Как приучить ребенка помогать по дому: 9 простых советов

Конкретные советы

  1.  знания
  2.  навыки

   Дать знания – ваша задача

Например, расписать план, как убрать в комнате, или как приготовить какое-то блюдо. Согласитесь, любую задачу легче решить, разбив ее на несколько этапов. Например, план уборки в комнате может быть таков:

— убрать разбросанные вещи в шкаф, грязные – в стирку.

убрать со стола, сложить книги и тетради по местам, всю остальную мелочь – тоже;

— перестелить постель (или застелить);

— пропылесосить;

— вытереть пыль;
— позвать маму.

Хорошо еще ограничить время. От степени запущенности – от получаса до час. Это мобилизует. И пообещать сюрприз, если уложится во время и сделает уборку качественно. Окончание должно быть радостным и неожиданным, дабы закрепить полезный условный рефлекс на уборку.

 Навык может приобрести только сам ребенок!

Если, конечно, будет достаточно настойчив. Нам  сейчас кажется – что сложного — почистить картошку или пропылесосить? Чепуха, 10 минут! Но для того, чтобы понять (вспомнить), с какими сложностями сталкивается ребенок, попробуйте-ка, например, приготовить обед, пользуясь как основной не правой (если вы правша) а левой рукой. То есть, резать, чистить, солить – все левой! Уверена, на приготовление самого простого супа у вас уйдет в 3 раза больше времени, чем обычно. (Это, кстати, пример из моего личного опыта – я пробовала). Именно с таким чувством беспомощности ребенок делает непривычные для него дела. Это нужно отмечать и хвалить.

 Похвала обязательна! К тому, что сделал ребенок (пусть и не идеально!) – внимание и похвала. А придирок допускать нельзя

Нет ничего хуже, чем когда мама вновь и вновь возвращается к уже сделанному делу и каждый раз находит недостатки. Ясно, что они есть! Но идеала не достичь, а ребенок сделал все так, как сумел на данный момент. В следующий раз сделает лучше, если вы не отобьете охоту. И, конечно, по этому же поводу:

 Домашняя работа не должна использоваться как наказание! Никогда, ни в коем случае! Это тоже очень плохой задел на будущее. Представьте, например, жена просит мужа: «Помоги с уборкой!». А он слышит: «Ты плохо, ты провинился и будешь наказан!!!» И вместо того, чтобы спокойно помочь, или спокойно отказаться, начинает яростно сопротивляться и ссориться. На ровном месте. Зачем нам это?

Ребенок- ваше зеркало!

И напоследок о причинах, почему дети все-таки в большинстве своем не любят хлопоты по быту и о том, как приучить ребенка помогать по дому, лишьслегка изменив свое собственное  поведение.

Ребенок – ваше зеркало, но отражает он не сознание, а скорее подсознание. То есть то, что внутри, и что вы подавляете. Если вам свойственно все время работать, не иметь ни одной свободной минуты, внутри вас живет лентяй, который ничего не хочет делать. Вы просто не позволяете ему выйти на поверхность и «порезвиться». Его-то и отражает ваш ребенок! Если вы разрешите себе хоть иногда ничего не делать, то и ваш ребенок сам начнет убираться или мыть посуду.

С уважением и любовью к вам,

автор блога — психолог Юлия Головкина

P.S. Если статья показалась Вам полезной, поделитесь ею со своими друзьями в соцсетях! Ниже

Личные консультации:

  • почта juliaisland2008@ukr.net
  • скайп  golovkinau
  • телефоны +380952097692; +380677598976
  • Viber +380952097692

Что еще почитать на эту тему?

  1. Обязанности ребенка в семье
  2. Подростковый бунт
  3. Классификация родителей
  4. Беспорядок в комнате или Властелин Хаоса
  5. Инфантильность и самостоятельность
  6. Облом и перфекционизм — враги успеха
  7. как приучить ребенка помогать по дому (2 часть)

Какие дела можно поручать детям в разном возрасте?

К примеру, 3-4-летние дети способны:

  • складывать за собой куклы и машинки;
  • помогать в сервировке стола;
  • одеваться с маминой помощью,
  • умываться и чистить зубы;
  • вытирать пыль в детской комнате.

Дошкольник в возрасте 5-6 лет может
:

  • убирать одежду на место;
  • наводить порядок в детской;
  • расстилать и застилать постель;
  • ненадолго приглядывать за младшим братом или сестренкой;
  • ухаживать за домашним животным (кормить и вычесывать);
  • раскладывать покупки.

Младшему школьнику в 7-9 лет можно поручить:

  • мыть посуду за собой и домочадцами;
  • готовить несложные блюда (бутерброд, мюсли с молоком);
  • пылесосить;
  • помогать родителям и бабушке в огороде и на даче;
  • выгуливать собаку, если она не очень крупной породы;
  • собираться под маминым контролем в школу.

Не огорчайтесь, если у вас не получилось привить любовь к чистоте трехлетнему ребенку. Сделать это можно и в старшем дошкольном, и даже в младшем школьном возрасте.

Прежде всего, приучать ребенка к хозяйственным заботам следует постепенно, причем ругать и наказывать, если у него что-то неважно получается, нельзя ни в коем случае. После вашей критики и из-за страха допустить новую ошибку малыш вообще может отказаться от любого поручения

Всему своё время

С 2 лет года малыш может помогать маме, выполняя мелкие поручения: принести журнал, расчёску или забытый на тумбочке кошелёк. В этом возрасте ребёнок может самостоятельно надевать и снимать кофту и штанишки, убирать вещи на полку в шкафу.

В 4 года можно поручать ребёнку задание посложнее: разложить игрушки по своим местам, собрать носки в пары (по цвету), сложить грязную одежду в корзину. Также ему по силам вытереть пыль, помочь родителям накрыть на стол и разложить покупки (правда, для каждой пока нужна подробная инструкция).

В 5 лет и старше можно приучать ребёнка регулярно наводить порядок в собственной комнате: ежедневно застилать кровать, собирать вещи в детский сад, готовить простые бутерброды. А к 7 годам разрешите ребёнку выгуливать собаку на улице (если она не крупной породы).

Всему своё время

Уже с двухлетнего возраста ребёнок способен оказывать посильную помощь по дому. Стоит выделить слово «посильная», поскольку полноценным трудом назвать маленькие поручения сложно. Однако стремление к самостоятельности необходимо всячески поощрять.

Что же доверяют детям в разных возрастных периодах?

С двух до четырёх лет

Этот период ещё называют кризисом трёхлетнего возраста, который характеризуется, в том числе, желанием стать более самостоятельным. Эту особенность обязательно учитывают внимательные родители.

Двухлетний ребёнок уже способен выполнять простейшие просьбы: подать маме перчатки, кошелёк, книжки, футляр от очков и т.д.

Все эти вещи должны быть безопасными для малыша – то есть нельзя просить принести что-то острое, тяжёлое или хрупкое.

В этот возрастной период дети обучаются навыкам самообслуживания, поэтому следует всячески поощрять желание ребёнка своими силами снимать и надевать брючки, плавки, футболки.

От родителей же требуется показать ему, куда нужно класть вещи для хранения.

Если ребёнок в этом возрасте будет видеть, как родители трудятся дома и вообще положительно относятся к выполнению различных обязанностей, процесс приучения к труду существенно упростится, поскольку перед глазами будет положительный пример.

С четырёх до шести лет

Дети дошкольного возраста развиваются очень быстро, с лёгкостью приобретая всё новые и новые навыки. Четырёхлетки уже способны выполнять более серьёзные требования и пожелания.

Например, детсадовцы раскладывают игровые принадлежности по местам после игры, складывают вещи в корзину, кормят домашних животных (меняют воду собакам и кошкам, насыпают сухой корм).

Необходимо активнее приучать ребёнка помогать взрослым при уборке квартиры. Ему вполне по силам бороться с пылью, сервировать стол, раскладывать продукты в холодильнике.

Родителям же необходимо всячески демонстрировать своему чаду, что они ценят его поддержку и благодарны ему.

От шести лет и старше

Совсем скоро ребёнок пойдёт в школу, поэтому крайне важно научить его не просто оказывать помощь при еженедельной генеральной уборке, но и наводить порядок каждый день. Шестилетки уже способны выполнять следующие домашние хлопоты:

Шестилетки уже способны выполнять следующие домашние хлопоты:

  • ежедневно заправлять свою постель;
  • убирать игрушки на место;
  • складывать одежду в шифоньер или на стул;
  • ухаживать за домашними цветами;
  • собирать рюкзак в садик или школу;
  • следить за домашним животным, убирать за ним, выводить их на прогулку.

Как уже было отмечено, лучше приступать к приучению с самого раннего возраста, ведь трудовые навыки всегда пригодятся. Но можно попробовать привить любовь к домашним хлопотам и в более взрослые годы. Главное – делать это правильно.

Как передавать ребенку домашние обязанности?

Выберите сначала что-то одно из списка, что вашему ребёнку будет по душе и по возрасту, и что он будет делать с удовольствием и интересом. Постарайтесь, чтобы ребёнок был воодушевлён такой возможностью, чтобы почувствовал, что у него получается и захотел делать это снова. Опыт успеха очень важен!

Осознание того, что нежелание ребёнка помогать – это результат воспитания, уже полдела. Осталось понять, как действовать, чтобы ситуацию исправить или не допустить в будущем.

Уделите время обучению

Уделите обучению ребёнка достаточно времени, наберитесь терпения, проявляйте доброту и понимание, поддерживайте, говорите, как у него хорошо получается. Нужно с терпением, без криков и критики показывать малышу все детали. Это для вас рутина, которая выполняется на автомате, а ребенок обучается новому. От того, как этот процесс будет происходить, будет зависеть, захочет ли он и дальше участвовать в хозяйственных делах или поймет, что ничего позитивного в этом нет и откажется помогать.

Делайте эти домашние дела с ребёнком, когда вы не раздражены, никуда не торопитесь и ребёнок тоже отдохнувший и в хорошем настроении. Атмосфера вокруг домашних дел должна быть спокойной и доброжелательной. Не настаивайте, не заставляйте и не давите. Постарайтесь преподнести это как удовольствие, как что-то особенное и очень интересное – вспомните пример с Томом Сойером, который красил забор.

И не называйте ребенку домашние дела «обязанностью» – пусть они будут для него «вкладом в домашние дела» или «вкладом в семью», Согласитесь, «Вклад» — звучит куда приятнее и позитивнее, чем «обязанность». Хороший, позитивный опыт ребенка — залог того, что ему это понравится и он захочет его повторять.

Привлекайте ребёнка к бытовым делам через игру

Например, можно устроить импровизированное кулинарное шоу, и научить ребёнка готовить какое-нибудь блюдо, или замешивать тесто и т. д. Если ребёнок маленький, привлеките куклу или игрушки, которые будут смотреть и учиться у него или как будто «ему помогать».

Поддерживайте инициативу ребёнка

Любое желание ребёнка что-то сделать самостоятельно по дому нужно поддерживать. При этом не нужно критиковать его за ошибки, а наоборот – подбадривать и мягко направлять.

Предоставьте ребёнку больше самостоятельности

Вы даже не догадываетесь, сколько всего под силу детям. Да, не все будет получаться с первого раза, но все мы когда-то чему-то учились и это нужно понимать.

Пересмотрев свой подход в воспитании, можно с легкостью приучить детей к бытовой рутине, более того они сами будут с удовольствием помогать родителям.

Хвалите ребёнка

Старайтесь использовать не просто похвалу, а благодарность:«Спасибо большое тебе за такую большую помощь!», «Спасибо тебе за твой вклад в наши семейные дела!», «Смотри, как замечательно у тебя получилось всё так чистенько убрать!» «Я вижу, что ты, действительно, постаралась!». Если ребёнок не закончил, поблагодарите даже за ту часть, которую он смог сделать.

Чем отличается самостоятельность и ответственность?

Самостоятельность и ответственность — это разные вещи. Сначала у ребенка формируется самостоятельность: «я могу это сделать сам». И только значительно позже, примерно к 9-10 годам, постепенно формируется ответственность: «я могу САМ за это отвечать, САМ об этом вспомнить и без напоминания сделать».

Не ожидайте, что ребенок до 9-10 лет будет сам помнить о тех домашних делах, которым вы его стараетесь научить. Совершенно нормально, что вы будете ему об этом каждый раз напоминать и просить помочь.

Еще очень важно — не делайте из этого «обязаловку» — ребенок, по сути, не должен делать что-либо по дому, это не его задача, а взрослых. Поэтому для него это дело добровольное и, если ребенок по какой-то причине не хочет и отказывается, не заставляйте его

Попробуйте перенести задачу на другой раз. Заставлять – это прямая дорога отвратить ребенка от того, чему вы хотите его научить.

Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком и счастливого родительства!

P.S. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, где вы узнаете, как построить теплые и доверительные отношения в семье, сделать материнство легким и счастливым, без ежедневной войны с ребенком, без криков и усталости.

Способ №1: График обязанностей

Идеальный метод приучения чада к домашним обязанностям — составления общего семейного графика. Все дела распределяются между домочадцами, и в этот список необходимо включить даже мелкие поручения: получить почту, разобрать пакеты с покупками, накормить кошку. Для малышей можно ввести даже такие пункты как «почистить зубы» или «сделать домашнее задание по математике».

Чтобы ребёнок ощутил интерес к такой инициативе, обсуждать распределение обязанностей следует всем вместе. Попросите его высказаться по поводу того, какие дела он хочет выполнять. Может, вы планировали поручить дочери вынос мусора, а она без ума от протирания пыли?

В таблицу или график полезно внести дату выполнения (или крайний срок). Если этого не сделать, ребёнок может до конца жизни придумывать разные отмазки: «Да-да, я как раз планировал убрать мусор со своего письменного стола». Ну да, конечно!

Домашние дела ребенка: как дети помогают родителям по дому

Выше были рассмотрены основные обязанности ребенка в семье, если он уже достиг среднего и старшего дошкольного возраста. Но стать помощником можно и значительно раньше! Ниже вы узнаете, как помогают родителям по дому дети от трех лет и старше.

Уборка:

  • Собрать игрушки (составить на полку, собрать в коробку, рассортировать)
  • Разложить свои чистые вещи в шкаф или на полку
  • Унести грязные вещи в корзину для грязного белья
  • Загрузить вещи в стиральную машину, насыпать стиральный порошок
  • Развесить белье
  • Складывать чистое белье (сворачивать платочки или полотенца)
  • Подмести пол веником или пропылесосить
  • Протереть пыль тряпкой
  • Вытереть грязь от своих сапожек на полу
  • Отнести мусор в ведро
  • Вынести мусор в мусоропровод
  • Мыть и протирать посуду

Приготовление пищи:

Нарезать овощи, фрукты, ингредиенты для блюд
Почистить яйца
Размешать салат или некрутое тесто
Подавать ложки, чашки, тарелки
Пересыпать крупы и макаронные изделия в специальные банки или кастрюли
Раскладывать овощи, печенье, пироги на противень
Накрывать на стол
Налить воду, компот, сок из кувшина или бутылки
Накладывать еду в тарелки (салаты, закуски, горячее — с осторожностью и только под наблюдением взрослых!)
Украшать пирожные и торты
Вырезать печенье формочками, лепить пироги
Стирать со стола крошки
Поставить нетяжелые упаковки с продуктами в шкаф или холодильник

Домашние растения и животные:

  • Поливать цветы
  • Сажать цветы в горшки
  • Кормить домашних животных, наливать им воду
  • Помогать мыть животных
  • Помогать в огороде или саду (поливать, полоть, сажать, собирать ягоды, фрукты и овощи)

Другое:

  • Доставать почту из ящика
  • Помогать мыть машину
  • Протирать свои ботинки после прогулки
  • Вешать вещи на крючок.

Статья прочитана 108 591 раз(a).

Почему должны быть обязанности у детей?

Итак, почему семейные обязанности у детей – это важно и нужно? Во-первых, потому что это важный элемент социализации ребенка и его подготовки ко взрослой жизни

И это еще не все!

Топ-5 причин четко сформулировать обязанности детей:

  1. Для воспитания трудолюбия и аккуратности.
  2. Для отработки и закрепления практических хозяйственных навыков.
  3. Для формирования навыков планирования и тайм-менеджмента.
  4. Для формирования волевых качеств и самодисциплины.
  5. Для дружных доверительных отношений в семье на основе взаимопомощи и взаимовыручки.

В принципе, можно добавить еще один пункт, который большинство родителей почему-то упускают из виду: домашнюю работу кто-то должен делать! И, если часть работы возьмут на себя подросшие дети, вам будет легче справляться с валом домашних дел и останется больше времени на себя, свое хобби и саморазвитие, о котором мы в повседневной рутине часто забываем.

Однако для того, чтобы это все так и было, обязанности детей в семье должны быть наполнены практическим смыслом, а не быть просто «обязанностью ради обязанности». Не стоит заставлять вытирать пыль ежедневно, если у вас плотно закрыты все окна и за сутки мебель не пачкается.

Не стоит гнать ребенка в магазин ради того, чтобы он туда пошел, если ваших съестных запасов вполне достаточно и к сегодняшнему столу ничего «такого-эдакого» не нужно. Дети быстро чувствуют фальшь и бесполезность выполняемой работы, и тогда об энтузиазме и нормальной атмосфере в семье можно будет вскоре забыть.

Кстати, тема мотивации и приучения детей к домашним обязанностям тоже часто вызывает массу проблем и вопросов.

Почему дети должны помогать родителям по дому

Гиперопека со стороны родителей лишает малыша возможности оказать посильную помощь взрослым. Эта позиция в корне не верна. Если ребенок помогает по дому, значит он будет теснее взаимодействовать со взрослыми, быстрее освоит навыки самообслуживания, будет более уверен в своих действиях.

Отвечая за свой участок деятельности, дошкольник станет более ответственным, у него выработаются положительные привычки.

Помощь семье и окружающим людям станет для него не тяжелой обязанностью, а необходимой потребностью, что очень важно для личностного развития и для дальнейшего построения его положительных взаимоотношений в социуме

Характеристика проблемы

Каждый родитель мечтает, чтобы его чадо выросло ответственным и успешным человеком. А это зависит не только от трудолюбия и таланта, но и от множества других черт характера. Воспитав в ребёнке дисциплинированность и приучив к порядку, вы поможете ему:

правильно развиваться — учёные доказали, что развитие мышления зависит в том числе и от того, насколько упорядочены элементы окружающей среды, и если малыш растёт в хаосе, то он будет интеллектуально отставать от своих сверстников;
научиться планировать — хорошо, когда малыш точно знает, что после игры нужно убрать игрушки, а значит, завершить крепость из конструктора нужно за некоторое время до отхода ко сну, а не прикладывать последний кирпичик, будучи уже в пижаме;
распределять свои силы (невозможно быстро и качественно убраться в детской, если до этого пару часов играл в футбол с ребятами во дворе);
стать хозяйственным — раскладывая вещи по своим местам, малыш может оценить, как много у него тех или иных предметов, или понять, чего ему не хватает;
укрепить эмоциональную связь с родными — ничто так не объединяет и не сплачивает, как совместная деятельность (особенно это важно в тех семьях, где воспитываются двое и более детей: уборка помогает карапузам ещё больше подружиться и приходить на выручку друг другу);
научиться трудиться и получать удовольствие от результатов своего труда (радость приносит только та работа, результаты которой видны, для детей примером таких занятий является уборка: сложил вещи — стало чище благодаря собственному труду);
стать хорошим компаньоном для возможных соседей по комнате в будущем — ведь гораздо приятнее, когда рядом живёт человек, который кладёт вещи на свои места.

7 Выражайте отношение к тому, что и как делает ребенок

Это касается выражения одобрения и неодобрения. Лучшее одобрение, как мы уже выяснили, — благодарность.

Крики и сарказм не единственные способы выразить неодобрение. До сих пор помню, как бабушка укоризненно качала головой, глядя на мои разбросанные вещи. Этого было достаточно, чтобы я старалась быть аккуратнее.

Варианты неодобрения могут быть очень различны: от экспрессивного «фу!» до развернутых ответов «Мне не нравится, как ты помыл полы. Лучше перемыть», «Я не люблю по нескольку раз повторять одно и то же». Ключевое здесь — выразить ваши чувства и ваше отношение к происходящему.

Таких фраз ребенок слышать не должен: «Ты виноват! Почему ты не делаешь то, что тебе говорят?! Неряха!»

Приучаем к порядку ребенка 2-3 лет

Именно в этом возрасте желательно начинать обучение чистоплотности, так как для малышей родительское слово все еще остается законом. Привить хорошие привычки и полезные навыки в 2-4 года очень просто.

  1. Поощряйте инициативу ребенка. Об этом уже было сказано выше. Остается лишь добавить, что любая попытка малыша помочь вам по хозяйству не должна остаться без внимания. На первых порах не стоит даже пытаться объяснять малышу, что он делает не так.
  2. Не давайте крохе сложные задания. Ясное дело, что помыть пол для двухлетнего карапуза – непосильная задача, а вот с уборкой игрушек в своей комнате он справится без труда. Главное, заранее расскажите ребенку (а лучше – покажите), что где должно лежать.
  3. Приучайте к порядку в игровой форме. «Постройте» домик для машинок, сделайте «садик для кукол». Привнесите сказку в обычную жизнь, и тогда крохе будет гораздо интереснее следить за чистотой.

Рекомендации, как научить ребенка убирать за собой вещи и игрушки

Что же делать? Как наводить порядок, играючи и играть в уборку вместе с ребенком? Как приучить ребенка убираться в комнате, совместить домашние дела и развитие ребенка?

Прежде всего, сами относитесь к уборке, как к игре. Выполнять различные дела по дому — это принципиальный момент в деле воспитания маленьких любителей порядка. Если вы относитесь к уборке как к каторге, обязанности, наказанию, несправедливой участи и т.д., то рано или поздно (скорее всего, рано) ребенок скопирует у вас это отношение и будет относиться к уборке так же. Если же вы воспринимаете уборку как игру, то и ребенок будет относиться одинаково и к игре в кубики, и к игре в пылесос.

Изначально ребенок относится к уборке, готовке, домашним делам — всему, что делают по хозяйству взрослые, — как к игре. Для него все, что вы делаете, — такие же интересные игры, как лепить из пластилина, играть в куклы или катать машинки. Понятно, что если вы хотите сохранить это отношение к уборке, то вам и самой нужно постараться отнестись к этому именно так. Кстати, популярные сегодня в сети Интернет «флайвзлеты», эстафеты по «расхламлению» и прочие массовые флешмобы по наведению порядка в некотором смысле придают уборке особенный игровой контекст, который не у всех мам, получается, найти самостоятельно. Если вы н знаете, как приучить ребенка убирать за собой игрушки, и никогда не участвовали в массовых флешмобах, обязательно попробуйте. Вы не только приведете в порядок дом и познакомитесь с единомышленницами, но и сможете подсмотреть интересные приемы, которым легко найти применение в приучении к порядку вашего ребенка.

Часто на «мамских» форумах можно встретить темы, где обсуждается невозможность совмещения полноценного развития ребенка и ухода за домом: «Я постоянно готовлю или убираю, мне даже некогда позаниматься с ребенком!», «Чувствую, что я совсем забросила ребенка и не уделяю ему достаточного внимания. Если начинаю с ним играть, то даже ужин не успеваю приготовить!» и т.п

Но позвольте, что же мешает маме уделить ребенку достаточное внимание в процессе игры в уборку? Мешает как раз это отношение к уборке как к каторге, обязанности, чему-то очень тяжелому или просто скучному, после чего еще долго нужно отдыхать и приходить в себя

Если мы осознаем в себе эти предубеждения и разрешим себе от них отказаться, то нам легко будет относиться к уборке, как к не менее развивающему занятию, чем игра в мяч с ребенком, прогулка на детской площадке, рисование, лепка, чтение книжки. Более того, если иметь в виду гармоничное развитие ребенка, то совместное выполнение домашних дел — это и есть самый естественный вариант развивающего занятия для малыша! Противоестественно, если вы занимаетесь домашними делами, когда ребенок не видит. И даже если хозяйство в вашем доме ведет кто-то другой (бабушка, помощница по хозяйству), а вы в это время «развиваете» ребенка, это лишает его огромной массы полезных навыков, знаний, впечатлений, ощущений, которые он может получить в процессе уборки, готовки, стирки вместе с вами.

Какие домашние дела можно предложить детям

Большинство хозяек предпочитают составлять списки дел, чтобы не забыть выполнить самое важное. Они смотрят, какие именно домашние дела нужно выполнить утром или вечером, а затем подстраиваются под составленный график. Он помогает сделать жизнь более спокойной, не превратить ее в рутину и бесконечные бытовые хлопоты

Такие же советы дают педагоги, когда стоит вопрос, как научить ребенка порядку.
Хорошо составить список дел для дошкольника и школьника, чтобы вспомнить, что следует сделать сегодня или завтра. Для этого можно воспользоваться следующими вопросами:

Он помогает сделать жизнь более спокойной, не превратить ее в рутину и бесконечные бытовые хлопоты. Такие же советы дают педагоги, когда стоит вопрос, как научить ребенка порядку.
Хорошо составить список дел для дошкольника и школьника, чтобы вспомнить, что следует сделать сегодня или завтра. Для этого можно воспользоваться следующими вопросами:

  1. Какие дела нужно выполнять каждый день обязательно?
  2. Что нужно сделать с утра, чтобы день прошел легко и без происшествий?
  3. Какие привычки помогают облегчить домашнюю работу?
  4. Чем можно помочь взрослым при выполнении ежедневных домашних дел?

Важно! Список дел существенно облегчает жизнь родителям и ребенку, оставляет больше свободного времени, которое можно провести в кругу семьи с удовольствием. Рекомендации психолога предполагают, что родители составляют список дел совместно с малышом. Это может быть:

Это может быть:

Рекомендации психолога предполагают, что родители составляют список дел совместно с малышом. Это может быть:

  • полив растений;
  • уход за домашним питомцем;
  • мытье чайной посуды;
  • проверка чистоты подставки для зубных щеток;
  • уход за расческой и щеткой для волос;
  • уход за своей одеждой и обувью;
  • участие в генеральной уборке квартиры;
  • вытирание пыли.

Отчасти с некоторыми трудовыми действиями ребята могут уже быть знакомы по детскому саду или школе. Родители при составлении списка могут исходить из возможностей своей квартиры и загруженности ребенка в школе.

Советы родителям

  • Следует с раннего детства прививать малышу собственную чистоплотность и уважение к делам других членов семьи. Если карапуз самостоятельно подмел пол, вложил столько сил и труда в это занятие, то он не захочет, чтобы другие намусорили. Желательно привлекать всех в семье к домашней работе, чтобы после долгой уборки никто не хотел мусорить или раскидывать вещи.
  • У каждого в семье должны быть собственные домашние обязанности. Ребенок должен четко понимать, какие обязанности в семье выполняет он. Например, все ребята сами должны убирать свои игрушки или школьные принадлежности.

Важно! Ни в коем случае нельзя наказывать детей за неубранные игрушки, это ничего не даст и отобьет охоту убирать вообще. Нужно знать меру, ведь если ребенок сейчас категорически отказывается убирать, то заставить его вряд ли получится. Лучше пусть потом выполнит ваше задание, чем вообще ничего

Лучше пусть потом выполнит ваше задание, чем вообще ничего.

  • Взрослым следует показать, что уборка может стать не рутинными обязанностями, а интересным занятием, например, движениями под бодрую музыку. Главное, показать это малышу, тогда привычка выработается максимально быстро.
  • Родителям нужно постараться, чтобы и самим воспринимать уборку в качестве увлекательного занятия. Если мама относится к домашней работе как к ужасному факту в своей жизни, то ребенок не сможет относиться к этому иначе. Ну а если все происходит наоборот, то маленький член семьи будет воспринимать пылесос как разнообразие в играх.

Важно! Нежелательно заниматься домашними делами, когда ребенка нет дома. Даже если хозяйством занимается бабушка, маме тоже следует найти для себя домашнее дело и приобщить к нему сына или дочь

Ребёнок не хочет помогать по дому

«Не хочу», «Не умею», «Пусть взрослые делают» — такие фразы знакомы многим родителям. Но почему детям не хочется помогать по дому и как мотивировать их это делать, особенно если они настойчиво отказываются?

Детский психолог Надежда Плотникова объясняет, почему детям нет дела до домашних обязанностей: 

— родители не приучили ребёнка к ответственности с раннего возраста;

— детей слишком опекают и делают всё за них;

— родители используют наказания, чтобы заставить ребёнка помогать по дому;

— родители сами выполняют домашние обязанности нерегулярно или не выполняют совсем; 

— ребёнок боится сделать неправильно или испортить что-то и понести за это наказание; 

— ребёнок не уверен в своих навыках или не знает, как правильно решить задачу;

— ребёнка не хвалят за выполненные дела. 

Как научить ребёнка помогать по дому

Вот несколько рекомендаций от Надежды Плотниковой, которые помогут приобщить детей к домашним обязанностям: 

— Будьте примером: если  хотите, чтобы дети помогали по дому, обратите внимание на то, как вы сами выполняете домашние обязанности. Если вы приходите домой и кидаете вещи на кровать, а не убираете в шкаф, то и ребёнок  будет делать так же. . — Не ругайте за ошибки: ни у кого не получается сделать идеально с первого раза

Разбитые чашки и тарелки — вполне вероятный итог детской помощи. Поэтому, если дети делают что-то не так, не критикуйте и не наказывайте их за это. Ошибки позволяют нам получать опыт и расти. 

— Не ругайте за ошибки: ни у кого не получается сделать идеально с первого раза. Разбитые чашки и тарелки — вполне вероятный итог детской помощи. Поэтому, если дети делают что-то не так, не критикуйте и не наказывайте их за это. Ошибки позволяют нам получать опыт и расти. 

— Не просите делать всё на свете: начните с простых задач, которые ребёнок может выполнить, и постепенно добавляйте новые.

— Будьте последовательными в своих требованиях: не позволяйте ребёнку отлынивать от  работы, но и не забывайте хвалить его за то, что он делает.

— Сделайте уборку интересной: дети охотнее будут помогать по дому, если это будет весело и увлекательно. Например, разнообразьте уборку какой-нибудь игрой. 

— Объясните, зачем нужно выполнять обязанности по дому и что это значит для вас: воспользуйтесь методом ненасильственного общения, чтобы экологично выразить свои чувства и потребности. 

— Не наказывайте домашними обязанностями : так помощь по дому в глазах ребёнка станет чем-то негативным, расплатой за плохое поведение. 

— Не платите за работу: по мнению детского психолога Марины Мишиной, невозможно совмещать семейные и товарно-рыночные отношения. В семейных отношениях главное —  доверие и уважение. В них не платят члену семьи за то, что он делает из заботы о любимом человеке.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий