Ребенок берет пальцы в рот: что делать?

Причины

Состояние слизистой ротовой полости обусловлено веществами, входящими в состав слюны, наделенной антисептическими свойствами. Поэтому во рту подавляются болезнетворные микробы. Одной из основных причин появления стоматита является изменение свойств слюны. Подобные изменения выполняются зачастую в процессе обезвоживания организма, когда детям не дают достаточно жидкости или в помещении, где они находятся, низкая влажность.

Среди распространенных факторов, провоцирующих болезни, можно перечислить:

  • Иммунитет ослабляется по причине учащенных простуд или других расстройств, нехватки витаминов, неподходящих условий для существования.
  • Ненадлежащая гигиена ротовой полости, пренебрежение необходимостью лечения.
  • Употребление антибиотиков и других препаратов.

Инфекционные заражения становятся главными причинами развития болезни. Это происходит, если правила личной гигиены не соблюдаются. Инфекционный процесс развивается, когда дети прикусывают щеку, появляются травмы на деснах, губах при чистке зубов. При развитии инфекционных расстройств микробы проникают в слизистую через лимфатические сосуды.

Заражение может передаваться через дыхательные пути после кашля или чихания больного человека, после использования общей подушки, полотенца или столовых приборов. Часто детей заражают, когда целуют. В рот проникает слюна с микробами.

Как развивается малыш в 10 месяцев

Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно.

Физическое развитие:

  • Хорошо ходит вдоль опоры;
  • Идет вперед при поддержке за обе руки;
  • Совершенствует уже знакомые ему движения и действия, развивает координацию и ловкость;
  • Пользуется пинцетным захватом и преимущественно одной рукой.

Психоэмоциональное развитие:

  • Активно развивает речь, формируя собственный язык, понятный только близким взрослым;
  • Называет отдельными слогами различные предметы (собака — «ав», корова — «му»);
  • Машет рукой «пока-пока»;
  • Знает, куда класть некоторые предметы, игрушки;
  • Понимает, когда его хвалят, а когда ругают;
  • Помнит любимую игрушку.

Зачем дети это делают?

Поскольку большинство привычек связано с психологическими причинами, то выполнение этих простых помогает ребенку успокоиться, снять стресс и напряжение. Например, сосание пальца или соски берет начало в младенчестве, когда сосательный рефлекс, являясь базовым, помогал ребенку ощущать себя в безопасности. Удовлетворяя его, малыш успокаивался, переставал плакать. Позднее, когда у него стали «отнимать» возможность таким образом чувствовать себя комфортно и под защитой (отучили от груди, перестал сосать бутылочку, стали забирать соску), а альтернативу для получения этого чувства не предложили (нет тесного контакта с мамой, например) или существует перманентная стрессовая ситуация (мама с папой постоянно ругаются), ребенок подсознательно ищет способ, как помочь себе: он понимает, что можно сосать палец или просто не расставаться с соской.

Это важно!

Цель любой вредной привычки – создать знакомое для человека поведение, которое помогает снизить уровень тревоги и напряжения путем выполнения знакомых и безопасных для него действий. 

Становится очевидным, что между курением у взрослых и ковырянием в носу нет никакой разницы: оба этих действия несут один и тот же смысл. Привычки, связанные с подражанием кому-либо, также нацелены на создание условий, помогающих детям почувствовать себя в безопасности

Повторяя за взрослыми, которые рядом, или за сверстниками ребенок пытается приблизиться к «образцу» и показать свою схожесть с ним, продемонстрировать то, что он «из того же племени», а также привлечь внимание

Сосание пальцев у детей при грудном вскармливании

Мне кажется, что дети, сосущие грудь, реже сосут свои пальцы. Очевидно, это происходит благодаря тому, что мать держит ребенка у груди столько, сколько он хочет. Мать не знает, есть ли еще молоко в груди или нет и поэтому полагается на ребенка. Когда ребенок высосет все молоко из бутылочки, ему приходится останавливаться либо потому, что ему не нравится сосать воздух, либо мать просто забирает у него пустую бутылочку. Если ребенок, находящийся на грудном вскармливании, начинает сосать палец, первое, что нужно сделать – это увеличить продолжительность кормления до 30-40 минут, если вам позволяет время. Ребенок высасывает большую часть молока из груди за 5-6 минут, остальное время он сосет ради удовлетворения инстинкта сосания и досасывает по капельке оставшееся молоко. Другими словами, если он будет сосать грудь 35 минут, он получит почти столько же молока, сколько и за 20 минут. Если вы позволите ребенку сосать грудь столько, сколько ему хочется, вы с удивлением убедитесь, что один раз он будет сосать только 10 минут, а другой – 40 минут. Этот пример доказывает удивительную приспособляемость молочной железы к нуждам ребенка.

Если ребенок сосет только одну грудь в каждое кормление и больше не хочет, то вы не заставите его сосать больше. Но ребенок, который сосет обе молочные железы в каждое кормление и все-таки сосет палец, представляет другую проблему. Предположим, ему дают первую грудь на 10 минут, после чего ему дают вторую грудь. Ребенок может высосать слишком много молока из первой груди и, чувствуя неприятно переполненный желудок, он бросает вторую грудь через 5 минут, хотя его потребность сосать еще не удовлетворена, и он начинает сосать палец. Можно попробовать два способа заставить ребенка сосать грудь дольше. Попробуйте держать его у первой груди так долго, как он пожелает. Если ему не хватит молока в первой груди, все-таки подержите его подольше у первой груди, после чего дайте ему вторую. Пусть он сосет первую грудь минут двадцать (если он хочет), а потом приложите его к другой груди, которую он также будет сосать столько, сколько захочет.

Физиология или психология?

Прежде, чем решать, хорошо это или плохо, давайте выясним, какие причины вызывают у крохи желание сосать пальчик или кулачок. Почему ребенок все время держит руки во рту?

Причин тут несколько, и поверьте, ни одна из них не указывает на некую патологию или неполноценность малыша:

  1. Успокоение.

Сосание рук — способ для карапуза первых месяцев жизни нормализовать работу нервной системы, находящейся теперь в постоянном окружении большого числа внешних раздражителей.

К тому же, в недолгие минуты бодрствования кроха еще физиологически не может занять себя чем-то другим:

  • рассматривать;
  • дотягиваться;
  • брать предметы в руки;
  • еще как-то манипулировать ими.
  1. Удовлетворение природного сосательного рефлекса — основного для маленького человечка.

Особенно остро эта проблема стоит у искусственников, не имеющих возможности сосать столько, сколько требует природа. Подробнее о рефлексах новорожденного>>>

  1. Голод.

Очень часто у ребенка руки постоянно находятся во рту по причине того, что ему не достаточно молока. Смотрите интернет-курс Секреты грудного вскармливания>>>

  1. Познание мира.

С точки зрения психологии — это основная причина сосания рук младенцами. Поскольку первый год их жизни — особая, оральная стадия изучения мира, когда они естественным образом познают действительность через рот:

  • различают температуру;
  • фактуру;
  • вкус предмета.

Ведь губы и язык ребеночка в несколько раз более чувствительны, чем кожа рук.

  1. К 4–5 месяцам у многих деток к этому списку добавится еще и прорезывание зубов. Но в этом случае они начинают неистово давить и тереть десны кулачками, а не просто сосать пальцы.

Читайте полезную статью о прорезывании зубов>>>

Как видите, исследовательская и сосательная деятельность малыша становится все шире с возрастом:

  • ребенок в 2 месяца сосет пальчик, затем — кулак;
  • к 3 месяцам он находит свои ножки;
  • 4–5 месяцев — период познания своих половых органов путем трогания;
  • в 9–10 месяцев ползунок изучает тактильные возможности своей спины: трется ею о стену или о мамино колено.

Чтобы помогать ребенку правильно проходить этапы познания своего тела, смотрите интернет-курс Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>

Здесь я хочу успокоить очень трепетных мамочек: не волнуйтесь по поводу того, что малыш подхватит кишечную инфекцию, обсасывая руки:

  1. Так микрофлора его кишечника постепенно знакомится с разными видами бактерий.
  2. Перестает быть стерильной.
  3. Учится бороться с патогенной флорой.

Ведь маленькие руки — гораздо меньшее скопище микробов, чем, например, облизанная мамой соска, игрушка, забытая пару недель назад под кроватью, или горшок.

Вполне возможно, со временем он потянет в рот и их.

Лечение ротавирусной инфекции

Ротавирусная инфекция может демонстрировать различное течение болезни, но все лечение заключается в 2 действиях — регидратация и снижение активности вируса. Часто лечение ротавируса у взрослых или детей может потребовать и назначения жаропонижающих препаратов. Такое лекарство следует принимать при температуре, превышающей показатель в 38,5°C и не допускать употребления ацетилсалициловой кислоты (аспирина).

Схема лечения зависит от тяжести заболевания, возраста пациента и местонахождения, но всегда включает в себя противовирусные препараты и обильное питье. Также назначают абсорбирующие средства, снижающие интоксикацию организма. Лечение может проходить и на дому, и в условиях стационара.

Оральная стадия развития

Главным источником удовольствий и познания мира вокруг себя является рот. Эта стадия длится с рождения и до годовалого возраста.

Это период частых прикладываний к груди, и основное питание ребёнок получает из материнского молока. Читайте о правильном прикладывании ребёнка к груди>>>

В этот период ребенок все познает через рот: любой предмет, который попадает в руки ребенку, вначале ребенок потянет в рот. Это нормально!

Важно! Не нужно это лечить или забирать у малыша предметы, отводить руки изо рта. Лучше позаботьтесь о том, чтобы предметы были чистыми и малыш не подхватил кишечное расстройство

Если ребенок испугался, ударился, то на оральной стадии развития, самое эффективное действие — это приложить его к груди.  В процессе кормления ребенка покачивают, утешают, это помогает снять напряжение.

Кроме этого идет формирование установок касательно внешнего мира: доверять или не доверять, пребывания в зависимости или независимости, закладываются основы любви.

В период оральной стадии ребенку рядом необходима мама, ее забота, внимание и любовь. Если малыш лишен этого — ему недостает эмоциональной подпитки, контакта физического — он может застрять на оральном этапе

И еще долго не расставаться с этой привычкой, которая после перерастет во вредную

Если малыш лишен этого — ему недостает эмоциональной подпитки, контакта физического — он может застрять на оральном этапе. И еще долго не расставаться с этой привычкой, которая после перерастет во вредную.

Чтобы понимать правильный ход развития ребенка, верно реагировать на его поведение, такое как сосание пальцев, изучение своих половых органов, смотрите интернет-курс Мой любимый малыш: развитие и воспитание ребенка от рождения до года>>>

Что делать?

Если было замечено, что малыш начал сосать палец, то не стоит сразу пользоваться многочисленными советами знающих обо всем родственников. Чаще всего они советуют намазать детские пальчики горьким соком алоэ или горчицей. Подобные способы действенны, но совсем ненадолго. Как только испаряется привкус горечи, пальчики снова оказываются во рту. Более того, подобные действия могут привести к стрессу у ребенка.

Некоторые родители начинают ограничивать действия малыша, пеленать ручки. Но при такой ситуации ребенок без проблем находит заменитель своему кулачку – губу.

К отучению от сосания рук нужно подходить очень ответственно

Для начала стоит обратить внимание на то, в какое время малыш тянет пальчики в рот. Как вариант, его можно просто чаще прикладывать к груди, как только ребенок этого потребует. Можно ли увеличить продолжительность кормления? Разумеется, можно

Это окажет положительное влияние на сложившуюся ситуацию. Грудничок, сосущий грудь столько, сколько сам посчитает нужным, никогда не начнет брать в рот пальчики. Но ни в коем случае нельзя менять грудь за одно кормление, даже если есть предположение, что малыш все съел. Дело в том, что ребенок может насосать еще несколько приливов материнского молока. Причем, позднее молоко будет более сытным и питательным

Можно ли увеличить продолжительность кормления? Разумеется, можно. Это окажет положительное влияние на сложившуюся ситуацию. Грудничок, сосущий грудь столько, сколько сам посчитает нужным, никогда не начнет брать в рот пальчики. Но ни в коем случае нельзя менять грудь за одно кормление, даже если есть предположение, что малыш все съел. Дело в том, что ребенок может насосать еще несколько приливов материнского молока. Причем, позднее молоко будет более сытным и питательным.

Если ребенок питается смесями, то можно предложить ему пустышку. А вот детки, питающиеся грудным молоком соску, скорее всего, не примут. Хотя, можно попробовать обмануть младенца, обмакнув пустышку в грудное молоко. Ненадолго, но ребенок попробует соску. Ни в коем случае нельзя использовать для такой процедуры мед. Этот продукт способен вызвать аллергию у ребенка.

При кормлении смесями из бутылочки рекомендуется выбирать соску для раннего возраста. В таких сосках маленький напор и грудничку придется приложить немало усилий для получения еды. Сосательный рефлекс будет вполне удовлетворен.

Можно попытаться отвлечь малыша или попросту занять ему руки. Например, поиграть с ребенком, дать ему игрушки, развивающие моторику. Обычно детки с удовольствием играют с глиной или специальными мешочками, наполненными крупами.

В тех случаях, когда ребенок тянет ручки в рот с целью почесать десна, на помощь придут зубные прорезыватели. В аптеках и магазинах для детей представлен широкий спектр подобной продукции. Они бывают самых разных форм, из разнообразных материалов. Широкой популярностью пользуются охлаждающие прорезыватели, способные снимать раздражение с десен.

Большинство мам абсолютно спокойно реагируют на то, что ребенок сосет большой палец, и не собираются этому препятствовать. Они вполне правильно считают, что если ребенок получает достаточно внимания от родителей, то скоро оставит эту привычку. В грудном возрасте ребенок должен много общаться с мамой и папой. С ним нужно играть, разговаривать, брать на руки. Малыш не должен лежать один в кроватке.

Как реагировать на сосание пальцев?

Чтобы это было на пользу малышу и не переросло во вредную привычку?

Не используем пустышку.

Не нужно затыкать ребёнку рот, пусть он познаёт окружающий мир, своё тело. При сильном, яростном сосании, если ребёнок прям начмокивает или похныкивает лучшим вариантом будет, взять малыша на руки, предложить грудь.

Иногда ребёнок не может просигналить о своей потребности.

Мама просто понимает, что ребёнка что-то беспокоит, может он хочет пописать, может подустал, если было много эмоциональных стимулов, лучше он пососёт грудь, потому что при сосании получит порцию эндорфинов, которые нейтрализуют уровень гормонов стресса в крови. А сосание пальцев, к сожалению, уровень гормона стресса не понизит, поэтому даём грудь.

Не даём засыпать с сосанием пальца.

Укладывание малыша – это материнская задача и в идеале он должен засыпать в материнских объятьях и не с сосанием пальца, а с грудью.

Следим за прибавками в весе. Подробнее в статье Мамин дневник: все о прибавке в весе у новорожденных в первый год жизни по месяцам.

Если видим, что прибавки снижаются, обязательно почаще кормить малыша. Заменяем сосание пальцев на сосание груди.

Соблюдаем ритмы кормления и снов.

Чтобы ребёнок не переутомлялся, не перевозбуждался и не вынужден был самостоятельно эти вопросы решать при помощи пальца.

Вот такие моменты важно учитывать, если малыш сосёт пальцы или кулак. Не нервничать, а плавно и спокойно отслеживать его потребности и вовремя их удовлетворять

Что полезного для себя узнали? Какие вопросы про сосание пальцев еще остались? Задавайте их к комментариях.

Другие причины сосания кулачков

Существует еще несколько причин, побуждающих младенца тянуть палец в ротик. К ним относится:

  1. прорезывание зубиков;
  2. недостаток внимания матери;
  3. способ успокоиться;
  4. скука.

При прорезывании зубиков малыш будет тянуть в рот не только палец или кулак, но и любые предметы под рукой. Этот энтузиазм вполне объясним желанием почесать десенки. Гораздо хуже, если ребенок сосет палец или кулак от недостатка внимания матери. Этим нехитрым действием он просто себя успокаивает.

Здесь основную роль играет факт воспоминания внутриутробного периода, когда ему было комфортно и уютно. Срабатывает естественный механизм самозащиты. Дети постарше могут брать палец в рот просто от скуки: он выполняет функцию развлечения.

Иногда старшие детки используют сосательный рефлекс для успокоения при нервном возбуждении. Пальчик во рту – символ защиты и спокойствия. Психологи заметили, что и у некоторых взрослых людей при нервном стрессе срабатывает память внутриутробного существования – они ложатся в позу зародыша, сворачиваясь клубком.

Бывает проблемное сосание

СОСАТЬ ПАЛЬЦЫ И КУЛАКИ -нормально. Это вариант возрастной нормы и связано с познанием тела.

Бывает проблемное сосание пальцев, вызываемое следующими ошибками:

  1. Редкие кормления грудью.

В каждом возрасте ребенка есть ритмы кормлений, которые маме нужно знать. А если пока не знаете или не понимаете о чем это вообще – смотрите курс Секреты грудного вскармливания и налаживайте правильное кормление грудью.

  • кормление по придуманному режиму,
  • выдерживание интервалов в 3 часа,
  • стремление не кормить грудью в бодрствование, если ребенок не просит,
  • отвлекать капризничающего ребенка лишь бы не давать грудь и думать, что УРА! Он отвыкает от груди.

Эти ошибки повышают тревожность ребенка, не позволяют удовлетворять потребность в сосании и приводят к навязчивому сосанию пальца.

А затем удивление: что к чему, я ведь его грудью кормила…
Да, кормила, но не учитывала важные моменты, перечисленные выше.

  1. Перегул/переутомление/перевозбуждение.

Все что идет со словом ПЕРЕ это про то, что нервная система получает нагрузку выше допустимой.

Задача мамы в этом случае устранять причину ПЕРЕ: дать грудь и уложить ребенка спать или ограничить факторы, которые дают избыточное действие на нервную систему ребенка.
Например, 2-ой час прогулки по ТЦ с обилием людей и ярким светом. Или новогодняя гирлянда над головой ребенка, работающая 3-ий час.

  1. Самоуспокоение.

Если игнорировать потребности ребенка, а именно: не брать на ручки, заставлять спать в кроватке, тренировать самозасыпание когда ребенок к этому не готов физиологически, игнорировать плач – ребенок теряет надежду на помощь мамы.

Лежит, ему плохо, он беспокоится и молча сосет свои кулаки, чтобы справиться с тревогой.

Часто такие ситуации можно увидеть в детских домах, домах малютки. Когда к детям никто не подходит, они вынуждены самостоятельно решать свои проблемы. И вы, наверняка знаете, что дети, находящиеся в детских домах, сильно отстают в развитии. С ними мало кто коммуницирует, они не получают тактильной поддержки, набора внешних стимулов для своего развития, как ребёночек, который растёт вместе с родителями.

Развитие мелкой моторики

Казалось бы, какая связь между правильностью речи и движением пальцев? Оказывается, центр речи и моторики пальцев расположены в головном мозге рядом, стимулируя работу друг друга. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее происходит развитие речи.

Отступая немного от темы, хочется попутно объяснить родителям, что движение в целом способствует закреплению нейронных связей, позволяющих запоминать новую информацию. Малоподвижный ребенок трудно обучаем.

Разработка двигательной активности пальцев позволяет обогатить словарный запас, улучшить фонематическую сторону речи. Существует множество вариантов для развития мелкой моторики: лепка из пластилина; работа с бумагой (листы можно сминать, рвать, отщипывать кусочки, складывать в определенной последовательности); конструирование поделок, создание аппликаций, коллажа разовьет к тому же творческое мышление.

Специалисты используют пальчиковую гимнастику, специальные атрибуты для стимуляции двигательной активности пальцев:

  • мочку уха зажать между большим и указательным пальцем. Пройти по краю ушной раковины массажными движениями;
  • расставить широко пальцы. Хлопать ладонями, чтобы все пальцы соприкоснулись;
  • согнуть пальцы. Массирующими движениями продвигаться от уха к макушке;
  • на веревке ребенок завязывает узлы. Затем перебирает их пальцами;
  • использование различных мячей – рифленых, с шипами, набитых шариками. Сжимание/ разжимание их руками;
  • использование эспандеров;
  • бельевые прищепки, компьютерная клавиатура, телефоны с кнопками.

Существует множество приспособлений, специализированных и бытовых, позволяющих работать на развитие мелкой моторики. О возможных вариантах родителям поведает специалист, разъяснит, как проводить занятия самостоятельно в домашних условиях.

Оральная стадия развития

Главным источником удовольствий и познания мира вокруг себя является рот. Эта стадия длится с рождения и до годовалого возраста.

Это период частых прикладываний к груди, и основное питание ребёнок получает из материнского молока. Читайте о правильном прикладывании ребёнка к груди>>>

В этот период ребенок все познает через рот: любой предмет, который попадает в руки ребенку, вначале ребенок потянет в рот. Это нормально!

Важно! Не нужно это лечить или забирать у малыша предметы, отводить руки изо рта. Лучше позаботьтесь о том, чтобы предметы были чистыми и малыш не подхватил кишечное расстройство. Если ребенок испугался, ударился, то на оральной стадии развития, самое эффективное действие — это приложить его к груди.  В процессе кормления ребенка покачивают, утешают, это помогает снять напряжение

Если ребенок испугался, ударился, то на оральной стадии развития, самое эффективное действие — это приложить его к груди.  В процессе кормления ребенка покачивают, утешают, это помогает снять напряжение.

Кроме этого идет формирование установок касательно внешнего мира: доверять или не доверять, пребывания в зависимости или независимости, закладываются основы любви.

В период оральной стадии ребенку рядом необходима мама, ее забота, внимание и любовь. Если малыш лишен этого — ему недостает эмоциональной подпитки, контакта физического — он может застрять на оральном этапе. И еще долго не расставаться с этой привычкой, которая после перерастет во вредную

И еще долго не расставаться с этой привычкой, которая после перерастет во вредную

Если малыш лишен этого — ему недостает эмоциональной подпитки, контакта физического — он может застрять на оральном этапе. И еще долго не расставаться с этой привычкой, которая после перерастет во вредную.

Чтобы понимать правильный ход развития ребенка, верно реагировать на его поведение, такое как сосание пальцев, изучение своих половых органов, смотрите интернет-курс Мой любимый малыш: развитие и воспитание ребенка от рождения до года>>>

Как отучить ребенка от кулачка

Механизм сосания кулачка мы выяснили: удовлетворение инстинкта. Чтобы отучить ребенка от засовывания кулачка в рот, необходимо обеспечить ему возможность насосаться во время кормления. Для этого:

  • продлите время кормления грудью;
  • чаще давайте малютке грудь;
  • чаще меняйте соски на бутылочке;
  • не оставляйте малыша одного надолго;
  • оградите малютку от стрессов.

Малыш, которого не торопят во время кормления грудью, реже засовывает пальчики в рот. Обычно, ребенок насыщается молочком за 10 или 15 минут, все остальное время просто сосет для удовольствия. Не мешайте ему наслаждаться данной процедурой: он удовлетворяет свой инстинкт.

Если ребенку дают грудь не по расписанию, а по первому требованию, – он не нуждается в сосании кулачка. Строгий график кормления не всегда себя оправдывает и может привести к хроническому стрессу от неудовлетворения потребностей.

Искусственникам следует чаще заменять старые соски новыми, более тугими. Если малыш поглощает порцию смеси за 12-15 минут, инстинкт сосания будет не удовлетворен. Тугая соска заставляет ребенка трудиться для добывания молочка, что обеспечивает более длительный процесс кормления. Однако не следует предлагать очень тугие соски: малыш быстро устает и остается полуголодным.

Что делать, когда у малыша чешутся десны? В этот период предлагайте ему специальные грызунки, он с удовольствием воспользуется интересной игрушкой и потянет ее в рот.

Другие причины сосания кулачков

Существует еще несколько причин, побуждающих младенца тянуть палец в ротик. К ним относится:

  1. прорезывание зубиков;
  2. недостаток внимания матери;
  3. способ успокоиться;
  4. скука.

При прорезывании зубиков малыш будет тянуть в рот не только палец или кулак, но и любые предметы под рукой. Этот энтузиазм вполне объясним желанием почесать десенки. Гораздо хуже, если ребенок сосет палец или кулак от недостатка внимания матери. Этим нехитрым действием он просто себя успокаивает.

Здесь основную роль играет факт воспоминания внутриутробного периода, когда ему было комфортно и уютно. Срабатывает естественный механизм самозащиты. Дети постарше могут брать палец в рот просто от скуки: он выполняет функцию развлечения.

Иногда старшие детки используют сосательный рефлекс для успокоения при нервном возбуждении. Пальчик во рту — символ защиты и спокойствия. Психологи заметили, что и у некоторых взрослых людей при нервном стрессе срабатывает память внутриутробного существования — они ложатся в позу зародыша, сворачиваясь клубком.

Как отучить ребенка сосать палец в грудном возрасте?

Так, что же делать, если ребенок сосет палец или руку, как отучить ребенка сосать палец? Если это происходит, лучше не останавливать малыша немедленно, а лучше дать возможность ребенку дольше сосать грудь, пустышку или соску. Ну и конечно, учитывать продолжительность и частоту кормлений.

Принимать меры нужно, когда малыш только начинает сосать пальчик. Когда это уже станет привычкой, отучить ребенка сосать палец будет сложно. Многие новорожденные детки в первые месяцы жизни довольно плохо управляются своими членами. Нередко можно наблюдать, как кроха с трудом поднимает свою ручку, ища ее ротиком. Если малышу случайно попадет в рот кулак, он начинает жадно сосать его целиком, стараясь удержать во рту кулак. Все эти попытки сообщают о том, что потребность крохи в сосании до конца не удовлетворена, и мамочке необходимо увеличить продолжительность сосания груди, либо компенсировать это время соской.

В особенности потребность малыша в сосании велика в первые месяца 3-4 его жизни. В последующие месяцы данная потребность постепенно начинает снижаться, но у всех по-разному. Одни детки уже месяцев в 7 к процессу сосания абсолютно равнодушны, другие расстаются с этой потребностью только после года, а у третьих эта страсть не проходит еще длительное время и требует активного противодействия со стороны взрослых.

Инстинкт сосания у всех деток различный. Некоторые детки никогда не сосут грудь или соску дольше 15 минут, не выказывая при этом ни малейшего желания, чтобы сосать свой пальчик. А другие детки, сосут в каждое кормление в течение 20 минут, а то и дольше, да еще и сосут свой палец подолгу. Некоторые детки сосать палец начинают еще в утробе матери. Потребность сосать палец, в некотором смысле явление врожденное. Этот инстинкт необходим ребенку, чтобы выжить – это способ питания. Поэтому грудные детки в первые месяцы жизни могут, подолгу тренироваться – это не просто нормально, это правильно.

Не стоит также беспокоиться, когда ребенок сосет палец незадолго до кормления. Если малыш делает это за несколько минут до кормления – это говорит о том, что он голоден. Постепенное приучение организма ребенка к стабильному графику питанию, к четкому почасовому периоду кормления, с легкостью лишит вас данной проблемы. Дело в том, что когда ребенок развивался еще в мамином животике, в его организм постоянно поступали питательные вещества, сейчас картина изменилась – малышу нужно добывать себе питание (в самом прямом смысле – сосанием), а организму перестроиться на новый лад. Для этого просто нужно время и стабильность.

Когда же ребенок сосет палец после окончания кормления или между ними, вам следует задуматься: либо малышу не хватает молока, либо не удовлетворенной остается потребность в сосании. То же касается и случаев, когда ребенок сосет палец во сне. Разберитесь с истинной причиной его такого поведения. Если крохе не хватает пищи, посоветуйтесь с врачом, возможно, вам необходимо дополнительно подкармливать его смесями или самой питаться особым образом, чтобы увеличить количество молока в молочных железах. Если с питанием все нормально – подумайте, как удовлетворить инстинкт ребенка, возможно, вам поможет обычная пустышка (хотя и от нее потом может прийтись отучивать).

Почти все детки кусают свои пальчики или ручки, когда начинают расти зубки (как правило, это происходит на 3-4 месяце жизни). Не путайте эти действия с сосанием пальцев. Сейчас его десна чешутся, зудят, не зря же говорят, что зубки «режутся». Чтобы ребенок не приучился за это время сосать пальцы, просто замените его ручки, чем-то безопасным, «более вкусным» и полезным, подойдет и обычная корочка хлеба.

Кроме того, в этот период ребенок наверняка не только ручки в рот тянет, а и все подряд, все, что под эти самые ручки попадет. Сейчас ваша кроха активно познает мир вокруг себя, пробует на вкус, изучает окружающие предметы, разбирается с тем, что с ними делать. Поэтому он довольно легко сам может отучиться сосать палец, заняв себя более интересными вещами. Главное, следите, чтобы эти самые вещи были безопасными для здоровья ребенка.

Каковы последствия

В Интернете можно начитаться всяких страстей. Некоторые говорят, что зубы искривляться, некоторые, что пальцы неправильно начнут развиваться. Это больше похоже на страшилки и бывает крайне редко. Ниже я перечислю несколько реальных последствий, которые коснулись многих родителей, в том числе и нас.

  1. Когда ребенок начинает опираться на ручки, активно играться или ползать, то руки у него становятся уже не такими чистыми, как в первый месяц жизни. Вы просто не в состоянии уследить, чтобы руки вашего ребенка были идеально чистыми. Из этого следует, что в рот он может затащить какую-нибудь инфекцию. Как следствие – болезни в полости рта или расстройство желудка.Обычно все заканчивается поносом и на следующий день нормализуется.
  2. Во время сосания пальцев или кулака выделяется очень много слюны. От этого одежда становится мокрой, приходится запасаться целой горой слюнявчиков. Слюна вызывает раздражение на лице ребенка, могут появиться незначительные прыщики. (Что делать, если у ребенка текут слюни).

Небезобидная привычка

В родительской среде то и дело разгораются дискуссии на тему: «Нужно ли бороться с детской привычкой держать палец во рту или со временем все само пройдет?» Ответ на это вопрос у специалистов однозначный: бороться необходимо, иначе не удастся избежать других, более серьезных проблем. Что же может грозить тем детям, которые бесконечно сосут свой палец?

  • Бактерии получают постоянную прописку в детской пищеварительной системе. Ребенок не будет всегда тщательно следить за чистотой своих рук, пальцы в его рот могут попасть в любое время и в любом месте. Следовательно, избежать проблем с системой желудочно-кишечного тракта не удастся.
  • Систематическое воздействие на палец зубами и губами может привести к разрушению эмали ногтя и деформации пальцевой фаланги.
  • У пальца могут быть травмы – на нем появляются трещины и даже мозоли.
  • Неправильное формирование прикуса и дефектное смыкание зубов. Детей, которые регулярно и на протяжении длительного времени сосут палец, можно отличить по внешнему виду – передние зубы у них будут выдаваться вперед, а нижние уходить назад.
  • Детям-дошкольникам и подросткам, которые не могут контролировать местонахождение своих пальцев, грозят насмешки со стороны сверстников.
  • Дети, сосущие пальцы, имеют дефекты речи. У них возможны проблемы с произношением некоторых звуков.

Так что этот вопрос: бороться или нет с привычкой сосать пальцы – скорее риторический. Безусловно, бороться. Главное, чтобы средства борьбы были приемлемыми и не вредили ребенку.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий