Когда (во сколько месяцев) ребенок начинает ходить

Ошибки, которые допускают родители

Педиатры отмечают, что многим молодым родителям не терпится похвастаться перед друзьями достижениями своего отпрыска. В связи с этим некоторые особо нетерпеливые допускают множественные ошибки:

Заметив, что ребенок впервые встал, мамы и папы тут же покупают ему ходунки. Этого делать не следует раньше 9 месяцев, поскольку мышцы, удерживающие позвоночник, еще недостаточно развиты. Следует дать время малышу – быть может, ходунки ему не понадобятся.

Нужно понимать, что с момента когда ребенок научился стоять с опорой и до того времени, когда он сможет стоять самостоятельно, должно пройти некоторое время. Нельзя лишать малыша опоры, если он стоит, стимулируя его сделать шаг. Особенно плохо, если кроха только вчера впервые принял вертикальное положение. Лучше дождаться естественного хода событий, чтобы снять на видео первые шаги крохи.

По словам специалистов, малыша проще научить стоять без поддержки начиная с 10-11 месяца. Однако недоношенные дети или те, кто получил травму при рождении, развиваются по индивидуальному графику. Такие малыши вполне могут не соответствовать описанным возрастным нормам.

Как научить ребенка ходить самостоятельно

Помощь в освоение навыка ходьбы

Вашему чаду непросто обучаться новому, особенно ходьбе. Это скачок для ребенка, выход на новый этап развития. Хоть и торопить малыша в освоении нового навыка не нужно, но все-таки кое-что от вас потребуется, чтобы научить чадо ходить правильно.

  1. Родителям требуется с пеленок заниматься физическим развитием ребенка и укреплением его здоровья с помощью массажей, укрепляющих процедур, гимнастики и т.д.
  2. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша было побольше пространства. Не стоит «заточать» ребенка в манеж, ограничивать его передвижения. Так он скорее захочет научиться ходить, ведь ребеночку интересно изучать все вокруг. Главное следите за своим чадом.
  3. Внимательно подходите к выбору первой обуви.

На самом деле этот момент является одним из главных. Насколько удобно и комфортно будет передвигаться малышу, зависит от обуви. У «черевичек» должен быть твердый задник и обязательно супинатор – для правильного формирования стопы.

Если кроха ходит на носочках, скорее всего у него проблема со стопами. Вам требуется обратиться за консультацией к ортопеду и неврологу. Врачи пропишут по необходимости специальную обувь и назначат лечение.

В остальных случаях не стоит терять голову, позвольте своему отпрыску развиваться гармонично!

СОДРУЖЕСТВЕННЫЕ РЕАЦИИ (СИНКИНЕЗИИ)

СОДРУЖЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ (СИНКИНЕЗИИ). Влияние синкинезии на двигательную активность ребенка заключается в усилении мышечного тонуса в различных частях тела при активной попытке преодолеть сопротивление спастичных мышц в какой-либо конечности (то есть выполнить такие движения, как захват игрушки, разгибание руки, сделать шаг и другие). Так, если ребенок с гемипарезом сильно сжимает мячик здоровой рукой, мышечный тонус может нарасти на паретичной стороне. Пытаясь разогнуть спастичную руку, можно вызвать усиление экстензорного тонуса в гомолатеральной ноге. Сильное сгибание пораженной ноги у ребенка с гемиплегией вызывает содружественные реакции в пораженной руке, которые выражаются в усилении сгибания в локтевом и лучезапястном суставах и пальцах кисти. Напряженное движение одной ноги у больного с двойной гемиплегией может усилить спастичность во всем теле. Возникновение содружественных реакций препятствует развитию целенаправленных движений и является одной из причин образования контрактур. При детском церебральном параличе синкинезии наиболее часто проявляются в оральной мускулатуре (при попытке захвата игрушки ребенок широко открывает рот).

При произвольной двигательной активности все тонические рефлекторные реакции действуют одновременно, сочетаясь друг с другом, поэтому изолированно их выявить трудно, хотя в каждом отдельном случае можно отметить преобладание того или другого тонического рефлекса. Степень их выраженности зависит от состояния мышечного тонуса. Если мышечный тонус резко повышен и преобладает экстензорная спастичность, тонические рефлексы выражены ярко. При двойной гемиплегии, когда одинаково страдают руки и ноги или руки больше, чем ноги, тонические рефлексы выражены ярко, наблюдаются одновременно и не имеют тенденции к торможению. Они менее выражены и постоянны при спастической диплегии и гемипаретической форме ДЦП. При спастической диплегии, когда руки относительно сохранны, развитию движений препятствует в основном положительная поддерживающая реакция.

Сроки появления навыка

Первые шаги ребёнка обычно можно наблюдать в 12-месячном возрасте. Но это не означает, что все дети овладевают навыком хождения именно в годик.

Нормой принято считать, если малыш пошел в срок от 9 до 16 месяцев.

В чём же особенности ходьбы в раннем или позднем возрасте?

  • очень рано. Случает и так, что ребёнок встаёт на ноги в семимесячном возрасте, а через пару-тройку недель начинает ходить. Медики настороженно относятся к подобной «акселерации», беспокоясь за состояние неокрепшего позвоночного столба. Но смотреть нужно на малыша. Если он развивается опережающими темпами, то особо волноваться не следует;
  • рано. Если ребёнок пошёл в 9 месяцев, то также принято считать, что его двигательные способности формируются раньше нормативных сроков. Переживать также не стоит, но только если родители специально не стимулировали навык хождения;
  • поздно. Ходьба в 16 месяцев и даже чуть позже тоже считается нормой. Подобное встречается у здоровых ребятишек, но чаще запаздывание моторных умений связано с недоношенностью либо большим весом.

Как только малыш овладеет навыком самостоятельного передвижения, можно заметить отличие его ходьбы от хождения взрослых людей. Ребёнок будет ставить ступни рядом друг с другом, «печатать» шажки из-за неумения перекатываться с пяточки на носочек. Это нормально.

Если же младенец сильно косолапит, ходит на носочках или изобрёл свой собственный, не совсем адекватный способ передвижения, нужно показать его ортопеду и невропатологу.

Они смогут оценить состояние опорно-двигательной и нервной системы и посоветуют нужные терапевтические процедуры, в том числе массажные и гимнастические упражнения, плавание.

Как растет малыш в 9 месяцев

Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.

В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет»

Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое»

Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие

Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.

Физическое развитие:

  • Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки, пытается открывать ящики;
  • Ходит, держась за опору;
  • Садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
  • Повторяет движения за взрослым — поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши;
  • Совершенствует действия с мелкими предметами — вынимает их и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки.

Психоэмоциональное развитие:

  • Радуется в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку);
  • Понимает значение слова «нет»;
  • Находит предмет вне зависимости от его местонахождения;
  • Понимает и выполняет простые инструкции — «ложись», «вставай», «брось», «на», «дай»;
  • Знает название и назначение отдельных предметов — чашки, ложки, бутылочки, расчески.

Стоит ли использовать ходунки, вожжи, каталку

Производители детских товаров для детей неугомонны: ежедневно они придумывают самые разные приспособления для наших детей, уверяя, что эффективность их использования подкрепляет статистика. Верить им или нет, личное дело каждого, но помните о том, что:

  • Ходунки – это нагрузка на незрелую спинку. К тому же их редко оснащают функцией регулирования по высоте. В итоге, не все дети в ходунках достают ножками до пола. Чем это может закончиться? Хождением на носочках или цыпочках. В отдельных случаях ситуация может потребовать вмешательства специалистов, выполнения массажей и физиопроцедур, правда, если дело в проблемах со здоровьем малыша.
  • Вожжи – это потенциальная опасность. Приобрели их как-то наши друзья. Ребенок бегал, мама – за ним. Если падал, она всегда подстраховывала, удерживала и все были довольны, но до поры до времени.

Когда вожжи убрали, падения не прекратились. Однако, как показала практика, малышка не научилась, падая, выставлять ручки вперед. В итоге, она летела лицом вниз, разбивая его в кровь. Больше довольных не было. Мучились около полугода, пока естественный, казалось бы, навык, не восстановился.

Еще часто используют каталки. Забавные игрушки, которые заставляют ребенка ходить, держась за них. В принципе, в них нет ничего опасного, если используются они, когда малыш научится сам передвигаться. В любом случае, как уже было сказано, использовать что-то или нет – дело каждого. Главное, выбирая, давать дозировано, ведь все полезно в меру.

Как понять, что ребенок хочет начать учиться ходить:

  • Ребенок самостоятельно подтягивается и удается встать. В этом ему не нужна помощь, так как это способствует развитию его мускулатуры и проявлению его характера. Этот процесс занимает много времени, поэтому ребенок встает, падает на попу и, осознавая, что он снова может встать, продолжает попытки.
  • Когда ребенку удается подняться, он держится за опору, но его ножки подгибаются. В этот момент помощь мамы становится необходимой. Ребенок может испытывать страх сесть на попу, так как это для него новое. Легко поддержите его за подмышки и помогите ему постоять немного или присесть.
  • В любом случае ребенку пока что необходима опора, чтобы встать.
  • Если ребенок пытается идти вдоль опоры, поддержите его и помогите ему.

Как помочь ребенку (упражнения)

В стандарты развития, описанные в многочисленной научно-популярной и медицинской литературе, вписывается далеко не каждый малыш. Конечно, дети сами знают, когда им нужно начать ходить, но это не означает, что родители должны все пустить на самотек. Ребенку можно и нужно помогать.

Подготовка к первым шагам должна идти с первых дней жизни малыша (последовательное укрепление мышц спины, шеи). В этом помогут выкладывания на животик в самом раннем возрасте, помощь в освоении переворотов. Как научить ребёнка ходить самостоятельно.

В возрасте 9-10 месяцев начинается активная подготовка к первым шагам. Для укрепления мышц подойдет несколько упражнений:

  1. в 9-10 месяцев, если малыш уже встает в кроватке и уверенно держится, можно предложить ему покатать коляску. Руками ребенок должен держаться за ручки коляски, постепенно коляска будет откатываться, малыш за ней потянется, совершая первые шаги. Малыша необходимо придерживать, чтобы он не получил травму;
  2. с 9 месяцев ребенка можно сажать на корточки (спиной к себе, бедра удерживаются взрослым) и раскачивать вперед-назад, провоцируя встать на ножки. Если кроха не поднимается на ножки, значит, мышцы еще слабые, упражнение нужно повторить позже. Это упражнение помогает научиться самостоятельно стоять;
  3. в 10-11 месяцев, когда ребенок может вставать при помощи опоры,»подключаем» любимую игрушку. Игрушку стоит передвигать по полу и положить на край кресла или дивана. Ребенок пойдет за любимым предметом, постепенно научится вставать по опоре самостоятельно;
  4. упражнение с обручем. Можно практиковать с 9 месяцев. Ребенок помещается внутрь обруча, держится ручками за его край. Взрослый придерживает малыша, передвигает обруч в разные стороны, заставляя ребенка переступать ножками;
  5. учимся переступать через препятствия. Упражнение используется, когда ребенок уверенно ходит по квартире за ручку со взрослым человеком. понадобится шнурок или длинная веревка, которую необходимо натянуть между предметами мебели на уровне коленей малыша. смысл упражнения заключается в том, чтобы ребенок научился перешагивать препятствия;

Это самые доступные упражнения, которые с легкостью можно использовать в любой квартире. Постоянные тренировки укрепят детские мышцы, помогут малышу зашагать самостоятельно.

Помощь гаджетов

В желании помочь детям и их родителям соревнуются не только бабушки и дедушки. Преуспели в этом и производители современных «устройств», помогающих малышам. Среди таких «приспособлений»ходунки, машинки или коляски с удобными ручками, удерживающее устройство (или вожжи-поводок).

  • Ходунки. Вокруг них споры не утихают, но польза для мышц ребенка сомнительна, поскольку в ходунках малыш сидит и отталкивается ногами от пола. ребенок не учится удерживать свое тело, координировать движения.
  • Машинка с ручкой. Этот «гаджет» куда полезнее предыдущего, поскольку малыш держится за удобную ручку и сам шагает;
  • Вожжи. Выглядят они не очень эстетично. Это ремешки, которые проходят под грудью ребенка, застегиваются на спине и позволяют взрослому человеку поддерживать малыша, помогая ему при ходьбе. Они помогают взрослому координировать движения малыша, поэтому подойдут и детям, которые уже могут ходить самостоятельно, но делают это еще недостаточно уверенно. Несмотря на непривлекательный внешний вид, вожжи могут стать настоящим спасением для бабушек, поскольку за ребенком не нужно будет постоянно нагибаться.

Видео по теме

Доктор Комаровский о том, когда дети начинают сидеть и ходить:

Природа сделала людей зависимыми от мнения других — абсолютно все взрослые хотят знать, что их ребенок соответствует определенным критериям и осваивает навыки тогда, когда это положено. Если малыш не ходит в год или в более старшем возрасте, это способно вызвать настоящую панику не только у мам и пап, но и у бабушек и дедушек.

Тем, кто сильно переживает и беспокоится о возможном отставании ребенка, рекомендуется посетить доктора, не дожидаясь полутора лет — тогда специалисту гораздо легче увидеть вероятные проблемы со здоровьем.

Во сколько начинают ходить дети?

Сразу стоит отметить, что первые шаги крохи всего лишь говорят о том, что у ребенка сформировались двигательно-моторные навыки, позволяющие удерживать тело в вертикальном положении.
И произошло полное урегулирование систем организма, которые отвечают за этот сложный процесс. А в каком возрасте это произойдет у того или иного ребенка – не имеет особого значения

В пределах разумного временного периода, конечно.
У одних детей это происходит раньше, а у других – позднее, ведь все зависит от индивидуальных особенностей организма и его генетической предрасположенности.

Важно, чтобы развитие малыша происходило без отклонений и под контролем педиатра. А также немаловажным выступает тот факт, что ходить ребенок должен начать естественным образом, без форсирования этого процесса со стороны родителей.

Родители сами себя загоняют во временные рамкиЭтому в обязательном порядке должны предшествовать следующие стадии:


Родители сами себя загоняют во временные рамкиЭтому в обязательном порядке должны предшествовать следующие стадии:

  • ребенок поднимает и удерживает голову;
  • ребенок поднимает туловище при помощи опоры на руки;
  • из положения на спине ребенок самостоятельно переворачивается на живот и на бок;
  • из положения на спине ребенок самостоятельно поднимается с опорой на ноги и руки;
  • ребенок начинает ползать, активно помогая себе руками и ногами;
  • малыш пытается принимать вертикальное положение при помощи опоры;
  • ребенок начинает ходить при помощи опоры;
  • кроха делает первые шаги без опоры.


Самостоятельно не торопите кроху

Что лучше — когда раньше или позже начинают ходить дети?

  • Давайте рассмотрим, что же такое ходьба. Это не просто перемещение тела в пространстве в вертикальном положении. Это, прежде всего, сложный процесс согласованных движений мозга, центральной нервной системы, рецепторов, суставов и мышц, которые называются сгибателями и разгибателями.
  • Ходьбе, прежде всего, учится мозг! Поэтому с момента, когда ребенок сделал первый шаг, до того момента, когда у него появилась отлаженная координация самых сложных движений – бега, поворотов, прыжков – проходит достаточно много времени. Все эти навыки формируются постепенно, плавно перетекая один из другого.
  • Большую ошибку совершают родители, которые на стадии ползания усаживают малыша в ходунки, форсируя тем самым выработку навыка хождения. При этом нарушается естественный процесс формирования двигательно-моторных навыков, разрывается связь между работой мозга, рецепторов и мышц. У таких детей значительно чаще возникают различные нарушения моторики, они чаще теряют равновесие, падают, а в более старшем возрасте не могут освоить различные физические упражнения.
  • Часто они не могут естественным образом группироваться при падении и становятся более уязвимы, подвержены травмам головы и опорно-двигательного аппарата. Иногда это приобретает такую форму, что у ребенка возникают состояния, которые приходится корректировать специалистам-невропатологам.

Кроме того, форсированное обучение ребенка навыкам ходьбы может отрицательно сказаться на формировании его позвоночника, который в раннем возрасте еще не способен удерживать тело ребенка в вертикальном положении и испытывает излишнюю нагрузку.

Это же влечет за собой еще искривление стопы и голени крохи. Не забываем, что все кости имеют хрящевую ткань, поэтому очень мягкие и податливые даже под собственным весом.

Если же малыш идет позже своих сверстников, то паниковать нужно только в случае, если были родовые травмы, у малыша ослаблен иммунитет, есть опасность в области головного мозга или позвонка. Но чаще это лишь говорит о неготовности ребенка!


Среди весомых факторов являются пол и личностные особенности малыша https://www.youtube.com/watch?v=bA-7x73AizY

Комплекс упражнений для детей от 10 месяцев до 1 года 2 месяцев

Возьмите на вооружение 9 упражнений, про которые мы рассказываем ниже и результат не заставит долго ждать.

Упражнение «Бокс» (сгибание и разгибание рук)

Необходимо посадить ребенка или уложить его на спину. Затем следует сгибать и разгибать руки ребенка, предварительно вложив в его кисти кольца или иные удобные для захвата игрушки. Повторять: 6-8 раз.

«Скользящие шаги» или сгибание и разгибание ног

Помочь ребенку сделать первые шаги пораньше можно, занимаясь с ним гимнастикой

Следует уложить ребенка на спину и попеременно делать сгибание и разгибание ног, обхватив ноги ребенка в области голеней.

Необходимо попеременно в различном темпе сгибать и разгибать ноги, имитируя ходьбу, а затем – бег.

Это упражнение может выполняться как при помощи взрослого, так и самостоятельно самим малышом.

Повторять: 4-6 раз (на каждую ногу).

Повороты со спины на живот

Необходимо уложить ребенка на спину и просить его самостоятельно поворачиваться на живот в ту строну, где лежит интересующая его игрушка (в возрасте 9-10 месяцев малыш в состоянии это сделать сам). Повторять: 2-3 раза (в каждую строну).

Приподнимание тела из положения на животе

Следует уложить кроху на живот и вложить в его кисти кольца. Затем необходимо отводить руки ребенка в сторону и вверх к голове на уровень ушей. Ребенок в это время поднимет голову, после встанет на колени, и, опираясь на одну согнутую ногу, встанет во весь рот. Повторять: 1-2 раза.

Наклоны и выпрямление туловища

Это упражнение рассчитано на детей, которые могут стоять без опоры.

Необходимо поставить ребенка спиной к себе и прижать его спину к своей груди

Затем важно придерживать коленки крохи ладонью левой руки, предупреждая сгибание ног. Следует положить ладонь правой руки на живот малыша (для поддержки туловища) и положить на стол перед ним его любимую игрушку и попросить: «Наклонись и достань игрушку», при этом побуждая малыша наклониться за игрушкой, не приседая, и затем выпрямиться

Данное упражнение является активной тренировкой для мышц спины ребенка. Повторять: 2-3 раза

Данное упражнение является активной тренировкой для мышц спины ребенка. Повторять: 2-3 раза.

Поглаживание, разминание, растирание, пощипывание или поколачивание спины

Ребенка нужно уложить на живот. Массаж спины и ягодичной области необходимо выполнять по следующему плану:

  1. погладить всю спину ребенка (2-3 раза),
  2. растереть подушечками пальцев и «пилить» по всей спине и ягодицам (до легкого «порозовения» кожи),
  3. погладить (2-3 раза),
  4. размять длинные мышцы спины (вдоль позвоночника), используя щипцеобразное разминание,
  5. размять ягодичные мышцы (поочередно 5-6 раз каждую),
  6. погладить (2-3 раза),
  7. простимулировать ягодичные мышцы пощипыванием или поколачиванием.

Поглаживание, пиление, растирание, пиление живота и пощипывания вокруг пупка

Чтобы ребенок начал быстрее ходить, рекомендуется делать ему массаж

Нужно уложить ребенка на спину и проводить массаж в следующей последовательности:

  1. поглаживание (круговое, встречное, по косым мышцам живота),
  2. растирание подушечками пальцев,
  3. стимулирующее пощипывание вокруг пупка,
  4. поглаживание.

Повторять: 2-3 раза (каждый прием).

Доставание палочки/игрушки прямыми ногами

Исходное положение ребенка – на спине. Взрослому нужно удерживать палочку или игрушку на высоте выпрямленных ног ребенка и предложить крохе дотянуться до палочки ногами, произнеся: «Подними ноги».

Не стоит огорчаться, если выполнение этого упражнения вначале будет несовершенным (живот малыша не втянут, стопа распластана, ноги согнуты в коленях). Можно в таком случае прикоснуться палочкой или игрушкой к ступням малыша, побуждая его удерживать ее пальцами и поднимать ноги до прямого угла с туловищем. Вскоре упражнение станет активным и будет повторяться в медленном темпе.

Повторять: 2-3 раза.

Присаживание, держась за палочку/кольца

Если малыш уже в состоянии хорошо стоять без опоры, то можно взять его за руки и вложить ему в ручки палочку или кольца, побуждая его присесть на корточки, разводя колени в стороны, а затем встать со словами: «Присядь, встань».

Необходимо следить за тем, чтобы стопы ребенка полностью стояли на столе, а в момент вставания поднимать руки крохи вверх, чтобы он приподнимался на носки.

Босиком или в ботинках?

Много споров вызывает вопрос, в какой обуви кроха должен делать первые шаги. Педиатры, в том числе известный доктор Комаровский, считают, что дома ходить можно босиком. Это — отличная профилактика плоскостопия. Не надо бояться, что ребенок заболеет, играя на холодном полу. При соприкосновении с ним сосуды ног непроизвольно сужаются, поэтому тепло из тела уходит медленно.

Если пол скользкий, стоит надеть носки с прорезиненной подошвой. И конечно же, подумать о первой обуви. Когда ребенок начинает ходить, ему лучше покупать ортопедические ботинки из натуральных материалов. Важен жесткий задник, который будет фиксировать пятку, устойчивая и гнущаяся подошва с небольшим каблучком, эластичный супинатор. Подбирайте правильный размер. Обувь не должна жать или натирать ноги. Но и допускать, чтобы стопа болталась в ботинке, тоже нельзя. Оптимально, если стелька больше ноги крохи на 5-7 мм.

Как научить ребенка ходить самостоятельно без поддержки: упражнения

Стимулирующие упражнения

Подведем итог

  1. Общепринятая возрастная норма, когда ребенок начинает ходить, – период с 9 месяцев до полутора лет. Это правило справедливо как для мальчиков, так и для девочек.
  2. Ускорению навыков ходьбы способствуют индивидуально подобранные специалистами массаж и гимнастика. Дополнительные приспособления наподобие ходунков разрешены, но не стоит сажать в них ребенка надолго.
  3. Доктор Комаровский считает, что не стоит переживать, если ребенок не вписывается в общепринятые стандарты. Лучше обследовать его у специалиста, и если патологии не обнаружилось, то продолжать делать рекомендуемые для укрепления мышечной и костной ткани упражнения.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий