наблюдение.

Наблюдайте за ребёнком (те, кто высаживают малышей, знают о чём речь). Малыш перед тем, как пописать или покакать, может затаиться, притихнуть, покраснеть, напрячься.

Сон влияет.

Наладьте режим сна малыша. Стремитесь к тому, чтобы ребёнок спал больше. Уставшие дети часто капризничают, устраивают истерики, не могут сконцентрироваться на одном занятии.

Маленький взрослый.

Стремитесь к тому, чтобы малыш пытался одеваться самостоятельно.

Прививайте в ребёнке самостоятельность, ставьте перед ним различные цели. Дети чувствуют себя взрослыми, если у них есть собственные обязанности и роли.

Как только ребёнок научиться ходить на горшок, нужно приучать убирать за собой: выносить горшок, выливать содержимое, мыть горшок, мыть руки. Сначала нужно показать ему эту процедуру, а затем делать это вместе с малышом.

Горшок — это друг.

Горшок должен находиться на видном месте. Ребёнок не должен его бояться. Перед началом приучения лучше объяснить малышу, для чего нужен горшок в форме сказки или игры.

Нельзя заставлять ребёнка сидеть на горшке. Не стоит мучить ребёнка, если он выгибается, кричит. Нельзя, чтобы у малыша сформировалась негативная реакция при виде горшка.

Регулярность.

На горшок нужно высаживать после сна, еды, перед и после прогулки. Нужно предлагать горшок ребёнку регулярно, а не только утром или вечером. Малыш усвоит это так, будто ходить в туалет в горшок нужно иногда, необязательно это делать всегда.

Хвалите детей.

Если у ребёнка получилось сходить на горшок, необходимо похвалить его за это.

Пример с других.

Многие дети берут пример со старших детей. Если нет братьев или друзей, то можно посадить куклу или любую игрушку на горшок.

Хитрые штучки.

Для того, чтобы ребёнок мог расслабиться, могут помочь следующие штуки:

  1. горшочные сказки;
  2. книжки;
  3. игрушки.

Постоянство.

Джейми Гловацки в своей книге рекомендует родителям быть постоянными в своих формулировках слов при общении с ребёнком: если дома говорят «покакать», то не нужно говорить на людях «сходить по-большому». Детский мозг устроен по-другому, поэтому заранее решите, как называть данный процесс, ведь в дальнейшем это слово будет произноситься громко и очень часто.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий