Упражнения по возрастам
Уроки с детьми разных возрастов имеют свои особенности. Поэтому задания подбираются индивидуально. Малышам до 6 месяцев разминают ручки слегка поглаживая их. С 7 – 9 месяцев движения взрослого становятся интенсивными с элементами массажа. С 1 года – 2 лет в игры включают различные элементы (пирамидки, мягкий пластилин, тесто).
На заметку! Начинайте разминать ручки ребенка, как только он разожмет кулачки (2 – 3 мес.). Считается, что в таком возрасте упражнения наиболее эффективны.
Играем с детьми 2-3 лет
«Игрушки»:
- Руки держите перед собой. Пальчики сжимайте в кулачок и разжимайте.
(Я с игрушками играю)
2. Руки тяните вперед, имитируя бросание мяча.
(Мячик я тебе бросаю)
3. Ладошки смотрят вниз. Кладите ручки друг на друга по очереди.
(Пирамидку собираю)
4. Правую руку слегка сжимаем в кулачок и двигаем вперед-назад.
(Грузовик везде катаю)
«Осень»
- Указательным и средним пальцем имитируйте ходьбу.
(Вышла осень погулять)
2. Левую руку сожмите в кулачек с отверстием (корзинка). Правой рукой собирайте листья и кладите в «корзинку».
(Стала листья собирать)
«Животные»
- Ручки кладем на голову.
2. Указательные пальцы держим прямо, а другие загибаем.
(Зайка – ушки на макушке)
3. Ручки складываем на груди.
(Скачет, скачет по опушке)
4. Переплетаем пальчики обеих рук и шевелим ними.
(Шел за ним колючий еж. Шел по травке без дорожек)
5. Выполняем плавные движения руками словно волны.
(А за ежиком краса – рыжеватая лиса)
Детям 4-5 лет
«Гости»
- Пальчиками показываем бег по столу.
(К Маше гости прибежали)
2. Одна ручка здоровается с другой.
(Ручки всем они пожали)
3. Образовываем колечко указательным и большим пальчиком.
(Здравствуй, Миша!)
4. Делаем те же движения с остальными пальцами соединяя их с большим.
(Здравствуй, Вера!)
(Рад, Гриша!)
(Рад, Лера!)
5. Складываем ладошки словно пирожок.
(Хотите пирожок?)
6. Раскрываем ручки и держим ровно.
(А может, коржик?)
7. Сжимайте ручки в кулачок.
(Или же рожок?)
8. Малыш раскрывает ладони, а взрослый слегка стучит по ним.
(Вот горох вам на дорожку)
9. Кроха щипает немного себя заручку.
(Вы берите понемножку!)
10. Отряхните ручки.
(С ручек все стряхните крошки)
«Вкусная каша»
- Делайте круговые движения кистями рук.
(Кукле кашу я сварю)
2. Сожмите кулачек и сделайте вид будто льете из чашки.
(В миску молока налью)
3. Делайте сыпучие движения.
(Положу туда крупу)
4. Раскрывайте ладошки.
(И поставлю на плиту)
5. Хлопайте в ладоши.
(Будет каша хороша!)
6. Указательным пальчиком показывайте.
(Кушай, кукла, не спеша)
Детям 5-6 лет
В этом возрасте основной упор занятий делается на развитие письменных умений. Чтобы почерк ребенка был красиво оформлен выполняют такие упражнения:
- «Здороваемся». Большим пальцем разминаем остальные.
- «Крестики». Аккуратно кладите пальчики друг на друга.
- «Капельки». Трясите кистями рук словно стряхиваете воду с них.
- «Пианино или гитара». Имитация игры на музыкальном инструменте.
- «Круги». Рисуйте в воздухе окружности по очереди каждой рукой.
Хороший эффект получается от массажа ручек. Разминайте пальчики ребенка вначале и в конце урока. Двигаться начинайте от кисти руки до основания. Массажируйте слегка придавливая круговыми движениями.
Post Views: 463
Упражнение 3: который час – сложный вариант
Исходное положение: аналогичное.
- Указательным пальцем правой руки укажите на левую руку, при этом отведя большой палец вверх. Одновременно указательным пальцем левой руки покажите 1 час, так же, как мы это делали в предыдущем упражнении.
- Теперь правой рукой покажите 1 час, а левой изобразите указу́ющий жест. Повторите эту последовательность действий 10 раз.
- Далее сделайте то же самое, но теперь показывайте 2 часа, используя указательный и средний пальцы. Также повторите упражнение 10 раз.
- Продолжите упражнение, показывая 3, 4 и наконец, 5 часов, каждый раз повторяя действия по 10 раз.
Когда вы наловчитесь быстро и безошибочно выполнять это упражнение, модифицируйте его следующим образом:
- Левой рукой покажите 1 час.
- Правой покажите 2 часа.
- Левой – 3 часа, и так до 5.
- Теперь идём в обратном порядке, от 5 до 1, затем снова от 1 до 5 и обратно.
Повторите упражнение 10 раз. И не забывайте свободной рукой использовать указующий жест.
Интересный факт:
Благодаря тому, что сложные структурированные движения пальцев задействуют обширные области коры головного мозга, они не только развивают интеллект, но и защищают от деменции и болезни Альцгеймера.
Особенности развития мелкой моторики левши
Родители замечают, что малыши до 3 лет могут спокойно пользоваться и правой, и левой рукой. И многих волнует вопрос, какую руку ребенок выберет себе для письма, не надо ли переучивать, если этой рукой окажется левая, и что делать, чтобы этого не допустить.
Лучшее, что мы можем посоветовать: родители, выдыхайте. Вы никак не сможете повлиять на этот процесс (если только речь не идет о насильственном переучивании, что категорически не рекомендовано современными педагогами и детскими психологами).
В наши дни принята точка зрения, согласно которой бороться с леворукостью нельзя: это может привести к повышенной физической и психоэмоциональной утомляемости и к развитию у ребенка таких невротичных проявлений, как, например, тревожность, нервные тики и заикание. Дети могут становиться раздражительными, расторможенными или, наоборот, демонстрировать пониженный фон настроения и хроническую боязнь неудач. Поэтому насильственное переучивание категорически не рекомендовано современными подходами в психологии и педагогике детства.
Возраст выбора руки у детей очень индивидуален. Некоторые внимательные родители замечают, что уже в 7 – 9 месяцев младенец действует преимущественно одной рукой. Некоторые дети не могут определиться почти до школы. Влиять на этот процесс нельзя, ребенок должен сделать самостоятельный выбор. Наблюдения психологов говорят о том, что если ребенок раннего возраста (0 – 3 года) не смог определиться с выбором ведущей руки, то в большинстве случае в 4 – 5 лет стойкое предпочтение одной из рук сформируется.
Поэтому все, что вы, родители, можете сделать, — это продолжать пальчиковую гимнастику обеих рук, не ограничивать ребенка в движении, какую бы руку он ни выбирал для манипуляций с предметами, и любить малыша таким, какой он есть.
Мы рассказали о том, какую роль в развитии ребенка играет мелкая моторика. Теперь вы знаете, какие занятия, игры и игрушки помогают организовать этот процесс. Желаем вам, чтобы эти занятия приносили вашему малышу и пользу, и удовольствие. Со своей стороны, уважаемые родители, будьте уверены, что вы делаете все возможное для гармоничного развития ребенка, если вы не только стараетесь организовать для него питательную развивающую среду, но и находите время для участия в его играх и общения с ним.
Пальчиковые игры для малышей до года. Примеры.
Чтобы малыш гармонично развивался, ему необходимо создать комфортный психологический климат. Прежде всего крохе необходимо общение с мамой. Взаимодействие с ребенком будет более интересным, если мама использует пальчиковые игры. Их значение и польза для крохи весьма велики.
Ниже приведены примеры пальчиковых игр, которые достаточно просты. Выполнять их можно с малышами, начиная с возраста 6 месяцев. Однако, и детям старше года они также понравятся. Главное — проводить ваши занятия регулярно с учетом рекомендаций.
СЕМЬЯ
Вариант 1
Исходное положение. Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка. Этот пальчик — это Я. Вот и вся моя семья. (На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)
Вариант 2
Пальцы выпрямлены. По очереди прижимать пальцы к ладошке, начиная с большого.
ДОМИК
Исходное положение. Пальцы сжать в кулачок. По очереди разгибать пальчики, начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять —(разгибаем пальцы)Вышли пальчики гулять. — (ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)Раз, два, три, четыре, пять — (сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца)В домик спрятались опять. — (ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)
ПАЛЬЧИКИ ЛОЖАТСЯ СПАТЬ
По очереди сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик — прыг в кровать!Этот пальчик — прикорнул,Этот пальчик уж заснул.Ну а этот долго спал,А потом будить всех стал.Встали пальчики! Ура! — (Выпрямить все пальцы.)Нам гулять идти пора! — (Ритмично сжимать и разжимать пальцы.)
ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ
Исходное положение. Расположить ладонь перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы. Кончиком большого пальца касаться кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца по очереди. «Здороваясь», большой палец обращается по имени к другим пальцам:
— Здравствуй, указательный!— Привет, средний!— Здорово, безымянный!— Как дела, мизинец?
ЗА РАБОТУ!
Исходное положение. Пальцы сжаты в кулачок. По очереди разгибать пальчики, начиная с большого.
— Ну-ка, братцы, за работу!Покажи свою охоту.Большаку — дрова рубить.(Разгибаем большой палец.)Печки все — тебе топить.(Разгибаем указательный и т. д.)Тебе — воду носить.А тебе — обед варить.А тебе — посуду мыть.А потом всем песни петь.Песни петь да плясать,Наших деток забавлять.(Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо—влево.)
МЫ ТОПАЛИ
Исходное положение. Ударять по очереди каждым пальчиком по столу, как по клавишам, сопровождая движения пальцев ритмичным проговариванием скороговорки по слогам.
Мы то-па-ли, мы то-па-ли,До то-по-ля до-то-па-ли,До то-по-ля до-то-па-ли,Чуть но-ги не от-то-па-ли!
В ГОСТИ
В гости к пальчику большому (пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук)Приходили прямо к дому (две ладони сомкнуть под углом — «крыша»)
Указательный и средний,Безымянный и последний.(называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем)
А мизинчик-малышок(все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставить вверх)Сам забрался на порог.(Постучать кулачками друг о друга.)Вместе пальчики-друзья.(Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.)
Друг без друга им нельзя.(Соединить руки в «замок».)
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК
Исходное положение. Пальцы сжаты в кулачок. Один за другим разгибать пальчики, начиная с мизинца. При затруднении можно помогать себе другой рукой.
— Пальчик-мальчик, где ты был?— С этим братцем в лес ходил,С этим братцем щи варил,С этим братцем кашу ел,С этим братцем песни пел!
ЦЕПОЧКА
Вариант 1
По очереди соединяем большой палец левой руки с остальными пальцами, образуя «колечки» (большой с указательным, большой со средним и т. д.). Через них попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков правой руки.
Колечко с колечком соединяем, Цепочку из пальчиков мы получаем.
Вариант 2
Указательный палец левой руки соединяется с большим пальцем правой руки. Затем указательный палец правой руки соединяется с большим пальцем левой руки. Так же соединяем средний палец левой руки с большим пальцем правой руки, меняем руки; соединяем безымянный палец левой руки с большим пальцем правой руки; меняем руки; мизинец одной руки — с большим пальцем другой руки.
* В статье использованы материалы книги Е. Косиновой “Пальчиковая гимнастика”.
Основные принципы проведения пальчиковых игр
Все детки за редким исключением очень любят игры, их проведение основывается на том, что ребенок любит повторять все за взрослым. Малыш с интересом будет наблюдать за всем, что вы делаете, и попытается повторить то, что будет слышать во время таких игр.
Чтобы занятия принесли максимум пользы следует соблюдать одно простое условие – это регулярность в их проведении. Сотрудники дошкольных учреждений должны играть с детками в пальчиковые игры каждый день, для этого достаточно пяти минут.
Во время занятий необходимо следить за тем, чтобы ребенок не отвлекался, не переключался на другую деятельность.
Как проводить пальчиковую гимнастику?
Непосредственно пальчиковые упражнения малыши могут воспроизводить примерно после года. С этого времени и можно начинать занятия. Чтобы они были интересными, обычно каждая игра сопровождается определенным ритмичным текстом – стихами, потешками, сказками, которые «инсценируются» при помощи пальцев и ладошек. Взрослый должен произносить слова игры обязательно ритмично и выразительно. Это помогает ребенку научиться правильно и красиво оформлять свою речь. Фантазия детей живо включается в игру, и они с удовольствием делают упражнения.
Основные правила при таких занятиях состоят в следующем.
Руки взрослого не должны быть холодными (ведь игры предполагают как демонстрацию движений, так и их коррекцию и взаимное участие).
Перед началом гимнастики нужно сделать общую разминку для кистей и пальчиков, чтобы они разогрелись, стали податливее (так же как спортсмену перед выступлением или матчем важно размять необходимые мышцы).
Во время игр важно контролировать, чтобы ребенок задействовал в упражнениях все пальчики.
При проведении такой гимнастики родители должны не только следить за тем, как ребенок выполняет упражнения, но и оказывать тактильное влияние на ручки малыша (гладить, щекотать).
Игры не должны проводиться в принудительной форме, иначе от них будет больше вреда, чем пользы.
Залог успеха – в систематических занятиях.
Если ребенок до 3 лет утратил интерес к пальчиковой гимнастике в «идеальном» виде, можно переключить его на другой вид таких упражнений — игры с предметами:
- перекатывание по столу или полу круглых предметов (пластиковых шариков, мячей, мелких фруктов);
- сортировка круп или мелких деталей конструктора;
- сборка пирамидки;
- постройка башни из кубиков;
- собирание мозаики;
- рисование пальцами (по муке, песку, крупе, рассыпанным тонким слоем);
- исследование на ощупь материалов с разными фактурами (шелк, мех, полиэтилен, дерево, металл, перья, пластик, махровые или шерстяные вещи и т. д.).
Примерно с 2 лет можно перенести пальчиковые игры с детьми на бумагу. Из нее можно скатывать шарики или скручивать рулончики из тонких бумажных полосок. Прекрасно работают пальчики, если попросить ребенка отрывать небольшие кусочки от целого листа. Полученные обрывки пусть малыш складывает в небольшой стаканчик.
Советы по проведению пальчиковых игр
Таких пальчиковых игр много. Но для полноценного развития моторики рук у деток 2-4 лет этого мало. Предложите малышу помогать вам по кухне. Когда готовите печенье, —лепка из теста— чрезвычайно полезна для малыша, и ему нужно привыкать помогать маме. Позже можно будет перейти к лепке из пластилина, что дополнительно разовьет усидчивость, внимательность и фантазию. Нелишним будет —научить ребенка рисовать—, это способствует творческому мышлению и все той же мелкой моторике рук.
Огромное значение имеет не то, что вы проводите с малышом пальчиковые игры, а то, как вы это делаете. А делать это нужно следующим образом:
- воодушевленно;
- с интересом;
- с улыбкой на лице.
Почему ребенку должно нравиться то, что не нравится вам? Не тот возраст, уважаемые мамочки. Получайте от процесса игры удовольствие, ваша радость передастся малышу.
Вот еще несколько советов:
- Если ребенок не хочет играть, не принуждайте его. Со временем малыш и сам захочет похлопать в ладони, позагибать пальчики, показать замочек из рук. Поймайте подходящий момент и начните занятие.
- Не поленитесь и выучите эти потешки! Без них игра ребенку неинтересна. Не читайте их, детки любят, когда им рассказывают по памяти.
- Произносите текст потешки с выражением, очень четко выговаривая каждое слово – ребенок ведь начнет за вами повторять. Формируйте у малыша правильную речь с самого начала.
- Занимайтесь с ребенком не больше 3-5 минут за раз. Иначе он будет воспринимать их не как игру, а как нудное обязательное занятие, и начнет их избегать. Проводите такие «веселые минутки» пару раз в день – этого достаточно.
- Всегда хвалите малыша. Получилось хлопнуть в ладошки – молодец! Сам сложил замочек или улитку из пальцев – умница! Поощряйте ребенка, тогда он сам будет хотеть играть в пальчиковые игры.
Физминутки и пальчиковые игры для детского сада на тему: Новый год
Физминутка «Зимой»
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх) На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках) Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков) Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут») Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках) Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.) Я зиму, и снег и снежинки люблю, (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.) Но где же снежинки? В ладошке вода, (На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать.) Куда же исчезли снежинки? Куда? (На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать.) Растаяли хрупкие льдинки-лучи… (Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.) Как видно, ладошки мои горячи.
Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»
Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи) Что за чудеса случились Этой ночью новогодней. Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы) А увидели парад: В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга) Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза) А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши) Пушистая, в иголочках.
Физминутка «Мы к лесной лужайке вышли»
Мы к лесной лужайке вышли, (ходьба на месте) Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, (прыжки на месте) Через ветви и пенёчки. Кто высоко так шагал – (хлопки в ладоши) Не споткнулся, не упал.
Пальчиковая гимнастика «На елке»
Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши. И плясали, и резвились, Ритмичные удары кулачками. После добрый Дед Мороз «Шагают» по столу средним и указательным пальцами обеих рук. Нам подарки преподнес. Дал большущие пакеты, «Рисуют» руками большой круг. В них же — вкусные предметы: Ритмичные хлопки в ладоши. Конфеты в бумажках синих, Загибают пальчики на руках, начиная с больших. Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, один Золотистый мандарин.
Физминутка «Новый год»
У всех Новый год, И у нас Новый год. (Делают шаг с притопом и одновременно хлопают в ладоши, поворачиваясь в правую сторону и в левую.) Возле ёлочки зелёной Хоровод, хоровод. К нам пришёл Дед Мороз. (Делают лёгкие наклоны головой в разные стороны, как бы сообщая друг другу эту новость.) Он игрушек, и хлопушек, И конфет нам принёс! (Кружатся на месте, подняв руки и вращая кистями.) Он добрый у нас, Он весёлый у нас,— (Делают шаг с притопом, одновременно хлопают) Возле ёлочки зелёной Сам пошел с нами в пляс. (Шагаем на месте)
Пальчиковая гимнастика «Ёлка»
Елка быстро получается, если пальчики сцепляются. Локотки ты подними, пальчики ты разведи. Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставить вперед. Локотки к телу не прижимать.
Физминутка «Елка»
Горит огнями елочка, под нею тени синие, Поднимаем руки вверх Колючие иголочки, как будто в белом инее. Опускаем через стороны, вниз Огни на елке яркие повсюду зажигаются. Наклоны вправо, влево Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются Ходьба на месте, улыбка
Физминутка «Гуляют дети»
На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети. Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают. Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко: тот-топ-топ. Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем. Ходьба на месте Ребенок потирает руку об руку. Ребенок топает ножками. Ребенок приплясывает. Пальчиковая гимнастика «Новый год» Наступает Новый год! хлопаем в ладоши Дети водят хоровод. кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу Висят на елке шарики, поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар Светятся фонарики. фонарики Вот сверкают льдинки, сжимать и резко разжимать кулаки по очереди Кружатся снежинки. легко и плавно двигать кистями В гости дед Мороз идет, пальцы шагают по коленям или по полу Всем подарки он несет. трем друг об друга ладони Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать: хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. по очереди массажируем каждый палец
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий Новогоднего утренника во 2 младшей группе Сценарий новогоднего утренника для детей подготовительной группы Сценарий Новогодней сказки. Подготовительная группа Новый год Лошади. Сценарий для детского сада
Новогодний сценарий для подготовительной группы детского сада
Сценарий Новогоднего утренника для младшей группы детского сада
Сценарии новогоднего утренника в детском саду
Сценарий Нового года в первой младшей группе
Сценарий Новогоднего утренника во второй младшей группе
Виды
Пальчиковые упражнения многообразны, поэтому специалистами принято их классифицировать по особенностям проведения:
- Манипуляции. Развивают воображение. Каждый пальчик малыша служит определенной ассоциацией или образом. Например, игра «Пальчик». Для этого берем ручку крохи и по очереди загибаем пальчики в кулачок. При этом для каждой фаланги придумываем значение (мизинец – маленький, безымянный – слабенький, средний – длинный, указательный – сильный, большой – толстячок). В конце добавляем, что получился крепкий кулачок.
- Стихотворная форма. Деятельность рук, сопровожденная стихами, способствует развитию творческого потенциала, памяти, внимания.
Игра «Дом»:
- Сложите ладошки над головой имитируя крышу.
(я хочу построить дом)
2. После сделайте кружок обеими руками.
(Чтоб окошко было в нем)
3. Вертикально ставим ладошки.
(Чтоб у дома дверь была)
4. Одну руку приподнимаем. Пальчики на ней растопыриваем в разные стороны.
(Рядом чтоб сосна росла)
5. Далее соединяем ручки в замок.
(Чтоб вокруг забор стоял)
(Пес ворота охранял).
Работа с предметами. Для таких игр подбирают объекты, находящиеся в доме. Отлично подходят:
- Крупы (горох, манка, пшено, гречка и другие). С их помощью можно рисовать узоры пальчиками на плоской поверхности, перебирать мелкие в одну емкость, а более крупные в другую, изготовлять различные открытки с помощью клея и т.д.
- Бусинки. Крупные бусины можно нанизывать на веревочку, создавать поделки.
- Рисование. Карандаши выбирайте с четкими гранями. Они будут дополнительно массировать пальчики ребенка.
- Бумага. Крохе предлагают мять, разрывать материал.
- Сюжетные. С их помощью малыш составляет различные фигуры используя только пальчики (машинки, птицы, человечки и т.д.).
- Считалочки.
- Массаж.
- Игры для укрепления кистей рук.
- Тематические. Для занятия подбирается конкретная тема (времена года, погодные условия, сказки). Кроха изображает услышанное пальчиками.
- С музыкальным сопровождением (песни с движениями рук). Такой вид игры чаще всего используют в детском садике.
- Кинезиологические. Такие игры предполагают одновременное взаимодействие двух рук. Например, нарисовать в воздухе круг с помощью левой руки, а квадрат используя правую или наоборот.
Каждый из перечисленных видов помогает ребенку развиваться физически и эмоционально. Специалисты, владеющие целой картотекой заданий, используют все типы упражнений с детьми младшей группы и старшей.
Примеры пальчиковых игр для грудничков до года
Все движения во время занятий с малышами до 12 месяцев выполняют взрослые, ребенок принимает лишь пассивное участие. Его нужно посадить на колени, прижав спинку к животу родителя. В такой позе малышу удобнее наблюдать за пальчиковой игрой. Перед занятиями нужно растереть ручки грудничка.
Гости
Мама пальчиками малыша идет по столу, что обозначает, что у Кати собираются дети. Соединяя большой палец по очереди с другими, малышка здоровается:
с Сережей;Жанной;Машей;
Складывая вместе ладошки, Катя спрашивает, кто хочет пирожок, а если рожок — ставит один кулачок на другой. После угощения гости хлопают в ладошки.
Дятел
В этой игре мамина левая рука изображает дерево, а правая — птицу с большим клювом, которым долбит по стволу растения — тук-тук.
Затем нужно поменять руки, чтобы в лесу весь день раздавался звук стук-стук-стук.
Засыпалочка
Мама кладет головку малыша на подушку и повторяет словами каждое выполняемое движение. Берет ручку ребенка и гладит им лобик. Закрывает глазки миниатюрными пальчиками, сложенные ладошки помещает под щечки и проговаривает: «Быстро засыпаю».
Клубочки
Взрослый складывает ладошки вместе, выпрямляет пальцы, показывает малышу и говорит, что это ежик. Спрашивает, хочет ли он сам сделать такого зверька. Прижимая пальцы, изображает колючки. Затем объясняет крохе, как ежику холодно, и он спрятал иголки, свернулся в клубок.
Солнышко пригрело, стало тепло, зверек выставляет колючки, и пальцы выпрямляются.
Комар
Мама водит пальчиками малыша вокруг уха и носа и рассказывает ребенку стишок про то, как летают мухи и осы, и на лоб садится комар. Хлопает ладошкой и прогоняет его.
Котенок
Взрослый тремя пальцами изображает мышат, которые идут по дорожке и, увидев 4 лапки котенка, испугавшись острых когтей страшного зверя, хлопают себя ладошкам. Мышата решают, что надо спасаться, и указательный и средний пальчик убегают по поверхности.
Ладушки
Эта игра приводит в восторг грудничка возрастом от 4 месяцев. Положив малыша на кровать, мама берет его ручки и хлопает в такт стишку. Кроха стучит кулачками, а в ладушки сама начинает играть после полугода. И тогда взрослому нужно просто повторять слова песенки, а малыш буде хлопать и заливаться смехом.
Муха
Мама машет пальцами правой рукой и показывает ребенку, что летит муха. «Села на варенье» — правая ладошка накрывает левую. «Испачкала брюшко» — ладошки соединяются. «Улетает» — правую руку забирает, а левую оставляет на месте.
Подушечки
Мама дотрагивается большим и указательным пальцами до кончиков пальчиков ребенка, слегка нажимая на них, ласково говорит, что у крохи есть мягкие подушечки для бабушки, для дедушки, для папы и самые маленькие — для ребеночка.
Указочка
Мама касается пальчиков губ крохи и рассказывает, что ротик умеет кушать, показывает на нос и говорит, что он дышит, на уши — слушают. Чтобы изобразить глаза — моргает.
Улитка
Правую руку нужно сложить «в козу», а указательный палец и мизинец вытянуть. С помощью такой комбинации изображают улитку, которая, уткнувшись в ладонь, просит, чтобы впустили в калитку. Левую руку надо повернуть, чтобы она смогла пройти домой. Правая ладошка показывает, как улитка идет в открытую калитку.
Правила проведения занятий
Чтобы урок приносил удовольствие малышу и его родителям следует придерживаться рекомендаций:
- Занимайтесь с ребенком после 1 года. В более раннем возрасте он еще не способен усвоить речевые навыки. Примерно с 3 месяцев можно начать проводить гимнастику ручек, разминая пальчики.
- Руки взрослого во время игры должны быть теплыми.
- Перед выполнением заданий проведите небольшую разминку пальчиков.
- В игре задействуйте каждый пальчик крохи.
- Любой вид деятельности сопровождайте поглаживанием и похвалой.
- Сменять занятия нужно постепенно. Ребенок должен хорошо усвоить предыдущий урок.
Игры в стихах для малышей
Пальчиковые игры для детей 2-3 лет лучше сопровождать веселыми рифмованными текстами. Короткие стихи легко запомнить и малыши с удовольствием повторяют их несколько раз, делая упражнения снова и снова. Вот примеры таких игр:
Прогулка
1,2,3,4,5 — вышли пальчики гулять.
Первый — гриб большой нашел,
Указательный — сорвал,
Средний сразу чистить стал,
Безымянный стол накрыл
А мизинчик всех кормил!
Пальчики-братишки
Большой Ванюша — воду носит
Указательный Петруша — дрова возит,
Средний Сенечка — вяжет венечки,
Безымянный Гришка — шьет себе штанишки,
А меньшой, Сережка, играет на гармошке.
Колыбельная
Первый пальчик зевнул,
Второй — прикорнул
Третий — сладко-сладко спит,
А четвертый уж сопит.
Лишь мизинчик-крохотулька
Сказку просит, капризулька!
По порядку
1,2,3,4,5 — будем пальцы называть
И грибочки собирать.
Вот большой — боровичок,
Указательный — сморчок.
Средний пальчик — он масленок,
А четвертый — пусть опенок.
А мизинчик наш — волнушка,
Вот и кончилась опушка.
Грибники
Первый пальчик в лес пошел,
Второй гриб большой нашел.
Третий жарить его стал
А четвертый лук достал.
Пятый пробовать пришел,
только ложки не нашел.
Ай да, пальчик, где ты был?
С первым братцем суп варил,
Со вторым пирог месил,
С третьим по двору скакал,
А с четвертым в мяч играл.
С пятым только повстречался и
Скорее спать помчался.
Моя семья
На ладошке у меня
Помещается семья:
Пальчик — дедушка,
Пальчик — бабушка,
Пальчик — папочка,
Пальчик — мамочка.
Ну а самый крайний — я,
Это вся моя семья!
Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?
Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.
Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой
С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.
Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.
Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.
Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд
С какого возраста: с 1 года.
Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.
Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.
Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками
С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.
Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.
Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.
Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.
Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах
С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.
Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.
Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой
С какого возраста: как только малыш научится читать.
Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.
Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.