Как действовать, если ребенок не понимает опасных ситуаций на улице

Две главные причины страхов у детей

Это не опечатка, действительно, базовых причин детских страхов только две

Глубокое понимание этих причин очень важно для того, чтобы не слушать бессмысленных или откровенно вредных советов, а также для того, чтобы родители сами могли помочь своему ребенку избавиться от любых необоснованных страхов

Бояться может любой ребенок, если чувствует, что его жизни и здоровью угрожает опасность, то есть если рядом нет взрослого. Это здоровый страх, он совершенно необходим и выполняет охранительную функцию. А вот когда бояться нечего, а страх все-таки есть и никакие разумные доводы, уговоры, отвлечения и забалтывания не помогают — самое время обратиться к системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Итак, главные причины детских страхов:

  1. Нарушение чувства безопасности и защищенности у ребенка.
  2. Наличие у ребенка зрительного вектора.

Ребенок боится оставаться один, если не уверен в надежности родителей

Представьте: вы — маленькое и беззащитное существо и вся ваша жизнь зависит от одного великана, который может заботиться о вас, защищать вас от опасностей, приказывать другим великанам, чтобы они тоже заботились и не обижали вас. А может и забыть о вас или, наоборот, начать кричать, ругаться и пугать вас. Или ваш великан, может быть, сам слабый и неуверенный, боится всего на свете, а особенно других великанов. Сможет ли он защитить вас? Как вы будете чувствовать себя в этом случае?

Чувство безопасности и защищенности — база для развития любого ребенка. Более подробно об этом основополагающем концепте читайте в статье.

Если ребенок в 3-4 года боится оставаться один — может быть, он не уверен в том, что мама обязательно вернется? Может быть, вы покидали его слишком надолго или оставляли с незнакомыми людьми? Такое случается, когда малыш попадает в больницу, например, а мать к нему не пускают. Или когда сама мама неожиданно попадает в больницу или уезжает в роддом за новым ребеночком, а малыш оказывается совершенно не подготовленным к этому и чувствует себя брошенным.

Если мама и папа ругаются и выясняют отношения при ребенке, особенно когда звучат смыслы «Уходи и не возвращайся!» или «Уйду и не вернусь!», то у ребенка просыпается неосознанный, непроговариваемый страх потерять семью . Он боится оставаться дома один, потому что опасается, что кто-то из родителей, особенно мама, может уйти навсегда и не вернуться.

Если мама воспитывает ребенка одна, если она замучена, разрывается между работой и домом, не уверена в себе и своем завтрашнем дне, ребенку автоматически и неосознанно передается эта неуверенность, он теряет чувство защищенности и безопасности. В зависимости от векторов ребенка это может выражаться по-разному, например тем, что он боится оставаться один. И чем меньше ребенок, тем больше состояние матери влияет на него.

Или, возможно, в ваше отсутствие приходил пьяный сосед, кричал, угрожал, барабанил в дверь и тем самым вызвал ужас у вашего малыша. И теперь он так напуган, что боится даже вам рассказать о случившемся. Такое бывает, когда ребенок не уверен, что вы гарантированно сможете защитить его от обидчика.

Если ваш ребенок боится оставаться один, хорошенько подумайте, какие у него есть основания не доверять вам?

Правила поведения, которые должен знать каждый дошкольник

Уже с детского сада детям нужно рассказать о следующих правилах поведения:

Гулять можно только с родными или близкими. Нельзя никуда уходить с площадки (или места, где гуляет малыш), не предупредив об этом маму.
Стоит доверять своим чувствам

Если человек чувствует, что-то плохое, не стоит убеждать себя, что «все в порядке», важно слышать свой внутренний голос.
Просить о помощи незнакомых людей стоит, только если это полицейский, продавец, женщины с детьми, охранник.
Тело ребенка неприкосновенно. К нему могут прикасаться лишь сам ребенок и мама с папой, когда моют

Это непросто рассказать, можно проговаривать во время мытья.
Играть стоит лишь там, где безопасно (обсудить заранее). Темные и безлюдные места опасны для игр.
Незнакомцы могут стать знакомыми только, если родители их представят. Никуда и ни при каких обстоятельствах нельзя идти с чужим человеком.
Свой дом можно открывать лишь своим близким или с разрешения мамы или папы.
Важно знать свой адрес (для любого возраста учить в игровой форме и периодически проверять) и номер телефона родителей (хотя бы одного).
Приучайте сообщать о своих передвижениях: «вышел из дома», «иду со школы» и т. п.
В случае опасности кричать громко «я не знаю этого человека». Важно дать ребенку понять, что это тот самый случай, когда ни о каком приличии не может быть и речи.
Запрет на соцсети – не способ решения проблемы. Современный мир полон возможностей. Если не из дома, то из другого места ребенок найдет возможность зайти на интересующий его сайт. И тогда, в случае опасности, он точно не придет к родителям. Поэтому следует объяснить, какие опасности в Сети возможны, и добавить, что всегда подскажете, как поступить в непонятной ситуации.
Нельзя высылать свою личную информацию никому в Интернете, так как ею легко могут завладеть злоумышленники.

Инсектофобия – панический страх перед насекомыми

Инсектофобия представляет собой психическое расстройство, выражающееся в сильном страхе перед насекомыми. Другое ее название – энтомофобия. Как правило, человека, страдающего этим расстройством, пугают не все существа подряд, а какие-то отдельные их разновидности, например, пчелы, осы, тараканы, мухи, муравьи, блохи, пауки, клопы. У некоторых больных наблюдается боязнь всех насекомых.

Проявления фобии могут варьироваться от неприязни и отвращения до панического ужаса от одного только взгляда на летящее или ползущее насекомое.

https://youtube.com/watch?v=ZUUjP92IQdw

Безопасное поведение на льду

В каждое  время года есть свои особые опасности, на которые следует своевременно обращать внимание ребенка

Особенно важно проговорить правила безопасности весной для детей. В этот период очень важно рассказать ребенку об опасности тающих льдов на водоемах

Выход на лед в любое время года, а особенно весной, таит в себе смертельную опасность

В этот период очень важно рассказать ребенку об опасности тающих льдов на водоемах. Выход на лед в любое время года, а особенно весной, таит в себе смертельную опасность

  • не паниковать и стараться оставаться на плаву;
  • по возможности избавиться от тяжелых вещей;
  • кричать и звать на помощь;
  • широко раскинуть руки и постараться опереться ими на края льдины;
  • в том случае, если край льда достаточно крепкий, пытаться, навалившись на него грудью, закинуть на лед ноги.

Доверительные отношения между вами и вашим ребенком, интерес к его проблемам, систематическое обучение правилам безопасного поведения и, конечно, собственный пример, помогут вам воспитать смелого, но вместе с тем осторожного и благоразумного человека

Чего лучше не делать

Нередко бывает так, что родители говорят одно, а делают при этом совершенно противоположное. Просят незнакомых людей последить за ребенком, оставляют его с ними, сами вступают в разговоры с незнакомцами, без особой необходимости. Вот список того, что не нужно делать:

  1. Находясь с ребенком в любом месте, никогда не просите незнакомых вам людей последить за ним;
  • Во-первых, вы просто не можете знать, что это за человек и как он отнесется к вашему поручению. Бывали случаи, когда и некоторые знакомые могли попросту забыть о возложенной на них ответственности;
  • Во-вторых, вы подаете плохой пример своим же детям, которые потом просто не воспримут слова предостережения.
  1. Не доверяйте малышей подросшим детям;

Вот любят некоторые родители отправлять на прогулку со старшим ребенком младшего. Это большая ошибка! Подростки и младшие школьники еще не осознают ответственности за других, не понимают, что за маленькими надо следить, да и не очень-то хочется это делать. Они могут допустить промах, потому что просто потеряют контроль над ситуацией, отвлекшись на что-то свое.

  1. Не оставляйте ребенка одного, если ему еще нет 7 лет;

Может, конечно, в советские годы детишки и гуляли во дворах свободно уже лет с 3-5, но сейчас это в разы опаснее. Ребенок в таком возрасте еще не сможет оказать сопротивление злоумышленнику, сколько бы вы об этом с ним не говорили. Вы всегда должны ребенка видеть и слышать.

  1. Не запугивайте милиционером, бабайкой и подобным;
  • Если считаете, что еще рано объяснять про маньяков и прочее, ограничьтесь общими фразами – пока этого будет достаточно;
  • В какой-то момент вы и сами заметите, что малыш подрос и перестал подходить знакомиться к каждому встречному. Но развивать у него лишние страхи не надо.
  1. Не кричать и не ругать, говорить спокойно и доброжелательным тоном;
  2. В людных местах, когда идете куда-то, держать за руку.

И последний совет – поиграйте с детьми, чтобы обыграть возможные опасные ситуации. Так двухлетке будет легче усвоить важные правила поведения.

  • Ребенок боится громких звуков
  • Как заставить ребенка слушаться?
  • Когда лучше отдавать ребенка в детский сад?

Безопасность детей дома

Самые опасные игры с предметами:

  • легковоспламеняющиеся предметы (спички, зажигалки, аэрозоли и т. д.);
  • газовые и электрические приборы;
  • режущие и колющие предметы (ножи, ножницы, иголки и т. д.);
  • открытые окна.

Безопасный дом для детей

Важно! Такие вещи нужно держать в недоступном для детей месте. Нужно объяснять детям, с какими предметами играть опасно, и почему

Не стоит формулировать фразы в отрицании (не лезь, не играй и т. п.), лучше в игровой форме разъяснить правила безопасности или найти подходящий мультфильм.

Лайфхаки и техническое оснащение квартиры, где живут дети

Простые вещи в быту, использование которых обезопасит семью:

  • защитный экран на плиту убережет детские ручки от ожогов;
  • фиксатор на ящики или шкафчики – замечательный способ ограничить доступ в места с запрещенным содержанием. Также можно использовать на унитаз;
  • накладки на углы защитят от ударов и травм;
  • система «газ-контроль» перекрывает поток газа в газовых плитах, если ручка повернута, а воспламенение горелки не произошло;
  • противоскользящие коврики на ступеньки лестниц. Защитят от серьезных травм малыша в домах с лестницами;
  • барьер для кровати – отличный способ адаптировано перейти с кроватки для малышей на кровать для старших детей;
  • ворота для лестниц нужны для домов с лестницами: ребенку безопасность, а маме свобода;
  • дверной фиксатор спасет детские ручки от защемления;
  • фиксатор на окна спасет жизнь ребенку. Окна – очень опасная зона в многоквартирном доме. В некоторых случаях ручки с окон просто скручивают и убирают в недоступное место. При необходимости может вставить обратно и открыть окно;
  • заглушки на розетки спасут от удара током;
  • радио или видеоняня актуально в домах большой площади, чтобы можно было услышать малыша издалека, не подбегая к нему ежеминутно;
  • крышки с защитой от детей. Речь идет о бытовой химии и крышках, открыть которые можно при нажатии на саму крышку.

Защита на окна – маст хэв для каждого дома

Обратите внимание! Также на тему безопасности детей родители могут прочесть книги «Как стать взрослым?» И. Чесноковой и «Что делать если…» Л

Петрановской.

Безопасность дома и на улице для дошкольников – вопрос, требующий отдельного внимания. Это та ситуация, где лучше подстелить соломку заранее, чем решать проблему по мере ее поступления.

Родители, следите за собой

Если вы сами чувствуете беспокойство, тревогу, если находитесь в состоянии напряжения и постоянной готовности к опасности, то ребенок будет впитывать и перенимать ваши реакции. В его сознании всегда работает простое правило: «Поступай, как родители! Мама волнуется, папа тревожится, значит, и мне стоит делать так же».  

Рекомендация, которая опосредованно поможет вашему ребенку чувствовать себя увереннее и спокойнее, сводится к простой формуле: следите за собой

Обращайте внимание на собственное эмоциональное состояние. Работайте с ним

Разберитесь, почему вы беспокоитесь и отчего волнуетесь? Что вас пугает, в каких обстоятельствах и почему? Учитесь контролировать свои реакции и поведение, особенно в присутствии детей. Создавайте условия, которые позволят ребенку рядом с вами быть устойчивым. Как говорилось в одной популярной рекламе — «спокойная мама, спокойный малыш». 

Как избавиться от страха насекомых ↑

Если взрослый человек или ребенок страдает от инсектофобии, то лучшим вариантом будет обращение за психологической помощью. Особенно это актуально, когда страх панический, а именно, очень силен и мешает нормально жить.

Можно попытаться помочь себе самостоятельно, для этого стоит воспользоваться следующими советами:

  • нужно собрать о насекомом как можно больше информации. Для этого подойдет просмотр передач, чтение соответствующей литературы и статей в Интернете;
  • если произошла встреча с источником страха, не нужно убегать, лучше постараться успокоиться и нормализовать дыхание;
  • следует осознать и постараться убедить себя в том, что это насекомое не принесет вреда, оно намного меньше человека, к тому же беззащитнее и чаще всего само испытывает страх;
  • стоит чаще бывать в зоомагазинах, занимающихся торговлей насекомыми;
  • спустя какое-то время можно сделать попытку контакта с насекомыми, вызывающими меньшую неприязнь (например, с божьими коровками или бабочками).

В дополнении к этим рекомендациям можно прибегнуть к альтернативному способу устранения страхов – приему лекарственных средств на основе трав.

Гомеопатия способна избавить человека от деструктивных эмоций, мягко устранить накал страстей. Прием таких препаратов помогает справиться с возникающей паникой. Их можно использовать, перед вероятной встречей с насекомым, например, во время отдыха на природе или в период активной работы на садовом участке.

Что делать, если малыш потерялся

Ребенок найдется быстрее, если будет знать эти правила:

С ребенком нужно выучить домашний адрес и номера телефонов родителей (хотя бы один).
Стоит учить детей технике самообладания. Пусть пробует «тушить панику как пожарный», чтобы не стать жертвой страха.
Далее нужно оглядеться, вдруг мама с папой совсем рядом.
Расскажите, что следующий шаг – стать памятником, никуда не двигаясь с места, и ждать родителей

Взрослые сразу отправятся на поиски, как только заметят пропажу, и пойдут именно туда, где ранее были вместе.
И очень важно громко кричать: «мама, папа, я здесь!». Если есть возможность рядом забраться повыше, например, в лесу на дерево, можно поступить и так.
Если быстро найти ребенка не удалось, ему нужно знать следующие действия: просить помощи у других взрослых

Это могут быть полицейские, продавец, сотрудник заведения (если ребенок находится в помещении).

Что должны делать родители, потерявшие малыша:

  • Связаться с родственниками, друзьями ребенка.
  • Обратиться в волонтерские поисковые отряды, которые помогут с поисками.
  • Написать заявление в полицию. По закону у родителей не имеют право не принять заявление, ссылаясь на ожидание трех дней. Нужно сохранить талон о регистрации заявления в книге учёта заявлений.
  • Расклеить листовки с фотографиями ребенка, особенно в местах предполагаемой пропажи или по траектории передвижения.
  • Разместить пост в соцсетях о пропаже с просьбой о репосте.

Откуда берется страх перед насекомыми?

Глубинные причины, порождающие паническую боязнь тех или иных видов живых существ, пока до конца не изучены. Однако психология выделяет две теории, объясняющие механизм возникновения страха.

Психодинамическая теория Фрейда

Известный во всем мире психолог Зигмунд Фрейд, пытаясь докопаться до причин, вызывающих фобии, выдвинул теорию, согласно которой психика человека вытесняет из сознания раздражители, выступающие защитным механизмом при встрече с опасностью. Человек пытается взять под контроль природу, поэтому игнорирует сигналы опасности, которые подает его психика.

В результат механизм психической защиты нарушается, тревога с сознательного уровня переходит на бессознательный и порождает сильный страх перед совершенно обычными объектами. Этот страх находится в бессознательном, поэтому человек не может ни осознать, ни контролировать его. Помочь в избавлении от фобии может только психотерапевт, который проработает эти страхи и «вытащит» их на поверхность.

Одно время теория Фрейда была довольно популярной в научной среде, но со временем многие психологи признали ее несостоятельной.

Бихевористская (поведенческая) теория

Согласно этой теории, фобия у человека формируется в те моменты, когда он испытывает сильный страх. Существует два пути формирования страха: обусловленный и моделированный.

  • Обусловленный путь. Причиной появления страха являются негативные впечатления, пережитые в детстве. Маленький ребенок, который еще только познает окружающий мир и многого не видел, может неожиданно столкнуться с насекомым и испугаться его. А если насекомое укусило ребенка, то его страх только усилится. Впоследствии этот страх закрепляется в его психике и превращается в фобию. Перестать бояться самостоятельно человек не может. Точно так же фобия может возникнуть и у взрослого человека, пережившего травматический опыт, связанный с насекомыми, например, после укуса клеща может появиться панический страх клещей.
  • Моделированный путь. Здесь корни фобии также лежат в детстве. Ребенок копирует поведение своих родителей и других, окружающих его взрослых. Если кто-то из них панически боится насекомых, малыш перенимает эту модель поведения и тоже начинает бояться.

Поведенческая теория очень распространена среди психологов. Многие специалисты объясняют причины различных фобий именно с этой позиции.

Другие причины возникновения инсектофобии

Помимо рассмотренных выше, выделяют еще несколько факторов, провоцирующих паническую боязнь насекомых.

  • Родители запрещали ребенку трогать насекомых, пугали его рассказами о болезненных укусах и страшных болезнях, переносчиками которых они могут являться. В результате ребенку начинает казаться, что это очень опасные существа, которых нужно бояться.
  • Фильмы ужасов, где показываются огромные страшные насекомые, которые нападают на людей.
  • Повышенная впечатлительность у некоторых людей, которые, наслушавшись рассказов о том, как кого-то покусали насекомые, начинают и сами их бояться.

Относитесь к страхам спокойно

Луиза Истомина

Страхи в детском возрасте — это естественная часть развития ребенка. В психологии даже существует классификация групп страхов и их соответствия определенному возрасту. Детские страхи напрямую связаны с началом самостоятельности и первыми открытиями ребенка о небезопасном для него мире.

Согласитесь, даже с точки зрения биологии, детям, в отличие от взрослых, приходится быть осторожнее. У них недостаточно опыта, знаний и в целом автономности. Главное, они физически беззащитны перед окружающим миром. Именно поэтому внутренние системы безопасности детей так чутки и чувствительны к угрозе. Дети трусливее и боязливее взрослых, и это нормально. Страх для человека — один из инструментов, с помощью которого сознание оценивает степень грозящей опасности с целью ее избежать. Первое, чего следует придерживаться взрослым: относиться к детским страхам спокойно.  

Согласно принятой в психологии возрастной периодизации, в 6-7 лет у детей развивается самоощущение и самоосознание

Дети делают важное и страшное открытие — жизнь конечна. Следом возникает беспокойство о жизни и здоровье

Дети начинают бояться не просто потерять родителей, они опасаются, что родители умрут, исчезнут безвозвратно. Затем начинают понимать, что их тоже ждет смерть. Любые страхи, связанные с вредом здоровья — прямые. Ко второму типу страхов — опосредованному — относят боязнь глубины, высоты, темноты, чудовищ, врачей, наказаний, ограблений, различных катастроф и природных катаклизмов. Дети помладше остро боятся незнакомых громких звуков и животных. 

Для младших школьников самым распространенным страхом становится страх темноты и засыпания в темной комнате, то есть страх неизвестности. 

Страхи могут возникать у всех детей. Однако интенсивность и острота переживаний, станут ли страхи навязчивыми и необоснованными — сильно зависит от ряда факторов. Например, от того, насколько ребенок восприимчив к тревоге, как реагирует на переживания, может ли их выдерживать, как внешняя среда влияет на уровень тревожности и какие способы совладания с беспокойством диктует, наконец, каковы родительские послания. 

Сохраняйте доверительные отношения

У каждого из нас есть базовые эмоциональные потребности. Одна из них — свободное выражение чувств. То, как будет развиваться личность ребенка, напрямую зависит от того, как, кем и в какой мере базовые эмоциональные потребности были удовлетворены. В детстве они удовлетворяются окружением, в первую очередь значимыми взрослыми.

Если ребенок приходит вечером со словами: «Мне страшно, у меня под кроватью чудовище», — первое, что должен понимать родитель: ребенок испуган.

Биохимический процесс — каскад химических реакций — уже запущен нервной системой. Это данность. Человек уже боится. 

Часто родители, пытаясь утешить и успокоить, пытаются переубедить ребенка: «да все нормально, там никого нет». Кто-то высмеивает: «ну что ты как маленький ревешь», «тебе не стыдно каких-то привидений бояться». Кто-то угрожает: «хватит истерить, я тебя сейчас накажу». Только представьте, ребенку кажется, что под кроватью чудовище. С этим он приходит к главному человеку для себя, к авторитету и оплоту безопасности, опыту и знаниям которого он доверяет. А авторитетная фигура вдруг говорит, что чувства ложны, под кроватью ничего нет и бояться даже смешно.

Переубеждая и высмеивая, во-первых, родитель демонстрирует, как ребенку следует обходиться со своими переживаниями. Во-вторых, дает понять, что чувства ребенку изменяют. В-третьих, буквально запрещает плакать и бояться, то есть проявлять эмоции.

Подобное поведение взрослых приводит к нежелательным последствиям. Кто-то из детей становится скрытным. Такой ребенок уже не придет делиться с вами проблемами и чувствами, потому что перестал вам доверять. У кого-то страх превращается в хронический.

Самое неприятное последствие — деформация личности. Ребенок не научается доверять собственным чувствам и становится неуверенным в себе взрослым. Это напоминает старый анекдот:

— Аркаша, иди домой. 

— Мама, я замерз?

— Нет, сынок, ты проголодался. 

Привычка опираться не на свои чувства, а на чувства значимого взрослого порождает и неуверенность, и тревогу, и страх. Знаете, какой самый популярный запрос у взрослых клиентов? «Не понимаю своих чувств, нуждаюсь во внешнем подтверждении того, как я должен реагировать и что испытывать. Мне можно помочь?» 

Безопасность в детском саду

Родители должны:

  • Осмотреть ограждение детского сада. Оно должно быть целостным, не давая возможности детям пробраться через него.
  • Собрать информацию о воспитателе в Интернете и у мам других детей. Стоит внимательно отнестись к выбору воспитателя, ведь ему доверяется самое ценное.
  • Ознакомиться с территорией детского сада на предмет безопасности. Если довелось обнаружить небезопасные качели или что-то иное, стоит обратиться с вопросом к заведующей детского сада или поднять его на родительском собрании.
  • Вовремя приходить за ребенком. Это будет комфортнее для него психологически и не вынудит искать возможность сбежать домой самому.
  • Интересоваться у ребенка, насколько ему комфортно в детском саду, насколько приветливы воспитатели.

Нужно быть осмотрительней, оставляя ребенка в ДОУ

Нормы поведения в коллективе

Нормы поведения для ребенка основаны на банальных правилах этикета:

  • здороваться со всеми взрослыми, даже если это приятели родителей или соседи;
  • обращаться ко взрослым на «Вы»;
  • быть тактичным и выслушивать собеседников до конца, не перебивая;
  • хвастать, дразнить и обзывать в разговоре культурный человек не станет;
  • указывающий жест пальцем можно заменить на жест рукой или описание словами;
  • входя в помещение, стоит сначала пропустить выходящих людей;
  • разговаривать во время еды неприлично и опасно, есть возможность подавиться;
  • отказаться от какого-либо блюда можно корректно: «Спасибо, я не хочу», «Спасибо, я не буду».

Играйте со страхами

Современные психологические подходы учат нас тому, что у любого страха есть функциональное начало. Страх нам для чего-то нужен. И идея избавления от него некоторым исследователям кажется содержащей элементы подавления и избегания. 

Главная задача родителя — научить тревожного ребенка справляться со страхом, быть вместе с ним, выстроить с этим чувством новые и собственные отношения. Один из рабочих методов — поиграть со страхом. Например, предложите ребенку описать страшного персонажа из сна. Задайте ребенку вопрос: что чувствует монстр? Может быть, ему грустно и одиноко? Может быть, скучно? Может быть, чудовище просто устало? Тогда стоит отправить его в отпуск, нарисовать ему вкусняшки или друзей. 

С детьми постарше можно попробовать поговорить о причинах появления страха и задать вопросы: когда появляется страх? О чем он хочет предупредить тебя? Может, он говорит, что тебе нужно порой быть внимательнее и осторожнее?

Наконец, один из действенных способов — драматическое проигрывание страхов. Предложите ребенку самому стать Бармалеем или Бабой-ягой, чудовищем из мультика или монстром, зомби, грабителем из книжки, который пугает.

Отдайтесь фантазии, будьте креативны. Перевоплощайтесь, раскрашивая лицо аквагримом или надев маску, наряжаясь в вещи, которые отсылают к страшному чудовищу.

Ребенку важно побыть на стороне того, кого все боятся. Пусть он рычит, кричит, пугает, проявляет агрессивность

Проигрывая свой страх, дети снижают степень собственной тревожности. Кстати, хорошими помощниками могут стать страшные игрушки. Их нелишне иметь дома для такого рода игр. 

Родителям важно серьезно относиться к детским страхам

Обращайте внимание, когда и почему они возникают, насколько регулярно проявляются. Отличить разыгравшуюся фантазию или тревогу от галлюцинации не так просто

Поэтому, если замечаете, что детский страх стал хроническим и остро переживается ребенком, если ребенок внезапно стал бояться привычных вещей, например, любимой кошки или домашней черепашки, это сигнал, что следует обратиться к специалисту.  

Иллюстрация: vecstock / freepik.com

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Не оставляйте со страхом наедине

Не отвергайте ребенка и не оставляйте наедине с его переживанием. 

Иногда достаточно назвать чувства, чтобы нормализовать ситуацию: «Понимаю, ты испугался темноты. Одному в комнате тебе стало страшно». Простая фраза дает ребенку понимание, что рядом с ним человек, который осознает и принимает его чувства. Ребенку ничего не надо с собой делать. Он нормальный. И страх его нормален. Главное, вы закладываете камушек в фундамент развития эмоциональной осознанности.

Избегайте чрезмерного утешения. Иначе вы сами рискуете стать заложником собственной реакции

«Ага, родители уделяют мне чрезмерное внимание, когда я чего-то боюсь. О, даже готовы выполнить почти любую просьбу? Здорово! Буду пользоваться чаще», — считывает ребенок.  

Не порождайте новые страхи запугиванием: «Будешь так себя вести, тебя заберет монстр». Не ставьте в пример других детей, которые ничего не боятся. 

Гораздо продуктивнее рассказывать сказки о героях, которые чего-то сильно боялись, но справились со своим страхом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий