Что делать, если ребёнок начал бояться чужих людей?

Какие причины провоцируют страхи?

Если в 2 года ваш ребенок проявляет боязнь к другим детям, не спешите ставить ему диагноз аутизм или считать его ненормальным. Причиной страха может быть ситуация, когда его обидели сверстники, и он, запомнив неприятные ощущения, не хочет повторения печального опыта сближения с другими детьми.

Кроме того, ваше чадо может настолько сильно быть привязано к вам, что ему не хочется выходить в общество. Эксперты полагают, что большинство страхов возникает у детей по причинам неумения и незнания. Ребенок просто не понимает:

  • что можно делать с другими детками;
  • как с ними играть;
  • как взять или попросить чужую игрушку;
  • как не отдавать свою игрушку;
  • как правильно и комфортно для него играть с ровесниками.

Естественно, что мама должна включиться в процесс общения карапузов и помочь своему сокровищу найти правильное решение. Например, если у вашего сына кто-то из детей отнял игрушку, дайте ему полезный совет. Скажите, что если он не хочет отдавать свою машинку, то пусть держит ее крепче, не отдает игрушку и тогда, когда ее пытаются взять без его разрешения. Кроме того, обратитесь к тому ребенку, который забрал игрушку и попросите его отдать ее, объяснив, что он взял вещь без спроса. Таким образом, вы наглядно покажите своему отпрыску, как себя следует вести в подобных ситуациях.

Как помочь, если ребенок боится чужих людей

Психологи уверяют, что если взрослые признали у ребенка трудности в восприятии «чужих», то это означает, что уже наполовину проблема решена. Прежде всего сами родители должны принять сей факт, что их кроха застенчив и боязлив и не стыдиться этого.

Тактика действий родителей, когда их ребенок плачет при виде чужих

  1. Не нужно закрывать глаза на дискомфорт чада, и тем более пытаться «переломить» его страхи. Все попытки насильно познакомить малыша с другими могут лишь усугубить ситуацию. Ребенок может при этом еще сильнее замкнуться в себе и отгородится от окружающих.
  2. Родители как можно тактичнее должны помочь малышу преодолеть все тревоги. Часто от родительской реакции зависит дальнейшая социальная адаптация малыша. При ощущении ребенком недовольства и неодобрения с родительской стороны, он будет расти неуверенным в себе. Далее такие ощущения плавно перетекут в комплексы на всю жизнь. Если же малыш будет ощущать искреннюю заботу и родительское участие, то это сформирует его как уверенную в себе личность, лишенную страхов.
  3. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с другими более общительными детьми. Это отразится на заниженной самооценке и ощущении никчемности.
  4. Малыш очень чувствителен, поэтому при приближении незнакомца маме не стоит переживать по поводу поведения крохи. Иначе ребенку очень быстро передастся это волнение и реакция плача не заставит себя долго ждать.
  5. Если жилище посещают гости, то не нужно отгораживать кроху и уводить его подальше в отдельную комнату.

Не совершайте эти ошибки

Самая большая ошибка родителей – наказание за страх. Особенно этим «грешны» папы, которые либо стыдят детей, либо угрожают «Иди и сделай это, иначе я тебя накажу». Никогда не пытайтесь оставить ребенка один на один с его страхом: запереть в темной комнате, бросить в воду, посадить на высокую ветку. Такие экстремальные методы даже взрослых способны сломать!

Запрещены в борьбе с коммуникативными барьерами:

  • Очная ставка один на один со страхом: «Иди, играй с детьми. А то сейчас уйдем домой!»
  • Акцент на проблеме, прямое указание и негативное отношение к ней: «Ты так их боишься, что готов отказаться от прогулки!»
  • Угрозы и наказания: «Я тебя накажу/лишу чего-то, если ты не пойдешь сейчас на площадку».
  • Унижения и оскорбления за проявление опасения: «Ты такой жалкий, когда боишься. И было б чего!»
  • Разрыв эмоциональной связи с ребенком одного или обоих родителей: «Ну и сиди один. Не хочу с тобой общаться. Трус!»
  • Излишняя опека и неверные оценки ситуации со стороны матери или бабушек: «Тут какие-то злые дети. Пойдем-ка погуляем без них».
  • Родительская невнимательность в 1–2 года может стать причиной развития выраженных расстройств аутичного спектра к 3–4 годам!

Почему дети боятся друг друга

В каждом растущем человечке сокрыты не только его собственные выводы о внешнем мире, но и мнение старших членов семьи, влияние культуры, информация из медиаисточников. А еще унаследованный от родителей темперамент, несформированный характер и пока не слишком широкий жизненный опыт.

По какой причине именно ваш ребенок боится детей на площадках с песочницами и каруселями?

Проведите диагностику

Почему процесс вхождения в общество (социализация) и освоения его правил и норм общения (социальная адаптация) вызывают у некоторых деток затруднения? Социальные страхи в норме появляются в таком порядке:

  • На первом году жизни страшно отдаляться от мамы и оказываться в новой среде, посторонние люди вызывают явное опасение.
  • От года до трех почти все дети боятся одиночества, а с ним и темноты. Но мама и папа могут спасти от подкроватных монстров!
  • От трех до пяти лет вполне нормально бояться сказочных персонажей и их образов в реальности. Мальчики боятся сильнее, но перерастают страх быстрее.
  • В дошкольном возрасте – страх потерять родителей или получить от них наказание.

    В этот же период возникает новая коммуникативная проблема – страх перед животными, даже уже хорошо знакомыми, у девочек это часто более выраженно.

Выходит, что динамика детских опасений совпадает с основными кризисными периодами дошкольного детства: 1, 3, 7 лет. Поскольку границы кризисов каждого крохи очень индивидуальны, бояться он может и в 2, и в 4, и в 6 лет

Важно обратить внимание на то, в каких формах выражаются опасения и соответствуют ли эти формы нормам. Задайте сами себе несколько вопросов и попытайтесь разобраться:

  1. В любой ли обстановке проявляется реакция страха или только на детской площадке?
  2. Связано ли усиление или ослабление реакции с присутствием кого-то из взрослых?
  3. Не был ли тот, кого боятся, причиной конфликта или травмы?
  4. Как проходила социализация, посещал ли малыш ясли, детский сад, подгруппу в школе?
  5. Когда впервые возникла боязнь, как реагировали старшие?

Комаровский о том, почему ребенок боится чужих детей

Педиатр Е. Комаровский вовсе не считает застенчивость отрицательным качеством. Доктор предостерегает маму и папу от того, чтобы они избегали фраз вроде «Почему ты такой стеснительный?», «Почему ты не отвечаешь, ведь тебя спрашивают?» (ведь, родители часто говорят так из уважения к взрослому собеседнику)

Подобные реплики акцентируют внимание на поведении ребенка, внушают ему мысль, что он делает что-то плохое. Не нужно делать трагедию из того, что малыш не поздоровался с кем-то, не ответил на вопрос, как у него дела. Чем меньше взрослые будут говорить о детской стеснительности, тем лучше для ребенка

Ведь по мере взросления сын или дочь станут наверняка более общительными и раскованными

Чем меньше взрослые будут говорить о детской стеснительности, тем лучше для ребенка. Ведь по мере взросления сын или дочь станут наверняка более общительными и раскованными.

Стал старше? Пусть наблюдает!

Когда ребёнок уже достаточно подрос, пережил кризис трёх лет, ему очень нравится проявлять самостоятельность. Он хочет сам подходить к причастию, запивать его

Поэтому очень важно давать ему такую возможность, а не подносить к Чаше на руках

Ближе к школьному возрасту дети уже достаточно сформированы, понимают, куда и зачем идут. Им важен пример других детей. В это время они активно подражают окружающим. Это естественно. Учёный Альберт Бандура писал о том, что все люди учатся прежде всего через наблюдение. Если ваш ребёнок чего-то не знает или боится, ему нужно показать, как это делают другие дети. Опасаетесь, что он как-то неправильно может себя повести в храме на причастии — придержите его, пока другие причастятся. Он посмотрит, тревожность снизится — тогда можно предложить причаститься и ему. Доверие к священнику и Чаше может сформироваться не сразу — ничего страшного. Если объяснять, рассказывать и не форсировать события, всё получится, страх и робость уйдут.

Далее начинается новая эпоха в жизни ребёнка: школьные годы. В этом возрасте он может стесняться, не принимать себя — но это уже другие проблемы, которые не имеют отношения к страху Церкви и причастия.

Откуда берется детская боязнь врачей?

Часто в детской поликлинике можно наблюдать, как мама с сыном или дочкой ожидают приема врача, а малыш заливается плачем и всем своим видом показывает неприязнь к людям в белых халатах. В чем же причина детской боязни врачей?

Если при прошлых посещениях врача тот причинил юному пациенту боль, то, скорее всего, это может вызвать страх. При последующем посещении ребенок будет бояться испытать подобные болезненные ощущения.

Важно установить положительный контакт при встрече с врачом.

Маленькие дети в основном сильно привязаны к родителям. Когда посторонний человек начинает трогать живот и прикасаться к телу холодным стетоскопом, это вызовет, как минимум, недоумение со стороны малыша.

Иногда врачи в силу своей сильной занятости или усталости ведут себя не очень тактично или даже грубо. У любого пациента это вызовет отрицательную реакцию. В таком случае нужно указать доктору на промахи в методах работы или обратиться к другому специалисту.

Причиной детской боязни также может являться страх остаться одному.

Не оставляйте свое чадо одного в больнице. Здесь его окружает множество страхов: боязнь других людей или страх потеряться. И это не может не вызывать у малыша панику и слезы.

Таблица: нормы боязни ребенка других детей, чужих людей и проч., причины страхов

Почему разные дети боятся ?

Сила проявления боязни посторонних зависит от нескольких факторов:

личностных особенностей ребёнка

Когда гости в семье редкость, а на улице мама с ребёнком гуляют вдали от людей, то велика вероятность, что страх посторонних у малыша будет выражен довольно сильно, ведь он не привык к чужим. Невольно провоцирует возникновение боязни чужих и излишне робкая мама, либо .

поведения гостей и встречающихся ребёнку людей

О чём же важно помнить?

2. Не просите его целовать или обнимать незнакомых или малознакомых людей и уж тем более идти к ним на руки.

Если следовать приведённым советам, то этот этап взросления ваш малыш преодолеет быстро и безболезненно, а вы будете нервничать и волноваться гораздо меньше.

Страх — естественная эмоция, которая проявляется в зависимости от ситуации, в которую попал человек. Американские психологи выдвигают теорию, что новорождённый кроха не знает, как это бояться чего-либо. Только с возрастом, когда он начинает познавать окружающий мир, знакомиться с новыми предметами и явлениями, людьми, животными появляется ощущение опасности и страха. Одним из самых распространённых является проявление недоверия и боязни к чужим людям, чаще взрослым, чем детям. Иногда ситуация становится настолько серьёзной, что малыш начинает плакать при виде родных, например, папы или бабушки, дедушки. Специалисты уверяют родителей, что это возрастная особенность и со временем кроха её перерастёт. Но рекомендуют взрослым прислушаться к некоторым советам, чтобы легче и быстрее справиться с ситуацией.

Что делать нельзя, если малыш боится незнакомцев

Итак, страх перед незнакомыми людьми – это нормальное явление для маленьких детей. Однако не все родители знают, как правильно справляться с этой проблемой. Ниже приведены действия, которые следует избегать, чтобы не усугубить страх ребёнка.

Что делать нельзя?

Насильно заставлять общаться с незнакомцами. Например, передавать малыша на руки чужому человеку. Это только усилит страх и вызовет у ребёнка ещё большее беспокойство.

Критиковать или осуждать за страх. Это может привести к тому, что ребёнок, когда подрастёт, начнёт чувствовать себя неполноценным или неправильным.

Игнорировать страх

Если вы не обращаете внимание на страх ребёнка, это может привести к тому, что он будет чувствовать себя незащищённым и заброшенным.

Принуждать к общению с незнакомцами. Вместо этого дайте ему время и пространство, чтобы постепенно привыкнуть к новым людям 9как – мы расскажем далее).

Наказывать за страх

Боязнь незнакомцев – это норма. Но даже если бы это не было нормой, ругать за тревожность нельзя. Наказание только усилит страх и вызовет у малыша ещё большее беспокойство.

Кроме того, важно присмотреться к самой себе. Не стоит передавать свой страх ребёнку

Если вы сами испытываете тревогу и боязнь в присутствии незнакомых людей, не транслируйте это чувство малышу. Вместо этого, попытайтесь сохранять спокойствие и уверенность в его присутствии, дети «заражаются» эмоциями родителей.

Формируем навыки общения

Старайтесь избегать отрицающих конструкций. Убеждайте на своем опыте или приводите яркие примеры:

  • Ты же знаешь, что Баба-яга в молодости была очень красивой? Просто сейчас она стала старенькая, мало ухаживает за собой, никто о ней не заботится, она живет одна и все время злится на весь мир. Поэтому и выглядит так страшно. Но на самом деле она очень несчастная (взываем к сочувствию)/задорная (покажите песенку из мультфильма «Летучий корабль»)/умная (прочитайте отрывок из сказки, где Яга дает советы путникам).
  • А я в детстве тоже боялась других деток, и папа боялся.

    Но мы же с папой подружились и стали семьей! А представляешь, если бы мы так и сидели, как буки, по разным углам? (эмоции, мимика и настроение родителей в таких диалогах – основная действующая сила).

Если страхи ребенка вписываются в возрастные нормы, а редкие проявления боязливости не нарушают покой и сон семьи, то родители вполне способны самостоятельно справиться с психолого-педагогической задачей:

Проявление боязни чужих людей

Каждый ребёнок — индивидуальная личность, поэтому и этапы развития малыши проходят по-разному. Ближе к году, месяцев с 7–8 у детей происходит большой скачок в психоэмоциональном плане. Именно в этом возрасте у ребёнка появляется настороженность к другим людям, помимо мамы и тех, кого он видит регулярно. Психологи объясняют, что ребёнок очень зависим от родителей, особенно от мамы. Он знает её голос, как она выглядит, умеет различить по запаху. Далее в списке родных людей стоит папа.

Бабушек и дедушек, друзей семьи, крестных и других людей, которых ребёнок видит довольно часто, он не воспринимает как угрозу и спокойно относится к их присутствию. Но стоит сделать перерыв — он забудет их и в следующую встречу может отказаться идти на контакт.

Медики объясняют родителям, что страх к чужим людям — самый первый, который испытывают младенцы. У каждого ребёнка он может проявляться в разном возрасте, но начинать опасаться других взрослых дети начинают с семи — одиннадцати месяцев. Такая ситуация может продолжаться до двухлетнего возраста.

Таблица: причины появления страха в разном возрасте

Возраст ребёнкаПочему малыш начинает бояться
7 месяцев — 2 годаСтрах обусловлен тем, что малыш боится потерять маму. В этом возрасте только с ней он чувствует себя в безопасности. Сейчас младенец воспринимает мать не только как источник получения пищи, но и как защиту, успокоение, комфорт. Как только женщины долго нет рядом, ребёнок может не просто плакать, но и истерить, ведь он не понимает, что мама скоро вернётся. Объяснения в этом возрасте не помогут, действенным может быть только мамино присутствие. Поэтому ребёнок воспринимает любого взрослого, которого не знает и не видел ранее как потенциальную угрозу. В подсознании крохи чужой мужчина или женщина может забрать его у матери, или самого родного человека у малыша. По мере взросления дети перерастают этот страх и начинается этап социализации.
2 — 4 годаЕсли до двух лет боязнь чужих людей медики считают нормой, то проявление страха старше этого возраста — уже проблемой, которую необходимо решать. Малыши могут относиться с настороженностью к посторонним, но не должны закатывать истерики при виде незнакомца. Если у ребёнка вызывает ужас один вид взрослого человека — это повод обратиться к неврологу и психологу. Медики объясняют, что страх может сохраняться на подсознательном уровне, например, в раннем детстве были случаи, когда кто-то сильно обидел ребёнка или причинил ему физический вред. Поэтому подсознание на интуитивном уровне старается защититься от пережитых негативных эмоций. Если родители вовремя не будут помогать малышу справиться с этой ситуацией, она может перерасти в фобию и вызывать определённые сложности во взрослой жизни.
старше 4 летРебёнок старше четырёх лет — уже сформировавшаяся личность с развитой способностью анализировать и делать определённые выводы. Поэтому дети не должны истерить и плакать при виде чужого человека. Они могут не захотеть общаться с незнакомцем, но ведут себя адекватно в любой ситуации. Если малыш панически боится людей в этом возрасте, это может быть связано с психологическими травмами в прошлом или настоящем. Часто причиной является физическое насилие, тогда срабатывает инстинкт самосохранения и мальчик или девочка проявляют страх ко всем людям, которые теоретически могут причинить им вред. В данной ситуации помочь может только психолог или психиатр.

По мнению специалистов, дети чаще боятся мужчин, ведь женщины напоминают им маму. Особенно пугают крох мужчины с бородой и усами, они выглядят более устрашающе. Некоторые малыши некомфортно себя чувствуют в местах большого скопления людей: у них начинается паника и истерика. Это связано с тем, что дети инстинктивно чувствуют опасность, например, что люди заберут их от мамы.

Чтобы избежать истерик в кабинете врача, родители должны подготовить кроху к приёму: терпеливо объяснять процесс проведения процедуры или осмотра и не кричать на ребёнка

Как у детей проявляется тревога при виде чужих людей?

  1. Нерешительность, когда родители предлагают подойти и познакомиться с новым человеком.
  2. Отказ приближаться к другому человеку. Ребенок плачет, цепляется за родителей или других людей, которым доверяет или хотя бы не боится.
  3. Не участвует в играх или других групповых занятиях в моменты, когда к компании присоединяются новые люди. Другой вариант: участвует, но ведет себя скрытно или чрезмерно активно, причем снова только в обществе определенных людей.
  4. Стеснительность, молчаливость, социальное отчуждение.
  5. Ребенок плачет и держится ближе к родителям.
  6. Очень эмоциональное проявление страха или сильного перевозбуждения (бегает, кричит, даже может кусаться, жадничать).

Последовательность страхов: как дети могут бояться чужих людей в разном возрасте?

приходит по характеру очень активная и веселая тетя познакомиться с племянником. Женщина радостно жестикулирует, громко приветствует родителей и бежит к новорожденному, но тут раздается пронзительный плач.

Как понять, что у ребенка патологический страх или невроз?

  1. Очень сильный страх.
  2. Эмоции не соответствуют ситуации.
  3. Тревога начинается и нарастает неожиданно, когда чужих нет рядом или они давно мило болтали с ребенком, но вдруг он чего-то испугался и перестал идти на контакт (все это происходит при вас, то есть взрослый точно не виноват).

Сегодня девочка Катя впервые пришла в садик и увидела, как мама одногруппника громко ругалась на сына. У нее подкосились колени: «Куда я попала?», но увидев встречающую их воспитательницу успокоилась. Женщина сделала замечание скандальным родителям, со всеми была приветливой. День прошел хорошо, поэтому Катя решила, что это безопасное место.
Однажды на Катю напала большая собака, она громко лаяла и явно старалась укусить, но рядом был папа. Он взял палку и отогнал животное. Все бы ничего, но хозяин собаки был неподалеку и просто стоял и смотрел, как отец с ребенком рискуют жизнью и здоровьем. Катя запомнила его: крепкий мужчина за 50, с проседью и темными глазами. Логично предположить, что теперь девочка не один год будет бояться собак, но этого не случилось. Возник страх к их владельцам. У Катиных дяди и дедушки тоже были собаки и оба этих человека были немолоды. С тех пор девочка отказывается ходить к ним в гости. Она с опаской смотрит на всех владельцев больших животных, ожидая от них подлости.Однажды Катя потерялась в большом ТЦ. Родители сразу обратились на пост охраны. Все были взволнованы и когда увидели ребенка по камерам, один из сотрудников сразу же пошел забрать ее, пока снова не изменилось местонахождение. Для Кати это выглядело так: родители только что были тут, теперь их нет, вдруг еще какой-то дядя взял ее за руку и повел куда-то. К тому же вокруг было очень людно. Пока Катя стояла одна, некоторые толкали ребенка, спеша по своим делам

Даже подбегающие родители не сразу привлекли внимание девочки.Теперь Катя боится отпускать руку мамы в магазине, а когда видит охрану, вспоминает то происшествие. Теперь на всех сотрудников охраны, продавцов, яркие витрины не только в магазине, но и в парке, в концертном зале и других местах она не может смотреть спокойно

Давно забыв детали того случая, при виде напоминающих о стрессовом происшествии обстоятельств Катя чувствует себя нехорошо: учащается пульс, кружится голова, теряется равновесие, она не может нормально дышать, ощущение реальности куда-то исчезает, все как в тумане. Страх постепенно усилили сообщения о пропаже детей по телевизору и то, что родители так и не объяснили Кате, что нужно делать, если потеряешься в людном месте.

Как справиться со страхом чужих людей?

Чего делать нельзя

Ни в коем случае не заставляйте ребёнка насильно знакомиться с «чужим» или оставаться на руках у того, кого он боится. Это только усилит страх и может привести к различным психологическим проблемам. Малыш должен ощущать вашу поддержку. Поэтому всегда отвечайте на его просьбы (возьмите на руки, успокойте). Ваши тепло и забота помогут ему постепенно справиться со страхом; Не критикуйте ребёнка за его боязнь, не высмеивайте и не называйте «трусом». Ему необходимо ощущать, что родители всерьёз относятся к его беспокойству

И вы должны продемонстрировать это; Важно самим понять и принять тот факт, что такое поведение малыша является нормальным для его возраста. Тогда и до него вы сможете донести эту идею и мысль о том, что со своим страхом он в скором времени справится. А бессмысленные укоры, наоборот, могут привести к тому, что у ребёнка появится комплекс, он станет робким и неуверенным в себе

А бессмысленные укоры, наоборот, могут привести к тому, что у ребёнка появится комплекс, он станет робким и неуверенным в себе.

Советы психолога: как справиться со страхом

Итак, что делать, если ребенок боится других детей? Выберите приемлемый для вас вариант и действуйте!

  1. Уделять больше внимания – расскажите тематическую сказку о дружбе, вместе посмотрите короткие мультики, чтобы потом объяснить, что такое дружба, зачем нужны друзья;
  2. Приведите примеры своей дружбы с тем, кого ребенок знает. Расскажите, как искать себе друга, как правильно дружить. Даже некоторые взрослые так за свою жизнь и не могут научиться это делать. Возможно, не с первого раза, но обязательно разговоры помогут;
  3. Как научить ребенка не бояться других детей, если он не реагирует слишком негативно на их присутствие – это пойти с ним в группу раннего развития, где детишки занимаются в присутствии мам. Только один нюанс – пойти должна именно мама. Не перекладывайте эту обязанность на бабушку или папу.

Важно! Найдите хорошего педагога, который включает в программу взаимодействие малышей друг с другом. В таких группах для детей проводятся упражнения на установление контакта с другими детками

Пример: один воспитанник встает в центр (можно с мамой), остальные водят хоровод вокруг него, под слова педагога, в конце воспитатель говорит: «А теперь погладили Ванюшку!» (называется имя ребенка в центре). Дети гладят его. Потом в центре круга оказывается кто-то другой

В таких группах для детей проводятся упражнения на установление контакта с другими детками. Пример: один воспитанник встает в центр (можно с мамой), остальные водят хоровод вокруг него, под слова педагога, в конце воспитатель говорит: «А теперь погладили Ванюшку!» (называется имя ребенка в центре). Дети гладят его. Потом в центре круга оказывается кто-то другой.

  1. Если ребенок стеснительный – покажите собственным примером что нужно делать. Поддержите ребенка! Подойдите к играющей ребятне вместе, спросите сами, кого как зовут, может ли ваш ребенок поиграть с ними вместе, начните играть, а потом аккуратно выйдите из игры, не уходя далеко;
  2. Хвалите. За каждое, даже самое маленькое достижение!
  3. Не заставляйте. Уговаривайте, приводите доводы, договаривайтесь (ты поиграешь с детками, а я тебе куплю что-то/почитаю/поиграем вместе потом/посмотрим м\ф/свой вариант), мотивируйте. Объясните, для чего ему это надо, чтобы он понял;
  4. Если ребенок получил негативный опыт вследствие общения с детьми – его укусили, толкнули, плюнули, отобрали что-то, обидели – тут одними разговорами не поможешь. Конечно, объяснить, что есть и хорошие, стоит обязательно. Но надо подкрепить слова действиями.

Пригласите в гости друзей с детьми постарше, больше 5 лет. Пусть их подготовят к тому, чтобы они взяли шефство над маленьким. Дети любят чувствовать себя воспитателями! А ваш малыш потянется к старшему, когда увидит, что он не опасный, а дружелюбный.

Главное – ваш ребенок должен быть на 100% уверен, что вы его любите, дорожите им, и что вы – на его стороне всегда, что бы ни случилось. Говорите это почаще, чтобы он стал увереннее в себе и не боялся других детей.

  • Ребенок боится темноты
  • Адаптация к детскому саду
  • Как развить самостоятельность у ребенка?

Возрастные особенности страха

Выше уже было сказано немного про малышковый возраст, давайте рассмотрим подробнее, как определить, действительно ли это возрастная особенность или есть веская причина для того, что ребенок боится детей?

Смотрите, если есть что-то из следующего списка, это уже повод тревожиться и принимать меры. Если ребенок:

  1. Боится детей и упорно отказывается подходить к ним, даже поздороваться и познакомиться;
  2. Не соглашается, даже после длительного разговора, отвечать, чего опасается и не поддается на уговоры попробовать пообщаться с другими малышами;
  3. Впадает в слезы и истерику при попытке ребят подойти к нему, поговорить, поиграть;
  4. Спокойно играет только если он один на площадке, если рядом есть еще кто-то маленький – нервничает, оглядывается;
  5. Играет отдельно, даже если сверстники рядом играют вместе и им довольно весело. Если его зовут в игру – игнорирует или плачет, зовет маму;
  6. Приходя в место, где есть дети, занимает наблюдательную позицию, но подходить не хочет ни в коем случае.

Это указывает на то, что проблема есть. Но есть и просто такая вещь, как возрастные особенности. Если ваш ребенок:

  • Еще слишком мал – ему около года – то вполне вероятно, что он просто боится детей. Чужих и незнакомых ему (о развитии ребенка в этом возрасте читайте в статье: Что должен уметь ребенок в 1 год?>>>);
  • Должен скоро пойти в садик и вы часто напоминаете об этом – страх быть оторванным от мамы перекидывается на страх других детей. Чтобы помочь ребенку пойти в садик без страха и превратить это место в родное и знакомое, смотрите наш интернет-семинар Я иду в детский сад: легкая адаптация к садику!>>>;
  • При попытке включить его в игру, просто сидит рядом и не вступает – он, возможно, просто не знает, что и как ему делать. Стесняется, в конце концов;
  • Делает все наоборот – это особенность трехлеток. Попробуйте разговаривать с ним так же. Скажите: ой, не надо тебе играть с этими ребятами. Маленький упрямец тут же пойдет и сделает то, что запретили;
  • Слишком сильно привязан к маме: вечно «липнет» к вам, старается находиться рядом. Есть такие, которые даже в туалет маму не отпускают. Это может быть возрастной особенностью.

Ну а эти признаки говорят о том, что малыш проходит обычные стадии развития.

Категории

COVID-19АллергологАнестезиолог-реаниматологВенерологГастроэнтерологГематологГенетикГепатологГериатрГинекологГинеколог-эндокринологГомеопатДерматологДетский гастроэнтерологДетский гинекологДетский дерматологДетский инфекционистДетский кардиологДетский лорДетский неврологДетский нефрологДетский онкологДетский офтальмологДетский психологДетский пульмонологДетский ревматологДетский урологДетский хирургДетский эндокринологДефектологДиетологИммунологИнфекционистКардиологКлинический психологКосметологЛипидологЛогопедЛорМаммологМедицинский юристНаркологНевропатологНейрохирургНеонатологНефрологНутрициологОнкологОнкоурологОртопед-травматологОфтальмологПаразитологПедиатрПластический хирургПодологПроктологПсихиатрПсихологПульмонологРевматологРентгенологРепродуктологСексолог-андрологСтоматологТерапевтТрихологУрологФармацевтФизиотерапевтФитотерапевтФлебологФтизиатрХирургЭндокринолог

Психологическая работа: от установления причины до изменения паттернов поведения

Как было показано выше, проблемы с общением могут развиться как у подвижных, нетерпеливых, легко возбудимых детей, так и у их медлительных, слишком тихих и спокойных ребят. Причиной малообщительности могут быть как эгоистические, авторитарные проявления, так и отсутствие опыта совместной игры, другие личностные особенности, которые у старших дошкольников и младших школьников уже развиты в полной мере. Если проблема остаётся и спустя время, ребёнок плохо адаптировался в новом коллективе и не завёл друзей, необходимо обратиться к детскому психологу.

Психологическая работа заключается не просто в выявлении причин того или иного поведения, но и в изменении паттернов – устойчивых схем поведения, шаблонов, которых ребёнок придерживается при общении со сверстниками.

Пример из практики детского психолога:

«У 7-летнего Кирилла была серьёзная проблема: его обижали в школе. Он с неохотой посещал уроки, старался всеми правдами и неправдами остаться дома, чем и насторожил родителей. Выяснилось, что его обижает один мальчик, а остальные, как правило, его поддерживают, поскольку не хотят портить отношения с неформальным лидером. Я поговорила с Кириллом, и выяснилась следующая модель поведения: агрессия со стороны – смущение и страх из-за неуверенности в себе – уход в себя – молчаливое выслушивание оскорблений – отступление. Ни разу он не попробовал противостоять давлению хулигана, боясь тем самым разозлить его. Мы сформировали и отработали новую модель поведения, буквально отрепетировали все возможные варианты провокаций и достойных ответов на них. Кириллу было нелегко преодолеть свои страхи, но он справился.

Важную роль сыграла поддержка взрослых, они выказали готовность в любой момент прийти в школу, поговорить с учителем и ребятами. Готовность мамы и папы защитить, встать на его сторону для Кирилла были решающими. Ведь одним из его главных страхов было получить неодобрение значимых взрослых, что послужило почвой для формирования позиции сдерживания любых проявлений злости, даже той, которая порой необходима для самозащиты. Почувствовав силу, хулиган перестал его притеснять, а среди сверстников Кирилл стал пользоваться большим авторитетом».

Таким образом, любая проблема с общением у ребёнка требует серьёзной проработки. Не стоит думать, что со временем он подрастёт и сам её как-нибудь решит. Бывали случаи, когда ребёнок за все 11 лет учёбы в школе так и не завёл ни одного друга, потому что стал объектом насмешек ещё в начальной школе. Даже если он изменился, его привыкли считать тем самым нюней или задавакой, каким он прослыл когда-то.

У агрессивных детей тоже не всё гладко. Как правило, они находят себе приятелей, которые льнут к «авторитету» главного обидчика. Но сверстники таких не любят, и о настоящей дружбе здесь не может быть и речи. Такого ребёнка терпят только лишь из соображений собственной безопасности.

Если вы заметили, что вашему ребёнку сложно сориентироваться в мире людей, если он слишком любит одиночество, сторонится общения или его не принимают в компанию, обратитесь к психологу, чтобы решить эту проблему на корню, пока она не дала ростков в виде затаённой злобы, обиды и других внутренних переживаний, которые точно не поспособствуют счастью и полноценному развитию вашего чада.

Почему дети боятся чужих

Основной причиной страха чужих людей является комфорт и спокойствие, когда рядом мама. У ребенка развивается привязанность к людям, которых он видит чаще всего возле себя. И соответственно появляется настороженность и боязнь незнакомых лиц, зачастую мужчин. Дети друг друга воспринимают спокойно и нормально в любом возрасте.

Новорожденный настолько привык, что мама всегда рядом, в пределах его видимости и досягаемости, что даже временное ее отсутствие пугает его. Некоторые родители говорят, что иногда даже в туалет отлучиться спокойно нельзя, ребенок стоит под дверью и плачет. Именно на такое беспокойство по поводу отсутствия мамы накладывается страх перед другими незнакомыми людьми.

Ребенок боится, что появление нового человека в поле его зрения связано с отсутствием мамы, или ее возможным отсутствием. Поэтому он настороженно относится ко всем чужим людям и может проявлять признаки страха перед ними. Чтобы предотвратить исчезновение мамы и не остаться с незнакомым человеком наедине, ребенок может начать громко плакать и крепко схватиться за спасительную мамину руку. В этот момент у родителей может возникнуть вполне закономерный вопрос: что делать с этим страхом и как помочь?

Что могут сделать родители

Страх чужих людей может появиться у детей  в 8 месяцев, а бывает так, что он возникает ближе к двухлетнему возрасту. Выражаться такая боязнь может громко в виде слез и истерик, а иногда проявляется в стеснении и нежелании говорить с новым человеком. Родители своим поведением могут значительно усугубить ситуацию, а могут помочь малышу справиться со страхом и застенчивостью. От реакции взрослых зависит дальнейшее отношение ребенка к новым и незнакомым людям.

Если мама общается с чужим человек, знакомит с ним ребенка, никуда не уходит и не оставляет малыша, у него появляется доверие к незнакомцу, и через некоторое время он уже будет дружить с ним, спокойно общаясь. Однако не стоит настаивать на знакомстве ребенка и чужого взрослого, заставлять его поговорить, поиграть. Это должно произойти само собой за такой промежуток времени, как это нужно малышу, а не взрослым.

Хорошим вариантом общения карапуза с незнакомым взрослым может быть, если малыш сидит на руках у мамы, чувствует ее поддержку и уверенность в том, что все в порядке и бояться нечего. Некоторые дети настолько контактны и общительны, что спустя пару минут уже могут начать самостоятельно общаться с чужим человеком. Другим требуется больше времени и постоянное чувство, что мама рядом и все в порядке.

Если ребенок увидит чужого человека второй и третий раз, он начнет его узнавать и может включить в круг «своих» взрослых. Если этого не происходит, не стоит переживать и нервничать, для знакомства и общения малыша с некоторыми людьми, ему потребуется больше времени.

Если в семье есть необходимость оставлять ребенка с посторонними людьми, бабушкой или няней, нужно запастись терпением, чтобы малыш привык к новому человеку. Начинать знакомство лучше заблаговременно, чтобы иметь запас времени на преодоление страха чужих людей. Хотя бы несколько раз нужно провести время вместе: мама, ребенок и посторонний человек. Научившись ему доверять, малыш гораздо легче будет отпускать маму из своего поля зрения.

Если страх чужих людей проявляется у ребенка в истерике и слезах, он не подпускает к себе других взрослых, кроме мамы, даже спустя несколько знакомств и не хочет воспринимать слова взрослых о том, что это друг и свой человек, тогда стоит задуматься и посоветоваться со специалистом. В крайних формах выражения страх может быть патологией или нарушением в работе нервной системы ребенка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий