Раннее плавание: учить или нет?

Как научить ребенка плавать в зависимости от возраста

Методика обучения детей плаванию зависит от возраста. Каждый возрастной период имеет свои особенности и требует индивидуального подхода к обучению. Рассмотрим, как научить ребенка плавать в разном возрасте.

Дети дошкольного возраста

Родители малышей часто не знают, как научить плавать ребенка дошкольное время. Дети еще слишком малы и не могут четко повторять упражнения и выполнять команды. Заставлять учиться плавать не имеет никакого смысла. В обучение обязательно должны входить элементы игры

Важно, чтобы малыш освоил основные навыки, а правильное выполнение техники придет с возрастом

Полезно выполнять с ребенком следующие упражнения:

  • «Поплавок». Находясь в воде, сделать глубокий вдох и присесть на дно. Дыхание во время погружения нужно задержать.

  • «Сердце». Зайти в воду до плеч. Выполнить вытянутыми вперед руками движение, имитирующее рисование сердца.

  • «Ножницы». Лечь на воду в самой мелкой части водоема или бассейна. Руками держаться за бортики или дно, а ногами попеременно махать вверх и вниз.

  • «Мельница». Зайти в воду по грудь и слегка согнуть руки в локтях. Выполнять движения руками по кругу, чтобы в воду опускались сначала кисти, затем локти и плечи.

Младший школьный возраст

В 7 лет ребенок уже может осознанно выполнять предложенные упражнения. Игровая деятельность в обучении не нужна

Родители могут замотивировать ребенка и объяснить, как важно научиться плавать. Но не стоит забывать, что благоприятная атмосфера во время обучения по-прежнему важна

Не забывайте чаще хвалить ребенка и не допускайте шутливых высказываний в его адрес.

Вот несколько полезных упражнений для детей от 7 до 9 лет:

«Дыхание в воду». Дыхательные упражнения рекомендуется выполнять перед началом тренировки. Следует опустить лицо вводу, выпускать воздух носом и ртом, чтобы на поверхности образовались пузыри. Для безопасности руками нужно держаться за поручни или бортики.

  • «Плавание с доской». Ребенок должен лечь на воду, опустить в нее лицо и, вытянув руки, держаться за доску. Необходимо выполнять движения ногами от бедра, не сгибая ноги в коленях. При этом для вдоха нужно поднять лицо из воды, а выдох совершать в воду.

  • «Стрела». Техника выполнения такая же, как у упражнения «Плавание с доской», но не нужно держаться за доску.

  • «Подключение рук». Движения рук определяет стиль плавания. Если ноги работают в стиле брасс, то и руки должны двигаться в этом же стиле. Если ноги двигаются в стиле кроль, то руки могут двигаться в стиле брасс или кроль.

В младшем школьном возрасте оттачивается навык удержания тела на воде и движения вперед. Техника плавания будет улучшаться по мере взросления ребенка.

Средний и старший школьный возраст

Как научиться плавать в среднем и старшем школьном возрасте? Обучение основано на методах, которые были описаны ранее. Детям в этом возрасте гораздо легче дается выполнение упражнений. Сложности возникают из-за психологии подростков. Они ранимы и крайне восприимчивы к замечаниям тренера. Упрямство может вызвать нежелание обучаться и выполнять команды. Подросток может бояться воды, как и более юный ребенок, плавание в этом случае вызовет неприятные эмоции и страх.

Тонкости обучения плаванию ребенка старше 1 года

Если же в первый год жизни малыша не удалось научить плавать, то это можно делать и позже. Уже можно посещать занятия в бассейне, где профессиональные тренеры подскажут, как вести себя на воде и что делать, чтобы ребенок быстрее научился плавать.

Несколько рекомендаций помогут родителям научить плавать своих детишек, если, конечно, ребенок уже достиг более-менее сознательного возраста:

  1. Прежде всего, сначала ребенка нужно учить держаться под водой, а не над водой. Малыш попросту еще не сможет держать голову над водной поверхностью.
  2. Очень важный момент – научить малыша комфортно чувствовать себя в воде, не бояться ее. Страх (если такой есть) сковывает движения и затрудняет дыхание, поэтому его преодоление поможет гораздо быстрее научиться плавать. Покажите, как можно задерживать дыхание и ненадолго погружаться под воду – на глубине, где в любой момент малыш сможет стать на ножки. Подойдет такое упражнение, как «бочонок» или «поплавок», когда ребенок задерживает дыхание, обхватывает руками ножки, погружается в воду на несколько секунд и затем всплывает.
  3. Если ребенку очень не нравится испытывать дискомфорт от попадания воды в глаза, когда он, ныряя, открывает их, то купите ему очки для плавания. Ему будет гораздо интереснее, если можно детально рассмотреть то, что находится под водой.
  4. Когда уже подныривание и плавание под водой освоено, пора приступать к обучению ребенка тому, как держать голову над водой. Начинать нужно с самого простого. Пускай малыш вначале научится держать нос над поверхностью воды. Совсем необязательно, чтобы это происходило исключительно в горизонтальном положении. Можно привести в пример бегемотов или крокодилов, которые показывают только глаза и нос из воды. Пускай ребенок наберет воздух в легкие, и, приседая, погрузится под воду настолько, чтобы его глазки и носик были над поверхностью. При этом рот плотно закрыт, а ушки тоже могут быть погружены в воду. Со временем нужно добавлять гребущие движения руками. Так малыш научится плыть и одновременно дышать носом.
  5. Научите ребенка в воде выдыхать воздух. Такой способ помогает не допустить попадания жидкости в нос, а также способствует регулированию давления в носоглотке.
  6. Чтобы научить малыша как можно дольше держаться на воде, следует научить его и умению отдыхать непосредственно во время плавания. Малыш должен знать, что когда он устал, можно лечь на спину, оставить над поверхностью глаза и нос. Во время этого можно совершать плавные гребущие движение руками и легкие барахтанья ногами. Такой способ позволяет восстановить дыхание и расслабиться.

Плавание в бассейне или в открытом водоеме – что лучше?

Считается, что плавание на чистом воздухе под солнышком положительно влияет на детский организм. Это верно отчасти. Далеко не каждый водоем оказывается пригодным для того, чтобы плескаться в воде.

  • Во-первых, на многих пляжах сами же посетители оставляют много мусора, который со временем оказывается в воде.
  • Во-вторых, качество воды может не соответствовать санитарно-гигиеническим нормам из-за наличия в ней патогенных микроорганизмов.
  • В-третьих, зачастую на бесплатных пляжах нет пловцов-спасателей, которые вовремя среагируют на чрезвычайную ситуацию. Для малыша водные процедуры в таких местах могут оказаться небезопасными.

Если же вы все-таки хотите отправиться с ребенком на пляж, то желательно выбирать тот, где регулярно проводится уборка мусора и осуществляется санитарно-эпидемиологический контроль.

Родители, которые решили научить своего ребенка плавать, должны помнить о том, что эмоциональное состояние взрослых очень тонко ощущается детьми. Если папа или мама испытывает неуверенность, раздражение, страх, это не будет способствовать успешному обучению. Если вам нужна квалифицированная помощь в этом вопросе или вы боитесь не справиться самостоятельно, в нашей школе плавания помогут и вам, и вашему ребенку.

Читайте далее:

Занятия плаванием с малышами дома и в бассейне

Средства для обучения детей плаванию

Польза плавания для детей дошкольного возраста

Как рыба в воде: как научиться надолго задерживать дыхание

В бассейне поликлиники

Его посещают младенцы с 3-5 недель вместе с мамами. Инструктор по плаванию 1-2 раза в месяц в специальной большой ванне показывает упражнения, которые потом нужно делать дома. Через месяц – новая “порция” упражнений.

Плавание для детей непосредственно в бассейне начинается ближе к 6 месяцам. При этом есть отдельные программы для уже ныряющих детей и для тех, кто занялся плаванием только что.

Записываясь в бассейн, обратите внимание инструктора на то, чему ваш малыш уже научился, плавая в домашней ванне. Предлагая вам новые упражнения, инструктор учтет эти умения, даже если программа, принятая в этом бассейне, несколько отличается от той, что освоили мы с вами. Но бывает и так, что инструктор занимается только с самыми маленькими грудничками и их родителями, а на “старшеньких” может не хватать времени

Что в этом случае делать в бассейне?

Но бывает и так, что инструктор занимается только с самыми маленькими грудничками и их родителями, а на “старшеньких” может не хватать времени. Что в этом случае делать в бассейне?

План занятия 4:

  1. Массаж, гимнастика в воде (проконсультируйтесь у инструктора, если что-то забыли).
  2. Ныряние из положения “торпеда” с коротким отпуском рук. По мере адаптации к “большой воде” и задержке дыхания допустимо нахождение ребенка под водой 5-7 секунд. Если реакция на ныряния хорошая, допустимы два ныряния подряд.
  3. Улучшение плавательных способностей с помощью ласт. Купите детские резиновые (и только резиновые, пластмассовые не годятся!) ласты самого маленького размера и с помощью незамысловатых действий у вас получатся отличные ласты конкретно для вашего пловца (см. рис. 4).
  4. Упражнение “С бортика – в воду” (описание см. выше).
  5. Игры в воде: “спаси утонувшую игрушку”, ныряние с бортика в надувной круг, ныряние с бортика “солдатиком”, соревновательные игры на воде (кто быстрее доплывет до бортика и т.д.).

С какого возраста можно начинать купание малышей в бассейне?

Некоторые родители считают, что до занятий плаванием ребенок должен научиться ходить или даже значительно продвинуться в развитии крупной моторики. Вовсе не обязательно: у новорожденного нет почти никаких навыков, но с водной средой он на «ты», ведь у него было 9 месяцев практики в животе мамы!

Другие думают, что надо сначала сделать все прививки. Тоже нет, инфекции из календаря вакцинации не передаются через воду, поэтому в бассейн можно начинать ходить до того, как они будут сделаны, но лучше все равно проконсультироваться с врачом3. Третьи полагают, что малыш должен научиться говорить и понимать речь, чтобы объяснить ему, как задерживать дыхание. И это нет: примерно до 6 месяцев у грудничка сохраняется врожденный рефлекс остановки дыхания, который автоматически включается при попадании воды на лицо4.

Также о грудничковом плавании детей читайте в этой статье.

Плавание для малышей в бассейне доступно с раннего возраста, на что явно намекает широко известный термин «грудничковое плавание». Ребекка Эдлингтон, двукратная олимпийская чемпионка по плаванию и обладательница мирового рекорда на дистанции 800 метров вольным стилем5, рассказывает, что впервые взяла свою дочь Саммер в бассейн, когда ей было три с половиной недели.

Посмотрите на маленькую Саммер на руках у мамы: она абсолютно спокойна и совершенно не боится воды. Кстати, заметили, какие подгузники на ее попке? Да, это LittleSwimmers — марка, которую любят мамы и папы во всем мире, включая олимпийских чемпионов.

Минимальный возраст для начала занятий с малышами в бассейне определяется лишь следующими критериями: во-первых, вам надо попрактиковаться в плавании в ванне со специалистом и выводить ребенка на «большую воду», когда он привыкнет к домашним купаниям, во-вторых, грудничок будет купаться не один, вы всегда должны быть рядом с ним. Поэтому получите разрешение от врача, что вам можно посещать бассейн, особенно, если вам делали кесарево сечение.

Опускание лица в воду

  1. Самое-самое начало – просто омывать лицо водой или брызгаться.
  2. Приседания и прыжки в воде. Идея – в том, чтобы за счет приседаний или выпрыгиваний лицо погружалось в воду. Например, поставьте задачу присесть и посмотреть друг на друга, либо садиться и подпрыгивать. Более продвинутый вариант – показать друг другу язык или скорчить гримасу. В общем, веселитесь, но таким образом, чтобы голова регулярно оказывалась под водой.
  3. Сбор игрушек. Положите на дно игрушки там, где мелко (то есть не требуется сильно нырять), но рукой без погружения лица их не достать. Придумайте какую-нибудь легенду – пусть ребенок проводит “спасательную операцию” либо добывает сокровища.

Важные советы

Как правило, родители, освоившие вместе с ребенком искусство плавания до года, очень довольны. Малыши растут более здоровыми, опережают в развитии сверстников. Вот несколько советов от мам — сторонниц грудничкового плавания:

  • Первый урок проводите в возрасте 5 дней, постепенно приучайте грудничка к ванне. Сначала попробуйте практиковать погружение мамы вместе с ребенком. Как только кроха адаптируется, можно вызвать специалиста для инструктажа.
  • Если долго держать малыша во время купания в ванне, заболят спина и шея, поэтому лучше чередоваться с кем-нибудь.
  • При практике ныряния сначала дайте команду «Ныряем!» и дуйте в нос, чтобы малыш непроизвольно задержал дыхание. Когда навык закрепится, переходите к погружению с головой, начинайте учить нырять.
  • Используйте соленую воду для купания: растворяйте в воде 300 граммов соли на ванну. Такая вода не вызовет раздражения глаз.
  • Летом в возрасте 2-3 месяцев можно проводить занятия на свежем воздухе в надувном бассейне.
  • Не говорите лишних слов в процессе обучения, только команды «Работаем ножками!», «Работаем ручками!», «Ныряем!», обязательно хвалим по делу.
  • Когда в ванне ребенку станет тесно, можно идти в бассейн. Если позволяет экология, после полугода можно купаться в море или озере вместе со взрослым.

А вот как нужно учить малыша нырять дома в ванне.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Что понадобится для занятий плаванием для малыша

Если вы решили заниматься с малышом плаванием, важно позаботиться о комфорте и безопасности занятий. Вот что вам пригодится:

  • Термометр для воды — нужен, чтобы измерять температуру в домашней ванне, особенно если вы хотите приучать малыша к холодной воде постепенно;
  • Секундомер или обычные часы, с помощью которых вы будете засекать время плавания и ныряния;
  • Резиновый коврик для пола в ванной, нужен, чтобы тот, кто держит малыша, не поскользнулся;
  • Круг на шею или специальный чепчик с кармашками для пенопласта (его можно сделать самостоятельно). Цель — автономная поддержка головы малыша на поверхности на первом месяце обучения (потом он сможет держать головку сам);
  • Ковшик для воды, если планируете заниматься нырянием;
  • Игрушки для купания. Освоиться в водной среде крохе помогут яркие резиновые утята, рыбки, брызгалки, кубики. При покупке смотрите на возрастную маркировку: игрушки для самых маленьких делаются из безопасных материалов, не красятся и не пахнут, в них не должно быть мелких деталей;
  • Непромокаемые трусики для купания — в домашней ванне можно обойтись без них, а вот в бассейне защита от неожиданностей необходима;
  • Пеленка или полотенце, чтобы промокнуть маленького пловца после купания.

Польза плавания для ребенка

Некоторые родители не видели, как плавают младенцы, потому что все водные процедуры сводили только к мытью. Между тем плавание имеет огромную пользу. Она выражается в:

  • формировании правильной осанки;
  • укреплении мускулатуры спины, живота;
  • усилении защиты против простуды;
  • правильной работе легких;
  • активизации развития;
  • нормализации сна;
  • нормализации артериального давления;
  • усилении аппетита (ребенок начинает лучше набирать вес).

Важно! Педиатры установили, что плавание и показатели крови связаны. Во время купания часто задерживается дыхание, и в кровь выбрасывается дополнительная порция красных кровяных телец. Нахождение в воде дает возможность детскому организму стать более стойким к нестабильной температуре

У младенца активизируется иммунная защита, уменьшается вероятность заболеть простудой. Дети, которые были приучены к плаванию в раннем возрасте, гораздо реже болеют, нежели их сверстники, не купавшиеся в ванной

Нахождение в воде дает возможность детскому организму стать более стойким к нестабильной температуре. У младенца активизируется иммунная защита, уменьшается вероятность заболеть простудой. Дети, которые были приучены к плаванию в раннем возрасте, гораздо реже болеют, нежели их сверстники, не купавшиеся в ванной.

Во время купания кровь циркулирует быстрее из-за снижения компенсаторного давления. Это укрепляет сердечную мышцу, сосуды. Даже незначительные нагрузки в воде укрепляют костно-мышечную систему и не оказывают на нее вреда. Дети, умеющие плавать, раньше начинают сидеть и ходить.

Во время плавания у грудничка расслабляется мускулатура живота. Такой результат не всегда достигается даже с помощью массажа. Упражнения с раннего возраста формируют мускулатуру спины и предотвращают развитие сколиоза.

Вода также обладает успокаивающим действием. Поэтому груднички, которые приучены к плаванию, не боятся препятствий. У них не проявляются навязчивые страхи.

https://youtube.com/watch?v=C8Js7j4vlnY

Как проходят занятия с малышами в бассейне?

Груднички быстро устают, поэтому первые занятия не должны быть слишком долгими — для ребенка младше трех месяцев достаточно и 10 минут. К шести месяцам продолжительность купания малышей в бассейне должна увеличиться до 20–30 минут. В более старшем возрасте максимальное время пребывания в бассейне ограничивается лишь желаниями ребенка. Вот основные правила грудничкового плавания:

Во время первых занятий держите ребенка так, чтобы он видел ваше лицо. Зрительный контакт и улыбка дадут ему уверенность в том, что все в порядке, и помогут расслабиться.

Зайдите с ребенком в воду, держа его в позе «колыбельки». Постоянно говорите с ним, чтобы он не боялся.

Немного отодвиньте ребенка от себя, поддерживая его руками под спину, остальные части тела будет держать вода. Через некоторое время грудничок начнет двигать ручками и ножками. Детей первых месяцев жизни можно купать только на спине, но в возрасте, когда они осваивают ползание, им часто начинает нравиться «плавание» на животе. При этом мама должна поддерживать кроху одной рукой под животик, а другой — под подбородок.

Дайте малышу привыкнуть к ощущению воды на лице, для чего смочите его лицо. Дома в ванне вы можете использовать для этого губку или лейку, во время занятий плаванием для малышей в бассейне просто окунайте свою руку в воду и поднимайте над головкой ребенка, чтобы капли стекали на лицо.

Немного опустите головку малыша, чтобы его уши оказались под водой. В первый раз подержите его так буквально пару секунд, в следующие купания время можно понемногу увеличивать. Сначала ребенок будет немного волноваться, потому что все звуки неожиданно становятся приглушенными

Однако это необходимое упражнение для достижения следующего уровня — полного погружения.

При купании малышей в бассейне важно учитывать, что терморегуляция у них еще несовершенна. Ребенок первых месяцев жизни может быстро замерзнуть, поэтому больше двигайтесь, периодически поднимайте грудничка и снова опускайте его в воду.

Играйте с ним, чтобы визиты в бассейн стали для него желанным развлечением

Немного подросшим малышам обычно очень нравится, когда их поддерживают под мышки, и они могут бить по воде ладошками. Многие дети в восторге, если посадить их на бортик бассейна, а затем вернуть обратно в воду. Еще одно интересное занятие — пускать пузыри ртом на пару с мамой.

Постепенно улучшайте умения ребенка, стремясь к тому, чтобы вода стала для него родной стихией. Учитывайте, что малыши — еще те консерваторы, и обычно воспринимают изменения без энтузиазма. Чтобы грудничок спокойно относился к ним, постоянно говорите с ним, пойте песенки. Также можно прятать освоение новых навыков внутрь любимых водных игр. Например, если ребенку нравится, когда вы поднимаете его над своей головой, а затем возвращаете в воду, в один прекрасный момент окуните его с головой — скорее всего, малыш даже не заметит, что произошло что-то необычное.

Во время первых занятий вам желательно обратиться к услугам тренера по грудничковому плаванию. Стоя в воде рядом, он будет подсказывать, что делать. Когда освоите все премудрости, можете заниматься с малышом самостоятельно.

Видео: Грудничковое плавание в домашней ванне

https://youtube.com/watch?v=JFyaDbeBPmo

На вопрос «Полезно плавание новорожденным или нет?» существуют разные ответы. Старшее поколение твердит, что этого делать нельзя. «Бассейны грязные, из-за чего будет обостряться атипический дерматит. И вообще — не стоит маленького ребенка окунать в бассейн и заставлять надолго задерживать дыхание.»
Но все же многие педиатры считают, что плаванье для грудничков очень полезно:

  • Оно способствует правильному физическому развитию ребенка. Дети, с которыми занимались плаванием в грудном возрасте, в 2 раза меньше страдают простудными заболеваниями. Такие малыши начинают ползать и ходить раньше. Многие специалисты утверждают, что занятие плаванием с малышами до 6 месяцев способствует укреплению иммунитета, избавлению от мышечного гипотонуса, гипертонуса, проявлений рахита, анемии.
  • Регулярное плавание новорожденных способствует развитию механизма поддерживания постоянной температуры тела. Благодаря этому ребенок будет не так восприимчив к резкому изменению внешней среды, и поэтому будет реже болеть.
  • Плавание способствует повышению уровня гемоглобина, поскольку во время занятий в воде у ребенка немного затруднено дыхание и организму не хватает кислорода, происходит дополнительный выброс эритроцитов в кровь.
  • Плавание укрепляет легкие и сердце.
  • Плавание способствует правильному формированию осанки. Поскольку в воде работают все группы мышц, а суставы и позвоночник «разгружены». Регулярные занятия плаваньем способствуют формированию крепкого мышечного корсета для сводов и позвоночника.
  • Ребенок учится не бояться воды.
  • Занятие плаванием с родителями укрепляет эмоциональную связь, налаживает тесные доверительные отношения, что создает благоприятную психологическую атмосферу.

Погружения и ныряния

1. Погружение под воду рта младенца в возрасте одного месяца на 2-3 сек. позволяет тренировать и задержку дыхания через нос. Обычно в этих случаях задержка дыхания определяется ощущением – поддерживающей под грудь руки – ребенок останавливает дыхание – на несколько секунд (4-10). 2. Моментальные погружения рта подводят ребенка и к погружению носа, которым все младенцы дышат. Погружения же носа, а затем и глаз обычно происходят во время самостоятельных игр, в положении сидя, когда ребенок достает предмет со дна ванны. Погружения рта под воду необходимо проводить на двойной ручной поддержке в положении на месте от 3-4 до 6-8 раз в занятие. Как показывает практика, погружение рта под воду выполняют все дети, кроме младенцев с насморком. Во время плача ребенка погружения рта категорически запрещаются из-за опасности попадания воды в дыхательные пути. Нельзя выполнять погружения рта и во время проводки из-за встречной волны, попадающей в носовые ходы. Во время игр, в положении сидя, ребенок хорошо сам погружает рот. Самостоятельное продвижение к игрушке на задержке дыхания является прологом к самостоятельному плаванию. В принципе ребенок может быть обучен опытным методистом и погружению под воду с головой. Как показывает опыт, такие принудительные погружения со своими детьми проводят многие родители, начиная с 3 месяцев. Однако степень искусства обучения у тренеров родителей различна. Поэтому настоящая методика рассчитана только на принудительное погружение рта и самостоятельное погружение с головой в играх. Категорически запрещается форсированное погружение с головой путем бросания младенца в воду или прижимание его ко дну рукой: это может привести к сильному испугу и захлебыванию. Ребенок, научившийся задерживать дыхание при погружении рта, носа и головы, умеющий хорошо грести руками, может плыть самостоятельно.

Мозжечковая стимуляция в воде

6 учебных часов

На протяжении многих десятилетий функция мозжечка сводилась исключительно к координации движений и умению удерживать равновесие. Но в последние десятилетия, благодаря новым исследованиям и современному нейровизуализационному оборудованию, ученые смогли сделать вывод о том, что его роль в регуляции процессов в организме гораздо обширнее. И метод мозжечковой стимуляции, изобретенный еще в 60-е гг. прошлого века, вновь обретает популярность! Целью программы является формирование у слушателей представления о методе мозжечковой стимуляции и способах ее адаптации к занятиям в бассейне.

С чего началась история грудничкового плавания

В середине 60-х годов прошлого столетия, у обычного инструктора по плаванию, для которого вода была родной стихией, родилась недоношенная дочь. Поскольку Игорь Борисович остался наедине со своей проблемой, первая мысль, которая пришла ему в голову – разместить ребенка в ванной с водой, чтобы создать телу условия гравитации, пока не наступит момент адаптации к новым условиям. Для того, чтобы выжить в новых условиях, организму малышки нужны были силы, которых у нее на тот момент не хватало. И вот что произошло. Организм, постоянно находясь в воде, использовал все ресурсы на построение необходимых тканей. И спустя три месяца, девочка стала опережать в развитии новорожденных детей, которые родились в срок. Причем она опережала не только в физическом плане, но и на интеллектуальном уровне. Девочка спокойно погружалась на глубину нескольких метров в бассейне, предназначенном для взрослых, а к 11 годам, стала чемпионкой страны по плаванию.

Простой, безопасный и эффективный метод был настолько необычным, что мигом распространился по всему миру. Нет ничего удивительного в том, что в нашей стране его признали опасным и разрешения на внедрение в практику он не получил. А вот в странах дальнего зарубежья серьезно заинтересовались данной методикой, и подошли к вопросу о развитии детей в водной среде, со всей серьезностью. Стали открываться специальные институты для исследования развития детей в воде и практиковать грудничковое плавание. А потом начали открываться и школы в странах Европы, Америке и городах Японии.

Увидев подобный успех метода, наше министерство по здравоохранению к концу 70-х позволило проводить грудничковое плавание и в нашей стране. А совсем скоро в детских лечебных центрах, стали открываться оздоровительные курсы водного плавания.

Председатель федерации по плаванию, медик по профессии – Захарий Фирсов оказал огромную помощь в воплощении грудничкового плавания в жизнь, выпустив книжное издание о детском плавании под названием «Плавать раньше, чем ходить». В своей книге он подробно изложил о влиянии водной среды на организм ребенка с первых дней его появления на свет. Он доказал, что мозг ребенка в состоянии невесомости т.е. в воде, освободившись от гравитации, развивается намного быстрее. Первая спортивная школа по плаванию была открыта в Ленинграде в 1934 году, директором корой стал сам Фирсов.

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С. В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна “Москва” И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию. Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии. В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания. Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее. Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский. Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.

В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования. Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца. Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания

Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев. Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни

Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте

Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь. Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции – радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения – крепкий , здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения – основ нормального развития грудных детей.

Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

Польза плавания для малышей

Плавание для грудничков как повсеместная практика было предложено еще в 60-х годах 20 века. Среди современных педиатров все больше специалистов признают этот метод и говорят о его несомненной пользе:

  1. Плавание грудничков в ванной или бассейне – прекрасный способ закаливания. Оно не только укрепляет общий иммунитет, снижая риск простудных заболеваний и повышая в целом сопротивляемость организма различным вирусам и инфекциям, но и благотворно влияет на физическое развитие детей.
  2. Если такой практикой заниматься регулярно, у ребенка формируется правильная осанка и укрепляются мышцы спины, поддерживающие позвоночник.
  3. Опорно-двигательная система получает значительно больше пользы, чем от массажа. Занятия в воде тонизируют мышцы, если проводятся утром, и расслабляют перед сном. Примечательно и то, что дети, которые занимаются грудничковым плаванием, раньше начинают ползать и ходить.
  4. Кратковременные задержки дыхания во время купания и ныряния, сопровождающиеся незначительной нехваткой кислорода, стимулируют образование в организме эритроцитов. Как следствие, повышается уровень гемоглобина.
  5. Идет благотворное воздействие на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Стимулируется кровоснабжение внутренних органов и нормализуется артериальное давление.
  6. Во время ныряния вода попадает в носоглотку и вымывает накопившиеся бактерии, пыль, пыльцу и другие аллергены. Промываются гайморовы пазухи и создается хорошая профилактика насморка.
  7. Вода снимает всякое напряжение, успокаивает, убирает страхи и положительно влияет на всю нервную систему. Также занятия в воде способствуют укреплению интуитивной связи между мамой и малышом.
  8. Дети, которые плавают с рождения (даже только дома), в будущем не испытывают страхов перед большими и открытыми водоемами – бассейном, озером или морем.

Плавание в бассейне — отличная тренировка для маленького человечка! Практически все дети после водных занятий спокойно спят всю ночь. Это дает возможность и родителям выспаться и отдохнуть

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий