Когда ребенок начинает самостоятельно стоять на ножках и как его научить

Уменья, необходимые для переворота

Итак, в норме к перевороту малыш готов к четырём-шести месяцам. Самостоятельные попытки, их успешность, говорят о зрелости его опорно-двигательного аппарата.

Период от рождения до трёх месяцев

Рассмотрим, что уже умеет малыш к четырём месяцам, и в какой последовательности он этому научился:

  • Действия новорожденного рефлекторны, движения хаотичны, кулачки почти всегда сжаты. В 1 месяц он поднимает шею и голову при выкладывании на живот.
  • В 2 месяца: поднимает и удерживает голову, при выкладывании на бок перекатывается на спину; кулачки сжаты не всегда, могут удерживать предмет при вкладывании; идентифицирует руки – может их рассматривать, сосать. Координация движений позволяет самостоятельно дотянуться до предмета.
  • В 3 месяца малыш при выкладывании на животик поднимает голову, опираясь предплечьями. Кулачки разжаты. Движения делаются более определёнными: кроха тянется к игрушке, может её ударить или взять. До сих пор он лежал на спине, теперь интерес к окружающему побуждает тянуться к предметам, поворачиваться со спины на бок. Полезно стимулировать этот перекат в обе стороны, перекладывая ребёнка или предмет-раздражитель относительно него.

Некоторые дети уже могут переворачиваться со спины на живот, а особо одарённые – и обратно. Поэтому, начиная с трёх месяцев, младенца нельзя оставлять без присмотра, не исключая возможность случайного переворота.

Четыре месяца

В 4 месяца малыш уже абсолютно социален. Реагирует на имя, слушает музыку. Выделяет близких людей, активно реагируя, двигая ручками и ножками. Гуление сменяется лепетом: па, ма, ба – слоги. Движения произвольны – захват предмета и манипуляции с ним очень уверенны. Он поворачивает голову на внешние раздражители, лёжа на животике, может поднять плечевой пояс, опираясь ладонями. Если дать ему по пальцу в ладошки, то он подтягивается, силясь сесть. Может начинать передвигаться на животике, отталкиваясь ножками от бортов кровати – понемногу ползать.

В этот период ребёнок обычно начинает переворачиваться со спины на живот, поэтому ему необходимо повышенное внимание. Не стоит оставлять его одного, при отсутствии бортиков у поверхности он может упасть и травмироваться

Играя с малышом, выкладывайте его чаще на животик

Получив удовольствие от «не перевёрнутого» мира, который он созерцает из положения на спине и боку, кроха будет стремиться перевернуться самостоятельно. Уделите немного времени переворотам в обе стороны: со спины на животик и обратно

Играя с малышом, выкладывайте его чаще на животик. Получив удовольствие от «не перевёрнутого» мира, который он созерцает из положения на спине и боку, кроха будет стремиться перевернуться самостоятельно. Уделите немного времени переворотам в обе стороны: со спины на животик и обратно.

Иногда малыш предпочитает односторонний переворот. Это так же нормально, как мы представляем собой левшей и правшей. Для более гармоничного развития малыша стимулируйте его «нерабочий» поворот, можно переложить подушку в кроватке, поменяв местами положение ног и головы, чтобы нарушить схему переворота, ставшую привычной.

Пять месяцев

Следующее достижение – обратный переворот: с живота на спину, следует иногда почти одновременно, или немного отсрочено от прямого.

Малыш научился переворачиваться тогда, когда делает уверенный переворот в обе стороны, со спины на животик и с животика на спину.

Если в пять месяцев малыш не переворачивается, может быть, ему это просто не надо и неинтересно. Кто-то вообще не любит лежать на животе, их попыток к перевороту можно ждать ещё долго. Такие малыши могут продолжать дальше лежать на спинке или на боку, а потом почти одновременно перевернуться, сесть и поползти. Для гармоничного развития лучше, если он побудет некоторое время в периоде каждого достижения. Пусть он изучит мир, лежа на животе, потом уже сидя. Попробуйте помочь полюбить его лежать на животике, стимулируя перевороты играми, не провоцируя – сидение и ползанье.

Ребенок начал улыбаться и агукать

Физическое формирование – главная составляющая нормального роста новорожденного, но интеллектуальное и психоэмоциональное развитие не менее важны. На разных этапах жизни малыш учится познавать мир посредством органов чувств, а также общаться при помощи мимики и слов.

Когда ребенок может видеть и улыбаться

При рождении у малыша плохо развито зрение, единственное, что он видит – объемные предметы, располагающиеся не дальше 30 см. Более четко грудничок рассматривает окружающую обстановку в 1 месяц. Это период, когда ребенок различает черты лица родителей, их мимику.

Кроха может показывать удовольствие, когда он не голоден, находится в тепле и уюте. В период, когда младенец начинает по-настоящему улыбаться, это становится сразу заметно. Он реагирует на конкретного человека или действие. Это явление может произойти в разные сроки – от 4 недель до 3 месяцев.

По мере роста малыш оживляется: издает звуки, машет ручками, расплывается в улыбке и т.п. Это говорит о нормальном росте крохи, отсутствии отклонений со стороны нервной системы и органов чувств. В возрасте от 20 недель дети способны различать знакомых и незнакомых людей, хмуриться или радоваться при их виде.

Во сколько дети говорят первые слова

Развитие речевого аппарата у малыша – первостепенная задача родителей. Во время общения с крохой с самого его рождения нужно менять интонацию, рассказывая истории, читать больше сказок. Главное – говорить правильными фразами, не коверкая и не сокращая слова, ведь малыш изначально повторяет за взрослыми, а уже потом формирует свой лексический запас.

Этапы, когда ребенок начинает издавать определенные звуки и говорить:

  • 16-ая неделя и больше. Замечается оживление при общении со взрослыми. Основные звуки – «н» и «г».
  • 24-ая неделя. Кроха способен различить, кто именно из взрослых с ним общается, повторяет «ма» и «ба».
  • 32-ая неделя. Появляются в лексиконе новые звуки, хорошо проговариваются простые слоги, к примеру, «па-па-па», «ба-ба» и т. п.
  • 40-ая неделя. Малыш начинает без труда повторять слоги («ля-ля-ля», «ма-», «па-»).
  • 48-ая неделя. Понимает, когда родители что-то запрещают, способен проговаривать около 5 разных слогов.
  • Ближе ко второму году жизни дети умеют называть своих родителей, бабушек, дедушек. По мере познания мира словарный запас стремительно расширяется.

О том, что речевые мышцы начинают активно работать, а связки напрягаются, можно узнать по определенным признакам. В основном это шевеления губами и языком, сосредоточенность и легкое напряжение при прослушивании взрослой речи.

Как научить ребенка говорить:Методики развития речи

Упражнения

Гимнастикой нужно начинать заниматься с малышом с первых недель жизни. Упражнения, естественно, подбираются в зависимости от возраста малыша.

Нужно проследить, чтобы занятия были регулярными и исключительно позитивными. Поэтому если малыш не в духе или плохо себя чувствует, стоит отложить занятие на некоторое время. Перед занятием нужно проветрить комнату и проследить, чтобы в ней была комфортная температура, но не было сквозняков. Малыша лучше полностью раздеть, таким образом можно будет совместить гимнастику с закаливанием. Если же занятия проводятся в одежде, то нужно проследить, чтобы она не сковывала движений.

Для занятий потребуется ровная горизонтальная не прогибающаяся поверхность. Например, можно постелить на полу плед или разложит диван.

Первая тренировка направлена на то, чтобы ребенок научился, лежа на животе, удерживать опору на прямых руках. К полугоду большинство деток уже умеют приподнимать верхнюю часть тела, опираясь на руки, и даже могут отрывать одну руку от пола, чтобы взять игрушку. Для закрепления этого навыка необходимо уложить младенца на живот и подвесить интересную для него игрушку выше его головы. Чтобы взять интересную для него вещь, ребенок будет вынужден приподнять верхнюю часть туловища и протянуть одну руку. На первых порах можно будет чуть-чуть помогать ему, поддерживая под грудку.

Затем можно будет учить ребенка подтягивать ноги под животик, чтобы подняться на четвереньки. Для этого нужно положить под грудь и животик подушку так, чтобы руки и ноги были свободны, свисая по сторонам опоры. Чтобы обрести устойчивое положение, ребенку придется опереться на ладошки и колени, то есть встать на четвереньки.

Еще одно тренировочное занятие проводится так: ребенка укладывают на живот, взрослый подхватывает младенца правой рукой под грудку, а левой – побуждает ребенка сгибать ножки в коленях, подталкивая под пяточки. Удерживать малыша в положении «на четвереньках» несколько секунд, затем отпустить. Повторить несколько раз.

Если малышу не удается вставать на четвереньки, можно использовать такой прием:

берем ребенка на руки и прижимаем спинкой к себе, удерживая рукой под грудку;

второй рукой побуждаем встать на горизонтальную поверхность на колени;

потом аккуратно опускает тельце ребенка вперед, чтобы он оперся на руки. Удерживать его несколько секунд в таком положении, поддерживая под пяточки.

Итак, ползание – это достаточно важный этап в развитии малыша, поэтому если ему не удается освоить этот навык, ему нужно немного помочь. И, прежде всего, необходимо научить малыша подниматься на четвереньки. Это умение будет полезным, даже если малыш так и не научится ползать (бывают и такие дети и это совершено нормально). Ведь из положения «на четвереньках» легче научиться самостоятельно садиться и вставать.

Во сколько месяцев можно сажать девочек: мнение педиатров

Врачи-педиатры рекомендуют начинать искусственное присаживание на попку с шести месяцев. К этому возрасту кроха уже сможет сидеть, держа спинку вертикально, и с интересом осматривать изменившееся пространство. Мышцы спинки и брюшного пресса в достаточной степени укреплены, а изменение угла обзора вызовет именно интерес, а не страх.

Конечно, на первых порах девочку надо придерживать: мышцы спинки не настолько сильны, чтобы удерживать вертикальное положение тела сколько-нибудь долгое время. Ребенок может заваливаться на бочок, поэтому помощь мамы и папы обязательна. Не нужно обкладывать дочку подушками и оставлять ее играть в одиночестве. Это очень опасно, так как ребенок может изменить позу, провалиться внутрь конструкции, или тяжелая подушка может упасть на малышку и прекратить доступ кислорода. Кроме того, девочка может просто устать от сидения, а сменить позу и отдохнуть не сможет.

Во сколько месяцев можно сажать девочку без поддержки, то есть совершенно самостоятельно, зависит от ее индивидуального развития и работы родителей. Для нормально развивающихся девочек считается естественной физиологической нормой семимесячный возраст. В восемь месяцев малышка начнет садиться сама, устав от ползания или из горизонтального положения.

Важно учесть, что полугодовой возраст для присаживания определен с одной целью: не форсировать события, чтобы не навредить ребенку. Однако если дочка начала самостоятельно приподниматься на ручках и присаживаться месяцев в пять или раньше, пугаться и насильно укладывать ее на спинку нельзя

Такой ранний старт – тоже вариант нормы, ведь у каждого младенца свой темп развития.

В данном случае вопрос о том, во сколько месяцев можно сажать девочку, отпадает сам собой. Просто надо следить, чтобы продолжительность сидения не превышала одного часа в день, а пространство вокруг малышки было абсолютно безопасным. Ей нужно обеспечить опору, а не заставлять ложиться на спинку.

Такая реакция родителей вызовет раздражение, плач и даже может затормозить развитие ребенка. Если пятимесячная девочка превысила разрешенный часовой лимит сидения и не желает отдохнуть, ее нужно просто переключить на другую деятельность. Взять на ручки, выложить на животик и отвлечь яркой игрушкой, заняться гимнастикой или отправиться на прогулку.

Бывает и другая ситуация, когда дочке уже исполнилось 6,5 или даже 7 месяцев, а она не делает попыток садиться. Беспокоиться не нужно: в запасе есть месяц-полтора от магической полугодовой даты. Это тоже норма, но если родителей что-то беспокоит, им лучше проконсультироваться с педиатром. Чаще всего ленятся сидеть полненькие девочки с лишним весом, обнаруживают задержку развития недоношенные малышки или дети, с которыми никто не занимается грудничковой гимнастикой.

Если малыш начал ходить поздно

Если ребенок не начал ходить до года, то родители начинают переживать по этому поводу.

Тем не менее, врачи говорят, что если до 1,3 года кроха не может ходить самостоятельно, но встает, ползает, ходит с поддержкой, то волноваться не стоит.

Если ребенок начал ходить поздно, то это не значит, что он отстает в развитии, и что он и заговорит позже других, и дальше будет отставать во всем. У него собственный темп развития и эти навыки не связаны.

Возможно, заговорит он раньше других детей.

Если процесс освоения самостоятельного хождения затянулся намного дольше нормы, то стоит проконсультироваться со специалистом.

Когда ребенок начинает стоять на ножках?

Педиатры утверждают, что осознанно кроха начинает встать на ножки в возрасте 8-12 месяцев. Но все дети индивидуальные, и кто-то может подниматься в манеже раньше, а другому комфортнее лежать или передвигаться у мамы на ручках.

Зависит процесс от ряда факторов:

  • генетики родителей;
  • пола и телосложения;
  • от темперамента;
  • характера и любознательности ребенка.

С опорой

Согласно статистическим данным, первые попытки вставать на ноги малыш делает, начиная с восьми месяцев. Сначала кроха учится вставать на коленки возле опоры. Затем грудничок пытается приподнять одну ногу возле края манежа.

После этого уверенно встает на две ноги, придерживаясь руками за опору. Но потом снова падает и продолжает тренировку сначала.

Поначалу крошке тяжело удержать равновесие и долго стоять, но спустя несколько дней навык доходит до автоматизма. При этом некоторые дети, научившись вставать на ноги, совсем не знают, как сесть, поэтому подолгу стоят и просто валятся в манеж от усталости

В таком случае важно научить ребенка, как правильно садиться из положения стоя. Малыш, научившийся вставать, будет тренировать навык постоянно, пробуя подняться на ножки, держась за любые поверхности

Главная задача родителей при этом – обеспечить безопасность младенца:

  • закрыть острые углы мебели;
  • следить за чистотой квартиры;
  • вовремя убирать из видимости крохи колющие, режущие предметы и все опасные вещи (таблетки, батарейки, иголки);
  • закрыть скотчем дверцы шкафов, чтобы младенец не защемил пальчик;
  • убрать на верхние полки ценные вещи и технику.

Без опоры

От момента, когда кроха научился стоять, держась за опору, до времени, когда он стоит самостоятельно, обычно проходит 1,5-2 месяцев. Если, в среднем, попытки вставать происходят в период с 7 до 9 месяцев, то ближе к 11-12 месяцам крошка уже сам стоит и пытается совершать первые шаги.

Указанные нормы не относятся к недоношенным малышам, так как их физическое развитие происходит по отдельному графику. Кроме того, пухленькие дети чаще встают позже худощавых и резвых одногодок. Если в возрасте 12 месяцев малыш умеет переворачиваться, сидеть, активно ползать и вставать с опорой, то беспокоиться о самостоятельном вставании еще рано. Дети имеют индивидуальные сроки и темпы развития.

Как научить ребенка ползать

Перед тем как помочь ребенку научиться ползать, стоит запастись терпением. Многие действия, которые просты для взрослого, малышу окажутся с первого раза непосильными. Чтобы ребенок начал отрывать тело от поверхности пола, нужно достаточно много сил, а самое главное — навыков, так как преодолеть земное притяжение бывает проблематично.

Не стоит жалеть улыбок, поощрений и слов поддержки, особенно, если цель — научить малыша ползать на четвереньках

Ребенку очень важно слышать, что его хвалят. Родителям нужно замечать любые победы крохи, даже самые незначительные, радоваться успехам малыша, говорить ему о том, какой он молодец и как хорошо учится новому

Не стоит думать, что за сутки можно всему обучить. Одна из причин, почему ребенок не ползает, — поспешность родителей. Тренировки должны быть ежедневными. Каждый раз рекомендуется добавлять что-то новое. Один из способов, как стимулировать ребенка ползать, — ввести игровые элементы, которые смогут его заинтересовать.

Этап подготовки

Во сколько ребенок должен ползать — разобрали, теперь рассмотрим, как подтолкнуть кроху к этому. Месяца в три рекомендуется выкладывать новорожденного на пол. Он должен привыкать к ровной поверхности. Если постоянно находиться в кроватке или манеже, то тяги к познанию нового не будет, так как пространство для движений ограничено.

Задумываясь о том, как научить младенца ползать, прежде всего, стоит позаботиться о безопасности, комфорте. Нужно убедиться, что все окна закрыты, в помещении отсутствуют сквозняки, на пол лучше постелить одеяло

Также не помешает взять во внимание следующие важные моменты:

В комнате, где будет находиться младенец, не должно быть источников, несущих опасность (острые, хрупкие предметы), доступа к розеткам.
Помещение, как и пол, обязательно должны быть чистыми

Важно понимать, что малыш, попадая в новую для него обстановку, будет пытаться попробовать на вкус все, до чего сможет дотянуться.
Перед тем как научить малыша ползать, нужно одеть его в удобную одежду, которая не сковывает движения.

На полу можно разложить любимые и яркие игрушки, которые привлекут внимание, и малыш, стараясь до них дотянуться, начнет ползти. Можно лично показать ребенку, как ползать

Не рекомендуется ставить задачи, которые кроха в силу своего возраста и отсутствия навыка не сможет выполнить. Игрушки расставляют не очень далеко, так как иначе добраться до них будет невозможно, и родителям обеспечены капризы. Отдалять игрушки рекомендуется постепенно.

В первое время родители обязательно должны быть в поле зрения. Малыш видит маму и папу, понимает, что опасности нет. Так как его опорой являются руки и ноги, они должны быть натренированы.

Тренировка на руки

Один из способов, как быстро научить ребенка ползать, — натренировать ему руки. Для этого нужно положить малыша животом вниз на ровную поверхность, недалеко от него, на небольшой возвышенности, и разложить перед ним яркие игрушки. Малыш проявит интерес, захочет взять игрушки, а для этого ему придется встать на руки и дотянуться до них. Благодаря данному упражнению ребенок не только укрепляет мышцы, но и развивает навыки переменной опоры на руки.

Нужно положить ребенка на пол животом, а после помочь ему приподнять тело и опереться на руки. Благодаря такой манипуляции можно помочь малышу укрепить мышцы и научиться распределять вес тела.

Когда у грудничка стали крепкими руки, он научился самостоятельно упираться ими в пол, можно смело переходить на следующий этап. На одном конце комнаты малыш, а на противоположной стороне любимые игрушки. Родитель должен обхватить кроху под грудью, чтобы он сам смог встать на вытянутые руки. В таком положении нужно добраться до игрушек. В процессе можно говорить подбадривающие слова, направлять, поддерживать при необходимости.

Тренировка на ноги

Чтобы научить грудничка ползать, необходимо выполнять упражнения на укрепление ног. Самым эффективным является «лягушка». Для этого требуется положить младенца животом на твердую поверхность, после аккуратно сгибают его ножки в коленях и возвращают в исходное положение. Повторить до десяти раз. После этого надо согнуть ножки крохе и подождать, когда он начнет отталкиваться, пытаясь их выпрямить.

После нужно перевернуть ребенка на спину. Для этого надо взять его за прямые ноги и, не разрешая их сгибать, поднять их на 90°, после чего опустить вниз. Выполнить шесть раз.

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР) является одним из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя. АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне. В результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея и сколиоз позвоночника. Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) на “затылочную” ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.

Во сколько месяцев ребенок начинает ходить самостоятельно

Вот ребенку уже год, а он не ходит ни в какую. Плохо это или хорошо? Педиатры, ортопеды и психологи согласны в одном – ребенок начинает ходить тогда, когда к этому энергоемкому действию готовы все нужные системы организма:

  • Опорно-двигательный аппарат. У малыша в достаточной мере окрепли кости и хорошо развит мышечный корсет туловища, крепкие мышцы ног и шеи.
  • Психомоторная составляющая. Все навыки ребенка до 3 лет обусловлены потребностями ребенка. Надо ему ползать – он ползет. Понадобится пойти – он с удовольствием попробует. Мозг малыша должен быть готов отдавать соответствующие команды определенным группам мышц.
  • Вестибулярный аппарат. Эта штука отвечает за ощущение ребенком своего тела в пространстве (сижу, лежу, падаю) и координирует тело. Пока он не «повзрослеет» вместе с ребенком, отсутствие нужной степени координации тела не позволит ребенку ходить.
  • Организация ВНД. У каждого ребенка свой тип высшей нервной деятельности. Холерики и сангвиники учатся ходить быстрее и охотнее, так как это «люди действия», а созерцатели вроде флегматиков и меланхоликов пойдут позднее, им достаточно сидеть и наблюдать за миром, максимум – ползти за интересным объектом.

Происходит гармоничное «созревание» всех составляющих между 9 месяцами и 1,5 годами.

Знаете ли вы? Раньше педиатры полагали, что то, во сколько начинает ходить ребенок, обусловлено тем, мальчик он или девочка. Причем девочки чаще начинали ходить раньше пацанов. На сегодняшний день исследования показали, что хождение никак не зависит от половой принадлежности.

Если вы слишком уж переживаете, когда же малыш наконец пойдет, поговорите с его бабушками и дедушками. Хождение заложено в ребенке генетически, и если кто-то из родителей пошел поздно, есть вероятность, что и малыш торопиться не станет.

Во сколько ребенок начинает ходить

Среднестатистический здоровый ребенок начинает ходить в 1 год. Но это приблизительная цифра. Нормой считается, когда дети начинают ходить в промежуток от 9 месяцев до полутора лет. Любой малыш начинает с попыток встать, сделать пробные шаги, придерживаясь за руку мамы, и только через время он делает самостоятельные шаги.

Несколько факторов влияют на то, когда дети начинают самостоятельно ходить:

  • Генетический фактор. Если один из родителей свои первые шаги сделал рано, то стоит ожидать от крохи, что он проявит самостоятельность в ходьбе раньше сверстников. Но если папа пошел в два года, то не стоит требовать от малютки чего-то другого.
  • Темперамент. Если ребенок непоседа, то его стремление ходить самому проявится рано. Спокойные детки не торопятся учиться этому навыку.
  • Половая принадлежность. Мальчишки позже начинают самостоятельно передвигаться, чем девчонки.
  • Масса тела. Чем меньше вес малыша, тем он шустрее и соответственно быстрее он пойдет. Пухлый ребенок начнет ходить гораздо позже.

Пока малыш учится ходить, ушибов будет много, но мамам не стоит поддаваться панике, потому что костная система деток в таком возрасте эластичная. Риск переломов сводится к минимуму.

Важно не переборщить с опекой. Реакция мамы или папы должна быть спокойной. Им следует подбодрить своего отпрыска успокаивающими словами, не спешить поднимать его, а дождаться, когда малыш поднимется сам

Пока ребенок учится ходить, необходимо убрать все опасные предметы в квартире. Он должен быть в зоне постоянного внимания родителей

Им следует подбодрить своего отпрыска успокаивающими словами, не спешить поднимать его, а дождаться, когда малыш поднимется сам. Пока ребенок учится ходить, необходимо убрать все опасные предметы в квартире. Он должен быть в зоне постоянного внимания родителей.

Доношенные и недоношенные

Если доношенный ребенок делает свои первые шаги в период 9-14 месяцев, то недоношенный малыш только в 9-10 месяцев начинает сидеть, полностью он осваивает этот навык к году своей жизни. А вот ходить начинает в период 1,2-1,5 лет.

С дисплазией и другими патологиями

Дети с врожденными ортопедическими патологиями начинают ходить позже своих сверстников. Да и передвигаться на диспластичных суставах нельзя, поскольку дисплазия будет только усугубляться.

Возможность самостоятельного передвижения должна определяться травматологом-ортопедом. Только при нормализации рентгенологических параметров ребенка можно учить стоять и ходить.

При ранней диагностике (до возраста 3 месяцев) дисплазии тазобедренного сустава лечение, как правило, заканчивают, когда большая часть детей уже умеет стоять.

Комаровский не рекомендует

Некоторые молодые мамы и папы учат ребенка ходить при помощи ходунков не задумываясь о том, как и когда можно ставить ребенка на ножки. Комаровский выступает категорически против таких тренировок ходунками. Аргумент простой и понятный: ребенок в физическом плане должен развиваться естественным путем.

Во время пребывания в ходунках он не ощущает веса тела. Подобная тренировка приведет только к неправильному формированию мышечного тонуса, так как опорно-двигательный аппарат не чувствует свой вес. Но это еще не все недостатки, в ходунках у ребенка развивается привычка касаться пола пальчиками, потому что он не достает до пола ножкой. Из-за этого развивается гипертонус мышц, и, возможно, в будущем его придется отучать ставить ножку только на носочки.

Известный педиатр напоминает, что зачастую детки начинают стоять, придерживаясь за опору, в 7-9 месяцев, а без поддержки – в 9-12 месяцев. Некоторые полностью здоровые детки начинают стоять позже сверстников, например, если они очень спокойные или полненькие. Если врач говорит, что ребенок здоров, поводов для волнений быть не должно.

Нередко ребенок учится вставать, а как обратно сесть — не умеет. Кроха стоит, насколько может долго, а затем падает от усталости. Если же такого ребенка посадить, убрав ручки от опоры, малыш сразу забудет, что устал, и опять начнет тянуться к опоре и вставать

Через некоторое время ребенок научится осторожно опускаться из стоячего положения. Совсем скоро кроха увидит, что у него получается делать шаги вдоль опоры

Постепенно он отпустит одну руку и будет придерживаться за опору лишь одной рукой. Так малыш учится ходить.

Научившемуся вставать и стоять ребенку родители часто задумываются купить ходунки. С этим приспособлением малыш может передвигаться, пока не научиться ходить. Главная цель использования ходунков – обеспечить малышу безопасную возможность перемещаться по квартире, освободив маму.

Особенности развития малыша до года

До трех месяцев ребенок погружен в себя. Его двигательные навыки еще неразвиты, он только учится держать голову и управлять своими ручками.

Поднести кулачок ко рту до трех месяцев не может каждый второй малыш.

Если в этом возрасте дать ребенку погремушку, он будет ею самозабвенно трясти, обхватив маленькими пальчиками.

Ежедневно вы будете замечать, как растет месячный малыш, крепнет и развивается. Если каждый день выкладывать его на животик перед кормлением с первого месяца жизни, он быстрее учиться держать голову и переворачиваться.

В четыре или пять месяцев большинство малышей овладевают умением переворачиваться с живота на спину и со спинки на живот. Это позволяет им самостоятельно выбирать позу для сна и для игр.

Когда можно садить ребенка, может быть в этом возрасте? Если ребенок в пять месяцев сам не садится, торопить его не надо. Во сколько месяцев ребенок начинает переворачиваться зависит от его физического развития и занятий с мамой на переворачивание.

Чтобы понять, как научить ребенка садиться, нужно заниматься его развитием, насколько это возможно, с первого месяца жизни.

Так же как и другие двигательные навыки, умение садиться самостоятельно ребенок осваивает постепенно. Некоторые дети начинают ползать примерно в полгода.

В этом же возрасте многие детки садятся самостоятельно. Бывает так, что малыш в шесть месяцев не садится, но уже ползает. Ползание замечательно укрепляет мышцы спины и тренирует их для будущих нагрузок. Поэтому хорошо, когда у ребенка есть возможность начать ползать.

Если его не держат целый день в кроватке или манеже, а отпускают на чистый ковер или одеяло, лежащее на полу.

За ползающим ребенком необходим тщательный присмотр поэтому благодаря своим родителям, многие мальчики и девочки минуют этот этап.

Научившись сидеть, они пытаются через время стать на ножки, держась за край манежа или кроватки.

В восемь месяцев хорошо сидят все детки, они умеют садиться сами из любого положения тела, лежа на спине, боку или на животе. В 8 месяцев дети умеют не только садиться, но и ложиться из положения сидя.

Некоторые встают на ножки, держась за опору в кроватке или манеже, другие самозабвенно ползают, осваивая просторы квартиры. Ползают малыши во все стороны, кому как удобнее.

Кто-то делает это боком, другой ползет, перемещаясь назад. Только успевай смотреть, куда направился юный исследователь.

Некоторые родители сажают малыша в 9 месяцев в ходунки, чтобы было меньше хлопот, и он никуда не залез.  Педиатры не рекомендуют садить ребенка в ходунках дольше, чем на час в день.

В девять месяцев самые честолюбивые карапузы пытаются ходить. Делают они это, держась за опору. Многие врачи советуют не радоваться тому, что ребенок 9 месяцев пошел. Лучше когда малыш в 10 месяцев сам ползает, чем ходит.

Большинство деток начинают ходить после года, и сидеть позже шести месяцев. Но для тех, с кем родители занимаются гимнастикой, массажем и водными процедурами, пройти лесенку из освоения двигательных навыков удается легче и быстрее.

Бег

Бег помогает укрепить кости и мышцы, поэтому его никак нельзя игнорировать. Но вы можете справедливо оспорить эту рекомендацию, поскольку в режиме самоизоляции нет условий для полноценных пробежек. Не отчаивайтесь, поскольку есть замечательный выход из этой проблемы. Если вы живете в частном доме, можно бегать по участку. Если в квартире – из комнаты в комнату, по коридору, вокруг стола или кровати. Устройте игру в догонялки, так вашему ребенку будет намного интересней заниматься бегом. Не ограничивайте ребятишек, если они сами проявляют инициативу и отдают предпочтение именно играм такого плана.

https://youtube.com/watch?v=AztM32szaOo

Учим стоять самостоятельно

Если малыш уже встает на ножки, но все еще боится оказаться без опоры, можно попробовать выполнить несколько упражнений, которые помогут ему почувствовать себя увереннее. Как научить ребенка стоять? Мы уже писали выше, что делать этого не следует, если кроха только-только принял вертикальное положение. Рецепты пригодятся родителям тех малышей, которые уже некоторое время встают на ножки самостоятельно, держась за стул или перила кровати:

Фитбол станет идеальным тренажером для грудничка. Для того чтобы заниматься было проще, мяч нужно накачать не полностью, лишь на 2/3 объема. Необходимо усадить кроху на мяч затылком к себе, хорошо удерживая его за бедра. Затем наклонять малыша в разные стороны – вперед, назад, вправо-влево. Такая гимнастика позволит укрепить брюшные мышцы, мышцы спины, настроит вестибулярный аппарат

Важно не выпускать кроху, чтобы он не упал с подвижного мяча

Сколько времени потребуется тренироваться? Если это делать регулярно, эффект от занятий будет заметен через 1-2 недели. Однако малыш и без упражнений начнет самостоятельно стоять и ходить тогда, когда его тело будет к этому готово. Не стоит слишком форсировать события, стремясь сделать из ребенка пример для подражания. Лучше дать возможность крохе развиваться так, как заложено природой.

https://youtube.com/watch?v=dZz6pokdNj8

Как избежать ошибок

Бывает, что молодые родители торопят развитие своего чада, и как только малыш принял вертикальное положение, сажают его в ходунки, чтобы занять юного естествоиспытателя. Конечно, это неплохая возможность освободить руки, но не стоит забывать о том, что сорокаминутный срок — это максимальное время, которое ребенок должен проводить в ходунках, ведь это положение пока неестественно для его опорно-двигательной системы, и вставание должно чередоваться с сидением, чтобы дать отдохнуть неокрепшим мышцам.

Можно класть любимую игрушку малыша впереди, но вне зоны досягаемости, чтобы у него был стимул дотянуться до нее. Тогда кроха будет покорять расстояния на корточках, и у него появится время для формирования опорно-двигательной системы до того уровня, когда она уже сможет удерживать его вертикально.

В любом случае, чтобы научиться стоять сначала с опорой, а потом и без нее, а также начать ходить, малышу требуется не только физическая подготовка, но главное — родительская любовь и поддержка. Только с ее помощью он освоит все перечисленные навыки и будет готов к новым большим достижениям.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий