Раз словечко, два словечко: когда ребенок начинает говорить?

Когда начинать учить ребенка говорить?

Начинать процесс обучения речи нужно ещё до рождения малыша, когда он еще в утробе матери. Буквально со второго триместра беременности будущий малыш начинает реагировать на свет и на звук, которые поступают извне. Мама и папа с ребёнком разговаривают, поют колыбельные, читают вслух сказки, рассказывают, что происходит вокруг, как они его ждут, — в процессе такого общения, и происходит обучение ребенка речи задолго до его рождения. Малыш к звукам голосов родителей, к ласковой интонации, к самому звучанию слов постепенно привыкает, неосознанно знакомясь с родной речью. Процесс обучения речи можно считать вполне осознанным уже в период после рождения малыша до полугодовалого возраста.

Весьма условно можно разбить осознанный процесс обучения речи на четыре основных этапа:

  • 1. от рождения ребенка до полугода;
  • 2. от полугода до года;
  • 3. от года до полутора лет;
  • 4. полтора-три года.

Почему сейчас дети поздно осваивают навык

Причин, по которым многие родители вынуждены обращаться к логопеду может быть несколько. Основные из них это:

Равнодушное отношение взрослых к проблеме. Пускать все на самотёк очень рискованно. Родителям следует помнить, что надежды на самостоятельное прохождение дефектов речи могут стоить долгой и затратной работы у специалиста. Экологическая обстановка. Загрязнённый воздух и выхлопные газы могут существенно замедлить развитие малыша. Вследствие этого нужно тщательно следить за питанием, активно заниматься спортом, а также принимать витамины и минералы после консультации с врачом. Кесарево сечение. Безусловно, многие дети рождаются на свет подобным способом

И хотя специалисты не наблюдают опасных патологий, важно быть готовым к тому, что развитие детей может затрудниться

Когда дети начинают сидеть и ходить

В первые 12 месяцев жизни малыша родители особое внимание должны уделять его физическому развитию. Ребенок учится наблюдать за всем происходящим, удерживать свою головку, сидеть и делать первые шаги

Во сколько месяцев ребенок держит голову

Сразу после рождения и в первые месяцы жизни у малыша недостаточно пропорциональное тельце, слабые позвонки и мышцы. В положении лежа в 3 недели кроха уже пытается двигать головой, но все попытки остаются безрезультатными. Маленький ребенок начинает удерживать ее только тогда, когда шейные мышцы станут достаточно крепкими. Обычно это происходит не раньше, чем в 2 месяца, а устойчивое положение головы можно увидеть спустя еще 30 дней.

Любое резкое движение может повлечь за собой опасные последствия в виде повреждения мышечных тканей или же шейных позвонков. Не стоит переживать, если к установленному сроку кроха не держит головку. Все дети развиваются индивидуально, к 5 месяцам малыш уверенно справляется с этой задачей.

Полугодовалые дети уже без труда поворачивают голову в разные стороны, рассматривают игрушки, находящиеся на расстоянии, наблюдают за движениями родителей.

Когда дети начинают переворачиваться и сидеть

Точную дату, когда ребенок начинает переворачиваться на живот и обратно на спину, установить практически невозможно. Однако есть приблизительные интервалы – от 4 месяцев до полугода. Родители должны забеспокоиться, если после этого срока кроха не делает попыток перевернуться. Причиной может послужить чрезмерный вес или отклонение в развитии, в этом случае стоит посоветоваться с педиатром. Возможно, малыш просто ленится, выбирая времяпрепровождение и отдых на руках у родителей.

Временных периодов, когда дети пытаются изменить положение и начинают сидеть, несколько:

  • Полгода. Кроха предпринимает попытки подняться, чтобы лучше рассмотреть окружающую его обстановку. У некоторых младенцев это получается сразу.
  • 7-ой месяц. Приподнимается из лежачего положения при помощи рук, прилагая достаточно много усилий. Может просидеть устойчиво довольно недолго.
  • 8-ой месяц. Без труда усаживается из любого положения. Сидя может играть.
  • 9-ый месяц. В положении сидя пытается дотягиваться до удаленных предметов.

В полугодовалом возрасте не следует пытаться усаживать кроху или подкладывать ему под спинку мягкие подушки и одеяла. Все должно проходить естественно, до 9 месяцев повода для беспокойства нет.

В каком возрасте ребенок ползает и ходит

Ползать ребенок начинает гораздо раньше, чем делать первые шаги. Это важный период познавательной деятельности, который некоторые дети пропускают. Кроха может научиться стоять, а также перешагивать от одного объекта к другому. Не стоит волноваться по этому поводу, однако со специалистом лучше проконсультироваться. Нельзя заставлять ребенка, стимул должен быть ненавязчивым и мягким.

Считается, что девочки начинают перемещаться самостоятельно раньше, чем мальчики. Это зависит от индивидуальных особенностей младенца, развития его опорно-двигательного аппарата и телосложения.

Кроха либо опирается на предметы, стараясь сделать шаг, либо практически сразу идет. Причем оба варианта приемлемы с медицинской точки зрения. Ранние шаги, до девятимесячного возраста, не должны вызывать бурной радости у родителей, ведь такая нагрузка опасна: неокрепшие мышцы могут не выдержать веса тела малыша.

Скороговорки. Как решить проблемы с речью?

Скороговорки во все времена помогали детям постигать родную речь, причем в увлекательной, интересной шутливой форме. На сегодняшний день логопеды специально составляют разнообразные скороговорки для деток, состоящие из трудно произносимых слогов и звуков, последовательностей букв и их сочетаний. Быстрое произношение скороговорки вслух способно само по себе устранить большинство дефектов речи. Особенно эффективны подобные занятие, если скороговорки сопровождаются иллюстрациями, или просто подробным обсуждением того, о чем они говорят – у ребенка уже сейчас есть чувство юмора, а шуточные занятия удвоят положительный результат.

Если построить процесс знакомства с ними правильно, то ребенок увлечется, стараясь произносить скороговорки быстро и правильно настолько, что сам будет требовать такого обучения, а научившись и поняв, что это сложно для всех – начнет «щеголять» своим умением перед сверстниками.

Существует масса различных скороговорок, способных решить проблемы с речью и устранить в ней дефекты. Можете начать совершенствовать речь своего малыша со следующих примеров:

Если все-таки после всех предпринятых вами усилий, ребенок не заговорил в двухлетнем возрасте, активно используя 100-300 слов, у вас есть повод обратиться за консультацией к детскому психологу. Если же он не начнет и к 3 годам общаться со сверстниками, используя минимальные фразы, позволяющие детям взаимодействовать – по типу «дай мне лопатку» — «пойдем строить дом», — родителям следует бить тревогу, серьезно заняться поиском причин и путей выхода из ситуации.

Еще немного о том, как научить ребенка говорить:

https://youtube.com/watch?v=8lmJWKmsAPQ

Почему ребенок долго не начинает говорить

Поводом для беспокойства в ожидании того, когда кроха заговорит, могут быть следующие моменты:

  • в 4 месяца не гулит, не реагирует на обращение близких, физически пассивен;
  • в 9 месяцев не проявляет интереса к ярким музыкальным игрушкам и часто плачет;
  • в 1,5 года не говорит простыми словами, не знает, как его зовут, а также как называются окружающие его предметы;
  • в 2 года не может ответить на несложный вопрос, не пытается повторить за взрослым легкую фразу;
  • в 3 года не разговаривает простыми предложениями.

Это тревожные симптомы, поэтому визит к педиатру, неврологу, отоларингологу откладывать нельзя.

К причинам отклонений речевого развития относятся:

  • нарушение слуха;
  • нарушение зрения;
  • поражение головного мозга вследствие тяжелых заболеваний, травм, падений;
  • слабое развитие органов артикуляции.

Причинами также могут быть неблагоприятная атмосфера в семье, где частыми являются ссоры, где малыш обделен вниманием и предоставлен сам себе, где мало положительных эмоций. Установить настоящую причину отсутствия или нарушения речи поможет врач. Работая над проблемой сообща, вы обязательно ее решите и ваш малыш, пусть и с опозданием, обязательно научится говорить!

Много забот у родителей. Особенно, если в семье первенец и еще нет опыта. И вопросов много, самых разных.

Когда ребенок должен начать говорить?

В первую очередь родителям важно понять, что ребенок никому ничего не должен. Он развивается в соответствии со своим внутренним ритмом, который может сильно отличаться от среднестатистических норм

Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется

И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех

Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется. И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех.

Оценивая прогресс ребенка, мы рекомендуем вам не принимать близко к сердцу рассказы знакомых: многие мамы и папы очень сильно преувеличивают успехи своего чада. Лучше ориентируйтесь по следующим ключевым точкам речевого развития (не забывая, что график каждого малыша индивидуален).

2–4 месяца

Агуканье
В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.

6 месяцев

Агуканье
В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.

~ 1 года

Первые слова
К первому дню рождения малыш выучивает свои первые настоящие слова. Да, это довольно примитивные «мама», «папа», «баба», но они уже — не просто набор звуков. Ребенок понимает смысл, адресует их конкретным взрослым.

Вскоре речь карапуза пополняется другими простыми словами. Например, он более-менее отчетливо вскрикивает «ой», когда уронил игрушку, или «дай», когда хочет что-то получить. Первичный словарный запас малыша обычно состоит из 5–10 слов.

1-1,5 года

Расширение словарного запаса
Каждую неделю ребенок радует родителей новыми словами, но мама и папа не всегда могут понять детский «диалект». Дело в том, что малыш уже различает немало слов в речи взрослых, но у него не получается их повторить. Так «каша» превращается в «ка», «упало» в «апа», «птичка» в «тика». Нередко малыш придумывает концептуальные слова, объединяющие сразу несколько предметов, например, обозначает одним слогом все мягкое и теплое — от пледа до собаки

Набор первых слов крохи ограничен существительными, глаголами, междометиями.

При оценке развития ребенка родителям важно в первую очередь оценивать не количество слов, которые он произносит, а пассивный запас слов, которые он явно понимает в речи взрослых. 1,5-2 года. 1,5-2 года

1,5-2 года

Первые предложения
Это период, когда дети начинают говорить все активнее. Малыш выучивает два очень важных для коммуникации слова — «да» и «нет»

Он повторяет услышанное, может даже запомнить целые фразы. Словарный запас существенно расширяется и достигает 250 и более слов. В нем продолжают преобладать названия окружающих предметов и основных действий, но появляются первые абстрактные выражения, например, «привет» и «пока».

Малыш понимает, что вместе слова работают лучше, и учится составлять первые предложения. Они довольно короткие — всего 2–4 слова, но позволяют внятно выражать желания.

2-3 года

Полноценная речь
Речь малыша становится почти взрослой, потому что вслед за существительными и глаголами в ней появляются первые слова, относящиеся к другим частям речи. Малыш начинает употреблять местоимения, а заодно понимает, что у предметов есть род и число. Он открывает для себя прилагательные и теперь не просто называет предметы, а дает им характеристики. Он осваивает вопросительные слова, начинает постоянно спрашивать вас то об одном, то о другом. Он даже способен уложить в голове времена, склонения и спряжения, пусть пока и не знает, как они называются.

К возрасту трех лет с ребенком можно полноценно общаться, и сфера разговоров не ограничивается темами «кушать, играть, спать». Малыш знает 800–1000 слов, может рассказать вам, что делал в гостях у бабушки, ответить на ваши вопросы и задать вам в сто раз больше.

По большому счету, навыки речи у ребенка сформировались. Осталось только отполировать их, продолжая наращивать словарный запас и практикуясь в произношении.

В каком возрасте ребенок начинает говорить первые слова

Первый крик младенца – это его первый звук, которым малыш оповещает весь мир о:

  • Своем рождении.
  • Страхе.
  • Стрессе, вызванном новой окружающей средой.

Познавая мир, малыш учится разговаривать, обзаводясь базовым словарным запасом на протяжении первых двух лет жизни.

Самые ранние издаваемые звуки малыша – «а», «о», «агу»; потом он начнет узнавать родителей и пытаться говорить «ма-ма» и «па-па»; далее последует поток лепета и попытки выразить мысли фразами.

Попробуем разобраться, в каком возрасте дети должны начать говорить, что является нормой и отклонением от нее.

Обратите внимание! Во сколько кроха начнет говорить, зависит от его индивидуальной особенности, уделяемого времени на развитие, физического и психического состояния.

Рассмотрим в таблице:

Возраст (в месяцах)Описание
1 — 2Грудничок только плачет, выражая этим свое недовольство голодом, мокрым подгузником, недостатком внимания и т.д.
3 — 4Малыш различает голоса и звуки, издаваемые родителями, пытается лепетать, произнося несложные слоги.
 
Но ошибочно считать, что он делает это осознанно. Набором гласных и согласных звуков младенец осваивает речевой аппарат: губы, язык, нёбо
6 — 9Осознанно лепечет, отрывисто произнося легкие и часто употребляемые близкими слова, интонацией подражая родителям, начинает понимать, что ему говорят.
 
Родителям необходимо помогать малышу развиваться: читать с ним книжки, рассказывать сказки, стихи, разговаривать
12 — 18Пытается говорить простыми фразами, выделяя их необходимой интонацией
24Обычно знает не менее двухсот слов и уметь их правильно употреблять. Родители должны проводить с малышом ежедневные игровые занятия, пополняя словарный запас.
 
В этом возрасте кроха впитывает новые слова, поэтому маме и папе необходимо следить за своей речью и поведением
36Усложняет предложения, вставляя местоимения. Понимает интонацию и применяет ее в речи. Разговаривает осознанно и понятно

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Речевое развитие имеет определенные закономерности. При рождении ребенок не владеет речью, он может общаться с окружающим миром только с использованием плача, криков, отдельных звуков. Постепенно, следуя заложенной на уровне генов программе речевого развития, малыш начинает произносить свои первые слоги. Чуть позже появляются слова, постепенно ребенок начинает общаться все более активно.

При этом особенности развития речи у каждого ребенка строго индивидуальны. Не бывает двух одинаковых детей, границы нормы относительны, они составлены на основе обследования большого количества детей. Если проблемы с речью действительно есть, их определяют не бабушка-соседка или другие мамочки на детской площадке — этим должны заниматься педиатр, детский невролог и логопед.

Важно!

Не стоит сравнивать развитие речи у своего малыша с детьми друзей, родственников или сверстниками на детской площадке. Даже у родных братьев и сестер речевое развитие может идти по совершенно разным сценариям. Малыш может как немного опережать усредненные нормы, так и слегка отставать от них.

Для предварительной, примерной оценки можно ориентироваться на нормы, которые предложены отечественными специалистами, расскажем о них подробнее.

Речь до года

В течение первых месяцев жизни ребенок внимательно слушает голоса своих родителей, близких и всех, кто его окружает. Он хорошо различает разные голоса и узнает по голосу людей, которые с ним часто общаются, поворачивает головку в сторону звуков. Постепенно ребенок осваивает произношение звуков. Сначала он начинает произносить гласные звуки. Постепенно, ближе к третьему-четвертому месяцу, появляются согласные звуки.

В период от шести месяцев до года малыш начинает активно подражать «взрослым» звукам. Появляется лепетная речь — это произношение цепочек из одинаковых слогов — «ма», «дя», «па», «ня». К возрасту девяти-десяти месяцев дети отзываются на собственное имя, даже если оно изменяется на уменьшительно-ласкательное.

К возрасту одного года малыш может произносить от 3–5 до 20 коротких облегченных слов. Это могут быть «дай», «на», «мама», «моя» и т.д. Помимо этого, ребенок в годовалом возрасте уже хорошо понимает словесные просьбы («Покажи собачку», «Дай ручку»), может положительно или отрицательно отвечать на вопросы.

Развитие речи от года до двухлетнего возраста

После года малыш начинает активно повторять те слова, которые он часто слышит в речи взрослых и других детей, постепенно начинает использовать прилагательные

В своей речи ребенок пользуется жестами и звуками, чтобы привлечь к себе внимание. Он может пропускать либо заменять сложные звуковые сочетания в словах: например, вместо «большой» говорить «башой»3.

Малыш много двигается, перемещается самостоятельно, ходит и бегает, прыгает, поэтому активно копит знания об окружающем его мире. Его словарный запас в это время резко расширяется. Если до полутора лет он использует примерно 30–50 слов, то к концу второго года жизни в его арсенале может быть уже до 400 слов.

К полутора годам у девочек и ближе к двум годам у мальчиков формируется фразовая речь. Прежде всего дети используют ее для того, чтобы задавать вопросы («Что это?») и выражать свои потребности («Хочу кушать»).

В возрасте от двух до трех лет

В этот период жизни ребенок говорит простыми предложениями, которые включают в себя обычно 2–3 слова. Детская речь становится все более понятной для взрослых людей, в ней постепенно появляются предлоги, местоимения. Расширение словарного запаса происходит очень быстро — накапливается около 100 новых слов в месяц. В возрасте двух с половиной лет дети могут задавать массу вопросов: «Кто?», «Почему?», «Куда?», «Зачем?» и т.п.

Речь в три года

В трехлетнем возрасте дети уже могут активно общаться со взрослыми и со своими сверстниками, употребляя в речи простые предложения. Они могут легко объяснить, что им нужно. В разговоре активно используются практически все части речи, включая обобщающие понятия — игрушки, вещи, животные.

Ребенок пока еще может нечетко произносить некоторые звуки, зато активно слушает и запоминает стихи, сказки, пытается воспроизвести их по памяти. Расширение словарного запаса происходит ежедневно, в речи появляются союзы.

Когда ребенок начинает говорить?

Таблица развития речи ребенка 

Считается, что до 3 лет все дети развиваются по-разному, поэтому четких правил что ребенок должен уметь говорить в определенный возраст — не существует. Поэтому временные рамки речевых навыков довольно широкие. Вот примерный набор зачатков речевых навыков, который проявляется у ребенка до трех лет.

Возраст малышаНавыки речевого общения
от 0 до 8 недельКрик, плачь и мычания — способ сообщить о том, что есть какой-то дискомфорт
от 1 до 3 месяцевПоявляется мимика, первая улыбка и хохот. Это означает, что дыхательные органы правильно развиваются.
от 2 до 5 месяцевПротяжные звуки, немного нараспев.
от 4 месяцевЭмоциональное реагирование на знакомые вещи и предметы. Веселье от общения.
от 5 до 6 месяцевПоявляются первые слоги — ма, му, па, ба.
От 7 месяцевВ речи появляется интонация. Набор слогов со схожей интонацией с речью взрослого человека.
От 12 месяцевПоявляются простые короткие слова, самые необходимые: на, дай, мам и т.д. Около 10-12 слов.
От 2 летРебенок начинает составлять предложения, простые, но понятные. Появляются прилагательные.
От 3 летМалыш способен запоминать простые стихи. Составляет сложные предложения.

В первый год жизни ребенка речь только начинает формироваться. От невнятных криков и мычания речь постепенно трансформируется в слоги, понятную мимику и интонацию. Если сын подруги уже говорит в год, уже произносит четкие и ясные слова, а ваша дочка только знает слово «дай» — это не повод волноваться. Полностью речь формируется до 3 лет. То, как это происходит до трехлетнего возраста — сугубо индивидуально.

Как помочь ребенку научиться говорить?

Считается, что девочки развиваются гораздо быстрее, чем мальчики, поэтому и говорить они начинают гораздо быстрее. Но это не значит, что это обязательный канон и так должно быть всегда. Как ни крути, речь — это не генетическая наследственность, а именно навык, поэтому от родителей зависит то, насколько хорошо и быстро ребенок освоит речь.

Зачастую дети плохо говорят в семьях, где ребенка игнорируют и не пытаются с ним общаться, аргументируя это тем, что он совсем маленький. Но это большая ошибка. Глядя на родителя, малыш пробует копировать мимику, интонацию, использует разные слоги. Обязательно разговаривайте с ребенком, показывайте ему предмет и медленно произносите его название. Не нужно торопиться при этом и использовать «мудреные» сложные конструкции, которые ребенку сейчас совсем ни к чему. При этом должен выдерживаться зрительный контакт, чтобы это было похоже на заинтересованный разговор.

Помогают при становлении речи легкие детские сказки с картинками, чтобы малыш мог сопоставлять в своей голове название предмета и его внешние признаки. Это те самые книжки, где петушок говорит «ку-ка-ре-ку», коровка «му-му», а кошечка — «мя-у».

Постепенно, примерно в 2-3 года, просыпается большая потребность узнавать все вокруг, и в малыше просыпается «почемучка». Теперь он способен спросить что-то у мамы. Начинается увлекательное познание мира не только с помощью осязания, вкуса и зрения, но и с помощью слов. Главное поддерживать этот интерес малыша и ни в коем случае не пытаться его остановить и, тем более, заткнуть его

Конечно, «1000 вопросов почемучки» могут надоесть, но для ребенка это крайне важно

Чтобы развивать речь ребенка каждый день, воспользуйтесь этой небольшой памяткой, которая будет стимулировать ребенка учиться говорить.

  • На прогулке обязательно обсуждайте то, что вы видите: «какое зеленое дерево, а это магазин, вот детский садик, травка зеленая и т.д». Примитивно и очевидно, но не для малыша.
  • Чаще выходите гулять в парки, где есть различные интересные предметы. Посмотрите на озеро, обсудите лебедей, которые плавают по нему. Послушайте пение птиц, назовите их названия — сорока, ворона, петух.
  • Отвечайте на вопросы ребенка, старайтесь давать легкие и понятные ответы.
  • Читайте книжки, давайте малышу полистать книгу, рассмотреть картинки и буквы, слушайте песни и стихи.
  • Ребенку постарше следует начинать учить стихи — польза от них колоссальная.

Почему малыш еще не говорит?

Если после 3-х лет у ребенка сохраняются проблемы с речью, и он тяжело произносит слова, это может быть симптомом некоторых отклонений речевого аппарата или других проблем. Однако не стоит сразу паниковать, отсутствие четкой речи не всегда признак серьезных отклонений. Для того, чтобы успокоить себя и понять, что может мешать ребенку хорошо разговаривать, вы можете ознакомиться со статьей «Почему ребенок плохо говорит».

Что умеет говорить малыш до 12 месяцев?

К 7 месяцам слоги «ма», «па», «ба» хорошо различимы, произносятся четко. Ребенок активно подражает животным (лаю собак, мяуканью кошек и прочим звукам), хорошо понимает обращенные к нему простые просьбы («дай, «принеси», «покажи»). Знает названия большей части окружающих предметов, хотя и не способен пока называть их.

В 8 месяцев крохи активно говорят слогами. Используются звуки «а», «г», «к», «б», «п», «у», «м», «э», «н».

9-11 месяцев – возраст, в котором младенец расширяет словарный запас. Может произносить до 10 простых слов, состоящих из одного слога или 2 повторяющихся.

Не все детские слова могут встречаться в речи взрослых. Крохи нередко упрощают сложные названия до звукоподражаний: называют собаку «ав-ав», машину «би-би», поезд «ту-ту». Ребенок понимает, что видит, может показать предмет, если взрослый назовет его, но не способен воспроизвести сложное слово самостоятельно.

Дефекты речи

Когда стоит бить тревогу и показывать малютку специалистам? Своевременное “созревание” речевых навыков характеризует полноценность умственного развития малютки. В возрасте 6-7 лет малыш должен владеть культурой речи в объеме, позволяющем учиться в первом классе школы.

Однако многие родители не придают развитию речевых навыков своего чада должного внимания. В результате, ребенок не сможет усваивать школьный материал и будет чувствовать себя ущемленным среди одноклассников. Так может сформироваться комплекс неполноценности. Бить тревогу необходимо, если существуют такие речевые дефекты:

  • ребенок не произносит гласные звуки;
  • малыш в 9 месяцев не понимает вопрос “Где мама?”;
  • ребенок не говорит в два годика;
  • к трем годам кроха не владеет фразовой речью;
  • после трех лет малыш продолжает сокращать слова;
  • малыш искажает слова до неузнаваемости.

Большую тревогу должны вызвать и такие физиологические проявления у малыша:

  • в три годика активно выделяется слюна;
  • держит рот открытым и высовывает кончик языка;
  • не может разжевывать еду и держит ее во рту;
  • при разговоре появляются хлюпающие призвуки;
  • произносит странные звуки, не похожие на нашу речь;
  • поведение нельзя назвать адекватным;
  • не хватает воздуха, чтобы произнести фразу;
  • не смотрит в глаза;
  • говорит гнусаво.

Подобное состояние ребенка вызвано неврологическими отклонениями в развитии

Важно обратиться к неврологу вовремя, пока малышу еще три года. Своевременное обращение за помощью гарантирует выздоровление

Не следует полагать, что само собой все исправится. Возможно, ребенку необходимо показать и психиатру

Важно не упустить время и оказать маленькому человеку квалифицированную помощь. Дефекты неврологического и психического характера сами собой не исчезнут: лишь усилятся

Когда стоит начать беспокоиться и обратиться к специалисту?

Есть ряд признаков, на которые нужно обратить внимание маме, чтобы вовремя выявить направления для работы. Среди них самыми распространёнными являются:

  • Отсутствие эмоциональной реакции на жесты и слова взрослых в 4-х месяца;
  • Отсутствие лепета к 8-ми месяцам;
  • К 12-ти месяцам малыш не реагирует на речь;
  • После года не появились первые слова;
  • В 1,5 года нет стремления повторять слова за взрослыми;
  • К 2-м годам не может выполнить простые просьбы;
  • В 2 года нет самостоятельных слов;
  • К 2,5 годам малыш употребляет менее 20-30 слов;
  • Родители замечают трудности в понимании обращенной к ребенку речи;
  • Отсутствие после трех лет внятного разговора, который понимают родители. Употребление только заученных фраз из знакомых мультфильмов или песен;
  • После 4-х лет быстрый разговор с проглатыванием окончаний и целых слогов или слишком медленная слоговая речь говорят о трудностях в освоении навыка;
  • Сложности с сосанием, жеванием, повышенное слюноотделение, не связанное с появлением зубов, постоянно приоткрытый рот.

Первоначально нужно поговорить с педиатром, обозначив проблему, и следовать его рекомендациям. Возможно, вас направят на прием к логопеду или психологу, но могут понадобиться консультации отоларинголога или УЗИ головного мозга. Не стоит бояться этих врачей, они, используя свой опыт, постараются найти и устранить причину отставания в освоении речи. Своевременное лечение – путь к нормализации темпов развития.

Внимательно следите, чтобы речь ребенка развивалась, была насыщенной, отсутствовали дефекты, сложности в воспроизведении собственных мыслей. При отсутствии врожденных патологий самым простым способом помощи будет качественный диалог взрослых с малышом, чтение, развитие любознательности. То, что вы сможете заложить в дошкольном возрасте будет базой для дальнейших достижений и открытий вашего ребенка.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Памятка родителям неговорящих детей

Повторю основные моменты, на которые следует обратить внимание родителям. 1 Сходить к неврологу или психиатру, чтобы исключить органические причины. 1 Сходить к неврологу или психиатру, чтобы исключить органические причины

1 Сходить к неврологу или психиатру, чтобы исключить органические причины.

2 Осознать, что ребенок — это самостоятельный, отдельный человек. Пусть он еще маленький и зависимый, но уже отдельный. Хорошо, если у ребенка будет свое пространство — комната или хотя бы кроватка. Мама может оставлять его с другими членами семьи, оставлять в детском саду. Разделиться будет легче, если у мамы будут другие интересы помимо ребенка.

3 Понять, что не нужно всегда угадывать ребенка. Да, это здорово, что у вас такое взаимопонимание

Но важно поверить в ребенка, в то, что он может сам сказать, что ему нужно. Не говорите за него, не отвечайте сразу, пусть он попробует объяснить. Если ребенок еще не захотел есть, а его уже накормили, зачем ему говорить?

Если ребенок еще не захотел есть, а его уже накормили, зачем ему говорить?

4 Укреплять связь с ребенком. Разговаривайте с ним, делитесь своими чувствами, эмоциями. Не говорите за него, говорите о себе. Это помогает укрепить связь, создает положительный и доверительный контакт.

5 Дать ребенку возможность проявить спонтанность и активность. Пусть у него будет место, где он сможет играть сам, двигаться так, как хочет. Рамки и границы нужны, но постарайтесь сделать так, чтобы они не превратились в постоянные одергивания и чтения нотаций по пустякам. Разговаривайте с ребенком, объясняйте ему, что можно, а что нельзя и почему.

6 Называть чувства ребенка; рассказать, что злиться — это нормально. Говорите: «Ты злишься»; «Ты обиделся»; «Ты расстроился». Объясните причину: «Ты разозлился, потому что я не разрешила тебе съесть конфету. Но ты сегодня уже съел две штуки, больше нельзя — мы об этом с тобой договорились на прошлой неделе». Таким образом мы даем ребенку разрешение на эмоции, показываем, что у них есть свои причины, что это нормально.

7 Принимать ребенка любым, говорящим или нет, любить его, говорить с ним ласковым и нежным голосом. Создайте для него условия, где бы он чувствовал себя безопасно. Старайтесь соблюдать примерный режим дня, чтобы создать ощущение предсказуемости событий, предупреждайте его, если уходите. И конечно, говорите ему, как вы его любите, как много он для вас значит.

Как малыши начинают разговаривать?

Когда грудничок обучается речи? С первых дней жизни, когда попадает в звуковую среду. Он слышит разные звуки, пытается их осознать и адаптироваться к окружающему «громкому» миру. Он понимает, что звуки отличаются друг от друга, постепенно выделяет из них голос мамы. Мать для малютки — основа его существования. Поэтому звучание голоса матери он осваивает моментально.

Сначала младенец кричит и плачет с одинаковой интонацией. Когда он начинает различать разные звуки и выделять из них человеческую речь (прежде всего, голос матери), его плач становится другим. Кроха может плакать сердито, жалобно, требовательно. Ему даже не надо говорить — мать по интонации понимает все требования.

Когда малыш взрослеет, он постепенно осознает, что на некоторые звуки появляется мать. Младенец с двух месяцев жизни может вызывать мать определенными звуками

Очень важно, чтобы это были не плач и крик! Затем осознает, что когда он пускает пузыри или агукает, ему перепадает больше внимания и заботы. Ребенок активно использует это средство привлечения внимания

Родители должны поощрять подобные изменения в поведении крохи: так можно быстрее научить его разговаривать и произносить заветные слова «папа, мама». Не расстраивайтесь, когда годовалый малыш будет произносить вместо «папа и мама» слово «па-ма». Это тоже достижение.

Как научить кроху осмысленной речи? Мать должна больше общаться с малышом, постоянно разговаривать. Для младенца родной язык пока непривычен: он его изучает, как иностранный. Поэтому активное общение с крохой поможет быстрее освоить речь. Без этого речевое развитие малютки будет происходить очень медленно.

Все мамы желают услышать от своего малютки такое заветное для них слово «ма-ма». Как его научить говорить это слово?

Есть довольно простые практические советы:

  1. все свои действия сопровождайте словом «мама»: мама говорит, мама хочет научить, мама начинает кормить сынулю;
  2. играйте в игру «где мама?» — закрывайте свое лицо руками и спрашивайте малютку;
  3. когда гладите ребенка по головке, говорите: мама гладит сынулю (дочу);
  4. когда кроха скажет осмысленно какое-то слово, повторите его за ним и поцелуйте в щечки;
  5. когда произносите слово, чтобы научить ребенка, смотрите ему в глазки;
  6. если желаете научить малютку говорить какое-то слово, чаще его повторяйте.

Сколько раз нужно произносить слово «ма-ма», чтобы малыш начал его говорить? Сколько угодно раз, пока не научится. Запомните, что даже за неловко произнесенное слово нужно радостно хвалить малютку. Поощрительная похвальба — стимул для дальнейшего развития.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий