От горшка зависит многое
Сама Джина Форд говорит о том, что родителям нужно правильно выбрать горшок для крохи. Казалось бы, что здесь сложного, ведь детские магазины пестрят огромным ассортиментом продукции.
Итак, рекомендации следующие:
- Горшок должен хорошо и надёжно стоять. Лучше выбирать изделие на специальных, нескользящих ножках. Если этот фактор не будет учтён, малыш может испугаться от его шаткого положения.
- Удобная модель со спинкой. Это позволяет крохе сидеть не с согнутой спиной.
- Лучше выбирать изделие из пластика. Этот материал всегда комнатной температуры. Металлические горшки остались в далёком прошлом.
- Для мальчика подойдёт горшок со специальным выступом. Девочкам можно приобрести обычный круглый.
Это важно! Каждый родитель старается купить своему малышу всё самое лучшее и дорогое. Горшок – не исключение
Производители предлагают огромное количество дорогих изделий, которые оснащены различными дополнительными функциями
Производители предлагают огромное количество дорогих изделий, которые оснащены различными дополнительными функциями.
Например, горшок может светиться, воспроизводить музыку, но помните, это вовсе не игрушка. А ведь ребёнок будет воспринимать его именно так.
Особое внимание на ситуации
Часто случается, что малыш приучился к «мокрым делам», а потом вдруг не хочет ходить на горшок. Поверьте, эти ситуации далеко не редкость. Давайте разберемся в их причинах:
- Малыша приучали к ночной вазе до года, делали это не правильно, теперь повзрослевший кроха просто не понимает, что от него хотят. Вывод – делать все своевременно, не спешить. Как действовать? Убрать горшок минимум на 2-3 недели, после приучать, используя одну из вышеописанных методик;
- Любые значимые события в жизни малыша. Среди них: переезд, посещение детского сада, серьезная болезнь и многое другое. Вывод – стараться избегать кардинальных, резких перемен в жизни вашего чада во время приучения к горшку. Как действовать? Не заставлять в это время кроху ходить на горшок, дать ему адаптироваться к новым условиям;
- Кризис возраста. Происходит он ближе к трем годам. В это время родители отмечают, что их чад, как будто подменили. Они делают все наоборот, норовят проявить характер, доказать свое главенство в семье. Как действовать? Не нервничать, переждать этот период;
- Семейные склоки. Психологи утверждают, что малыш всегда чувствует обстановку внутри своей семьи. Ссоры между мамой и папой могут привести к нарушению его эмоционального состояния. Вывод – даже если случаются скандалы и недопонимания, выяснять отношения нужно наедине, без ребенка. Как действовать? В некоторых тяжелых случаях без помощи специалиста можно и не обойтись;
- Болезненное прорезывание зубов. Одна из самых часто встречающихся причин отказа от горшка. Как действовать? Постараться облегчить состояние малыша, на время отказаться от горшка.
Подобные ситуации имеют место быть. Не стоит расстраиваться, если после приложенных усилий и добившихся успехов малыш перестает ходить на горшок. Поверьте, это лишь временное явление. Устраните причины, и процесс обязательно восстановится.
Когда ребёнок готов к обучению «туалетным» навыкам?
А психологи уверены, что даже если начать высаживать ребёнка на горшок в 8-9 месяцев, и он будет успешно в него опорожняться, то здесь речь пойдёт лишь о рефлексе, а не об осознанном приобретённом навыке.
Ни о каком контроле над мочеиспусканием в таком возрасте и говорить не стоит. По той простой причине, что нервная система малыша ещё не достаточно развита для этого.
Дети начинают контролировать процессы мочеиспускания и дефекации не ранее, чем им исполняется 18 месяцев, а то и позже
Вы, конечно, можете начать знакомить кроху с горшком и до года, но, как многие убедились на практике, так вы просто увеличите время обучения.
И дети, родители которых применяли раннее высаживание, и малыши, которые начали учиться ходить на горшок в полтора года, сознательно контролировать свои опорожнения начинают в одном и том же возрасте (в 18 мес.-2,5 года днём, и в 3-3,5 года – ночью).
И к обучению это не имеет никакого отношения. Всё дело в готовности нервной системы ребёнка. Другое дело, что одинаковых детей ведь не бывает. И развивается каждый по собственному графику. Маме-папе волноваться по этому поводу совершенно не стоит. Писать и какать в горшок начинают, рано или поздно, все карапузы.
Чтобы начать приучать ребёнка к горшку, убедитесь в его полной физической и психологической готовности
Какие признаки могут свидетельствовать о том, что ребёнок готов начать познавать «горшочную науку»?
- Малыш самостоятельно садится и ходит.
- Он может сам снять и надеть штанишки.
- Кроха уже способен информировать родителей о своих желаниях с помощью слов или жестов.
- Ребёнок успешно подражает старшим.
- Понимает, когда к нему обращаются с просьбами.
- Следует указаниям взрослых.
- И выявляет заинтересованность в похвалах и поощрениях со стороны мамы-папы.
Начинать приучать кроху к горшку можно при условии его полной психологической готовности. К тому же малыш должен быть полностью здоров физически
Когда приучать ребенка к горшку?
Если в США и странах ЕС родители даже не задумываются о горшке раньше 2-летнего возраста, то в России же наоборот принято форсировать процесс приучения. Достаточно просто посмотреть на популярность в сети статей вроде «приучить ребенка к горшку за 3 дня» или «как приучить ребенка к горшку в 1 год», как сомнений не остается.
Как ни странно, но практика показывает, что ребенок, которого начали приучать к туалету еще до года, начинает контролировать процесс мочеиспускания примерно в том же возрасте, что и ребенок, который познакомился с горшком в 1,5-2 года.
И происходит это ближе к 2 годам (точные сроки у всех индивидуальны).
А как же соседский ребенок, который, по словам его мамы, начал ходить на горшок в год? Действительно, многим родителям удается добиться некоторых результатов еще до 1,5 лет. Однако каким образом это происходит? Постоянно усаживая дитя на горшок и повторяя «пись-пись», родители добиваются того, что ребенок начинает связывать опорожнение мочевого пузыря с заветными словами, иначе говоря, вырабатывается условный рефлекс. На самом деле, если повторять эти операции долго и упорно, добиться выработки такого рефлекса совсем несложно. Вопрос только в том, действительно ли это то, что нам нужно? Ведь ребенок должен научиться опорожнять мочевой пузырь вовсе не в ответ на кодовые слова, а в ответ на свое ощущение, что мочевой пузырь наполнен. Кроме этого, ему нужно еще и научиться сдерживать процесс выделения и сообщить маме о своем желании (или самостоятельно справить нужду). Чтобы это случилось, нервная система ребенка должна СОЗРЕТЬ!
Сколь бы ни были активны воспитатели, все успехи, которых они добились до 1,5 лет, будут временны. Примерно в 1,5 года дети, приученные делать «пись-пись», ни с того, ни с сего перестают беспрекословно подчиняться и начинают выгибаться при виде горшка. Дело в том, что в этом возрасте у детей начинается этап формирования того самого сознательного контроля над выделениями. Они уже не могут делать «пись-пись» по заказу! Поэтому и протестуют. Встревоженные родители изо всех сил пытаются вернуть былые успехи: силой усаживают на горшок, ругают за мокрые штанишки, но все напрасно. Взаимное раздражение нарастает, ребенок начинает негативно относиться ко всей этой «туалетной теме» и может даже специально справлять нужду не в том месте, где того требуют родственники.
Итак, с какого же возраста приучать ребенка к горшку? Принимая решение, нужно помнить, что чем раньше вы начнете, тем больше усилий будет потрачено и тем больше вероятность взаимных обид и разочарований.
Специалисты называют следующие физиологические нормы:
- Естественное формирование навыка контроля над выделениями начинается после года и постепенно совершенствуется в течение второго года жизни.
- Более-менее устойчивые навыки пользования горшком формируются примерно в 1 год 10 месяцев – 2,5 года.
- Стойкие рефлексы появляются к трем годам.
Также полезно знать следующие признаки готовности организма ребенка к знакомству с горшком:
- Ребенок может оставаться сухим в течение 1,5-2 часов;
- У малыша установился относительно стабильный режим дефекации;
- Ребенку не нравится находиться в мокрых (грязных) штанишках или подгузниках;
- Кроха может сообщить родителям о своем желании сходить в туалет (любым способом – кряхтением, жестами, словами).
Какие горшки подбирать детям
От того, какой предмет выбрать, зависит значительная часть успеха. На нем во время обучения малыш проведет много времени. Поэтому к подбору аксессуара следует отнестись ответственно. Предмет должен удовлетворять общим требованиям:
- Быть удобным. Горшок должен иметь широкие бортики: при сидении они не должны врезаться в нежное тельце.
- Быть комфортным. Металлические аксессуары холодят, а пластиковые быстро нагреваются при контакте с тельцем.
- Быть изготовлен из экологически чистых материалов: дешевые пластики выделяют вредные вещества.
- Быть должного размера: попы у всех малышей разные.
- Быть просто требуемым аксессуаром для туалета, а не еще одной игрушкой.
- Быть удобным для ежедневного мытья с гигиеническими средствами.
- Горшки имеют анатомические особенности. Для мальчиков они снабжены небольшим подъемом. Аксессуары для девочек отличаются округлым сиденьем.
Главное требование: горшок должен быть собственностью ребенка. Если в семье есть старшие дети, каждый обязан ходить исключительно в свой собственный аксессуар.
Отказ от подгузников
Отказаться от памперсов гораздо проще днем, чем в ночное время. Днем за крохой можно проследить и вовремя посадить его на горшок либо напомнить заигравшемуся чаду, что пора посетить туалет. Ну а что делать ночью?
После того как малыш начнет четко и без промахов ходить на горшок, родители начнут замечать, что подгузник после ночи остается сухим, если так стало происходить, то от него можно отказываться и класть ребенка спать в пижаме. В качестве подстраховки от неприятных неожиданностей можно использовать непромокаемую или впитывающую пеленку, которой необходимо первое время застилать кроватку.
Со временем карапуз начнет вставать на горшок и ночью. Не нужно поднимать ребенок в ночное время целенаправленно для того, чтобы сходить на горшок, иначе, если родители забудут или не успеют его поднять, ребенок попросту описается во сне. Кроха должен сам научиться вставать на горшок и контролировать свой мочевой пузырь. Чтобы малым спокойно спал ночью, перед сном его нужно обязательно сводить на горшок и давать меньше жидкости вечером.
Что делать, если ребенок не ходит на горшок
Чтобы заинтересовать ребенка, избавить его от боязни, нужно прибегать к некоторым хитростям. В этой ситуации помогут положительные эмоции. Можно попробовать, чтобы кроха поиграл «в туалет», усаживая на него свои любимые игрушки, или придумать истории о том, как грустный горшок ждет, чтобы маленький хозяин пописал в него.
Страхи возникают из-за:
- стеснительности малыша;
- наказаний за неудачные попытки;
- слишком раннего обучения этой процедуре;
- неудачного первого опыта (было слишком холодно, конструкция перевернулась);
- физиологических запоров, вызывающих боль.
Бывают ситуации, когда ребенок не хочет на горшок, но уже к нему приучен. На все просьбы родителей он отвечает капризами и истерикой. Это случается, если в жизни малыша происходит что-то значимое (появление брата или сестры, привыкание к детскому саду, смена дома). Главное – не настаивать, а дать крохе привыкнуть к переменам.
Советы по приучению к горшку
Как научить ребенка ходить на горшок? Процесс приучивания к горшку занимает от шести месяцев до года. С учетом, что ребенка начали учить в 1,5 годика
Взрослым на весь этот период нужно запастись терпением, не раздражаться, и не обращать внимание на неудачи. Только так вы добьетесь эффекта от обучения и сохраните хорошие отношения с ребенком
Нужны ли подгузники на время обучения? Нет правильного ответа на этот вопрос, действуйте по ситуации. Проводились исследования на этот счет. Одна группа применяла многоразовые подгузники, другая — одноразовые. Обе группы приучились правильно пользоваться горшком в одинаковое время.
- Не нужно кричать или стыдить малыша, если он по-старому сходил в штаники;
- Похвалите его малейшие достижения в этом;
- Прервите обучение, если ребенок протестует, отказывается или капризничает, иначе у вас с ним возникнут конфликты.
- Посмотрите несколько обучающих видео, чтобы утвердится в своих знаниях.
Как научить ребенка проситься на горшок — для начала нужно серьезно выбирать горшок. Строгой оценке должны подлежать его материалы, расцветка, форма, устойчивость, безопасность, дополнительные возможности. Лучший материал — пластик. Легко моется, не холодеет, не раздражает кожу. Бывают горшки из эмали, но пользоваться ими не практично. Они тяжелые, холодные, неприятные для кожи. Форма должна быть круглой для девочек или овальной для мальчиков. Мальчикам больше подходят формы с выступом. Такая поза считается физиологически правильной. Он нужен достаточно устойчивый, чтобы ребенок с ним не перевернулся.
В некоторых горшках есть даже функции видео, но учтите, что они могут не нравится ребенку, мешать ему сосредоточиться. Некоторые дети вообще боятся звуков горшков и светящихся эффектов. Тем более такие эффекты воспринимаются ребенком как игрушка, он может отказаться опорожняться в такой горшок. Несмотря на современные технологии, чем меньше приспособлений будет у него, тем больше шансов, что ребенок будет пользоваться им как туалетом. Основное требование — удобное сидение. Ну и конечно он должен быть красивым. Горшочки с играми и видео не подходят, ребенок должен ощущать разницу между играми и туалетом.
Как научить ребенка ходить на горшок самостоятельно и правильно теперь вы знаете. Успехов на практике!
Что должен уметь ребенок в 1 год: полная проверка способностей малыша
Читайте далее:
Приучаем малыша спать ночью без памперса: 3 эффективных способа и правила подготовки ко сну
Что ребенок должен уметь в 8 месяцев: навыки и нормы развития
Развитие ребенка в 10 месяцев: что должен уметь и знать малыш
Когда лучше начинать
Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.
Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.
Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно
Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения
Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.
«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).
Как приучить ребенка вставать ночью на горшок
Ночное писание — следующий этап выработки навыка опрятности у ребенка. Начинайте его после того, как днем наладили процесс, малыш иногда остается сухим десять-шестнадцать часов подряд.
Начинать ночные пробуждения нужно со следующего:
Не надевайте памперс перед сном. Постелите на матрац непромокаемую пеленку для подстраховки.
Будите малыша ночью в определенные часы. Например, через четыре-пять часов после засыпания
Важно не хватать сонного ребенка и сажать на горшок, а объяснять, для чего он проснулся.
Мотивируйте малыша, хвалите за самостоятельное пробуждение, просьбу помочиться ночью.
Проговаривайте ситуации с ночным туалетом днем. Можно в форме игры
Будите и отправляйте мочиться куклу, мишку. Пусть малыш сам снимет им трусики, похвалит за «пи-пи». Играть нужно весело.
Проведите пару ночей в одной комнате с малышом.
Если кроха захочет писать ночью, то начнет ворочаться, стонать. Посадите малыша на горшок. Через пару дней он сам начнет просыпаться, а не терпеть.
Посмотрите передачу доктора Комаровского, полностью посвященную тому, как научить ребенка ходить на горшок.
Как приучить ребенка к горшку? Методика
- Отказываемся от подгузников
Если до сих пор ваш малыш все время проводил в подгузниках, то теперь нужно будет от них отказаться (исключениями могут быть прогулка в холодное время года, поездка в транспорте, поход в гости, время сна). Это необходимо для того, чтобы малыш установил четкую взаимосвязь между позывами в туалет и результатом (мокрыми штанишками), а также почувствовал дискомфорт, возникающий вследствие этого.
- Знакомимся с горшком
Первое время предлагайте сходить в туалет только в моменты, когда вероятность успеха максимальна – после сна, после еды, а также когда очевидны изменения в поведении ребенка – он замирает, напрягается, кряхтит. Главное, не настаивайте и не предлагайте горшок слишком часто! Объясняйте, зачем нужен этот незнакомый предмет и подчеркивайте преимущества его использования – «Вот, и попка чистенькая осталась, и штанишки сухие».
Замечательно, если кроха будет видеть на примере старших детей или взрослых, как и куда справляется нужда. Можно также приводить в пример какого-нибудь любимого персонажа. Ведь совершенно невозможно представить в подгузниках, например, крокодила Гену.
- Хвалим и не критикуем!
Если высаживание на горшок прошло успешно, обязательно похвалите малыша. Про критику неудач нужно забыть совершенно! Да, это нелегко. По себе я отлично знаю, что это первая приходящая на ум реакция при виде очередных мокрых штанов (ведь целый день уже прошел без промахов!), но все-таки нужно постараться. Можно сказать что-то вроде «Ой, МЫ забыли, что у нас есть горшок. В следующий раз обязательно им воспользуемся». Но опять же, не стоит занудно повторять это каждый раз.
Также никогда не сравнивайте ребенка в укорительной манере с другими детьми («Вот Вася младше тебя, а уже давно в штанишки не писает»). Любое давление способствует исключительно негативному отношению малыша к этой болезненной теме, протесту с его стороны.
- Набираемся терпения
Естественно, вам хочется, чтобы малыш как можно быстрее начал сам ходить в туалет. Однако чудес не бывает. И что бы там не обещали методики вроде «Как приучить малыша к горшку за 3 дня», в столь короткие сроки научить ребенка ходить на горшок абсолютно без промахов, да чтоб он еще и сам просился, вряд ли выйдет.
После первого знакомства с горшком наступает довольно длинный этап (чем раньше вы начнете, тем длиннее он будет), когда кроха может делать свои дела то в положенное место, то мимо, и здесь самая главная задача – научиться реагировать спокойно на промахи. Просто не замечать их. Но активно хвалить за удачи.
Иногда даже кажется, что ребенок специально издевается. Например, когда сидя на диване и делая свои дела, он задумчиво сообщает всем «Я писаю!». Однако малыш делает это вовсе не из злого умысла, просто ему нужно некоторое время, чтобы научиться распознавать сигналы, которые предшествуют самому событию.
Бывают случаи, когда у ребенка, который вроде бы совсем уже обучился горшечной науке, случаются «аварии». Как правило, это происходит когда малыш болеет, находится в чужой обстановке / в гостях, стесняется попроситься при незнакомых людях или просто слишком увлекается игрой. Расстраивается как обычно не стоит, это совершенно нормальная ситуация, число подобных «аварий» будет постепенно сокращаться, пока, наконец, не сойдет на «нет».
То же самое касается и ночного сна. Малыш, научившийся пользоваться горшком в течение дня, может еще некоторое время писаться в постель. Освоение ночного горшка происходит несколько позже.
Правила проведения методики
Познакомьте ребенка с общими правилами похода «по-маленькому»: воспользуйтесь унитазом. Дайте малышу возможность заинтересоваться процессом. Выделите для обучения свободные дни.
Подробно проинструктируйте остающегося вместо вас. Заранее приготовьте достаточно сменной одежды: штанов, нижнего белья.
Попробуйте использовать дополнительный стимул — яркие новые трусики с рисунками, мотивирующие ребенка отказаться от подгузников.
Мнение эксперта
Светлана Терехова
Дипломированный психолог с 10-летним стажем стажем работы и огромным багажом опыта.
Перед началом обучения, проведите подготовительную беседу. Расскажите, что пришла пора ходить в горшок. Вместе рассмотрите перед зеркалом попу, познакомьте с устройством мочеполовой системы доступным языком. Обсудите – она должна оставаться чистой. Решите, полностью вы откажетесь от памперсов, либо будете использовать их для прогулки либо сна.
Первый день
Начинаем процесс. С утра убираем подгузник, оставляя малыша ходить голышом или в штанишках, которые легко снять. Сажайте его через каждые 20 минут на горшок, предлагая помочиться. Можно увеличить объем предлагаемой жидкости: соков, чаев, морсов, чтобы спровоцировать частые позывы.
Понаблюдайте, в каком месте дома ребенок охотнее пользуется горшком и переставьте его туда. За каждую удачную попытку хвалите, эмоционально выражайте одобрение поведением: «Какой ты молодец, мама тобой довольна». Неудачи тоже будут. Не ругайтесь за это строго. Просите помочь убрать последствия «аварии».
Второй день
Проделываем все те же шаги, что накануне. Сегодня попробуйте пойти гулять без подгузника. Перед выходом попросите ребенка посидеть на горшке. Но лучше подстраховаться, взяв с собой сменку, и не отходить далеко от дома. Не забывайте поощрять малыша, когда он пописает куда следует.
Третий день
Продолжайте совместное приближение к цели. Добавьте еще одну прогулку без подгузника. Спокойно реагируйте, если малыш сопротивляется. Лучше временно оставить попытки освоить горшок, возможно, ребенок будет готов позже.
Эта методика может оказать незаменимую помощь. Подбадривайте ребенка, говорите, что у него все получится.
Немного о главном
Чтобы приучение к горшку прошло успешно, важно следующее:
Ребенок и все его органы, участвующие в процессах дефекации и мочеиспускания, должны быть здоровы. Нервная система и родителей, и малыша также должна быть в порядке. Кстати, в семьях, где много детей, малыши начинают раньше ходить на горшок: перед глазами есть пример, а подражать ― всегда интересно. Но мне кажется, что в семьях, где много малышей, родители так заняты, что не пристают к своему малышу с горшком, потому он и начинает спокойно и сам его изучать по примеру братьев и сестер.
Фото: dzieciakowelove.pl
Ваши усилия по приучению ребенка к горшку, коль вы уж начали, должны быть регулярными и постепенными. Сначала познакомьте кроху с горшком, расскажите, для чего он нужен, предложите посидеть. Не делайте из горшка игрушку, ведь он создан для других целей. Если горшок у ребенка вызывает истерику, то отложите этот вопрос на пару недель.
Если вы начали приучать малыша к горшку слишком рано ― вам не избежать слез, истерик, разочарований. Готовьтесь проявить больше усилий и терпения. На финише к постоянным сухим штанишкам вы все равно придете одновременно с родителями, которые дождались физиологической зрелости малыша и не форсировали события. Правда, вы можете сэкономить немного денег на памперсах. Если памперсы для вашей семьи ― существенная статья расходов, тогда дерзайте.
Все-таки средний и оптимальный возраст для приучения ребенка к горшку колеблется от полутора до трех лет. Именно в этот период большинство детей, которых никто не ругал за лужи, не бил мокрыми колготками и не заставлял часами сидеть на горшке, сами подходят к горшку и начинают спокойно и уверенно делать в него свои дела. Все просто ― наступило время формирования естественного контроля над своими нуждами. Запомните главное правило: ребенок не должен возненавидеть горшок и все, что с ним связано. Не травмируйте его наказаниями и своими истериками. Если у малыша не получается ― просто подождите. Походите еще месяц в памперсе ― сбережете и свои нервы, и нервы ребенка
Полностью условные рефлексы формируются только к 3 годам
Обратите внимание, что к моменту приучения к горшку ребенок должен хотя бы немного знать названия частей тела, одежды, значения слов «пописал», «покакал», уметь хотя бы слегка снимать штанишки, демонстрировать родителям, что в мокром ему неприятно, каким-либо образом давать понять маме, что ему хочется в туалет. Лучшим временем для приучения к горшку я считаю весну и лето
Начиная весной потихоньку ходить на горшок, вы постепенно к лету сможете спокойно ходить на улицу без памперсов. В теплое время года проще: меньше стирки, не так страшно, если намочит штанишки, меньше возни малышу с кучей одежек.
Фото: ritty.ru
Первое время предлагайте малышу горшок в то время, когда, по вашему мнению, его мочевой пузырь как раз полный: после сна, после обеда, когда долго играет, но не мочился. Если малыш все-таки сделал свое дело в горшок, его надо очень сильно хвалить, но ни в коем случае не ругать за промахи. Пару раз показали малышу, как правильно выливать горшок в унитаз, и затем он уже сам дольный бегает в туалет, подражая маме. Сделайте из туалетного ритуала своеобразную приятную игру, закрепите у малыша положительные эмоции на этапе приучения к горшку. Первое время подгузники все еще могут пригодиться: одеваем их на сон, на ночь, на прогулку или в гости. Начинайте сажать ребенка на горшок не только когда ему хочется, но и в нужное по режиму время: перед сном, перед улицей. Пусть формирует полезные навыки. Когда вы заметите, что ребенок стал просыпаться после ночного сна сухим ― можно постепенно отказываться и от ночной подстраховки. Что касается самого горшка, его формы, цвета, вкуса и запаха, то я бы сказала, что все это второстепенно. Будет ли он музыкальным или в форме мышки ― зависит только от вашей фантазии
Ребенку, пожалуй, важно лишь, чтобы горшок был удобный, не холодный, чтобы попа не проваливалась, ну и наличие спинки, чтобы опереться, тоже не повредит. Горшков нужно иметь несколько: для дома, дачи, для дороги, запасной у бабушки в доме. Можно обзавестись специальной накладкой на унитаз и подставкой
Но по опыту скажу, что они все-таки подходят для детей постарше. Совсем крохам и мамам удобнее с горшком. Его можно таскать по квартире, легко помыть, взять с собой
Можно обзавестись специальной накладкой на унитаз и подставкой. Но по опыту скажу, что они все-таки подходят для детей постарше. Совсем крохам и мамам удобнее с горшком. Его можно таскать по квартире, легко помыть, взять с собой.
Легкой дороги к горшку и сухим штанишкам вам и вашему малышу!
Как правильно научить ребенка ходить на горшок
В вопросе приучения маленького ребенка к горшку нужно запастись терпением и следовать рекомендациям специалистов. Чтобы кроха быстрее понял, что именно от него требуют, следует внимательно контролировать его реакции.
Рекомендации докторов
Малыши часто «сигнализируют» о своем желании сходить в туалет: замирают, краснеют или напрягаются. При таком поведении родитель должен сразу реагировать и сажать ребенка на горшок. В большинстве случае после нескольких удачных попыток дети сами понимают, что нужно делать.
Советы педиатров:
- Не следует включать воду для стимулирования мочеиспускания, так как при дальнейшем взрослении этот рефлекс может вызвать нежелательные явления.
- После ночного отдыха, когда кроха проснулся сухой, обязательно нужно сажать его на горшок. Это повышает вероятность положительного результата.
- Специальный туалет должен всегда находиться в пределах досягаемости малыша, тогда он в любое время может дотянуться и присесть на него.
- Нельзя переходить к обучению, если у детей колики в животе, болят зубки, аллергия и т. п.
- Не рекомендуется полностью в этот период отказываться от специальных трусиков и подгузников.
Родители должны объяснять детям, зачем нужен горшок. Есть определенные методики, позволяющие обучить малыша за короткий срок.
Приучаем к горшку за 7 дней
Многие мамы пользуются специальной системой, рассчитанной на 7 суток, и отмечают ее эффективность. Ничего сложного методика не подразумевает, от родителей требуется лишь время и терпение, малыш же должен уметь сам снимать одежду, общаться и понимать речь.
Выделяют несколько этапов обучения:
В первые сутки – показать, как нужно ходить в туалет. После сна обязательно нужно снимать подгузник и присаживать кроху на горшок
Важно, чтобы он просидел не менее 10 мин, а в случае неудачи попытку следует повторять каждые 15–20 мин. В это время можно развлекать его, читать сказку, играть и т
п.
Второй день – закрепляющий. Следует чаще напоминать о туалете, спрашивать, не хочет ли он на горшок. При этом следить, чтобы малыш не отвлекался на более интересные занятия.
На третьи сутки – придерживаться поставленной цели, несмотря на возможные неудачи. Чтобы не запутать кроху, не надевайте подгузник на улицу, а перед выходом обязательно предложите сходить на горшок. Некоторые мамы рекомендуют брать складные варианты с собой на прогулку.
С 4-ого дня и до конца недели дети уже понимают, о чем именно их просят родители. Если малыш забывает и заигрывается, о горшке нужно напомнить
Важно поощрять его, хвалить за положительные результаты
Научить ребенка за 3 дня
Если кроху не поторапливать, процесс приучения может затянуться на неопределенный срок. Однако бывают ситуации (поездки, путешествия, посещение детского сада), когда обучение должно пройти максимально быстро – за 3 дня.
«Пластмассовый туалет» должен находиться непосредственно в детской комнате
Важно давать крохе как можно больше жидкости: от воды до любимого сока
Порядок действий:
- После пробуждения в первый день нужно снимать подгузник и надевать трусики. На ночь вновь надевается подгузник.
- На второй день можно вывести малыша на прогулку без подгузника, но при условии, что он справил все нужды еще дома.
- Через сутки следует добавить еще одну прогулку на свежем воздухе, чтобы кроха учился контролировать свои естественные процессы и вне дома.
При возвращении и перед дневным отдыхом нужно сажать его на горшок. В большинстве случаев все старания оправдываются.
Если ребенок боится горшка
Страх перед ночной вазой у детей обусловлен следующими причинами:
- Неудачное знакомство с горшком. Он был холодным, мокрым, просто страшным для крохи предметом.
- Травма. Малыш упал с него, ударился.
- Отсутствие поддержки и похвалы от родителей. На первых порах приучения к туалету конечный результат необходим только взрослым, малыш старается понять, что вы от него хотите, пытается порадовать маму. Не жадничайте с поцелуями и обнимашками.
- Несвоевременное приучение. Родители пытались выработать рефлекс насильственными методами в очень раннем возрасте, действуя навязчиво.
- Отсутствие нормальных условий для писания и какания в садике.
- Слишком долгое сидение на ночной вазе. Строгие родители добиваются результата, удерживая малыша на горшке по несколько часов, выражая недовольство нерасторопностью ребенка.
- Детские фантазии. Малыш рисует в голове страшные картинки о чудищах в унитазе. Кричит, истерит при первых попытках его усадить. Расспросите ребенка об этом и проверьте, кто там живет, вместе.
- Слишком большой горшок. Малыш сидит неудобно, боится провалиться.
- Запоры. Болезненные ощущения при дефекации малыш связывает с горшком. Объясните ребенку, что туалет из пластика здесь ни при чем, измените детское меню, чтобы твердый кал его не беспокоил, малыш какал безболезненно.
Исправить ситуацию можно следующим образом:
- Отпустите ситуацию на пару недель, даже месяцев. Уберите горшок подальше.
- Не ругайте малыша. Чем меньше будете психовать вы, тем спокойнее станет ребенок.
- Создайте комфортную психологическую обстановку в момент дефекации, писания.
- Купите новый горшок. Пусть малыш сам выберет.
- Поставьте сперва горшок в комнате, пусть ребенок привыкнет к нему внешне.
- Изучите новый для ребенка предмет вместе, посадите на него игрушку, покажите, как им пользоваться.
Придумайте вместе сказку о волшебных горшках, смелых мальчуганах, которые побороли страх, стали сильными, смелыми.
Разговаривайте на эту тему чаще.