Как правильно наказывать ребенка и стоит ли вообще
Одна крайность: родители живут и воспитывают своего ребенка по принципу: «Нас в детстве родители били, и мы вот какие воспитанные и хорошие выросли. А того … не били и не наказывали, и ничего с него путного не вышло. Так что надо наказывать и бить.». Здесь идет полное подчинение ребенка воли родителей. А что если вы перегнете палку, и тогда у вашего ребенка на всю жизнь останется психологическая травма? И вам, и ребенку с этим жить.
Другая крайность: родители придерживаются такого понятия: «Ну это же ребенок, он не понимает, это он не специально. Нельзя наказывать, тем самым унижать личность ребенка!». Здесь, наоборот, всегда и везде первым делом ребенок. Таким образом понимание субординации и уважения старших у ребенка попросту нет.
Ни первый, ни второй вариант не являются правильным. Одно дело не сдержаться и в порыве негодования шлепнуть ребенка по попе, другое дело морально и физически насиловать его.
«Не наказывать» чаще всего склонны родители, которые пытаются избежать истерик, слез ребенка. Или когда проще дать, что хочет ребенок, чем потом разгребать его слезы и сопли.
Для того, чтобы понять нужно ли наказывать ребенка, давайте сначала поймем какова цель (предназначение) наказания.
Мнение доктора Добсона
Допустимо ли физическое наказание?
Пожалуй, ни одна тема в вопросах воспитания ребенка не вызывает столь бурного обсуждения, как физическое наказание. Против него в один голос выступают многие педагоги и психологи, считая, что порка только рождает в ребенке страх и обиду на взрослых. Чтобы избежать шлепков и тумаков, дети становятся изворотливыми и учатся лгать.
Правда, следует разграничивать планомерное избиение детей офицерским ремнем с пряжкой и реакцией взрослых на опасное поведение ребенка. Наверняка вы могли наблюдать, как насмерть перепуганная мама шлепает своего малыша, который выбежал на оживленную трассу и чуть не попал под колеса машины. В таких экстремальных случаях физическое воздействие обычно не вредит ребенку, так как не несет в себе унижение.
Как наказывать детей, решать только их родителям. Главное – сделать это правильно и конструктивно. Не перегибайте с дисциплинарными воздействиями, лучше объясните ребенку без криков и физического наказания, почему он вел себя неправильно, и тогда он вас поймет.
Читаем также:
Наказывать или не наказывать ребенка? А если наказывать, то как это сделать правильно? Многие родители шлепают малыша по попе, ставят в угол, ругают, другие же, наоборот, пытаются воздействовать моральным способом, отказывая малышу в вечернем поцелуе или отказавшись прочитать сказку на ночь. А как правильно наказать малыша?
Основные принципы правильного наказания
Помочь малышу понять мотивы совершенного поступка и разобраться в собственных чувствах, а также предотвратить их повтора в последующем – основная цель наказания.
Дисциплинарные меры будет эффективным только при соблюдении определенных правил:
- Не применять дисциплинарных мер на эмоциях. Нельзя принимать решение о наказании, пока родителями управляет обида, злость, разочарование и гнев. Под действием этих эмоций человек неспособен адекватно оценить поступок ребенка и выбрать соответствующую кару. Родители должны принимать решение только после того, как успокоятся.
- Выслушать ребенка. Возможно, с его точки зрения он не виноват, тогда наказание будет воспринято как несправедливое. В результате оно не даст эффекта, а ребенок затаит обиду. Стоит поговорить с ним, объяснить, в чем его ошибка, и, возможно, в данной ситуации наказывать не стоит.
Соблюдать последовательность. Наказывать нужно за одни и те же нарушения правил. Не стоит игнорировать непослушание детей, даже если нет времени или родитель не знает, как поступить в конкретной ситуации.
Учитывать тяжесть проступка. За безобидное баловство или непослушание, совершенное впервые, должна последовать беседа и предупреждение. Злостное или умышленное плохое требует адекватной реакции.
Ограничивать продолжительность наказания. Необходимо всегда обговаривать длительность дисциплинарной меры. Иначе ребёнок быстро утратит взаимосвязь между проступком и ограничением, которое продолжается месяц.
Согласованность родителей. Наказание ребенка – ситуация, в которой все родственники должны придерживаться одной линии поведения. Нельзя допускать, чтобы один наказывал, а другой жалел. Такой метод не только не даст никакого результата, но и станет причиной наряженной обстановки в семье. Данная ситуация разделит родственников в подсознании ребенка на плохих и хороших. Взрослые должны заблаговременно обсудить модель воспитания и строго следовать ей.
Демонстрировать положительный пример. Родители должны стать примером. Только так можно научить ребенка правильному поведению.
Особенности характера ребёнка. Наказание для меланхолика и сангвиника должно отличаться
Также при выборе дисциплинарной меры следует принимать во внимание возраст. Индивидуальное наказание
Категорически запрещено отчитывать и наказывать ребенка в присутствии посторонних людей. Это вызывает чувство стыда и унижения. В таком состоянии он не сожалеет о совершенном поступке, не делает никаких выводов, он думает только о том, чтобы этот позор поскорее закончился, и как отомстить родителям.
Придумать ритуал примирения. Психологи рекомендуют выработать особый обряд, который будет символом окончания наказания.
За что нельзя наказывать ребёнка?
Перед наказанием всё же следует выявить мотив проступка, чтобы удостовериться, что столь серьёзное деяние было совершено злонамеренно, а не по не знанию, случайно или из благих пожеланий.
Не рекомендуется наказывать ребёнка:
- за стремление к познанию: прыжки в лужах (чтобы проверить их глубину), разборка предметов (пусть даже дорогих) на части, исследование собственных половых органов;
- за особенности возраста и физиологии: неумение ходить в горшок, за гиперактивность, низкий уровень внимания, слабая память, проблемы с засыпанием;
- за поведение, обусловленное болезнью: неврозами, психиатрическими заболеваниями;
- за естественные эмоции: бунт трёхлеток, зависть к чужим вещам, ревностные проявления к брату или сестрёнке;
- за неосторожные поступки: испачкался на улице, разлил молоко на кухне.
Рассмотрим распространённую ситуацию: ребёнок разбил чайник из дорогого сервиза. Однако при изучении этого случая выяснилось, что малыш собирался заварить чай и налить кружечку этого напитка любимой маме. Оправдано ли наказание в подобной ситуации?
Нет, ведь поступок изначально был положительным, а ребёнок исходил из самых добрых побуждений. Наоборот, малышу необходимо посочувствовать, поддержать и помочь, подсказав, как избежать подобных промашек в дальнейшем.
Подходят Ли Подросткам Наказания?
Если ваш подросток плохо себя ведет, вам следует назначать соответствующие возрасту наказания, чтобы не допустить его повторения. Наказания в одних случаях работают, а в других дают обратный эффект. Если ваш стиль воспитания сильно зависит от сурового наказания, это может помешать ребенку научиться самодисциплине. Кроме того, очень суровая стратегия наказания может превратить подростка в бунтарь и заставить его лгать или скрывать от вас что-то.
Наказания необходимы, и они действительно работают, если они составлены правильным образом и с правильным подходом. Когда ваша цель — дисциплинировать подростка и дать ему возможность делать лучший выбор или более эффективно справляться с подобными ситуациями, разработанное вами наказание достигнет своей цели. Вам решать, какие последствия пойдут на пользу вашему подростку и помогут ему продемонстрировать хорошее поведение.
Хорошей отправной точкой является активное участие подростка в установлении строгих, но четких правил дома и наложение соответствующих наказаний за их нарушение. Вовлеченность подростка дает им возможность контролировать ситуацию и побуждает подчиняться.
Почему возникают трудности, и дети не слушаются
Каждый родитель сталкивается с ситуациями, когда дети перестают их слушаться. При этом далеко не все всерьез задумываются о том, почему такое происходит.
Есть несколько распространенных причин непослушания маленьких деток или подростков. Среди них можно выделить следующее:
Возрастной кризис. Одна из причин плохого поведения — переходный возраст. Чаще всего с таким кризисом сталкиваются подростки после 13 лет. В такие периоды дети практически неуправляемы, так как они осознанно пытаются выйти из-под контроля родителей.
Сильные ограничения
Некоторые люди считают, что запреты являются важной частью наказаний. Однако они эффективны только в ограниченном количестве
Если часто запрещать что-то, это будет вызывать только возмущение и непослушание у детей. Поэтому рекомендуется отказаться от постоянных запретов.
Вседозволенность. Полное отсутствие ограничений тоже может негативно повлиять на воспитание. Некоторые родители считают, что счастливое детство можно обеспечить вседозволенностью, но это далеко не так. Если ни в чем не ограничивать своего ребенка, в будущем он просто перестанет слушаться и станет неконтролируемым.
Недостаток внимания. Часто подростки и детки возрастом до 12 лет перестают слушаться из-за дефицита внимания. Им не хватает родителей, которые много времени проводят на работе
Поэтому, чтобы хоть как-то привлечь их внимание, они начинают плохо себя вести.
Завышенные требования. Иногда родители начинают требовать от своих деток слишком многого
Завышенные требования могут привести к тому, что подросток попросту перестанет слушаться взрослых. Также, помимо поведения, могут ухудшиться и оценки в школе.
Проблемы в семье. Многие семьи сталкиваются с серьезными ссорами и скандалами, которые так или иначе оказывают влияние и на деток. Постоянная ругань родителей может негативно повлиять на психику ребят. Особенно, если им меньше 10-11 лет.
Даже мелкие проделки не должны оставаться безнаказанными
Почему нет согласия между взрослыми в вопросах применения наказания
Чтобы найти ответ на вопрос о возможности применения наказания в отношении ребенка, в первую очередь необходимо понять, почему на протяжении многих десятилетий нет четкого понимания по этому вопросу.
Сложность в поиске единого стандарта воспитания детей возникают на базе отсутствия общих стандартов в определении термина наказания. Для одних это угол, для других – шлепок по попе, третьи верят в силу ремня, а четвертые считают достаточным наказанием лишение ребенка привычных радостей. Понимание о правильном воспитании формируется в психике человека еще в раннем детстве, меры, которые применялись нашими родителями к нам напрямую влияют на наше понимание правильного выбора воздействия на детей сегодня. А наши малыши в будущем на нашем примере будут воспитывать своих крошек. Часто от мамы или папы можно услышать фразу «меня так воспитывали, и ничего, вырос нормальным человеком». Но, насколько такая позиция верна? Все зависит от методов, применяемых родителями.
Методики воспитания изменяются со временем, учитывая достижения психологии, педиатрии, и мало, кто скажет, что нужно вернуться к техникам, которые использовали наши дальние предки. Например, еще 100 лет назад считалось нормальным устраивать порки в конце недели, чтобы наказать за провинности, совершенные за семь дней. А сегодня каждая мама скажет, что это садизм. Обдумывая вопрос применения наказаний в отношении детей, стоит учитывать опыт предыдущих поколений, выбирая наилучший вариант, а не слепо идти за ошибками предшественников.
Рациональные методы порицания
Основные виды наказаний детей взрослыми
- Ограничение в правах (запреты). Как правило, применяется такое наказание ребенка в семье, и его, пожалуй, можно считать самым мягким из всех. Чаще всего к нему прибегают в том случае, когда хотят добиться выполнения того или иного действия. Например, если ребенок не желает убирать игрушки, то его ограничивают, запрещая смотреть мультфильмы или идти на прогулку со сверстниками. В большинстве случаев такая методика действует. Ребенок с большим энтузиазмом выполняет то, что от него требовалось. Также ограничивать на определенное время права можно в качестве наказания за какой-нибудь проступок. Но при этом ограничение должно быть тесно связано с ним, чтобы для ребенка была четко видна логическая связь. Иначе в следующий раз он будет стремиться просто избежать наказания, не осознавая его причин. Например, если ребенок отказывается собирать игрушки, то можно запретить ему брать их на некоторое время. Период, в течение которого будет действовать запрет, тоже должен быть адекватным. В противном случае ребенок станет обвинять родителей в несправедливости.
- Наделение дополнительными обязанностями. Этот вид наказаний нередко применяется не только в семье, но и в школе, а также и во взрослой жизни (например, наказание общественными работами). Как уже понятно из названия, смысл его заключается в том, что ребенок принудительно выполняет какие-то действия. Например, внеочередное мытье посуды, уборка общей комнаты. Как и в предыдущем случае, добиться нужного эффекта можно, если дополнительные обязанности каким-то образом связаны с самим проступком. Скажем, если намеренно был разбросан мусор, можно обязать убирать комнату в течение определенного времени. В противном случае ребенок может почувствовать себя жертвой несправедливости.
- Моральные санкции (порицание, осуждение). Такое наказание в воспитании детей, как правило, имеет цель вызвать чувство вины и сожаления о своем поступке. Это один из самых эффективных методов воздействия на личность, при помощи которого можно запрограммировать ту или иную модель поведения в будущем, и ребенок уже не станет делать то, за что было стыдно, за что он подвергался осуждению со стороны авторитетных личностей (родители, учителя, старшие товарищи). Моральные санкции очень часто применяются как в семье, так и садике, школе. Разумеется, они должны быть адекватными поступку, возрасту и психологическим особенностям провинившегося.
- Телесное наказание. Самый противоречивый метод, вокруг которого на протяжении всей истории педагогики не утихают споры. Более того, в законодательстве (например, в Семейном Кодексе) большинства стран существует прямой запрет на физические наказания как в семье, так и в различных детских учреждениях. Тем не менее, даже такие педагоги, как Макаренко, Локк, и другие светила мировой науки допускали, хотя и в исключительных случаях, физическое наказание детей. Причем, речь здесь идти может не только о банальном битье, но и о более изощренных видах физического воздействия (применение дополнительных упражнений в качестве «штрафов» в спортивных клубах или лагерях не рассматриваются). Не противоречат этому и некоторые современные психологи.
Как правильно наказывать ребенка
Когда вы наказываете своего ребенка, необходимо понимать, что делать это надо осторожно, без вреда для него. Ведь целью наказания является осознание ошибки, которую совершил ребенок
Поэтому важно, не причинить ему боли в этот момент, а дать понять, что больше так делать не стоит
Дети должны знать, почему они наказаны. Объясните малышу, в чем была его ошибка, что он сделал не так. При обсуждении ситуации никогда не говорите ребенку, какой он плохой. Обсудите с ним только конкретный случай, а не его недостатки.
Во время наказания ребенок не должен быть лишен туалета и еды. Но в то же время, вы не должны позволять ему бегать на кухню и туалет каждые пять минут, когда он наказан. Ребенок должен хорошенько подумать над своим поведением, а не отвлекаться на посторонние предметы. Поэтому не наказывайте его в детской комнате, где можно поиграть в игрушки, иначе, ваше терпение может лопнуть окончательно. Не сажайте его рядом с тарелкой вкусняшек. Малыш будет думать о сладком, а не о своих ошибках. Возможно, он даже позволит себе взять пару конфет, например. Какое же это наказание? Считай, что просто посидел, лишний раз конфет поел. Можно продолжать хулиганить. Если вы разрешаете ребенку так себя вести в то время, когда он наказан, тогда не вините его в том, что он так ничего и не понял.
Лучше лишить ребенка хорошего, чем сделать ему плохо
Вместо того, чтобы шлепать ребенка, лучше лишить его того, что для него действительно важно. Это эффективный способ наказания, который приносит минимум боли и максимум результата. Мы не советуем вам увлекаться этим методом часто, но если ребенок вышел из под контроля, то иногда можно
Мы не советуем вам увлекаться этим методом часто, но если ребенок вышел из под контроля, то иногда можно.
Лишение радости заставляет ребенка подумать над своим поведением. В качестве наказания лучше использовать лишение любимого занятия или развлечения. Это может быть катание на роликах, прогулка в детском парке или любимая сказка на ночь. Долго такое наказание продолжаться не должно. Если ребенок не хочет видеть расстроенных лиц родителей, однократного применения будет достаточно.
Наказывать любимой едой мы не рекомендуем. А вот ее ограничением можно. Например, днем купили вкусный торт, а вечером пришлось наказать ребенка. Вся семья будет есть торт после ужина. Наказанный ребенок не должен лишаться своей порции, но ее нужно уменьшить. При этом, надо объяснить ребенку “ Сегодня ты наказан за свой поступок, поэтому ты получаешь половину куска. Если бы ты не поступал так, то получил бы целый кусок торта.”
Почему не рекомендуют шлепать?
Шлепать детей по попе или по рукам любят многие родители. Однако такое наказание редко бывает эффективным. Почему? Если шлепать ребенка слабо, то он скорее воспримет это как игру.
Может даже специально будет напрашиваться на такое наказание, чтобы привлечь внимания. Ведь боли такой шлепок не приносит. Воспринимать его как запрет могут разве что совсем малыши в 1-2 года, если при этом сделать соответствующее лицо.
Если шлепать сильно, чтобы было больно – то это уже физическое насилие. Хотя некоторые родители применяют и такое наказание и даже жестоко наказывают непослушных детей ремнем.
Они обосновывают это тем, что иначе ребенок не понимает. Однако оправдывая физическое насилие в любой степени, родители расписываются в собственной беспомощности.
Насилие порождает ответную реакцию. Ребенок решит, что более сильный может обижать слабого, и будет вымещать обиду на том, кто слабее, например, другой ребенок или животное.
Кроме того постоянное ожидание физической боли наносит психологический вред малышу.
Поэтому, если родители не хотят потерять доверие своего ребенка, то стоит применять другие методы воспитания, нежели физическое наказание. Особенно восприимчивы к такого рода наказаниям дети в возрасте 4 лет.
Эффективные Стратегии Наказания Подростков
Как родитель, вы знаете, какие наказания лучше всего подходят вашему подростку, потому что вы знаете его симпатии, антипатии и предпочтения. Тем не менее, вот несколько распространенных и эффективных стратегий наказания, используемых родителями подростков.
Ограниченное время общения с друзьями : если ваш подросток демонстрирует нежелательное поведение с друзьями, хорошим последствием будет перерыв в общении с друзьями. Более сильным посылом было бы на время отменить прогулки с друзьями на выходных.
Более строгие правила дома: нарушение правил дома может означать, что подросток теряет больше свободы. Это отличный сдерживающий фактор и поддерживает желание подростка соблюдать согласованные правила проживания в доме. Например, если подросток нарушает комендантский час на полчаса, установите новый комендантский час на полчаса раньше, чем ваш первоначальный.
Возмещение как наказание: если подросток был ответственен за кого-то, кто понес потерю, попросите подростка исправить это, отремонтировав или заменив то, что было повреждено. Если ущерб не может быть решен таким образом, попросите подростка придумать способ уменьшить влияние потери. Например, если подросток врезается в пожилого соседа, у которого растяжение связок, позвольте подростку отвести соседа к врачу, а также получить для него предметы первой необходимости на несколько недель. Убедитесь, что последствия напрямую связаны с проблемой.
Смириться с музыкой в одиночку: позвольте подростку справиться с естественными последствиями своих действий, а вы не вмешиваетесь и не смягчаете удар. Это отличный способ подготовить их к взрослой жизни, когда им придется столкнуться с музыкой в одиночку. Позвольте им разобраться с разгневанным соседом, который требует знать, почему подросток уничтожил их клумбы, или с автовладельцем на улице, который хочет поговорить с подростком о царапинах на его новом автомобиле из подросткового цикла.
Как родители наказывают детей
Что делает большинство родителей, когда хочет наказать детей? Они кричат, обвиняют, обзывают. И только маленький процент объясняет, а что собственно пошло не так и почему мама и папа недовольны таким поведением или поступком.
А ведь для того, чтобы наказать ребенка, ему надо сначала объяснить правила поведения. Наказывать за то, о чем он не был уведомлен – глупо. Наказать, чтобы потом это не повторилось, тоже так себе вариант. Ребенок может просто испугаться в данный конкретный момент, затаить обиду, но это не избавит его от ошибок в последующем. Ведь мы не объяснили, как нужно поступить в следующий раз, чтобы не получилось опять так плохо. Мы просто накричали, А ведь то, что очевидно взрослым, не всегда понятно детям, особенно если это дети ещё маленькие.
Одно время мой младший сын очень часто ронял посуду на пол. Конечно же, это происходило нечаянно. И почему-то он сразу начинал плакать и говорить, что он это сделал не специально. Хотя я никогда его не ругала за это. Поэтому я научилась переводить всё в шутку. При громком звуке падающей и разбивающейся посуды я кричу: «Всем оставаться на своих местах! Не шевелимся! Пылесос спешит на помощь» Этим я снимаю напряжение и берегу от ненужных травм всех, кто оказался в эпицентре события.
Можно, конечно, накричать, обозвать криворуким рукопопым и никчемным человеком, который только и делает, что вгоняет семью в растраты. Но разве это вернет разбитую кружку или тарелку? А может быть, это добавит нежности и любви в наши отношения? Или посуда перестанет падать? Нет! Так зачем к разбитому стеклу добавлять еще и разбитую психику собственного ребенка?
После того, как осколки убраны, нужно просто объяснить, что носить тарелки из кухни в комнату небезопасно, можно поскользнуться и выронить её. Если так хочется покушать в комнате, нужно попросить маму или папу принести тарелку или сделать это максимально аккуратно, не спеша и двумя руками. И тогда в следующий раз ребенок приложит максимум усилий, чтобы тарелка осталась целой и невредимой. Но даже это не всегда убережет его от новой разбитой тарелки или чашки.
И помните, все мы совершаем ошибки, даже став взрослыми и даже зная, как было надо поступить или сделать. Будьте более снисходительны к своим детям, они еще в начале пути.
Другие нюансы в наказаниях по Дж. Добсону
Также следует придерживаться следующих принципов:
- Не надо пугать ребенка наказанием (рекомендуем прочитать: как воспитать ребенка без криков и наказаний?). Нужно, чтобы ему было понятно, что за неповиновением идет наказание, но оно не должно служить средством запугивания. Это просто заставит проказника быть хитрее и изворотливее.
- Не используйте в качестве наказания запугивание чужими дядями, тетями, полицейскими, которые придут и заберут непослушного мальчика или девочку – ребенок будет думать, что он не нужен.
- Избегать критики и оскорблений малыша. Предпочтительнее показывать недовольство или высказывать неодобрение самого проступка или нарушения.
- Если наказание связано с временным запретом на употребление вкусностей или отбором привилегий, необходимо обязательно уточнять сроки его действия.
- Игнорирование ребенка сродни физическому наказанию, хотя некоторые школы и воспитательные методики оправдывают подобный суровый метод.
- Делать выговор крохе желательно один на один, а не при посторонних. Это сохранит его самооценку и психоэмоциональное состояние других детей тоже не пострадает.
- Все члены семьи без исключения должны выполнять установленные правила.
- Свод основных правил лучше распечатать или нарисовать вместе с малышом и наклеить на видном месте.
Запрещенные приемы
В любом деле, и в педагогике в том числе, есть разрешенные и запрещенные правила
Соблюдать их важно всем – и детям, и родителям. От степени прозрачности требований, умения родителей довести до сознания ребенка их суть, разъяснить, зависит результат. Итак, то, чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах:
Итак, то, чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах:
- Наказывать «оптом». Ребенок разбил цветочный горшок, а наказали его за это, за нечищеные зубы (что было вчера), а также наперед, на всякий случай.
- Поведение без правил. Для того, чтобы малыш понял, за что именно его ставят в угол, лишают телевизора и похода на день рождения, нужно огласить требования.
- Воздавать за содеянное вчера, неделю или месяц назад. Какой от этого эффект, если ребенок давно забыл об этом?
- Выходить из себя, кричать. Повышение голоса – потеря лица для взрослого.
- Действовать самостоятельно от супруга, бабушки/дедушки. Несогласованность ведет к возникновению противоречий, в дальнейшем ребенок научится гибко манипулировать ситуацией, извлекая из нее выгоду.
- Карать за то, что прощается взрослым. Это вызывает конфликт детского восприятия.
Советы психолога – наказывайте без вреда для психики
Наказание не должно наносить ни физического, ни психологического вреда.
Оно должно помочь маленькому человечку осознать последствия своего проступка, сделать соответствующие выводы, чтобы избежать ошибок в будущем.
Поэтому выбирая способ наказания нужно следовать таким правилам:
- Не наказывайте сгоряча
Если эмоции на пределе, то необходимо срочно успокоиться: посчитать до десяти, выйти на пару минут в другую комнату и другое. Когда человек успокаивается, он более адекватно оценивает ситуацию.
Наказывайте любя
Самое страшное для малыша это не само действие, а то, что мама или папа его возможно разлюбили. Если он чувствует, что родители его все равно любят, то и наказание воспринимается как справедливое.
Необходимо четко установить границы дозволенного, а потом уже применять наказание
То есть ребенок четко должен знать, за что его накажут. Например, малыш в садике отобрал игрушку у товарища. Если родители ему не объяснили, что так делать нельзя, то и наказывать его неправильно. Сначала объясняем, в следующий раз наказываем.
Наказывать нужно не ребенка, а его проступок
Например, ударил соседского мальчика. Он знает, что так нельзя. Вы разобрались в ситуации и выяснили, что ваш ребенок действительно виноват. Наказывая его нужно говорить, что не он плохой, потому что ударил другого, а он совершил плохой поступок.
При наказании необходимо четко определить временной интервал
Например, «сядь и посиди на стуле 5 минут», «сегодня вечером останешься без просмотра мультфильма». Недопустимы фразы «Больше никаких мультфильмов», «никогда не получишь сладкого» и тому подобное.
После наказания обязательно должно быть примирение
Хорошо, если есть свой собственный ритуал.
Можно ли наказывать ребёнка — рассказала психолог Colady Оксана Коновалова
Оксана Коновалова, психологФото @oksana_konowalowa
Прежде всего, необходимо отдавать себе отчёт в том, что такое наказание по своей сути. Наказание – это санкция, которая применяется в случае нарушения правил, законов каким-то лицом, от которого требуется соблюдение этих правил, законов и которое является ответственным за их нарушение.
Конечно, от ребёнка можно «требовать» соблюдение каких-то правил, принятых в доме, в семье, в детском саду, в школе, но, скажем, о соблюдении законов уже речь не идёт. Почему? Потому что ребёнок не несёт такой ответственности. И в случае нарушения ребёнком закона отвечать (то есть нести ответственность) придётся его родителям или лицам, которые их замещают.
Так чем же это принципиально отличается от ситуации с правилами?
Ребёнок по определению не несёт ответственности за свои действия. Он ещё, как личность, не ответственный. Задача родителей как раз и заключается в том, чтобы сформировать в ребёнке представления об ответственности, научить его предвидеть последствия своих поступков и действовать, столкнувшись с этими последствиями.
Демонстрация негативных санкций не позволяет развить такую черту, как ответственность. Наказание формирует здоровую эмоциональную реакцию на опасность, то есть страх. Со временем этот страх приобретает самые разные формы: страх поступить неправильно, совершить ошибку, не понравиться, сказать не то, ляпнуть глупость, показаться смешным, опозориться, не справиться, сделать недостаточно красиво или хорошо и т. д.
Фото Pexels
Страх в некотором смысле дан человеку для того, чтобы включились защитные системы, и человек смог защитить себя от опасности. В случае с социальными страхами таких защитных систем две – самоуверенность (высокомерие, социальная агрессивность) и неуверенность (застенчивость, закомплексованность). Оба варианта вряд ли помогут человеку во взрослой жизни обрести психологическую зрелость.
На мой взгляд, «правильные виды наказания» в контексте воспитания – выражение абсурдное. Они не могут быть «правильными». В действительности для родителей это всего лишь наиболее простой, лёгкий, быстрый и дешёвый способ обеспечить себе относительное спокойствие и снизить вероятность нежелательного поведения ребёнка в будущем. Не надо воспитывать, не надо объяснять, не надо подавать пример – наказал и готово.
Если же мы посмотрим на синонимы слова «наказание», то обнаружим среди них такие, как кара, расправа, расплата. И, кажется, это не то, что органично вписывается в процесс воспитания. Особенно, когда речь идёт о непослушании.
Вам показалось бы справедливым, если бы над вами учиняли расправу всякий раз, как вы «не послушались» и сделали по-своему, не так удобно, как хотелось бы кому-то другому? Вопрос о послушании – это больше вопрос родительского влияния и авторитета, нежели наказания. Если ребёнок «не слушается» родителей, логичнее не наказывать его за это, а задуматься над тем, почему ребёнок реагирует так, а не иначе.
Поощрение и наказание детей
Кроме наказаний среди мер воспитания обязательно должны быть и поощрения. И те, и другие обязаны соответствовать значимости поступка. За мелкие шалости и серьезные провинности наказания должны быть различны, так же как и награды, например, за помощь по дому или за победу в каком-нибудь серьезном соревновании.
Следите за тем, чтобы даже маленькие достижения ребенка не оставались незамеченными с вашей стороны. Провинности сильнее бросаются в глаза, а хорошие поступки взрослые часто склонны воспринимать как само собой разумеющиеся. Этот подход неверен.
Существует понятие «позитивного подкрепления» – это метод воспитания, при котором малейшие улучшения поведения ребенка активно поощряются взрослыми. Этот метод весьма популярен у психологов при работе с проблемными детьми и подростками. Благодаря его эффективности, позитивное подкрепление специалисты часто советуют применять и родителям, которые уже отчаялись добиться от своего ребенка послушания или хорошей учебы.
Дети, которых постоянно ругают и наказывают, со временем просто перестают слышать и воспринимать критику взрослых. А вот похвала и поощрения сначала обескураживают их, а потом мотивируют изменять свое поведение в лучшую сторону.
Зная, как правильно наказать ребенка, родители смогут предотвратить повторение неблаговидных поступков своего чада, что при грамотном подходе и правильной системе семейных ценностей пойдет ему только на пользу.
Трудности в воспитании детей — нужно ли их наказывать
Иногда дети ведут себя не так, как хотелось бы. Некоторые из них перестают слушаться назло взрослым.
В таких ситуациях многие родители начинают задаваться вопросом — стоит ли наказывать ребенка? У многих людей мнения по данному вопросу различаются. Некоторые совершенно не хотят наказывать свое чадо. Однако полностью от наказаний отказываться не стоит, так как это один из главнейших элементов воспитательного процесса.
Воспитание — довольно непростая работа, которая вызывает немало трудностей практически у всех взрослых.
Однако прежде чем делать это, следует ознакомиться с тем, как правильно наказывать деток. Некоторые родители бывают слишком строгими, что негативно сказывается на неокрепшей детской психике.
Бывают случаи, когда взрослые начинают не только словесно ругать, но и применять физическую силу. Делать это категорически запрещено. Физическое насилие не имеет ничего общего с воспитанием.
Прежде чем кого-то наказывать, надо все хорошенько обдумать и только после этого совершать те или иные действия.
Ссоры в семье — одна из основных причин плохого поведения детей