Книга «Как устанавливать правила и границы дозволенного для ребёнка» (30 страниц конкретных действий и рекомендаций)
Всю 4-х шаговую систему приучения ребёнка к дисциплине и послушанию без слёз автор уместила для Вас в короткую 30-страничную книгу под названием Как устанавливать правила и границы дозволенного для ребёнка».
Дополнительно к книге Вы получите от автора два ценных подарка:
1. Запись семинара «3 шага к самостоятельности Вашего ребенка».
2. Буклет в формате PDF «Фразы, вдохновляющие и поддерживающие Вашего ребенка».
Только представьте себе:
- Вам больше не нужно по 10 раз повторять одно и то же.
- Ребёнок с лёгкость перестаёт делать то, что Вы ему запрещаете и переключается на другое действие.
- Ребёнок быстро обучается правильному поведению.
- Даже если Вас рядом нет, ребёнок знает, что можно и что нельзя.
- Ребёнок серьёзно относится и прислушивается к Вашим словам.
- Вместо того, чтобы ругать, Вы обучаете вашего ребёнка на будущее.
- Если Вам нужно что-то запретить, Вы точно знаете, как правильно это сделать.
Отсутствие контакта с родителями
Слишком молодые родители, неготовые к появлению другой жизни рядом, рождение второго ребенка, нехватка времени, равнодушие или нелюбовь к ребенку, эгоизм родителей, нежелание вникать в жизнь маленького человека, карьера, большая занятость на работе и многое другое часто приводят к тому, что ребенок становится одиноким.
За внутренним отчуждением следует состояние, когда сын или дочь любым путем стараются привлечь внимание родителей к себе. Одним из типов поведения обычно становится то, что при любых обстоятельствах и просьбах малыш начинает делать все назло. Кажется, к нему невозможно достучаться
Кажется, к нему невозможно достучаться.
Контакт с ребенком на протяжении всего периода взросления дает ему чувство уверенности и готовит к будущей жизни. Обычная потребность общения, совместных игр, просмотра телевизора, чтения книжек, рисование и т. д. вызывает у детей чувство восхищения родителями, а как результат – послушание.
Настоящие причины истерик
Людмила Владимировна Петрановская
Возможно, вы читали книги Л. Петрановской, и помните, что если ребенок в 3 года не слушается, то у него на это есть причина.
Большинство негативных переживаний в детстве связаны со страхом из-за нарушений связи со значимым взрослым.
Привязанность – сильнейший инстинкт, который руководит нашим социальным поведением.
Она проявляется у всех животных с момента рождения, и поэтому не нужно учить только что вылупившихся утят следовать по пятам за уткой, а новорожденного младенца – улыбаться знакомому лицу.
Трехлетний малыш не является исключением, несмотря на то, что он может атаковать своих близких или демонстрировать непослушание. Он делает им больно, но он не хочет остаться без них, их любви и заботы.
На самом деле это крик о помощи. Огромная ошибка расценивать такое поведение как стремление разорвать связь. В своих импульсах он остается незрелым и крайне зависимым, более того, он сам не воспринимает их как конфликт с родителями, потому что еще не имеет опыта отдельности от них.
Для него его поведение – как дождь, который сам собой льется на него и на всех, кто рядом, а реакция окружающих не находится в причинно-следственной связи, и их ответный гнев на истошные вопли или разбитую посуду будет воспринят как внезапная и совершенно незаслуженная атака.
Попробуйте перестать воевать с ребенком и прислушайтесь к его состоянию.
Почему ребенок в 2 года не слушается?
Разбираемся, каких целей можно добиться, если использовать наказания.
Нужны ли наказания?
Почему он так себя ведет и что с этим можно сделать
Малыш нервный и непослушный
Всем отчаявшимся взрослым 4-х летних разбойников посвящается…
“Он стал просто неуправляемый!”
Детские споры и неуправляемое поведение
Случается, подрастающие дети, особенно, мальчики, в 7 лет начинают активно отстаивать свои позиции и всегда спорить. В ответ на это взрослые раздражаются, переходят на крик и могут даже дать затрещину. В итоге, у ребёнка складывается ощущение, что его не слышат, не принимают, унижают и, что самое страшное, появляется уверенность, что применение силы – весомый аргумент в решении конфликтов. Впоследствии, именно такое поведение малыш будет воспроизводить в более старшем возрасте. Как этого не допустить? Во-первых, давайте разберёмся, почему дети спорят:
проверяют границы дозволенного, пытаются расширить их;
стремятся самоутвердиться;
привлекают внимание.
В первом случае могут помочь чёткие правила: мыть руки перед едой, заправлять постель, не драться и т.д. Это те постулаты, которые нарушать просто нельзя, и их придерживается вся семья. Если спор касается других моментов, покажите ребёнку, как правильно достигать компромисса.Ещё один неприятный вариант детского поведения – неуправляемость. Когда мы говорим, что ребёнок 7 лет стал неуправляемым, имеется ввиду регулярное непослушание. Чаще всего, причина тому — недостаток внимания и неправильные формы поведения, заданные в семье. Постарайтесь понять кроху, будьте на равных, уделяйте ему больше времени, проявляйте интерес к его жизни, обнимайте и говорите, что любите. Помогут, опять же, правила, о которых говорилось выше, и твёрдый режим дня. Проследите за климатом внутри семьи: если взрослые часто выясняют отношения на повышенных тонах на глазах у ребёнка, это наносит серьёзный вред его психике и даёт право копировать такой стиль общения. Проанализируйте свой авторитет: всегда ли слова сходятся с делом, не позволяете ли вы малышу вольностей в общении со взрослыми (пресекаете ли грубость, попытки ударить).
Дать пережить эмоции
Если дошкольник устроил истерику из-за того, что у него что-то не получилось, слова «Успокойся» или «Это ерунда» не помогут.
Лучше дать ребёнку время погоревать и пережить свои эмоции, даже если всё произошло из-за пустяка по меркам взрослого: например, лопнул шарик или потерялся мяч.
Даже если плач дошкольника раздражает, родитель должен сохранить спокойствие. То, что взрослому кажется ерундой, для детей может быть трагедией. У них ещё не было такого опыта, а у взрослого был.
Нужно дать ребёнку возможность пережить свои эмоции
Когда ребёнок проплачется, нужно попробовать вместе найти решение ситуации, обсудить, почему так произошло и что с этим можно сделать.
Неправильно | Правильно |
Успокойся, грязный мяч нельзя брать в комнату. Оставь его в коридоре. | Мяч испачкался, и сейчас его нужно оставить в коридоре. Если ты так хочешь занести его в комнату, мяч нужно будет помыть. Мы сделаем это после того, как ты переоденешься и поешь суп. |
Как вести себя родителям, если ребенок начинает делать все наперекор
Психологически дети очень ранимы и не каждый способен без последствий выдержать всплески родительских эмоций. Чувствуя давление, ребёнок начинает выстраивать защитный барьер и ищет ту форму поведения, которая в определенной ситуации оказывается более действенной. Одной из таких реакций на запреты и приказы становятся действия «назло», которые выражаются в непослушании, игнорировании просьб и истеричном поведении. Пока отношения не изменятся, он будет вести себя так, как не нравится родителям. Чтобы восстановить нормальное общение, взрослым придётся очень постараться.
Решайте проблемы мирным путем
Когда ребёнок протестует и делает все назло, не пытайтесь угомонить его силой. Это проигрышная стратегия. Не демонстрируйте своё превосходство и всегда договаривайтесь заранее. Не надо выключать телевизор и заставлять его незамедлительно отправляться в кроватку. Даже взрослым неприятно, когда что-то увлекательное прерывается в самый интересный момент. Ребёнок отреагирует протестом и недовольством. Попробуйте заранее и спокойно сообщить, что как только мультик закончится, мы выключим телевизор и будем спать.
Не уступайте, пытаясь прекратить истерики
Если Дети кричат, топают ногами и устраивают истерики, соблюдайте терпение. Они прекрасно пользуются своим обаянием, чтобы добиться желаемого. Многие хитрецы могут сделать вид, что слушают и соглашаются, но они уже заранее решили, что сделают все по-своему. Если постоянно уступать, непослушание станет привычкой.
На агрессию и капризность отвечайте любовью
Сдерживайте раздражение в ситуациях, когда ребёнок вредничает и плохо себя ведёт
Продолжайте заниматься своими делами, не разговаривайте и не обращайте внимание на разбушевавшегося малыша. После того как он устанет проявлять характер, обнимите, поцелуйте и расскажите, как вы его любите. Со временем он поймет, что криками и, делая все назло, он ничего не добьётся
Со временем он поймет, что криками и, делая все назло, он ничего не добьётся.
Предлагайте альтернативу
У деток должен быть выбор. Если родители его предлагают, конфликты исключены. Это может касаться еды, одежды, развлечений и т. д. Когда дети не чувствуют давления, у них просто нет повода действовать наперекор.
Учитывайте возраст
С поведением «назло родителям» чаще всего сталкиваются в возрасте от 1 до 3 лет. В этом возрасте малыши ещё не способны оценить безопасность и разумность своих желаний, поэтому на родительское «нет» или «нельзя» реагируют истерикой или непослушанием. Если желание исполнимо, осуществите его. Если оно небезопасно, попробует отвлечь игрой или прогулкой. Когда эти способы не работают, просто оставьте запрет и примите любые эмоциональные реакции спокойно и с любовью. В таких ситуациях бессмысленно ждать послушания, злиться, кричать и пытаться вразумить.
В 4 года дети уже воспринимают и слушают объяснения, но до 7–8 лет ко всем запретам относятся несерьёзно
Они не понимают их важности, например, зачем от них требуют мыть руки и чистить зубы. Им сложно уяснить причину, но, когда мама доходчиво, в понятной и правильной форме всё объясняет, ребёнок начинает воспринимать эти действия как что-то важное, обязательное и полезное
Как вести себя родителям, если ребенок начинает делать все наперекор
Психологически дети очень ранимы и не каждый способен без последствий выдержать всплески родительских эмоций. Чувствуя давление, ребёнок начинает выстраивать защитный барьер и ищет ту форму поведения, которая в определенной ситуации оказывается более действенной. Одной из таких реакций на запреты и приказы становятся действия «назло», которые выражаются в непослушании, игнорировании просьб и истеричном поведении. Пока отношения не изменятся, он будет вести себя так, как не нравится родителям. Чтобы восстановить нормальное общение, взрослым придётся очень постараться.
Решайте проблемы мирным путем
Когда ребёнок протестует и делает все назло, не пытайтесь угомонить его силой. Это проигрышная стратегия. Не демонстрируйте своё превосходство и всегда договаривайтесь заранее. Не надо выключать телевизор и заставлять его незамедлительно отправляться в кроватку. Даже взрослым неприятно, когда что-то увлекательное прерывается в самый интересный момент. Ребёнок отреагирует протестом и недовольством. Попробуйте заранее и спокойно сообщить, что как только мультик закончится, мы выключим телевизор и будем спать.
Не уступайте, пытаясь прекратить истерики
Если Дети кричат, топают ногами и устраивают истерики, соблюдайте терпение. Они прекрасно пользуются своим обаянием, чтобы добиться желаемого. Многие хитрецы могут сделать вид, что слушают и соглашаются, но они уже заранее решили, что сделают все по-своему. Если постоянно уступать, непослушание станет привычкой.
На агрессию и капризность отвечайте любовью
Сдерживайте раздражение в ситуациях, когда ребёнок вредничает и плохо себя ведёт
Продолжайте заниматься своими делами, не разговаривайте и не обращайте внимание на разбушевавшегося малыша. После того как он устанет проявлять характер, обнимите, поцелуйте и расскажите, как вы его любите
Со временем он поймет, что криками и, делая все назло, он ничего не добьётся.
Предлагайте альтернативу
У деток должен быть выбор. Если родители его предлагают, конфликты исключены. Это может касаться еды, одежды, развлечений и т. д. Когда дети не чувствуют давления, у них просто нет повода действовать наперекор.
Учитывайте возраст
С поведением «назло родителям» чаще всего сталкиваются в возрасте от 1 до 3 лет. В этом возрасте малыши ещё не способны оценить безопасность и разумность своих желаний, поэтому на родительское «нет» или «нельзя» реагируют истерикой или непослушанием. Если желание исполнимо, осуществите его. Если оно небезопасно, попробует отвлечь игрой или прогулкой. Когда эти способы не работают, просто оставьте запрет и примите любые эмоциональные реакции спокойно и с любовью. В таких ситуациях бессмысленно ждать послушания, злиться, кричать и пытаться вразумить.
В 4 года дети уже воспринимают и слушают объяснения, но до 7–8 лет ко всем запретам относятся несерьёзно
Они не понимают их важности, например, зачем от них требуют мыть руки и чистить зубы. Им сложно уяснить причину, но, когда мама доходчиво, в понятной и правильной форме всё объясняет, ребёнок начинает воспринимать эти действия как что-то важное, обязательное и полезное
Почему ребёнок становится в школе изгоем
Мы рассмотрели семь основных причин, из-за которых над ребёнком могут издеваться в школе.
Причина 1. Нестандартная внешность
Разноцветные волосы, очки, пирсинг, короткие волосы у девочки или длинные у мальчика — всё это может стать факторами агрессивного поведения со стороны одноклассников.
Причина 2. Проблемы физического плана
Заикание, энурез, нестандартная фигура, слуховой аппарат — если ребёнок чем-то отличается от других, велика вероятность насмешек.
Причина 3. Неумение за себя постоять
Легче издеваться над ребёнком, который не может в ответ сказать ни слова, который проглатывает обиду.
<<Форма демодоступа>>
Причина 4. Чрезмерная опека со стороны родителей
Про такого ребёнка можно услышать «маменькин сынок», что и становится поводом для насмешек. Обидчики уверены, что такой одноклассник сам не сможет себя защитить, как и в предыдущем пункте.
Причина 6. Отличник в старших классах и двоечник в младших
В началке почётно хорошо учиться, а в средних и старших классах отличники превращаются в «выскочек». Снова выделение из толпы.
Причина 7. Частые пропуски школы
Когда ребёнок редко находится в коллективе, и его интересы перестают совпадать с общими.
Получается, что все причины можно свести к тому, что ребёнком-изгоем становится тот, кто «не такой, как все» или просто не в состоянии за себя постоять.
Агрессивное поведение
Агрессия со стороны другого человека не понравится никому, ни взрослому, ни ребенку. Никто не хочет соглашаться с тем, что его права попираются, а он сам, как личность просто не существует. Зачастую люди, имеющие сильный характер, не умеющие сдерживать свои эмоции, считающие, что последнее слово только за ними, приносят агрессию в семью. Страдают от этого в первую очередь дети.
Психологически ребенок очень открыт и раним, потому не может выдержать всплеск эмоций и насилия. На подсознательном уровне он выстраивает защитный барьер. В его глазах папа или мама могут иметь на него влияние, когда исполнены любви, соучастия, желания вникнуть в ситуацию, объяснить. Если родители настроены на общение с ребенком только в приказном тоне, ребенок будет делать назло до тех пор, пока родители не изменят своего поведения и отношения к нему.
1,5–2,5 года
Малышу уже известны базовые правила. Он знает, что какие-то вещи недопустимы, другие формально запрещены, но иногда сходят с рук − а значит, есть поле для эксперимента. В этот период волевая саморегуляция развита еще слабо, и любопытство чаще всего берет верх над сознательностью. В этот период проказы ребенка — результат недостаточного опыта, а не хитрости или желания «сделать назло». Ребенок уже испытывает границы на прочность с вашим участием, наблюдая за вашей реакцией и подражая вам. Если вы сможете сохранять спокойствие, проявлять уважение к растущей личности ребенка и показывать пример дружелюбного, разумного, доброжелательного поведения, процесс установления твердых границ не вызовет протеста и у ребенка не возникнет желания нарушать правила, чтобы досадить вам.
Что можно сделать с хронически непослушным ребенком?
Время от времени большинство детей бросают вызов желаниям своих родителей и начинает делать все назло. Это часть взросления и проверки руководящих принципов и ожиданий взрослых. Это один из способов, с помощью которого дети могут узнать и открыть для себя самих себя, проявить свою индивидуальность и обрести чувство автономии. Расправляя свои независимые крылья и вступая в незначительные конфликты со своими родителями, они обнаруживают границы правил своих родителей и своего собственного самоконтроля.
Иногда, однако, эти конфликты представляют собой нечто большее, чем случайные нарушения, и становятся образцом взаимодействия родителей и детей. Непослушание может иметь множество причин. Иногда это происходит из-за необоснованных родительских ожиданий. Или это может быть связано с темпераментом ребенка или со школьными проблемами, семейным стрессом или конфликтами между его родителями.
Как отучить ребенка обзываться
Как отучить своего ребенка обзываться? Это довольно серьезная проблема для родителей, уличивших в подобном поведении собственное чадо. Если стало известно о случаях, когда автором дразнилок стал ваш ребенок, следует принять меры и постараться не допустить развития подобной ситуации.
Для начала с малышом нужно спокойно поговорить. Спросите, какие случаи и какие дети вызывают желание дразнить. Чем вызвано такое поведение?
Задайте вопрос, как бы он отреагировал, если б эти слова кто-то произнес в его адрес? Ваша задача – заставить ребенка почувствовать, что испытывает человек, которого обзывают и натолкнуть на мысль, что этого делать нельзя.
Расскажите, что существуют хорошие и обидные слова. Объясните смысл тех и других, расскажите о влиянии на настроение человека.
Поделитесь историей из своего детства, расскажите о переживаниях и чувствах, которые испытывали, когда стали жертвой дразнилок. Пусть ребенок прочувствует вашу обиду и боль, сравните себя с тем малышом, которому досталось от вашего сына/дочери.
Выясните, какая моральная обстановка царит в классе или детсадовской группе, что происходит между детьми, насколько дружен детский коллектив и важна вербальная связь. Если выявите разногласия и агрессию, поговорите с воспитателем или учителем, прибегните к помощи психолога.
Следите за тем, что говорите дома, как общаетесь с супругом, что рассказываете о друзьях, подругах, коллегах. Ребенок слышит все, и впитывает информацию быстро. Для него это взрослая жизнь, которая представляет особый интерес. Он будет подражать поведению родителей, повторять сказанные слова, ситуации.
Читайте правильные книги, смотрите вместе с ребенком обучающие программы и детские передачи. Обязательно обсуждайте прочитанное и просмотренное. Ваше мнение должно совпадать в мнением положительных героев, тем самым — учить ребенка добру.
Отличия послушных и непослушных детей
Послушный ребенок – это хорошо или плохо? Давайте сравним. Кто такой послушный ребенок? Тот, кто слушается и подчиняется? Это слишком ограниченное и упрощенное понимание. Послушный, дисциплинированный ребенок — это прежде всего такой малыш, который имеет понятия о границах: своих (личных и физических) и чужих. И он не только осознает границы других людей, он их признает и уважает. Непослушный ребенок, как следует из сказанного, — тот, кто этими границами по разным причинам пренебрегает.
Сейчас у очень многих детей, причем в любом возрасте, нарушено понимание границ. И это создает препятствия для здоровой жизни, нормального общения с социумом, выстраивания отношений. Если ребенок не умеет выдерживать границы, а вместе с ними правила и нормы, ответственность за это лежит на родителях.
Почему так происходит? Одна из причин — это чрезмерная «залюбленность» детей старшими. Нынешние родители — это дети 90-х. Это были суровые времена, когда для мам и пап был очень важен вопрос выживания, они не успевали дать этому поколению достаточно любви. Многими из нас больше занимались бабушки, а то и соседки. Наше поколение — это недолюбленные дети, выросшие в эмоциональном дефиците. Став взрослыми, они хотят не только реализовать свой родительский потенциал, но и дать детям то, чего не получили они сами. Поэтому любовь и забота становятся гипертрофированными. Ребенок, окруженный чрезмерной любовью, часто не имеет возможности самостоятельно развиваться.
Как понять родителям, что ребёнок стал изгоем
Есть несколько симптомов, которые могут указывать на то, что у ребёнка проблемы в школе:
- не хочет ходить на учёбу, даже если справляется со всеми домашними заданиями;
- ничего не говорит об одноклассниках и не рассказывает о друзьях;
- не делится тем, как прошёл день;
- теряется, кому написать, чтобы узнать домашнее задание;
- никого не приглашает на день рождения и сам ни к кому не ходит;
- просит оставить его дома под предлогом болезни или действительно часто болеет;
- возвращается из школы нервным или сильно расстроенным;
- приносит домой испорченные вещи, а что-то вообще пропадает.
Эти симптомы могут указывать не только на изгойство, но и на конфликт с учителями или одноклассниками.
<<Перелинковка>>
Если ребёнок встаёт в позицию защитника жертвы, он тоже может подвергаться нападкам со стороны обидчиков и преследователей
Поэтому важно время помочь.
Мнение доктора Комаровского
Надо заметить, что не все специалисты придерживаются такого подхода. Например, российский психолог Е. Комаровский, отвечая на вопрос, что делать, если ребенок ведет себя плохо, рекомендует не потакать детским крикам, чтобы не приучать детей к манипулированию.
Он подчеркивает, что даже непослушных детей бить нельзя, при этом перечисляет более мягкие варианты наказаний за плохое поведение: поставить в угол, лишить сладкого.
Как вам статья?
Полезно, практично 62.5%
Нормально 25%
Есть что улучшить 12.5%
Проголосовало: 16
Это отличается от европейской практики, в которой распространен метод не наказаний, а естественных последствий, причем начиная с более старшего возраста.
С другой стороны, по мнению Комаровского, необходимо учить проговаривать эмоции словами, не нанося вред окружающим, и с последним утверждением нельзя не согласиться.
Железная дисциплина
Железная дисциплина и постоянные запреты. Все должно быть сделано по правилам, исключения и отклонения от нормы не принимаются. За любую провинность применяются все меры наказания. Одним словом – «армейская муштра».
Иногда положение детей в такой семье становится просто невыносимым. Выполнять все требования отца или матери безукоризненно, при этом быть успешным и инициативным ребенком просто невозможно.
В семье с железной дисциплиной редко можно услышать похвалу, которая, как правило, подталкивает к желанию стать лучше. Ребенок слышит в свой адрес постоянные нелестные замечания. Он уже давно смирился с тем, что он плохой во всем и заслуживает только нареканий.
Если ребенок не может достигнуть уровня, который к нему постоянно предъявляется, результатом станет замкнутость и непослушание, когда он будет норовить сделать назло родителям. Еще чаще дети поступают так в школе: чем больше учитель кричит и требует, тем больше дети непослушны и делают наоборот.
Что влечет за собой железная дисциплина в семье сегодня и в будущем:
- Страх перед людьми власти (на работе и дома).
- Заниженную самооценку.
- Замкнутость.
- Безынициативность.
- Склонность к обману, мстительности и насилию.
- Уход из семьи (ранние браки, выезд в другой город, проживание отдельно от родителей).
Задачи кризиса и суть происходящего с ребенком
Стадия негативизма означает, что ребенок начинает ощущать свою отдельность, и пытаться жить в новом качестве.
Взрослым следует особенно бережно обращаться с маленьким бунтарем. Шаг вправо – и он уязвлен в своей новой самостоятельности, шаг влево – и он паникует без надежной поддержки и абсолютного принятия.
И то, и другое может выражаться в криках, плаче, необъяснимых претензиях и капризах.
Наберемся деликатности и терпения и поможем ему пройти этот путь
Важно понять, что стоит за его протестом и отрицанием. «Мама, я хочу быть сильным и большим
Не смей мешать мне! Мама, я маленький и слабый. Спаси меня сейчас же!» Представьте себе, как тяжело испытывать это одновременно. В голове не укладывается, правда?
Слышали ли вы о кризисе 3-х лет раньше?
Да 67.44%
Нет 20.93%
Все эти кризисы – выдумка психологов. Пороть их надо! 11.63%
Проголосовало: 43
Маленький экстремал
Некоторые малыши, несмотря на все ваши просьбы, запреты и увещевания, словно задались целью покалечиться. Они залезают на подоконники, хватают ножи и ножницы, выбегают на дорогу и норовят засунуть в розетку разные предметы.
Разумеется, впервые малыш сделал это ненамеренно, жажда познания мира вкупе с ограниченным опытом могут привести к самым рискованным результатам. Объяснений ребенок еще не понимает, последствий – не представляет, зато ваша непроизвольная реакция ему может очень понравиться!
Вы, во-первых, немедленно бросаетесь к своему чаду (а это, с точки зрения малыша, уже неплохо!) Во-вторых, тут же включаетесь «в игру» (ловите, догоняете, пытаетесь отобрать опасный предмет – ура, играем!). В-третьих, смешно кричите странным голосом. Конечно, потом вы его отругаете и, возможно, даже шлепнете (зачем, ведь так отлично веселились, недоумевает малыш), но развлечение того стоит.
Когда бить тревогу
Исходя из всего вышесказанного следует, что детские выдумки — это не повод для паники. Ученые установили, что первые попытки вранья у ребенка появляются примерно в 3 года, к 5-6 годам дети уже отлично умеют выдумывать истории. Это поведение является нормальным, но спускать на тормозах его все равно не нужно. В противном случае можно упустить воспитание и столкнуться с массой проблем.
Существуют ситуации, при которых необходимо незамедлительно бить во все колокола, если ребенок начинает говорить неправду. Обычно так себя рекомендуется вести, когда:
- несовершеннолетний использует вранье как средство манипуляции;
- скрывается какая-то серьезная правда;
- ложь привела к серьезным негативным последствиям;
- выдуманные истории сопровождаются сильным непослушанием, порчей имущества, хулиганством и воровством.
Как правило, при подобных обстоятельствах рекомендуется обратиться вместе с ребенком к семейному (но никак не детскому) психологу. Этот специалист поможет понять, почему дети начали врать. Он же постарается исправить ситуацию. Только не нужно стесняться. Поход к психологу — это вовсе не визит в психоневрологический диспансер. Он действительно иногда необходим. Может быть, родители сами виноваты в том, что дети им врут.