Физическое развитие
В год и месяц ваш малыш уже достаточно подвижный и активный ребенок. Он начинает обеспечивать себя стабильной осанкой, уверенно сидеть без опоры, переворачиваться с живота на спину и наоборот.
Малыш может ползать, иногда даже попытается встать на четвереньки. Он с интересом изучает окружающий мир, зачастую зацепившись за мебель и предметы, чтобы подтолкнуться и пошагать.
Для малыша важно иметь достаточно свободное пространство для движения и игры. Позвольте ему развивать моторику, проводить время на свежем воздухе и подвигаться как можно больше, чтобы он мог развиваться физически
Не забывайте, что каждый ребенок уникален и может достигать милеших между ступенями развития в разное время. Поддерживайте своего малыша, поощряйте его достижения и обеспечивайте его возможностью экспериментировать со своим телом и окружающим миром.
Поведение и эмоции
Поведение и психоэмоциональное состояние пятимесячных детей немного меняется. Они начинают различать интонацию взрослых. Малыши в этом возрасте уже хорошо понимают, когда с ними разговаривают ласково, а когда — строго.
У них появляется способность осознанно выражать свои эмоции. В зависимости от ситуации груднички могут демонстрировать любопытство, обиду, страх, радость.
Дети учатся привлекать к себе внимание осознанно. Для этого они используют погремушки, крик. У малышей наблюдается развитие предметной памяти
Уже появляются любимые игрушки
У малышей наблюдается развитие предметной памяти. Уже появляются любимые игрушки.
Если на видном месте положить хорошо известный ребенку предмет, частично спрятав его за шкафом или подушкой, то он узнает его и потянется, чтобы взять. Пятимесячные дети узнают родных и близких, хорошо отличают их от незнакомых людей.
Пятимесячные малыши, как правило, боятся незнакомых людей
Психоэмоциональное развитие детей отличается, многое зависит от влияния таких факторов:
- атмосфера в семье;
- достаточность внимания и общения с родителями;
- стрессы, связанные с переездом, отлучением от груди;
- индивидуальные особенности психики.
Привязанность к маме в 5 месяцев остается достаточно сильной: в ее отсутствие малыш может прекратить игру, начать плакать, стесняться окружающих.
Речевое развитие
В год значительно расширяется активный словарь (те слова, которые малыш произносит). В арсенале крохи может быть 10-20 слов. Их значение некоторых еще меняется в зависимости от контекста.
Дети общительны, много лопочут на своем языке. Могут злиться, если их неправильно поняли.
Малыш уже может освоить рисование пластилином. Это отличный способ развивать речь и пальчики ребенка.
Вам понадобится мягкий пластилин, картон. Положите перед малышом небольшой лист картона, нащиплите небольшие кусочки пластилина, скатайте из них шарики. Дайте малышу положить шарик на картон, его указательным пальцем прижмите шарик и растяните вниз.
Развитие малыша в год и месяц
В первый год жизни ребенок проходит множество маленьких, но важных этапов в своем развитии. Каждый месяц малыш приобретает новые навыки, становится сильнее и активнее.
В возрасте 1 месяца ребенок начинает открывать глаза, реагировать на свет и звук. Он улыбается и начинает понимать голоса близких людей. Малыши также активно тренируют свои мышцы и начинают контролировать движения головы.
Во 2 месяца малыш начинает держать голову немного лучше и дольше, улучшается его слух. Ребенок начинает издавать звуки и улыбаться в ответ на улыбку родителей.
В 3 месяца ребенок активно развивает свои навыки моторики. Он начинает держаться на животе и переворачиваться с живота на спину. Малыш становится более активным и социальным, начинает взаимодействовать с окружающим миром.
В 4 месяца малыш развивает навыки самостоятельного сидения. Он начинает держать предметы в руке и передвигать их из одной руки в другую. Ребенок также начинает различать цвета и формы.
В 5 месяцев малыш активно исследует собственное тело. Ребенок начинает поворачиваться на животе и спине, ползать и переворачиваться. Малыш также начинает забираться на колени и затем на ноги, поддерживаясь за опору.
В 6 месяцев малыш улучшает свои навыки передвижения. Он начинает ползать на четвереньках и перекатываться. Ребенок становится более общительным и начинает использовать жесты, чтобы выразить свои потребности.
В 7 месяцев малыш становится все более независимым. Он начинает подниматься по предметам и держаться за опору. Ребенок начинает проявлять интерес к играм с пальчиками и игрушками.
В 8 месяцев малыш активно развивает свои навыки мелкой моторики. Он начинает садиться самостоятельно и пытается есть пальчиками. Ребенок также разучивается ползать и попеременно переворачиваться через спину.
В 9 месяцев малыш улучшает координацию движений. Он начинает ходить за рукой родителей и становится все ловчее в передвижении по комнате. Ребенок также улучшает навыки самостоятельного кушания и общения.
В 10 месяцев малыш все больше познает мир навыками. Он начинает стоять самостоятельно, перекладывая свою поддержку с одной ноги на другую. Ребенок также активно разучивается показывать свои желания жестами и словами.
В 11 месяцев малыш активно улучшает свои навыки ходьбы и равновесия. Он начинает ходить за опорой, держась за предметы или руку родителей. Ребенок также активно развивает словарный запас и начинает проявлять интерес к книгам.
В 12 месяцев малыш делает первые самостоятельные шаги. Он начинает ходить самостоятельно и самостоятельно садиться и вставать. Ребенок также начинает активно использовать слова для общения и понимает простые инструкции.
Развитие ребенка в первый год жизни — это непрерывный процесс, когда малыш учится множеству новых навыков и становится все более самостоятельным.
Основные физические навыки
В год ребенок уверенно сидит и стоит с поддержкой взрослого или придерживаясь за какой-то предмет или стену, ползает. Малыш легко может встать на ноги из положения сидя, и вовсе необязательно, что перед своими первыми шагами он будет ползать — некоторые дети минуют эту стадию. Поскорее начать ходить обычно спешат активные ребята: они предпочитают самостоятельно держаться за опору или при любой возможности — за руку взрослого, чтобы добежать до намеченной цели. Невероятно, но факт: всего за 12 месяцев ребенок переходит из абсолютно горизонтального положения в вертикальное и очень подвижное.
Что должен уметь ребенок в 1 год:
- передвигаться по ступенькам лестницы, держась за руку взрослого, переползать по ступенькам;
- самостоятельно залезать на стул, кресло, диван и другие поверхности;
- спускаться с лестницы или предмета мебели.
Все эти особенности родителям малыша необходимо учесть. Ведь, если вы вовремя не обезопасите малыша от опасностей (окон, на которых нет защитных сеток, открытых розеток, горячих, острых и тяжелых предметов на краю стола и т. д.), то можете столкнуться с трагическими ситуациями. Не надейтесь на то, что годовалый ребенок не способен очень быстро очутиться на подоконнике или столе: он очень сообразителен и уверенно стремится к цели.
Конечно, это вовсе не означает, что ребенку постоянно надо говорить «нет» и ограничивать любое его перемещение. Как раз напротив: доверяя малышу, но постоянно за ним присматривая, старайтесь показывать ему, что в окружающем мире есть предметы большой опасности, обязательно обозначьте их определенным кодовым словом и жестом. А если вы желаете, чтобы малыш поскорее сделал свои первые шаги, реже берите его на руки и стимулируйте к самостоятельному передвижению. К примеру, дайте ему возможность самому залезть на горку или перешагнуть через бордюр песочницы. Будьте «страхующим элементом», но не выполняйте за ребенка его «работу».
Как годовасики могут себя обслуживать и чему ребенок может научиться в 1 год
Если вы дали малышу возможность быть самостоятельным, то к 12 месяцам он научится:
- мыть и вытирать руки;
- держать в руках ложку (а, возможно, и вилку) и использовать их;
- хорошо жевать, откусив твердую пищу, а прожевав, проглатывать ее;
- пить из небольшой чашечки или из «непроливайки»;
- интересоваться горшком и начать им пользоваться (малыш понимает логическую цепочку между естественными потребностями и горшком, особенно, если вы приучили его к этому каким-то условным знаком или звуком);
- делать попытки самостоятельно одеться и обуться (особенно, если в свободное время вы даете ребенку его одежду, чтобы у него была возможность потренироваться).
Физическое развитие ребенка в 12 месяцев
К этому возрасту большинство малышей уже умеют самостоятельно ходить. Это может быть хождение за ручку с мамой или уверенное передвижение возле опоры. Строгих требований или мнений по этому вопросу нет. И считается вполне нормальным, если ребенок пока предпочитает передвигаться на четвереньках. У каждого организма свои темпы развития и не стоит их форсировать. Возможно, тело малыша еще не готово к тому, чтобы уверенно передвигаться на ножках. Тем не менее в годик ребенок уже должен уметь присесть на корточки из положения стоя и подняться обратно, не опираясь при этом на стену или мебель.
У малыша уже прорезались несколько зубов. Обычно к году появляются передние резцы и начинают расти боковые.
Познавательные навыки и умения
Освоение речи | Ребенок в 12 месяцев начинает произносить первые слова, обычно это простые и знакомые предметы или имена близких людей. Он также начинает понимать простые инструкции и команды. |
Развитие мелкой моторики | Ребенок в этом возрасте уже может манипулировать мелкими предметами, например, собирать конструктор или включать кнопки на игрушках. Он пытается использовать ложку или кисть для рисования. |
Узнавание цветов и форм | Ребенок начинает узнавать и называть простые цвета, такие как «красный» или «синий». Он также интересуется формами, может различать круг, треугольник или квадрат. |
Игровая активность | Ребенок узнает много нового через игру. Он может забрасывать мяч, собирать пазлы, играть с куклами или машинками. В игре он будет пытаться повторять различные действия и образцы поведения, которые видел. |
Исследование окружающего | Ребенок в этом возрасте начинает активно исследовать окружающий мир, интересуется различными предметами и их свойствами. Он может осматривать и трогать предметы, исследовать их вкус и запах. |
Развитие познавательных навыков и умений важно для формирования у ребенка полноценного мышления и способности понимать и адаптироваться к окружающему миру. Поэтому важно в этом возрасте предоставлять ребенку разнообразные игры и игрушки, поощрять его любопытство и активное исследование
Физическое развитие ребенка в 12 месяцев.
У первогодок скорость роста заметно снижается. Это объясняется тем, что карапуз стал более активен в движениях, потому что разнообразие пищи дает ему возможность получать большее количество полезных веществ. Кроме умения ходить, малыш продолжает оттачивать и иные действия: толкает, тянет, носит различные предметы. Он будет подмечать движения старших братьев и сестер, и копировать их. Например, гимнастические упражнения будут представлять наклоны вперед, пока голова не упрется в пол. И таким манером, вверх тормашками, озорник будет поглядывать на происходящее, радуясь тому, что рассмешил окружающих. По-прежнему, малышу проще забраться вверх по лестнице, чем спуститься вниз. Ему уже знакомо чувство страха. Это говорит о том, что теперь у него имеется ощущение высоты, и начинает срабатывать инстинкт самосохранения. Надо продолжать снова и снова демонстрировать ребенку правила безопасного спуска.
Развитие речи
В 12 месяцев пассивный словарный запас намного богаче активного, то есть малыш понимает гораздо большое слов, чем может произнести. Обычно он использует около 10 лепетных слов и хорошо произносит 3 — 4 слова.
Темпы формирования речи, во многом, задаются родителями, так как именно они создают условия для развития речи ребенка. Ниже приведены главные факторы, влияющие на создание благоприятной развивающей среды для малыша.
Чтение
Читайте с ребенком сказки, потешки и стишки. Книги способствуют увеличению пассивного словаря крохи и обогащают его опыт разнообразными жизненными ситуациями.
Выберите несколько стихов, которые вы будете сопровождать движениями, ребенок будет с удовольствием за вами повторять.
Указательный пальчик
Годовалый ребенок часто показывает на какой – то предмет пальцем и хочет, чтобы родители объяснили ему его предназначение. Ловите такие моменты и удовлетворяйте любопытство малыша.
Расширение пассивного словаря
Называйте ребенку различные предметы, пусть он находит их глазами и указывает на них пальчиком. Таким образом, вы будете знать, что малыш понимает больше, чем может сказать.
Сюжетные игры
Двенадцатый месяц предполагает обучение ребенка ролевым играм. Проигрывая житейские ситуации, вы помогаете малышу развить социальные навыки и создать собственное представление о реальности, которая его окружает.
Сюжеты игр не должны быть слишком сложными, главное, чтобы малыш их хорошо понимал.
Предложения
Помогайте ребенку строить предложения. Если он тянется ручками к предмету, до которого не может достать, а потом смотрит на вас и говорит «мама», объясните, что в такой ситуации следует сказать – «Мама, дай … (название предмета»).
Психоэмоциональное развитие
- Ребенок выражает свои чувства: обнимает, целует, даже ругает как взрослые.
- Умеет танцевать и петь на своем языке.
- Узнает родственников по фотографиям, выражает радость, когда они приходят в гости.
- К чужим людям проявляет смешанные чувства: от любопытства до подозрительности.
- Знает свои книжки, любит их просматривать, показывать, где нарисована уточка, где цыпленок и т. д.
- Подражает взрослым в разговоре по телефону, копируя тон голоса, мимику и жесты.
- Умеет откусывать и жевать небольшие кусочки твердой пищи.
- Сам ест из ложки, пытается накалывать еду на вилку. Пока еще не все получается идеально, но основная суть процесса схвачена.
- Самостоятельно пьет из кружки, поддерживая ее двумя руками. Некоторые дети пока пьют из поильника, чашки-непроливайки.
- Участвует в процессе одевания, протягивая руки в рукава или вставляя ножки в обувь. Как и раньше, многие карапузы не любят одеваться, но теперь они понимают, что, раз одеваемся, значит, пойдем гулять, ради такого можно и потерпеть.
- Кроха понимает, что в сухих штанишках намного комфортнее, чем в мокрых, поэтому громко и четко заявляет об «аварии». Если малыша пробуют высаживать на горшок, улавливает, что от него хотят.
Как развивать речь и сенсорные способности ребенка
У годовалого ребенка необходимо развивать восприятие цвета. Лучше всего дети воспринимают яркие оттенки и контрасты. Потому игрушки следует выбирать соответствующие. Когда ребенок складывает пирамидку из разноцветных деталей или надевает колечки на палочку, следует называть все цвета. Хорошо развивает цветовое восприятие рисование. Купите малышу безопасные детские краски, пусть учится рисовать пальчиками. Такое упражнение будет полезно и для мелкой моторики. Покажите малышу развивающее видео, 10-15 минут просмотра только укрепят его зрительный анализатор, научат воспринимать образы с экрана. Обязательно купите книжку с рисунками в этом году. Увидите, как быстро он научится показывать в ней цветы, животных. Только картинки должны быть простыми, мелкие детали малышу еще трудно воспринимать.
Давайте играть ребенку с домашними животными
Для развития слуха малышу следует приобрести музыкальные игрушки. Он уже научился «добывать» из них звук, теперь начинает экспериментировать с мелодиями. Многие родители берегут свои нервы и стараются не покупать малышу шумных инструментов. Не совершайте такую ошибку, потерпите и постарайтесь привыкнуть, без этого гармоничное развитие крохи невозможно. Включайте малышу ритмичную и веселую музыку, похлопайте, когда он под нее танцует. Попробуйте потанцевать вместе с ним, развлечь его детскими песенками. Не забывайте петь ребенку песни на ночь, мелодичный голос мамы успокоит малыша после активных дневных игр.
Моторика и координация движений
В 12 месяцев малыш активно исследует окружающий мир, активно пользуется своей моторикой и улучшает координацию движений.
Важным достижением в этом возрасте является освоение навыка ходьбы. Ребенок может самостоятельно вставать и начинать шагать, держась за опору или даже без поддержки. Первые шаги могут быть неуверенными, но с каждым днем ребенок улучшает свою походку и баланс.
Помимо ходьбы, ребенок развивает и другие двигательные навыки. Он может ползать, взбираться по лестнице, переставлять предметы, укладываться на живот и подтягиваться, сидеть без поддержки и даже попробовать побежать
Важно поддерживать и поощрять ребенка в его физической активности, предоставлять ему возможность практиковаться и исследовать свое тело и его возможности
В процессе двигательной активности ребенок не только улучшает свои физические возможности, но и развивает свою координацию движений и чувство пространства. Он учится контролировать свои движения, а также оценивать расстояние и предсказывать последствия своих действий.
Для развития моторики и координации движений можно предложить ребенку подходящие игры и упражнения. Например, играть в прятки, ползать через туннель, перебегать через невысокие препятствия, собирать пазлы или ставить большие конструкторы
Важно, чтобы такие занятия были интересными и разнообразными, чтобы малыш получал удовольствие от активности и стимулировал свое развитие
1 год
Ребенку 1 год: что умеет?
Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки
- Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
- Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
- Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
- Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
- Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
- Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
- Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.
Психоэмоциональное развитие
В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.
Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы. Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто
Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.
Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством
Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира
Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.
Что умеет ребенок в 12 месяцев?
12-месячный малыш умеет:
- Перекладывать во время еды ложку из одной руки в другую
- Набирать воду в ванной, применяя подручные средства
- Рвать листы бумаги и листья растений
- Снимать бусы через голову
- Брызгаться во время купания ручками и ножками, пытаясь вылезти из ванночки
- Ходит почти уверенно.
Очень интересно наблюдать, как из пассивного существа, ребенок превращается в активного, подвижного и очень занятого множеством дел маленького человека, способного самостоятельно передвигаться и удовлетворять свои желания в познании окружающего мира. Кроха постоянно «играет» собственным голосом — то покричит, то что-то пробормочет, подражая разговору, то запоёт. Проснувшись рано утром, малыш может долго раговаривать сам с собой, издавая какие-то звуки, пока своими руладами не разбудит родителей.
Речевые навыки
Развитие речи также достигло потрясающих результатов. Малыш уже имеет приличный пассивный запас слов и оперирует в разговоре набором простых фраз. Хорошо понимает слово «нельзя», и теперь от обиды может даже расплакаться. С радостью принимает предлагаемые взрослым игры, такие как «ладушки», «сорока-ворона», «ку-ку».
Кстати, пропевать звуки ему сейчас легче, чем проговаривать. Поэтому, если вы хотите научить свое чадо новым словам, лучше всего делать это в форме игры и использовать песенки-потешки, когда крохе нужно закончить предложение.
Маленький егоза прекрасно понимает, о чем идет речь, когда мама говорит, что пора кушать, купаться, спать или гулять. Если предложение ему не нравится, вы сможете наблюдать бурю эмоций в знак протеста.
Занятия дома
В 12 месяцев выбор игр и занятий очень обширен
Чтобы играть по правилам годовалого ребенка, следует помнить о важной особенности ребенка такого возраста — он не может концентрировать свое внимание на чем- то одном дольше 10 — 15 минут. Даже самая увлекательная игра может быть ему интересна только в пределах четверти часа
Игры
Игровой домик
Соорудите из картона небольшой игровой домик. Сделайте отверстия для входа и выхода и покажите ребенку, как заходить и выходить из сооружения. Вы можете научить его стучать или «звонить» в дверь и спрашивать, есть ли кто – нибудь дома.
Разговор по трубе
В 12 месяцев дети очень любят слышать и издавать новые необычные звуки. Через картонную трубку (на одном конце вы, а на другом – ребенок) вы можете говорить смешным голосом или просто издавать забавные звуки. Малыш будет за вами с удовольствием повторять.
Игрушки
- Строительные картонные и деревянные блоки.
- Небольшой пластмассовый чайный сервиз.
- Детская железная дорога.
- Песочный набор.
- Чемоданчик с доской для рисования.
- Музыкальные игрушки – каталки.
- Геометрические пирамидки.
- Фигурки людей и животных, сделанный из мягких материалов.
- Сенсорные мячики.
Мультфильмы
Развивающие мультфильмы для годовалых детей созданы в соответствии с развитием психоэмоциональных особенностей малыша. Они обладают логичной и понятной структурой, картинки меняются медленно, чтобы малыш мог осознать происходящее на экране.
Длительность просмотра мультфильма не должна превышать 10 минут. Лучше всего включать мультфильм в первой половине дня, так как просмотр перед дневным или ночным сном может взволновать ребенка, и он не уснет.
Следует смотреть развивающие мультики вместе с ребенком, время от времени обращать внимания на интересные и важные моменты. Ниже представлен ТОП – 10 мультфильмов, которые каждый годовалый ребенок будет с удовольствием смотреть.
ТОП – 10 мультфильмов
Ребёнок Эйнштейн. Паровозик Чух — Чух Тини лав. Маша и медведь. Приключения пингвиненка Лоло. Даша — путешественница. Три кота
Осторожно, обезьянки. Три маленькие утки
Веселая радуга.
Девочки и мальчики: есть ли разница?
Отличаются ли девочки и мальчики по развитию? Да, некоторые различия есть. Во-первых, дети мужского пола крупнее представительниц женского пола (и по росту, и по весу). Разница в росте в среднем составляет 2 см, в массе тела – 1 кг.
Во-вторых, мальчики несколько медленнее развиваются интеллектуально и психологически, зато активнее совершенствуют физические навыки. Девочки же более зрелы в умственном и психическом планах, но могут медленнее развиваться физически.
Полезно знать! Развитие – индивидуальный процесс, поэтому далеко не всегда различия между девочками и мальчиками имеются и являются заметными и явными.
Что нового в физическом развитии годовалого ребенка
В 12 месяцев ребенок имеет вес 9.5 – 10.5 кг (±1 кг) и рост 74 – 76 кг (± 3 см). Прибавка массы и роста существенно не отличается от предыдущего месяца.
Что нового умеет в двенадцать месяцев ваш карапуз
- Ходит за ручку или самостоятельно. Но может продолжать активно ползать на четвереньках.
- Ребенок в 12 месяцев может одной ручкой взять два маленьких предмета, а двумя – три или горсть.
- Уверенно подает предмет взрослому и отпускает его. Умеет захватить пуговицу на вашей одежде при помощи согнутых большого и указательного пальцев.
- Может приседать или садиться без опоры.
- Умеет строить башенку из нескольких кубиков и надевать кольца на палочку.
- Продолжает осваивать жесты, кроме тех, что уже усвоены (см. ребенок в и месяцев), еще может: послать воздушный поцелуй (если вы его научите), поцеловать маму, дует на горячее.
- В 12 месяцев ребенок делает попытки кушать ложкой самостоятельно, при условии, что вы ему это показываете и позволяете сделать самому.
Что нового в психологическом развитии
- К году ребенок понимает более 20 слов и знает названия предметов, которые видит вокруг каждый день. Произношение слов пока отдаленно напоминает должное, могут переставляться местами слоги, не все буквы выговариваются. Малыши вкладывают несколько значений в одно слово;
- Ребенок в 12 месяцев начинает тянуться к другим ребятишкам, но пока не умеет общаться без конфликтов;
- Теперь кроха хорошо понимает, как и с кем в семье можно себя вести. Он чувствует мягкость матери и позволяет себе шалить или даже манипулировать ею. Знает, что с папой такое не прокатит;
- С ребенком к 12 месяцам становится все сложнее играть, он может устанавливать какие-то свои, не приемлемые для вас, правила в играх и упорствовать в том, что делать нельзя: кидаться песком, дергать за хвост кошку;
- У детей примерно с этого возраста начинает проявляться долговременная память. Малыши могут запомнить, что происходило вчера или несколько дней назад. Есть люди, которые уже будучи взрослыми, способны вспомнить себя в годик;
- Когда ребенок слушает музыку, то пытается подпевать, а стоя – пританцовывать;
- Выполняет простые просьбы (см. ребенок в 11 мес.);
- Приблизительно, начиная с 9-го месяца, но чаще всего в один год, у детей может наступить трудный переходный момент, когда они становятся будто не похожими на себя и кардинально меняются – это кризис первого года. Как он проявляется: Непослушание, упрямство;
- Резкое повышение самостоятельности (отказ от помощи);
- Обидчивость и плаксивость;
- Противоречивое поведение (ребенок может раздражаться, когда что-то не получается и ждать помощи от вас, но сразу отказаться от нее).
У любой мамы возникают вопросы: почему ребенок начал так себя вести? Что это: вредность или я его избаловала? Не стоит слишком переживать и бурно реагировать на перемены. Вот причины, из-за которых меняется поведение малыша:
- У ребенка постепенно формируется воля, которая все чаще начинает сталкиваться с волей взрослого, из-за чего возникает протест со стороны ребенка;
- Мироощущение ребенка с 12 месяцев полностью меняется: он осознает первые признаки того, что он отдельная личность, что родители – это взрослые, которым позволено больше, чем ему;
- С приобретением все большего количества навыков, у ребенка растет уверенность в себе, и он все больше проявляет самостоятельность. В то же время, кроха пока не может оценивать адекватно свои возможности, распределять силу, предвидеть ситуацию. Поэтому ребенок как бы переоценивает себя и из-за этого терпит неудачи, которые, конечно же, выводят его из себя. Ребенок не может принять мысль: «что у него не получается сделать то, что хочется, ведь мама это умеет»;
- Запреты воспринимаются ребенком как препятствие взрослыми к познанию им мира.
Тест на развитие детей в 12 месяцев
- Ребенок уже должен уметь ползать, стоять с поддержкой и сделать несколько шажков, если вы держите его за ручки;
- В 12 месяцев должен использовать 1 – 2 жеста: махать ручкой, кивать «да» или «нет»;
- Должен говорить хотя бы одно осмысленное слово: мама, папа;
- Должен уметь выполнить простые просьбы: дай, возьми;
- Кроме того, должны присутствовать навыки, полученные в предыдущих месяцах (см. ребенок в 10 и 11 мес.);
- К концу первого года у ребенка должен быть хотя бы один зуб или набухшая десна – свидетельство того, что зубик растет.
Когнитивное развитие
В год и месяц ребенок активно начинает познавать мир и развивать свои когнитивные способности. Он начинает понимать простые понятия и образы, а также начинает использовать простые слова и жесты для общения.
На этом этапе ребенок начинает интересоваться предметами и их функциональностью. Он может играть с игрушками, пробовать разные способы взаимодействия с ними и понимать, как они работают. Он также начинает пользоваться предметами в быту, такими как ложка или кисточка, и понимает их назначение.
Ребенок начинает проявлять любопытство к окружающему миру, задавая много вопросов и изучая свое окружение. Он может наблюдать за предметами и людьми, а также начинает понимать причинно-следственные связи. Например, он может пытаться найти причину звука или движения и понять, как они связаны с определенным действием.
Ребенок начинает развивать свою память и наблюдательность. Он может запоминать простые события и действия, а также узнавать объекты и лица. Он также начинает различать цвета, формы и размеры.
В этом возрасте ребенок также начинает развивать свои когнитивные навыки через игры и развивающие занятия. Он может играть в простые игры с правилами и решать простые головоломки. Он может также начать проявлять интерес к книгам и картинкам, пытаясь понять историю или изображение.
Малыш в год и месяц активно развивает свое когнитивное мышление и дает понять, что он способен обучаться и познавать все новое вокруг себя.
Понимание речи
Следующая ведущая линия – понимание речи.
К 10 месяцам ребенок ориентируется в близком окружении. По просьбе взрослого он находит игрушку, выполняет поручения, которые может выполнить физически. К 12 месяцам ребенок понимает слово «нельзя», если оно произносится в соответствии с ситуацией. Понимает и реагирует на слова «плохо», «хорошо», «можно», «дай», «принеси», «найди». Таким образом вырабатывается одновременное сочетание слова с предметом и действием. Действия ребенка начинают регулироваться функцией слова.
К 12 месяцам лепет ребенка состоит из 4-5 слогов и более, он хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, приветствий, с удовольствием произносит различные губные звуки, восклицания, междометия. К концу года он произносит 5-10 лепетных слов, обозначая ими определенные предметы. Слоги, вошедшие в лепет к концу 1-го года, становятся составными частями слов (баба, мама, папа и т.д.). Отдельные слова и звуки, сопровождаемые мимикой и жестами, начинают служить средством общения со взрослыми и детьми. Одновременно с началом развития речи у ребенка появляется новый интерес – рассматривание книг с картинками.