Вредные и плохие привычки у детей до года – и такие ли они вредные на самом деле

Какими бывают детские вредные привычки

Понятие «вредные привычки» можно считать достаточно спорным, поскольку в каждой семье есть собственные правила. Кто-то ругает ребёнка, если он часами сидит за компьютером, а другие сами нажимают на кнопку пульта, чтобы отвлечь малыша мультфильмами. Одни родители выступают против сладкой газировки и гамбургеров, а другие сами покупают эти не очень полезные продукты. Но есть группа нежелательных действий, которые никто из родителей не желал бы видеть у своих детей.

В психологии под привычками понимают непроизвольные и периодически повторяющиеся действия. Их условно подразделяют на две большие категории: патологические и непатологические.

К первой группе относят те ритуалы, которые появляются из-за дефицита родительского внимания, ласки, чрезмерно строгого воспитания, жестоких наказаний. Кроме того, патологические привычки могут возникнуть у малыша, который был отлучён от груди слишком рано. Желая успокоить себя, ребёнок начинает:

  • грызть или кусать ногти (губы, кутикулы, щёки);
  • сосать пальцы (постельное бельё, собственную одежду);
  • ковыряться в пупке;
  • качать головкой;
  • накручивать или даже выдёргивать волосы;
  • манипулировать интимными частями тела (детский онанизм);
  • биться головой об подушку.

Второй вид привычек – следствие ненадлежащего воспитания ребёнка. Родители не прививают необходимые культурно-гигиенические навыки или сами демонстрируют нежелательное поведение. К непатологическим вредным привычкам психологи относят следующие ритуалы:

  • ковыряние в носу;
  • чавканье;
  • обилие слов-паразитов;
  • нецензурная речь и т.д.

Как избавить ребенка от вредных привычек

Психологи рекомендуют мягкие способы отучения ребенка от нежелательных действий.

Для достижения хорошего эффекта стоит применять несколько из них в комплексе.

Игнорирование

С помощью дурной привычки малыш может настойчиво привлекать внимание родителей. Вместо того, чтобы ругать или наказывать его, лучше начать игнорировать эти нежелательные действия

Вместо того, чтобы ругать или наказывать его, лучше начать игнорировать эти нежелательные действия.

Обучение

Некоторым детям будет проще отказаться от навязчивых манипуляций, если с ними обстоятельно поговорить.

Нужно подобрать такие аргументы, чтобы ребенок сам захотел избавиться от действий, которые наносят ему вред.

Постепенность

Если у малыша закрепилось большое количество нежелательных слабостей, не стоит бороться с ними всеми одновременно.

Для начала надо выбрать наиболее вредную привычку и работать только над ней.

Нахождение причины

Родителям стоит откровенно и по душам поговорить со своим чадом. Именно в такой беседе ребенку будет проще раскрыться и рассказать о том, что его тревожит.

Также следует внимательно понаблюдать за поведением малыша. Это тоже прольет свет на причину его нежелательных действий.

Повышение самооценки

Чтобы избавиться от вредной привычки, ребенку нужно ощущать себя ответственным, самостоятельным и уверенным в себе.

Поэтому необходимо поддерживать малыша в его начинаниях, давать больше свободы и доверять ему.

Справедливое наказание

Иногда родители считают, что дурная привычка ребенка заслуживает наказания.

В этом случае важно, чтобы оно было справедливым, и ни в коем случае не жестоким. Иначе это может лишь усугубить положение дел

Полная нагрузка

Чтобы у малыша не оставалось времени на свои слабости, стоит занять его свободное время.

Это могут быть активные прогулки, помощь по дому или хобби.

Расслабляющий массаж

Он поможет справиться с привычками, возникшими на нервной почве.

Перед массажем лучше искупать малыша в теплой воде с ромашкой или лавандой. А затем осторожными движениями размять плечи и спину крохи.

Развивающие игры для моторики

Если вредные привычки ребенка связаны с руками, то рекомендуется отвлекать внимание ребенка таким способом.. Это могут быть пальчиковые игры (“Сорока-белобока”, “Зайка серенький” и т.д.) или упражнения для мелкой моторики

Это могут быть пальчиковые игры (“Сорока-белобока”, “Зайка серенький” и т.д.) или упражнения для мелкой моторики.

Например, можно приготовить небольшие мешочки, в которые насыпаны фасоль, гречка, горох и т.п. Многим детям нравится ощупывать крупу через ткань и отгадывать, что именно спрятано в кулечке.

Единые требования в воспитании

Ребенок может с помощью вредной привычки манипулировать родителями.

Поэтому важно, чтобы в семье были одинаковые линии воспитания. Так мама и папа смогут добиться выполнения своих требований в отношении нежелательного поведения малыша

Отказ от кардинальных мер воздействия

Крайне не рекомендуется резко отучать ребенка от его привычки. Например, не надо мазать его пальцы горчицей, чтобы он перестал грызть ногти.

Это может заставить малыша нервничать еще больше.

Полезные ассоциации

Если у сына или дочери есть любимый персонаж, можно использовать его для закрепления нужной ассоциации.

Пусть ребенок узнает, что его любимцу не нравится, когда у детей плохие привычки.

Акцент на достоинствах

Не ругайте ребенка за навязчивые действия

Не надо ругать малыша за его навязчивые действия. Лучше рассказать ему о том, что у него хорошо получается.

Это вселит в кроху уверенность для борьбы с привычкой.

Поощрение и комплимент

Поощрение — очень мощный стимул для закрепления положительного результата.

Ребенку очень поможет, если за новую победу над слабостью его будет ждать маленькая награда.

Соблюдение гигиены

Такая привычка, как онанизм, может возникать из-за зуда в области половых органов. А значит, следует уделять больше внимания чистоте тела малыша.

Консультации у психолога

Грамотный специалист поможет быстро и максимально деликатно избавить ребенка от отрицательной привычки.

Особенно его консультации нужны в серьезных и запущенных случаях.

С вредными привычками у детей можно и нужно бороться.

Чтобы эффект был быстрым и результативным, лучше отучать малыша плавными комплексными мерами. Это позволит справиться с нежелательными действиями и не спровоцировать новые.

А после решения проблемы стоит заниматься ее профилактикой.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Вредная привычка у детей дошкольного возраста: искажение речи

Малыша зачастую переполняют различные эмоции, но ему не хватает слов, чтобы их выразить, поэтому подобные словечки в его лексиконе появляются все чаще. Однако родителям не следует обращать внимания на это. Как правило, подобный эффект проходит через несколько месяцев, когда у малыша словарный запас становится более обширным

Если взрослые будут как-то реагировать на появление в лексиконе ненормативных слов, то ребенок сочтет, что таким способом может привлечь к себе дополнительное внимание и справиться с этой привычкой будет значительно тяжелее

Иногда в жизни здорового ребенка возникает такая вредная привычка, как намеренно или несознательное коверкание слов. Малыш обычно стремиться узнать об окружающем мире как можно больше, понять все те явления и предметы, которые находятся рядом с ним. Родителям нужно потратить много времени, чтобы ответить на все вопросы, возникающие в его голове. Не следует жалеть на это времени.

Задержка дыхания

Иногда дети задерживают дыхание так
долго, что могут потерять сознание на несколько секунд или целую минуту. Это
по-настоящему пугает родителей. Такое поведение обычно появляется в возрасте от
полутора до двух лет. Из-за нехватки кислорода ребенок может посинеть или
сильно побледнеть. Дети задерживают дыхание, когда пытаются вернуть контроль
над ситуацией, и все идет не так, как они хотят. Если вы заметили, что ваш
ребенок намеренно задерживает дыхание, покажите его врачу. Очень сложно
определить, что именно происходит с ребенком, а некоторые виды обмороков могут
быть симптомами анемии. В любом случае постарайтесь обеспечить максимально
спокойную обстановку для ребенка, не привлекая особенного внимания к тому, что
вы встревожены или «это опасно». Ваш испуг может осложнить ситуацию.

Причины проблемы

А теперь разберём подробнее основания для такого поведения. Особенностью первого года жизни любого ребёнка является то, что он развивается всесторонне — как умственно, так и физически. Он активно изучает мир вокруг. В 10–12 месяцев уже может брать и удерживать в руках вещи, которые раньше были для него недоступны. Делает свои первые шаги.

Поэтому малыш и считает, что он взрослый, самостоятельный, и может вполне обойтись без вмешательства взрослых, а любые запреты вызывают у него лишь негодование. Что и можно назвать первой причиной кризиса 1 года.

Это проявляется, когда кроха упорно делает попытки есть самостоятельно, а родители не поддерживают его в благих начинаниях. Или же когда он хочет ходить без посторонней помощи, а мама не отпускает его руку.

Взрослые продолжают себя вести с подросшим чадом так же, как и раньше. А при столкновении с сопротивлением и агрессией они зачастую ведут себя совсем неправильно: злятся, кричат, а иногда и применяют силу. Вот вам и вторая причина кризиса.

Вредная привычка онанизм (мастурбация)

Под онанизмом (мастурбацией) понимается раздражение половых органов руками, сжатием ног, трением о различные предметы и т.п.

Впервые мастурбация может появиться в раннем возрасте (год-полтора), когда ребенок начинает знакомиться со своим телом. Родители часто наказывают, одергивают, бьют по рукам за это. Но ребенок в полтора года занимается изучением своего тела, и здесь нет ничего такого, за что нужно наказывать

Другое дело, насколько мама оставляет его одного, переключает его внимание на другие занятия, и до какого возраста мастурбация считается нормальной

Чаще мастурбация встречается у девочек, которые предпочитают мальчишечьи игры девчоночьим занятиям и у мальчиков с сильно выраженными мальчишескими чертами поведения.

Основные причины мастурбации в раннем возрасте:

  • Активный темперамент ребенка и соответствующая ему потребность в снятии напряжения.
  • Повышенный уровень возбудимости у ребенка при ослабленной нервной системе.
  • Нарушения в воспитании (слишком строгие родители, физические наказания, ограничение активности).
  • Чрезмерные ласки, поцелуи в губы, ребенок спит вместе с родителями.
  • Излишне тщательное соблюдение гигиены.
  • Повышенная потливость, тесная и неудобная одежда, глисты.

Что делать родителям?

  • Понять, что именно в Вашем поведении вызывает напряжение у ребенка и желание снять это напряжение, получая при этом кратковременное удовольствие и расслабление.
  • Научить своего ребенка – как можно разными способами получать удовольствие.
  • Есть такая техника «Меню удовольствий» — от чего я могу получать удовольствие. Спросите вашего ребенка, от каких дел, занятий он получает удовольствие (сладкое, музыка, рисовать/читать, гулять на улице). И далее составьте для него «Меню», как в ресторане, но состоящее из любимых занятий на каждый день.
  • Научить ребенка и разнообразить способы получения удовольствия.
  • Отвлекать ребенка более приятным и интересным занятием.
  • Расширить круг интересов малыша и общение со сверстниками.
  • Повышать активность в движениях, в способах выражения чувств.
  • Включить в жизнь ребенка оздоровительные мероприятия, направленные на повышение чувства тела: купание, обливание, обтирание.

Очень важно научить своего ребенка разнообразными способами получать удовольствие. Это важно еще и потому, чтобы ребенок научился сбрасывать напряжение

Ведь все эти патологические привычки: сосание пальца, кусание ногтей, мастурбация – они помогают сбрасывать напряжение, получать удовольствие. В дошкольном возрасте меняя эти привычки, взрослые их фиксируют.

Нам важно, чтобы ребенок получал удовольствие не только при помощи патологический привычек, а желательно от полезных – учеба, плаванье. Ведь дети часто находят неправильные пути получения удовольствий, впадая в зависимость (курение, наркотики, алкоголь, компьютер)

Чего делать нельзя?

Наказывать ребенка за мастурбацию.
Упрекать и стыдить за эту вредную привычку. Это приведет либо к фиксации привычки, либо онанизм трансформируется, например, в грызение ногтей.
Насильно кормить ребенка, вызывая у него во время еды отрицательные чувства

В этом случае ребенок перестает получать удовольствие от еды, он начинает получать удовольствие от мастурбации.
Преимущественно кормить сладкой, мясной и полезной пищей.
Усердствовать при купании ребенка, проявляя повышенное внимание к его половым органам.
Качать на одной ноге, одевать в тесную одежду.
Чтобы ребенок спал вместе с родителями. Нельзя оставлять его одного в постели без сна.

Как распознать?

До 1,5 лет все перечисленные выше действия – это абсолютная норма, ребёнок познаёт мир и узнает собственное тело.

Есть и другие, тоже вполне невинные причины:

Ковыряние в носу – это ещё и физиологический процесс. Слизистая носа требует очищения, и поэтому рука сама тянется к носу. Возможно, психологически проблем нет, а у ребёнка заложен носик и в нем постоянно скапливается засохшая слизь, которую нужно удалять.

Сосание пальца или других предметов – это проявление естественного для маленького человека сосательного рефлекса, который заложен природой. Этот рефлекс должен быть удовлетворён в полной мере в младенчестве. Плюс виноваты могут быть зудящие десны, через которые пробиваются молочные зубы.

Боремся с вредными привычками

Что же, кроме обращения к врачам, могут сделать родители, чтобы избавить ребёнка от вредной привычки:

1. Не считайте, что проблема в недостатке воспитания. Ругать, запрещать и наказывать ребёнка в этом случае не только бесполезно, но опасно. «Репрессивные меры» могут привести к усугублению проблемы. Ведь ребёнок, которого «отучают» от привычки, испытывает сильный стресс, чувствует себя плохим и ещё больше нуждается в привычном успокоении.

2

Обратите внимание на то, в каких случаях ребёнок прибегает к аутостимуляциям. Возможно, он «вспоминает» о вредных привычках, когда устал, испытывает тревогу или скучает

3. Определив «время икс», помогайте ребёнку избегать «опасных» ситуаций. Разработайте такой режим дня, при котором он будет меньше уставать или у него не останется времени на скуку.

4. Следите за тем, чтобы физические, умственные и эмоциональные нагрузки соответствовали возрасту и состоянию ребёнка.

5. Учите малыша радоваться жизни, видеть хорошее, красивое, трогательное и смешное.

6. Помогите ребёнку найти друзей.

7. Почаще обнимайте, целуйте малыша, играйте вместе с ним и устраивайте весёлую возню.

Следуя этим советам, вы сделаете жизнь ребёнка счастливее и комфортнее, поможете ему забыть о вредных привычках. Если же всё-таки время от времени он будет возвращаться к ним, не ругайте, а спокойно скажите: «Не делай так, пожалуйста». Можно и просто взять «занятую не тем» руку малыша, обнять его, отвлечь от привычного действия. Ребёнок должен знать, что вы не одобряете его привычки, но при этом не должен бояться и нервничать. А вот продолжительные нотации или запугивания неэффективны. Дети, как правило, и сами понимают, что делают то, что не следует, но контролировать себя у них не получается.

А ещё будьте готовы к тому, что избавление от вредных привычек (даже с помощью специалистов) – процесс не быстрый, требующий спокойного, ровного и постоянного внимания. Не показывайте ребёнку свои переживания. Он должен чувствовать, что ничего страшного не происходит, и видеть вашу веру в него. И тогда вредные привычки обязательно останутся в прошлом.

День или ночь?

Мало таких счастливых мам-пап, чье сокровище в младенческом возрасте не путало бы день с ночью. Конечно, вас можно понять, когда среди ночи от веселого гуканья чада и его игр с собственными ручками хочется завыть, как волк на луну. Как перестроить режим крохи? Вообще-то вырабатывать у младенца привычку засыпать в одно и то же время нужно с самого рождения (инструкция приведена ниже). Ну а если малыш все же перепутал день и ночь?Есть несколько способов вернуть карапуза к нормальному ритму жизни. Во-первых, не давайте ему подолгу спать днем. Каждый день старайтесь будить его раньше: сегодня на 5 минут, завтра – на 10, послезавтра на 15 и так далее, пока время дневного сна не нормализуется. Во время бодрствования днем займите его активными играми, рассказывайте сказки, устраивая маленький театр – говорите разными голосами или используйте для передачи сюжета игрушки, вовлекайте в потешки (ладушки-ладушки, гуси-лебеди и т. д.). Во-вторых, постарайтесь найти музыку (или выберите колыбельную песенку, что будете сами петь), под которую малыш станет засыпать. Многие детки охотно убаюкиваются под мамины песенки и нежные мелодии, они их успокаивают, навевают дрему. В-третьих, укладывать спать «путаников» следует в темной комнате. В этом случае даже рассеянный и приглушенный свет ночной лампы может вам помешать. И занавешивайте окна плотными шторами, чтобы ни луна, ни фонари, ни слишком рано встающее солнце не беспокоили маленького. В-четвертых, ванная перед сном с успокаивающими сборами. На многих младенцев такая процедура действует как сильнейшее снотворное. Еще? Попробуйте спальные мешочки или конверты. Малыши очень любят такие «гнездышки». В них уютно, тепло, они не скидываются невзначай ночью, потому что застегиваются на пуговички или замочек. В таких «норках» поневоле потянет в сон!

«Кусачки»-«щипачки»

Когда у детей начинают резаться зубы, они кусаются. Кусаясь, они успокаиваются, поэтому прорезывание зубов для них — это и не больно, и не страшно. Хуже, когда они примерно в 1-1,5 года осознанно начинают кусаться и щипаться.

Если ваш ребенок ходит в детский сад, то он непременно кого-нибудь там укусит или ущипнет. А потом придется выслушивать нарекания от родителей укушенных, ущипленных детей. Поэтому надо отучать ребенка и от этой привычки. Конечно, в этом случае никого и ничем обмазать не получится. Поэтому здесь помогут только беседы. За это надо и поругать ребенка. Если он вас укусил или ущипнул, укусите, ущипните (но не сильно!) и его тоже. Пусть почувствует, что это больно, говоря при этом: «Вот видишь, тебе больно, мне вот тоже так же больно!».

Но, конечно, без внимания их оставлять тоже нельзя. Ведь приучая его не делать те или иные поступки, вы тем самым учите его слушаться и уважать вас, отличать, что плохо, а что хорошо, в будущем стать полноценным человеком без комплексов. Наберитесь терпения. Старайтесь не криками и рукоприкладством менять в ребенке то, что не нравиться, а с любовью и лаской объяснять, что можно, а что нельзя делать. Воспитание ребенка – тяжелый труд, поэтому всем родителям удачи в этом нелегком деле.

Развитие прикуса у новорожденных

О формировании так называемого первичного прикуса у младенцев стоматологи говорят в период с 6 месяцев до 1 года. Именно в этом возрасте начинает определяться положение челюстей, мышечный тонус и скорость прорезывания молочных зубов. Мамам советуют внимательно наблюдать за поведением ребенка и отмечать такие симптомы, как:

  • излишне активная работа мимических мышц в момент кормления грудью;
  • неестественное положение головы во время сна;
  • непроизвольно открывающийся рот;
  • появление вредных привычек – долгое сосание пальца, «жевание» губ и щек;
  • дыхание через рот при отсутствии симптомов ОРЗ.

Часто врачи фиксируют смещение нижней челюсти уже в шестимесячном возрасте. Это станет серьезным симптомом неправильного прикуса, и чтобы избежать дальнейшего развития патологии, рекомендуют соблюдать следующие правила:

  • не оставлять ребенку пустышку дольше, чем на 15 минут;
  • соска у бутылочки должна быть до 3.5 мм в диаметре;
  • кормление смесью не сможет стать полной заменой материнского молока;
  • нужно следить за гигиеной – не давать малышу тянуть руки в рот или жевать посторонние предметы.

Интересный факт Злоупотребление молочными смесями и пустышками приводит не только к развитию искривленного прикуса, но и младенческого ожирения из-за нарушенного обмена веществ.

Основные виды вредных привычек и их причины

Вредные привычки у детей младшего возраста не всегда являются проявлением дурного характера или неправильного воспитания. Это либо соматический фактор, который легко устранить, либо неврологическая проблема.

Патологические вредные привычки

Сюда относятся ритуалы, проявляющиеся на фоне нехватки родительского внимания, гиперопеки, или чересчур строгого воспитания.

Но, например, ковыряние в носу может быть спровоцировано сухостью слизистой оболочки носа. Проблему можно решить посредством увлажнения воздуха в комнате, в которой находится ребенок.

Ногти часто грызут пугливые, тревожные, гиперчувствительные дети. Такая манипуляция позволяет им успокоиться, и чувствовать себя более комфортно в изменяющихся условиях.

Пытаясь успокоиться, ребенок также может начать:

  • посасывать пальцы (многие дети сосут собственную одежду и постельное белье);
  • биться головой о подушку;
  • накручивать волосы;
  • расчесывать руки и ноги;
  • манипулировать интимными частями тела.

Непатологические вредные привычки

Они появляются на фоне неправильного воспитания: некоторые родители сами могут демонстрировать нежелательное поведение, но чаще речь идет об отсутствии у детей понятия о необходимых культурно-гигиенических навыках.

Виды непатологических вредных привычек:

  • использование в речи нецензурных слов;
  • использование в речи слов-паразитов;
  • чавканье.

Если привычки глубоко укореняются, родителям следует обратиться либо к детскому психологу, либо к неврологу.

Советы родителям

На разных возрастных этапах детей могут посещать “стереотипии”, или стереотипные движения. Неврологи называют их “тиками”, или тико подобными состояниями. Обычно они появляются либо при засыпании, либо при просмотре телевизора. Выраженной патологией это не является, но корректировка здесь однозначно требуется.

Родителям нужно:

  • понаблюдать за ребенком, посмотреть, когда он совершает нежелательные действия, и как долго он это делает;
  • заменить нежелательное действие на что-нибудь аналоговое. Например, если ребенок ковыряет кутикулу, можно сшить ему игрушку с большим количеством хорошо закрепленных пуговиц или бусин;
  • отвлечь ребенка. Когда он начинает совершать нежелательное действие, ему нужно что-нибудь незаметно подсунуть в руки.

Даже при соблюдении этих рекомендаций может наблюдаться регресс: это происходит, когда ребенок попадает в тревожную ситуацию. В этом случае родителям следует повторить всю процедуру с самого начала.

Чего делать нельзя

Родители не должны:

стыдить ребенка, привлекать внимание других людей к его нежелательному поведению. Не следует и сравнивать его с другими детьми, которые, по мнению родителей, ведут себя идеально: это провоцирует развитие комплексов и страхов;
запугивать страшными небылицами (пальцы отвалятся, нос отвалится, волосы расти не будут, зубы повыпадают): это способствует усилению тревожности, появлению страхов и фобий;
наказывать, лишать ребенка чего-либо

Ребенок 3-5 лет не понимает связи наказания с действиями, которые он непроизвольно совершает;
кричать, читать нотации.

При помощи строгого внушения можно только остановить навязчивое действие. Долгосрочного эффекта этот способ не оказывает

Наоборот, родитель может добиться обратного: внимание ребенка к вредной привычке укоренится, а его нервозность усилится

Если родители продолжат натиск, обычная привычка, которая легко корректируется, перерастет в навязчивость.

Профилактика вредных привычек

Чтобы предупредить нежелательное поведение у детей, необходимо:

до года кормить ребенка грудным молоком

Это способствует повышению детского иммунитета, а сам ребенок ощущает себя в полной безопасности;
с осторожностью избавлять ребенка от соски. Если делать это слишком резко, в дальнейшем это может привести к сосанию пальцев или к грызению ногтей;
поддерживать детскую гигиену;
следить за тем, чтобы ребенок носил удобную одежду: она не должна ему жать, особенно в области паха;
избегать чрезмерной строгости.

Необходимо постараться создать гармонию в семье и окружить ребенка заботой и любовью. Он должен видеть, что такую же любовь и заботу родители проявляют по отношению друг к другу, к своим родителям, и к другим членам семьи. Обязателен собственный пример: дети неосознанно копируют поведение родителей.

Также, следует отвлекать ребенка играми, уделять ему больше времени: так он не будет чувствовать себя одиноким, и вредные привычки не станут укореняться.

Звоните: 8(495)632-70-89, 8(929)509-31-01 и записывайтесь на прием к психологу Разумовой Елене Васильевне.

Держим руки у лица

Привычка грызть ногти. Зачастую ситуация возникает в возрасте 2-х лет и может держаться в плоть до младшего школьного возраста. Если ребенок грызет ногти, то тут есть две причины – трудности с коммуникацией (начиная от родителей и заканчивая сверстниками) и нервное напряжение.К последнему моменту можно отнести неблагоприятную обстановку в семье. Например, когда родители постоянно выясняют отношения или кричат на малыша. Также проблема с ногтями может быть связана с чрезмерной нагрузкой в учебе. Из-за этого многие ученики младших классов имеют такую привычку. Ведь после «легкого» садика трудно адаптироваться к новым заданиям.
Посторонние предметы во рту. Данная привычка не столь безобидна, как может показаться на первый взгляд, ведь мелкими деталями легко подавиться. Психологи считают, что ребенок или человек, который постоянно тянет что-то в рот, например, ручку или карандаш, в глубине души чувствует нехватку родительского тепла.Существует гипотеза, что такая привычка вырабатывается у тех, кто рано или неправильно был отучен от груди

Поэтому родители должны не просто объяснять малышу, что ротик служит для приема пищи, но и уделять внимание его интересам. Чем ближе будут мама и папа, тем быстрее кроха почувствует комфорт и избавится от такой зависимости.
Сосание пальцев

Обычно проблема возникает у малышей, которые не пользовались соской или рано от нее отказались. Кроме того, стоит понимать, что у детей в возрасте до 3х лет еще ярко выражен сосательный рефлекс. Тревожиться стоит тогда, когда в 4 года эта проблема так сама и не прошла.

Ковыряние в носу. Основа такого поведения лежит в медицинской сфере – слизистая оболочка слишком суха. Это приводит к тому, что малыш испытывает постоянный дискомфорт в виде зуда и чесания. Если ребенок ковыряет в носу, то нужно попробовать повысить влажность в доме. В обратном случае, стоит обратить внимание на себя и членов семьи. Вполне вероятно, что такой пример был взят от взрослых.

Ищем причины вредных привычек у детей

Хотя, на первый взгляд, детские вредные привычки (специалисты их называют аутостимуляциями) могут казаться довольно безобидными, на самом деле всё не так просто. Они не появляются сами по себе, без причин. Почему у ребёнка вдруг появились вредные привычки, можно узнать. Нужно только понимать, где искать.

Причина первая. Отсутствие родительской любви

Уже давно было замечено, что детские вредные привычки чаще встречаются у ребят, чьё раннее детство прошло вне семьи

И неважно, по каким причинам они оказались разлучёнными с родителями. Жизнь в детском доме или даже обычная больница, если домашнему ребёнку пришлось одному долго лежать в ней, приводят к тому, что у малышей формируются устойчивые нежелательные привычки

Усыновители нередко рассказывают, как их дети, которых только взяли в семью, могли часами раскачиваться из стороны в сторону, сосали пальцы или даже выдёргивали волосы на теле. Всё это — последствия повышенного уровня тревожности, который почти неизбежно формируется у детей, долгое время лишённых родительской любви и заботы.

Причина вторая. Слишком «правильное» воспитание

Нередко подобные привычки появляются и у домашних малышей. И причиной тому, как считают специалисты, во многих случаях становится излишняя увлечённость родителей «правильным» воспитанием. Как часто можно услышать советы «знающих» людей: не укачивайте ребёнка, реже носите на руках, пораньше отучайте от соски, меньше развлекайте во время бодрствования. На деле же именно те малыши, которых укачивали, часто брали на руки, которым пели колыбельные и уделяли много внимания, почти никогда не приобретают вредные привычки.

Причина третья. Раннее отлучение от груди

Увы, не все мамы по разным причинам могут долго кормить детей грудью. А это тоже повышает вероятность приобретения склонности к аутостимуляциям.

В моём близком окружении был яркий пример такого случая. Две двоюродные сестрёнки были почти ровесницами и обеих пришлось рано перевести на искусственное вскармливание. Родители одной из них извели пустышки как класс, едва только дочке исполнился годик, а её сестра пользовалась соской до двух с половиной лет. Первая девочка вскоре начала тянуть в рот буквально всё, что попадалось под руку. Дошло даже до того, что она начала грызть карандаши, ручки, пластиковые ложки и, если взрослые не успевали остановить её, буквально за секунды превращала их в опилки и мельчайшую труху.  Вторая малышка в аутостимуляции не нуждалась, у неё была соска, которая помогала ей успокоиться и от которой она потом отвыкла безо всяких проблем.

Поэтому родителям рано отлучённых от груди малышей педиатры советуют использовать традиционный заменитель — пустышку. И нет ничего страшного в том, если ребёнок будет сосать её до двух лет или даже чуть больше.

Причина четвёртая. Недостаток телесного контакта

Часто во власть привычных действий отдаются дети, которым остро не хватает положительного (!) телесного контакта. Крепкие объятья, нежные поглаживания, весёлая возня малышам и даже ребятам постарше жизненно необходимы. И если дети их не получают, то могут компенсировать недостаток всего этого при помощи вредных привычек.

Причина пятая. Неустойчивая нервная система

Разумеется, даже дети, которые живут в любящих семьях, где им дают всё необходимое, от продолжительного грудного вскармливания до чуть ли не круглосуточного ношения на руках, всё равно и пальцы сосут, и постоянно перебирают разные предметы. В этом случае речь, скорее всего, идёт о малышах с неустойчивой нервной системой, а «виноваты» в этом перенесённая гипоксия (кислородное голодание), слабый иммунитет (и, как следствие, частые простудные заболевания) и врождённые особенности.

Признаки кризиса

Непослушание, упрямство. Малыш уверен, что всё и всегда может делать самостоятельно. И когда ему перечат и запрещают, он категорически отказывается подчиняться.
Частая смена настроения. Карапуз выражает недовольство практически всем и вся. Реакция на те или иные ситуации в корне меняется, появляется агрессия.
Противоречивый характер поведения. Выражается в том, что сначала кроха обнимает, а затем бьёт кого-то или сначала выпрашивает игрушку, а потом её выбрасывает.
Ранимость, обидчивость. Ребёнок часто плачет, капризничает. Зачастую его сложно успокоить, потому что причину его слёз найти практически невозможно.
Страх потерять маму из поля зрения. Это годовалых карапузов чаще всего называют «маминым хвостиком».
Ребёнок постоянно требует внимания

Ему важно, чтобы за ним наблюдали и играли в его игры. Малыш начинает ревновать.

Все в рот

Как проявляется. Примерно с 4-х месяцев кроха начинает обсасывать руки, ноги и игрушки. Так он получает информацию о том, твердый предмет или мягкий, шершавый или гладкий, можно ли его съесть, ведь задавать вопросы малыш пока не умеет. Это основной способ познавать мир для маленького. Кроме того, между 4 и 7 месяцами у грудничков начинают прорезываться зубы и сильно чешутся десны.

Что предпринять? Держите все потенциально опасные, особенно мелкие предметы там, где кроха не сможет до них дотянуться. Когда малыш начнет ползать, посмотрите на интерьер с высоты роста крохи, а еще лучше проползите по полу по-пластунски: так вы сразу поймете, какие помехи могут возникнуть на пути маленького путешественника и что может быть для него опасно. Примерно в 1,5 года малыш перестанет тащить в рот все подряд.

Как бороться с вредными привычками у детей

Во-первых, как уже говорилось, не должно быть агрессии. Любые агрессивные методы (прикрикнуть, ударить, намазать пальцы горчицей и так далее), способны лишь вызвать у малыша психологическую травму, справиться с которой потом будет еще даже сложнее, чем с приобретенными навязчивыми действиями

Если ребенок грызет ногти, постоянно сосет пальцы или язык, значит, необходимо в первую очередь обратить внимание на время перед сном — ведь именно в такие моменты привычка обычно появляется и укореняется. Для того, чтобы у малыша не было тяги к такому «самоуспокоению», желательно общаться с ним ежедневно перед сном хотя бы в течение часа: это могут быть какие-то спокойные игры или совместное чтение книги — главное, чтобы ребенок чувствовал себя нужным и интересным, видел родительское внимание и чувствовал любовь

Очень хорошо зарекомендовали себя в качестве комплексных средств в избавлении детей от вредных привычек различные упражнения на тренажерах. Примерное время занятий — четверть часа вечером, перед сном. Самым доступным методом являются прыжки со скакалкой перед сном, которые, кстати, очень активно рекомендуются детскими психотерапевтами в случае приобретения практически всех вредных привычек у детей.

Вторая распространенная проблема — детский онанизм в той или иной степени. Родителей детей до трех лет это вообще не должно беспокоить. Дело в том, что ребенок в этом возрасте как бы «бесполый», и когда он трогает половые органы, для него это означает то же самое, как если бы он потрогал, например, свое ухо или плечо. Ощущения у него от этих прикосновений, скорее всего, различные, но в итоге для самого ребенка осязание своих половых органов – это такое же познание собственного тела, как посмотреться в зеркало или прикоснуться к своей щеке. Однако, как правило, родители, воспитатели и другие взрослые, кто окружает малыша, увидев его руку, находящуюся в штанах, реагируют на это недвусмысленно и агрессивно. Ребенку сначала не понятна разница, затем он начинает прятаться, чтобы иметь возможность трогать себя там, где ему хочется. В итоге это действительно вырастает в проблему, решать которую необходимо, проявляя терпение.

Самое главное: следить за здоровьем ребенка – ведь причиной появившегося онанизма могут стать такие элементарные вещи, как запоры или острицы. Нельзя давать малышу долго сидеть на горшке — это может стать одной из причин появления привычки трогать половые органы

Обязательно следить за регулярным посещением ребенком туалета — ведь задержка мочеиспускания неизбежно приведет к напряжению в паху и в очередной раз привлечет внимание ребенка к этой области тела

Очень полезными оказываются курсы гомеопатии и лекарственных трав, направленных на успокоение нервной системы — но обязательно после консультации с доктором. Нельзя качать ребенка, усадив его верхом на одно колено, одевать ему штанишки или трусики, которые хоть как-то могут давить в паху, да и вообще, надо почаще отвлекать малыша интересными занятиями. Если тяга к онанизму проявляется перед сном — необходимо в течение нескольких недель особенно контролировать это время. В частности, следить за тем, чтобы ручки ребенка во время засыпания находились поверх одеяла.

Любая вредная привычка ребенка — это следствие какого-то испуга, плохого настроения, чувства собственной ненужности или неполноценности. Соответственно, все, что вызывает позитивное настроение у малыша, устраняет депрессивные настроения, может способствовать избавлению от любых вредных привычек.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий