Причины
Страх одиночества из-за угроз. Если малыш боится отпускать маму, то, возможно ,он думает, что она не вернётся. Такое бывает, когда мамы применяют угрозу в виде: «Будешь плохо себя вести, то я уйду от тебя». Привыкнув слышать эту фразу, ребёнок может думать, что его бросают навсегда из-за его поведения.
Родительская тревожность. Если Вы сами испытываете какую-либо тревогу или стресс, то такое состояние может передаться малышу. У него не будет конкретной причины, по которой он не готов Вас отпустить, он просто будет считать, что должен быть с Вами всегда, потому что вокруг царит тревожность, и он не знает, какова причина Вашей настороженности. И настораживается за компанию.
Недостаток внимания. Возможно, Вы уделяете малышу недостаточное количество внимания. Такое может случаться, даже если Вы находитесь вместе, но заняты телефонным разговором, общением в социальной сети, чтением книги. Ребенок может недополучать ласки и компенсировать недостаток своими капризами.
Особенности воспитания. Тревога и гиперопека в подходе к воспитанию ребёнка не дают позитивного опыта расставания.
Плохой сон. Если ребенок не хочет спать без мамы, то, возможно, ему просто снятся плохие сны или вовсе ночные кошмары. Почему? Ссоры в семье, конфликты со сверстниками, жестокие фильмы или кадры из новостей – все может ранить душу впечатлительного малыша.
Возрастные особенности. В семь месяцев ребёнок начинает ползать, а в год уже ходить. До этого времени малыш ощущал себя с Вами, как единое целое, поэтому сейчас ему трудно начать осознавать свои личные границы и разлуку с Вами. После семи месяцев у ребёнка формируется конкретный образ родителей. Он понимает, что мама с папой – это близкая и безопасная группа людей. Ему трудно осознавать, что его берёт кто-то другой в руки и начинает тискать. Это вызывает у малыша тревогу
Если ребенок в год не отпускает маму ни на шаг, важно перетерпеть этот период и максимально его сократить. Как? В этом помогут разнообразные игры и игрушки, которыми можно увлечь малыша и отвлечь от окружения. Те же мультики, конструктор, кубики, пирамидки, погремушки и другие развивающие штучки помогут снять стресс и научиться занимать себя в отсутствии родителей
Те же мультики, конструктор, кубики, пирамидки, погремушки и другие развивающие штучки помогут снять стресс и научиться занимать себя в отсутствии родителей.
Отсутствие опыта расставаний. Если во время декрета мама не отлучалась от ребёнка, то выход на работу может стать очень волнительным и стрессовым этапом в жизни малыша. До этого момента он имел возможность в любое врем подбежать к маме, что-то спросить, рассказать или просто обняться.
Незрелость психики. До 6-7 лет ребёнок не в состоянии контролировать свои чувства и эмоции, поэтому они приобретают более тревожный и драматичный характер в своём проявлении. Взрослые могут испытывать не меньше эмоциональных душевных бурь, но, в отличие от детей, они могут их скрывать. Поэтому особенно эмоциональные люди в детстве драматизируют и преувеличивают каждое событие.
Физическое недомогание. Возможно, малыш испытывает дискомфортные ощущения, он болеет или у него режутся зубки. В этом случае ребенок боится отпустить маму, потому что ему в любой момент может понадобиться помощь.
Потребность быть рядом с мамой
Для младенца с самого рождения чувствовать маму рядом — базовая потребность. Мама — это еда, тепло, безопасность. В результате эволюции выживали дети, которые не отпускали своих мам далеко, подзывали их громким криком, не желали оставаться одни.
Эти мощные программы заложены и в наших детях. Младенец не осознает, что мама вышла в соседнюю комнату на минутку, а он лежит в безопасной кровати, никакая гиена не прибежит и не съест его; что он не скатится с обрыва в пропасть, а мама о нем помнит и не бросит его одного погибать от холода и голода.
Для малыша на первом году жизни очень важно чувствовать маму: видеть, слышать, касаться, ощущать ее запах, вкус молока. Именно на этом уровне формируется привязанность к маме, которая потом разовьется в теплые и доверительные отношения
Важно, чтобы мама смогла так организовать свою жизнь и жизнь семьи, дабы младенец мог много времени проводить рядом, на ручках, слышать ее голос, ощущать тепло и запах ее тела
Важно, чтобы мама смогла так организовать свою жизнь и жизнь семьи, дабы младенец мог много времени проводить рядом, на ручках, слышать ее голос, ощущать тепло и запах ее тела. Но что происходит, когда ребенок подрастает, становится более самостоятельным, может свободно передвигаться по дому и, казалось бы, начинает многое понимать, рассуждать, но все равно не отпускает маму ни на шаг?. Но что происходит, когда ребенок подрастает, становится более самостоятельным, может свободно передвигаться по дому и, казалось бы, начинает многое понимать, рассуждать, но все равно не отпускает маму ни на шаг?
Но что происходит, когда ребенок подрастает, становится более самостоятельным, может свободно передвигаться по дому и, казалось бы, начинает многое понимать, рассуждать, но все равно не отпускает маму ни на шаг?
У ребенка примерно лет до трех (иногда дольше) сильна потребность быть рядом с мамой. Да, он уже способен оставаться без нее в знакомой безопасной обстановке, особенно если увлечен интересным занятием, может сам уходить от нее на приличное расстояние.
Но важно понимать, что ему довольно часто нужна «проверка связи». Наверняка многие мамы деток этого возраста замечали, что даже очень увлеченный ребенок периодически подбегает, чтобы что-то показать, рассказать или взять
А если случилось неприятное, например он упал или его обидели, малыш бежит к маме, чтобы успокоиться в ее объятиях
А если случилось неприятное, например он упал или его обидели, малыш бежит к маме, чтобы успокоиться в ее объятиях.
И это нормально, даже хорошо. Скажите честно, вам хотелось бы, чтобы подросший ребенок делился с вами своими проблемами или не посвящал вас в них совсем?
Обратите внимание, что ребенок может оставаться без мамы именно в безопасной обстановке, а ощущение безопасности дает прежде всего тот, с кем ребенок остается. Для двух-трехлетки это человек, с которым он хорошо знаком, кому доверяет и к которому сформирована привязанность
Если ребенок не чувствует себя в безопасности с тем, кто за ним присматривает, в следующий раз он будет сильно цепляться за маму, стараясь не допустить разлуки с ней
Если ребенок не чувствует себя в безопасности с тем, кто за ним присматривает, в следующий раз он будет сильно цепляться за маму, стараясь не допустить разлуки с ней.
Какое решение напрашивается само собой?
У мамы должна появиться своя жизнь. Новое увлечение, интересный проект на работе, интерес к кулинарии или вышиваю. Иначе потом получится, что родители принесли себя в жертву сыну или дочери. Это очень самоотверженно, но – зачем? Ребенок может получиться от вас в нужном объеме заботу и любовь даже без жертв.
В 4 года ребенок уже почти взрослый. Впереди – потрясающее время, когда свобода возвращается к родителям! Будьте готовы насладиться этой свободой! Пусть у вас будут свои интересы. Почитайте статью: гармоничный отдых
Резюме
Свожу воедино все элементы ответа на вопрос из анкеты
Чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, не ощущал давления родителей и постепенно привыкал к внутренней свободе, главное: маме и папе надо переключить часть своего внимание на себя или друг на друга. Не полностью, но хотя бы по чуть-чуть. Ребенок совсем не хочет быть центром чьей-то вселенной
Он хочет понять себя, а уж потом – окружающий мир. Чтобы ребенок услышал себя, ему надо хотя бы иногда переставать слушать голоса окружающих
Ребенок совсем не хочет быть центром чьей-то вселенной. Он хочет понять себя, а уж потом – окружающий мир. Чтобы ребенок услышал себя, ему надо хотя бы иногда переставать слушать голоса окружающих.
Развивающие занятия как способ отвлечь ребенка от страхов и тревог
Ментальная арифметика — метод интеллектуального развития. Методика, построенная с учетом тонкостей детской психологии, имеет преимущество — развивает ум параллельно с психоэмоциональным развитием, социальным, волевым воспитанием. Ментальная арифметика учит мыслить, справляться с трудностями, делает учеников самостоятельными. Когда дети развиваются, накапливают интеллектуальный опыт, они становятся более уверенными и независимыми, а уверенному малышу, знающему, чем занять себя в отсутствие взрослых, не так страшно одиночество.
Какие бы ни были причины детских страхов, игровые занятия в непринужденной теплой атмосфере среди сверстников помогают детям ощутить, что окружающий мир безопасный, дружелюбный, даже когда мамы и папы рядом нет.Все изображения и фотоматериалы предоставлены сайтом: soroban.ruНовости на Блoкнoт-Волгодонск
КАК УСУГУБИТЬ РЕАКЦИЮ НА РАССТАВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ВОСПИТАНИЯ
Это легко сделать с помощью неверных воспитательных установок, страхов и тревог самих родителей.
Например, если мама считает, что ее отсутствие вредит малышу и старается никогда с ним не расставаться. Но подобный подход лишает его возможности выработать свои способы справляться с разлукой. Он не сможет подружиться с другими взрослыми, научиться проводить с ними время и убедиться, что разлука всегда быстротечна.
Неверное понимание теории привязанности часто приводит к кривотолкам. Например, к идее, что отдельное времяпровождение вредно для психики малыша.
Но это не так! Чтобы нанести травму привязанности должен быть соблюден ряд условий:
ненадежные, сменяющие друг друга взрослые, с которыми ребенок не может выстроить еще одну безопасную привязанность;
полное двойных посланий поведение матери, которая то ругает, то поощряет за одни и те же действия;
тревожная обстановка, полная неопределенности и т.д.
Если расставание не сопряжено с тревожными обстоятельствами, то дети через небольшие “дозы” стресса нарабатывают опыт безопасного расставания.
Другое обстоятельство, которое может усугубить реакцию на расставание – это проблемы в установке границ у родителей.
Если вы посвящает все свое время малышу, жертвуя собой, то очень быстро он превратиться в «маминого босса». Одна моя подписчица говорила: «Моя жизнь подчинена ребенку. Что хочет моя девочка/мой мальчик, то я и делаю».
В ситуации, когда ей нужно отлучиться, а ребенок против, такая мать скорее отменит свои планы и останется рядом. Но эти поступки только провоцирует тревогу вокруг расставаний, превращают их в мучение
Разлука окружается уговорами, повышенным негативным вниманием и затянутостью во времени
Если вы чувствуете, что это ваша проблема, что границы в ваших отношениях с детьми расшатаны или отсутствуют – обязательно прочтите мою статью “Границы и правила для ребенка: как устанавливать”. В ней вы найдете пошаговый алгоритм, как эту ситуацию можно исправить.
Таким образом, отсутствие опыта времяпровождения с другими надежными взрослыми – одна из возможных причин, почему малыш боится оставаться один. Получается, что расставаться с детьми не только можно, но и необходимо?
Давайте посмотрим.
Как выработать позитивный настрой перед разлукой
Именно тревожность и уступчивость мамы часто не дает ребенку сформировать опыт безопасных расставаний. Поэтому наш путь к здоровым расставаниям нужно начать с правильных установок!
Стоит запомнить, что расставания с детьми неизбежны, но при этом важны! Разберем причины, почему.
1. Расставание – путь к формированию здоровых отношений.
Любые отношения строятся волнами: от слияния, когда вместе очень хорошо, до пресыщения, когда возникает необходимость дистанцироваться, побыть одному, восстановиться.
2. Маме необходимо “обнуляться”
У каждого взрослого человека есть потребность иметь свое (психологическое и физическое) пространство, когда нужно побыть наедине со своими мыслями, ощущениями, занятиями. Если происходит перекос в сторону “мы постоянно вместе” как физически, так и психологически (мама почти всегда занята с малышом), то эти потребности блокируются.
А значит, повышается риск возникновения:
эмоционального выгорания;
срывов, криков, эмоциональных качелей (когда мама испытывает то зашкаливающий гнев, то вину перед ребенком);
нервного истощения.
Если вы чувствуете, что ваши отношения с детьми лишены дистанции, вы страдаете от излишней тревоги и беспокойства, то обязательно прочтите статью “Гиперопека у родителей”.
3. Безопасные расставания полезны
Ведь расставание дает малышу возможность:
научиться играть самостоятельно,
завязать отношения и связи с другими членами и друзьями семьи,
получить опыт ДРУГОГО общения и моделей поведения, кроме тех, которые он знает в семье,
получить небольшой стресс отдельности от мамы, опыт самоуспокоения и воссоединения с мамой;
возможность усвоить: мама всегда возвращается.
Обозначьте границы ожидания
Сыну или дочке гораздо легче будет ожидать маму, если мы объясним, сколько времени потребуется на это. Например: «Ты погуляешь, пообедаешь, поспишь, и я приду». Так ребёнок поймёт, что его не насовсем оставляют с чужим человеком, что это время кончится. Так ему легче будет контролировать процесс ожидания. Он поймёт, что мы заботимся о нём, нам небезразлично, что он чувствует и переживает. Для крохи «приду скоро» часто означает «никогда». Чётко обозначив границы ожидания, мы помогаем малышу пережить разлуку.
Ошибка
— Всё, пока! Когда приду — не знаю.
Правильно
— Когда маленькая стрелка дойдёт до цифры 6, я буду дома.
Что делать?
Ребёнок в четыре года уже созрел к самостоятельному решению и добивается позволения для реализации этой возможности. Часто предписания родителей заставляют чувствовать малышей зависимыми от них, а не самостоятельными, что подталкивает их к непослушанию.
Крики и в диалогах исключить нужно полностью, и разговаривать с малышом невозмутимым голосом. Так легче донести до ребёнка, что родителей надо слушать. Вместо строгого выговора я рекомендую душевную беседу с выслушиванием мнения обеих сторон.
Разговор поможет выяснить, почему ребёнок отказывается слушаться. Возможно, причиной его поведения является неспособность выполнить данное ему поручение, а вовсе не нежелание
Поэтому так важно разобраться, что к чему, прежде чем наказывать своего ребенка
Запомнить родителям
1 Ребенок — это самостоятельный человек, личность, о котором вам нужно позаботиться пока он беспомощный и которого нужно отпустить, когда он будет к этому готов.
2 Что делать, если ребенок «прилипала»? Убедитесь, что кроме ребенка у вас есть и другие смыслы жизни: любимая работа, теплые супружеские отношения, время для друзей и близких, интересное хобби. Ребенок должен быть дополнением к вашей жизни, а не заменой всего.
3 Позаботьтесь о себе. Да, у вас маленький ребенок, и с ним сложно
Но и вам важно отдыхать, находить хоть пять минут в день для себя. Не стесняйтесь просить о поддержке и помощи. Заботясь о себе, вы заботитесь о ребенке
Заботясь о себе, вы заботитесь о ребенке
Только счастливая мама может вырастить счастливого ребенка
Заботясь о себе, вы заботитесь о ребенке. Только счастливая мама может вырастить счастливого ребенка.
Если вы видите, что многое из того, о чем говорится в этой статье, — про вас, не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Это не признак слабости, а показатель ответственности и осознанности.
И, да, предупреждайте ребенка, что вы уходите. Говорите ему, когда вы вернетесь. Даже если малышу всего один месяц.
Не бойся, я с тобой!
Отделение от матери сопровождается тревогой и даже страхом. Именно они заставляют малыша не отпускать маму, удерживая ее всеми способами. Мама – залог безопасности в этом пока еще неизвестном мире. Как же помочь ребенку безболезненно пройти через сепарацию?
1. Для начала – успокойтесь
Не сердитесь на малыша. Он это делает не из вредности – за его поведением стоит страх.
2. Постарайтесь успокоить ребенка
Он должен понять, что ничего страшного не произойдет, если мама на какое-то время уйдет. У такого крохи еще нет представлений о времени, мышление его весьма конкретно, поэтому для него уход мамы – крушение мира, это полная неизвестность. В глубине души он считает, что мама уже не вернется.
Успокоить ребенка можно следующим образом:
Четко очертите – когда вы уходите и во сколько вернетесь. Можно дать малышу часы и пояснить, что «мама вернется тогда, когда большая стрелка будет вон там»
Только, если вы даете обещание, важно его выполнить! Иначе в следующий раз не поверит. Чтобы время ожидания не казалось томительно долгим и чтобы ваш уход не стал крушением мира, нужно объяснить ребенку – чем он будет во время вашего отсутствия заниматься
Например: «Вы с папой будете рисовать картинку вот этими красивыми карандашами
Чтобы время ожидания не казалось томительно долгим и чтобы ваш уход не стал крушением мира, нужно объяснить ребенку – чем он будет во время вашего отсутствия заниматься. Например: «Вы с папой будете рисовать картинку вот этими красивыми карандашами
Когда я приду, ты мне ее покажешь, правда?» Или: «А пока бабушка почитает тебе сказку. Какую сказку ты хочешь послушать?»
Ваш уход малыш бессознательно может воспринимать как отвержение – мама его не любит, поэтому уходит
Так что важно объяснить ребенку, что вы его любите, просто у вас могут быть дела – но он менее важным от этого не становится. Помня о конкретности мышления, можно привести пример: «Мама-лисичка любит своих лисят, и они все вместе живут в уютной норке
Иногда мама-лисичка уходит из норки по делам, бегает по лесу, а потом обязательно возвращается к своим лисятам, ведь она их очень-очень любит».
3. Бесполезно говорить крохе такие слова, как «работа», «обязанности», «я должна»
Для него эти слова ничего не значат, он только решит, что мама любит работу больше, чем его. Можно рассказать в доступной, интересной для малыша форме, чем вы собираетесь заниматься. Например, вы можете описать свое рабочее место: вы сидите перед большим-пребольшим окном, откуда видна вся Москва и ваш дом тоже. А на столе стоит цветок, который вот-вот раскроется: интересно, какого он будет цвета? Как думает малыш?
Стоит отдельно выделить ситуации, когда ребенок особенно рьяно пытается удержать маму и перечисленных рекомендаций может быть недостаточно. В этих случаях речь идет не о закономерном этапе развития – это тревожный сигнал о том, что что-то идет не так.
Можно предположить, что у малыша сильное внутреннее ощущение небезопасности. В этом случае лучше обратиться к специалисту – детскому психологу, который поможет исследовать и нормализовать ситуацию.
Этап «неотпускания» мамы – тяжелый для обеих сторон, но через него надо пройти. В противном же случае – если следовать за ребенком и его желанием все время быть с мамой – со временем возникнут проблемы с самостоятельностью, с взрослением, обретением зрелости.
Просто важно относиться к ребенку с пониманием и давать ему поддержку. Недаром говорят, что «любовь творит чудеса». Особенно если это материнская любовь
Особенно если это материнская любовь.
Обрубая пуповину
Есть масса причин, которые мешают сепарации. Одна из них – родительская гиперопека и гиперзабота. Большинство родителей не понимают крайности подобного своего поведения. Сначала любыми способами внушают ребенку страхи и тревоги о подстерегающих на каждом шагу опасностях, чтобы ребенок внимал каждому родительскому совету и слову, поскольку они желают только добра. А потом хватаются за голову, понимая, что их повзрослевшее чадо не может (или не хочет) найти работу, чтобы материально обеспечивать себя, не стремится сблизиться со второй половинкой, чтобы построить собственную семью и родить своих детей, не желает обзавестись серьезными задачами и целями полноценного взрослого человека.
Слишком много страхов и тревог у такого ребенка образовалось с годами. А мама? Мама точно никогда не бросит, прокормит, всегда будет рядом, предостережет, защитит, поддержит, в беде не оставит. Вот и получается, что половозрелый взрослый человек психологически всегда будет зависеть от родителей. Процесс сепарации не состоялся.
Хельга АЛЕКСАНДРОВА,
личностный и семейный психолог
Что делать, когда ребенок не отпускает маму ни на шаг
Даже с учетом того, что капризы и плач ребенка в ваше отсутствие считается нормальным явлением, малыша хочется успокоить. Как мама, вы понимаете, что ему никто сейчас вас не заменит. И даже, если бабушка очень любит кроху, то все равно она всего лишь бабушка!
Существует несколько вариантов сгладить ситуацию и помочь малышу и маме справиться с криками:
- Контакт при помощи голоса. Если вы незаметно от малыша ушли в другую комнату, а он, сообразив, что вас нет рядом, начинает плакать. Не спешите возвращаться. Постарайтесь словами успокоить его плач. Из другой комнаты спокойно разговаривайте с ним, рассказывайте зачем вы туда ушли и что сейчас делаете. Когда начнете возвращаться издалека укажите на этот момент малышу, чтобы он точно понимал, что вы после этой фразы появляетесь! Главное в этот момент сохранять спокойствие!
- Расставание. Не стоит делать это резко. Когда до года остается пара-тройка месяцев, малыш должен учиться быть самостоятельной личностью, а не единым целым с мамой. Постепенно он начнет отвлекаться от вас, играя с игрушками или ползая, но на короткие промежутки времени. Причем эти промежутки могут для кого-то состоять всего из пары минут, а у кого-то доходить до 10-30 минут.
- Предупреждение. Если вы хотите отлучиться, сообщите об этом ребенку. Объясните, что значит, когда вы уходите в магазин или на работу. Со временем малыш начнет понимать и доверять вам. Он запомнит, что после такого долгого и утомительного (по его мнению) ожидания, мама придет. Поэтому варианты с ситуациями, когда ребенок не отпускает ни на шаг постепенно исчезнут из вашей счастливой семейной жизни.
- Убрать волнение. Не волнуйтесь сами, когда оставляете малыша. Ваше волнение и страх может легко передаться ему. Будьте спокойны и уверены, тогда малыш, глядя на вас тоже будет умиротворенным. Причем когда вы пойдете в садик, вам тоже нужно будет собирать волю в кулак, и отдавать его в чужие руки воспитателей. Там будет много деток, которые будут плакать и показывать не самый лучший пример поведения. А ваш малыш будет копировать их, тогда ваша сила воли и здравый смысл должен быть начеку. Чтобы всем вам избежать лишних волнений и приступов паники.
Жить без стресса — это легко
Мы не можем не переживать за людей, которые достаточно близки нам. Но мы способны научиться не доводить эти волнения до полновесного стресса и нервных срывов. Жить без губительного влияния негатива очень просто, нужно только выполнять несколько приятных правил для этого.
Устраивайте ежедневные прогулки на свежем воздухе, это даст возможность отдохнуть, главное подпускать к себе только приятные мысли.
Займитесь любым видом спорта. Это укрепит ваш организм и повысит самооценку.
Обязательно устраивайте себе полноценный отдых. Даже если график слишком плотный, в нем должно найтись место для передышки.
Последствия
Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:
- сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
- обрести новые эмоциональные навыки;
- осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
- найти новые увлечения и интересы.
Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:
- потерять интерес к учебе;
- слишком остро воспринимать любую критику;
- занизить самооценку;
- развить в себе комплексы;
- проявлять агрессию, жестокость;
- замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
- потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.
Спокойный ребёнок = спокойная мама
Ребёнок со мной ведёт себя хуже, чем с другими родственниками — переживания и усталость выплёскивает на меня. Плюс никуда не отпускает. Например, когда начинаю гладить бельё, она сразу просится на ручки.
В таких условиях крайне сложно не растерять ресурс и оставаться спокойной. Когда сильно вымотан и морально истощён в голове много идей, но совсем нет энергии на их реализацию. При этом осознаёшь, сколько могла бы дать ребёнку в плане развития – но не делаешь. От этого чувство безнадёжности только растёт и чувствуешь себя ещё хуже. Плач и детские истерики отнимают душевные силы, а просить о помощи мне сложно.
На курсе этим вопросам уделили особое место, в результате я поговорила с мужем о своих мыслях, чувствах. О том, что мне нужна его помощь и наша слаженная командная работа, так как на дедушек и бабушек мало надежды. Чувствую, что мы становимся по-настоящему партнёрами, приходит осознание, что мы в одной лодке.
Стараюсь чаще отдыхать. Перед сном слушаю свои чувства, формулирую в слова свои состояния, ищу нить к истинным потребностям в моих последних действиях. И получается, через эмоции тело и подсознание общается со мной. Моё спокойствие передаётся дочке. Видно, что ей стало легче — меньше капризничает.
Бесценным уроком стало напоминание общаться с ребёнком вежливо, ведь мы растим личность. Сразу вспоминаю фильмы о детстве будущих царей, князей: как с почтением и особым уважением относились к маленькому человеку взрослые, закладывали чувство собственного достоинства и некой ответственности за себя и других людей.
Как получить опыт расставания с мамой
Единственное, на что может опереться ребенок, — собственный опыт расставания с мамой. Именно он определяет реакцию ребенка на каждый мамин уход и на то, как он будет переживать расставание. Если к двум-трем годам такой опыт невелик, то есть мама не отлучалась из дома без ребенка, не оставляла его под присмотром надежного взрослого, резкие и длительные расставания могут быть восприняты ребенком очень остро.
Самый неудачный вариант — когда мама исчезает для ребенка внезапно, то есть не прощается перед уходом, чтобы не видеть слез и истерики, потому что ей кажется, что ребенок не заметит ухода мамы и проще переживет расставание.
Но мы помним, что в этом возрасте ребенку важно постоянно «проверять связь», и если мама исчезает внезапно, да еще надолго, не оставляя возможности эту связь проверить (хотя бы созвониться, увидеть маму на фото, поговорить о ней), для ребенка ситуация становится небезопасной. А значит, он будет усиленно стараться не допустить этого в следующий раз. Особенно чувствительные дети, имея подобный опыт, потом цепляются за маму, не отпуская ее даже в соседнюю комнату
Особенно чувствительные дети, имея подобный опыт, потом цепляются за маму, не отпуская ее даже в соседнюю комнату.
1 Мама не дает достаточно любви и заботы
Не все матери могут дать ребенку столько любви и заботы, сколько ему требуется, не все матери способны распознавать сигналы ребенка и чутко на них реагировать. Мать может находиться в состоянии послеродовой депрессии, может переживать утрату, горе, иметь серьезное заболевание.
Так или иначе, ребенок «прилипала» не получает опыта надежных и безопасных отношений. У него нет уверенности в том, что мать в нужное время окажется рядом. У него нет опыта чуткого реагирования на его потребности. Не успел он напитаться и насытиться материнской любовью и заботой.
Поэтому он будет просить ее еще достаточно долго, даже в том возрасте, когда все сверстники уже давно становятся самостоятельными. Это как встать из-за стола. Гораздо проще это сделать, будучи сытым, чем голодным. Голодный человек будет сидеть за столом и ждать, что его покормят.