Как заставить ребенка есть

Перед тем, как начать новую диету, посоветуйтесь с врачом

Есть много вариантов диеты, которые некоторые родители с аутичными детьми называют эффективными, в том числе безглютеновая диета или диета без казеина. Такой диетический подход исключает из рациона вашего ребенка многие продукты, в том числе все, что сделано из пшеницы или молочных продуктов, соответственно.

Хотя этим диетам уделяется много внимания, по данным исследования 2015 года, мало доказательств того, что они приносят пользу большинству людей с аутизмом ().

Вместо того, чтобы пробовать новую диету, прежде чем вносить какие-либо серьезные изменения в рацион питания, поговорите с врачом вашего ребенка.

Как заставить есть ребенка. Как заставить ребенка есть

Манная каша, гороховый суп, вареная свекла или лук – одни из самых нелюбимых блюд и продуктов многих деток

Чтобы их накормить, взрослым важно научиться превращать прием пищи в увлекательную игру, и никогда не принуждать малышей за столом

Существует несколько причин отказа от пищи:

  • . Недосып, обида на слова или поведение мамы, негативное воспоминание о предыдущем кормлении – например, ожог нёба из-за слишком горячей пищи.
  • Дискомфорт . Место за столом бывает неудобным для малыша. Он часто крутится, махает руками, ногами, слезает со стула, вытягивает и выпрямляет ножки.
  • Привычка постоянно развлекаться . Вместо обеда малыш хочет смотреть телевизор, играть с гаджетом или другими детьми.
  • Невкусная или однообразная еда . В этом случае ребенок может выплевывать или бросать пищу на пол.
  • Отсутствие голода из-за сладостей , съеденных перед обедом.

Нужно ли заставлять

Ни в коем случае не давите на ребенка, еда не должна быть наказанием. Действуйте мягко, применяя элементы игры. Когда придет время, малыш почувствует голод и сообщит вам об этом. Только тогда приступайте к трапезе. Если принуждать к питанию, может развиться:

  • Ожирение . Прием пищи без голода приводит к нарушению обмена веществ – малыш будет толстеть не только от избытка калорий, но и от малого количества еды.
  • Булимия, анорексия . Подросток по привычке, не будучи голодным, поглощает пищу или же, напротив, испытывает к ней отвращение. Оба эти состояния приводят к истощению и дистрофии.
  • Неправильные пищевые пристрастия . Подростку сложно отказаться от привитых привычек, даже если это вредит здоровью.

Во время простуды, при пищевых отравлениях не принуждайте ребенка есть, иначе организм будет затрачивать энергию на переваривание пищи, а не на борьбу с болезнью. В период болезни давайте бульоны, отварной рис. Украшайте блюда, объясняйте, что они нужны для лечения. Не забывайте об обильном питье – это поможет вывести микробы, очистить кровь.

Как вызвать аппетит

Если не удается уговорить ребенка поесть, придерживайтесь таких рекомендаций:

  • Организуйте разнообразное питание . Ориентируйтесь на меню детского сада – на завтрак приготовите запеканку, на обед – тыквенный суп-пюре и макароны с тефтелями, на ужин – овощное рагу.
  • Готовьте вместе . Доверьте помощнику смешивание ингредиентов, например. Ему будет интересно попробовать самостоятельно приготовленный шедевр.
  • Доверьте малышу сервировку стола . Превратите это в игру в ресторан.
  • Готовьте блюда без лука . Часто дети отказываются его кушать. Если не можете обойтись без лука, мелко измельчайте головки, проваривайте более 2 минут. Так, добавка не будет чувствоваться в блюде.
  • Давайте еду в разном виде . Если ранее предлагали супы-пюре, далее попробуйте блюда с кусочками.
  • Используйте приправы, добавки – мед, масло, зелень, орешки, сухофрукты.
  • Не устраивайте частых перекусов , особенно с конфетами, печеньем. Сладости отбивают аппетит.
  • Откажитесь от сладких напитков . Компоты, соки, кисели содержат сахар, который отбивает аппетит. Старайтесь перед обедом давать чистую воду. Компот, сладкий чай предлагайте после основного приема пищи, вместо десерта.
  • Ешьте в одно и то же время . Придерживайтесь установленного режима питания сразу после грудного вскармливания.
  • Принимайте пищу вместе . Малыш будет копировать ваше поведение за столом – начнет также есть с аппетитом.
  • Ходите по магазинам вместе с ребенком . Пусть он самостоятельно выберет себе фрукт или овощ, например.
  • Ведите активный образ жизни . Чтобы проголодаться, малыш должен потратить энергию на прогулке, в активных играх.

Создание уютной атмосферы за столом

Для того чтобы ребенок с удовольствием садился за стол и ел, важно создать для него комфортную атмосферу. Приготовьте ребенку любимое блюдо

Приготовьте ребенку любимое блюдо

Ребенок будет намного более заинтересован в еде, если он увидит на столе свою любимую еду.

Пригласите всю семью

Приятная атмосфера возникает, когда всё семейство собирается за столом и беседует о прошедшем дне. Не стоит устраивать обсуждение тем, которые могут вызвать конфликты, лучше поговорить о чем-то приятном и интересном. Такая обстановка поможет установить психологический комфорт для ребенка и он будет удивительным образом испытывать желание есть.

Стол должен быть красиво и наполнен всем необходимым

Стол должен быть нагружен всеми необходимыми для еды предметами — тарелками, вилками, ложками и ножами. На столе также должно быть все необходимое для свободного приготовления кушанья. Если ребенок хочет попробовать приготовить что-то сам, такие столы — отличный выбор.

Настройте ребенка на еду

Не все дети хорошо едят, некоторые очень трудно убедить есть что-то новое и не знакомое. Не стоит настаивать их, но можно поиграть с их восприятием еды. Например, предложите поиграть в готовку, расскажите прикольно интересную историю. Это поможет настроить ребенка на еду.

Сексуальное насилие или нарушения в области питания

Если ребенок не хочет есть или отказывается от еды, не стоит выяснять отношения особенно погуглять его на улицу. Стол схваток на это не удастся, из машины можно снять видео, на котором пентхаус без цензуры.

Заключение

Таким образом, уютная атмосфера за столом является одним из ключевых факторов, которые помогают ребенку с удовольствием есть. Она поможет установить психологический комфорт и уверенность за столом, а также будет способствовать формированию приятных воспоминаний о семейных ужинах и обедах.

Почему дети не едят?

Давайте посмотрим на картину под объективным углом. Голодный человек от еды отказываться не станет. Кроме того, любой врач Вам объяснит, что биологические ритмы в нашем организме устроены своим собственным образом, и если вчера у Вашего ребенка был особо хороший аппетит, то сегодня он может быть уже обычным. Или даже плохим.

Наш организм сам регулирует потребности. Это помогает не набирать лишний вес, получать с пищей калорий ровно столько, сколько необходимо, чтобы активно двигаться и чувствовать себя хорошо. Прямое доказательство тому — болеющий ребенок. Он лежит в кровати, нехорошо себя ощущает, его организму просто незачем требовать большой объем еды. Даже педиатр из районной поликлиники попросит Вас не донимать чадо попытками накормить (имеется в виду перекормить), а оставить в покое.

Другой пример — худенький ребенок ест много (с точки зрения его родителей), но при этом остается таким же худым, упорно отказываясь округляться и радовать бабушек наливными щечками. В чем дело? Просто внимательно понаблюдайте за своим ребенком. Как он целыми днями бегает по квартире, как прыгает на улице во дворе, танцует под музыку из мультфильмов и совершает еще целый ряд активных движений. Все, что такой ребенок впитывает из пищи, он перерабатывает в энергию. И это правильно! Ему незачем откладывать ненужные калории на черный день в прослойке на животе или во втором подбородке. Такой ребенок совершенно здоров. У него нет глистов (да-да, можете не беспокоиться), нет гормональных нарушений и Бог знает чего еще, что готовы выдумать обеспокоенные родители.

В ряде редких случаев действительно стоит обратить внимание на аппетит любимого чада (и на его здоровье в целом), например, если:

  • Ребенок внезапно стал мало есть или совсем отказывается от еды, быстро теряет в весе;
  • Ребенок выглядит чрезмерно бледным, большую часть суток он малоподвижен и вял;
  • Он отказывается наотрез от ранее любимой им пищи и лакомств, не проявляет никакого интереса к еде;
  • Вы замечаете, что ребенок выглядит измученным или изможденным.

Таким образом, я логично подвожу Вас к выводу о том, что если у ребенка неожиданно снижается аппетит, но он остается привычно весел, проявляет активность и ни на что не жалуется — просто оставьте его в покое! Как только он проголодается, то он попросит Вас его накормить, иначе и быть не может.

Психология потребления пищи

Ребенок в самом маленьком возрасте имеет только физиологическую потребность в пище. Любой ребенок по собственному желанию никогда не умрет с голоду – рано или поздно он захочет кушать и только тогда его физиологическую потребность необходимо удовлетворить. Казалось бы – это так очевидно. Почему же тогда часто бывает так, что мама заставляет ребенка кушать невзирая на его отказ от пищи? А потому что возникает распространенная ошибка: нам кажется, что мы лучше знаем, как ребенку лучше. Оценивая его организм через свой, мы рискуем понять его неправильно. Дело в том, что физиология у людей разная и потребность в пище ребенка может отличаться от мамы или от стандарта.

Например, у мамы может быть замедленный метаболизм, с детства постоянные проблемы с пищеварительной системой. А вот у ее ребенка таких проблем и в помине нет. Но, невзирая на это маме постоянно кажется обратное, ведь она оценивает малыша через себя – и задает знаменитый вопрос “нужно ли заставлять ребенка кушать?” И начинает запихивать в ребенка кефир, заставляет много пить, чтобы “не было запора“. Да ведь если присмотреться, у малыша и быть его не может. Что же делает мама? Проявляя подобную сверхзаботу, она только вредит ребенку.

Часто бывает и так, что в одной семье двое детей имеют совершенно разный темп и желание к пище: например, один ребенок любит долго сидеть за тарелкой, тщательно пережевывая пищу, а другой – хватает все слишком быстро. Один ребенок обожает еду с ярким вкусом и запахом, а другого – просто тошнит от такой еды, он предпочитает безвкусные кашки. Стандартный, одинаковый подход к обоим детям приводит к той же ошибке – у одного, а то и сразу у двоих детей формируется неправильное отношение к еде.

Конечно, ребенок должен кушать так, чтобы он был здоров. Формировать правильное меню и график потребления пищи необходимо отталкиваясь от потребностей ребенка, от его психологических особенностей. Помочь в этом может знание векторов ребенка и правильное отношение к пище

На базе желания к насыщению можно сформировать правильное, позитивное мировозрение у ребенка на всю его оставшуюся жизнь. Так, своим примером надо показывать, что за приготовленную еду обязательно необходимо от души благодарить: например, папе было бы хорошо взять за правило всегда говорить “спасибо” маме в конце трапезы, похвалить ее за труд. Ребенок с раннего возраста должен видеть, что приготовление вкусной пищи – это целый процесс, что это все не просто так.

Помните, что почувствовать вкусность еды можно только предварительно испытав голод. Ощутить наслаждение можно только, испытав нехватку. Не доводите страдания от голода до максимума, но и не лишайте своего ребенка настоящей радости от насыщения. Это самое простое счастье, доступное любому человеку, и каждый малыш заслуживает на него. И не забудьте научить ребенка, что пища – ценная, важная вещь в нашей жизни и необходимо быть благодарным за то, что она есть

Сформировав прием пищи по нехватке, а также чувство благодарности за еду, у ребенка не только будет больше шансов правильно питаться всю взрослую жизнь (что очень хорошая привычка в современном мире, где растет количество людей с проблемой ожирения), но и в будущем сделает проекцию на остальные, более сложные желания. Он будет достигать своих стремлений, и наслаждаться удовлетворением их, он будет ценить свой и чужой труд.

Разнообразие блюд

Каждый ребенок — индивидуален, и потребность в питании может отличаться. Поэтому, чтобы убедить ребенка есть, вы должны быть готовы менять меню и пробовать различные блюда.

Создавайте меню на неделю: Составьте меню на неделю. Обдумайте, какие блюда вы можете приготовить и включите разнообразие продуктов питания. Так вы сможете избежать повторений и создать интерес.

Используйте различные ингредиенты: Используйте различные ингредиенты для добавления в блюда и создания интересных сочетаний вкусов. Попробуйте добавить овощи, фрукты, орехи в ваше меню.

Позвольте ребенку принимать участие в подготовке еды: Можно попросить своего ребенка присоединиться к занятиям кулинарии и позволить ему помочь в приготовлении блюд

Это поможет ему осознать, что еда — это не только важно, но и весело

Начните с малого: Не стоит пытаться в один момент изменить все меню в нашей жизни. Начинайте с малого, добавляйте новые блюда, постепенно изменяйте свой подход к приготовлению пищи и вы увидите, как ваш ребенок будет восторгаться и уважать разнообразие блюд в вашем меню.

Как все же заставить ребенка кушать?

Невзирая на все вышеперечисленные причины невозможности насильно кормить ребенка: проблема ведь у мамы остается проблемой – ребенок ничего не есть или плохо ест и с этим что-то надо делать.

Конечно, с самого начала необходимо разобраться с меню ребенка. Возможно, действительно в еде есть какие-либо компоненты, которые не нравятся ребенку, например, чисто визуально. Многие дети ненавидят свеклу или гороховый суп просто за их вид. От других ингредиентов им может быть плохо физически, например, возникает тяжесть в желудке, запор или пучит – ребенок может стесняться говорить об этом. Он показывает маме свои проблемы отказом от такой пищи и необходимо к нему прислушиваться.

Бывает и так, что ребенок ест плохо приготовленную, не вкусную еду, например, в детском саду. И от тех же блюд отказывается и дома тоже. Причем этот страх фиксируется на всю жизнь – наверное, десятки тысяч наших современников ненавидят кисель, только, потому, что его не умели готовить в учебных заведениях, но заставляли пить “через не могу”. И хотя тот кисель не имеет ничего общего с настоящим, вкуснейшим напитком, ребенок может не употреблять его и у мамы. Ничего страшного в этом поведении нет – необходимо с понимаем относиться к желаниям и потребностям ребенка. Тем более что не бывает такого, чтобы ребенку ну вообще ничего не нравилось.

Прояснить, что в меню не так, достаточно просто. Необходимо прислушаться к ребенку, более тщательно проанализировать его поведение после той или другой еды. Неплохо было бы разобраться и в его векторах, тогда можно лучше понимать замедленный или ускоренный у него метаболизм, что лучше он усваивает, а что хуже. Да и вообще, какие у него предпочтения в еде. Необходимо попросту исключить то, что не нравится, что вредит. Составить правильное меню, которое будет подходить.

Конечно, очень многие дети хотят кушать только шоколад, а также есть тогда, когда вздумается, а не в определенные часы. Задача мамы мягко подтолкнуть, направить к правильной еде, показать преимущества, но, ни в коем случае насильственно не кормить. Хотя некоторые женщины умудряются путать две столь разные вещи.

Придерживайтесь простого правила: если ребенок не хочет есть – пусть не ест, даже пропускает прием пищи. Рано или поздно, голод появится у ребенка, и он примет столько пищи, сколько будет для него оптимально. Помните, что лучше недоесть, чем переесть. И никогда иначе

Привлечение детей к процессу приготовления еды

Дети в большинстве случаев любят помогать своим родителям. Используйте эту особенность приготовления еды, чтобы привлечь их к процессу и научиться готовить здоровые и вкусные блюда

Дети будут рады узнать, что их участие в приготовлении пищи очень важно, и что это может быть очень весело и интересно

Вовлекайте ребенка в подготовку ингредиентов, пусть он помоет овощи и фрукты. Просите о помощи в разделке продуктов на маленькие кусочки или нарезке зелени. Дети с удовольствием займутся этим делом и будут рады, если Вы попросите о помощи.

Предложите ребенку приготовить что-нибудь простое самостоятельно, например, салат или сендвич. Изучите вместе рецепт, обсудите какие продукты нужны и как их подготовить. Дети с удовольствием будут делать самостоятельно, что-то готовить взрослым и конечно, пробовать свои блюда.

Сделайте процесс приготовления еды интересным и увлекательным, дайте ребенку возможность экспериментировать с новыми продуктами и способами их приготовления. Устроите семейный конкурс кто сделает самый интересный десерт или салат.

Во время процесса приготовления еды, покажите ребенку, как нужно постоянно мыть руки и соблюдать чистоту

Объясните им, почему это важно для сохранения здоровья и избегания заражения бактериями

Вовлечение детей в процесс приготовления еды — это не только хорошая возможность обучить их готовить, но и помочь им развить смекалку, творческие навыки и самостоятельность в будущем.

Как улучшить аппетит

Если вы видите, что ваш ребенок, на самом деле, кушает очень мало, постоянно не доедает даже маленькую порцию, отказывается от многих блюд, – это тревожный знак.

Но, даже в этом случае заставлять не стоит, лучше сначала сдать общий анализ крови и посмотреть уровень гемоглобина.

Знайте! Железодефицитная анемия – одна из частых причин плохого аппетита ребенка.

Ребенок не хочет есть – как его заставить, при этом, не навредив?

Я не склонна заставлять детей есть и никогда не использую подобных принципов в работе с детьми по исправлению пищевых нарушений. Подход всегда идет комплексный, мы работаем в нескольких направлениях:

  • корректировка режима питания;
  • выстраиваем правила приемов пищи;
  • делаем действия, направленные на активацию аппетита.

Только все вместе дает хороший эффект и ребенок начинает еть лучше, больше и разнообразнее. Подробнее о данной системе исправления детского аппетита, смотрите в интернет-курсе Едим с удовольствием: возвращаем аппетит ребенку>>>

Что можно сделать самостоятельно?

  1. Определите, какие продукты ребенок соглашается есть всегда, а какие, наоборот, вообще не хочет;

Попробуйте «спрятать» нелюбимые продукты, например, подмешивайте в картофельное пюре другие измельченные овощи в небольшом количестве.

Я не любитель этого способа, но без целостного подхода, вам придется так или иначе идти на хитрости и уловки. Также почитайте актуальную статью Как правильно кормить ребенка?>>>.

  1. Возможно, надо пересмотреть меню;

Часто бывает так, что в школе или садике дети едят лучше или хуже, чем дома. Пусть малыш сам подскажет вам, что он хочет на обед или ужин – так и вам будет легче, и кроха получит то, что сможет поесть без капризов.

Это только кажется, что он будет просить каждый день одно и то же – однообразие быстро надоест.

  1. Готовьте вместе;

Попросите малыша натереть морковку на терке или порезать яйца на яйцерезке, раскатать тесто, размешать что-то. Приготовленное своими руками хочется попробовать!

  1. Не давайте ничего за час до основной еды, чтобы не сбить аппетит;

Если приходится давать, то пусть это будет какой-то фрукт или овощи – нечто, что быстро переварится и не отобьет желания плотно покушать.

  1. Как заставить есть овощи, если ребенок их не любит?

Можно попробовать предлагать овощи в разном виде и нарезать разными способами: елочкой, зубчиками, тонкими полосочками.

Овощи лучше не смешивать. Мало кто из детей любит овощные салаты. Лучше расположите овощи на большом блюде, чтобы ребенок мог выбрать, что ему хочется в данный момент.

  1. Как заставить есть самого?

Пока вы кормите ребенка и не даете ему свободы в других областях жизни – ребенок не будет самостоятельным.

Вручайте ему столовые приборы, сами что-то делайте за столом, мотивируя тем, что у вас сейчас заняты руки и вы не можете его покормить.

Поощряйте самостоятельность и хвалите за ее проявления. Подробно принципы развития самостоятельности смотрите в статье Как научить ребенка кушать самостоятельно?>>>

Когда учить ребенка питаться правильно

Приучать малыша питаться правильно нужно с малых лет. Это поможет сформировать пищевые привычки. Было проведено исследование, в рамках которого диетологи наблюдали за пищевым поведением полутора тысяч детей от рождения до шестилетнего возраста. Оказалось, что дети, которым мало давали фрукты и овощи на первом году жизни отказывались их есть в 6 лет. Лучший возраст для приучения ребенка к правильному питанию с 6 месяцев.

Кстати, малыш знакомится со многими вкусами еще до своего рождения. Находясь в животе матери, он заглатывает амниотическую жидкость. Вкус этой жидкости зависит от того, чем питается женщина во время беременности.

После рождения ребенок находится на грудном вскармливании и вкус молока также зависит от рациона питания матери. Возможно поэтому дети, которые питаются материнским молоком намного легче переходят на прикорм, чем малыши, которые едят смеси.

Доказано, что восприятие ребенком новых продуктов сильно зависит от того, присутствовали ли они в рационе матери во время беременности и периода лактации. Поэтому женщине нужно крайне внимательно относиться к своему питанию в это время. Оно должно быть гипоаллергенным, сбалансированным и рациональным.

Некоторые предпочтения в еде заметны у ребенка уже в первые месяцы его жизни. Например, он может с удовольствием есть соленую и сладкую пищи, отказываясь при этом от кислой или горькой еды. Частично это защитная функция организма, который на всякий случай пытается избегать горькой пищи, так как она может содержать токсичные вещества. Однако, далеко не все горькие продукты вредны для здоровья.

Нужно ли заставлять ребенка кушать?

Правильней перефразировать этот вопрос и спросить “МОЖНО ли заставлять ребенка кушать?” Ответ категоричный: нет, ни в коем случае. И связано это как с физиологией ребенка, так и с его психологией. Нарушая это правило, мама рискует нанести ущерб как здоровью своего малыша, так и его психике. Причем этот ущерб напрямую зависит от степени закармливания.

Для понимания ответа на этот вопрос, достаточно разобраться в том, что же такое голод? Как расценивает эту потребность наш разум? Если говорить на физиологическом уровне, то все просто, голод – это сигнал нашего мозга о том, что нам необходимо принять пищу. Появляется он в тот момент, когда наш желудок опустел, а в кровь уже поступили и разошлись по ней питательные вещества от предыдущего приема пищи. И именно голод толкает нас на то, чтобы встать и что-то сделать: хотя бы открыть холодильник и найти там еду. Это пока мама ее готовит. А во взрослой жизни нужно будет не просто встать и пройти к холодильнику, а и купить еду, и приготовить из нее пищу самостоятельно.

В каждом из нас есть заданные свойства и желания (это зависит от векторов) и все они развиваются именно от нехваток. Конечно, в современно мире пища – не является главной нехваткой. Нам хочется больше денег, красивой жизни, уютного дома, огромной любви, найти ответы на вопросы мироздания и так далее. Но все это формируется именно на базе нехваток, желаний. Если у ребенка отбирают самое простое желание насытиться, уйти от голода, то ему сбивают весь жизненный путь, все ориентиры.

Только представьте себе человека, который не знает простого правила “хочешь чего-то – добейся этого, сделай шаг к этому”. Его желание упреждается, не успевая создаться. Тогда ничего не хочется, тогда нет развития, тогда наступает застой, из которого человек рискует никогда не выйти. Ладно, еще в детстве – ведь действительно есть рядом мама, которая приготовит еду и накормит с ложечки. А дальше что? Во взрослой жизни? Как такому человеку жить?

Нельзя заставить ребенка хотеть чего-то – это невозможно. Но можно научить ребенка реализовывать свои желания, добиваться того, чего хочется. Развивать эти желания, увеличивать их, можно уже с младенчества – на базе природного, простого желания – голода

Мать, если она хочет добра своему ребенку, должна кормить его исключительно тогда, когда у него возникает потребность в еде. И ни на минуту раньше. Даже когда ребенок ест точно по расписанию, обязательным условием приема пищи должен быть его собственный аппетит. Если оного нет – значит лучше пропустить прием пищи, чем есть “через не могу”. Рано или поздно, а желание кушать появится – и тогда ребенок сам попросит еду.

1.Что, если у него низкий процентиль?

Прежде чем делать поспешные выводы, необходимо хорошо понять концепцию процентиля. То, что у ребенка низкий процентиль, не означает, что он не доедает или что его здоровье находится в опасности. Это означает только то, что по сравнению с другими здоровыми детьми того же возраста и роста они находятся в этом положении. 

Например, ребенок с процентилем 30 % означает, что 30 % здоровых детей в Испании имеют этот вес, не более того, это абсолютно нормальный и здоровый вес. Низкий процентиль вовсе не болезнь. Родители склонны думать, что ниже 50 % ребенок «не соответствует» и что он может заболеть, если будет продолжать в том же духе. Возмутительно думать об этом. 

Это просто означает, что половина здоровых детей весит столько же, сколько он. То, что он ниже среднего, не плохо (это не тест), если только врач не назначил его специально.

Вы когда-нибудь ходили в ресторан и вас заставляли съесть всю тарелку, когда вы уже были сыты? А зачем это делать с маленькими детьми? Тело мудрое, и к нему нужно прислушиваться.

Как сформировать правильные пищевые привычки

Важная рекомендация — семейный пример, когда родители меняют свой образ жизни и начинают питаться правильно. Перейти на здоровое питание сложно, особенно если воспринимать это как ограничение ради ребенка. Но если подросток постоянно слышит о пользе овощей от родителей с чипсами в руках, пользы от этого не будет.

Также важно, когда родители относятся к еде спокойно и не заставляют доедать. Ребенок не должен съедать половину взрослой порции или все, что родители считают нужным положить в детскую тарелку

Поэтому не нужно стыдить за недоеденную кашу или рассказывать про африканских голодающих детей, чтобы вызвать чувство вины.

С раннего возраста полезно поощрять исследовательский интерес к еде, не бояться давать попробовать разные продукты, чтобы ребенок расширял вкусовые ощущения и не думал, что еда может быть опасна.

Есть и другие способы формирования правильных пищевых привычек:

Давать выбор

Хорошо, когда на столе есть несколько блюд, если ребенок не ест салаты, отдельно порезанные овощи могут привлечь его внимание и интерес.
Менять форму подачи продуктов. Есть дети, которые не едят творог, но творожную запеканку пробуют с удовольствием

Не использовать гаджеты за едой. Об этом мы уже рассказывали. Увлеченные дети не замечают, что едят и в каких количествах, поэтому съедают больше и не замечают процесс поглощения пищи.
Устраивать семейные ужины. Вместе собираться за столом, привлекать детей к приготовлению, рассказывать из чего делается еда и зачем нужно добавлять приправы. Во время ужина лучше не выяснять отношения. Не стоит в это время ругать ребенка за дневные провинности, чтобы семейный прием пищи не превратился в неприятную обязанность.
Не запрещать нездоровую еду. Запреты и строгие ограничения приводят к тому, что ребенок с жадностью может накинуться на чипсы или торты сразу, как выйдет из-под родительского контроля.
Добавлять физическую активность. Дети лучше едят после энергетических трат, поэтому прогулки, спортивные секции или другие мероприятия могут усилить аппетит и привлечь внимание к полезной еде.
Не торопить. Постоянные замечания о медлительности только уменьшают желание сидеть за столом. Лучше заранее запланировать на еду больше времени.

Вне дома сложнее наладить питание. Непривычная еда и отсутствие выбора в школе или детском саду приводят к тому, что ребенок плохо ест или покупает на переменах булочки, чипсы и другую вредную еду.

Как говорит Мария Фадеева, перекусы должны быть удобными для питания, долго храниться вне холодильника и правильными по составу.

Мнение специалистов Российского Исследовательского института пищи и питания отделения Науки и технологий

Детей нельзя заставлять есть через силу — к такому выводу пришли специалисты российского Исследовательского института пищи и питания отделения Науки и технологий. По их мнению, дети и подростки отказываются есть ту или иную пищу, в силу множества факторов, как психологического, так и физиологического плана. К примеру, малыши от года до трех очень чувствительны к цвету еды, вкусу, текстуре, температуре, а также к атмосфере, в которой эту пищу им приходится есть.

Эксперты Исследовательского института разработали ряд рекомендаций, которые могут помочь родителям накормить свое чадо. В этом списке есть такие хорошо известные советы, как «всегда кушать вместе с ребенком», «смешивать нелюбимые малышом продукты с любимыми», или «часто менять рецепты» и «подходить творчески к оформлению еды».

  1. Никогда не заставляйте ребенка кушать. Это приведет к тому, что он еще активнее будет отказываться от еды.
  2. Если ребенок не любит овощи и фрукты, предлагайте их тогда, когда он очень проголодался.
  3. Приобщайте ребенка к процессу планирования меню, а также к приготовлению блюд. Тогда ребенок обязательно захочет попробовать, что же он приготовил.
  4. Еда — это необходимость. Поэтому ее не стоит использовать в виде вознаграждения, или лишать ребенка обеда в наказание за что-то.
  5. Непринужденная и дружеская атмосфера за столом способствует увеличению аппетита. 

Ожидания родителей

По сравнению с родительскими ожиданиями, дети едят очень мало. Порция еды для дошкольника может составлять всего одну четвертую или одну третью часть взрослой порции

И важно не заставить ребенка есть больше, а сделать так, чтобы он получал здоровое питание

Ребенок должен за день получать еду из каждой группы пищевой пирамиды (зерновые продукты, мясо, молочные продукты, фрукты и овощи). Например, если ребенок съел в обед много макарон, не давайте ему больше углеводной пищи, лучше дать что-то содержащее белок (сыр, йогурт и т.д.) И если ребенок получает здоровое сбалансированное питание, позвольте ему самому определять количество съедаемой пищи и количество потребляемых калорий.

Врачебная консультация

Если ваш ребенок не ест или не хочет есть определенные продукты, сперва придется выяснить причину данного поведения. Для этого обратитесь к детскому врачу, который проведет необходимые обследования и даст рекомендации по питанию.

Иногда причины неприятия продуктов могут быть связаны с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, аллергическими реакциями, нарушениями пищеварения или дефицитом витаминов и минералов.

После того, как вам предоставлены рекомендации врача, необходимо соблюдать правильный режим питания, включать в рацион питания разнообразные продукты, учитывать предпочтения ребенка и не навязывать ему неприятные для него блюда.

Если ваш ребенок не желает есть здоровую пищу, попробуйте запретить употребление сладких или жирных продуктов, ограничить их количество и научить ребенка правильному выбору между полезными и вредными продуктами.

Еще одним советом врачей является участие родителей в приготовлении еды, чтобы ребенок видел, как и из чего готовится его пища

Это поможет ему лучше понимать важность здорового питания и станет мотивацией для еды

Не забывайте, что каждый ребенок уникальный и может требовать индивидуального подхода в вопросе питания. Общайтесь со своим детским врачом, следите за поведением и состоянием ребенка, и вскоре заметите положительные изменения в его отношении к еде.

Добавление дополнительной мотивации

Если ребенок не заинтересован в еде, может понадобиться дополнительная мотивация. Это может быть что-то, что заставит его больше заинтересоваться в процессе еды. Если ваш ребенок любит игры, вы можете предложить ему играть в «игру на тарелке». Рисуйте на тарелке съеденные блюда или попросите ребенка нарисовать их самостоятельно, что будет служить мотивацией для того, чтобы съесть все, что на тарелке, чтобы закончить игру.

Также можно использовать нарративы. Вместо того, чтобы говорить ребенку: «ты должен съесть все на тарелке», рассказывайте ему истории о том, как еда, которую он ест, дает ему силу и энергию. Эта история может быть примером того, как герой книги или мультфильма становится сильнее благодаря здоровому питанию. Это поможет ребенку лучше понять, почему еда важна для его организма.

  • Предложите ребенку играть в «игру на тарелке»;
  • Дайте ему возможность помочь вам готовить;
  • Используйте нарративы, чтобы рассказать о пользе здорового питания.

Режим питания

Две крайности – питание по часам, по строгому режиму или совсем уж свободный график, когда каждый кушает, когда хочет – неправильны.

  1. В первом случае, как раз, и могут возникнуть проблемы с отказом от пищи – малыш еще просто не успевает проголодаться к следующему приему;
  2. Во втором же случае есть риск нарушения пищеварения – маленьким детям все равно надо напоминать о том, что пора кушать, а то заиграется и забудет.
  • Вес и комплекция ребенка никак не зависят от того, насколько хорошо и часто он кушает. А вот перекормленный в детстве малыш может во взрослом возрасте столкнуться с пищевыми проблемами;
  • Маленький флегматик, например, может кушать немного, но иметь «правильный» вес, а активный холерик, при таком же или даже большем количестве пищи, будет худеньким;
  • Детский организм требует именно то и в таком объеме, сколько ему нужно для поддержания сил и здоровья;
  • Закармливание детей грозит ожирением и нарушением обменных процессов. Переучиться во взрослом возрасте будет очень трудно;
  • А, если нежелание кушать связано с незрелостью пищеварительной системы, то возможны и гораздо более серьезные проблемы со здоровьем. Не надо заставлять, со временем кроха начнет есть то, от чего раньше отказывался, когда его желудок будет готов принять это.

Как заставить ребенка больше есть, если у него нет потребности в таком количестве еды? Да и нужно ли?

  1. Каждый ребенок съедает ровно столько, сколько необходимо;
  2. Возможно, надо просто сделать приемы пищи более частыми, но предлагать меньшее количество еды;
  3. Старайтесь изначально не давать детям то, что считается вредным и сбивает аппетит. Когда ребенок не знает этих вкусов, то и не будет отказываться от здоровой пищи, выпрашивая вредные сладости или чипсы;
  4. Все вкусненькое давайте на десерт, когда малыш уже наелся и не скушает много сладкого (читайте статью Когда давать сладкое ребенку?>>>);
  5. Если хотите соблюдать режим питания, то придерживайтесь не очень строгих правил. Например, обед не точно в одно время, а примерно, главное, чтобы вся семья собралась в этот час к столу;
  6. Ребенок должен видеть, что вы все едите одно и то же. Пищевые привычки закладываются в каждой семье по-своему, в зависимости от того, что принято готовить.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий