Новое питание в жизни ребёнка
Основная пища ребёнка до полугодовалого возраста – грудное молочко либо молочная смесь. Ещё один вариант – смешанный рацион, совмещающий оба вида питания. Смысл прикорма заключается в том, что ребёнка переводят на традиционное меню в тот момент, когда его ЖКТ готов к перевариванию взрослых продуктов.
Приобщение малыша к прикорму происходит крайне осторожно, поскольку его пищеварительный тракт уже привык к молоку или смеси. Если родители хотят избежать кишечных колик, поноса и прочих проблем, необходимо знать оптимальный возраст для введения новых продуктов и соблюдать принципы перехода на взрослую пищу. Согласно многим источникам, оптимальный возраст для введения прикорма – шесть месяцев, а оптимальный вес – не менее 6,5 килограммов
Ранее четырёх месяцев изменять младенческий рацион на более взрослый категорически не рекомендовано
Согласно многим источникам, оптимальный возраст для введения прикорма – шесть месяцев, а оптимальный вес – не менее 6,5 килограммов. Ранее четырёх месяцев изменять младенческий рацион на более взрослый категорически не рекомендовано.
Физиологические параметры готовности
Следует уточнить, что подобные сроки в 6 месяцев считаются достаточно условными. Всякий ребёнок «созревает» сугубо индивидуально и в собственном темпе.
Желудочно-кишечный тракт одних детей отличается зрелостью уже в полугодовалом возрасте, пищеварительная система других ребятишек и в 7 месяцев не справляется с новыми продуктами. Если предлагать незнакомую пищу в тот момент, когда детский организм не готов к ней, ребёнок попросту откажется от прикорма
Вот почему так важно знать принципы физиологической готовности
младенец может сидеть, держать ложечку в ладошке
Важность этих умений в том, что малыш должен непосредственно участвовать в самом процессе. А для этого нужно уметь принимать полувертикальное положение, держать ложечку в руке и доносить её до рта;. рефлекс выталкивания пищи угасает
рефлекс выталкивания пищи угасает
В полугодовалом возрасте рефлексивные действия, которые побуждают малыша выталкивать язычком твёрдые пищевые комки, начинают угасать. Значит, ребёнок уже способен потреблять что-то другое, нежели жидкие молоко и смеси. Если же кашка или пюре выталкивается обратно либо наблюдается рвота, детский организм к прикорму не готов;
нормальные реакции желудочно-кишечного тракта. Если при введении новых блюд наблюдаются болезненные ощущения в животе, диарея, метеоризм, следовательно, пищеварительная система малыша не созрела в достаточной степени для подобных экспериментов. Особенно подобные признаки необходимо отмечать, если ребёнку исполнилось только 5 месяцев.
Ребёнок 6 месяцев отказывается от незнакомых продуктов? Вероятно, его организм ещё не готов к подобным нововведениям. Подождите 2 — 3 недели, а затем вновь предложите кашу или овощное пюре. Только проследите, чтобы момент повторного знакомства не совпал с прорезыванием зубиков, простудой и прочими неблагоприятными факторами.
Психологические параметры готовности
Помимо физиологической готовности, должна присутствовать и заинтересованность малыша в новой пище. Если ребёнок будет проявлять явный интерес к взрослому столу, стремление пробовать незнакомые продукты, можно говорить о психоэмоциональной готовности к прикорму. В такой ситуации дети не станут отказываться от еды, напротив, дегустация новых продуктов будет проходить в максимально доброжелательной атмосфере. Психологи называют это явление «пищевым интересом».
Психологическая готовность к прикармливанию формируется одинаково и у естественников, и у малышей, питающихся смесью. Понять, что ребёнок эмоционально готов к введению в рацион незнакомых блюд, можно по нескольким признакам:
- младенец демонстрирует явную заинтересованность взрослой пищей. Сидя на коленях у матери за обеденным столом, тянет ручки к содержимому тарелок и отправляет его к себе в рот;
- ребёнок недоволен, если ему не дают взрослое блюдо. Причём речь здесь идёт о продуктах, а не о сопутствующих столовых принадлежностях. Некоторые дети могут попросту хотеть поиграть с вилкой или разорвать на части салфетку;
- малыш всячески стремится заполучить взрослую пищу. Даже если мама отвлекает его игрушкой, ярким предметом, грудным молоком, он снова и снова настаивает на своём желании попробовать понравившуюся еду.
Заинтересованность взрослой пищей развивается тогда, когда умеющего сидеть ребёнка привлекают за семейный стол. Если он ежедневно видит культуру поведения домочадцев за столом, обеденные ритуалы, дегустацию новых блюд, проблем с введением прикорма, как правило, не возникает.
Правила введения прикорма
Вопрос, что делать, если ребёнок не ест прикорм, может и не возникнуть, если предупредить развитие нежелательных явлений. Для этого необходимо знать главные правила введения прикорма в рацион младенца.
Ориентируйтесь на ребёнка
Меньше обращайте внимание на советы знакомых и родственников. Конечно, у бабушек и тётушек имеется опыт в уходе за своими детьми, но здесь ключевое слово именно «свои». Каждый малыш развивается в индивидуальном темпе, поэтому полезные, казалось бы, рекомендации могут не подойти к конкретному случаю
Каждый малыш развивается в индивидуальном темпе, поэтому полезные, казалось бы, рекомендации могут не подойти к конкретному случаю.
Если возникают какие-либо вопросы, лучше обратиться к педиатру. Он расскажет о нормах, но одновременно укажет и на особенности малыша. Мамина интуиция и опытность лечащего доктора – залог успешности введения первого прикорма.
Ни в коем случае не подражайте подругам, которые хвастаются, что их пятимесячные ребятишки уже вовсю уплетают мясные или овощные пюре. Если вы видите, что кроха не готов к введению прикармливания, отложите этот важный момент на некоторое время.
Прикармливайте только здорового ребёнка
Нельзя дегустировать новые продукты, если малыш недомогает. Высокая температура, лихорадочное состояние, вирусные инфекции, режущиеся зубки, дисбактериоз, период до или после вакцинации – все эти факторы плохо совмещаются с введением прикорма.
Если пренебречь этим фактором, то малыш подсознательно может связать новый продукт со своим болезненным состоянием. К тому же детский организм и так находится в стрессе, поскольку вынужден сопротивляться болезни. Как результат – привыкание существенно затянется.
Давайте понемногу
Любой незнакомый продукт необходимо давать ребёнку в очень небольшом количестве, чтобы избежать негативных реакций со стороны желудочно-кишечного тракта или возникновения аллергии.
Подобная осторожность крайне важна, поскольку маленький человечек впервые пробует новую пищу. Неизвестно, как его организм отнесётся к безвредному, казалось бы, яблоку либо кабачку. Начинать можно с минимальной дозы – половине чайной ложечки, несмотря на то, что ребёнку уже может быть семь или восемь месяцев
За неделю следует постепенно довести объём нового продукта до нормы, которая соответствует возрасту
Начинать можно с минимальной дозы – половине чайной ложечки, несмотря на то, что ребёнку уже может быть семь или восемь месяцев. За неделю следует постепенно довести объём нового продукта до нормы, которая соответствует возрасту.
Откажитесь от насилия
Заставить ребёнка есть – крайне вредная и непродуктивная родительская тактика. Нельзя упорствовать, вводя прикорм, поскольку так можно сформировать неправильное пищевое поведение с ранних лет.
С другой стороны, питание малыша должно быть разнообразным, поэтому важно отличать обычную капризность от неприязни к конкретному продукту. В первом случае стоит попробовать вновь предложить пюре или кашу через некоторое время
Вводите каждый раз по одному продукту
Всякий раз следует знакомить младенца только с одним новым продуктом. Это так называемый принцип монокомпонентности. Если вы даёте ребёнку овощное пюре, то нельзя смешивать кабачок и морковь. Сперва предлагается кабачок, а уже затем морковка.
Последовательное знакомство с продуктами помогает определять, как детский организм реагирует на тот или иной продукт. Если у малыша появится сыпь либо возникнет диарея, можно будет понять, что именно стало причиной нежелательных последствий.
Начинайте с «правильных» продуктов
Чаще всего первым вариантом прикорма становится овощное пюре. Но это если вес малыша соответствует возрастным показателям. В случае дефицита массы тела эксперты по кормлению рекомендуют давать блюда из злаков – различные виды каш.
Не начинайте прикорм с измельчённых сладких фруктов. Приятный вкус этих блюд может стать причиной того, что в дальнейшем ребёнок откажется от более пресных овощных пюре.
Когда вводить кашу в прикорм
Кашу дают в прикорм грудных детей в шесть месяцев, когда в рацион уже включены овощные и фруктовые пюре. Начинают с гречневой крупы, затем вводят рисовую и кукурузную. В 8-9 месяцев в меню грудничков добавляют овсянку и ячневую кашу, включают молочные блюда. Манку не советуют давать раньше года.
Первой кашей для малыша должна стать безмолочная гречневая каша без сахара и соли. Для вкуса в блюдо добавляют несколько капель грудного молока или молочной смеси, а также растительное масло. Для детишек старше восьми месяцев кладут кусочек сливочного масла. От соли и сахара нужно отказаться минимум до 10-12 месяцев.
Очень важно, чтобы первыми кашами были безглютеновые крупы, приготовленные на воде. Они наиболее безопасны для грудничка, легче и быстрее усваиваются, не вызывают аллергии и расстройства желудка
В то время, как глютен и коровье молоко отличает высокая аллергенность. Эти компоненты вызывают тяжесть и несварение.
Вводите каждую крупу постепенно и делайте перерывы между введением минимум неделю. Первые каши должны быть по консистенции, как жидкое пюре, и обязательно без комочков. Постепенно долю крупы в рецепте увеличивают и делают блюдо более густым.
После восьми месяцев в кашу для ребенка можно добавлять фрукты и овощи после термической обработки, сухофрукты, после девяти — пюре из мяса, после десяти — рыбное пюре
Важно сначала отдельно ввести каждый компонент в рацион малыша, а уже затем добавлять в рецепт. Подробнее, как правильно вводить прикорм для младенцев, читайте здесь
Ребенок не ест каши
Каша — это богатый источник клетчатки, растительных белков, витаминов (в основном группы В, но могут быть А, РР, Е, Н) и микроэлементов (калий, фосфор, сера, хлор, кальций, магний, медь, натрий, цинк, железо, хром, йод, марганец, селен, бор, молибден, фтор и т. д.). Кроме того, в них содержится большое количество углеводов, а значит, каши обладают большим энергетическим запасом. Клетчатка, содержащаяся в разнообразных крупах, необходима организму для нормального пищеварения, кроме того, некоторые крупы имеют способность выводить из организма токсины, а при лечении антибиотиками — и продукты их распада.
Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует вводить в рацион малышей крупяную кашу одной из первых, в возрасте 6—8 месяцев. И если ребенок не ест каши, нужно постараться приложить некоторые усилия, чтобы его заинтересовать. Но это не значит, что вам нужно петь и танцевать перед своим ребенком, стараясь «впихнуть» побольше. Малышу, который знает вкус только маминого молока, нужно помочь «распробовать» новый продукт.
Возможные причины, почему ребенок не ест кашу
- он не знает вкус нового продукта;
- он еще не готов к употреблению каш;
- ему не нравится конкретная каша;
- он недостаточно голоден.
Самой полезной считается каша, сваренная на воде, без соли и сахара. Но далеко не все малыши ее с удовольствием едят. Если ваш ребенок из таких, попробуйте ввести в рацион сначала другие продукты: овощные пюре, кефир, творог, фруктовые продукты. А потом снова пробуйте заинтересовать его кашей, но дополнив ее теми продуктами, которые нравятся малышу. Например, к овсяной каше можно добавить тертое яблоко, банан или абрикос, к гречневой — отварную морковь, яичный желток или несоленую брынзу, к рисовой — кефир, банан или творог. Если ребенок не хочет есть кашу ни в одном из предложенных вами вариантов, то нужно сделать перерыв на 1—2 недели, возможно, малыш еще просто не готов к этому виду продуктов. Каждый ребенок индивидуален, у него есть свои вкусовые предпочтения, и если искать, вы обязательно подберете для него оптимальный вариант.
Что делать, если ребенок отказывается от каши
- не заставлять малыша есть (не хочет — не надо);
- дать ему хорошо проголодаться (если ребенку 8 месяцев, то перерыв между приемами пищи должен быть не менее 3,5—4 часов);
- подсластить кашу, добавив в нее печеное или свежее яблоко, банан, абрикос, персик (при условии, что эти продукты уже были введены в рацион ребенка);
- добавить в кашу немного грудного молока;
- добавить в кашу отварные овощи (морковь, цветная капуста, брокколи, тыква, свекла);
- добавить в кашу кисломолочные продукты (творог, кефир, несоленую брынзу).
Если ребенок плохо ест кашу, то наиболее вероятно, что он просто не успел еще хорошо проголодаться
Главное — не формировать у ребенка отрицательного отношения к каше: не заставлять есть, не акцентировать внимание на том, что мало съел, не критиковать и не сравнивать с другими детьми («А вот Петя хорошо ест кашу»)
Если ребенок перестал есть кашу, хотя раньше ее любил, то наиболее вероятно, что она ему просто надоела. Нужно какое-то время (неделю-две-месяц) не давать кашу вообще, а затем предложить какой-то новый вариант блюда или приготовить кашу из новой крупы. Чтобы каша «не приедалась», нужно стараться чередовать крупы между собой и экспериментировать с ее составом. Ведь каши способствуют:
- нормальному развитию нервной системы;
- развитию мозга;
- нормальному развитию костной системы;
- улучшению обмена жиров в организме;
- нормализации пищеварения;
- укреплению капилляров;
- повышению иммунитета.
Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует составлять рацион ребенка таким образом, чтобы каши, хлебобулочные и другие изделия из зерновых продуктов составляли 50 % от всего объема употребляемой пищи.
Как подобрать «свои» каши?
Конечно, крупы полезны для детей, но каждая из круп обладает определенными свойствами, которые по индивидуальным показаниям могут не подходить ребенку. Нередко дети буквально до истерики не хотят есть каши, которые для них слишком плотные (они еще плохо жуют и глотают), слишком сухие, или негативным образом влияют на пищеварение (крепят стул, дают бурление в животе). К примеру, крупы с глютеном при его непереносимости могут давать серьезные проблемы с кишечником, вызывать сыпь. Стоит посоветоваться с врачом, какие каши наиболее подойдут вашему малышу, а какие стоит ставить на стол редко или совсем исключить.
К примеру, манная каша не подходит детям с избыточным весом, т.к. она очень калорийная, а каши с глютеном не стоит потреблять аллергикам хотя бы первые год-два. Если же есть непереносимость глютена, они вообще исключаются из рациона. Если малыш склонен к запорам, стоит быть аккуратнее с рисовой кашей – она может крепить стул.
Остается напомнить народную мудрость: «Щи да каша – пища наша!» Чаще включайте каши в семейное меню, ведь пример взрослых действует лучше любых уговоров. И тогда ваш малыш будет относиться к кашам, как к неотъемлемой части рациона, будет расти крепким и здоровым, и никто не скажет про него, что он «в детстве мало каши ел».
Манная каша – содержит все те элементы, которые есть в пшеничном зерне: она богата крахмалом, в меньшей степени – белками, витаминами Е и В1, В2, В6, РР. В манке содержится много железа и совсем мало клетчатки. В манной крупе много глютена. Она является хорошим средством лечения всех болезней кишечника, очищает организм от слизи и выводит жир.
Фото – фотобанк Лори
Положительные эмоции
Еда бывает не только вкусная, но и красивая. Пофантазируйте и сделайте из обычного блюда веселую рожицу или лесную полянку. Детская посуда тоже хороший помощник в борьбе с плохим аппетитом. Ребенку будет интересно узнать, кто сегодня спрятался на дне тарелки. Ешьте одновременно с ребенком одинаковые блюда, и малыш с интересом будет пробовать пищу, которую едят и другие члены семьи. «Угощайте» кашей любимую игрушку малыша, и ребенок обязательно захочет не только покормить любимца, но и отведать такую же еду сам. Позвольте крохе 7–8 месяцев взять ложку и самостоятельно пробовать новое блюдо, а вы будете одобрять и помогать ему в этой непростой работе. Не забывайте: доброжелательная атмосфера создает позитивный настрой, ведь пища – это не только питательные вещества, но и положительные эмоции.
Когда стоит вводить прикорм
Есть несколько способов, позволяющих понять, что малыш готов к введению прикорма, распознать это можно по поведению ребенка:
- Охотно соглашается попробовать любую незнакомую пищу и тянет ручки к взрослым блюдам.
- Ест новую пищу без криков и скандалов и не отказывается попробовать прикорм.
- Малыш не испытывает проблем с желудком, у него нет вирусных или простудных заболеваний, в этот момент не режутся зубки.
Психологи различают два вида готовности ребенка к введению прикорма:
- психологическую;
- физиологическую.
Если говорить о психологии, то морально малыш должен быть готов попробовать новую еду. Если ребенок не хочет есть предлагаемые блюда, то нет смысла его заставлять это делать. Что касается физиологии, то степень готовности принять прикорм можно обсудить с педиатром, он поможет прояснить ситуацию.
Физиологические параметры готовности
Это оценка общего состояния ребенка, способности органов ЖКТ принять новую пищу, адекватно на это отреагировать и переварить полученный продукт.
Малыш готов есть новую, взрослую еду, если:
- Нет признаков воспалительного или инфекционного заболевания.
- Нет проблем с пищеварением, нормальный стул на протяжении недели.
- У него нормальная температура тела.
- Нет высыпаний на кожных покровах.
- У него не прорезаются зубы в этот момент.
При всем этом малыш хорошо ест, не отказывается от бутылочки, у него нет проблем со сном. Вес ребенка не меньше 6,5 килограмм, по развитию он не отстает от сверстников. В таком случае можно сказать, что кроха готов есть прикорм, его органы пищеварения способны адекватно отреагировать на поступление новых продуктов.
Психологические параметры готовности
Если грудничок усиленно старается что-нибудь схватить со стола и положить себе в ротик, то речь идет о том, что он готов попробовать новые блюда. Психологическая готовность – это любопытство малыша, желание разнообразить рацион и попробовать что-то новое.
Если ребенок психологически не готов есть новую пищу, то он, как правило:
- отказывается от незнакомой еды;
- закатывает истерики при каждом кормлении;
- отдает предпочтение бутылочке или маминой груди.
Улучшаем вкус
Не заменяйте продукты, от которых отказывается малыш, на более «вкусные», принимая решение накормить любой едой. Так, некоторые родители искусственно подслащивают кашу, так как малыш с большей охотой ест сладкие блюда. Современная концепция здорового питания предполагает ограничение потребления сахара. Линейка детских каш Bebi Premium содержит сниженное количество сахара, малыш привыкает к вкусу натуральных продуктов, а добавление в рецептуру фруктового компонента улучшает вкус и придает аппетитный аромат, повышая привлекательность блюда. Как приучить ребенка к незнакомому продукту? Если малыш не хочет есть молочную кашу, попробуйте безмолочные каши Bebi Premium для первого прикорма приготовить на основе грудного молока или молочной смеси – знакомый и любимый вкус поможет ребенку быстрее привыкнуть к продукту. Необходимо запастись терпением и не уставать предлагать блюда, вкус которых изначально не очень нравится малышу: дайте возможность ребенку распробовать новую для него пищу.
Почему ребёнок не ест кашу?
Если ребёнок до года не хочет есть кашу, то причина может быть в следующем:
- Слишком рано ввели кашу в прикорм;
- Например, до исполнения ребёнку полугода, когда его организм ещё не готов к новой пище (читайте статью Когда вводить прикорм ребенку на грудном вскармливании?>>>);
- Или ошибка может быть в том, что консистенция каши не подходит малышу, например, она слишком твёрдая для него. Выручить здесь могут коробочные варианты;
- Ситуация, когда ребёнок в 6 месяцев не ест кашу, довольно распространённая. Вам стоит дождаться истинного пищевого интереса ребенка к прикорму и только после этого предлагать малышу кашку.
- Ребёнка кормят насильно. Принуждение к чему-либо всегда вызывает желание защищаться и выражать сопротивление;
- Дают слишком большие объёмы каши. Малыш пугается того, что не сможет съесть всё, что ему предлагают.
- Ребёнка кормят отдельно от родителей, таким образом, отсутствует пример для подражания, ориентир того, как надо есть (читайте статью по теме: Как правильно кормить ребенка?>>>).
Важно! Если существуют проблемы с введением в рацион новой пищи, в том числе каш, то нельзя оставлять их без внимания, поскольку это влияет на формирование правильного пищевого поведения и отношения к продуктам. Чем раньше вы приобщите ребёнка к полезной еде, тем, в определённой степени, снизите вероятность возникновения проблем со здоровьем
Чем раньше вы приобщите ребёнка к полезной еде, тем, в определённой степени, снизите вероятность возникновения проблем со здоровьем.
Ребенок старше года не ест каши: почему?
Если ребёнку уже больше года и он отказывается от каш, то причиной тому может быть:
Позднее знакомство с этим блюдом;
Если родители постоянно откладывали введение каши в прикорм и никак не реагировали на отказы ребёнка, то с каждым месяцем всё труднее будет приучить его к новому продукту.
Увлечение сладостями и перекусы;
Если ребёнка уже успели познакомить с различными «вкусностями» в виде конфет, печенья и т. д. и он регулярно кушает их между приёмами пищи и перед едой, то это приводит к тому, что малыш отказывается от менее приятной еды, например, от каши.
Кстати, по этому вопросу на сайте есть полезная статья, изучите ее: Ребенок ест много сладкого>>>.
Малышу невкусно;
Обычно это проявляется в том, что он отказывается кушать какую-то конкретную кашу (например, пшённую или манную) или, например, ребёнок не ест кашу на воде.
Некоторые дети не любят каши из коробок, а другие сложно привыкают к твёрдой консистенции злаков. Здесь вопрос предпочтений.
Кормление с развлечениями;
Здесь речь идёт о том, что малыша стараются всячески отвлечь (мультфильмами, игрушками и т. д.) и в это время накормить
Внимание ребёнка переключается на другие раздражители и он поглощает пищу неосознанно
К сожалению, к такому способу еды дети привыкают и в дальнейшем, без развлечений, кушать отказываются.
Конечно, если ребёнок в 2 года вообще не ест кашу, то это – повод задуматься и пересмотреть способы кормления, установить более чёткие правила и режим питания.
Вы подробно узнаете о том, как вернуть ребёнку аппетит и приобщить его к здоровому питанию, на курсе Едим с удовольствием>>> .
Дети-совы и дети-жаворонки
Бывает, что, как бы ни старались родители, малыш все равно засыпает и встает по своему внутреннему будильнику. Иные дети могут заявиться в родительскую спальню в 6 утра; другие только в полночь, вдоволь напрыгавшись и исполнив все знакомые песни, сидя верхом на спящем (или, скорее, притворяющемся спящим) родителе, наконец отправляются в детскую.
Дети-совы, поздно просыпающиеся и изводящие родителей своей повышенной активностью ближе к ночи, и дети-жаворонки, дающие вечером папе и маме успеть перевести дух, но поднимающие их на ноги ни свет ни заря, — предмет обсуждения за семейным столом, на детских площадках и форумах в сети. Кажущиеся со стороны милыми, эти причуды деток могут здорово нарушить график жизни родителей, если они ведут интенсивную профессиональную жизнь.
Хорошо, если биоритмы или жизненная ситуация родителей и ребенка совпадают. Но как быть, если нет?
Возможно, ваша жизнь нуждается в переменах. Что можно сделать?
- Самое главное — режим должен работать для всех: и для ребенка, и для взрослых;
- Определите для себя точное время отхода ко сну, не слишком позднее, но и не слишком раннее, и начните каждый день немного приближать ночной сон ребенка к этому часу;
- Для родителей ребенка-совы: перенесите время дневного сна на более ранний срок, чтобы к вечеру малыш был готов уснуть не поздно; подумайте над отменой дневного сна — в этом случае ребенок начнет чувствовать усталость к тому времени, когда в среднем ложатся спать его сверстники; поддерживайте высокую физическую активность ребенка в течение дня, чтобы накопившаяся за день усталость располагала к своевременному укладыванию;
- Для родителей ребенка-жаворонка: сдвиньте время отхода ко сну на час позже, недостающие часы можно будет компенсировать дневным отдыхом; договоритесь с ребенком, чтобы он не будил вас слишком рано, пусть ему будут доступны тихие игры в любимые игрушки, стакан воды, йогурт на нижней полке холодильника или тарелка с фруктами на столе; с ребенком совсем раннего возраста (1 год) договориться вряд ли удастся, в этом случае родители могут прийти к соглашению между собой — устраивать утренние «смены» с малышом по очереди, давая таким образом друг другу возможность высыпаться через день;
- Во всех случаях используйте яркое естественное или искусственное освещение во время активных дневных занятий, а за час-два до вечернего отхода ко сну, наоборот, приглушите свет и отмените все шумные и подвижные игры;
- Следуйте ритуалам укладывания (купание, сказка на ночь, обнимания и т. д. ).
Специалисты по сну не рекомендуют полностью переводить ребенка на новый график, кардинально меняя старый: это скажется и на самочувствии, и на настроении, в результате нужного эффекта достичь все равно не удастся. Найдите золотую середину, организуйте ваш совместный с ребенком распорядок дня таким образом, чтобы были учтены индивидуальные физиологические потребности всех членов семьи, и чтобы в то же время он соответствовал условиям труда и отдыха.
Хорошо продуманный и организованный распорядок дня ребенка создает благоприятные условия для нормального функционирования всех органов и систем организма малыша. Это обеспечивает ему бодрое состояние в течение всего дня, высокую физическую активность, поддерживает познавательный интерес к окружающему миру и создает благодатную почву для его гармоничного развития.
Берегите своих детей!
Список использованной литературы
- Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С.,Дорофеевой Э. М.От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2015.
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2009.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Москва: Издательство «Римис», 2008.
- Кочетова, Н. П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста. Москва: Издательство «Просвещение», 2008.
- Буракова Екатерина. Что такое метод Монтессори и зачем он детям?
Как заставить ребенка есть кашу
Но сейчас я хочу вспомнить своё детство. Совсем маленькую я себя, конечно, не помню, но по рассказам моей бабушки – я ела отвратительно!
Мне не было ещё и года, а я уже успела довести любимую бабушку до белого каления! Кормление для неё, да и для меня тоже, превращалось в пытку.
На какие только ухищрения она ни шла, чтобы засунуть в мой рот хоть одну ложечку каши! Она и песенки пела, и мух, и птичек показывала, и чирикала!
А я пока от удивления рот открывала, она кашку мне в ротик и подкладывала. Но иногда это не срабатывало, и тогда всё вокруг было измазано выплюнутой мной кашей.
Я не знаю, почему я её не ела тогда, но помню, почему я не любила кашу лет в пять. В манной каше попадались комочки! Они во мне вызывали такие приступы тошноты, что от одного вида манной каши мне становилось плохо. А однажды я просто вылила кашу с балкона, за что мне тогда сильно попало!
Мне эти детские воспоминания пригодились, когда я сама стала мамой. И теперь я прекрасно знаю что такое идеальное меню ребенка.
Я к варке манной каши подходила со всей ответственностью. Ни одного комочка не должно было там быть! Я всегда в кашу клала немного соли и немного сахара.
Я заметила, что приторно–сладкую кашу дети едят очень плохо. Это, только, кажется, что все дети очень любят сладкое.
Мой внук с самого рождения сладкое не любит. И в кашу ему я кладу очень мало сахара. Зато добавляю чуть-чуть корицы или ванилина.
А летом в кашу можно добавлять ягодки. И вкусно, и полезно.
Внук долго не ел овсяную кашу. И я придумала такой ход. Сварила овсянку, и в другой комнате, но чтобы слышал внук, стала говорить мужу, мол, какая вкусная каша получилась. Но внука, мол, звать не будем – он всё равно не ест её. Сработал дух противоречия. Прибежал. С того дня ест кашу.
В детском саду я применяла другие хитрости, чтобы детки поели. Так как на всех тарелочках были рисунки, я устраивала деткам соревнование «У кого в тарелочке быстрее других покажется рисунок».
Разумеется, работает это только когда у детей красивые тарелки. Соревнования такие им нравились. Даже те дети, которые плохо ели, старались отличиться. Этот метод я применяла для всех густых блюд.
Летнее питание детей от трех месяцев до года
Обычно первыми (с 3 месяцев жизни ребенка) вводятся соки из яблок и груш, не содержащие мякоти, без сахара. Затем можно давать соки из сливы, черешни, а также соки с мякотью. Для того чтобы кислые и терпкие соки (например, из черной и красной смородины, вишни) не раздражали слизистую оболочку желудка и кишечника ребенка, их рекомендуется разводить водой. В 4,5 месяца можно давать овощные соки, например из моркови, тыквы.
Это важно
Самое большое количество витаминов и минеральных веществ содержится в свежих ягодах, фруктах и овощах.
Их пищевая ценность намного выше, если они не были подвергнуты длительной транспортировке, неправильному хранению, консервированию или тепловой обработке.
Начинают вводить соки с 1-2 чайных ложек в день, к 5-6 месяцам их количество составляет 40-50 мл, а к одному году — 100 мл.
Через две недели после начала введения соков можно дать ребенку фруктовое пюре (лучше без сахара) и сохранить ту же последовательность в наращивании его количества, что и в соках. То есть к одному году ребенок должен получать 100 г пюре в день.
С 4-5 месяцев в рацион ребенка уже вводится густая пища в виде овощного пюре. При этом вначале следует использовать только один вид овощей (например кабачок), а затем постепенно, с учетом переносимости, добавляют к нему и другие овощи: цветную капусту, зеленый горошек и др. Здесь также надо начинать с малых количеств (10-20 г), с постепенным увеличением объема. К одному году количество овощного пюре, к которому с 6 месяцев добавляется мясо, должно составлять 200 г.
Вторым густым блюдом, которое вводится в питание ребенка с 5 месяцев, является молочная каша из гречи, риса, кукурузной муки и др. С 6 месяцев можно давать овсяную и манную кашу, однако последней увлекаться не следует: она хоть и вкусная, но ее пищевая ценность низкая.
К одному году количество каши в дневном рационе малыша должно составлять 200 г. Ребенку понравится, если вы добавите в кашу яблоки, тыкву или морковь. Для этого вам нужно соединить рис (или другую крупу) с кусочками тыквы (или яблока), варить в небольшом количестве воды до полуготовности, а затем, добавив подогретое молоко, довести до полной готовности.
Густое блюдо ребенку необходимо запить свежевыжатым соком, напитком из яблок, компотом, готовым нектаром или детским чаем. Настой из яблок (яблоки, нарезанные кусочками, залейте горячей кипяченой водой и дайте настояться) тоже придется по вкусу вашему малышу.
В 7-8 месяцев детское меню можно разнообразить кефиром или его вариантами (биокефиром, бифидокефиром, бифидоком), а с 9 месяцев — детским йогуртом. В жаркое время года эти продукты хорошо перевариваются и усваиваются. Они обладают антибактериальным действием, способствуют росту полезной микрофлоры в кишечнике и вытесняют болезнетворные микроорганизмы. Эти их свойства чрезвычайно важны, так как в летний период у детей нередко нарушаются процессы пищеварения, что связано с недостаточной выработкой в жару пищеварительных соков.
Многие дети в жаркое время, особенно в дневные часы, теряют аппетит. Пусть это вас не пугает. Это тоже связано с недостаточным выделением пищеварительных соков. В таких случаях просто перенесите густую пищу на более позднее время (18-19 часов), когда жара спадет, а в полдник покормите малыша грудным молоком, адаптированной молочной смесью или кефиром.
Помните, что маленькому ребенку допустимо давать лишь какой-то один новый продукт, и только при отсутствии реакции на него использовать другие. Кроме того, новые продукты вначале дают в очень небольших количествах и постепенно наращивают их объем. Если появляется реакция (высыпание на коже, расстройство стула, рвота), их немедленно исключают из питания.
Ребенку до года не рекомендуется давать свежие огурцы, так как возможно расстройство стула. Малышу 10-11 месяцев можно попробовать дать маленький ломтик свежего помидора. Однако учтите, что помидоры могут вызвать аллергическую реакцию, особенно у детей, склонных к аллергии
Очень осторожно давайте и пюре из клубники, так как она также часто вызывает аллергические реакции
В летнее время особое внимание придавайте водному режиму. В жару ребенок теряет много жидкости через легкие и кожу
Для восполнения этих потерь он должен дополнительно получать жидкость в количестве 150-200 мл
Для восполнения этих потерь он должен дополнительно получать жидкость в количестве 150-200 мл.
Поите ребенка несколько раз в день в промежутках между кормлениями, но не перед самим кормлением. В качестве питья можно также использовать специальную бутилированную детскую воду, выпускаемую промышленностью.