Четвертый скачок роста — освоение пространства
15–19-я недели
Лейтмотив: «Я понимаю как»
Что теперь умеет малыш:
может не просто взять игрушку и сжать ее руками, но и дотянуться до предмета, повертеть в руках, рассмотреть со всех сторон;
не просто гулит, а может впервые произнести «мама» или «папа»;
может начать ползать, его спектр возможностей по познанию мира существенно расширяется.
Особенности поведения
Карапуз понимает, что некоторые события могут происходить по его желанию — это удивляет и пугает его. Он норовит сползти вниз, находясь у вас на руках, во время плача стремится принять позу новорожденного.
Что делать родителям?
Имейте в виду: раньше крохе было достаточно, что его носят на руках, теперь, чтобы отвлечь его, нужно постоянно с ним чем-то заниматься, придумывать новые развлечения. Только телесного контакта становится мало.
Совет психолога:
Важно, как организована среда малыша: бывает, что при всем обилии игрушек у него нет удачных. Они слишком большие, слишком яркие, слишком громкие. Случается, ребенок ударит погремушкой себя и перестает проявлять к ней интерес — пугается
Игрушки должны быть компактные, легкие, удобные для захвата. Большие и яркие дети оценят позже
Случается, ребенок ударит погремушкой себя и перестает проявлять к ней интерес — пугается. Игрушки должны быть компактные, легкие, удобные для захвата. Большие и яркие дети оценят позже.
Календарь стремительного развития
За 12 месяцев грудничков ожидает 8 скачков стремительного развития. Не многие взрослые справились бы с такой нагрузкой, поэтому помощь родителей очень важна для малышей. Следующим значительным изменением в жизни ребёнка будет кризис трёх лет.
Календарь скачков развития грудничка:
- 4-5 неделя (1 месяц);
- 8-9 неделя (2 месяца);
- 12 неделя (2,5-3 месяца);
- 15-19 неделя (4 месяца);
- 23-26 недели (5-6 месяцев);
- 34-37 неделя (7-8 месяцев);
- 42-46 неделя (10 месяцев);
- 51-52 неделя (1 год).
При указании времени в периоде не означает, что скачок продолжается несколько недель. Он ожидается в этот период времени. Многое зависит от индивидуальных особенностей малыша, наследственной предрасположенности. Календарь условный, рассчитан на детей, родившихся в срок. Если грудничок появился на свет раньше, то нужно прибавить количество дней, которое оставалось до нужной даты. При родах после установленного срока, нужно отнять разницу.
Как рассчитать, когда у ребенка будет скачок развития
Чтобы рассчитать дату предполагаемого времени очередного скачка роста, достаточно иметь перед собой календарь на год: отсчитывайте от дня рождения малыша недели, и вы будете готовы к новому кризису.
Есть один важный нюанс: скачки развития принято рассчитывать от предполагаемой даты родов (ПДР). Поэтому, если малыш родился раньше срока, расчет стоит вести именно от ПДР.
Сейчас в свободном доступе большое количество таблиц и калькуляторов по расчету скачков развития, где вы можете просто ввести день рождения ребенка, и программа автоматически за вас сделает календарь на целый год индивидуально для ребенка.
Что умеет ребёнок в 10 месяцев?
Малыш уверенно ползает. Кто-то на небольшие расстояния, других просто невозможно догнать. Особенно возрастает скорость перемещения младенца, если он успел ухватить что-то запретное и пытается скрыться.Бывает, что 10-месячный ребёнок ползает очень мало, а сразу пытается ходить. Причем мальчику это будет более свойственно, чем девочке.
Дети в 10 месяцев хорошо стоят. Многие пытаются ходить, держась ручками за край дивана или кровати. А некоторые малыши уже осваивают навык ходьбы без всякой поддержки.
Ребёнок окончательно осваивает щипковый захват. Малышу нравится пальчиками держать мелкие предметы, если дать ему в руки карандаш или ручку, младенец будет пытаться рисовать, подражая действиям родителей.
Малыш в 10 месяцев ещё более интересен в плане общения. Его легко научить махать ручкой на прощание или крутить головой в знак согласия или несогласия. Ребёнок также реагирует на простые просьбы взрослого. Малыш может что-то взять, принести, отдать или совершать определённые действия с игрушками (покатать, закрыть, открыть).
Ребёнок совершенствует владение своим телом. Благодаря тому, что прибавки в массе тела уже не такие существенные, как раньше, младенцу проще контролировать свои движения. Связь между мышлением и моторикой крепнет. Манипуляции руками, движения ногами, повороты головы становятся ещё более осознанными. И чем больше малыш играет с помощью рук, пальцев, тем скорее и крепче эта связь закрепится.
Развитие ребёнка в 10 месяцев уже позволяет определить ведущую руку.Если главной окажется левая рука, ни в коем случае нельзя младенца переучивать. В этом случае лучше выбирать игры, в которых задействованы обе руки.
В обращённой речи ребёнок легко угадывает интонации. Если речь имеет одобряющий тон, малыш радуется, улыбается. Если же младенец слышит в голосе близкого человека неодобрение, он расстраивается.
Малыш осознаёт слово «нельзя». Главное – не злоупотреблять им. Запрещать следует в тех ситуациях, когда действия ребёнка могут нанести вред ему или окружающим
В остальных случаях его лучше отвлекать, переводя внимание на что-то более интересное.Запрет следует доводить до конца. Не надо идти на поводу у младенца, который своим криком пытается добиться разрешения на что-либо ему угрожающее, на что ранее был наложен запрет
Ещё раз мягко расскажите малышу, почему нельзя, и чем это действие или предмет ему угрожает.
Ребёнок на десятый месяц может сказать свои первые слова. Или часто и подолгу повторяет самые популярные слога – « ма-ма», «па-па», «ба-ба».Но даже если этого не происходит, не стоит переживать. Развитие ребёнка в десять месяцев ещё не подразумевает чёткое осознанное говорение слов.
Чувства малыша и его эмоциональные реакции становятся более разнообразными. Так, например, у 10-месячного ребёнка может возникнуть чувство ревности. Оно проявляется, когда в центре внимания близких людей оказывается другой малыш.
Крепко держит кружку двумя руками и самостоятельно пьёт.
Как помочь ребёнку
Для родителей это время сложное в физическом и эмоциональном плане. Постоянные капризы, бессонные ночи сильно выматывают, требуют терпения. Ребёнок в это время очень нуждается в матери. Её присутствие помогает ему успокоиться. Женщина должна больше носить его на руках, не оставлять одного. Если нет возможности находиться рядом, то разговаривать, чтобы младенец постоянно чувствовал присутствие родного человека.
Не рекомендуется во время скачков роста отучать малыша от груди. Наоборот, следует чаще прикладывать его к груди. Даже если он не будет кушать, это поможет легче пережить стресс. При повышенной возбудимости нужно успокаивать малыша. Если не получается взять его на руки, можно в положении сидя положить его на сгиб локтя. В таком состоянии он будет слушать биение сердца, и успокоится.
Нужно найти способы отвлечь ребёнка. Можно петь песенки, качать на ручках, показывать новые картинки, включать музыку, шум моря, пение птиц, звуки дождя, чаще купать, делать массаж. Хорошо помогают прогулки. Можно поменять привычный маршрут, познакомить ребёнка с новыми друзьями, вывезти его на природу. Смена обстановки будет на пользу всей семье.
Речь
Речь занимает ключевое место среди таких высших психических функций, как память, внимание, мышление. От уровня ее развития будет зависеть дальнейшее обучение ребенка, его будущая успешность и гармоничная адаптация в социуме
На становление речи грудничков большое влияние оказывает
- развитие артикуляционного аппарата, созревание речевых зон в коре больших полушарий;
- состояние органов зрения и слуха;
- качество окружающей речевой среды; участие взрослых в стимуляции развития речи; «речевой практики» малютки;
- наличие положительных эмоциональных контактов со взрослыми;
- адекватное удовлетворение его потребности в движениях и познании окружающего мира…
При соблюдении перечисленных условий, некоторые десятимесячные карапузы могут порадовать родителей первыми лепетными и облегченными словами: «мама», «баба», «папа», «ляля», «бах»…
Пока же, большинство из них, без конца «играют» с разными звуками, изучая возможности своего речевого аппарата; подражают взрослым, пытаясь повторять за ними новые слоги; порой выдают и целые «фразы», пока еще никому непонятные…
https://youtube.com/watch?v=TGY1jFHfnvs%3F
В случае, если вы замечаете, что грудничок не лепечет, не издает никаких звуков, не реагирует на обращенную к нему речь, либо у него произошел регресс в приобретенных ранее речевых навыках — это повод обратиться к специалистам: педиатру, детскому неврологу, отоларингологу..
Важно вовремя найти и устранить причину задержки речевого развития
Если причина кроется в дефиците общения между малышом и родителями, неправильном воспитании, гиперопеке, непонимании важности развивающих занятий в этом возрасте и т.д., она легко устранима: родителям достаточно пересмотреть свое отношение к малютке, осознать свою роль в его развитии, уделять ему больше внимания… Сложнее с физиологией
Проблемы со здоровьем, связанные с нарушением слуха или зрения; с анатомическими особенностями строения и функционирования речевого аппарата (языка, нёба, гортани, голосовых складок); с патологией развития ЦНС, с последствиями травм и тяжелых заболеваний в первый год жизни; с психологическими травмами (испуг, ссоры взрослых в присутствии крохи, алкоголизмом родителей); с наследственностью (если кто-то из родителей грудничка начал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту); ранним проявлением аутизма… способны существенно тормозить речевое развитие малютки
Сложнее с физиологией. Проблемы со здоровьем, связанные с нарушением слуха или зрения; с анатомическими особенностями строения и функционирования речевого аппарата (языка, нёба, гортани, голосовых складок); с патологией развития ЦНС, с последствиями травм и тяжелых заболеваний в первый год жизни; с психологическими травмами (испуг, ссоры взрослых в присутствии крохи, алкоголизмом родителей); с наследственностью (если кто-то из родителей грудничка начал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту); ранним проявлением аутизма… способны существенно тормозить речевое развитие малютки.
Родителям и докторам придется очень потрудиться, чтобы минимизировать влияние перечисленных факторов не только на речевое, но и на общее развитие малыша.
https://youtube.com/watch?v=aeWNhBH4HSo%3F
Подробнее об аутизме читайте здесь
https://youtube.com/watch?v=ESkbZdqqZ10%3F
Учимся говорить. Запуск речи у детей. Логопедические карточки для развития речи. Звукоподражание.
ОК, МАМ! — мультфильмы для развития речи
Что умеет ребенок в 10 месяцев
Навыки десятимесячного малыша довольно обширны. В норме он должен уметь делать следующее:
- Хорошо ползать, опираясь на колени и ладошки. Кроха ползает не только в пределах одной комнаты, а по всей квартире. Таким образом он изучает территорию. Не нужно запрещать ему свободно перемещаться по дому. Главное, убрать из доступа все опасные предметы.
- Самостоятельно слезать с невысокой кровати или дивана, вставать на ноги, стоять, держась за мебель или стену, ходить с поддержкой взрослого за обе руки.
- Копировать движения взрослых. Со стороны может показаться, что кроха кривляется, повторяя за мамой или папой то, что они делают. На самом деле подражание – это главный механизм обучения всему новому. Копируя действия взрослых, ребенок запоминает их и учится воспроизводить самостоятельно.
- Умело держать в руках игрушки, бросать их и снова поднимать. Брать мелкие предметы не всей ладонью, а двумя пальцами. Держать сразу две игрушки – в одной и другой руке, стучать ими друг о друга.
- Самостоятельно доставать интересующие предметы, даже если они находятся не рядом с малышом.
- Знать назначение некоторых вещей (посуды, мобильного телефона, расчески и т. д.).
- Катать мячик по полу, собирать пирамидку из колец, ставить кубики друг на друга, складывать мелкие предметы в емкости. Малыш проявляет находчивость в игре. Например, может положить в кузов игрушечного автомобиля мелкие предметы и перевезти на другой конец комнаты.
- Самостоятельно держать в руках кружку-непроливайку и пить из нее, осваивать ложку.
- Знать свое имя и откликаться на него, поворачиваться на голос взрослого, реагировать на его просьбы (например, отдать игрушку маме по ее просьбе или найти в куче вещей нужный предмет).
- Проявлять эмоции во время игры и общения.
- Лепетать, повторять за взрослыми звуки и некоторые слова.
- Проявлять интерес к окружающим людям, другим детям, животным и птицам.
Если к десяти месяцам ребенок не умеет делать всего перечисленного, необходимо обратиться к специалисту и выяснить, нет ли у него задержек в развитии.
Десятый скачок роста — мир систем
72–75-я недели
Лейтмотив: «Я, ты, мы, они»
Что теперь умеет малыш:
начинает проявлять гибкость в применении принципов и примеряться к обстоятельствам. В этом возрасте начинается формирование совести;
понимает, что его действия приводят к определенным событиям, что он обладает властью над вещами, способен принимать решения;
отмечает, что другие люди имеют отличные от его предпочтения;
замечает различия между своими и чужими;
рисует окружающие предметы, себя.
Особенности поведения
Более возбудим, хочет находиться с мамой все дни напролет. Порой ребенок может показаться вам просто невыносимым в своей настойчивости.
Что делать родителям?
Дайте выход его энергии. Дурачьтесь вместе, устраивайте шумные игры, пускайте мыльные пузыри, бегайте. Это период, когда ребенок выбирает, что ему интересно. Будьте внимательны, наблюдайте, пытайтесь разобраться, какими способностями и склонностями он наделен. Поощряйте его новые умения и интересы. Позвольте ребенку познакомиться с разнообразными системами. Сейчас он стремится к порядку — дайте ему возможность насладиться этим: купите пазлы, объясните, как их собирать.
Совет психолога:
Когда пошел годовалый ребенок, видно, что он бежит, куда его ноги несут — под ним земля вертится. А полуторагодовалый конкретно двигается из пункта А в пункт Б, у него есть четкий маршрут. Он может споткнуться по дороге, но он понимает, куда ему надо. Это качественно другой уровень.
Какую температуру у детей принято считать повышенной
Понятие «нормальная температура» у детей условно. На ее показатели влияют возраст, физическая активность и эмоциональное состояние, температура и влажность окружающей среды. Так, например, у младенцев первых месяцев жизни нормальной считается температура до 37,5°С (измеренная в подмышечной области), а у детей до трех лет верхняя граница нормы — температура 37,3°С.¹
На показатели термометра также влияет место измерения температуры. У детей ее могут измерять в четырех местах:
- в прямой кишке (ректальная);
- во рту (оральная);
- в ухе (тимпаническая);
- в подмышечной области (аксиллярная).
Для большинства родителей привычное место измерения температуры у ребенка — подмышечная впадина. При этом кожа под мышкой должна быть сухая. Чтобы измерить температуру, ручку ребенка нужно прижать к грудной клетке, поместив термометр подмышку.
Нормальной у ребенка считается аксиллярная температура в пределах 35,8–37,0°С. Если температуру измеряют в прямой кишке или в ухе, то она обычно больше аксиллярной на 0,5–0,6°С. Температура во рту должна измеряться не ранее, чем через 30 минут после еды. Она больше аксиллярной на 0,2–0,3°С.
Для оценки температуры у детей используют ртутные, галинстановые, электронные и инфракрасные градусники. У каждого вида термометров есть свои преимущества и недостатки. Выбор зависит от возраста ребенка и предпочтений родителей. Подробнее о градусниках можно прочитать тут.
Для детей до трех месяцев надежный критерий оценки температуры — показание ректального электронного градусника при измерении в течение 30–60 секунд.
Таким образом, повышенной температурой у ребенка можно считать:
- выше 37,2°С — при аксиллярном измерении;
- более 38,0°С — при измерении в прямой кишке или ухе;
- более 37,8°С — при измерении во рту.
В зависимости от степени повышения температуры различают:
- субфебрильную — колебания в пределах 37,1–38,0°С;
- умеренную фебрильную — 38,1–39,0°С;
- высокую фебрильную — 39,1–41,0°С;
- гиперпиретическую — выше 41,0°С.
Один за всех и все за одного
Старайтесь в воспитании детей придерживаться одних принципов всей семьей. Непозволительно вместе с папой делать то, что не разрешает делать мама. При таком подходе у ребенка быстро сформируется неуважительное отношение к маме, упадет ее авторитет, появится уверенность в безнаказанности. Если один родитель не согласен с поведением другого родителя, то высказывать свое мнение стоит сугубо в личной обстановке. Ребенок не должен слышать ваших споров. Тоже самое относится к бабушкам и дедушкам, которые любят баловать своих внуков и все им позволяют. Попросите их придерживаться вашей схемы воспитания, иначе каждый раз после визита к родственникам вам придется бороться с новым потоком истерик.