Советы для родителей, как справиться с побочными эффектами от просмотра мультфильмов
Теперь, когда мы поговорили о достоинствах и недостатках мультфильмов, а также том, как они влияют на поведение детей, давайте перейдем к советам о том, как максимально снизить их негативное влияние:
1. Смотрите вместе с детьми
Просмотр мультфильма вместе с детьми позволит вам следить за тем, что они видят, а также наблюдать за их реакцией на разные события в сюжетной линии. Это также поможет вам наладить лучшую связь со своим ребенком. Зная любимого мультипликационного персонажа и смеясь вместе с дети, вы лучше поймете их образ мышления и улучшите ваши взаимоотношения.
2. Ограничьте количество часов просмотра
Установите правило, строго ограничивающее время просмотра телевизора или видео в Интернете одним часом в день, особенно для маленьких детей. Поощряйте их выходить на улицу и играть там с другими детьми, а не сидеть дома и целыми днями смотреть мультики.
3. Выберите полезные или даже образовательные мультфильмы
Включайте иногда ребенку только обучающие мультфильмы, которые точно не будут изображать и поощрять негативное поведение.
4. Объясните разницу между мультфильмами и реальностью
Объясните ребенку, что мультфильмы имеют мало общего с реальностью. Рассказывайте детям, что вредно, а что полезно, что приемлемо, а что — нет
Например, вы можете обратить внимание ребенка на то, что хотя персонаж и остался невредимым после ударов молотком по голове, в реальной жизни так никогда не бывает
5. Используйте приложения для родительского контроля
Пользуйтесь возможностью отфильтровывать нежелательный контент и блокировать то, что вы не хотите показывать своему ребенку. Не оставляйте детей наедине с телевизором или планшетом — вы всегда должны следить за тем, что они смотрят.
6. Не позволяйте им есть, сидя перед телевизором
Прием пищи во время просмотра мультфильмов запускает длинную цепь таких вредных привычек как, например, переедание и зависимость от нездоровой пищи. Дети часто съедают лишнее, находясь перед экраном. В такие моменты они также склонны выбирать вредную пищу. Приучите ребенка, что есть нужно только за обеденным столом вместе с остальными членами семьи и не давайте смотреть телевизор во время еды.
Напоследок скажем только одно: не забывайте о том, что только что прочитали! И пусть мультфильмы идут вашим детям только на пользу!
Выбор психолога: мультики и фильмы о дружбе
Если у вас сейчас нет времени на то, чтобы искать ребенку подходящий репертуар, воспользуйтесь подборкой, которую составила Ольга Никитина.
Мультфильмы о дружбе: «Приключения кота Леопольда», «Приключения поросенка Фунтика», «В стране ловушек», «Чебурашка и крокодил Гена», «Серая шейка», «Цветик-семицветик», «Про больших и маленьких», «Золотая антилопа», «Друзья-товарищи», «Котенок по имени Гав», «Самый большой друг», «38 попугаев», «Винни-пух», «Малыш и Карлсон», «Давай дружить», «Варежка», «Крошка Енот», «Приключения Нильса с дикими гусями», «Конек-горбунок» ⠀Фильмы о детской дружбе: ⠀ Для детей 7−10 лет: «Приключения Петрова и Васечкина», «Мост в Терабитию», «Пеппи Длинныйчулок», «Боба и слон», «Арабелла — дочь пирата». ⠀ Для 10−13 лет: «Дневник слабака», «Чудо», «Инопланетянин», «Замок в Испании», «Джуманджи», «Сорванец», «Останься со мной», «Великан», «Таинственный сад». «Привет, Джули!», «Гостья из будущего», «Где ты, Багира?», «Потапов, к доске!», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Кортик», «Бронзовая птица», «Чудак из 5 „Б“». ⠀ Для подростков 13+ лет: «Большой», «Короли лета», «Мад», «Я, Эрл и умирающая девушка», «Хорошо быть тихоней», «Клуб „Завтрак“».
Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by
«Малышарики» учат очень многому и в легкой форме
По поводу этого сериала отзывы у психолога исключительно положительные.
— Дети 3−4 лет способны полностью понять то, о чем рассказывается в мультике, и усвоить тему. Следовательно, смогут использовать полученные знания в повседневной жизни.
Главные достоинства сериала — умеренность во времени и уместность выбранного материала.
— Серии длятся по 5 минут, ребенок способен удержать внимание от начала и до конца. Следовательно, сможет полностью усвоить информацию
Мультфильм знакомит малыша с предметами, явлениями, цветами, эмоциями, правилами поведения, учит защищать свои границы (что очень важно), уважению к окружающим и очень много чему еще
При просмотре Ольга Никитина подметила «фишки», которые используют в работе с детьми психологи и педагоги
Мультфильм знакомит малыша с предметами, явлениями, цветами, эмоциями, правилами поведения, учит защищать свои границы (что очень важно), уважению к окружающим и очень много чему еще. При просмотре Ольга Никитина подметила «фишки», которые используют в работе с детьми психологи и педагоги. Вот некоторые их них:
Вот некоторые их них:
При просмотре Ольга Никитина подметила «фишки», которые используют в работе с детьми психологи и педагоги. Вот некоторые их них:
— В мультике много «Я-сообщений». Такой способ общения формирует у ребенка ответственность за свои слова и поступки, вытесняет желание обвинить других в своих несчастьях.
— Полезная информация часто подается через действия и ситуации, с которыми малыш сталкивается в повседневной жизни — умывание, зарядка, подъем и засыпание, погода, игры. Это заметно облегчает усвоение материала.
— Описание вещей, природных явлений и всего остального, о чем говорится в мультфильме, кажется очень реалистичным и при этом легким для понимания.
— Скорость мелькания картинок на экране и цветовая гамма подобраны с расчетом на восприятие детей маленького возраста, что также позволяет лучше понять материал.
Чему могут научить мультфильмы, если смотреть их вместе с родителями
Еще один очень важный момент в мультфильмах — это то, как их смотреть. Лучше всего это делать вместе с родителями. Во-первых, так мама или папа смогут пояснить малышу непонятные моменты, проговорить какие-то сложные места. Во-вторых, совместный досуг может стать хорошей почвой для сближения, даст темы для разговоров, позволит ненавязчиво транслировать сыну или дочери, “что такое хорошо и что такое плохо”, при обсуждении сюжета, героев, их поведения.
Полезно задавать вопросы:
“Как ты понял эту фразу?”
“Как ты думаешь, почему герой так поступил?”
“Что бы ты сделал в такой ситуации?”
“Прав персонаж в данном случае или нет, как ты считаешь?”
Так, мультсериал Cartoon Network “Вся правда о медведях” учит ребенка принимать непохожесть людей между собой как нечто само собой разумеющееся. После просмотра можно, например, задать вопрос, почему именно главные герои опекают маленькую девочку-вундеркинда и принимают ее такой, какая она есть. (Потому что они сами очень разные, но при этом прекрасно уживаются вместе и всегда приходят друг другу на помощь.)
По современным полнометражкам можно и вовсе лекции по психологии читать. мультфильм “Головоломка” рассказывает очень близко к реальности, как устроен наш мозг и эмоции, а “Ральф против интернета” затрагивает много разных и важных тем: самореализация, созависимые отношения, безопасность в интернете.
Если смотреть диснеевские анимационные фильмы про принцесс в хронологическом порядке, можно заметить, как менялось представление о роли девушки в жизни: от безмолвной кроткой ожидающей спасителя Белоснежки к самоуверенной, независимой Эльзе, главная задача которой – найти себя и свое предназначение.
Мультфильм “Валли” покажет малышу мир, в котором Земля погибает, задыхаясь от мусора — на примере этой полнометражки можно поговорить о том, почему мы сортируем отходы и что с ними происходит потом.
“Человек-паук через Вселенную” можно порекомендовать к просмотру родителям и детям, которые вот-вот вступят в подростковый возраст. Взрослым этот мультфильм метафорически продемонстрирует, что происходит с человеком, когда он становится подростком: физические изменения тела, обострение отношений с родителями, поиск ответа на вопросы “кто я” и “что я могу”.
Можно после просмотра задать ребенку вопрос: “Как ты думаешь, в чем настоящая сила Человека-паука?”, а затем — “А как ты думаешь, в чем твоя сила?”. Такое ролевое моделирование способствует развитию воображения и фантазии, гибкости мышления, формирует навыки адаптации и позволяет реализовать творческий потенциал.
Смотреть развивающие мультфильмы для детей 2-х лет или нет?
Конечно же, найдутся и сторонники, и противники этого вопроса. Вот, например, мнение врачей-офтальмологов по этому поводу категорично. Они считают, что до двух лет запрещено смотреть мультфильмы. Ведь частая смена ярких картинок вредит зрению и может привести к близорукости еще в дошкольном возрасте. До двух лет мультфильмы лучше сменить на диафильмы. А вот уже после двух можно начинать просмотры, но делать это постепенно
Первое на что должны обратить внимание родители – это медленная смена картинок, чтобы ребенок успевал концентрировать свое внимание
Читай также: Что нужно знать маме о развивающих центрах? 3 вопроса специалисту
Логопеды, в свою очередь, считают, что мультфильмы в раннем возрасте плохо влияют на развитие речи. Ведь того потока слов, который льется к нам с экранов, недостаточно. Деткам живое общение требуется как воздух. Чтобы учиться говорить, малышам нужно видеть артикуляцию и получать ответную реакцию от родителей на свои слова. Притом герои мультфильмов чаще всего разговаривают в быстром темпе, что мешает выделить отдельные слова.
Я, как психолог и педагог раннего развития считаю, что когда родители постоянно включают мультфильмы своим крохам, то они лишают их сенсорного развития. Ведь маленькие детки познают окружающий мир через органы чувств: пробуют на вкус, трогают ручками, ощущают запах. Ощущения – это основа будущего малыша. Даже развивающие мультфильмы, не смогут дать этого крохе
Плюс ко всему, просмотр мультиков не развивает произвольное внимание, не учит анализировать и концентрировать внимание. Внимание, память и способность анализировать будет развиваться только в том случае, когда мама после просмотра мультфильма сядет со своей деткой и обсудит сюжет
Польза развивающих мультфильмов для детей до 2-х лет
Но не может быть все так плачевно, мультфильмы могут приносить и пользу, но только в том случае, если к просмотру подходить с умом и не переусердствовать. И как говорил еще врач Парацельс: «Любое вещество может быть и ядом, и лекарством – все зависит от его дозы». Вот так и мультфильмы, если использовать в разумных дозах, то они могут принести немало пользы. Я не призываю отказаться от мультфильмов и вовсе их не смотреть. В нашем современном мире – это просто нереально. Просто нужно делать это осмысленно.
Читай также: Нужно ли покупать раскраски ребенку? Отвечает специалист
С какого возраста можно смотреть мультфильмы?
Многие специалист сходятся во мнении, что лучший возраст для просмотра мультиков – это два годика. До двух лет лучше ограничиться диафильмами, где картинки медленно сменяют друг друга, что способствует концентрации внимания крохи.
Но если вы все-таки решили показывать мультфильмы своему крохе раньше двух лет, то нужно придерживаться правил при их выборе и просмотре. Вот несколько моих советов, как правильно выбрать мультик и каких правил придерживаться при просмотре, чтобы он не навредил, а действительно принес пользу:
- Перед тем, как показать мультфильм крохе, пересмотрите его сами.
- Он должен быть хорошего качества с приятным музыкальным сопровождением.
- Выбирайте мультфильмы с познавательным и добрым сюжетом, без агрессии и насилия.
- Отдавайте предпочтение коротким простым историям, с реальными героями.
- Устраивайте совместные просмотры, обсуждая поступки героев и сам сюжет.
- Смотрите мультфильмы в первой половине дня. Старайтесь ограничить просмотры перед дневным и ночным сном.
- Контролируйте дистанцию и расстояние между экраном и глазками малыша.
Сколько по времени можно смотреть мультфильм ребенку до 2-х лет?
Продолжительность просмотра должна быть не больше 10-15 минут. Но лучше всего начинать с мультфильма, который длится минут пять, и с каждым разом понемногу увеличивать время. Смотреть мультфильмы старайтесь не больше двух раз в день.
Читай также: С какого возраста ребенку можно играть на планшете?
Главное помнить, что мультфильмы не должны заменять реальное общение карапуза с родителями!
ТОП мультфильмов для малышей до 2-х лет:
- Тини Лав
- Даша – путешественница
- Классический ребенок
- Фиксики
- Паровозик Тишка
- Нуки и друзья
- Клуб Микки Мауса
- Мусти
- Лунтик
Наш специалист:
Яна Докашенко,
педагог раннего развития,
Детская студия «Капитошка», Сумы.
Как показывать развивающие фильмы малышам
Перед просмотром следует обратить внимание на рекомендуемый возраст. Есть фильмы, предназначенные детям с 3х месяцев, с 6 месяцев, с 9 месяцев и т.д. Соответственно, и направленность у них будет разная
Например, фильмы «Волшебная мозаика» и «Карусель» из серии «Я все могу. Гениями становятся» рассчитаны на малышей от 3 месяцев. В них показаны яркие образы, картинки, куклы, дети и т.д. Цель этих серий – научить малышей задерживать внимание на объектах, запоминать первые образы и познавать окружающий мир. А вот фильмы ABC’s («Алфавит»), 123’s («Цифры»), Art («Искусство») подходят для детей постарше, от 2 до 5 лет
Соответственно, и направленность у них будет разная. Например, фильмы «Волшебная мозаика» и «Карусель» из серии «Я все могу. Гениями становятся» рассчитаны на малышей от 3 месяцев. В них показаны яркие образы, картинки, куклы, дети и т.д
Цель этих серий – научить малышей задерживать внимание на объектах, запоминать первые образы и познавать окружающий мир. А вот фильмы ABC’s («Алфавит»), 123’s («Цифры»), Art («Искусство») подходят для детей постарше, от 2 до 5 лет
В них малыши знакомятся с английским алфавитом, изучают счет, а также погружаются в мир искусства и учатся рисовать
Для ребенка раннего возраста особенно важно живое общение со взрослыми. Поэтому нет смысла включать телевизор и оставлять малыша с ним наедине
Гораздо лучше, если мама или папа будут смотреть развивающие фильмы вместе с ребенком, объясняя и комментируя ему то, что он видит на экране. Можно дополнять просмотр игровыми моментами, тем более в некоторые фильмы включены соответствующие задания на творчество и игры. Например, в фильме Baby da Vinci («С головы до пят») из серии Baby Einstein дети изучают свое тело при помощи игр. Им будет интересно не только посмотреть, как играют малыши на экране, но и повторить это вместе с мамой. Таким образом, развивающие фильмы могут стать еще и подсказкой для родителей, во что поиграть со своими детьми. А вот с помощью фильма «Умелые ручки» из серии «Я все могу. Гениями становятся» малыши старше 18 месяцев смогут научиться рисовать, лепить, собирать картинки из мозаики, ведь на глазах у них другие дети будут выполнять все это на экране. Поэтому было бы хорошо, если бы мама и папа во время просмотра таких фильмов, ориентированных на занятия творчеством, воплощали увиденное вместе с малышами. Из фильмов родители могут позаимствовать песенки и стихотворения, которые дети с удовольствием будут повторять в течение дня. Например, в серии «Профессор карапуз» есть фильм «Поющие ручки». В нем показаны занятия для пальчиковой гимнастики, есть короткие стихи и песенки, при помощи которых малыши осваивают счет, знакомятся с буквами, цветами и геометрическими фигурами. Просмотр развивающих фильмов должен быть многоразовым. Его необходимо сопровождать комментариями к увиденному сюжету на экране («Это кораблик – на нем люди плывут по морю»), задавать малышу уточняющие вопросы, пояснять увиденное на экране
Во время просмотра стоит обратить внимание, адаптирован ли развивающий фильм для русскоязычных зрителей. Для просмотра фильма на английском языке малышу обязательно понадобится дублирование слов родителями по-русски
Также обратите внимание, что изучение алфавита в некоторых фильмах проходит на английском языке, а потому название буквы на экране не совпадает с названием животного в русском переводе. Показывать развивающие фильмы малышам необходимо строго дозировано, маленькими порциями, чередуя их с другими видами деятельности. Специалисты советуют ограничить просмотр телевидения детьми до следующих пропорций: до двух лет – не более 10-15 минут в день, в 3-6 лет – не более 40 минут, с 7 лет – до полутора часов в день, делая перерывы. При правильном подходе развивающие фильмы могут стать отличным дополнением к обучению и развитию малышей.
Выбираем правильный репертуар
К сожалению (или к счастью родителей), универсального рецепта нет: вот эти мультики можно всем, а вот эти нельзя никому. К каждому из них нужно подойти критически. Ведь даже в популярных мультсериалах есть очень полезные, грамотные серии, а есть весьма посредственные, бессмысленные, а то и вовсе с педагогически вредным подтекстом.
Разумеется, важен возраст ребенка и его развитие. Для двухлетки не составит труда самостоятельно разобраться с содержанием «Колобка», но уловить все тонкости сюжета «Бременских музыкантов» без подсказки взрослого будет сложно. А вот для пятилетнего ребенка те же «Бременские музыканты» вполне могут стать любимым мультиком: ведь там и погони, и принцесса, и много веселых песен. Так что, дорогие родители, лучшим вариантом будет сначала посмотреть и осмыслить мультфильм самостоятельно, а затем показывать его ребенку.
Влияние мультфильмов на человеческие качества ребенка
Ведь далеко не все из них должным образом влияют на весьма хрупкую психику малыша.
Начнем с того, что ребенок в этом возрасте, словно губка, впитывает все, что видит на экране, пытается повторить в жизни, верит в реальность, которую проецируют режиссеры в мультфильме. Поэтому, если малыш смотрит мультики о сверх героях – ждите, что он захочет вскоре летать, иметь лазерный меч или другие нечеловеческие способности. Никто не говорит, что это плохо, просто стоит быть начеку – а вдруг он возьмет себе в голову, что тоже сможет пройти через стену, разгонится и ушибется.
Ребенок восторге от мультфильмов
Начнем с того, что мультфильмы, да и вообще телевизор или видео на компьютере ребенку в день можно смотреть не более полутора часов. Кроме того, это не очень полезно для глаз. Может по-настоящему вырвать малыша из реальности или стать для него вполне реальной зависимостью, без которой он будет капризничать, кричать, плакать, требуя вернуть «мультики».
Если вы, осознали, тогда можно переходит непосредственно к самому перечислению тех мультипликационных фильмов, которые не только не вырвут малыша из реальности, но и будут обучать его таким важным человеческим качествам как:
Сострадание;
Внимание к окружающим;
Доброта;
Признательность;
Благодарность;
Умение действовать рассудительно в сложных ситуациях.
Есть очень много мультиков, построенных на принципе – необходимо разрешить проблему. Их герои попадают в смешные, курьезные ситуации, из которых необходимо выйти достойно. Такой вид мультиков сможет развить у малыша понимание причинно-следственных связей, уверенности в себе, своих силах, взаимопонимание с другими людьми.
Что полезнее – мультфильмы или развивающее видео?
Сегодня многие родители стремятся вкладывать в малыша все доступные знания чуть ли не с рождения. Бесконечные развивающие игрушки, “умные” детские игры, китайский язык с трех лет — все хобби должны быть максимально полезными и носить дидактический характер. И если уж кроха что-то смотрит на экране, считают родители, пусть это будет какое-то полезное видео, а не пустой мультик.
На самом деле никаких значимых преимуществ у развивающих видео перед мультфильмами нет. А стремление показывать малышу только “полезные” видео может быть просто способом справляться с чувством родительской вины за то, что они вообще включают мультфильмы.
Однако, как мы уже говорили, мультфильмы — это одно из детских развлечений, и нет причин испытывать за него чувство вины, если этому досугу уделяется умеренное количество времени. Современная анимация часто ориентируется не на то, чтобы научить считать или писать — она нацелена на то, чтобы пробудить в ребенке любопытство, жажду задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы, вдохновить на исследование мира.
Развивать воображение в детском возрасте ничуть не менее важно, чем осваивать алфавит. Оно, в свою очередь, способствует развитию эмоционального интеллекта и эмпатии: малышу становится проще ставить себя на место другого человека и принимать непохожесть людей друг на друга. Кроме того, оно помогает ребенку выходить за установленные рамки, мыслить оригинально и нестандартно, легче адаптироваться к незнакомой ситуации
Кроме того, оно помогает ребенку выходить за установленные рамки, мыслить оригинально и нестандартно, легче адаптироваться к незнакомой ситуации.
Виды современных мультиков
Сегодня мультипликация поражает разнообразием технических решений, сюжетов, воспитательных программ. Однако для родителей широкий выбор — это одновременно и плюс, и минус. Ведь чем больше мультиков появляется на ТВ и в онлайн-кинотеатрах, тем сложнее заметить в коммерческом мусоре достойную картину.
Диснеевские мультфильмы
Продукты компании Disney отличаются красивой графикой, продуманным и оригинальным сюжетом, воспитательной направленностью. Большинство персонажей обладают ярким, запоминающимся характером и идут к своей цели, преодолевая препятствия. Большой плюс диснеевских мультиков в том, что они показывают личностное развитие главных героев.
Например, автомобиль Молния Макуин из «Тачек» вначале зациклен на карьере, ведет себя эгоистично, пренебрежительно относится к окружающим. Но судьба заносит его в провинциальный городок, где внешние атрибуты успеха не играют никакой роли. Со временем Макуин заводит новых друзей, пересматривает прежнюю систему ценностей, становится более открытым и даже счастливым.
Принты с пресонажами Disney
Однако у диснеевских мультиков есть ряд недостатков:
редко подходят маленьким детям, так как имеют глубокий подтекст;
иногда в поощрительной манере преподносят сомнительные черты характера: агрессию, нахальство, эгоизм, мужеподобность у женщин, откровенную сексуальность;
- ориентированы исключительно на западные ценности.
Кроме того, современная 3D-анимация Disney сильно заточена под зарабатывание денег на родителях. Многие мультики переполнены спецэффектами, «сортирным» юмором, сюжетными клише. Такие картины бездушны и точно не способствуют нравственному развитию детей.
Американские мультсериалы
Именно такие мультики чаще всего вызывают праведный гнев у родителей. Ну чему может научить ребенка умственно отсталый Патрик из «Спанч Боба», который целыми сутками лежит под камнем и смотрит телек? Или популярный сериал «Гравити Фолз», где вовсе отсутствуют положительные персонажи, а грань между добром и злом размыта? Или Гомер Симпсон, олицетворяющий человеческие пороки: лень, глупость и неспособность контролировать эмоции?
К сожалению, 80% американских мультиков несут в себе исключительно развлекательную функцию. Они отличаются переизбытком ярких цветов и эмоциональным накалом. А сюжет развивается так быстро, что ребенок не успевает осмысливать происходящее на экране.
Аниме
Аниме — это японская анимация. Многие легко узнают такие мультики по характерной графике (в частности, большим глазам у молодых персонажей). Аниме часто содержит глубокий философский подтекст и элементы эротики, поэтому рассчитано на возрастную категорию «16+».
Хотя попадаются и исключения, например аниме Хаяо Миядзаки:
- «Мой сосед Тоторо»;
- «Возвращение кота»;
- «Навсикая из Долины Ветров».
Такие мультики красиво прорисованы, демонстрируют реалистичные образы животных и людей, имеют приятное музыкальное сопровождение.
Еще японская анимация для маленьких детей следует моральным принципам. Главные герои часто демонстрируют положительные качества: доброту, верность, честность, ответственность перед обществом и смелость.
Футболки с персонажами Миядзаки
Российские мультики и сериалы
Пока российская мультипликация находится в стадии формирования. Одна из положительных тенденций — внедрение обучающих программ в развлекательной форме. А с точки зрения реалистичности персонажей отечественные мультики не выглядят такими отталкивающими, как американские.
Но попадаются и ленты, которые неоднозначно влияют на психику детей. Например, Маша из популярного мультсериала демонстрирует гиперактивность, совершает вредные поступки, а порой откровенно издевается над бедным медведем. Причем такое поведение остается безнаказанным. По мнению многих психологов, мультик «Маша и Медведь» формирует у детей неуважительное отношение к старшим.
Польза мультфильмов для развития ребенка
Для деток, которые еще не говорят, важна ритмичность, поэтому им подойдут мультфильмы со стихами и песенками. При просмотре взрослый может отбивать ритм по коленке ребенка, предложить ему вместе хлопать и топать во время песен.
Выбирайте мультики, где герои говорят достаточно медленно, либо специально оставляют паузы, чтобы ребенок мог повторить или ответить: «Как говорит кошечка?» – «Мяу!» – «Кто это спрятался в домике?» – «Собачка!»
Также важно развитие эмоционального интеллекта ребенка
Сейчас педагоги и психологи уделяют ему большое внимание, потому что он влияет на многие сферы жизни, вплоть до того, сможет ли человек занимать высокие должности
Что такое эмоциональный интеллект? Это способность ребенка распознавать чувства и эмоции (как свои, так и других людей), умение их правильно выражать. Развитие эмоционального интеллекта за просмотром мультфильмов происходит при помощи взрослого: он гипертрофирует эмоции героев, показывает ребенку, как они проявляются. Например: «Видишь, как мальчик радуется? Смотри: его ротик улыбается. А как ты улыбаешься?» Для детей постарше могут быть вопросы на размышление: «Как ты думаешь, почему расстроилась девочка? Как бы ты поступил на ее месте?»
Негативное влияние просмотра мультфильмов на детей
Несмотря на много примеров положительного воздействия на детей, мультфильмы также могут наносить вред детской психике. Вот примеры таких негативных эффектов:
1. Поощряют насилие
Просмотр мультфильмов, в которых изображается насилие, может побудить детей к насилию в реальной жизни. Кроме того, малыши могут поверить, что никто не пострадает и не почувствует боли, поскольку в мультфильмах все остаются невредимыми даже после драк или аварии. Например, такие персонажи, как Том и Джерри или Огги и кукарачи, часто бьют друг друга или сталкивают с огромной высоты, и никаких реальных последствий этого не наблюдается.
2. Способствует непослушанию
Персонажи некоторых мультфильмов демонстрируют грубое или пренебрежительное отношение к своим учителям и родителям. Дети могут подражать этому поведению и вести себя точно так же, когда взрослые попытаются как-то ограничить их или наказать за плохое поведение.
3. Учат нецензурной лексике
Порой в мультфильмах появляются фразы, которые совершенно недопустимы для детей. Дети впечатлительны, и они с большой долей вероятности начнут повторять слова вымышленных героев в реальной жизни.
4. Провоцируют асоциальное поведение
Иногда мультфильмы посылают детям плохие сообщения, например, сексуальные намеки, жестокий юмор, дискриминацию и т.п. Это может повлиять на поведение вашего ребенка и заставить его думать, что быть агрессивным, избалованным или жестоким — это нормально.
5. Могут привести к проблемам со здоровьем из-за малоподвижного образа жизни
Переизбыток часов, проведенных сидя перед экраном за просмотром мультфильмов, могут вызывать проблемы со здоровьем из-за малоподвижного образа жизни. К ним относятся ожирение, ухудшение зрения и дефицит питательных веществ из-за вредных привычек в питании.
6. Навязывают плохие ролевые модели
Дети часто боготворят своих любимых героев мультфильмов и подражают им или стремятся быть похожими на них. Зачастую объектом их восхищения может быть плохой образец, который поощряет неправильные привычки или демонстрирует хамское поведение по отношению к другим людям. Такое влияние мультфильмов на психологию детей часто приводит к тому, что дети становятся отстраненными, необщительными, антисоциальными и неуправляемыми.
Виды полезных для ребенка мультфильмов по категориям
Существует несколько категорий мультфильмов, которые будут полезны вашему ребенку. Давайте рассмотрим их.
Поучительные
Поучительные мультфильмы очень полезны для ребенка. Они дают чаду возможность углубиться в изучение определенной жизненной ситуации. Понять суть конфликтов, которые периодически возникают в процессе жизнедеятельности. И существования в социуме.
С помощью поучительных мультфильмов ребенок сможет сделать важные выводы по поводу того, как вести себя в определённой ситуации. Он поймет, какое поведение считается нормальным. А какое может привести к потере друзей.
Среди поучительных мультфильмов можно выделить следующие:
Гуси-лебеди
Это детский мультфильм, который рассказывает о том, как важно слушаться свою маму. И не убегать от нее ни при каких обстоятельствах.
Мойдодыр
Мультфильм повествует детям о том, что необходимо следить за состоянием своего тела. Не быть грязнулей. Вовремя чистить зубы. И каждый день принимать душ, ванную, чтобы тело оставалось чистым.
Цветик-семицветик. Этот мультфильм рассказывает детям о том, что дружить – это очень важно. И что необходимо в обязательном порядке оставаться верным друзьям. Мультфильм учит детей загадывать только добрые желания. Те, которые могут действительно сделать мир лучше. А не только принести человеку материальную выгоду.
Снежная королева. Мультфильм учит детей тому, что нужно в любой ситуации помогать своим родным. Вне зависимости от того, какие неприятности у них случаются. Мелкие проблемы или какие-нибудь серьезные беды.
Вышеперечисленные мультфильмы рекомендованы к просмотру деткам, которым уже исполнилось три года. Чем раньше они начнут смотреть их, тем быстрее смогут перенять мудрость, заложенную в сюжете.
Ознакомительные мультфильмы
Ознакомительные мультики повествуют детям о тех явлениях и объектах, о которых они не знают.
Создатели подобных произведений посвящают серии различным животным, птицам, растениям.
Периодически в ознакомительных мультфильмах выходят сюжеты о разнообразных явлениях природы. Например, о дожде и снегопаде.
В некоторых мультфильмах детям рассказывают об исторических событиях. А также о древних мифах и легендах.
Рекомендуем отдать предпочтение тем ознакомительным мультфильмам, в рамках которых детям рассказывают о правилах дорожного движения. О том, как нужно разговаривать с другими людьми, чтобы их не обидеть. О том, как дружить. И как вести себя в обществе.
Также есть ознакомительные мультфильмы, в которых детей учат различным языкам. Не только русскому, но и английскому, французскому, немецкому. Подобные мультфильмы подойдут для детей более старшего возраста. Для тех, которые уже начали изучать определенный язык.
К ознакомительным мультфильмам можно отнести “Лунтика”.
Ознакомительные мультфильмы рекомендованы к просмотру детям, которым уже исполнилось пять лет.
Развлекательные мультики
Развлекательные мультики не несут в себе морали, и познавательных моментов. Они ничему не обучают ребенка. Их главная задача – только поднять чаду настроение.
Особенность развлекательных мультфильмов заключается в том, что их персонажи совершают различные нелепые действия. Шутят. И всячески веселят ребенка.
Среди развлекательных мультиков можно выделить следующие произведения:
- Барбоскины. В мультсериале рассказывается о семье милых собачек по фамилии Барбоскины. Они ведут обычную подростковую жизнь. Шутят. Попадают в смешные ситуации. И справляются с различными проблемами.
- Том и Джерри. В этом мультфильме рассказывается о вечном противостоянии кота по имени Том и хитрой мышки по имени Джерри. Они постоянно пытаются сделать друг другу какую-нибудь пакость. Но в критических ситуациях, когда одному из персонажей действительно угрожает опасность, кот и мышь спасают друг друга. Не дают погибнуть или покалечиться.
И другие мультфильмы.
Рекомендуем отводить 70% времени ребенка на просмотр поучительных мультиков. Развлекательные тоже можно смотреть. Однако, делать это нужно не слишком часто. Поскольку во время просмотра развлекательных мультиков ребенок ничему не учится. Единственное, что он делает во время этого процесса – отдыхает.