Развитие и навыки малыша в 5 месяцев
Принято считать, что каждый человек индивидуален и развивается по-своему, малыш, в том числе. Но все-таки к 5 месяцам ребенок в своем развитии должен не отходить от общепринятой нормы. Умения и навыки малыша к этому возрасту формируются следующие:
- Ребенок очень хорошо и уверенно держит головку в разных положениях.
- Пытается передвигать тело вперед, когда лежит на спине, то есть делает первые попытки ползти.
- Разгибает ноги, чтобы опираться на стопу, передвигает их, будто идет.
- Подтягивается, держась за руки взрослого.
- Переворачивается со спины на живот и обратно.
- Разговаривает «на своем» языке, произносит максимально эмоционально первые слоги: «бу», «ма», «гэ» и т.п.
- Малыш уже может упорно отстаивать свою позицию криком, плачем.
- Хохочет, улыбается, огорчается, прислушивается к разговорам старших.
- Хорошо различает близких людей в кругу незнакомых ему.
- Знает голос мамы и папы, брата или сестры, бабушки или дедушки.
- У малыша есть свои любимые игрушки, которыми ему нравится играть.
- Он становится любопытным. Изучает свое тело: может долго рассматривать и перебирать пальчики на руках и ногах.
- Его интересуют незнакомые звуки.
- Движения становятся более уверенными.
- Малыш хорошо хватает и удерживает игрушки. Если наигрался, может бросить их.
- Если поддерживать ребенка за подмышки, он твердо встанет на ножки и выпрямит их.
- Заинтересован разговором и делами взрослых.
Различие мальчиков и девочек в развитии
Независимо от того, кто у вас, мальчик или девочка, развиваются дети примерно в одном темпе. Половой признак не влияет на эмоции, моторику, слух или зрения. Все, что делает малыш в этом возрасте, связано в основном с его врожденным темпераментом и телосложением.
Витамины
Идеальный вариант, когда врач, ведущий беременность, сам советует женщине, что принимать на 5 неделе беременности и в каком количестве (в этом вопросе все-таки важен индивидуальный подход!)
Мы же отметим важность лишь некоторых витаминов на 5 неделе. Так, известно, что каждая вторая беременная испытывает дефицит фолиевой кислоты — обязательного элемента для формирования органов и систем малыша (в первую очередь, речь идет о нервной системе). Фолиевая кислота при беременности необходима! Кроме специальных таблеток, она содержится в шпинате, спарже, моркови, персиках, авокадо, бобах, фундуке, темной ржаной муке, яйцах, печени и сыре
Фолиевая кислота при беременности необходима! Кроме специальных таблеток, она содержится в шпинате, спарже, моркови, персиках, авокадо, бобах, фундуке, темной ржаной муке, яйцах, печени и сыре.
Для правильного формирования эмбриона требуется бесперебойная «поставка» в организм и витаминов группы В (это крупы, бобовые, абрикосы, морковь, свекла), витамина С (черная смородина, облепиха, капуста, земляника), а также йода и магния (морская капуста, бананы).
Кризис ребенка в 2 года
Постоянные истерики — главный признак, отображающий кризис 2 лет у ребенка. Переключение внимания здесь уже не работает, ребенок упирается в собственную хотелку и устраивает настоящее представление. Он может ломать игрушки, вырывать страницы книг, драться и разрушать все вокруг. Родители начинают жаловаться на неуправляемость малыша.
Причина этих истерик кроется не в плохом воспитании и не в избытке энергии, а в развивающейся самостоятельности ребенка. Побочный эффект подобного события – это то, что иногда ему кажется, что его ущемляют как личность.
Ребенку необходимы границы. Исследуя мир, он видит связь между тем, что он сделал, и последующим эффектом. Если эффект один и тот же, малыш спокоен и чувствует себя в безопасности. Если же в какой-то день он совершил привычное действие, но получил иную реакцию, у него начинается паника.
Границы нужны, чтобы малыш почувствовал знакомое сопротивление. Да, ему нельзя позволять все, тем более, что часть детских требований выполнить вообще невозможно. В два года он уже должен понимать, что что-то делать запрещено или не имеет смысла.
Перед бурей
Лучше всего «ловить» истерики до их начала. Пока ребенок еще может адекватно соображать и думать над проблемой, следует поговорить с ним на равных – к примеру, сказать: «Я вижу, что ты чем-то недоволен. Давай ты расскажешь, что тебе нужно, а потом мы вместе подумаем, что нам делать». Если на малыша не начать сразу кричать, он поймет, что не обязан сам справляться с проблемой, ведь у него есть поддержка родителей. Логика детям вполне доступна, поэтому можно будет обойтись без воплей и плача.
Если истерика уже началась
Ни в коем случае не уступать. Даже одно маленькое послабление позволит ребенку почувствовать реальную власть. В итоге он перестанет вас уважать, будет чувствовать себя выше, и вести себя как капризный царек.
Чтобы такого не произошло, следует держать в голове (или даже на бумаге) четкий список разрешенного и запрещенного. Любые требования истерики должны исполняться или пресекаться только согласно этому списку.
Тон родителя должен быть спокойным. Не нужно апеллировать к логике и пускаться в пространные объяснения, маленький ребенок, бушующий на эмоциях, все равно не поймет ни слова. Если спокойные и простые объяснения на тему «Почему я не могу дать тебе это» не помогли, лучший способ успокоить дитя – выйти из комнаты. Без аудитории ребенок быстро успокаивается. Желательно, чтобы после этого он первый пошел на контакт с вами.
Первый кризис — 5 неделя: печали и радости
На четвертой или пятой неделе в жизни крохи происходят очередные изменения, которые становятся причиной нового кризиса. Органы чувств активно развиваются – малыш сталкивается с чем-то новым и непонятным для себя. Ему страшно, он растерян, поэтому кричит и требует, чтобы все было так, как раньше.
Родителям нужно знать, что если на четвертой-пятой неделе малыш больше, чем обычно, требует грудь, то у него произошел первый скачок в развитии. Когда он ест грудное молоко, он чувствует себя защищенным.
Малыш в это время требует к себе повышенного внимания и ласки. Некоторые из матерей обращаются за помощью к специалистам по грудному вскармливанию, считая, что процесс нарушен. Они ошибочно предполагают, что у них не хватит молока, чтобы кормить ребенка так много в течение дня, и не понимают, что кризис скоро закончится, а их задача — продолжить грудное вскармливание.
Специалисты рекомендуют родителям в период кризисов малыша дарить ему больше телесного контакта, носить на руках. Для младенца в этот период важнее всего на свете чувствовать тепло мамы и ритм ее сердца.
Кризис ребенка в 7 лет
Основное проявление данного кризиса: ребенок начинает вести себя совершенно не так, как вел раньше. Был спокойным – стал чрезмерно активным, делился всем с мамой – перестал это делать, и так далее. Он начал исследовать свое влияние на устройство мира, поэтому игрушки часто ломаются, и он разбирается в их устройстве. Ребенка тянет к общению со старшими ребятами.
Что делать?
Если ребенок забыл что-то подготовить к школе, положить какую-то вещь или доделать урок, нельзя делать это за него. Родитель теперь выполняет направляющую роль. Укажите малышу на ошибку и предоставьте самому разбираться с ней.
Как следствие, ограждать ребенка от ошибок повседневной жизни тоже не нужно. Предупредите его, что будет, если он совершит некое действие, и предоставьте самому разбираться с полученной информацией.
Поощрение важнее наказания
Если вы проверяете урок и видите, что какой-то момент получился хорошо, а какой-то плохо, внимание вы заостряете именно на хорошем
Очень важно концентрировать ребенка на успехе вместо неудачи, это даст сильный положительный толчок в дальнейшей жизни
Календарь скачков развития
В ходе наблюдения за детьми ученые выделили наиболее непростые периоды в развитии малыша.
5 недель (1 месяц)
Первый скачок развития тесно связан с эмоциональным созреванием. Появляются слезы, первые эмоциональные реакции на маму, ребенок становится особо чувствительным к внешним раздражителям. Поэтому стоит обеспечить на этот период более спокойную обстановку для малыша: больше носить на руках и воздержаться от обилия громких звуков и ярких игрушек вокруг.
8–9 недель (2 месяца)
В это время ребенок начинает замечать то, что происходит вокруг него. Ему становится интересно, как перемещаются предметы, куда уходит мама. Кроха начинает лучше ощущать запахи, вкус, различать звуки. Параллельно малыш начинает знакомиться с телом и находит свою руку: вначале он с любопытством рассматривает ее, а затем — засовывает в рот и пробует на вкус. Такой разный «мир ощущений» вызывает целый взрыв эмоций, с которым грудничку трудно справиться самому.
12 недель (3 месяца)
Третий скачок развития связан с осознанием малышом своих возможностей — теперь он может держать в руке предметы и засовывать их в рот, может управлять своим голосом, может эмоционально реагировать на происходящее вокруг. Многие детки в это же время пробуют переворачиваться на бок. Кроме всего прочего, ребенок отчетливо понимает, что все вокруг него тоже меняется. Такие перемены вокруг вызывают тревогу, и лишь на руках у мамы все спокойно и стабильно, поэтому детки в этот период становятся по-настоящему «ручными».
14–19 недель (4 месяца)
Это время, когда ваш малыш открывает причину и следствие. Это означает, что дети учатся предсказывать будущие события («если я ударю в барабан, он издаст звук»), и это очень важный аспект понимания мира. Также ребенок начинает лучше осознавать свои возможности: теперь малыш сам может дотянуться до предмета, взять его и извлечь звук, например. Помимо этого, совершенствуются моторные навыки. Ребенка одновременно и радуют такие возможности, и пугают. Поэтому настроение в этот период очень переменчиво.
23–26 недель (5,5 месяцев)
Этот период — один из самых непростых для ребенка на первом году жизни, и во многом он обусловлен стремительным моторным развитием малыша. Улучшается координация и умение управлять своим телом, ребенок начинает при помощи переворотов (а иногда и ползком) перемещаться по территории. В какой-то момент ребенок начинает осознавать, что между ним и другими предметами и людьми (особенно мамой) существует дистанция, а это значит — маму можно потерять.
Именно в этот момент начинает кризис сепарации — страх отдалиться от мамы. В это же время ребенок начинает открывать для себя увлекательный мир межличностных отношений. Вы заметите, что ваш малыш становится более пугливым и застенчивым, — это результат его наблюдения за тем, как люди делятся на группы, например — «знакомый человек» против «незнакомца».
34–37 недель (8–9 месяцев)
Это время бурного развития интеллекта. За эти недели ваш ребенок познакомится с категориями, типами и разновидностями. Они заметят сходства и различия: например, собака на картинке ассоциируется у них с вашей любимой собакой. Или другой пример: персик и банан — совершенно разные на вид, но их оба можно есть. В этот период деткам нравится пристально наблюдать за предметами, перекладывать их, трогать, пробовать на вкус, нюхать.
42–46 недель (10,5 месяцев)
Время, когда дети открывают для себя последовательности, а это значит, что они узнают, что жизнь состоит из этапов — например, разрушение и строительство, сокрытие и открытие. Они способны замечать связь между событиями: если они увидят, что вы что-то прячете от них, они смогут это найти. Малыши начинают больше общаться как вербально, так и невербально — кто-то начинает произносить простые слова, кто-то будет использовать все более точные жесты, чтобы требовать желаемое.
Детские улыбки и звуки
К 5-недельному возрасту, когда уголки рта вашего ребенка скручиваются, вы можете с уверенностью отнести это к реальной социальной улыбке (если, конечно, вы не обнаружите тот характерный запах, который означает, что пора еще раз сменить подгузник). И кому лучше попрактиковаться в этих первых улыбках, чем мама? (Да ты!)
Так что продолжайте в том же духе общаться со своим ребенком (мелочи, которые много значат — например, разговаривать, петь и ворковать с ним), и у вас будет много поводов для улыбки.
Ваш 5-недельный ребенок теперь будет улыбаться чему-то еще: музыке — будь то пение, когда вы меняете подгузник, или жужжание радио в фоновом режиме.
Ваш ребенок также остро воспринимает другие звуки, такие как колокольчики, лай собаки, пылесос и свист. Она может с удовольствием пинать эти звуки, кричать или успокаиваться, чтобы лучше слушать (многое зависит от того, стали ли эти звуки привычными в утробе матери).
Просто обязательно отметьте, какие звуки лучше всего успокаивают вашего ребенка, чтобы вы могли воссоздать их, когда вам это нужно больше всего!
Что происходит с ребенком?
Каждый кризис для ребенка и его родителей наступает внезапно. Изменения начинаются в нервной системе крохи, что сопровождается освоением нового навыка. Так, например, на восьмой недели жизни у малыша появляется навык распознавания «узоров», что существенным образом сказывается на его поведении.
Именно эта способность позволяет малышу улучшить все то, что он умел делать раньше, помогает ему в постижении новых вещей
На практике это выливается в пристальное внимание ребенка к встречающимся на его пути «узорам» в парке из ветвей деревьев, например, или в комнате на закате, когда образуются причудливые игры теней
Как узнать о новой фазе?
Главным признаком скачка у детей станут продолжительные плаксивые периоды. Во время такого кризиса успокоить малыша крайне непросто, что становится для многих мам причиной волнения. Им кажется, что малыш заболел, чувствует дискомфорт, некоторые из них испытывают гнев и раздражение в ответ на «вредность» крохи. Дети, переживая очередной кризис, не желают слезать с рук мамы.
Первые изменения и их количество
Трудные периоды, во время которых малыш делает скачок в развитии, наступают у всех в одно и то же время. Их насчитывается восемь. Протекают они в первые 14 месяцев, причем первые три – в период до года. Сначала они короткие, затем становятся немного длиннее.
Чтобы правильно высчитать момент наступления первого кризиса, нужно понимать, родился ли малыш в срок, раньше или позже него. Так, например, если кроха появился на свет на 2 недели позже срока, то начинать отсчет нужно на эти же 2 недели раньше. Если кроха родился на 3 недели раньше срока, то начинать считать нужно будет на 3 недели позже. Эти отличия также лишний раз подтверждают, что кризисы имеют прямую связь с излучениями головного мозга.
Это не обойдет стороной ни одного ребенка
Календарь развития каждого ребенка в определенные моменты предусматривает кризисы — это понятно и от этого никуда не деться. Так запланировано природой. Дети становятся капризными и вредными независимо от того, какой характер они демонстрировали до этого.
Примечательно, что деткам с трудным характером пережить кризисы сложнее, чем малышам спокойным, с так называемым непроблемным нравом. Непросто будет и их мамам. От них потребуется еще больше выдержки и терпения. Малыш будет нуждаться в заботе и ласке, испытывает потребность узнать как можно больше нового. Не получится избежать и первых конфликтов с мамой.
Окончание кризисного состояния
Рано или поздно календарь развития малыша наладится и кризисы минуют. Кроха станет спокойнее и покладистее. Если за ним понаблюдать, то можно будет увидеть, что вместе с завершением кризисной волны появились и новые навыки. Ребенок не только стал вести себя адекватно, но и многому за это время научился. Налицо очередной скачок в развитии малыша до года.
Именно в этот период привычный мир детей переворачивается с ног на голову. Ему кажется, что все вокруг поменялось, но он не понимает, как именно. Дети боятся скачков не меньше родителей. Перемены кажутся им чем-то особенным. Они не знают, что делать, теряют аппетит, сон, стараются быть как можно ближе к человеку-гаранту своей безопасности — маме. Именно так и ведут себя малыши.
Новые способности — новые возможности
Каждый новый навык нужен ребенку для того, чтобы лучше изучать окружающий его мир. Ребенок учится использовать способности, которых раньше у него не было. Каждую из них уместно будет сравнить воротами в новый мир, которые они открывают.
Помощь в учении принимается
Если есть возможность помочь ребенку в освоении окружающего мира, то не стоит ей пренебрегать. Только родители смогут ему показать все то, что приведет к проявлению его личного потенциала. Не только ребенок готов устанавливать приоритеты. Вслед за ним могут открыть двери в мир и родители, черпая для себя в нем что-то новое, интересное, необычное.
Каждая мама и каждый папа уникальны так же, как и их ребенок
Поэтому именно взрослый может обратить внимание малыша на то, что сам он, возможно, пропустил бы мимо глаз и ушей. Именно мама или папа помогут крохе осваивать мир вокруг, деликатно обращая его внимание на то, что он пропустил. Таким образом учение будет проходить интереснее и быстрее
Таким образом учение будет проходить интереснее и быстрее.
Кормление
К пяти неделям вашему ребенку может потребоваться скорректировать график кормления. Для детей, находящихся исключительно на грудном вскармливании, вы можете заметить более длительное, более последовательное кормление и меньшее количество групповых кормлений, которые были более распространены в дни новорожденности.
Детям, получающим искусственное вскармливание, также может потребоваться увеличение количества получаемой ими смеси. Как правило, ребенок на втором месяце жизни выпивает примерно 120-150 гр
смеси с каждым кормлением, каждые три-четыре часа в течение дня.
Ночью ваш ребенок может спать дольше, от четырех до шести часов.
Не существует доказанного количества смеси, которое необходимо для каждого ребенка в этом возрасте—каждый ребенок будет отличаться, поэтому обратите внимание на сигналы голода вашего ребенка, чтобы точно определить, сколько именно нужно вашему ребенку. Вы можете рассмотреть возможность увеличения количества смеси, если ваш ребенок:
- Быстро допивает бутылку и, кажется, ищет еще
- Кажется, что он хочет есть чаще, например, каждые два часа, когда он ел каждые три часа
- Просыпается чаще, чтобы поесть ночью
- Не набирает вес хорошо
С другой стороны, если ваш ребенок, кажется, постоянно хочет есть и не удовлетворен кормлением смесью, вам нужно будет поговорить с педиатром вашего ребенка, чтобы убедиться, что у вас есть адекватная формула и нет никаких основных заболеваний.
Пятый скачок роста — мир взаимосвязей, понятие дистанции
23–26-я недели
Лейтмотив: «Я двигаюсь»
Что теперь умеет малыш:
лучше координирует движение рук и ног, больше двигается;
начинает осознавать, что между вещами существуют расстояния.
Особенности поведения
Становится более стеснительным, с неохотой идет к окружающим на руки
Ему важно видеть маму в своем поле зрения. Прижимает к себе игрушки: они дают ему чувство защищенности. Что делать родителям?
Что делать родителям?
Малыш становится более активным, следить за ним приходится куда более внимательно, чем раньше. Ребенку необходима ваша постоянная поддержка, так он сможет научиться контролировать пространство вокруг себя и избавиться от страхов. Теперь он может успокоиться не только в объятиях мамы, но и переключиться на какую-то книжечку или игрушку.
Совет психолога:
Неподвижное существо становится подвижным. Малыш начинает отталкиваться от поверхности, раскачиваться. У него развиваются навыки, которые переходят в ползание и вставание с опорой.