Лечение заикания у детей: 16 способов помочь своему ребёнку

Профилактика


Профилактика носит общий характер, она поможет избежать заикания и положительно скажется на состоянии детского здоровья:

  1. обеспечение благоприятного климата в семье;
  2. поддержание психологического здоровья (снижение требовательности, любящее, бережное и внимательное отношение к своему ребенку);
  3. контроль во время формирование речи;
  4. снижение психологической нагрузки;
  5. правильный распорядок дня;
  6. расширение кругозора, всестороннее развитие;
  7. укрепление иммунитета, правильное питание, регулярные прогулки;
  8. профилактические медицинские осмотры для своевременного выявления любых нарушений.

Признаки, что нужна помощь профессионалов

Встречаются разные степени заикания. Бывает легкая форма, когда трудности с произношением возникают в некоторых словах и нерегулярно. В более тяжелых случаях ребенку сложно произносить большинство слов, причем это отражается еще и на мышцах лица – речь нарушается из-за их постоянных сокращений. Если у ребенка проявляются симптомы хронического заикания, нужно срочно обратиться за помощью к специалисту. Какие это симптомы?

6 симптомов хронического заикания

Некоммерческая организация “The stuttering foundation” уже шестьдесят лет занимается проблемой заикания у детей. На сайте организации указаны симптомы хронического заболевания, и мы хотим ими поделиться.

  1. Вы заметили, что заикание появилось у ребенка в возрасте трех с половиной лет;
  2. Проблемы с речью продолжаются уже около шести месяцев;
  3. У ребенка есть другие проблемы с произношением звуков, ему сложно выговаривать некоторые буквы;
  4. Речевые навыки ребенка развиваются с явной задержкой и нарушениями;
  5. Кто-то из членов семьи заикался в детстве;
  6. Ваш ребенок – мальчик. Хроническое заикание в дошкольном возрасте больше распространено среди мальчиков.

Но если вы не заметили у ребенка серьезных осложнений, то помочь ему избавиться от заикания можно в домашних условиях. И мы поделимся несколькими простыми советами и упражнениями.

7 способов избавиться от заикания в домашних условиях

Разговаривайте с ребенком в неспешной манере и при общении делайте четкие паузы между словами. Терпеливо выслушивайте фразы ребенка до конца. Как это поможет? Ваш ребенок увидит, что вы не пытаетесь торопить его речь. Вы внимательно слушаете каждое слово и готовы ждать сколько ему потребуется. Как только ребенок поймет, что ему не нужно спешить и вы принимаете его речь, какая она есть, он прекратит спешить и волноваться. От волнения дети заикаются еще больше. Поэтому создайте для ребенка комфортную атмосферу, в которой он будет чувствовать себя спокойно и расслабленно. Чем меньше ребенок будет переживать и волноваться, чем лучше будет его речь.
Не задавайте много вопросов. Когда взрослые задают ребенку вопросы, его волнение увеличивается. Позвольте ребенку больше говорить в свободной форме

Когда он выражает свое собственное мнение, он чувствует себя увереннее, нежели, когда отвечает на поставленные вопросы.
Показывайте внимание к словам ребенка также с помощью жестов и мимики. Открытая поза, дружеский и внимательный взгляд помогут ребенку понять, что его слушают

Ребенок почувствует себя спокойнее, раскрепощённые и будет высказывать мысли без стеснения и боязни быть непонятым.
Поощряйте фразы ребенка, которые произнесены без заикания. Похвалите его за беглую и понятную речь. Например, скажите: “Как здорово, что эту фразу ты сказал без заикания! Попробуй сказать следующее предложение точно также”. Главное, укажите за что именно вы его хвалите. Тогда ребенок будет стараться совершенствоваться в этом направлении.
Начните с коротких предложений. Предложите ребенку выражаться краткими фразами, при этом говорить их без заикания. Пускай по началу предложения будут простыми, зато ребенок научится говорить их без речевых дефектов. Постепенно предлагайте увеличить размер предложений. Так ребенок будет говорить все больше фраз без заикания.
Пойте вместе или растягивайте слова на манер песни. При растягивании слов ребенок учится контролировать заикание и дольше произносить слова без помех. Выберите несколько простых мотивов, которые понравятся ребенку. Два раза в день будет достаточно. Встречайте утро с песней, также пропевайте фразы и отдельные слова вечером.
Создайте между вами и ребенком атмосферу понимания и сотрудничества. дайте ребенку понять, что вы ни в коем случае не осуждаете речевой недостаток. И расскажите, что это возможно исправить, нужно лишь приложить усилия. Установите доверие с ребенком, чтобы вместе идите по пути исправления недостатка.

Помните, что заикание – это недостаток речи, который исправляется

Родителям, в период исправления заикания, важно проявить чуткость

Обратите внимание, чтобы проблемы с речью не привели к стеснению и комплексам в дальнейшем. Если вовремя заметить проблему, можно справиться с ней еще в дошкольном возрасте

Главное, чаще общайтесь с ребенком и вместе обсуждайте речевой недостаток. Дайте ему понять, что здесь нечего стесняться. Не существует идеальных людей. А такой недостаток, как заикание можно исправить, приложив немного усилий.

Удачи вам!

Метки: навыки ребенка

Как лечить заикание у ребенка 3-7 лет?

Заикание у детей — непустяковая проблема, не стоит ждать, что оно пройдет само по себе. Без квалифицированной помощи не получится отучить ребенка заикаться. Ни в коем случае нельзя ругать за это малыша. Родители должны со всей ответственностью подойти к терапии и всячески поддерживать свое чадо.

В большинстве случаев лечение носит комплексный характер. Оно включает в себя регулярные занятия с логопедом и обязательное повторение упражнений дома, специальный массаж, беседы с психологом, при необходимости прием успокоительных препаратов

Очень важно устранить раздражающие факторы, которые провоцируют запинания. Необходимо оградить ребенка от стресса, наладить эмоциональный контакт

Массаж и логопедические упражнения

Без посещений логопеда не обойтись. Именно специалист правильно поставит речь и откорректирует дефекты. Все упражнения выполняются в медленном и комфортном ритме. Работа с заикающимися детьми требует регулярности и ответственности

Важно повторять их и в домашних условиях. Родители должны следить за правильностью выполнения, не лениться и заниматься вместе с детьми

Примеры логопедических упражнений:

  1. Веселые карусели. Логопед вместе с маленьким пациентом медленно и размеренно ходят по кругу. На каждый шаг они по слову выговаривают фразу (одно слово на шаг) – «мы смешные карусели – ОПА-ОПА-ОПА-ПА-ПА, ТАТАТИ-ТАТИ-ТА-ТА».
  2. Цыплята. Малыш изображает цыпленка, поочередно прыгая на одной ножке. При смене ноги меняется фраза, которую он нараспев произносит. «Хлоп-топ-хлоп», «ап-цап-тап», «уф-ив-аф», «тап-тип-рап-роп-цып-цып».
  3. Дирижер. Логопед изображает движения дирижера. При взмахе руками ребенок распевает гласные звуки, затем слоги, а после любые понравившиеся слова.
  4. Артист. Для этого малыш должен знать хотя бы коротенькое стихотворение. Он его не спеша распевает под спокойную тихую мелодию. Постепенно можно разучивать более сложные и длинные стихи. Тренируется не только дикция, но и память.

Точечный массаж стал эффективным методом избавления от заикания. Несмотря на то, что это вид нетрадиционной медицины, массаж часто назначается педиатром или неврологом.

Терапия включает несколько курсов массажа. Длительность и количество сеансов подбирается индивидуально

Важно, чтобы процедуру проводил опытный специалист. Во время массажа врач воздействует на определенные специальные точки, что регулирует и восстанавливает нервную регуляцию речи

Дыхательная гимнастика

Сбивание дыхания – важный и заметный симптом логоневроза. Именно поэтому дыхательная гимнастика приносит результаты. Она помогает сделать речь свободной, легкой и естественной. Задача упражнений – научить малыша одновременно совмещать речь и дыхание.

Занятия может проводить логопед, он научит выполнять их в удобной игровой форме. Дыхательную гимнастику нужно повторять дома. При желании родители могут придумать свои игры в зависимости от предпочтений малыша.

Дыхательные упражнения:

  • дуть мыльные пузыри;
  • надувать воздушный шарик;
  • дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы она бурлила;
  • перекатывать по столу ватные или поролоновые шарики, будто играя в футбол и др.

Препараты и успокоительные средства

Назначать медикаменты может только тот специалист, который поставил диагноз. Принимать таблетки самостоятельно категорически запрещено, так как некоторые лекарства воздействуют на ЦНС.

В основном используется два вида препаратов – успокаивающие и воздействующие на нервную систему. Первые помогают при стрессе или тревоге. Вторые регулируют и нормализуют работу тех нервных центров, которые провоцируют заикание. Если причиной возникновения недуга стали проблемы с ЦНС, без специальных препаратов не обойтись.

Народные методы лечения

Лечение заикания у детей при помощи народных методов необходимо обсудить с лечащим врачом. Специалисты нередко рекомендуют домашние средства как составляющее комплексной терапии.


В домашних условиях можно приготовить успокаивающий и расслабляющий отвар. Понадобится травяной сбор из ромашки, мяты, мелисы, валерианы и крапивы. При аллергии на один из компонентов, его можно исключить. На стакан кипятка взять столовую ложку сбора. Хорошо настоять, процедить, по желанию добавить мед.

Мед в любом виде помогает успокоиться. Его добавляют в чай, молоко или кладут в виде компресса на язык. Сначала нужно проверить переносимость продукта, так как это аллерген.

Общие рекомендации

Чтобы помочь крохе избавиться от недуга и сопутствующих ему проблем, следует придерживаться следующих рекомендаций:

Ребенок должен быть в курсе, что с ним происходит, но нельзя заострять на проблеме внимание

Особенно это важно, когда он начинает заикаться – если в этот момент начать подбадривать его, подсказывать слова, помогать, то будет еще хуже.
Нужно внимательно слушать ребенка, чтобы с первого раза понять смысл им сказанного и не переспрашивать.
Если заикание сочетается с другими дефектами речи, то их нужно лечить у логопеда одновременно.
Во время упражнений нужно концентрировать внимание малыша на них
Не нужно, чтобы в это время в комнате работал телевизор, играла музыка или разговаривали другие люди.
Занятия должны проходить в спокойной, комфортной обстановке, с удовольствием и интересом.
Просмотр телевизора, компьютерные игры, пользование разнообразными гаджетами нужно ограничить.
Полезной будет умеренная физическая активность – зарядка, плавание.
Ни в коем случае нельзя перегружать ребенка занятиями в надежде как можно быстрее получить результат. Это, наоборот, усугубит ситуацию

Занятия должны чередоваться с отдыхом.

Важное условие выздоровления – благоприятная психологическая обстановка дома. Скандалы, ссоры домашних, напряженные отношения между родителями – все это оттянет момент выздоровления

Ради благополучия крохи его родители должны стать единой командой.

К каким специалистам обратиться за помощью?

Подход к лечению заикания, как правило, комплексный. Он включает в себя занятия с логопедом, сеансы психотерапии (благоприятнее всего работает когнитивно-поведенческий подход), физиотерапевтические процедуры и массаж, и в ряде случаев, лекарственные препараты.

Лечить заикание у специалистов необходимо, если:

  1. Заикание длится более 3-6 месяцев
  2. Ребенок боится говорить
  3. У ребенка есть генетическая предрасположенность к заиканию
  4. Заикание учащается или продолжается по мере взросления
  5. Заикание влияет на самооценку ребенка, мешает общаться со сверстниками
  6. Появилось напряжение мышц лица, тики
  7. Заикание ярко выражено

Если ваш ребенок начал заикаться, вначале стоит обратиться к врачу-педиатру, который проведет первичную диагностику и при необходимости направит вас к детскому неврологу, детскому психиатру или психотерапевту. На этом этапе задача педиатра — вылечить сопутствующие заболевания, укрепить организм, провести профилактику простудных заболеваний, в первую очередь заболеваний уха и голосовых связок. Врач-невролог сможет выявить или исключить сопутствующие неврологические заболевания и, при необходимости, назначить лекарственную терапию — например, в ряде случаев требуются низкие дозы успокоительных препаратов. Психотерапевт или психолог помогут ребенку комфортно чувствовать себя во время разговора, не бояться общения с людьми и осознать, что заикание не делает его неполноценным и не ограждает от окружающих его сверстников.

Занятие у логопеда-дефектолога помогут ребенку быстрее справиться с заболеванием. В рамках занятий с логопедом ваш ребенок научится уменьшать перерывы в речи, контролировать скорость разговора, поддерживать правильное дыхание и напряжение гортани. В рамках занятий специалист использует специальные упражнения, а также физиотерапевтические методики — например, БОС-терапия.

Это важно!

И главное — поддерживайте своего малыша! Любите, хвалите, обнимайте и целуйте чаще — это крайне важно и для борьбы с заиканием, и для счастливого детства. ( оценок; рейтинг статьи )

( оценок; рейтинг статьи )

Профилактика заикания

Профилактика заключается в комплексе мер, направленных на устранение факторов риска:

  1. Формирование благоприятного психологического фона в семье, отказ от чрезмерной опеки, требовательности со стороны родителей к своему ребенку, забота и доброжелательное отношение к нему. Помните, что основой ваших действий должны быть любовь, а не стремление сделать из своего малыша вундеркинда;
  2. Устранение стрессов, эмоциональных потрясений;
  3. Отказ от физических наказаний;
  4. Выработка правильного режим дня для всей семьи, а не только для ребенка;
  5. Полноценный и достаточный отдых;
  6. Рациональное питание с достаточным количеством витаминов и микроэлементов;
  7. Отказ от просмотра детективов, «ужастиков», фантастических фильмов и передач. Вместо этого смотрите добрые мультфильмы, сказки и передачи о природе, животных;
  8. Регулярные осмотры у специалистов;
  9. Лечение сопутствующей патологии.

Советы родителям: как лечить заикание у ребенка

Вот еще несколько советов родителям, чтобы коррекция прошла успешно:

Следите за своей речью — не картавьте, не заикайтесь специально

Говорите правильно, плавно произнося звуки, без ускорений и замедлений;
Если в окружении ребенка есть человек с нарушением речи, по возможности ограничьте их общение;
Не ругайте малыша за неудачи, на фиксируйте на них внимание. Лучше отвлеките его чем-нибудь: игрой, совместным рисованием

Попросите его помочь по дому — пусть он знает, что его ценят и в нем нуждаются;
Не зацикливайтесь на развитии речи — направляйте свое внимание и внимание малыша и на другие сферы: физическую активность, письмо. Возможно, у вашего чада есть какие-то таланты — помогите ему раскрыть их;
А вот успехи надо обязательно отмечать, но тоже без преувеличения. Не перехваливайте ребенка;
Помните, что в мире нет идеальных людей. Даже многие звезды, на которых мы любуемся и немного завидуем, имеют отклонения или проблемы со здоровьем. Но это не помешало им добиться успеха. Поэтому верьте в своего ребенка и поддерживайте его во всем. Этим вы очень ему поможете;
Как бы не хотели быстрее добиться результата, не перегружайте ребенка упражнениями и занятиями. Следите за его самочувствием, его расположенностью к занятиям.

При своевременном лечении заикания у детей, прикладывании усилий со стороны ребенка и его родителей, по данным разных авторов, прогноз благоприятный в 70 – 80% случаях и более. Желаем вам, чтобы и у вас лечение прошло успешно.

Причины

Мы перечислим самые распространённые причины появления заикания у детей возрастом от 3 до 5 лет. Данная патология может возникать по целому ряду причин, быть врожденной или приобретенной.

К врожденным факторам развития дефекта относят:

  1. Разного рода патологии при беременности и вынашивании плода (кислородное голодание, инфекционные процессы и др.).
  2. Проблемы во время родового периода (травмы, ранние роды и др.).
  3. Генетическую предрасположенность по одной из линий родства.
  4. Индивидуальные особенности личности, особенности нервной системы  (преобладания процессов возбудимости, гипертревожность).

Приобретенное заикание провоцируется:

  • Шоковая травма. Смерть одного из родителей или значимого близкого. Хронический стресс.
  • Психологическая травма. Физическое или психологическое насилие. Буллинг. Унижение со стороны сверстников или в семье.
  • Физиологическими процессами. Особенности развития полушарий головного мозга ребенка, данная причина может быть исключительно возрастной особенностью и решиться сама собой в ходе взросления ребенка.
  • Перенесенные заболевания. Одной из причин нарушения  речи также может стать с перенесенные инфекционные заболевания (менингит, энцефалопатия и т.д.). Сезонные заболевания ОРВИ, грипп и другие заболевания верхних дыхательных путей.  Речь также может нарушиться по причине разного рода травм, ушибов, сотрясений вследствие падения или аварий. Диагностированный сахарный диабет, также может стать причиной возникновения заикания у детей.
  • Ложное заикание. Такого рода заикания может стать наследование данного симптома от одного из близких. При этом истинных патологий у ребенка может не быть. Данный вид заикания особенно характерен для маленьких детей которые находятся в возрасте научения речи через копирования.
  • Попытки переучить ребенка леворукости. Попытки насильно обучать леворукого ребенка писать правой рукой могут вызвать сильные нарушения в речи ребенка. Дети пишущие левой рукой  достаточно ранимы и ранимы.
  • Тревожная обстановка дома. Созерцание конфликтных ситуаций между членами семьи, может негативно сказаться на нервной системе ребенка, как следствие вызвать нарушение речи в форме заикания.
  • Авторитарное воспитание. Нарушение личных границ ребенка, физические наказания и запугивание ребенка часто вызывают логоневроз.
  • Умственное переутомление. Задачи сверх сил ребенка, без учета возрастных возможностей ребенка, как физических так и психических.  Преобладание учебной деятельности над игровой. Переизбыток кружков секций, отсутствие времени и свободного пространства для самоорганизованной ребенком деятельности.
  • ·Нарушение режима сна, недосып.

Среди  причин заикание есть ещё ряд психосоматических факторов  вызывающих заикание: 

  • · Истерический тип: резкая смена условий в социальной ситуации (например в семье все разрешали делать все что захочет, а пойдя в детский сад, ребенок столкнулся с запретами, ограничениями и правилами);
  • Неврастенический тип: унижение личности и особенностей ребенка, отсутствие похвалы, сравнивание с другими детьми;
  • Психастенический тип: гиперопека родителей, обесценивание и отсутствие веры в ребенка, что он справиться и у него получиться, могут также привести к нежеланию говорить и сильным  нарушениям в речи ребенка.

Причины появления заикания у детей

Причины появления логоневроза у ребенка в 2 года, в возрасте 3 лет или 7 лет можно разделить на физиологические и психологические. К физиологическим причинам относятся:

  • Генетическая наследственность. Нередко, при опросе родителей маленького «заики» выясняется, что один из них имел/имеет аналогичные проблемы с речью;
  • Травма, полученная дитем в ходе родового процесса. Речь идет о травме нервной системы, возникающей в результате защемления нервных структур, и о травме головного мозга. Отметим, что травма ГМ может возникнуть уже после родоразрешения. Например, ребенок может упасть, ударившись головой и при этом повредить участки головного мозга, отвечающие за речевую функцию;
  • Органические поражения нервной системы в результате внутриутробного инфекционного поражения (преимущественно вирусного характера);
  • Ребенок может заполучить логоневроз в результате нарушения физиологического развития еще в утробе мамы. Провоцирующим фактором в данном случае выступает употребление мамой в процессе вынашивания ребенка наркотических веществ, включая алкоголь и никотин. Заикание в этом случае является, пожалуй, наименьшим злом;
  • Внутриутробное кислородное голодание плода. Нарушение речевой функции в данном случае можно отнести к чрезвычайному везению. Также одной из причин развития заикания является гипоксия, возникающая в процессе родоразрешения;
  • Недоношенность;
  • Нарушения в работе желез внутренней секреции. Эндокринная система играет важную роль во многих процессах, протекающих в организме людей;

Психологические причины появления логонервоза наиболее значимы для детей в возрасте 6 лет и выше, так как в это время ребенок идет в школу. Новый жизненный этап, насыщенный огромным количеством новой информации, новое окружение, изменение отношения родителей к ребенку – все это может стать почвой для развития заикания. Однако к психологическим причинам также относятся ситуации, которые могут повлиять на детей 1 года или чуть старше. Наиболее часто выделяют следующим психологические причины:

Психологическое напряжение, получаемое ребенком в результате большой информационной нагрузки, особенно при изучении ребенком иностранных языков (одного или нескольких). В современном мире многие родители стремятся вырастить «вундеркиндов», нагружая малышей 3 или 4 лет изучением иностранных языков. Безусловно, усваивание языкового материала в этом возрасте проходит значительно лучше, но ребенок – это ребенок

Соответственно, важно видеть меру и не требовать от малыша чрезмерной отдачи;

Психо-эмоциональное потрясение, тяжелые стрессовые ситуации также могут стать причиной развития логоневроза. Например, потеря близкого человека;
Испуг

В данном случае речь идет о резко возникающей эмоциональной реакцией на ситуацию. Испугать ребенка могут кровавые сцены или монстры из «ужастиков», удар грома, вспышка молнии, лай или атака собаки, крик родителей и т.д.;
Перевод ребенка в другой детский коллектив (детский сад/школа), а также переезд в другой город;
«Монстры под кроватью», темнота, наказание и другие распространенные детские фобии могут сказаться на психике малыша и привести к появлению заикания;
Строгое отношение к ребенку со стороны родителей, чрезмерная требовательность, а также недостаток внимания со стороны родителей – все это может спровоцировать нарушение речи даже у ребенка 5 лет, не говоря уже о более маленьких;
Сцены семейных конфликтов. Особенно сильно такие сцены могут повлиять на детишек раннего возраста;

Ребенок, начиная школьную жизнь, может столкнуться с распространенной проблемой, возникающей в связи с леворукостью. Как известно, учителя и родители пытаются переучить малыша. Делать это, конечно, можно, но без лишней настойчивости и злоупотребления авторитетом, так как такое переучивание также может стать причиной появления заикания у детей.

Способы лечения

В современной логопедии, дефектологии и психиатрии при лечении заикания используют методы, разработанные в прошлом веке советскими специалистами.

Существует несколько методик, однако они не имеют кардинальных различий. При работе с детьми обычно используется набор педагогических и логопедических приемов

Но при лечении взрослых большее внимание уделяется психологической составляющей проблемы с применением психотерапевтических и медикаментозных способов

Традиционные методики коррекции заикания обычно состоят из нескольких этапов, каждый из которых требует тщательной работы над предыдущим:

  1. Подготовка. На протяжении 2 или 3 дней пациент проходит диагностику. Его осматривают врачи различных специализаций, а также логопед.
  2. Установка. После того как состояние пациента будет оценено, ему предлагаются речевые занятия. На этом этапе часто используют групповую терапию. На собрание приглашаются заикающиеся люди, имеющие успехи в борьбе со своим недугом. Они делятся своим опытом, давая стимул для работы над собой другим заикам.
  3. Молчание. Ограничение речевого общения является важным этапом при коррекции всех видов заикания. Пациент не должен разговаривать около 5 дней, после чего наступает период умеренного речевого покоя. На этом этапе заика учится приемам отраженной и сопряженной речи, активно занимается артикуляционной гимнастикой, выполняет упражнения по постановке речевого дыхания.
  4. Перестройка речевых навыков. Это самый длинный этап, он может длиться около четырех недель. Можно сказать, что за это время человек должен буквально научиться говорить заново. Ему предстоит готовить беседы на предложенные темы, пересказывать тексты, работать над диалогами и т.д.
  5. Закрепление результатов. Приобретенные навыки необходимо довести до автоматизма.

Достаточно часто лечение завершается неким собранием или тематическим вечером. Все пациенты должны подготовить выступление, они могут читать стихи, участвовать в театрализованных постановках и т. д. Это необходимо не только для демонстрации успехов в лечении. Таким образом удается избавиться от боязни выступать на публике и сформировать уверенность в собственных силах.

Участие в школьных спектаклях помогло избавиться от заикания Брюсу Уиллису. Заикаться он начал в подростковом возрасте, после развода родителей и поступления в среднюю школу. Работая над собой, Брюс смог стать президентом студенческого совета, а намного позже – стать актером с мировой известностью.

Некоторые популярные методики включают в себя психотерапевтическое воздействие.  При коррекции заикания успешно используют гипнотерапию, также пациентам рекомендуют проводить сеансы самовнушения. Для снятия мышечного зажима, во время коррекционной работы пациенты могут заниматься лечебной физкультурой, им могут рекомендовать массаж и другие расслабляющие процедуры.

Лечение заикания у детей

Коррекция детского заикания направлена на устранение причины дефекта речи и непосредственно самого нарушения. Проводится психолого-педагогическая терапия и лечебно-оздоровительные мероприятия. В первую группу входит работа с психологом или психотерапевтом, гипнологом, логопедом. Лечебно-оздоровительные мероприятия предполагают общеукрепляющие процедуры (физиотерапию, лечебную физкультуру), применение лекарств, массажа.

Логопедические упражнения

Речевые тренировки с логопедом проводятся в два этапа:

  • Подготовительный. Создают щадящий режим, доброжелательную атмосферу, демонстрируют правильную речь.
  • Тренировочный. Обучают разным видам речи: шепотной, ритмической, сопряженно-отраженной и т.д. Широко применяют пение, ручной труд (рисование, лепку). В завершении этапа создают условия для интенсивной тренировки: занятия переносят в группу, общественные места. Закрепляют правильную речь в различных ситуациях.

Дыхательная гимнастика

Выполнение гимнастики для дыхания помогает отрегулировать ритм и плавность речи, укрепляет мышцы гортани, помогает лучше владеть языком. Упражнения для заикающихся детей сопровождаются произнесением звуков, слов.
В комплекс дыхательной гимнастики входят такие варианты тренировки:

Ладошки. Нужно встать прямо, сомкнуть губы, руки поднять наверх. Медленно, с шумом вдохнуть и выдохнуть

Важно, чтобы плечи при дыхании не поднимались. Повторить 8-10 раз.

Погончики

Исходное положение: стоя, руки, сжатые в кулаки, на талии. Нужно 8 раз вдохнуть и выдохнуть, постепенно толкая кулаки вниз. Цикл повторить 3 раза.

Насос. Исходное положение: стоя, наклонившись с опущенными вниз руками. Нужно сделать 8 коротких вдохов, выпрямиться, шумно, медленно выдохнуть.

Гипнотерапия

Применение гипноза подходит только подросткам старше 12 лет без психических отклонений. Метод эффективен при условии, что ребенок поддается гипнотическому влиянию. Цель применения способа – возможность выявить и устранить психологическую причину заикания. Специалисты применяют два основных метода гипноза:

  • Эриксоновский – проводится в виде разговора при слабом погружении в гипноз. Помогает пациенту определить страхи и осознать их незначительность.
  • Суггеститивный – специалист погружает ребенка в глубокий транс, выявляет и разрешает внутренние конфликты, фобии.

Гипнологи советуют уделять время для самогипноза и аутогенного внушения. Пациент при этом должен проговаривать формулы самовнушения, создать образ себя без дефекта речи. Такие тренировки помогут расслабить мышцы речевого аппарата, диафрагму. Под гипнозом ребенок учится не реагировать на травмирующие факторы.
Во время сеансов гипноза снижаются невротические симптомы, запускаются механизмы защиты личности и психики. У ранимых, впечатлительных детей желание преодолеть недуг сильнее, чем у тех, кто не переживает из-за дефекта. Срабатывает мотивация освоить нормальную речь, что обуславливает быстрые результаты при гипнотерапии логоневроза.

Медикаментозная терапия

К применению лекарственных средств прибегают при тяжелой степени логоневроза. Для лечения заикания у детей используют такие препараты:

  • Тенотен. Легкое успокоительное средство на основе растительных компонентов. Отпускается без рецепта, разрешен к применению для детей старше 3 лет.
  • Пантогам. Ноотропное средство, улучшает кровоснабжение головного мозга. Разрешен для применения у детей с 5 лет.
  • Пустырник форте. Биологически активная добавка с выраженным седативным действием. Применяется для детей старше 7 лет.
  • Глицин. Аминокислота, оказывает успокоительное действие, стимулирует питание клеток головного мозга. Не имеет противопоказаний.
  • Феназепам. Сильный транквилизатор, применяется для лечения у пациентов с психическими расстройствами. Противопоказан для детей младше 14 лет.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий