Что может делать ребенок самостоятельно в возрасте 3-7 лет?
Ребенок 3 лет — сформировавшаяся личность, имеющая свой характер, привычки, жизненные принципы. Поэтому его навыки уже вполне обширные. Однако, в нем только начинает проявляться желание самостоятельности.
Так как дети в возрасте от трех лет равняются на родителей, старайтесь на своем примере показать как и что необходимо делать правильно.
Но есть то, что для ребенка этого возраста сделать самостоятельно не составит труда:
- самостоятельно раздеться: снять шапку, обувь, носки и другие предметы гардероба не имеющие сложных застежек;
- самостоятельно помыть руки, сходить в туалет;
- пусть не уверенно, но пользоваться столовыми приборами, пить из чашки;
- занять себя, если взрослые заняты;
- рассказать о прошедшем дне.
Также характерно для этого возраста — стремление участвовать в домашних делах:
Начиная с 3 лет ребенку интересно помочь маме с уборкой, однако что-то у него еще не будет получаться также хорошо. Не стоит ругать за это, либо сразу переделывать. В последствии помощи можно не дождаться.
Начиная с 4 лет ребенка сложно перевоспитать, так как у него уже сформирована модель поведения, есть свои привычки. В этом возрасте ребенок уже умеет анализировать и четко понимает, если не сделать что-то самостоятельно — это сделают за него взрослые. Поэтому, если вопрос самостоятельности стал только сейчас, стоит запастись терпением.
С четырех лет ребенок должен уметь самостоятельно:
- кушать;
- следить за своей гигиеной;
- самостоятельно играть;
- ходить в туалет;
- выполнять поставленные задачи и принимать важные для него решения;
- самостоятельно находить себе занятие, если взрослые заняты.
Также в этом возрасте дети стремятся активно участвовать в домашних делах:
Дети могут постирать вещи в тазу.
Заинтересованному ребенку интересно помочь в саду.
Либо самостоятельно полить цветы.
В возрасте от 4 старше ребенку можно поручить уборку его комнаты.
Не составит труда заинтересовать трехлетнего ребенка на кухне. Так, он с легкостью справиться с раскатыванием кружков под вареники, либо выдавливанием печенья формочками.
Дети старше 6 лет должны иметь четкое представление своего расписания. Также следует проследить, чтобы ребенок не только знал свои обязанности, но и выполнял их.
Воспитание самостоятельности ребенка
Недостаток обязанностей у малыша грозит:
- Внутренней неуверенностью (малыш решит, что родители не могут доверить ему дела);
- Требовательностью (ребёнок видит, как мама всё делает и просит делать ещё больше);
- Вероятностью развития депрессии, переживаний, повышенной тревожности;
- Нетерпимостью к неприятным, но необходимым усилиям.
Все его ошибки становятся большой движущей силой.
Самостоятельность помогает малышу в формировании характера. Чтобы впервые самому застегнуть пуговицы, собрать рюкзак в школу, необходимо собраться и приложить усилие. Это помогает воспитывать волевые качества характера. Ребёнок не станет самостоятельным, если вы просто скажете, заставите делать что-то. Это приходит постепенно, с определённым опытом
Важно понять, что как в большом спорте, тут важны постоянные тренировки, без постоянных упражнений точно не достичь больших побед
Игры для самостоятельной деятельности детей
Не взирая на родительскую любовь и желание проводить каждую минуту с ребенком, необходимо предоставить ему время для самостоятельного провождения, естественно под присмотром взрослых.
Основным видом деятельности детей от 2 лет до 5 — это взаимодействие с предметам и игра. Главная задача родителя — не подавляя интерес к самостоятельной деятельности направить игру в нужном направлении.
Игры — это наиболее удобное форма развития в ребенке любого качества и навыка.
Время, которое ребенок проведет сам поможет:
- Развить в ребенке инициативность.
- Развить чувство решимости и уверенности.
- Развить фантазию. Не зная чем заняться без родительской помощи, ребенок станет искать себе занятие, используя подручные средства. То есть подобным способом развивается не только фантазия, но и логика, мышление и даже творческие способности.
Говоря про самостоятельную игровую деятельность, не стоит думать, что ребенок сам себе предоставлен. Взрослые не только могут, но и должны в ней участвовать, как такие же члены игры. Планирование игры должно исходить из возможностей самого ребенка. Также необходимо подготовить место для самостоятельных игр — специально оборудованная комната с необходимыми игрушками и материалами.
С какого возраста следует развивать самостоятельность
Далеко не все родители спешат приучать своего ребенка к самостоятельности. У каждой мамы сразу же оказывается множество причин этого не делать:
- Страх потерять свой авторитет в глазах ребенка.
- Желание контролировать его и доминировать над ним.
- Недоверие к возможностям маленького человека.
- Самоутверждение за счет сверхопеки и чрезмерной заботы.
- Своеобразные представления о дисциплине и послушании.
- Нежелание прилагать усилия и создавать себе лишние проблемы.
Таких внутренних побуждений можно найти достаточное количество. И если в семье возникает проблема пассивности, чрезмерной пугливости ребенка, его неумения принимать решения, родителям необходимо искать причину, по которой они сами не пытались поддержать в своем малыше природное стремление к познанию мира и самостоятельным действиям. Безусловно, характер у детей разные. Но это делает процесс воспитания пытливости и независимости индивидуальным, подходящим для конкретного маленького человека. Но никак не оправдывает бездействия и потакания «капризам» не только малыша, но и его родителей.
Довольно часто, описывая лень, пассивность и несамостоятельность своего чада, мама говорит: «он у меня такой, ничего не сделаешь». Но так ли это? Вряд ли найдется ребенок, который не научился самостоятельно ходить, есть ложкой, надевать рубашку или обувь. Если внимательно наблюдать за малышом, то можно заметить тот момент, когда человечек начинает проявлять инициативу. Он учится совершать определенные действия, переворачивается на животик, ползет, хватает различные предметы. И делает это усердно и увлеченно. Все это проявления стремления к познанию окружающего мира и своих возможностей. И это заложено в каждом, независимо от характера. Проявляются эти врожденные качества уже на первом году жизни человека.
Если этот момент будет использован родителями для первых уроков самостоятельности, то дальнейшие проблемы могут и не возникнуть. Или они будут намного более простыми и «решаемыми».
Но довольно часто можно наблюдать такую картину: малыш тянется к игрушке, а заботливая мама или бабушка вкладывают желанный предмет ему в ручку. Это — своеобразный «антиурок»: можно все получить, не напрягаясь! В тот момент, когда ребенок пытается встать на ножки и сделать первые шаги, беспокойные родители создают различные способы подстраховки, чтобы дитя не упало и не ушиблось. И снова закладывается негативное ощущение: самостоятельные действия опасны!
Если не упустить этот естественный момент развития, поощрить малыша и создать условия для увлеченного, радостного освоения новых навыков и умений, помогая ему, но, не опекая, то процесс формирования самостоятельности будет успешно начат.
Почему умение быть самостоятельным в детстве – важно?
По Эрику Эриксону (известный немецкий психолог 1900 годов, создавший свою теорию развития личности) на втором и третьем году жизни у ребёнка развивается либо самостоятельность, либо в противовес ей нерешительность. В этот период своей жизни ребенок многое уже может по сравнению с первым годом жизни. Например, раньше не умел сам сидеть, самостоятельно ходить, толкать, открывать, закрывать – теперь он всё это умеет делать сам, и ТРЕБУЕТ от родителей позволения сделать эти вещи самостоятельно. Маленький ребенок наслаждается и гордится своими новыми способностями. Если родители позволяют ему делать новые для него действия, у малыша появляется чувство уверенности в своих силах и ощущение, что он владеет самим собой и в какой-то мере окружающей средой. Это и есть самостоятельность.
В том случае, когда родители стремятся опередить ребенка и сделать все за него: обуть его, одеть, накормить, не позволяя ему самостоятельно даже ложку ко рту поднести, у него, в конце концов, вместо самостоятельности развивается стыдливость и нерешительность, и закрепляется ощущение, что он не может управлять собой и окружающей средой.
Если из этого периода жизни ребенок выйдет с чувством неуверенности, это окажет неблагоприятное воздействие на его самостоятельность в подростковом возрасте и даже в жизни взрослого человека.
В возрасте от четырех до пяти лет, по Эрику Эриксону, у детей формируется либо предприимчивость (инициативность), либо в противовес ей чувство вины.
Ребенок в данном периоде жизни уже является обладателем множества физических навыков – например, он умеет ездить на трехколесном велосипеде, бегать, помогать маме на кухне или папе в хозяйственных делах. Он уже сам в состоянии придумывать действия и игры (раньше только мог подражать другим)
На этой стадии развития ребенка очень важно, как родители реагируют на его действия. Так, например, у детей, которым позволено бегать, прыгать, резвиться, купаться в речке, бассейне, кататься на санках, коньках или велосипеде – вырабатывается и закрепляется предприимчивость
Самостоятельность в выборе одежды. Фото – фотобанк Лори
А еще в возрасте 4-5 лет ребенок становится почемучкой. И если родители не игнорируют его вопросы, отвечают на них, вместе с ребёнком отыскивают ответы в энциклопедии, у ребенка развивается интеллектуальная предприимчивость, которая благотворно влияет в дальнейшем на учебу в школе и на всю последующую жизнь уже в качестве взрослого человека.
Если же постоянно ругать ребенка за то, что он прыгает, бегает, машет чем-то, кидает что-то, шумит, мешает и т.д., – у ребенка развивается чувство вины, и он уносит его с собой в следующий период жизни, где от него потребуется самостоятельность, инициативность, интеллектуальная предприимчивость при решении школьных задач.
Таким образом, отсутствие самостоятельности в детстве, постоянная опека взрослых приводят к тому, что ребенок вырастает безынициативным и теряется перед малейшими жизненными сложностями.
Что делать:
Давать детям посильные задания, помогать и направлять, оказывать поддержку, хвалить за положительные результаты. Это позволит им почувствовать собственную значимость, приобрести полезный опыт и научиться справляться собственными силами.
Как приучить к самостоятельному поведению 3-4-летнего ребенка?
Если вы хотите, чтобы 7-8-летний школьник быстро освоился в школе, ответственно подходил к учебе и содержал в порядке свои школьные принадлежности, прививайте ему инициативность и целеустремленность с малых лет. Как надо сотрудничать с малышом 3-4-х лет:
Постарайтесь не пресекать инициативные порывы сына или дочки. Никогда не говорите ему, что у вас получится что-то лучше, прививайте у него интерес к любому разумному действию. Например, 3-летняя дочка очень хочет вам помочь вымыть посуду, но вы понимаете, что так хорошо, как вы, она этого не сделает. Разрешите малышке «поплескаться», а потом незаметно домойте тарелки сами, и тогда в 8-10 лет вы получите умелую помощницу.
Ребенок в 3-4 года уже может сам обслуживать себя. Если надо убрать игрушки, пусть ваше сокровище это сделает
Неважно, сколько времени у него займет такое занятие, не стоит его поторапливать и помогать ему. Поощряйте желание малыша одеваться без помощи мамы или папы. Сначала он научится надевать носки, потом рубашку, а вскоре легко справиться со всеми предметами одежды
Выбор одежды по погоде делайте вместе с ребенком, подсказывая, почему надо надеть именно эту вещь. Помощь родителей в некоторых делах нужна только тогда, когда малыш сам попросит о ней. Например, чадо увлеченно собирает детали конструктора, но у него не выходит точно по рисунку. Если кроха попросит помощи, окажите. Впрочем, дети пытливы и любознательны, они сами могут решить задачу, если хорошенько подумают, поэтому не торопитесь бежать ему на помощь
Сначала он научится надевать носки, потом рубашку, а вскоре легко справиться со всеми предметами одежды. Выбор одежды по погоде делайте вместе с ребенком, подсказывая, почему надо надеть именно эту вещь. Помощь родителей в некоторых делах нужна только тогда, когда малыш сам попросит о ней. Например, чадо увлеченно собирает детали конструктора, но у него не выходит точно по рисунку. Если кроха попросит помощи, окажите. Впрочем, дети пытливы и любознательны, они сами могут решить задачу, если хорошенько подумают, поэтому не торопитесь бежать ему на помощь.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как заставить и приучить ребенка делать уроки самостоятельно?
Разрешаем проявлять волю
А ведь все начинается в очень раннем возрасте. Уже к году, когда крохотный человечек пробует ходить, у него возникает мощная потребность многие действия выполнять самостоятельно.
Если вчера он послушно ждал, пока мама его накормит, то сегодня вырывает ложку и пытается, есть сам. Но мама спешит, да и убирать после такой трапезы не хочется, поэтому ложка отбирается – и «со сказкою Вове вливают бульон»
Малыш хочет сам одеваться, но у него не получается, он злится, плачет, ждет, что мама его научит, – а мама просто отвлекает внимание карапуза и одевает его сама
Вот вам и первый шаг к развитию самостоятельности: позволяем ребенку без нашей помощи делать то, что он хочет и может (и то, что не угрожает его безопасности). Поощряем его самостоятельные действия словами: «Хорошо», «Да у тебя, получается!», «Вижу, ты уже большой». Даем ему право участвовать во взрослых делах: перебирать крупу, подметать, накрывать на стол, перекладывать овощи. На ошибки указываем, но не ругаем: «Просыпанную крупу теперь нужно убрать. Пролитую воду вытереть». Помним, что сейчас основной стимул малыша – одобрение старших, ведь он во что бы то ни стало, хочет понравиться маме и папе! К трем годам у ребенка начинает формироваться собственное «я». Родители жалуются, что покладистый малыш становится упрямым, не желает подчиняться, а если что не по нему – впадает в истерику. Рецепт тут один: набраться терпения. «Нельзя потакать всем желаниям ребенка, это очевидно, – инструктирует психолог. – Но к проявлениям воли нужно поступить так, как желает малыш, – уступите, согласитесь. Тем самым вы даете понять маленькому человеку, что он в силах влиять на ситуацию. Излишнее подавление может негативно сказаться на развитии. Однако если вы уже произнесли: «Нет!», будьте последовательны и выдерживайте свою линию до конца».
Продолжай учить сына или дочь необходимым навыкам самообслуживания: к трем годам малыш должен сам мыть руки, есть, одеваться, убирать за собой игрушки. Уже в этом возрасте чадо может резать фрукты ножом под присмотром взрослых. И уже сейчас у крохи должны появиться обязанности по дому: с твоей помощью полить цветы, убрать со стола тарелки и т. д
Пусть это все проходит в игровой форме, в сознании ребенка закрепляется важное понимание: он – член семьи и принимает участие в ее жизни
Совет мамы
«Я сложила Машины трусики и маечки в самый нижний ящик шкафа, показала ей, где лежат вещи, В два года моя дочка уже сама одевалась». Ирина.
Научить бытовым навыкам
Первоклассник, а уж тем более ученик более старших классов способен самостоятельно разогреть еду, повесить форму на вешалку и даже постирать одежду, нажав кнопки на стиральной машине по инструкции мамы, помыть посуду, помыть руки и почистить зубы, заправить постель, почистить ботинки, вынести мусор и многое другое.
Задача родителей – показать, как правильно делать то, чего они ждут от ребенка
И, конечно, важно самим следовать этим правилам, например, не разбрасывать вещи, а аккуратно убирать в шкаф
Родители должны позаботиться о том, чтобы ребенку было удобно ухаживать за собой, например, микроволновка не должна стоять высоко, в доме всегда должна быть готовая еда или что-то, что подходит для быстрого перекуса.
Освободить от контроля — позволить делать выбор
Суперспособность каждого родителя — многозадачность. Они помнят почти все и постоянно перепроверяют себя и других: выучил ли ребенок стих по английскому, купил ли контурную карту, высохли ли кроссовки для физкультуры.
На самом деле у тотального контроля больше минусов чем плюсов. Вот, например, в исследовании про мотивацию выделили три принципа, которые ее развивают:
- Автономия: ощущение, что я сам решил сделать домашку
- Компетентность: чувство, что я мастер по мытью посуды
- Потребность во взаимосвязи с другими людьми: мы с Петей на одной волне, он мне отправляет классный мемчик, и я ему в ответ — свою реакцию
Кроме того, уже доказали, что чем больше контроля вокруг человека, тем менее уверенным и компетентным он себя чувствует.
Самоощущение ребенка играет важную роль: есть ли у него то самое чувство «я могу» и свобода действовать без проверки. Взрослые могут этому способствовать: «Я вижу твой рисунок. Ух ты, такие приятные цвета! Да, попробуй еще смешать другие краски. Покажешь свои работы на моем дне рождении? Все гости удивятся, а мне будет приятно…»
Воспитание самостоятельного ребенка 8-12 лет – преодолеваем кризисы
Вот ваш ребеночек и стал почти подростком.
Не доставайте ребенка. Пусть взрослеет спокойно.
Вспомните себя подростком — и дайте чаду глоток свободы.
- Нужно оставаться чутким и лояльным к новому поведению ребенка, к взрослению, к нему самому. Но это не значит, что ребенка нужно освобождать от дел и обязанностей. Понимание своих обязанностей и ответственность – это и есть самостоятельность.
- Подкорректируйте свою систему требований. Подросток не хочет ложиться спать в 8-9 вечера. И если от слова «уборка» ребенка начинает трясти, найдите для него другие обязанности. Компромисс – ваша палочка-выручалочка.
- Пошли тройки в дневнике? Терпите — и не вздумайте рисовать за ребенка по ночам контурные карты и рисунки для конкурсов, или писать сочинения – пусть все делает сам.
- Будьте корректны: брошенные вам сейчас слова запомнятся на всю жизнь. Спокойствие – ваше спасение. Медитируйте, считайте до ста, швыряйте дротики в стенку, но ребенок должен видеть в вас только поддержку, любовь и спокойствие тибетского монаха.
- Подбрасывайте больше заданий и задач, в которых ребенок сможет себя проявить.
- Устройте чадо в секцию, отправьте на лето в Артек, научите пользоваться кредитной картой и наличными.
- Начинайте учиться отпускать ребенка от себя. Потихоньку оставляйте его ненадолго одного. Чаще уезжайте по делам. Учитесь без ребенка ходить в кино или кафе. Еще несколько лет, и ребенок сам начнет сбегать от вас в силу возраста и собственных интересов. Чтобы потом не было мучительно больно и обидно за себя – начинайте постепенно отпускать уже сейчас. Только не увлекайтесь слишком сильно – ребенок от вас еще не съехал, и до сих пор нуждается во внимании, ласке и поцелуе на ночь.
Что такое ответственность и как она связана с самостоятельностью
В самом общем смысле ответственность понимается как способность индивида к признанию и принятию последствий добровольно выполненного действия. С этим понятием часто связывают и самостоятельность, которая хоть и близка по значению к ответственности, но всё же имеет существенные отличия.
Детскую самостоятельность можно описать двумя словами: «я сам». Это способность малыша или подростка действовать без вмешательства и активной поддержки взрослого. Ответственность же описывается другими словами: «я сделаю». Проще говоря, ребёнок соблюдает договорённость и делает самостоятельно то, что обещал сделать.
Если смотреть на примерах, то выполнение домашнего задания без маминой помощи – это самостоятельность. А когда ребёнок вспомнил об уроках и выполнил без понуканий и с чистой совестью – это ответственность. Интересно, что не всегда самостоятельные дети ответственны, а ответственные дети самостоятельны.
Что касается хронологического порядка, то сначала появляется самостоятельность, а ответственность развивается уже на её базе. Самостоятельным бывает и младший дошкольник, которые своими силами проводит уборку, одевается, ест ложкой. А вот ответственными бывают обычно подростки, и то при должном воспитании.
Важно понимать, что проще воспитать самостоятельного, а не ответственного ребёнка. Самостоятельность формируется на основе навыков, приобретаемых малышом по мере взросления
Умение отвечать за свои поступки – более сложный психологический феномен. И не каждый взрослый человек способен справиться с этой «моральной ношей».
Не подрезайте крылья
Исследования подтверждают, что успеха в жизни добиваются те люди, которым в детстве позволяли проявлять смелость и предприимчивость. Но эти качества плохо сочетаются со столь милым родительскому сердцу послушанием! Скорее такие дети склонны к упрямству, хвастовству и самоуверенности. И задача родителей – осознать простой факт: независимо от того, нравятся им или не нравятся подобные черты характера, но именно они являются верными помощниками в достижении будущих побед и жизненных успехов. Конечно, послушный ребенок удобен, но, сломав в нем задатки предприимчивости, вы рискуете вырастить хорошего и скромного человека, но при этом покорного чужой воле и неспособного защитить себя и близких. Не лишайте своих детей надежды на будущий жизненный успех!
Как правильно:
Стоит придерживаться золотой середины – объясняйте малышу правила поведения в обществе и дома, учите принимать во внимание чувства и потребности других людей и поступать по совести, но при этом не давите авторитетом – отсутствие уверенности в себе приводит к неумению брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения. Естественное желание каждого родителя – видеть своего ребенка счастливым
И чтобы он действительно вырос таковым, достаточно придерживаться в воспитании простых принципов: предоставлять ему право на самостоятельные поступки, выказывать поддержку и одобрение, помогать в преодолении трудностей, хвалить за активность и проявление инициативы и укреплять в ребенке веру в собственные силы
Естественное желание каждого родителя – видеть своего ребенка счастливым. И чтобы он действительно вырос таковым, достаточно придерживаться в воспитании простых принципов: предоставлять ему право на самостоятельные поступки, выказывать поддержку и одобрение, помогать в преодолении трудностей, хвалить за активность и проявление инициативы и укреплять в ребенке веру в собственные силы.
Какие качества следует развивать в ребенке
Как подсказывает наш собственный жизненный опыт, самостоятельные решения и действия практически всегда связаны с такими последствиями:
- Необходимость совершать какие-либо усилия.
- Возможность неверных действий или ошибочных решений.
- Необходимость затрачивать время и силы на обучение.
- Потребность переделывать неудачные варианты.
- терпение;
- сила воли;
- ответственность;
- смелость;
- способность осознанно ставить цель.
В данном случае речь не идет о каких-то специальных тренировках, которые вначале должны развить соответствующие черты характера, а уж затем позволят перейти к воспитанию самостоятельности.
Осознанное поведение мамы, отца и других родственников, их поддержка начинаний маленького человека, своевременная, но разумная помощь и обучение – все это является ситуацией, в которой необходимые черты личности успешно развиваются. Но родители должны демонстрировать подобные качества и в себе. Если у мамы не хватает терпения, и она выхватывает у ребенка ботинок со словами: «Ну что ты возишься!» ни о какой самостоятельности говорить уже не приходится.
Конкретный пример, как учить ребенка быть самостоятельным
Рассмотрим развитие самостоятельности у детей младшего школьного возраста на необычном примере.
Одна мама решила провести выходной со своими двумя детьми в парке. Младшему, Сереже было 7 лет, а старшей Марине — 9 лет. Это был не просто парк для прогулок, в нем располагались аттракционы и даже вольеры с животными. В общем выходной для детей обещал быть интересным. Но эта мудрая женщина, не просто хотела весело и интересно провести время со своими детьми, у нее был необычный план. Она хотела дать им навык самостоятельности.
С этой целью она выделила каждому ребенку небольшую сумму денег. При этом он мог потратить свои карманные деньги исключительно самостоятельно. Но эта самостоятельность имела вполне конкретные границы. Личных денег детей не хватало на все что предлагал этот парк.
Первое самостоятельное решение детей
В начале, когда они шли по аллее среди вольеров у детей возникло сильное желание отдать свои деньги на корм животных. Но понимая, что тогда они останутся без денег они не спешили с этим решением. Их мать наблюдала их борьбу, но не вмешивалась, даже в тот момент когда они достали свои деньги. Однако и сын и дочь решили не тратить деньги так быстро в самом начале дня.
После они увидели, что посетили парка во время кормления животных роняют часть корма на землю. И тогда они стали собирать остатки и скармливать их. Когда мама с детьми приблизились к концу аллеи с животными, ребята чувствовали себя прекрасно. Ведь им удалось не только получить удовольствие от кормления животных, но и сохранить свои деньги.
Второе принятое детьми решение
Когда наступила очередь прокатиться на верблюде, Марина посчитала пять минут катания слишком дорогим, а ее братец тоже с ней согласился. Зато дети покатались на специальном бесплатном поезде для посетителей парка и сделали много забавных фотографий с животными.
Третье самостоятельное решение каждого ребенка
Наконец, после обеда наступил черед аттракционов, которые находились в глубине парка. Каждый из детей выбрал по одному аттракциону. Но у каждого ребенка он был свой. Сережа выбрал покататься на машинках, Марина — на карусели. А после они вместе решили оплатить детское колесо обозрения.
Этот день принес для детей массу впечатлений. И Сережа и Марина заявили, что он был замечательным. При этом никто не капризничал, не выпрашивал денег и не требовал больше развлечений. Детям испытывали удовлетворение от своего самостоятельного выбора, а мама наслаждалась временем, проведенным вместе с ними.
Несомненно, развитие самостоятельности у детей младшего школьного возраста – процесс долгий и очень непростой. Однако он усложняется еще и особенностями нашего менталитета. Ведь он у нас с вами скорее восточный, чем западный. И все эти взрослые дети, сидящие у родителей буквально «на шее» в возрасте «за 30» — и есть результат такого «восточного» воспитания. Когда в детях буквально убивают их инициативу и самостоятельность, в зачаточном состоянии.
Дорогие родители! Не повторяйте ошибок своих родителей, дедушек, бабушек. Растите своих деток самостоятельными. Тогда и ваша жизнь, и жизнь детей будет значительно проще. Разумеется, советы из этой статьи вам очень в этом помогут.
Спасибо вам за подписки на канал, комментарии, лайки. За то, что вы с нами, развиваетесь, читаете, узнаете много нового. До новых встреч!
Самостоятельность не равна ответственности
Мы уже упоминали кратко об этом, но стоит раскрыть этот нюанс более подробно. Если подросток умеет убираться, выгуливать собаку, готовить себе завтрак, читать книги, то это не означает, что он уберётся без вашего напоминания, каждое утро будет вставать для собачьего променада, листать литературу, заданную для домашнего изучения. Может – не означает обязательно сделает.
Если ваша цель – воспитание ответственности у детей, то будьте готовы к тому, что будет много ошибок, неуспехов, отлынивание от действий и нежелание принимать решение. И это совершенно нормально. Ответственное поведение формируется постепенно, становится навыком или привычкой через определённое количество времени. Кроме того, важен и опыт, когда родители не боятся давать ребёнку возможность сделать выбор.
А ещё необходимо расставить приоритеты: собрать школьный рюкзак самому или предоставить эту возможность ребёнку, но тогда он опоздает в школу. Если для вас важен порядок, точное соблюдение всех норм, нежелание сталкиваться с дискомфортом, то придётся забыть о детской самостоятельности и ответственности. Ребёнок должен научиться принимать решение, сталкиваться с последствиями своего выбора. Это аксиома! Если хотите, закон мироздания.
Как приучить ребенка к самостоятельности в 6-7 лет?
Дети в этом возрасте обычно идут в первый класс. И превращаются в младших школьников. Но это вовсе не значит, что их детство закончилось! В 6, 7 лет основные навыки самостоятельности уже заложены (должны быть заложены) родителями
А в первом, втором классе важно их закрепить. И делать это следует не только в игровой деятельности, но и в обычной жизни
Вот как это можно реализовать:
Поручите ребенку несколько дел, связанных со школой. Собрать себе рюкзак он вполне может сам, равно как и сделать домашние задания. Разрешайте ему обращаться за помощью, но только в крайних случаях.
Пусть у него будут минимальные домашние обязанности
Убирать собой игрушки, грязную посуду, кормить питомца – это основное.
Позволяйте ему выбирать: игру во время отдыха, одежду для прогулки, игрушку в магазине.
Чаще говорите о важности быть самостоятельным. Хвалите за те дела, которые он делает по своей инициативе.
Самостоятельность: суть и главные составляющие
Что же такое самостоятельность? Если говорить о детях, то многие расценивают это качество как способность обслуживать себя самостоятельно, удовлетворять базовые естественные потребности, делать что-то без помощи со стороны взрослых, а также умение занимать себя. Но на самом деле понятие более обширное, и оно включает несколько составляющих:
- Инициативность. Это способность действовать не по чьим-то указаниям, а по собственной инициативе. Ребёнок должен осознавать необходимость участия в событиях или делах, не дожидаться просьб или принуждения.
- Уверенность в себе. Это не только самооценка, но и способность оценивать свои возможности и силы адекватно. Самостоятельный и осознанно мыслящий ребёнок не будет пытаться осуществить невозможное, например, передвинуть тяжёлый диван.
- Ответственность. Эта составляющая крайне важна, и она охватывает несколько аспектов: понимание последствий собственных действий, способность исправлять ошибки, готовность исполнять обязанности и выполнять данные обещания. Сюда же можно включить и понимание того, что результаты (достижение целей, успехи) зависят от самого ребёнка, а не от окружающих людей или обстоятельств.
- Способность принимать решения, причём не спонтанно, а обдуманно, анализируя ситуации и продумывая их возможные исходы.
- Умение ставить реальные цели и достигать их, пусть постепенно и поэтапно.
- Способность действовать сознательно при известных требованиях или определённых условиях. Пример: мама или папа дал задание и установил временные ограничения. Ребёнок должен не только выполнять просьбу, но и понимать, что медлить и лениться не стоит.
- Самоконтроль, самостоятельная оценка результатов деятельности. Ребёнок, делая дело, не должен отвлекаться или переключаться на что-то другое. Также он может проверить себя и исправить ошибки, которые были допущены.
- Способность использовать алгоритмы – переносить хорошо знакомые последовательности действий на новые обстоятельства.
Такие качества есть даже не у каждого взрослого. И главная проблема часто заключается именно в том, что мама или папа просто не понимает, как именно действовать, так как и сам не способен на то, что описано выше. Но если разобраться во всём, задача станет решаемой.
Причины отсутствия самостоятельности
Проявление инициативы и самостоятельности у ребенка всегда зависит от родительского воспитания. И, если ребенок по мнению мамы и папы несамостоятелен, а по мнению школьной учительницы – безынициативный, не стоит все сразу списывать на плохие гены, плохого и ребенка и т.д. Стоит разобраться, а все ли правильно сделали сами родители, воспитывая своего ребенка.
Возможно, что ребенок просто привык, что абсолютно все делают за него. Принимают решения, что одеть, куда сходить, что посмотреть по телевизору. Даже за грудничков пытаются решить, где им следует ползать и во что играть.
Насмотревшись многочисленных передач по телевизору, начитавшись умных статей от медийных личностей в инстаграме, современные мамочки и папочки стремятся проявлять чрезмерную любовь к своему ребенку, опекать и оберегать его буквально от всех опасностей внешнего мира, чересчур заботиться о здоровье своего ненаглядного малыша, принимают все решения за него.
Авторитарное воспитание со стороны взрослых также негативно сказывается на проявление самостоятельности ребенка в будущем. Родители стараются контролировать действия ребенка, ограничивают его от всего, что может по той или иной причине негативно отразиться на ребенке по мнению родителей.
Руководить действиями ребенка кажется самым необходимым для правильного воспитания, ведь несмышленый малыш сам просто не в состоянии разобраться со всеми сложностями в своей жизни.
Непоследовательное воспитание в семье лишь запутывает ребенка, дезориентирует его. Присутствие вседозволенности со стороны бабушек, безразличие – со стороны отца, мамина строгость – все это мешает малышу осознавать, в каком направлении стоит действовать. И стоит ли действовать вообще. А во проявление постоянных истерик, тревоги у ребенка в этом случае гарантировано.
К сожалению, очень часто встречаются семьи, где родители предпочитают существовать отдельно от своих детей. Кормят, одевают, меняют подгузники. Выполняют необходимый минимум, чтобы ребенок мог существовать вполне комфортно.
Но вот только это всего лишь физический минимум. Родители совершенно не заинтересованы в своем ребенке, в развитии его как личности.
В наши дни все чаще можно услышать от родителей: «Ну это же ребенок!». Причем подобные фразы говорят и в случаях, когда ребенок прыгает в грязной луже, вымазавшись словно поросенок, и в случаях, когда ребенок обижает животных, кидается камнями в прохожих.
Попустительство со стороны родителей, вседозволенность для ребенка могут нанести непоправимый вред при формировании детской личности. И, если из такого чуда позже вырастет простой эгоист, это будет самым меньшим возможным для него плохим исходом.
Чем же так хороша демократическая позиция каждого члена семьи в узком кругу? Здесь сложно найти хоть один минус. Взаимоуважение родителей и детей, позитивное мышление, с которым растет ребенок, позволяет ему больше доверять взрослым и себе прежде всего.
Подведем итоги
Взрослые должны видеть стремление малыша к самостоятельности и поощрять его, так они стимулируют его интерес к новым навыкам. А частые порицания и осуждения тех или иных действий ребенка приведут к потери уверенности в себе, малыш будет бояться проявлять инициативу, так как будет думать, что не сможет справиться с задачей. Давайте малышу право выбора и спрашивайте его мнения в простых мелочах, это поможет ему понять и осознать свою значимость. А совместные дела, будь то даже приготовление ужина к приходу папы с работы или уборка дома, дадут ему возможность понять, что он значим и дорог вам.
Фадеева Мария, Dealinda.ru