Советы о том, как ухаживать за двухмесячным ребёнком
Второй месяц жизни новорождённого является захватывающим и нервирующим для новоиспечённых родителей. Не бойтесь спрашивать совета, когда вам это нужно. Педиатр — лучший источник информации, но семья и друзья – тоже хорошие советчики и помощники.
Современные родители всегда в пути. В итоге дети проводят много времени в автомобильных креслах и переносках
У младенцев должна быть возможность находиться в разных позах в течение дня, чтобы они могли использовать мышцы, которые им понадобятся для переворачивания, ползания и, в конечном счёте, для ходьбы.
Прикосновение очень важно во время первых месяцев жизни. Полезен контакт с кожей. Некоторые специалисты рекомендуют детский массаж, но достаточно просто держать или покачивать ребёнка.
Когда ребёнок плачет, попробуйте различные успокаивающие техники
Некоторые дети реагируют на мягкую музыку или пение. Другие успокаиваются «белым шумом» (например, запуск пылесоса или установка радиоприёмника между станциями). Если вы ещё этого не сделали, попробуйте ввести соску-пустышку. Она успокаивает, а также помогает в предотвращении синдрома внезапной детской смерти. Поэкспериментируйте, чтобы найти, что подходит лучше для двухмесячного малыша.
Некоторые специалисты рекомендуют детский массаж, но достаточно просто держать или покачивать ребёнка.
Когда ребёнок плачет, попробуйте различные успокаивающие техники. Некоторые дети реагируют на мягкую музыку или пение. Другие успокаиваются «белым шумом» (например, запуск пылесоса или установка радиоприёмника между станциями). Если вы ещё этого не сделали, попробуйте ввести соску-пустышку. Она успокаивает, а также помогает в предотвращении синдрома внезапной детской смерти. Поэкспериментируйте, чтобы найти, что подходит лучше для двухмесячного малыша.
Все дети уникальны и достигают определённые ступени в своём собственном темпе. Рекомендации по развитию просто показывают, что ребёнок может реализовать. Если не сейчас, то в ближайшее время. Если ребёнок был рожден преждевременно, ему требуется немного больше времени для достижения своих ступеней развития. Если есть какие-либо вопросы о развитии ребёнка, обратитесь к врачу.
Развлечения для малышей 6 месяцев
Большинство шестимесячных крох уже могут сидеть самостоятельно. Теперь они видят гораздо больше, а, значит, им хочется всё изучить, рассмотреть и обязательно потрогать.
ТОП-5 самых полезных занятий для шестимесячных малышей:
- Ладушки. Наверное, даже не стоит приводить текст этой потешки, поскольку каждый знает её наизусть. Игра очень незамысловата и проста. Родитель произносит слова и одновременно хлопает в ладошки. Некоторые детки уже могут повторять «аплодисменты», других можно научить, взяв их ручки в свои и хлопая вместе.
- Волшебный мешок. В тканевый мешочек складываются небольшие игрушки, шишки, ложечки и прочие предметы. Идеальный размер – чтобы ребёнок не смог проглотить. Малыш достаёт содержимое, разглядывает его, а мама называет вещь и рассказывает, для чего она необходима.
- Кукольный театр. Ближе к году малышей начинают увлекать мини-спектакли. Это может перчаточное или пальчиковое представление с повторяющимся сюжетом. Настоящим театралом ребёнок станет существенно позже – в 5-6 лет.
- Полетели. Шестимесячный малыш – это довольно-таки упитанный бутуз, поэтому для этого развлечения лучше привлекать родителя. Отец поднимает кроху за подмышки и качает, а ещё папа может придерживать кроху за грудь и ноги и крутить «самолётиком».
- Повторение. В этом возрасте карапузы обожают повторяющиеся действия. Поэтому родителям можно попросту скатывать машинку либо мячик, прятать и показывать куклу из-за покрывала или театральной ширмы.
Неплохая игрушка – развивающая панель, в которой есть кнопочки, пищалки, молоточки. Также родители могут сконструировать развивающую доску – бизиборд.
Резать овощи и фрукты
Для этой игры понадобится набор разрезных овощей или фруктов (Ozon, KoroBoom, My-shop). Обычно такие овощи состоят из двух половин (а бывает и больше кусочков), сцепляющихся между собой липучкой. Также в комплект входит деревянный нож.
Игра очень полезная, потому что в ней ребенок учится координировать свои действия. Не так это просто, как казалось бы, — направлять нож ровно по разрезу, да еще и придерживая овощ другой рукой. А учить малыша придерживать овощ второй рукой нужно обязательно, именно так мы вырабатываем у него способность делать одновременно двумя руками разные действия. А еще ребенок учится самостоятельности, и чем упорнее он будет, тем быстрее поразит вас своими «кулинарными» навыками
4-6 месяцев
Игры для развития речи
Речь, в полном смысле этого слова, ребенок освоит намного позже, но уже сейчас кроха пытается повторять самые легкие слоги и произносить разнообразные звуки
Малыш может протяжно петь, булькать, а также иным образом привлекать внимание взрослых
Игры в 7 месяцев:
звукоподражание. Просматривая книги или картинки с изображениями животных, необходимо рассказывать, как они «говорят» (кошечка: «мяу-мяу», уточка: «кря-кря» и т.д.). Озвучивать таким образом, стоит и все предметы в доме, то есть, часики «тик-так», молоточек «тук-тук» и т.д.;
разговоры на детском языке. Нужно установить зрительный контакт с младенцем и повторять звуки, например, «ма-ма», «ба-ба» и т.д. Уже через некоторое время кроха начнет говорить аналогично;
развитие слуха. Отличный слух — залог того, что ребенок будет понимать все звуки родной речи, а значит, хорошо и правильно говорить и писать в будущем. Для развития навыка полезно петь малышу песенки, колыбельные, говорить с разной интонацией и громкостью, включать слушать музыку (особенно полезны произведения классиков);
«кто где?». Развитию речи будет способствовать запоминание названий как можно большего количества предметов в доме
Для начала стоит обращать внимание на большие и яркие, затем — на более мелкие. Желательно, чтобы они всегда находились на одном месте;
игрушечный телефон
Полезно говорить что-то в трубку, а затем предлагать делать то же самое малышу.
Лучшее «упражнение» по развитию речи грудничка — продолжительные разговоры с ним. Слова должны четко произноситься и не коверкаться, а интонацию и громкость можно постоянно менять.
Как играть с месячным ребенком?
- Игры, как таковые, в этом возрасте пока не принесут толку. В первую очередь новорожденному необходимо привыкнуть к голосу близких и развивать зрение
- Почаще говорите с малышом. Рассказывайте ему что-нибудь спокойным, ласковым голосом. Озвучивайте свои действия
- На расстоянии 25-30 см от глаз младенца показывайте цветную ленточку, плавно переместите ее в сторону. Также постарайтесь поймать на своем лице рассеянный взгляд малыша
- Во время бодрствования носите малыша по комнате в вертикальном положении
- Вечером сделайте ему легкий массаж, проговаривая при этом ласковые слова
В результате таких игр вы получите огромную радость малыша от общения с вами.
Месячный малыш нуждается в заботе и ласке
Физиологические изменения
Как развивать кроху в 6 месяцев
С малышом каждодневно нужно проводить массаж и гимнастику, которые соответствуют возрасту малыша. Кроме этого, нужно производить следующие занятия с крохой:
- Малыш должен учиться ползать. Для этого мама малыша должна его положить на животик, а перед ним на маленьком расстоянии положить яркую игрушку. Если малыш в 6 месяцев умеет хорошо ползать, то задачу нужно усложнить. Можно ползать совместно с ребёнком под веселую музыку.
- К 6 месяцам крохи необходимо приобрести фитбол. Этот мяч необходим для проведения упражнений с малышом. На фитболе можно сделать необычное упражнение под названием «качель». Нужно малыша посадить на мяч, его руки необходимо крепко удерживать и тихонько раскачивать назад и вперёд. Имитация похожа на качание. Можно делать упражнение, пружиня крохи на мяче вниз и вверх.
- Чтобы укреплялись позвоночник и ножки, крохи необходимо поставить на фитбол. Основной вес младенца распределяется на руках мамы. С малышом необходимо сделать 20 штук пружинистых упражнений. В это время можно рассказывать потешки. Например, «поехали-поехали».
Чтобы зарядка проходила более весело, можно включить музыку. Массаж малышу нужно делать под спокойные мелодии. Физзарядку с ребенком нужно проводить под детские песенки. Физкультура с ребенком должна проводиться в то время, когда кроха в хорошем настроении и спокоен. В этом возрасте у детей часто начинают резаться первые зубки. Если прорезывание зубов малышу даётся с трудом, то упражнения с крохой нужно отложить.
От шести до двенадцати месяцев
Двигательные, слуховые и зрительные навыки
Приседания и подпрыгивания
Сидение без поддержки
Отрывание ног от ложа кроватки
Катание мяча, сидя в кроватке
Быстрое ползание
Карабканье по ступенькам
Стояние без чьей-либо помощи
Движение руки в направлении взгляда
Умение брать маленькие предметы большим и указательным пальцами
Умение положить несколько предметов в чашку, миску
Умение стучать кубиком о кубик
Разглядывание картинок в книге
Умение закидывать небольшие предметы в коробку или корзинку
Реагирование на тональность и интонации голоса
Различение знакомых слов и соответствующая реакция на них
Умение трясти колокольчик, пытаясь воспроизвести звук
Умение прекращать делать что-либо, если сказано «нельзя»
Проявление интереса к отдельным словам и жестам
Речевые и познавательные навыки
Подражание звукам речи
Ритмичный лепет
Сочетание двух слогов вроде «мама» или «папа»
Подражание звукам, издаваемым животными
Произнесение первого настоящего слова помимо «мама» и «папа»
Привлечение внимания к себе с помощью звуков и шума
Умение хлопать в ладошки
Умение помахать ручкой «на прощание»
Следование простым указаниям
Понимание слова «нельзя»
Качание головой при отрицании
Подтягивание к себе шнурка с привязанной к нему игрушкой, чтобы достать ее
Нахождение вещи, спрятанной под чашку
Осознание значений слов «мама» и «папа»
Извлечение из чашки предмета, предварительно показанного ребенку
Сжимание игрушек, чтобы услышать писк
Умение осматриваться, чтобы найти игрушку, которая в данный момент не попадается на глаза
Навыки самопознания
Поиск или требование внимания
Отталкивание посторонних рук, пытающихся взять игрушку
Держание рук перед лицом, чтобы избежать умывания
Протягивание рук, чтобы быть взятым на руки
Умение есть жидкую пищу с ложки
Умение взять, раскусить, разжевать печенье или бисквит
Умение есть, беря пищу пальцами
Умение пить из чашки с чьей-либо помощью
Сдерживание слюнок
Соответствующая реакция на мимику взрослых
Стремление повторить действия, вызвавшие смех
Способность испытывать удовольствие от общения
Участие в одевании при помощи рук
Какие игрушки выбрать ребенку?
Выбор игрушек для ребенка первого года жизни играет большую роль. С помощью простых предметов малыш получает первые представления об окружающем мире и испытывает положительные эмоции от игры.
Простые формы
. Для начала предложите ребенку предметы простых форм – кубики, колечки, мячики. Так малыш учиться удерживать в ручках разнообразные вещи
Безопасность и экологичность
. Игрушки должны быть безопасными и прочными
Будьте готовы к тому, что их будут бросать, пытаться кусать, обсасывать, поэтому обращайте особенное внимание на материал изготовления
Яркие цвета. Все игрушки должны иметь четкие формы и яркую окраску
Если это фигурка животного, то она должна быть выполнена с наличием всех присущих этому животному особенностей. Например, если это игрушка — кошка, она должна иметь очертания мордочки, обязательно глаза, лапки, хвост. Игрушки ярких расцветок помогут малышу учиться различать цвета
Разнообразие фактур
. Выбирайте игрушки, выполненные из разных материалов: дерево, ткань, пластмасса, силикон могут иметь гладкую либо фактурную поверхность
Это важно для развития тактильных ощущений
Лучшие пирамидки для детей от 1 года
Fisher-Price FHC92
Пирамидка от американского бренда Fisher Price состоит из основы и 5 разноцветных колец. Верхнее их них наполовину прозрачное. Внутри находятся мелкие шарики. Благодаря этому верхнее кольцо можно использовать еще и как погремушку. Все колечки сделаны из качественного пластика. Материал не пахнет химией, прочный, но в то же время мягкий: младенец может погрызть его. Цвета пирамидки достаточно сочные, но не «кислотные». Пирамидка поможет узнать больше о цветах, научиться лучше управлять руками и координацией.
Плюсы:
- яркая, интересная для ребенка игрушка;
- учит решать первые логические задачки;
- выполнена из качественного материала;
- можно применять как погремушку.
Минусы: –
Stellar Занимательная пирамидка большая
В пирамидке используются не традиционные колечки, а детали, напоминающие по форме стаканчики. Их можно подобрать по размеру и сложить в определенной последовательности. Пирамидка получается довольно высокой. В комплект входит 14 деталей, из которых можно построить пирамидку высотой 65 см. Но на этом возможности игрушки не ограничиваются. Она может быть использована и для других целей:
Игрушка для ванной. В каждой детальке есть небольшие отверстия, через которые сливается вода. Их можно использовать для увлекательной игры с водой. У перфорированного дна есть и практические преимущества – части пирамиды высохнут быстрее после водных процедур.
Обучение. Элементы пирамидки выполнены в разных цветах. У них разный диаметр и на дне есть тиснение в виде разных геометрических фигур. Используя эти качества, можно обучить ребенка разбираться в цветах, отличать фигурки, подбирать детальки одинаковых оттенков, но разных диаметров.
Формочка для песочницы. С помощью пластмассовых стаканчиков можно лепить «куличи» в песочнице. А узоры на дне использовать для тиснения рисунков на песке.
После игры стаканчики компактно складываются один в один и занимают мало места.
Плюсы:
- пирамидка высокая, включает много цветных деталей;
- вызывает живой интерес у малыша и развивает его;
- многофункциональная;
- пластик не имеет запаха;
- компактное хранение.
Минусы:
- высокая стоимость;
- пирамидка продается не во всех детских интернет–магазинах.
Биплант Зайкина горка №3
Пирамидка состоит из 8 блоков и является самой высокой из всей серии «Зайкина горка». Если собрать все элементы, то в высоту она достигает 52 см. Цветные блоки можно составлять в любом порядке. Когда горка собрана, по ней запускаются шарики, которые идут в комплекте. Всего их 5 штук, они не мелкие по размеру, разных цветов, некоторые из них с гремучим наполнителем, который издает звук, когда шарик катится по горке.
На блоках есть специальные желобки. Если собрать детали правильно, то образуется спираль, по которой шарик катится вниз
Игрушка красочная, интересная, привлекает внимание малыша и долго не надоедает ему. Изготовлена из безопасной пластмассы, развивает тактильную чувствительность, учит разбираться в цветах, увлекает ребенка, способствует логическому мышлению. Плюсы:
Плюсы:
- занимает и развивает малыша;
- достойное качество;
- недорогая цена;
- шарики в комплекте;
- пирамидку можно использовать как спиральную горку.
Минусы:
разборные мячики легко распадаются.
https://youtube.com/watch?v=NSsMwRMiacc
Развитие ребенка 5-ти месяцев в игре
В этом месяце малыш хорошо улавливает изменение интонации и различает «своих» и «чужих». У него уже есть некий накопленный информационный опыт, который облегчает развивающие занятия с рождения.
Недавно вы учили малыша сосредотачивать взгляд на одной игрушке, а сейчас он уже может выбирать нужный предмет. Теперь можно научить малыша манипулировать предметами, чтобы он мог в дальнейшем занимать себя сам.
Поощрение ползания Недалеко от малыша заведите музыкальный волчок, до которого надо доползти. Приятный звук и яркий вид игрушки мотивируют малыша к ползанию.
Тяни за ленту! К яркой привлекательной игрушке привязать ленточку или веревочку. Положить игрушку подальше от малыша, лежащего на животике, а конец веревочки или ленты дать ему в ручки. Показать ребенку, как нужно тянуть за ленточку, чтобы игрушка приблизилась
Обращаем Ваше внимание, что ленточку и веревку нельзя оставлять ребенку для игры, когда Вас нет в комнате с ним!
Прятки Накройте малыша пеленочкой, затем позовите и откройте личико малыша. Так вы приучите его к своему имени
Также можно проделывать с близкими, чтобы малыш сам пытался позвать вас или ваших друзей.
От 10 месяцев до года
10 месяцев
- Машинки. С 10-месячного возраста ребенку будет интересно катать машинку. Покажите, как она поедет, если ее толкнуть. Инерционные машинки – отличный вариант для такой игры. Базовые движения (катание вперед-назад) будут полезны и мальчикам, и девочкам.
- Музыкальные инструменты. Барабан или пианино тренируют слуховое восприятие и координацию движений. Помогайте малышу играть, напевая песенку или читая стих.
- Конструкторы. Примитивные варианты будут полезны для улучшения моторики, логики и мышления. Чуть позже можно будет использовать более сложные варианты конструкторов.
- Куклы. Главное, чтобы у куколок или игрушек были крупные черты лица, где легко можно найти глазки, носик, ушки. Используйте кукол, чтобы научить малыша частям тела. Видя, что малыш не справляется сам, помогите ему, двигая его пальчиком.
11 месяцев
- Каталки. Всевозможные игрушки на колесиках будут кстати на прогулках. Устойчивые варианты будут хорошим подспорьем в обучении ходьбе.
- Механические игрушки. Гусеницы, машинки и другие игрушки разовьют логику и моторику. Пусть малыш попробует сам завести игрушку.
- Приближаемся к спорту. Приобретите качалку-коня или машинку-толокар, на которой можно ездить, отталкиваясь ножками. Такие игрушки – отличный вариант для развития координации и освоения бега. Проводите занятия только под присмотром взрослых.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: необходимые игрушки для малышей от 1 года
12 месяцев
- Игры с прищепками, кубиками и мячами, рисование и лепка – пусть малыш попробует все. Упражнения для детей до 1 года должны быть разнообразными и затрагивать максимальное количество рецепторов и мышц.
- Обувь. Настало время тренировки самостоятельного обувания. Изначально помогайте ему в этом деле и всегда подбадривайте, хвалите за успехи. Улучшается моторика, развивается усидчивость, терпение и самостоятельность.
- Фотоальбом. Малышу будет интересно находить знакомые лица на фотографиях, это поможет улучшить память. Будьте рядом, чтобы проследить за сохранностью ценной вещи.
4 месяца
Ребенок в этом возрасте очень любознателен.
Он уже умеет хватать предметы и даже пытается тащить их в рот. Постройте развивающие занятие с сыном или дочкой на развитии тактильных ощущений. Давайте ему разные кусочки ткани (шелк, ситец, атлас, вельвет), малыш с удовольствием будет перебирать их, изучая новые для себя ощущения в пальчиках.
На прочную нить или резинку можно нанизать крупные яркие бусины, пуговицы. Эту «гирлянду» следует подвесить в непосредственной близости от крохи, так, чтобы он смог дотянуться и потрогать предметы руками. Многие малыши с энтузиазмом перебирают круглые, плоские и рельефные предметы.
Развитие внимания
Развивают сообразительность, внимание, логику игра в пазлы. Сначала требуется складывать простейшие варианты из малого количества частей, постепенно увеличивая сложность задания
Определению формы, цвета предметов помогает несложная игра: в 2 емкости следует сложить игрушки разного цвета
Объяснить ребенку, где какой и просить дать игрушку определенной окраски. За каждое правильное действие желательно поощрять ребенка словом. Неизменный восторг вызывает пускание мыльных пузырей. Самостоятельное выдувание пузырей развивает дыхательную систему крохи, а попытка поймать переливающееся разными цветами чудо, улучшает координацию движения
Определению формы, цвета предметов помогает несложная игра: в 2 емкости следует сложить игрушки разного цвета. Объяснить ребенку, где какой и просить дать игрушку определенной окраски. За каждое правильное действие желательно поощрять ребенка словом. Неизменный восторг вызывает пускание мыльных пузырей. Самостоятельное выдувание пузырей развивает дыхательную систему крохи, а попытка поймать переливающееся разными цветами чудо, улучшает координацию движения.
https://www.youtube.com/watch?v=tx-lH32K7lM
Мне нравится4Не нравится
Игры для новорождённого
В первые четыре недели малышей привлекает лишь сон и мамина грудь. Бодрствует новорождённый ребенок очень мало – примерно четверть или половину часа, а потом вновь начинает дремать.
То есть развивающие игры для детей этого возраста не очень-то и нужны, однако любое прикосновение матери, её нежное воркование с ребёнком – сами по себе стимулируют его развитие.
Занятия могут быть такими:
- Разговаривайте с новорождённым каждый раз, когда приближаетесь к нему, меняете пелёнку либо купаете его. Регулярно нужно менять интонацию и громкость голоса. Монотонный шёпот поможет убаюкать, а разговор «на повышенных тонах», напротив, заставит прислушиваться.
- Как только новорождённый начнёт фокусировать взор на лице мамы, ей следует неторопливо двигаться в одну и другую сторону, чтобы ребёнок поворачивал головку и отслеживал глазками каждое её передвижение.
- Как вариант, можно взять чёрно-белую игрушку и водить ею перед детским личиком – сначала по окружности, затем по горизонтали либо вертикали. Игрушка должна располагаться на расстоянии 25 сантиметров от младенческих глаз. Как только малыш научится отслеживать предмет в одном направлении, стоит подождать, а затем начать движение в другую сторону.
- Проходя по детской комнате, всегда говорите что-то и зовите ребёнка по имени. Поменяли направление? Ещё раз что-нибудь скажите. Таким нехитрым способом грудничок развивает слуховое восприятие.
В период новорождённости для малыша крайне важен массаж. Осязание – одно из важнейших чувств в этом возрасте, поэтому чем чаще мамочка касается кожи ребёнка, тем скорее он развивается и тем больше уверен в собственной безопасности.
Таблица развития ребенка до года по месяцам
Первый год по праву считается самым важным в жизни любого человека — ведь такого скачка в развитии не наблюдается больше ни в каком другом возрасте.
Сводная таблица навыков по месяцам:
Возраст, мес. | Физическая активность | Зрение и слух | Психологический и эмоциональный аспекты, речь |
1 | Основана на рефлексах | Может на несколько секунд фокусировать взгляд на маме или предмете | Способен узнать запах мамы и отличить его от других |
2 | Может 10-15 секунд держать головку, лежа на животе, сжимает кулачки, совершает первые хватательные попытки | Фокусирует взгляд на предметах, рассматривает их | Улыбается близким |
3 | Удерживает голову в вертикальном положении, лежа на животе опирается на предплечья, хорошо сжимает и разжимает пальцы, хватает и удерживает игрушки | Легко распознает источник звука и света, поворачивается к нему | Активно проявляет радость при встрече с близкими, двигая ручками и ножками улыбаясь, издавая различные звуки. Гулит |
4 | С живота переворачивается на спинку, лежа старается приподнять верхнюю часть тела, поддерживает бутылочку при питье | Видит не только общую картину, но и детали. Фокусирует взгляд на движущихся предметах | Может проявлять настороженность при встрече с незнакомцами. Подолгу гулит, совершает попытки имитировать звуки |
5 | Пытается ползти, берет игрушку из рук взрослого | Видит удаленные на несколько метров предметы. Начинает интересоваться телевизором, компьютером (горящим экраном) | Понимает интонацию речи родителей, может возмущаться, если мама уходит |
6 | Перекладывает игрушку из рук в руки, может недолго сидеть сам, встает на четвереньки | Любит звучащие и яркие игрушки | Знает свое имя, активно лепечет. Перестает плакать, когда берут на ручки |
7 | Может встать у опоры, тянется к маме или желаемому предмету, сидит без поддержки, ползает | Пианино, барабан, труба и другие музыкальные игрушки — лучшие друзья малыша в 7 месяцев | Знает несколько привычных предметов в доме и может их показать, любит книжки с картинками и простые игры, осваивает звукоподражание |
8 | Ходит вдоль опоры | При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека | Произносит слоги «ма-ма», «ба-ба» и т.д. |
9 | Садится и встает на ножки, держась за опору. Ходит при поддержке за обе руки | Реагирует на запреты, активно подражает звукам, расширяет словарный запас. Узнает многие известные ему предметы | |
10 | Может сделать несколько шагов, уверенно стоит | Увлеченно играет, реагирует на других детей на площадке, любит разбрасывать игрушки, знает некоторые части тела | |
11 | Любит двигаться всеми доступными способами, начинает танцевать под музыку | Понимает одобрительную и строгую интонацию в голосе родителей | Показывает пальчиком на предмет, машет “привет”, ”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой |
12 | Ходит самостоятельно, поднимая предметы с пола наклоняется, а не садится | Активно выражает свои желания, проявляет требовательность, учится пить из кружки, держать ложечку, выполняет простые просьбы |
Какие бывают упражнения для развития крупной моторики?
Как мелкая, так и крупная моторика ребенка — это, в первую очередь, навыки, важные во взрослом возрасте. Старайтесь показывать малышу на собственном примере, что вам нравится двигаться, гулять, делать домашние дела, а валяться часами с телефоном или сидеть полдня перед телевизором совсем неинтересно (даже если это совсем не так). Если удастся привить ребенку любовь к активному образу жизни, вы дадите ему огромный стимул для самостоятельного развития крупной моторики. И вот еще несколько рекомендаций, позволяющих ускорить этот процесс.
Совет № 1. Танцуйте
С какого возраста: при поддержке мамы — хоть с 6 месяцев, самостоятельно — когда малыш научится уверенно ходить.
Лучших результатов удается добиться, когда упражнения для развития крупной моторики становятся для детей развлечением. Именно потому танцы — отличный выбор, ведь кто не любит танцевать!
Предлагайте малышу двигаться под музыку из любимых мультиков, повторяя танцы персонажей. Танцуйте с ним в паре или наблюдайте за сольным выступлением крохи, обязательно сопровождая его одобрительными аплодисментами. Когда ребенок подрастет, покажите ему клипы ваших любимых исполнителей, чтобы от простых танцев вроде «два притопа, три прихлопа» он постепенно переходил к более серьезным методикам развития крупной моторики.
Совет № 2. Занимайтесь спортивными играми
С какого возраста: примерно с полутора-двух лет.
Если ваш малыш уверенно стоит на ногах, предложите ему спортивные игры на развитие крупной моторики. Это не настоящий спорт, а просто занятия по мотивам, но они принесут немалую пользу. Купите ребенку мячик подходящего размера и играйте с ним в «футбол» — легонько пасуйте друг другу, забивайте в дверной проем или другие импровизированные ворота. Затем переходите на «баскетбол», найдя дома какое-нибудь подходящее ведро или кастрюлю.
Совет № 3. Делайте зарядку
С какого возраста: отдельные упражнения — с 1 года, традиционная зарядка — с 4–5 лет.
Когда мы занимаемся совместной домашней гимнастикой, мы не только развиваем крупную моторику у своих детей, мы также приучаем их к здоровому образу жизни и способствуем поддержанию физической формы. В общем, штука, полезная во всех отношениях.
Уже в возрасте года вы можете пригласить малыша сделать зарядку вместе с вами. Конечно, его движения будут неуклюжими, и все это будет мало похоже на настоящую гимнастику, но сейчас задача вдругом — привить любовь к упражнениям. Если сможете, к 4–5 годам ребенок будет делать их не хуже вас, может быть, даже и лучше.
Совет № 4. Катайтесь на велосипеде
С какого возраста: с 1 года.
На первый велосипед (трехколесный и со страховочной ручкой сзади) малыша можно сажать в самом раннем возрасте. Управляя им, ребенок тренирует мышцы ног, оттачивает движения рук и учится синхронизировать действия всех четырех конечностей. Это один из лучших вариантов, как развить крупную моторику.
По мере взросления пересаживайте малыша на более продвинутые модели для тренировки координации, баланса и других важных навыков. Кстати, не ограничивайтесь только велосипедом: полезны все колесные средства — и самокат, и скейт, и моноколесо, и гироскутер.
Совет № 5. Не ограничивайте без повода физическую активность малыша
С какого возраста: всегда.
«Зачем тебе развивать моторику, лучше просто сиди и ничего не делай», — вряд ли мама или папа скажут своему малышу такую фразу. Тем не менее, многие родители произносят ее завуалировано, ведь все «не залезай туда», «не прыгай оттуда», «не отходи далеко», «не бегай», «играй тут» — лишь ее варианты.
Нередко родители включают режим «суперзащиты» и ограничивают активность малыша лишь потому, что им неохота отвлекаться от своих дел или лень трезво проанализировать ситуацию. Ребенок захотел залезть на горку? Отложите телефон, встаньте со скамейки и подстрахуйте его. Решил пройтись по высокому бордюру? Возьмите за руку, а не запрещайте.
Не пытайтесь оградить малыша от малейших опасностей. Помните: овладеть крупной моторикой — это как раз научиться уверенно выполнять действия, которые для нетренированного ребенка могут быть опасны.
0-3 месяца
Настоящее веселье во дворе
Войнушки
Начну игры на улице с войнушек. Признаюсь, я не большой приверженец оружия и этой тематики вообще. Но я разумная мама, которая понимает, что деткам это интересно. А потому, у меня родилось вполне идеальное решение! Все вместе заготавливаем «боеприпасы»:
И еще, эта забава не на один день может увлечь крох. А потому, она лидирует в списке.
Гигантские пузыри
О них я уже писала. Обязательно посмотрите ту статью, чтобы понять, как разнообразить эту забаву, как сделать пузыри «нелопающиеся», огромными или много-много сразу. Мне все это помогло увлечь карапузов и даже дало отдых, хоть и непродолжительный, но он у меня был!
Собачка
Пришло время играм в мяч. Я уже писала про вышибал, футбол, картошку, съедобное или нет. Как по мне, очень здоровские забавы, дети в восторге. Поэтому, оставляю ссылку, чтобы и вы заглянули в те статьи, которые уже есть на сайте, и напомнили себе правила. А сейчас про «собачку». Что это такое и как играть? Трое карапузов становятся в круг, один – в середине. Задача того, кто в середине поймать мяч. Цель тех, кто в кругу – так кинуть мяч другу, чтобы «собачка» не поймала. Для этого используются обманные движения, корректируется сила кидка. Если мяч не пойман и покатился, право его поймать имеют все ребятишки. Если перехватит его «собачка», то тот, кто бросил, а мяч не достиг цели, становится новым «собачкой».
Отскок
Каждый из участников должен с силой кинуть от себя мяч так, чтобы тот ударился об землю и отскочил вверх. Побеждает тот, у кого отскок будет выше.
Лови!
Правила заключаются в том, что все ребятишки стоят в кругу, и у каждого был свой мяч. Кидать можно произвольно, любому участнику. Тот, кому прилетел мячик, должен побыстрее от него избавиться и перекинуть другому, чтобы успеть поймать следующий мяч. Кто не успеет, тот выбывает.
«Баскетбол»
Я показывала в инстаграм наш вариант. Мы раскрасили мячик акриловыми красками в виде энгрибердс.
В кавычках название, потому что игра ограничится только попаданием мяча в ведерки разного диаметра. Ведерки развешать на дереве. И еще, чем меньше ведерко, тем больше очков зарабатывает участник соревнования.
Колобок
Теперь мяч не кидается, а катится. Не ногами, а именно руками малыш должен толкнуть его. Остальные правила, как и в «Лови».
Кто дальше
Очерчиваются (обозначаются) границы, желательно, чтобы это был круг. Все карапузы собираются в середине круга. Одного выбирают в ведущего. Он подбрасывает мяч, все участники разбегаются. А в момент, когда ведущий поймает мяч, он кричит: «Стоп!». Все участники должны остановиться. Кто дальше убежал, тот и победил.
Я знаю…
Каждый из малышей по очереди от земли несколько раз отбивает мяч. При этом малыш должен сказать: «Я знаю…». Что он знает и сколько, решать ему. Например: «Я знаю 3 города». С этими словами он должен называть города и отбивать мяч рукой, не останавливаясь и не ловя его, 3 раза подряд. Можно знать 5 имен мальчиков, 6 кличек котов, 10 школьных предметов и т.д.
В козла
Продолжаем подвижные забавы. Теперь нам нужна еще и стена. Каждый по очереди ударяет мячом об стену, чтобы тот отскочил (лучше кидать почти вертикально вверх, лишь с небольшим уклоном). Когда мяч опускается на землю и отскакивает, малыш перепрыгивает через него. И так по очереди не останавливаясь, один за другим.
Бейсбол
Правила те же, что и во «взрослом» бейсболе. Только вместо профессиональных мяча и биты берем кеглю, ею и будем отбивать маленький резиновый мячик.
Запускание самодельных самолетиков на очки
Схемы увеличиваются по клику.
Запускание самодельных самолетиков на очки – еще одно занятие для детей разного возраста. Чей самолетик дальше улетит, тот и побеждает. Многие дети в 10-летнем возрасте не умеют делать самолетики, оказывается. Поэтому было интересно не только запускать, но и учится складывать.
Танцы
Я за танцы! Так крохи все вместе, дружно подвигаются, и научатся не стесняясь танцевать! А заодно «нагуляют» аппетит и хорошее настроение.
Какие игры для 3 месячного ребенка?
- Занятия на мяче
. В возрасте 3-х месяцев ребенок уже умеет лежать на животике достаточно долго. Положите малыша на гимнастический мяч и немного покачайте – это развивает ориентацию в пространстве и вызывает положительные эмоции - Возьми игрушку
. Предложите ребенку дотянуться до игрушки в положении лежа на животе. Не предлагайте сразу много предметов, положите 2-3 в пределах досягаемости. Если вы увидите, что малыш пытается дотянуться ручкой, подставьте ладони под его стопы. Почувствовав опору, ребенок начтет отталкиваться. Позвольте ребенку хорошо рассмотреть предмет, подержать в ручках и использовать по назначению – погреметь, постучать - Слушаем музыку
. Включайте для малыша на умеренной громкости разную музыку – классическую музыку, ритмичные мелодии, детские песенки. Старайтесь совершать движения в такт музыке – хлопать в ладоши, качать ребенка. Купите музыкальную игрушку – особенно нравятся деткам карусели и мобили, когда вместе с музыкой появляется возможность следить за вращающимися предметами
Речевое восприятие
Наиболее подходящим временем для занятий считается бодрствование крохи после кормления. Необходимо взять его на руки, чтобы он принял позу «эмбриона» и смотрел в лицо взрослому, далее нужно издавать звуки «агу», подражая карапузу, делая паузы на 1-2 минуты. Понадобится несколько повторов, чтобы получить ответную реакцию новорожденного.
Во время «диалога» полезно поглаживать малыша, тормошить его, приближать к своему лицу. Если играть, когда ребенок лежит в кроватке, следует подвесить игрушки мордочками вниз, чтобы младенец мог рассмотреть их. В течение первых дней желательно использовать крупные черно-белые предметы, заменяя их затем на цветные.