Ребенок ничего не хочет есть: как вернуть интерес к еде?

Почему дети не хотят ничего делать

Одна из причин, по которой ребёнок может испытывать равнодушие к активной деятельности, заключается в том, что он просто не знает, чем можно заниматься. В современном мире выбор занятий и профессий так многообразен, что домашняя и школьная среда не успевают его со всем познакомить

Поэтому родителям важно постараться показать ребёнку, что есть интересного в мире, и не пускать его профориентацию на самотёк — особенно в младшем возрасте. Рассказы о профессиях и хобби, посещение музеев, чтение научно-популярных книг, просмотр документальных фильмов — всё это поможет расширить выбор занятий для ребёнка и повысит шансы, что какое-то дело придётся ему по душе. ‍

Вторая распространённая проблема — ошибка в родительском поведении. Когда родители навязывают ребёнку занятия, которые ему неинтересны и, наоборот, не поддерживают его собственные начинания. Итог — детская фрустрация и апатия ко всем видам деятельности в будущем. Расхождение между родительскими ожиданиями и желаниями ребёнка приводит к тому, что любая деятельность ассоциируется у детей с принуждением, давлением и контролем извне, а непосредственная радость и удовольствие от процесса остаются за бортом, притом что удовольствие и интерес к делу — главные составляющие внутренней мотивации любого человека.

Низкая мотивация ребёнка часто связана с низкой самооценкой. У всех детей есть природные таланты и наклонности, но видение мира и умение справляться с трудностями зависят в первую очередь от отношений ребёнка с родителями. Если они демотивируют чадо, например фразой «Это для тебя слишком сложно», или сравнивают его с другими, он будет терять интерес к освоению нового. Ребёнку необходима поддержка именно в тот момент, когда у него что-то не получается

Важно помнить, что ошибки — это часть естественного процесса обучения, а несовершенства — то, что делает нас людьми. Важно, чтобы ребёнок не испытывал на себе бремя родительского разочарования при первой же неудаче. Дети, которые не боятся ошибиться, чаще продолжают заниматься тем, что им интересно и легче находят себе увлечения

Дети, которые не боятся ошибиться, чаще продолжают заниматься тем, что им интересно и легче находят себе увлечения.

Последний блок причин связан с медицинскими факторами. Эмоциональные и ментальные расстройства, а также физические заболевания могут создавать препятствия на пути к учебной или спортивной деятельности. В силу разных факторов — от депрессии до нехватки питательных веществ — ребёнок может не поспевать за нагрузкой в школе или чувствовать себя подавленно. В таких условиях ресурса на поиск хобби или профессиональное самоопределение не остаётся. Помочь в этом случае сможет только психолог или врач.

Что почитать и куда обратиться за помощью родителям детей — малоежек

  • Начать родителям, ребенок которых не хочет есть и отказывается от еды, лучше всего с книги Карлоса Гонсалеса «Мой ребенок не хочет есть. Как превратить кормление в наслаждение», той самой с которой начинается эта статья. Эта книга очень важная для родителей всех малышей.
  • Советую почитать ответы на вопросы с подобными ситуациями на форуме АКЕВ — akev.info (Ассоциации консультантов по грудному вскармливанию), на некоторые из вопросов на этом форуме отвечаю я, Мария Геллерт. Вы можете задать на этом форуме свои вопросы.
  • Можно обратится лично ко мне, написав на мою почту: maria-chelyaba@mail.ru
  • Для наиболее заинтересованных есть трёхмесячный курс проекта «ПроГВ» progv.ru, который называется «Естественный прикорм. Основы и консультирование».

В статье мы говорили о самых маленьких детях — малоежках и их отказах от еды, о причинах тех случаев, когда ребенок в 1-2 года не хочет есть. Но такая проблема может быть и у детей постарше — в возрасте 3, 4, 5, 6 лет. Что делать в этих случаях? Полезное видео известного доктора Комаровского о детях -малоежках поможет вам разобраться не только в проблеме еды, но и в … самой себе!

Несколько случайных отзывов

06.08.2016Румянцева Е.Н.

Огромное спасибо врачам клиники “Эдкарик” за профессионализм, терпение и внимательность

Я получаю ответы на любые вопросы, что очень важно. Приходим с ребенком регулярно. Отдельная благодарность Элердовой М.А

и Бондаревой С.В

Отдельная благодарность Элердовой М.А. и Бондаревой С.В.

05.03.2022Светлана

Были записаны на приём на 12:20 05.03.2022 к ЛОРу на московском проспекте. Прождали приглашения к врачу около 20 минут. В итоге приём не состоялся, так как более ждать мы не могли из за собственных планов, а сколько еще нужно было ждать приема неизвестно. Уважаемый Эдкарик, для чего вести тогда запись на определённое время??

Здравствуйте. Мы разобрались в сложившейся ситуации по задержке вашего визита к врачу-отоларингологу 5.03.20222. Перед вами был записан на внеплановый прием пациент по “острой боли”.  Ввиду необходимости проведения процедуры по острым показаниям, доктору пришлось выйти за рамки отведённого времени на краткосрочный прием. Приносим свои извинения за доставленные неудобства.

15.04.2016Акулова Светлана и дочь Эмилия

Были на приеме у Василевской Светланы Вячеславовны. Много писать не буду, скажу только, что это самый приятнейший человек на свете! С удовольствием придем еще раз, если заболеем (тьфу-тьфу)) Спасибо! 

01.06.2021Мария

Выражаем огромную благодарность врачу стоматологу Глушкову Роману Игоревичу за лечение Дениса Лузгина.Спасибо Вам ,за общение и консультации.С уважением семья Дениса

Смотреть все

Оставить отзыв

Как приучать ребенка к правильному режиму питания

Установите правила в отношении еды

Решите для себя, как, где и когда будет питаться ваш ребенок в течение дня. Существует две крайности: родители кормят только в определенное время, или же ребенок питается ненормированно и в любом месте (на кухне за столом, в комнате на диване, в постели). 

Нужно найти “золотую середину”, которая подходит для всей семьи.

Установите правило – есть за столом на кухне

Еда в машине и за телевизором – только в крайних случаях.  Совместное время за столом очень важное. Посидите с детьми или пригласите их потом за стол, когда вы начнете есть, если дети не очень маленькие. Но помните, что ребенка 2-5 лет дольше, чем 20 минут, держать за столом несправедливо

Он просто не может сидеть на одном месте дольше. Время за столом – одно из лучших, когда вы можете поделиться всей семьей своими переживаниями, обсудить прошедший день. Когда мы едим, мы чувствуем себя в безопасности, единение с остальными. В этот момент гораздо легче раскрыться и поделиться чем-то приятным. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок-подросток делился с вами в будущем, научите его разговаривать с вами в 4-6 лет. Легче всего это как раз делать за совместным приемом пищи.  Введите запрет на просмотр телевизора, игр на телефоне и планшете во время еды. Убирайте свой телефон, чтобы показать своим примером ребенку, как вести себя во время приема пищи.   Разделите понятие “десерта” и “лакомства”. Пусть десертом будут фрукты, полезное желе и другие правильные сладости. Лакомство – шоколад, газировка, пончики, чипсы. Ребенок постепенно привыкнет, что десерты вы едите каждый день, а лакомства мама готовит или покупает по выходным и праздникам.  Так вы не создадите у малыша ожидание регулярного десерта в виде шоколада (или других вредных сладостей), который будет обязательно происходить за ужином.  Устраивайте “особый ужин”, когда вы будете совместно “праздновать” еду. Например, раз в неделю или в месяц вы накрываете красивый стол с праздничной скатертью и особой посудой. Вместе с детьми планируете меню, выбираете продукты и блюда, которые будете готовить. “Особый ужин” – незаменимый инструмент для единения семьи и воспитания чувства  общности у детей. 

Но помните, что ребенка 2-5 лет дольше, чем 20 минут, держать за столом несправедливо. Он просто не может сидеть на одном месте дольше. Время за столом – одно из лучших, когда вы можете поделиться всей семьей своими переживаниями, обсудить прошедший день. Когда мы едим, мы чувствуем себя в безопасности, единение с остальными. В этот момент гораздо легче раскрыться и поделиться чем-то приятным. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок-подросток делился с вами в будущем, научите его разговаривать с вами в 4-6 лет. Легче всего это как раз делать за совместным приемом пищи.  Введите запрет на просмотр телевизора, игр на телефоне и планшете во время еды. Убирайте свой телефон, чтобы показать своим примером ребенку, как вести себя во время приема пищи.   Разделите понятие “десерта” и “лакомства”. Пусть десертом будут фрукты, полезное желе и другие правильные сладости. Лакомство – шоколад, газировка, пончики, чипсы. Ребенок постепенно привыкнет, что десерты вы едите каждый день, а лакомства мама готовит или покупает по выходным и праздникам.  Так вы не создадите у малыша ожидание регулярного десерта в виде шоколада (или других вредных сладостей), который будет обязательно происходить за ужином.  Устраивайте “особый ужин”, когда вы будете совместно “праздновать” еду. Например, раз в неделю или в месяц вы накрываете красивый стол с праздничной скатертью и особой посудой. Вместе с детьми планируете меню, выбираете продукты и блюда, которые будете готовить. “Особый ужин” – незаменимый инструмент для единения семьи и воспитания чувства  общности у детей. 

С какими сложностями вы сталкиваетесь при организации полезной диеты для малыша?

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 15

Как решить проблему плохого аппетита?

Ребенку 2 года и у него плохой аппетит. Что делать?

Не кормите насильно. Это вызовет отвращение не только к продуктам, но и к питанию в целом;
Здраво оценивайте размер порции. Если в тарелке слишком много, малыша это может пугать;
Не развлекайте во время еды. Игрушки или телевизор нарушают пищеварение. А еда – не игра!
Никаких угроз (игрушки получишь, когда все съешь!). Это вызовет лишь бунт

Малыш станет просиживать у тарелки, ковыряясь в блюде часами;
Не создавайте негативных ассоциаций с едой (ругая, если ребенок что-то пролил, охая при нем, какой плохой у него аппетит);
Никаких перекусов между приемами пищи;
Новые блюда вводите, как дополнение к основным, давая малышу привыкнуть к ним;
Соблюдайте режим дня, чтобы выработать привычку кушать в одно и то же время;
При этом, важно, сколько должен есть ребенок в 2 года. Размер порции он вам определить поможет сам, а вот кушать он должен 3 – 5 раз в день, в зависимости от индивидуальных особенностей;
Учитывайте вкусовые пристрастия малыша

Часто причина плохого аппетита в том, что крохе предлагают только то, что ему не по душе. Если он не любит утку – предложите курицу. Не ест молочную кашу – предложите ему крупу, в виде гарнира;
Покажите ребенку, что с ним считаются. Предлагайте на выбор несколько вариантов блюд (из тех, которые правильными считаете именно вы). Если его мнение учитывают, аппетит станет намного лучше.

Если ситуация с питанием запущенная, вы уже устали бороться с ребенком, в попытках его накормить, посмотрите интернет-курс Едим с удовольствием: возвращаем аппетит ребенку>>>

У вас будет четкий и понятный план движения к хорошему аппетиту ребенка.

Помните! Большинство неудач с изменением поведения за столом связаны с непоследовательностью, хаотичными действиями родителей малыша.

Будьте внимательны к ребенку. В 2 года можно исправить аппетит ребенка, но чем старше он становится, тем сложнее это будет сделать.

  • Как научить ребенка кушать самостоятельно?
  • Почему ребенок не хочет есть?
  • Почему ребенок не слушается?

Как распознать, что это не лень, а симптомы серьёзных проблем

В первую очередь подумайте о консультации с психологом, если в поведении ребёнка произошла резкая перемена

Неожиданно падает успеваемость, школьник, который раньше никогда не прогуливал, перестаёт посещать занятия, некогда активный ребёнок всё время лежит на кровати, общительный подросток избегает друзей и отказывается ходить в гости — всё это должно обеспокоить родителей

Стоит обратить внимание на то, как ребёнок реагирует на предложения позаниматься тем, что обычно приносит ему удовольствие. Когда человеку неинтересны ни учёба, ни развлечения, он не хочет ни работать, ни отдыхать, — вы вполне можете заподозрить, что происходит что-то, с чем ваш ребёнок не может справиться самостоятельно

Полное избегание реальной жизни, предпочтение времяпрепровождения в интернете любым офлайн-занятиям — ещё один тревожный звонок

Потеря баланса между онлайн- и офлайн-жизнью может быть связана с игровой зависимостью, от которой страдают многие дети. Не менее важны физиологические проявления: нарушения сна — ребёнок спит слишком мало или слишком много, не может проснуться с утра, идиопатические боли, хроническая усталость.

Как понять, достаточно ли ест ребенок?

Следует помнить, что потребность в еде индивидуальна даже для малышей одного возраста, а детям нужно меньшее количество пищи, чем взрослым

Главное, на что стоит обратить внимание родителям – рацион должен быть сбалансированным, обогащенным витаминами и минералами. Калорийность суточного рациона ребенка, в зависимости от возраста, представлена в таблице

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие витамины лучше подойдут для повышения аппетита у детей?

ВозрастКалорийность пищи в сутки (калорий)Объем еды (грамм)Количество приемов пищи
12 – 24 месяца13001000 – 14005
3–4 года16001500 – 18005
5–6 лет23002000 – 24004

Грудничок плохо ест, что делать

Прежде всего, следует определить причину малого желания принимать пищу. Далее отталкиваются именно от первопричины.

Если грудничок мало ест, но подвижен и в хорошем настроении, значит, ему вполне хватает питательных веществ. Адекватная прибавка в весе в соответствии с возрастом подтвердит хорошее состояние здоровья. Не нужно кормить ребенка насильно, он съест столько, сколько ему потребуется. Можно увеличить интервалы между приемами пищи в разумных пределах.

Иногда отказ от груди обусловлен введение прикорма из бутылочки. Известно, что сосать из соски проще, чем из груди, поэтому не стоит удивляться, когда малыш выберет искусственный источник питания.

Плохой аппетит, вызванный болезнью, требует медицинского вмешательства. Детские заболевания протекают особенно стремительно, поэтому нельзя откладывать визит к педиатру надолго.

Заболевания, связанные с болевыми ощущениями в полости рта, нужно срочно лечить. Во время терапии пораженные участки слизистой рекомендуется обезболить. Этот совет применим и в случае прорезывания зубов.

От колик помогает укропная вода. Благоприятно воздействует массаж живота, тепло мамы и удобная поза при кормлении. Против сильных колик врач назначает максимально безопасные лекарственные средства.

В целом кормящей женщине необходимо наладить корректное питание и режим дня. Избавление от вредных привычек придаст молоку естественный вкус и консистенцию.

Грудничок плохо ест смесь

Грудничок плохо есть смесь. Этому обстоятельству есть ряд объяснений.

Смесь питательнее грудного молока и дольше переваривается. Поэтому несколько позднее наступает чувство голода. Рекомендуется придерживаться интервалов в 3-4 часа между кормлениями.

Грудничок еще очень маленький, но все же человек, и у него существуют собственные вкусовые предпочтения. Возможно, его не устраивает вкус смеси. Решение проблемы достаточно простое – найти среди множества аналогичных вариантов тот, который понравится малышу. Главное, не пробовать все подряд, частая смена смеси вызывает расстройство пищеварения, аллергию.

Согласно нормам температура искусственной пищи обязана быть идентичной температуре тела человека. Но грудничок может иметь свои представления об этом параметре. Некоторые новорожденные гораздо охотнее пьют слегка более горячую или холодную смесь. Естественно, колебания температуры должны укладываться в разумные рамки.

Болезненный процесс прорезывания зубов часто сопровождается потерей аппетита. Этот период следует переждать, сразу после появления зубов все наладится. Можно обезболить область прорезывания специализированным гелем.

Ребенок не хочет сосать смесь из неправильно подобранной соски. Размер отверстия в соске нужно выбирать исходя из возраста грудничка и его физических данных. Бывает, что ребенок предпочитает исключительно один вид сосок. К примеру, ему нравятся мягкие каучуковые модели. Кроме того, малыш может отказываться пить смесь из новой соски, она всегда будет более твердой и непривычной по сравнению с прежним заменителем груди.

Точная дозировка смеси указана на упаковке. Ее несоблюдение вызывает несварение и повышенное газообразование. Ребенок не пьет смесь из-за боли в животе.

Слишком густую пищу трудно высасывать из бутылочки, эта ситуация возникает при чрезмерной концентрации сухого порошка в воде. В результате высокого попадания в организм белка нарушается пищеварение, развивается диарея и метеоризм.

Грудничок не станет принимать пищу, если у него сильно болит горло или воспалено ухо. Устранение первопричины нормализует аппетит.

Что лучше не делать, если ребенок не хочет есть

1. Не заставлять ребенка есть до последней крошки.

Иначе он не научится распознавать чувство голода и насыщения. Разрешая малышу прекратить есть, когда он этого хочет, мы учим его лучше понимать свой организм и делать выбор в пользу здоровой еды. 

2. Не стоит договариваться, спорить с ребенком или подкупать его, чтобы он ел.

Угрозы, наказания и вознаграждения тоже не лучший способ для этого. Избегайте фраз типа: «Если ты съешь еще 3 ложки, ты получишь десерт.» Это учит его договариться с вами и получать награду за другие вещи. Также, делая десерт вознаграждением, вы придаете ему в глазах ребенка большую ценность по сравнению с другой едой. Это может привести к нездоровому отношению к сладкому. 

Следите за своими эмоциями, если вы переживаете, когда ребенок отказывается есть. Возможно, он таким способом добивается вашего внимания и отказывается от еды назло вам.

4. Контролируйте свои ожидания.

Не ждите от маленького ребенка, что он сможет сидеть за столом более 10-20 минут, или в 3 года аккуратно есть столовыми приборами. Многим детям легче кушать ложкой, чем вилкой. 

Если вы считаете, что ребенок недобирает вес или медленно растет для своего возраста из-за того, что плохо ест, обратитесь к педиатру.  

Ваш малыш малоежка? Что вы пробовали делать, если ваш ребенок не хочет кушать?

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 13

Как научить ребенка правильно вести себя за столом

Как преодолеть детские капризы за столом, создать здоровую иерархию в семье, научить ребенка нормам поведения и семейным ритуалам?Уже в 2 – 3 года кроха может начать капризничать, скандалить, уходить из-за стола, где собралась вся семья, без разрешения и игнорировать другие запреты. Как найти общий язык с маленьким бунтарем и научить его правилам поведения?

Выработайте единую позицию. Чтобы изменить эту ситуацию, взрослым, включая бабушку, необходимо договориться о единых требованиях и общем подходе к воспитанию ребенка. Среди договоренностей должны быть правила поведения за столом

Будут ли малыша кормить отдельно или он ест вместе со всеми? Как реагировать, если он пытается уйти из-за стола? Важно показать ребенку семейные правила на собственном примере. Можно комбинировать разные подходы: завтрак, обед и полдник — в легком режиме, ужин — все вместе и в общении. В этой ситуации малыш сам захочет посидеть со всеми подольше

Совместные трапезы со взрослыми — важный ритуал, показывающий малышу его место в семейной иерархии. Ситуация, в которой трехлетний ребенок питается отдельно от всех, — это путь к побегам из-за стола. Малыш привыкает к тому, что у него свой режим и ритуал питания и только от него зависит, когда начать и когда закончить. Но если ребенка включить в круг семьи, ему будет проще обучиться правильному поведению за столом. Особенно если перед ним, как и перед остальными, лежит салфетка и ему разрешают пить из стеклянного стакана, как взрослому

В этой ситуации малыш сам захочет посидеть со всеми подольше. Совместные трапезы со взрослыми — важный ритуал, показывающий малышу его место в семейной иерархии. Ситуация, в которой трехлетний ребенок питается отдельно от всех, — это путь к побегам из-за стола. Малыш привыкает к тому, что у него свой режим и ритуал питания и только от него зависит, когда начать и когда закончить. Но если ребенка включить в круг семьи, ему будет проще обучиться правильному поведению за столом. Особенно если перед ним, как и перед остальными, лежит салфетка и ему разрешают пить из стеклянного стакана, как взрослому.

Правило “Три из четырех”

Давайте вернемся к Разборчивому Рону. Представьте, что родители Рона сели и пересмотрели ситуацию во время ужина и потом придумали новый план. Мама и папа объясняют новые правила своему сыну. Если Рональд съест три из четырех кусочков, которые ему положили на тарелку, он получит десерт. Размеры кусочков будут меньше, чем раньше, и Рональд должен хотя бы попробовать тот кусочек, который он решил не есть.

Первый прием пищи по новым правилам прошел отлично. Хотя родители немного нервничали, они удержались от встревоженных подсказок. Рональд доел свои маленькие порции мяса, картофельного пюре и горошка. Попробовав, он отодвинул в сторону салат. Рональд получил мороженое на десерт.

После капитальной реорганизации трапез первая неделя прошла без каких-либо неприятных инцидентов. Рональд и его родители действительно радовались обществу друг друга. Разговор за столом был оживленным и дружеским.

— Рон, как тебе тот фильм, который ты смотрел с другом?

— О, круто! Вам бы тоже надо посмотреть его!

— Ты действительно думаешь, что нам понравится, в нашем-то преклонном возрасте?

— О да! Пошли — я хочу посмотреть еще раз!

— Что ж, если мама готова, пойдем.

— Мама, ты должна посмотреть. Фильм прикольный! Там есть один момент…

Вот какой должна быть вечерняя трапеза. А вдруг Рональд и Алисия начнут драться? Им обоим следует считать за это. В нашем примере диалог мог бы развиваться примерно так:

Рональд: Но мне тут ничего не нравится.

Мама: Ладно, если ты не доешь, не получишь десерта и вообще никакой еды перед сном. Ты меня понял?

Алисия: А мне нравится все, что на столе.

Рональд: О, заткнись!

Мама: Это 1 для вас обоих.

Вы можете поинтересоваться, зачем считать Алисии. Она всего лишь сказала: “А мне нравится все, что на столе”. Догадываетесь, каким будет ответ? Эти ее слова — не что иное, как перекрашенное в розовый цвет соперничество.

Какие шаги помогут ребенку усвоить правила поведения за столом

  • Требуйте, чтобы ребенок сидел со всеми, но разрешите ему самому выбирать, чем питаться, из продуктов, представленных на столе.
  • Хотя бы один прием пищи в сутки сделайте общим, семейным, чтобы юный участник трапезы перенимал правила поведения за столом через подражание.
  • В выходные сделайте один общий прием пищи праздничным — пишите меню и готовьте вместе.
  • Введите слово-маркер окончания приема пищи. Например, выпускать малыша из-за стола тогда, когда он скажет «спасибо».
  • Не пускайте ребенка обратно за стол после слова-маркера.
  • Если малыш начинает капризничать за едой, ни в коем случае не уговаривайте его есть. Капризничает — значит наелся. Наелся — скажи «спасибо» и можешь быть свободен.
  • Если ребенок не может и не хочет сидеть со всеми за столом, дайте ему возможность есть в своем режиме, но те продукты, которые ему предложены.

Когда дома существуют четкие правила поведения, внутри которых у малыша есть определенная свобода, кухня перестает быть местом, где ребенку нужно что-то доказывать родителям. В понятно организованной иерархической структуре он чувствует себя комфортно и безопасно: четко знает, где его место, и понимает, что решение всех трудных вопросов возьмут на себя взрослые. 

Приятного аппетита вашему малышу!

«Тревожные звоночки» для родителей и педагогов

Несмотря на специфику каждого отдельного случая, существует ряд общих признаков развития анорексии. Елена Гордеева выделяет следующие «маячки» в поведении подростков, чтобы распознать расстройство на ранней стадии:

Стремление соблюдать диеты при отсутствии показаний 

Главный критерий — стремление похудеть ничем не объяснимо

Если врачебных показаний для ограничений нет, комплекция ребенка соответствует среднестатистической норме, но подросток все равно упорно подсчитывает калории, — нужно обратить на это особое внимание

Отказ от совместного приема пищи 

«Да я просто не хочу», «Я поем у себя в комнате». Часто такое поведение приводит к тому, что невозможно отследить, ел ребенок или нет. Нужно насторожиться, если родители не видят, как подросток принимает пищу, или «уединение» с едой становится систематическим.

Резкое изменение пищевых привычек

Еще три месяца назад подросток с удовольствием уплетал салат, а теперь отказывается или возмущается: «Зачем вообще туда масло добавлять?» — это повод задуматься. А если параллельно идет постоянный подсчет калорий — задуматься вдвойне.

Смена стиля одежды. 

«Униформа» страдающих от анорексии — безразмерные вещи, балахоны, толстовки и широкие брюки унисекс и оверсайз: одним словом, что-то, что полностью прячет фигуру. Пациенты с анорексией считают свое тело непривлекательным и укутывают его в «сто одежек».

Навязчивые идеи и паттерны поведения 

Главная навязчивая идея — «я толстый/толстая». Люди с анорексией на самом деле видят в зеркале бесформенное и огромное существо. В их мозге происходят изменения, которые самостоятельно или за счет убеждений окружающих изменить невозможно. Доходит до бредовых состояний: «еда гнилая», «еда отравлена» и так далее. 

Как помочь ребенку полюбить здоровые продукты?

Чтобы бороться с каким-то явлением, нужно сначала понять, что стало его причиной. Для этого можно прямо поговорить с ребенком и узнать у него, почему ему нравится та еда, которую он ест, и не нравится остальная. С малышами можно попробовать проиграть ситуацию, придумать про нее сказку или нарисовать ее вместе.

Также стоит пройти полную проверку состояния здоровья ребенка. Возможно, избирательность его питания связана с нарушением каких-то функций, аллергией или непереносимостью продуктов. В этом случае необходимо вылечить основное заболевание, тогда, возможно, проблема с едой уйдет сама собой.

А если сложности с едой возникают из-за перенапряжения или сложной обстановки в семье, стоит подумать о снижении нагрузки и нормализации отношений с детьми и супругом. Если не получается сделать это самостоятельно, обратитесь за помощью к семейным консультантам или психологам.

И только после того, как вы убедитесь, что с психологическим и физическим здоровьем все в порядке, можно начать корректировать его рацион. Что вы можете сделать?

1. Привлекать ребенка к планированию меню и приготовлении еды. Когда сам выбираешь и готовишь блюдо, есть его в два раза вкуснее.

2. Готовить блюда из любимых мультиков и фильмов ребенка. Намного приятнее есть не пюре с котлетой, а пюре с тефтелями по-шведски, как в «Малыше и Карлсоне».

3. Сервировать блюда. Необязательно готовить кулинарные шедевры на тарелке. Достаточно сделать осьминога из тефтелей или украсить омлет цветами из огурцов и редиски.

4. Убрать из дома все сладости и не покупать новые. Замените их сухофруктами или конфетами из них. Конечно, это тоже сладкое, но съесть много кураги или финиковых конфет не получится. Но от сладкого придется отказаться всей семье.

5. Ходить в магазин строго со списком покупок. Разрешите ребенку добавить в него один пункт из того, что бы он хотел купить, и не соглашайтесь положить в корзину что-то, что не входит в список.

6. Пересмотреть свой рацион. Со стороны нам кажется, что мы питаемся довольно правильно. Но если начать вести пищевой дневник, то окажется, что наш рацион не такой уж и здоровый. А брокколи, которой мы пытаемся накормить ребенка, — нечастый гость на нашем столе.

7. Пересмотреть систему поощрений и наказаний. Не завязывайте их на сладкое или другую еду. Тогда у ребенка не будет связи с тем, что сладкое — это хорошо и приятно, а обычная еда — наказание.

Отдельно стоит сказать о коррекции расстройств пищевого поведения. В этом случае ребенка ни в коем случае нельзя заставлять есть то, что ему не нравится. Это может усугубить состояние и привести к новым отказам. Пробуйте аккуратно и бережно предлагать ему попробовать еду из вашей тарелки. Так ребенку будет проще адаптироваться и вернуть в рацион другие вкусы и консистенции.

Что касается обмана, насилия и еды под мультики, то в будущем это может вылиться в другие расстройства пищевого поведения — переедание, булимию или анорексию. Хотя эти методы дают быстрый результат, но на самом деле порождают больше проблем, чем решают. Долгосрочные стратегии дают, во-первых, более стойкий результат. А во-вторых вы действуете более мягкими методами и бережно относитесь к интересам ребенка.

Рекомендуем для изучения

Почему ребенок выходит из-под контроля вопреки вашей любви, заботе и желанию дать лучшее?

Что еще почитать:

Как сформировать правильные пищевые привычки

Важная рекомендация — семейный пример, когда родители меняют свой образ жизни и начинают питаться правильно. Перейти на здоровое питание сложно, особенно если воспринимать это как ограничение ради ребенка. Но если подросток постоянно слышит о пользе овощей от родителей с чипсами в руках, пользы от этого не будет.

Также важно, когда родители относятся к еде спокойно и не заставляют доедать. Ребенок не должен съедать половину взрослой порции или все, что родители считают нужным положить в детскую тарелку

Поэтому не нужно стыдить за недоеденную кашу или рассказывать про африканских голодающих детей, чтобы вызвать чувство вины.

С раннего возраста полезно поощрять исследовательский интерес к еде, не бояться давать попробовать разные продукты, чтобы ребенок расширял вкусовые ощущения и не думал, что еда может быть опасна.

Есть и другие способы формирования правильных пищевых привычек:

Давать выбор

Хорошо, когда на столе есть несколько блюд, если ребенок не ест салаты, отдельно порезанные овощи могут привлечь его внимание и интерес.
Менять форму подачи продуктов. Есть дети, которые не едят творог, но творожную запеканку пробуют с удовольствием

Не использовать гаджеты за едой. Об этом мы уже рассказывали. Увлеченные дети не замечают, что едят и в каких количествах, поэтому съедают больше и не замечают процесс поглощения пищи.
Устраивать семейные ужины. Вместе собираться за столом, привлекать детей к приготовлению, рассказывать из чего делается еда и зачем нужно добавлять приправы. Во время ужина лучше не выяснять отношения. Не стоит в это время ругать ребенка за дневные провинности, чтобы семейный прием пищи не превратился в неприятную обязанность.
Не запрещать нездоровую еду. Запреты и строгие ограничения приводят к тому, что ребенок с жадностью может накинуться на чипсы или торты сразу, как выйдет из-под родительского контроля.
Добавлять физическую активность. Дети лучше едят после энергетических трат, поэтому прогулки, спортивные секции или другие мероприятия могут усилить аппетит и привлечь внимание к полезной еде.
Не торопить. Постоянные замечания о медлительности только уменьшают желание сидеть за столом. Лучше заранее запланировать на еду больше времени.

Вне дома сложнее наладить питание. Непривычная еда и отсутствие выбора в школе или детском саду приводят к тому, что ребенок плохо ест или покупает на переменах булочки, чипсы и другую вредную еду.

Как говорит Мария Фадеева, перекусы должны быть удобными для питания, долго храниться вне холодильника и правильными по составу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий