Кнут или пряник, что эффективнее. Кнут или пряник? Секреты самомотивации
Кнут или пряник? Секреты самомотивации
Как правильно мотивировать самого cебя? Многие считают, что кнут и в плане самомотивации работает эффективнее пряника. Лично я с этим не согласен и считаю, что оба приема лучше использовать одновременно. Это гораздо действеннее.
Однажды мы делали интересный вебинар под названием «Тайм-менеджмент для гуру»
Обсуждались три важные вещи, на которые следует обратить особое внимание людям, резко идущим вверх и достигшим уровня гуру
В частности, мы поднимали вопросы мотивации, разбирали ее структуру. Один из важных кирпичиков в этом «здании» – самодисциплина. Чем она у вас лучше поставлена, тем привлекательнее вы становитесь для других людей.
Почему так происходит, не знаю. Но это краеугольный камень личного магнетизма.
Вы не сможете полностью контролировать окружающий мир до тех пор, пока не научитесь контролировать самих себя
Поэтому если с первого раза вам сложно усвоить и принять новые вещи, о которых я говорю, сначала осознайте необходимость и важность самодисциплины
Кроме этого нужно уметь еще очень много вещей: позволять себе отдыхать, жить и творить в потоке и т. д. Но ничего не получится, если вы не научитесь себя правильно мотивировать. Никто вместо вас или за вас не будет этого делать.
Серьезная ошибка многих структур (например, армии) заключается в том, что идет исключительно внешняя мотивация – будь то кнут или пряник. А она малоэффективна по определению, так как любая внешняя мотивация носит временный характер.
Есть мотивация – и человек что-то делает, мотивация прекращается – вместе с ней и действия сходят на нет. Грубо говоря, ударили током – человек отпрыгнул, нет разряда – он не прыгает.
Лишь умение эффективно себя мотивировать и делать это каждый день создает трамплин, с которого можно прыгнуть выше.
Если вы решили довести что-то до конца, например, участвуя в каком-либо тренинге, вы четко и полностью выполняете все домашние задания и иные требования тренера. Если вы достаточно самомотивированы, скорее всего, это не пройдет для вас даром. Должен приложить максимальные усилия и сам тренер, который параллельно вашей внутренней мотивации обеспечивает необходимую внешнюю среду.
Например, я трачу много ресурсов на внешнюю среду, которая задает определенное течение и тем самым упрощает движение вперед моим слушателям. Для тренера это непросто, потому что приходится бороться с сопротивлением воды и внешней среды, проявлением агрессии и негатива со стороны некоторой части слушателей. Кроме того, у новичков порой возникают сомнения в том, что они делают: «А могу ли я? Умею ли? Зачем мне все это нужно? Может, подождать и подучить? У меня еще недостаточно дипломов…» И так далее.
Побочные эффекты наказания в дрессировке собаки
- Наказание не удовлетворяет потребность! И даже если оно прекратит какие-то действия собаки, она просто будет искать другой способ (или другое время), чтобы удовлетворить таки свою потребность. Например, если наказать собаку, когда она ворует еду со стола, ей будет страшно, но чувство голода от этого никуда не денется. И она просто дождется момента, когда вас не будет поблизости.
- То есть наказание пугает, но не учит вести себя приемлемо.
- Наказание разрушает контакт между владельцем и собакой.
- Собака испытывает хронический стресс, в результате чего усугубляются поведенческие проблемы и/или возникают проблемы со здоровьем.
И если дело обстоит так, стоит ли пользоваться сомнительными методами?
Разумеется, никто не спорит с тем, что нужно устанавливать разумные границы, а дисциплина важна. Но в большинстве случаев гораздо эффективнее предотвратить «плохое» поведение – это поможет как избежать наказания, так и не дать собаке приобрести вредный опыт. Например, если речь об агрессии, стоит, пока проблема не решена, использовать намордник. Если собака убегает – водите ее на поводке, пока она не станет достаточно надежной. Да, это требует времени и усилий, но, как правило, результат того стоит.
Подкрепление, в отличие от наказания, удовлетворяет потребность собаки, а значит, дает ей нужный и полезный опыт и приводит к тому, что желательное поведение проявляется все чаще.
Метод «кнута и пряника» в воспитании
Почему ребенок слушается родителей? Есть два варианта. Я прочувствовала на своем опыте оба!
Первый вариант: кнут и пряник. Это Лиза до 4-5 лет. В этом случае ребенок слушается, когда ему это выгодно (есть пряник), либо под страхом наказания (кнут).
Второй вариант: ребенок слушается, потому что у вас с ним хорошая привязанность, хорошие отношения. Есть доверие и крепкая взаимосвязь. Конечно, если речь идет о маленьком малыше, он все равно не будет слушаться постоянно. Это слишком сложно для него
Но важно понимать, что «кнут и пряник» — угрозы, подкупы, ультиматумы — разрушают отношения. Это не катастрофа. Просто это является «минусом» для развития доверительных отношений
И если мы делаем ставку на отношения, такие явления лучше минимизировать
Просто это является «минусом» для развития доверительных отношений. И если мы делаем ставку на отношения, такие явления лучше минимизировать.
С Лешей «кнута и пряника» не было вообще. До 3,5 лет Леша не слушался вообще. Но меня это не напрягало — я просто не рассчитывала на то, что он будет слушаться. И однажды Леша дозрел, и начал слушаться просто так. Без угроз и подкупов. Это удивительное чувство, когда ребенок просто смотрит на тебя доверчиво и слушается. С Лизой это казалось нереальным… Но к 5 годам после осознанного моего отказа от «кнута и пряника» Лиза тоже начала просто доверять и слушаться. Хоть и не всегда!
Теория привязанности Ньюфелда — как раз об этом. И у меня нет в ней ни малейших сомнений, потому что во-первых, в «кнут и пряник» я наигралась от души (и прочувствовала все побочные эффекты такой дисциплины, постоянную необходимость иметь в запасе ультиматумы для манипуляций, ненадежность такой дисциплины). А во-вторых, я считаю, что теория привязанности спасла Лешу. Когда мы столкнулись с первыми диагнозами, я перепробовала многое. И только, когда взяли курс на укрепление привязанности, пошли резкие и стабильные улучшения. Об этом подробно напишу в другой раз.
Как понять, что благоприятно, а что разрушительно для отношений? Очень просто! Представить, что было бы, если бы ваш муж вел себя с вами также, как вы общаетесь с ребенком. И почувствовать — как бы это отразилось на ваших отношениях?
Когда я выбираю отказ от «кнута и пряника», я ставлю в центр своей жизни отношения. Не поведение, а отношения. Это сложнее. На это требуется больше сил и времени. Это может быть невыгодно в краткосрочной перспективе. Но это дает свои плоды в долгосрочной перспективе.
Такое воспитание требует смещение нашего фокуса внимания. Когда главное для нас — не добиться нужного поведения малыша максимально простым и быстрым способом. А главное — развивать и укреплять отношения. Надеюсь, вы понимаете, что я не про потакание манипуляциям, когда мы на крики малыша готовы отдать ему весь мешок конфет и т.п. Подробнее про ограничения я когда-то записывала видео «Почему детям нужны ограничения?» — оно загружено Вконтакте и на Ютуб.
Кратко говоря, в ситуации, когда малыш лезет в запрещенное опасное место, «кнут и пряник» — это ругаться и угрожать, пытаясь заставить слушаться. А соблюдение ограничений без «кнута и пряника» — это когда я не рассчитываю на послушание, а просто спокойно снимаю ребенка с опасного места и уношу, несмотря на его оры и сопротивление. Десять раз, двадцать раз — пока ребенку не надоест туда лезть. Поверьте, однажды — надоедает!
«Кнут и пряник» часто (хотя далеко не всегда) является самым простым способом сделать так, чтоб ребенок вел себя нужным нам образом. И если честно, это не катастрофа. Я соглашусь с теми, кто кричит: «Нас всех так воспитывали — и ничего, мы выросли!» Да, можно и так. Добавлю еще, что любые детские травмы можно исцелить и проработать во взрослом возрасте, было бы желание. Я в своей работе регулярно наблюдаю, как люди исцеляют свое сложное детство, убирают кучу боли и проблем, и становятся счастливыми.
Когда я вижу пример людей с реально неблагополучным детством, исцеливших свою боль, у меня не поворачивается язык назвать метод «кнута и пряника» катастрофичным для ребенка.
Просто доверительные крепкие отношения с детьми — это так чудесно, что ради этого я готова активно вкладываться.
Желаю вам счастья!
Метод пряника
Младенец получает от нас положительное подкрепление, видя нашу радостную улыбку, слушая ласковый голос, ощущая прикосновение заботливых рук. Но когда дети подрастают, мы начинаем думать, что важнее, более действенны запреты, порицания, замечания, наказания. А это приводит к обратному эффекту – ребёнок или замыкается в себе, или пытается противостоять нам.
Поощрение ориентирует ребёнка на хорошие действия и закрепляет их
Поэтому особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребенком усилие
К каким результатам он пришел, значения не имеет, важно отметить его попытку, его старание осуществить действие или поступок. В этом есть очень важный психологический момент. Всякой успешной деятельности присуща особенность – ощущение успеха, радости собственного достижения, которые сами собой являются наградой, поощрением
Всякой успешной деятельности присуща особенность – ощущение успеха, радости собственного достижения, которые сами собой являются наградой, поощрением
Наша задача – научить радоваться успеху. Внешнее родительское поощрение должно подкреплять и усиливать внутреннее удовлетворение от проделанной ребенком работы
Всякой успешной деятельности присуща особенность – ощущение успеха, радости собственного достижения, которые сами собой являются наградой, поощрением. Наша задача – научить радоваться успеху. Внешнее родительское поощрение должно подкреплять и усиливать внутреннее удовлетворение от проделанной ребенком работы
В этом есть очень важный психологический момент. Всякой успешной деятельности присуща особенность – ощущение успеха, радости собственного достижения, которые сами собой являются наградой, поощрением. Наша задача – научить радоваться успеху. Внешнее родительское поощрение должно подкреплять и усиливать внутреннее удовлетворение от проделанной ребенком работы.
Но хочется предостеречь от поощрений такого рода: хорошо учишься – получай подарок, карманные деньги, сладости
Поощрения не должны носить характер подкупа, потому что в сознание детей внедряется представление о том, что важно только получить награду, а то, каким образом она была получена – значения не имеет
Неверна также позиция, когда в качестве награды ребенок освобождается от выполнения некоторой домашней работы. Это формирует представление о том, что всякая работа, всякое усилие – дело очень неприятное.
Лучшая награда для ребенка – сознание того, что он принес радость любимым людям, а подарок в придачу – лишь символизирует это.
Как на это реагирует ребенок
Малыш, воспитываемый подобным образом, попадает в порочный круг, из которого очень сложно вырваться. Получая все ту же «наследственную» психологическую травму, он в дальнейшем сам может прибегнуть к телесным наказаниям в воспитании потомков. По крайней мере, он точно усвоит, что силовое воздействие – отличный способ решать все свои проблемы.
На самом деле кроха учится совсем другим вещам:
- Первое, что усваивает ребенок – это необходимость лгать. Скрывая свои провинности, он успешно избегает наказания.
- Вторым открытием для ребенка обычно становится тот факт, что его супер-строгие родители тоже испытывают чувство вины. После слишком усердного наказания они иногда пытаются загладить свою вину, а значит, если нарочно довести их до белого каления, можно легко получить желаемое, перетерпев наказание.
Instagram @marija_shibanova
Тем временем в психике ребенка формируется особый шаблон поведенческих реакций. Со временем, как это не парадоксально, дети, которых часто и строго наказывают, теряют совесть – у них практически атрофируется чувство вины.
На самом деле это очень логично: провинившись, ребенок строгих родителей мгновенно получает свою порцию «возмездия», то есть наказание от близких. Отбыв наказание, он и вину с себя как бы снимает – следовательно, места для рефлексии, угрызений совести и моральных дилемм не остается. Сделал гадость – будешь наказан. Если не сможешь скрыть этот факт, конечно.
Когда же можно использовать немного «кнута»?
Применять небольшие дозы «кнута» следует только в крайних случаях. Во всех остальных случаях достаточно ограничиться разъяснительными беседами. Если ребенок совершает что-то плохое, то можно подумать о введении против него определенных санкций, например лишение компьютера и Интернета на неделю и т.д.
В любом случае хорошо подумайте, прежде чем взяться за серьезно наказывать ребенка, так ли уж провинился ваш ребенок? И можно ли с помощью страха, угроз и физического насилия воспитать полноценную личность.
Метод «кнута» не всегда эффективен, поскольку ребенок не будет совершать плохие поступки не потому, что будет осознавать их неправильность, а из-за страха получить физическое или моральное наказание. Поэтому, если «кнут» и нужен в воспитании детей, то лишь как добавка к «пряникам».
Если использовать только «пряник», то ребенок скорее приучиться совершать хорошие поступки только в том случае, если за этим последует определенное вознаграждение. Не следует приучать их к товарно-денежным отношениям с родителями, при которых они будут «хорошими» только ради денег.
При воспитании детей родитель в идеале должен быть спокойным, терпеливым и разумным. Хоть это бывает и сложно, но к этому нужно стремиться.
Больше разговаривайте с детьми. Ребёнок должен учиться доверять родителям, когда мать или отец разговаривают с ребёнком, он чувствует себя взрослее, да и сам становится мудрее. Ребёнок должен чувствовать, что вы искренне интересуетесь его делами.
Также необходимым правилом в воспитании детей является чёткое следование установленным правилам. Единожды нарушив запрет, вам потом уже сложно будет заново его восстановить. Ведь ребёнок не понимает, почему сегодня можно, а завтра – нельзя. Поддерживайте свой авторитет, ведь родителя без авторитета ребёнок слушаться не будет.
Старайтесь меньше кричать на детей. Чем чаще вы будете кричать, тем меньше ребёнок будет реагировать на крик. И впоследствии совсем не будет понимать спокойного тона. Поэтому повышая голос на ребёнка, подумайте, хотите ли вы постоянно разговаривать на повышенных тонах
Попробуйте лучше сказать шёпотом или изменить голос, чтобы привлечь внимание ребёнка
Каждый ребёнок индивидуален, и к каждому ребёнку нужен свой подход в воспитании. Но есть правила, которые применяют ко всем детям без исключения – это любовь, уважение и доверие. Не предъявляйте завышенные требования к ребенку. Умейте видеть глазами ребёнка, будьте ему примером, больше проводите с ним время – это позволит решить многие трудности в воспитании.
Информация подготовлена педагогом-психологом высшей категории МБОУДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Саторис» Миграновой Э.Р. в рамках гранта «Семейный компас».
Грант реализуется на средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
#семейныйкомпас#семейныйкомпаснавигатор#семейныйкомпас_уфа#семейныйкомпас_уфа_саторис
Чего хотят добиться родители
Выбравшие строгое воспитание родители – совсем необязательно злые садисты. Иногда это – гиперответственные люди, больше всего на свете боящиеся испортить жизнь малышу, разбаловав его.
Часто это люди, пережившие немало трудностей в становлении себя как личности и материальных сложностей. Они полагают, что проявить слабину во внешнем мире значит проиграть и подставиться под удар.
Потому готовы превентивно нанести этот удар своему ребенку, не прощая ему ни малейшей промашки.
Instagram @polly__loves
И, родив собственных детей, такие люди зачастую просто не знают, как еще влиять на ребенка. Объяснять свои чувства, проговаривать проблему с малышом они не привыкли. Потому что – опять же – рассказать о своих чувствах значит для них проявление слабости, а слабость, как было усвоено с детства, наказуема.
Кнут или пряник методы воспитания детей. Как воспитывать ребенка? Что лучше – кнут или пряник?
На мой взгляд, ни то ни другое абсолютно не подходит. Чрезмерная строгость в вопросах воспитания рождает уйму комплексов, психологических травм, тогда как постоянное заискивание перед ребенком ведет к противоположным проблемам – избалованности, наглости, хамству. Как же быть? Может, найти золотую середину? И кнутом, и пряником? Я ответственно могу сказать, что ни в кнуте, ни в прянике дети не нуждаются. Все, что им нужно, – это Любовь. С самого первого дня появления на свет ребенок ищет любовь, теплоту прикосновений, поцелуи, мамину и папину энергию. Когда этой энергии становится мало – тогда и возникают первые проблемы с поведением. Для меня рождение ребенка полностью перевернуло мой мир. Все, что казалось мне таким важным и значительным: бизнес, карьера – все отошло на десятый план. Я осознала, что поменялась на генном уровне – я стала новой, другой. Кроме огромной любви к сыну, проснулся и материнский страх – мне казалось, что опасности просто охотятся за моим малышом. Я прочитала много литературы, но глобально просто внимательно прислушивалась к своим ощущениям. С каждым днем мы понимали друг друга все больше и больше, не только я изучала сына, но и он внимательно изучал меня. Так я поняла, что для моего ребенка самое невыносимое – это крик, громкая, музыка, конфликты; от этого ему физически становилось плохо. Мы перестроили свой распорядок дня под его режим и старались не мешать ему расти и познавать этот мир. Я много читала и пела ему, у меня не было времени на себя. Был сын и работа. Были и тяжелые времена, когда мне приходилось оставлять ребенка с няней даже на несколько дней. Душа моя разрывалась, но я понимала, что есть золотое правило работающей мамы: когда ты с ребенком – ты не думаешь о работе, когда ты на работе – под запретом мысли о ребенке.
Ключевые черты самодостаточных детей
Самодостаточные дети обладают рядом характеристик, которые отличают их от других детей и способствуют их успешному воспитанию. Вот некоторые из ключевых черт, которые можно обнаружить у самодостаточных детей:
- Независимость. Самодостаточные дети проявляют желание выполнять задания и принимать решения самостоятельно, без постоянной поддержки родителей.
- Ответственность. Они осознают свою ответственность за свои действия и принимают на себя обязанности, не ожидая, что кто-то другой их выполнит.
- Уверенность. Самодостаточные дети имеют четкое представление о своих силах и умениях, они верят в себя и не боятся брать на себя новые задачи и испытания.
- Самосознание. Они имеют хорошее представление о своих целях, интересах и потребностях. Они знают, что им нужно для собственного благополучия и работают над достижением этих целей.
- Терпение и настойчивость. Самодостаточные дети умеют терпеть и не сдаваться при трудностях. Они знают, что достижение целей требует времени и усилий.
- Самоконтроль. Они могут контролировать свои эмоции и поведение, не поддаваясь на провокации или соблазны. Они умеют принимать решение на основе логики, а не эмоций.
- Самостоятельность. Самодостаточные дети умеют заботиться о себе и справляться с повседневными задачами, такими как учеба, домашние дела или уход за собой.
- Сотрудничество. Они умеют работать в команде, слушать других и учитывать их мнения. Они готовы помогать другим и добиваться общих целей.
Однако, необходимо понимать, что самодостаточность — это навык, который нужно развивать и поддерживать на протяжении всего детства. Родители могут помочь своим детям стать самодостаточными, предоставляя им возможность принимать решения, брать на себя ответственность и развивать свои навыки.
Метод пряника
Следуя этому методу воспитания, родители пытаются всячески поощрять своего ребенка за то, что он выполнил их просьбу или сделал правильно домашнее задание. Если метод пряника применять постоянно, возможна такая ситуация, когда малыш будет ожидать награду даже за выполнение обычного повседневного дела – уборки постели или своей одежды. Потому при похвале нужно быть осмотрительным, иначе карапуз будет ожидать положительной оценки всегда и будет от нее зависим.
Принимая решение поощрять ребенка или нет, нужно понимать, что порой выполненное самостоятельно задание не требует поощрения со стороны, достаточно того, что малыш сам радуется своим достижениям и чувствует моральное удовлетворение. Ощущение гордости самого за себя следует дополнить ласковым словом, чтобы ребенок чувствовал, что его любят и за него искренне радуются. Самое главное для малыша – это любовь и ласка. Если же заменять это деньгами, внутреннее удовлетворение собой будет погашено ожиданием награды.
Также следует запомнить, что ребенка следует поощрять не только за правильно выполненное задание, но и за хороший поступок. Если малыш уступил место в транспорте пожилой женщине, это заслуживает такого же одобрения со стороны мамы и папы, как и написание диктанта без ошибок.
Родителям важно помнить, что чрезмерно баловать ребенка и потакать его капризам нельзя, так как это приводит к тому, что он вырастет эгоистичным человеком, который не думает об интересах других людей и не в состоянии противостоять жизненным трудностям
Как жить долго и счастливо
Часто перевоспитывать начинают, когда спадают «розовые очки» и человека видят без прикрас. Но ведь почему-то был выбран именно этот человек из сотен других. И поэтому стоит совершенствовать коммуникацию, учиться любить друг друга, а не играть в игру «я слепила из того, что было»?
Конечно, бывают ситуации, которым трудно подобрать цензурные выражения. Например, рукоприкладство, измена, алкоголизм, игромания, патологическая лень
Тут люби – не люби…В этом случае кнут и пожестче! Но я бы, честно говоря, схватилась не за хлыст, а за ручку чемодана, в который покидала вещи его или свои – неважно. Чьи-то точно
Спасибо за внимание к моей статье. Люблю, целую
Ваша Джун
Подпишитесь на новости и делитесь ими с друзьями! Всем пока!
Ваша Джун. Подпишитесь на новости и делитесь ими с друзьями! Всем пока!
Самодостаточный ребенок: кнут или пряник?
Многие родители склонны прибегать к кнуту, рассчитывая, что строгость и наказания помогут ребенку стать более самостоятельным. Однако такой подход может иметь негативные последствия. Постоянные наказания могут вызывать негативное отношение ребенка к самостоятельности, что может привести к его нежеланию брать на себя ответственность и решать проблемы самостоятельно.
Вместо кнута, родители могут использовать пряник. Это означает поощрять ребенка, когда он проявляет самостоятельность и делает самостоятельные решения. Поощрение может быть в виде слов хвалы, похвалы или маленького подарка. Такой подход позволяет ребенку осознать свою самостоятельность и развивать ее дальше.
Кроме того, важно предоставлять ребенку возможность самостоятельности. Для этого можно давать ему задания, которые он должен выполнить самостоятельно
Например, ребенок может убирать свою комнату, готовить простые блюда или заниматься самоорганизацией своего времени. Благодаря таким заданиям, ребенок научится брать на себя ответственность и развивать навык самостоятельности.
Таблица «Кнут или пряник?»
Кнут | Пряник |
---|---|
Строгость и наказания | Поощрение и похвала |
Отрицательное отношение к самостоятельности | Положительное отношение к самостоятельности |
Нежелание брать на себя ответственность | Активное принятие ответственности |
Заключение
Воспитание самодостаточного ребенка требует более мягкого и поощрительного подхода. Использование пряника вместо кнута позволяет развивать у ребенка навыки самостоятельности, ответственности и решения проблем.
Кнут и пряник: выбирать не из чего
Если попытаться оценить жизнь таких семей, можно увидеть две характерные особенности. Папы и мамы бывают неоправданно строги и холодны со своими чадами в одних случаях, и неоправданно уступчивы — в других. Таких родителей можно условно разделить на две категории, исходя из того, к какому полюсу (потакание или строгость) они ближе. Но надо учесть, что это — лишь внешнее впечатление. Недостаток тепла и понимания в отношениях с малышом в обоих случаях маскируется либо под одно, либо — под другое.
“Строгие” родители рассуждают примерно так: “Если я люблю своего ребенка, я не могу допустить, чтобы он вырос невоспитанным (неаккуратным, несобранным, непослушным и т.д.). Я всегда буду требовать беспрекословного выполнения всех моих требований, в том числе — там, где можно и уступить. Если я не знаю наверняка, плохо или хорошо то, что делает ребенок, я запрещу это на всякий случай. Нечего распускаться!” “Потакающие” родители говорят: “Я люблю своего ребенка и поэтому слаб перед ним. Пусть это мороженое — уже десятое, я все равно его куплю. И при этом не вспомню, что сладкое в таком количестве вредно для детских зубов…”
Преимущества ненасильственных методов воспитания детей
Ребенок – это полноценная личность своими генетическими задатками, который на первоначальном этапе жизни копирует поведение родителей. Работая над поведением своего чада, отец и мать выпрямляют недостатки своей жизни.
Насильственное воспитание заключается в жестких требованиях и навязывания модели поведения. Ребенок рассматривается не как личность со своими чувствами и предпочтениями, а объект формирования определённого члена общества в угоду родителей.
Яркий пример насильственного воспитания Никколо Паганини – скрипач-виртуоз, композитор. Отец заставлял его играть сутками на музыкальных инструментах, запирая в комнатушке. Талант и труд создали великого мастера на все времена.
Ненасильственное воспитание строится на основе убеждений, соблюдении элементарных правил. При этом маленькая личность должен хорошо понимать, для чего выполняются те или иные действия. Ребенок – полноценный член семьи, может высказать свои предположения, сомнения, желания. Он знает, что его выслушают, дадут дельный совет, но право выбора всегда за ним. В садик идет, потому что в доме нельзя его оставлять одного, а родителям надо идти зарабатывать на еду и одежду. Значит, он уже помогает семье.
Самое страшное, когда никто и никак не занимается воспитанием.
Как воспитывать: кнутом или пряником?
Наказание – это всегда реакция на нарушение правила, о котором ребенок знал. Прежде, чем сей воспитательный акт возмездия свершится, все же задумайтесь: ЗАЧЕМ? Именно не ЗА ЧТО, а ЗАЧЕМ. И если у вас есть хоть малейшее сомнение, наказывать или не наказывать, то лучше НЕ НАКАЗЫВАТЬ! А уж тем более не наказывайте для профилактики, «на всякий случай».
Словарь Даля гласит, что слово «наказать» — это не только наложить санкцию, но сначала дать наказ (повеление, предписание, инструкцию).
В любом случае придерживайтесь следующих правил наказания детей:
- При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не останется без родительской любви.
- При любом наказании дети не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.
- Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.
- Наказание детей должно носить временный характер («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на 3 дня»).
- При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Отмечается только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.
- При наказании детей исключено припоминание прежних проступков. Вы говорите только о том, за что он наказывается именно сейчас.
Пять причин, по которым не стоит бить ребенка:
- Это в любом случае удар, сам по себе достойный осуждения.
- Это признание своей слабости: родитель не смог совладать с собой и это роняет его авторитет в глазах ребенка.
- Это делает насилие чем-то обычным: взрослый дает понять, что физическая сила — единственное безотказное средство решения конфликта.
- Это унизительно: ребенок чувствует себя недостаточно любимым, он все хуже и хуже ведет себя и получает новые шлепки. Этот порочный круг побуждает и ту, и другую сторону ко все большему насилию и препятствует формированию у ребенка самоуважения.
- Это неэффективно: если ребенок и уступает, то из чувства страха, а не из-за признания своей вины. Он не извлекает из этого урока, причины конфликта не исчезают, наоборот, они провоцируют следующий кризис в отношениях.
Когда ни в коем случае нельзя наказывать детей:
- когда ребенок болен. В этот период психика особенно уязвима, реакции не предсказуемы;
- когда ребенок ест;
- перед сном и после сна;
- во время игры или работы;
- когда вы в плохом настроении или вне себя от злости.
Согласитесь, в таких случаях мы попросту срываем на детях зло.
Ситуация для размышления:
Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его: — Будешь еще так делать? — Нет, — ответил малыш. — А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец. — Да, за то, что кашлял, — ответил ребенок…
Педагог-психологАюханова Гузель Зуфаровна
Просмотров: 221
Кнут и пряник Руны. Руническая формула “Кнут и пряник”
Руническая формула “Кнут” предназначена для оказания физического воздействия на человека в ответ на конкретное и заранее оговоренное действие с его стороны или в его адрес.
Руническая формула “Кнут” состоит из рун Тейваз – Ансуз – Хагалаз – Йера. По самим задействованным рунам нетрудно понять действие формулы: принуждение, контроль, разрушение.
Есть вариация данной формулы под названием “Пряник”. Она состоит из рун Тейваз – Ансуз – Вуньо – Йера. Т.е. все то же самое, но только вместо разрушающего Хагалаза задействована более мягкая руна Вуньо.
Как оговаривать формулу “Кнут и пряник”
Для начала нужно определиться с характером желаемого воздействия. Если воздействие должно быть однозначно негативного, разрушительного характера – используем формулу “Кнут”. Если воздействие должно быть позитивным и носить поощрительный характер – тогда должен быть задействован “Пряник”.
Следующим шагом нужно продумать механизм включения формулы в работу. Т.е. то действие, за которое объект воздействия будет наказываться “Кнутом” или поощряться “Пряником”
Важно, чтобы действие было оговорено максимально конкретно. Не рекомендуется использовать общие и размытые понятия – “если он подумает обо мне плохо, то…”. Чем больше конкретики – тем выше работоспособность формулы.
После того как определились с активатором, нужно продумать желаемое воздействие
Тоже как можно более конкретно, стараясь избегать общих понятий.
Затем формула наносится на фотографию объекта и оговаривается следующими словами:“Пусть данный рунический став действует (Тейваз) в том случае, если объект (Ансуз). Пусть у объекта (Хагалаз в случае негативного воздействия, либо Вуньо в случае позитивного). Данный рунический став действует на постоянной основе (Йера) с момента его нанесения и до той поры, пока его действие не будет отменено мною” .
Чем больше конкретики – тем выше работоспособность формулы.
После того как определились с активатором, нужно продумать желаемое воздействие. Тоже как можно более конкретно, стараясь избегать общих понятий.
Затем формула наносится на фотографию объекта и оговаривается следующими словами:“Пусть данный рунический став действует (Тейваз) в том случае, если объект (Ансуз). Пусть у объекта (Хагалаз в случае негативного воздействия, либо Вуньо в случае позитивного). Данный рунический став действует на постоянной основе (Йера) с момента его нанесения и до той поры, пока его действие не будет отменено мною” .
Формула “Кнут и пряник” имеет много положительных отзывов от практиковавших ее использование.
Воспитание ребенка «кнутом».
Если рассматривать «правильное» воспитание, как порицание ребенка за плохие поступки, выставление в угол, хватание за ремень и шлепки по попе, — здесь можно найти много недостатков. Подумайте сами, что станет с взрослым человеком, если его постоянно за что-то ругать и всегда быть недовольным его поступками? Психика не выдерживает такого давления, и «остаются в живых» только самые сильные. Представьте теперь, что произойдет под таким давлением с ребенком, который жаждет тепла и ласки от родителей, похвалы и улыбок? Такие дети вырастают неуравновешенными, часто срываются, психуют. Это нормальный результат жесткого воспитания со стороны родителей. Многие вовсе отрицают возможности наличия такого «кнута» в воспитании детей. С этим стоит поспорить, взять в пример воспитание нас самих. Многие говорят такие вещи: «Нас пороли в детстве, и мы выросли хорошими людьми!», делая из этого вывод, что и своих детей за проступки будут пороть. Но вспомните свое детство: наверняка у вас был друг или знакомый ребенок, который вырос совершенно неадекватным человеком, хотя его тоже пороли родители за шалости. О чем это говорит? Лишь о том, научится ребенок бояться вас или нет. Не всегда на ребенка действует «кнут» в воспитании, порой дети желают показать свою независимость и делают что-то похлеще прежнего, тогда родители с ужасом хватаются за ремень покрепче, а к этому вдобавок за голову и сердце.