Когда новорождённый начинает слышать, видеть, ощущать запахи?

Зачем проверять слух у ребенка

Даже небольшое снижение слуха ребенка может негативно сказаться на развитии речи. Нарушения слуха могут  быть как временными, так и стойкими. При тяжелых нарушениях слуха без специальной помощи малыш не сможет овладеть речью, так как не слышит взрослого и себя и не может подражать речи.  Бывают случаи, что ребенок теряет слух когда уже научился  говорить (например, в 2, 5 – 3 года). В этом случае малыш также может потерять речь, если ему своевременно не будет оказана специальная помощь педагога для сохранения имеющейся речи. Обучением детей  с нарушениями слуха занимаются сурдопедагоги.

Слух может снижаться в результате наследственных заболеваний, инфекционных болезней (свинка, корь, скарлатина), отитов, тяжелого гриппа, после лечения с применением антибиотиков. Проверку слуха делает врач – отоларинголог (лор) в детской поликлинике.

Проверку слуха малыша нужно сделать уже в первые же месяцы его жизни. Так как от срока начала обнаружения проблемы и своевременной педагогической помощи зависит,  насколько хорошо будет развиваться ребенок.

Первоначальную проверку слуха можно сделать дома. Из этой статьи Вы узнаете простые и доступные методики определения слуха у самых маленьких детей, которые можно использовать для домашнего обследования слуха ребенка. Эти методики также могут использовать воспитатели детских садов  чтобы уточнить причины проблем ребенка —  узнать,  слышит ли их ребенок или у него наблюдаются проблемы поведения и речи,  потому что он плохо слышит. Если обнаруживаются проблемы — то ребенка нужно обязательно показать врачу — лору.

Когда малыш начинает слышать?

Исследователи определили, что реагировать на звуки малыш начинает на 16-17 неделе внутриутробного развития. В этот период ребенок затихает, прислушиваясь к мелодичной классической музыке, или радостно шевелит ножками, слыша, как мама читает знакомый стих.

На шестом месяце беременности ребенок отличает голос мамы, когда она разговаривает с другими людьми, определяет звучание льющейся воды, узнает любимые мелодии или сказки. В это время малыш может вредничать из-за слишком громкого звука телевизора или высоких децибелов магнитофона.

В развитых странах слух новорожденного проверяется специалистом еще в родильном доме в первые часы после рождения. Скрининг слуха помогает выявлять существующие проблемы на самом раннем этапе развития. К сожалению, у нас пока не уделяют должного внимания ранней диагностике слуха у новорожденных.

Сразу после рождения ребенок может не реагировать на обращенные к нему слова, знакомую музыку. Существует мнение, что причиной этого является наличие жидкости в первые дни после рождения во внутреннем ухе малыша, однако это не соответствует действительности. Просто следует различать наличие реакции ребенка на звуковые раздражители и собственно фактор того, слышит ли он их. Когда у родителей возникают какие-либо сомнения по поводу слуха ребенка, им лучше сразу обратиться к врачу. Таким образом, они избавятся от ненужной тревожности и беспочвенных опасений или, наоборот, смогут вовремя выявить проблему и приступить к лечению.

Как проверить, слышит ли малыш?

Звуки, которые окружают нас в повседневной жизни, в том числе и звуки речи, имеют разную громкость и разную частоту звучания. Громкость звуков в акустике измеряется в Децибелах, а частота звучания — в Герцах.

В зависимости от их физической характеристики звуки бывают:

  • низкочастотными — звук проезжающего грузовика, звучание отбойного молотка, а в речи — звук , .
  • среднечастотными — звучание рояля, плач младенца, а в речи — звуки , .
  • высокочастотными — шелест листвы, пение птиц; речевые звуки — , , .

При нарушении слуха у человека снижается способность воспринимать звуки определенных частот, в первую очередь — высокочастотные звуки.

Для проведения обследования необходимо приготовить:

1) Три одинаковые баночки из-под фотопленки, или капсулы из-под киндер-сюрприза. В банку № 1 на одну треть засыпьте манку, в баночку № 2 — гречку, в баночку № 3 — горох.

2) Вам потребуется игрушка-пищалка, которая наверняка есть у вашего малыша. В исследовании, которое вы будете проводить, пищащая игрушка является звуковым стимулом с высокочастотным звучанием, а коробочки с крупами передают звуки разной громкости звучания:

  • манка — приблизительно 30 — 40 Дб;
  • гречка — приблизительно 50 — 60 Дб;
  • горох — приблизительно 70 — 80 Дб.

Зрение и слух у новорожденных до месяца

Стоит уточнить, как современная медицинская наука трактует понятие «новорожденный». Этим термином называют ребенка в первые 28 дней его жизни с момента рождения.

В первые месяцы зрение младенца , как и многие другие системы его организма, еще до конца не сформировано. Но неправильно было бы утверждать, что в первый месяц своей жизни ребенок живет во тьме. Его глаза открыты и воспринимают окружающий мир, «считывают» информацию, хотя картинка существенно отличается от той, которую видят взрослые. Вначале глаза новорожденного воспринимают лишь смену освещения. То есть ребенок различает свет и темноту.

Через пять-семь дней после рождения малыш начинает различать контуры предметов. Правда, пока что еще нечетко, размыто. Также он способен различать цветовые пятна, хотя еще не может остановить, задержать надолго взгляд на каком-либо предмете.

Через две недели новорожденный уже может рассмотреть предмет, находящийся недалеко от его глаз (на расстоянии до 40-50 см). Предметы, которые находятся на большем расстоянии или же сбоку, ребенок еще не различает. Иногда родители пугаются, когда замечают, что глаза малыша двигаются несинхронно, каждый как бы сам по себе. Такое своеобразное косоглазие является нормальным. Его можно объяснить незрелостью мышц, которые отвечают за движение глаз. Через 4-6 недель это явление должно исчезнуть, движения глаз становятся более скоординированными. Если же косоглазие сохраняется дольше восьми недель, то стоит обратиться за консультацией к детскому офтальмологу.

Месячный малыш уже фокусирует взгляд на каком-либо близком предмете, правда, всего лишь на несколько секунд. Мама может заметить, что ребенок смотрит прямо на нее или даже улыбается.

Что касается слуха, то к моменту появления на свет он у новорожденного развит гораздо лучше, нежели зрение. Ведь различать звуки ребенок начинает еще в утробе матери. Приблизительно к 20 неделе плод уже улавливает звуки извне, еще через 4-6 недель он начинает реагировать на них. А в конце внутриутробного развития (после 32 недели) малыш уже поворачивает голову в сторону источника внешних звуков. Существуют исследования, доказывающие, что, развиваясь внутри утробы матери, ребенок слышит ее голос и после рождения способен узнавать его. Именно поэтому будущим мамам советуют почаще разговаривать с еще не родившимся малышом.

К моменту появления на свет слуховой аппарат у младенца уже полностью сформирован. После рождения полость уха крохи постепенно наполняется воздухом, поэтому в первые дни жизни новорожденного его слух слегка снижен. В первые недели своей жизни дитя реагирует лишь на резкие звуки (громкий хлопок, резкий стук и т.д.). В целом формирование слуха завершается в течении первого месяца жизни. И хоть к этому времени ребенок уже слышит, как взрослый, но не воспринимает и не понимает большинства из того, что ему говорят.

Когда младенцы начинают видеть?

Зрение у малышей, конечно, отличается от зрения взрослого человека. Но видят крохи уже с первого дня своей жизни. Новорожденные в первый месяц видят очень мало, не могут полноценно различать цвета и фокусировать взгляд на одной точке. Также при рождении малыш еще не умеет полноценно пользоваться двумя глазами, и его зрачки могут смотреть в разных направлениях или даже закатываться. Такое косоглазие у новорожденных может проявляться до второго месяца. Оно считается совершенно нормальным, вскоре мышцы окрепнут и полностью разовьются. Однако, если после 9 недель жизни косоглазие не проходит, стоит показать ребенка специалисту.

К 6-8 месяцам крохи видят мир почти таким, каким его видят взрослые. Ребенок начинает проявлять активность во время игры, пытается исследовать все окружающее.

Как помочь развитию зрения?

  • Помочь деткам своевременно развить зрение до «полноценного» уровня можно с помощью различных игр, например, показывая им разноцветные картинки и игрушки. Ребенку нравится рассматривать контрастные узоры и яркие цвета, наблюдать за передвижением погремушки. Попробуйте поводить перед его глазками игрушкой или яркой картинкой влево-вправо. Такая игра непременно понравится ему и пойдет на пользу. Только не стоит утомлять малыша! 1-2 предметов и 2-3 минут для начала будет достаточно.
  • Больше всего младенцев увлекает рассматривание лиц – они могут подолгу заниматься этим с большим удовольствием. Но стоит помнить, что новорожденные лучше видят предметы, находящиеся на расстоянии 20-40 см от их взгляда. Поэтому не приближайтесь слишком близко и не отходите далеко. Можете гримасничать, корчить рожицы, улыбаться, подмигивать и т. п. – ребенок отзовется на ваши движения.

Также необходимо помнить о значимости своевременной проверки зрения у врача. Если развитие зрения малыша протекает нормально, то к первому году своей жизни ребенок сможет видеть окружающий мир во всей его полноте.

  • Икота у новорожденного
  • Сыпь на лице у новорожденного
  • Дюфалак для новорожденных: отзывы

Каждому родителю, задающемуся вопросом о том, когда новорожденный начинает видеть и слышать после рождения, стоит знать, что дети появляются на свет уже с функционирующими в достаточной степени слухом и зрением. В течение первого года жизни они продолжают постепенно развиваться. И задача мамы и папы заключается в том, чтобы помочь своему чаду своевременно постигать мир с помощью органов чувств.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

5 правил по уходу за ушками

В основном уход за ушами ограничивается поддержанием гигиенических норм – чисткой ушной раковины.

Правила ухода за ушками состоят из следующих правил:

  • Не проникать внутрь ушного прохода. Не используйте палочки. Достаточно обычной ваткой собирать серу, вышедшую в область ушной раковины.
  • Чистку проводить не чаще 1-2 раза в неделю.
  • Не увлажняйте вату во избежание образования ушных пробок.
  • Промывание возможно для внешних областей органа: снаружи и за ухом.
  • Если в ушной проход попала вода, положите младенца на бок, чтобы жидкость вышла.

Выделения из уха – это признак заболевания. Обратитесь к доктору.

Как проверять слух у новорождённого

Сурдолог проверяет слух на специальном аппарате на котором будут отображаться цифровые значения: отклик правого и левого уха

Как правило, проблемы со слухом у маленьких детей распознаются ещё в роддоме или в дальнейшем самими родителями.

Они понимают, слышат ли новорождённые, если малыш начинает демонстрировать следующие реакции в отношении окружающих его аудио сигналов:

  • поворачивает голову на звук;
  • реагирует на речь мамы;
  • ищет глазами источник сигнала.

Что может насторожить маму в процессе развития малыша? Проверка слуха у новорождённых может выявить следующие нарушения:

  1. В течение 4 месяцев младенец не обращает внимания на громкие звуки.
  2. На 5-й месяц он не воспроизводит типичные для новорождённого звук.
  3. Спустя 9 месяцев малыш не в состоянии определить местонахождение источника звука.

Как проверить слух у новорождённого более детализировано? Для этого следует обратиться к сурдологу, который проведёт процедуру на специальном аппарате. Это займёт не более 10 минут. Желательно, чтобы малыш спал или находился в состоянии покоя.

В ухо грудничка помещается наушник, генерирующий звуковые колебания. Наушник соединён с компьютером, на котором будут отображаться цифровые значения: отклик правого и левого уха.

Когда у ребенка проводится проверка слуха?

Обычно перед выпиской из больницы Американская академия педиатрии рекомендует провести проверку слуха, чтобы убедиться, что ребенок слышит идеально.

В течение следующих недель рекомендуется, чтобы ребенок проходил проверку слуха, поскольку 1 и 2 из 1000 детей рождаются с проблемами слуха и могут быть обнаружены после рождения и, таким образом, пытаются уменьшить их проблему.

Специалисты будут отвечать за правильное определение, достаточно ли слышит ребенок, потому что, если в течение первых 6 месяцев обнаруживается снижение слуха, у ребенка больше шансов развить хорошие возможности речи и правильного обучения.

Проверка слуха состоит из двух процессов, как мы указали ранее:

  • Автоакустическая эмиссия отвечает за определение того, правильно ли слышат различные части внутреннего уха и реагирует ли он на звук извне. Слуховой аппарат будет помещен в слуховой канал, и будет издаваться эхом звук. Если ребенок не реагирует, наиболее вероятно, что есть нарушение слуха.

  • Тест на слуховой ответ мозга оценит, как слуховой нерв реагирует на звуки. Слуховые аппараты помещены в ухо ребенка, и серия колоколов будет выпущена благодаря электродам, установленным на голове.

Благодаря слуховым тестам, дети смогут решить некоторые из своих проблем со слухом до тех пор, пока у них обнаружат дефицит или снижение слуха. Это делается в течение первых 6 месяцев.

Как проводится обследование?

ВАЖНО! Необходимо, чтобы в момент проведения обследования малыш был спокоен. Лучше выбрать для этого один из промежутков бодрствования между кормлениями

Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик. Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева.

Ребенка старше 6 месяцев мама может посадить себе на колени.

Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие 2 человека — наблюдатель и ассистент

Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. Задача наблюдателя в ходе обследования — увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука)

В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой.

При проведении обследования необходимо строго соблюдать следующие правила:

1) Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, проводить обследование нужно от тихих звуков — к громким звукам. Звуковые сигналы должны идти в следующей последовательности: а) манка; б) гречка; в) горох. Если такая последовательность звуков нарушается, ребенок, «среагировавший» на громкий звук, тихий может просто не заметить.

2) Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 сек. (Для того, чтобы угасла предыдущая реакция).

3) При подаче звуковых сигналов вы должны быть уверены в том, что ребенок не видит вашу руку со спрятанной в ней “шумовой” баночкой.

4) Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.

Способы диагностики в роддоме

В первый месяц жизни выполняют основные диагностические мероприятия. Проводят процедуру аппаратом в роддоме.

Продолжительность исследования составляет максимум пять минут. Допускается выполнение, когда новорожденный ребенок спит.

Применяется метод отоакустической эмиссии. Если результаты вызывают сомнения, дополнительно регистрируют вызванные слуховые потенциалы.

Используется специальный прибор, позволяющий проверить реакцию на звуковые ощущения.

Эффективные методики:

  • фиксация отоакустической эмиссии;
  • поведенческая аудиометрия;
  • импедансометрия;
  • регистрация КСВП (методика ABR).

Определение реакции мозга (ABR)

Способ диагностики подразумевает улавливание импульсов восковых клеток, локализующихся внутри улитки. Слуховой нерв под воздействием звуковых раздражителей дает ответ.

Аппарат является датчиком с электродами, присоединенными к компьютеру. На ПК визуализируется и обрабатывается полученная информация.

Ответом на звуковой сигнал выступает генерация импульсов, фиксируемых прибором. Слышны однотонные звуки, щелчки. Результат переносится на монитор. Там появляется графическая кривая, позволяющая оценить результаты.

Проверка внутреннего уха (ОАЭ)

Отоакустическая эмиссия – это звук, регенерируемый волосковыми клетками улитки. Разделяется на спонтанную, возникающую при отсутствии звуков и вызванную, проявляющуюся под воздействием раздражителей.

При диагностике применяется вызванная ОАЭ. Методика считается обязательным обследованием при проверке слуха грудничка.

Отсутствие отоакустической эмиссии нередко свидетельствует о наличии проблем. При получении результата назначаются дополнительные тесты.

Импедансометрия

Тестирование проводится путем помещения в наружный слуховой проход специального прибора. Проводится измерение давления, устройство воспринимает отраженный от перепонки звук.

Дополнительно производится фиксация сокращений стапедиальной мышцы, отвечающей на звуковой сигнал.

Этапы развития слуха у детей до года

При рождении окружающая среда обрушивается на новорожденного множеством звуков. Это активизирует его слуховые функции. С этого момента слух будет во многом определять развитие мозга ребенка, стимулируя такие навыки и умения, как сидение, ползание и переворачивание.

Окончательно слух формируется у новорожденных к концу первого месяца жизни. Вы замечаете, что малыш как-будто прислушивается к вашей речи, замирает, если слышит знакомый звук, некоторые дети уже могут реагировать на собственное имя или какие-то наиболее часто повторяющиеся слова. Если громко хлопнет дверь или что-то упадет на пол, малютка вздрогнет.

В 3 месяца слуховой центр (и речевой тоже) уже достаточно «продвинут», чтобы новорожденный мог отзываться на голос мамы и «отвечать» ей лепетом. Однако не спешите что-то читать малышу — он еще не может сконцентрироваться на вашем чтении. Даже песенки еще не доступны его пониманию. Этот навык появится у него не раньше 5 месяцев, а то и полугода.

В 5-6 месяцев младенцы реагируют на имя, поворачивают головку в сторону источника шума, прислушиваются, что говорят взрослые. Некоторые звуки могут испугать их настолько, что они начнут плакать (например, повышенные тона родителей), а также малыши будут смеяться, если с ними играть.

От 6 месяцев до 1 года карапузы, у которых нет проблем со слуховыми функциями, уже реагируют на шумы разной интенсивности и громкости, легко локализуя их сбоку и снизу. Они слышат голосовые призывы взрослых и реагируют на них. Обратной связью при этом является то, что они сами начинают произносить все больше слов и сопровождать все это жестикуляцией.

Все вышеописанное является нормой в развитии слуха новорожденных. А каковы особенности детей с нарушением этой функции?

Как проверить зрение и слух у новорожденного ребенка

Слух и зрение ребенка впервые проверяют в родильном доме сразу после появления на свет. Результаты записывают в медицинскую карту новорожденного. Позже такие проверки осуществляет педиатр каждый месяц во время обязательного профилактического осмотра.

Проверить, слышит ли их малыш, родители могут и дома. Для этого стоит понаблюдать за ребенком. Как уже упоминалось, в первый месяц жизни он реагирует на громкие, резкие звуки. Услышав нечто подобное, ребенок может вздрогнуть, замереть на несколько секунд, начать плакать. Среагировать на громкий звук он может, разведя в стороны полусогнутые руки и растопырив пальчики, а после вновь прижимает ручки к телу, как бы обнимая самого себя (рефлекс Моро). А через месяц после рождения ребеночек может медленно поворачивать голову в сторону мамы, услышав ее голос. Если же дитя никак не реагирует на громкие шумы, то следует обратиться к лору.

Глаза новорожденного вначале его жизни реагируют только на изменение освещения. Тест этой реакции проводят сразу после рождения с помощью специального фонарика. Мама тоже может провести такую же проверку, поднеся днем малыша к окну и проследив за его глазами. Если зрачки сузились, значит, ребенок реагирует на свет. К концу первого месяца можно показать малышу большую цветную игрушку, медленно поводив ею из стороны в сторону. Малыш уже может поворачивать голову следом за ярким пятном

Родителям также стоит обратить внимание на размер глаз, форму зрачков и их диаметр. Если глаза слегка увеличены, зрачки отличаются по размеру, то это повод обратиться к специалисту, чтобы вовремя среагировать на существующие проблемы или же лишний раз убедиться в их отсутствии

Специально для – Ксения Бойко

На громкие звуки ограничится вздрагиванием или он может развести ручки и, как бы обнять себя, медики называют это синдромом Моро. В месяц ребенок начнет замирать, слыша громкие звуки.

Слух 2 или 3- малыша можно определить, наблюдая за его реакцией на голос матери, как правило, дети оживляются, улыбаются, двигают ножками и , агукают. То, что малыш пытается агукать, является хорошим признаком проверки его слух
а. Поворачивать голову на резкий звук погремушки или другого громкого звука ребенок начинает в возрасте от 3 , до этого его мышечная система еще не обладает нужной координацией.

Спящего ребенка должны беспокоить резкие звуки, если его возраст больше 1,5-2 месяцев. После он должен начинать лепетать, пытаться произносить какие-то слоги на своем языке, а от до года произносить отдельные слова и пытаться ответить на слова взрослых, при этом поворачивая голову на звук, даже, если он идет со стороны спины.

Родителей должны насторожить не соответствующие возрастным нормам реакции ребенка на звуки. Порой кажется, что малыш отстает в развитии, это бывает, ведь плохо слышащий ребенок не совсем правильно воспринимает информацию окружающего мира.

Проверить слух
можно в медицинском учреждении или центре. Для этого сегодня существуют разные методы. Медицинские работники пользуются методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии, методом регистрации вызванных слух
овых потенциалов и методом акустической импедансометрии. Несомненно, родители должны внимательно относиться к своему ребенку, чтобы не пропустить заболевание, но при первых симптомах , надо обязательно обратиться к специалисту, чтобы тот развеял сомнения или направил на в квалифицированное учреждение.

Видео по теме

как проверяют слух у новорожденных

Очень важную роль в развитии ребенка
играет хороший слух
. С его помощью малыш учится распознавать голоса, подражать различным звукам, а, следовательно, и говорить. На первый взгляд, точно определить слышит малыш или нет, довольно-таки сложно. Но и эта, казалось бы, практически невыполнимая задача имеет свое решение. Проверить слух
у ребенка
любого возраста под силу самим родителям в домашних условиях без использования современных аппаратов.

Инструкция

Чтобы вовремя понять, что у малыша есть -либо проблемы со слух
ом, в первую очередь, достаточно быть очень родителем

Маме и папе следует знать некоторые особенности развития малыша в том или ином возрасте, следить за его реакцией на внешние раздражители, на громкие звуки, голос близких ему людей, а также обращать внимание на уровень речевого развития малыша

С семи до девяти месяцев карапуз должен издавать много различных звуков, поворачивать голову в сторону даже негромких звуков, начинает понимать самые простые слова, к примеру, «мама», «папа», «дай», «пока».

К двум годам малыш с хорошим слух
ом любит, когда ему читают вслух
детские книжки, четко

Если что-то идет не так…

Согласно статистике, более половины всех случаев тугоухости у детей являются врожденными, а около 80% из оставшейся половины формируется на первом году жизни. К сожалению, многие факторы могут оказать негативное влияние на развитие органа слуха. К таковым относятся:

  • различные инфекционные осложнения беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, сифилис и др.);
  • тяжелые соматические заболевания матери (сахарный диабет, сердечно-сосудистая патология, болезни почек);
  • использование во время беременности препаратов с потенциальным ототоксическим эффектом, то есть опасных для органа слуха — антибиотиков-амигликозидов (СТРЕПТОМИЦИН, ГЕНТАМИЦИН, АМИКАЦИН, ТОБРАМИЦИН и пр.) и макролидов (ЭРИТРОМИЦИН, АЗИТРОМИЦИН и др.), сильных мочегонных средств (ФУРОСЕМИД), нестероидных противовоспалительных препаратов (ИНДОМЕТАЦИН, НАПРОКСЕН);
  • курение и употребление наркотиков;
  • контакт с ядовитыми веществами;
  • радиационное воздействие.

Со стороны малыша факторами риска являются родовые травмы и другие тяжелые состояния:

  • тяжелая гипоксия (кислородная недостаточность) во время беременности и родов;
  • асфиксия новорожденного (когда первая оценка по шкале Апгар менее 5 баллов, вторая — менее 7 баллов);
  • глубокая степень недоношенности и очень низкий вес при рождении (менее 2 кг);
  • переношенность;
  • поражение в родах центральной нервной системы;
  • необходимость использования искусственной вентиляции легких более 4 суток;
  • гемолитическая болезнь новорожденных, развившаяся в результате резус-конфликтной беременности.

Вероятность развития нарушения слуха у детей значительно повышается в семьях, где среди ближайших родственников имеются случаи врожденной тугоухости, тем более при близкородственных браках. Если у одного ребенка насчитывается более двух факторов риска, вероятность снижения слуха увеличивается. Нарушение функции слухового аппарата может также быть осложнением некоторых заболеваний, перенесенных в раннем детстве, особенно на первом году жизни, главным образом инфекционных (краснуха, ветряная оспа, корь, свинка, токсоплазмоз, коклюш, скарлатина, грипп и др.).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий