Советы родителям
Напоследок несколько рекомендаций родителям:
- При любых явных нарушениях покажите малыша врачу.
- Регулярно делайте с крохой утреннюю гимнастику. Вместе выполняйте простые упражнения.
- Не забывайте о гигиене: умываниях и чистках зубов, стрижке ногтей, купаниях, очищении ушек.
- Не требуйте от малыша многого и не сравнивайте его с другими детьми.
- Чаще демонстрируйте любовь, участие и поддержку.
- Старайтесь приучать сына или дочь к горшку. Многие детки в таком возрасте готовы к этому. Но если процесс протекает со сложностями, прервите его или пересмотрите методику приучения.
Чтобы ребёнок развивался гармонично, не только оценивайте его соответствие нормам, но и помогайте крохе, любите его и поддерживайте.
Второй важный показатель — это навыки, которые приобретает маленький человек к этому возрасту
За этим прогрессом наблюдать интереснее всего. Так вот, в два месяца малыш умеет уже много всего:
Ребенок начинает совершать более плавные, осмысленные движения ручками и ножками — уже не такие хаотичные, как прежде.
Он может держать головку, но недолго. А если положить его на животик, то он сам ее поднимает.
В этом возрасте он становится более внимательным: не только начинает узнавать вас в лицо, но и следит глазами за движущимися предметами.
Кроме того, он начинает проявлять самостоятельность. Например, успокаивать себя, если разволновался. Для этого он обычно использует собственный палец как пустышку.
А если ему скучно, суетится и издает недовольные звуки. Прямо как взрослый
Ребенку первый месяц
- Коснитесь указательным пальцем щеки младенца. В ответ здоровый малыш поворачивает голову в сторону раздражителя, открывает рот и совершает сосательные движения. Если прикосновение не вызывает никакой реакции, повторите его несколько раз, слегка поглаживая ребенка пальцем по щеке.
- Вложите палец в ладошку малыша. Ребенок захватывает палец, как только вы касаетесь руки, и удерживает его. Придерживая за запястья, аккуратно приподнимайте кроху над кроватью, старайтесь, чтобы он держался сам, а вы бы его только страховали.
- Если ребенок кричит и беспокойно двигается, быстро и высоко поднимите его и держите на руках приблизительно под углом в 45 градусов. Малыш успокаивается в тот момент, когда вы его поднимаете или вскоре после изменения положения.
- Если поведение малыша беспокойно, нужно помахать погремушкой непосредственно возле детской кроватки. Ребенок успокоится, он как бы сосредотачивается и прислушивается к звуку погремушки. ( Однако это не значит, что таким образом вы сможете отвлечь малыша от желания оказаться сухим или покушать. Кстати, чем более он настойчив в этих требованиях, тем лучше. )
- Зажженный карманный фонарик поместите на расстоянии 1 м в поле зрения ребенка, находящегося в слегка затемненном пространстве ( повесьте над кроватью большой темный платок ). Глазки младенца должны задержаться на несколько секунд на пятне света.
- Склонитесь над кроватью так, чтобы тень покрывала поле зрения ребенка, потом медленно отодвигайтесь в сторону. Глаза малыша должны на секунду задержаться на движущейся тени.
- Кусочком ваты делайте движения, как при чистке носа ( без прикосновения к слизистой ). Ребенок уклоняется от прикосновения, отворачивает голову в сторону или двигает ею.
- Младенец лежит на животе, ручки в согнутом положении на уровне головы. Хотя бы на мгновение ребенок может поднять голову.
- После того как малыш немного пососал, соска или грудь отнимается. Кроха придвигает голову к соске, груди или бутылочке и пытается схватить ртом.
- В возрасте одного месяца на обращение взрослого у ребенка начинает появляться улыбка. У отдельных новорожденных улыбка появляется раньше, уже на 2-й неделе. А во сне сытый и сухой младенец со 2-й недели улыбается регулярно – это так называемая «физиологическая» улыбка.
К концу первого месяца, сосредоточившись на лице взрослого, малыш может вслед за ним высовывать язычок. И улыбка, и движения языка развивают речевой аппарат, поэтому стимулируйте их появление! При общении с взрослым ребенок издает тихие гортанные звуки. Повторяйте их, копируя ритм и мелодику – так вы вступаете в первый «разговорный» диалог с малышом. Все эти движения еще рефлекторны.
Рефлексы у вашего крохи проверяли сразу после появления на свет
На них же обращает внимание невропатолог при первом посещении поликлиники. Однако одной проверки мало
Основываясь на рефлексах, делайте с малышом зарядку, играйте в различные игры – ведь рефлексы специально даны новорожденному. Как прообраз будущих сознательных движений. Стимулируя и поддерживая их, вы развиваете мозг любимого чада, готовя его к осмысленным движениям, повышая интеллект.
Характер стула
В норме стул у младенца имеет желтый или желто-коричневый цвет. Может быть небольшая примесь зелени, слизи или беловатых вкраплений. А у детей, которых кормят лечебными смесями с расщепленным белком, цвет стула может быть вообще темно-зеленым.
Ходить «по-большому» ребенок может от 1 до 12 раз в сутки. А при грудном вскармливании это может происходить всего один раз в 2-3 дня
При этом важно, чтобы младенец хорошо кушал, у него без проблем отходили газы — тогда это норма, подчеркивает медик
По консистенции стул у детей может быть как жидким, так и плотным (все зависит от характера еды и зрелости кишечника). Но чаще всего стул кашицеобразный.
Когда стоит обратиться к врачу?
Если ребенок не может сходить в туалет более 2-3 дней, отказывается от еды, а его живот выглядит надутым, можно воспользоваться газоотводной трубочкой или сделать клизму. Когда такие меры не помогают, стоит обратиться к врачу.
— Насторожиться стоит также, если стул у ребенка стал выглядеть как «водичка» и «пузырится», — говорит Диана Кривенок. — Или, наоборот, стал похож на пластилин — это тоже повод для беспокойства.
При появлении крови в стуле нужно обратиться за помощью немедленно. Это весьма опасный симптом. Он может возникать как в результате микротрещин в области ануса, так и при таких серьезных заболеваниях, как язвенно-некротический энтероколит. Причиной также может быть дисбактериоз кишечника, вызванный заселением стафилококком или другими патогенными микроорганизмами.
Ребенку второй месяц
- Находясь вне поля зрения ребенка, погремите погремушкой. Малыш автоматически должен повернуть голову в направлении звука. При этом реакции на отдельные раздражители уже ясно отличаются. Так, на шум трещотки ребенок реагирует бурно, двигая ручками и ножками, а при непрерывно звучащем свистке успокаивается и лежит с широко открытыми глазами. Прерывистое звучание свистка вызывает у малыша неудовольствие, а удары по дереву – наморщивание лба. Продолжительность звукового раздражителя не должна превышать 30 секунд.
- Если младенцу на лицо положить пеленку, он будет производить неспецифические движения всем телом, но освободиться от пеленки сам пока не сможет.
- Возьмите ребенка на руки, в горизонтальном положении, поддерживая под голову, и чуть-чуть опустите руку. В течение нескольких секунд кроха будет удерживать голову прямо. Лежа на животе, малыш уже хорошо держит голову.
- Пребывание в возбужденном состоянии, ребенок успокоится, если вы с ним начнете разговаривать. Говорить следует не менее 30 секунд.
- Вы делаете все так, как будто собираетесь кормить малыша, но грудь или бутылочку пока не даете. Младенец реагирует определенным образом на положение кормления. Он открывает рот, поворачивает голову в сторону, делает сосательные движения, выражает нетерпение.
- Привяжите веревочку к красному кольцу и медленно, на расстоянии 25 см от личика ребенка, перемещайте кольцо в продольно направлении. В ответ должно наблюдаться согласованное движение глаз малыша: они, то поднимаются, то опускаются.
Теперь совершайте красным кольцом круговые движения. Глаза ребенка движутся за ним согласованно. Если вы будите быстро приближать кольцо к лицу малыша, вы получите в ответ реакцию мигания, а если медленно – реакцию общего оживления.
Главное умение, приходящее на втором месяце жизни ребенка, – яркая реакция на маму ( или человека, постоянно ухаживающего и общающегося с крохой ) – так называемый «комплекс оживления». При обращении мамы наблюдается ответная улыбка, малыш радостно дрыгает ручками и ножками, извивается всем телом, появляются первые спонтанные вокализации.
8 месяцев
Восьмимесячный ребенок способен самостоятельно садиться, ложиться, ползать, вставать и переступать у опоры. Сам может держать в руке сухарик, кусочек яблока, морковку и грызть их. Вообще в этом возрасте ребенок все тянет в рот – так он познает мир. В игре начинает подражать простым действиям – вынимает, стучит, катает машинку, мячик. Может выполнять по просьбе «ладушки», «сороку-ворону» и т.д. Громко, четко произносит отдельные слоги. Разброс навыков в этом возрасте достаточно большой – одни дети уже быстро ползают, а другие только-только начали сидеть. Вообще, чем сложнее навык, тем больший разброс по времени требуется для овладения им.
Что ждать в первый месяц
Когда малыш рождается, мама узнает какой у него вес, рост, как он выглядит. За первый месяц он будет прибавлять в весе, и вырастет на несколько сантиметров.
Таблица прибавки в весе за неделю и количество мочеиспусканий в сутки:
Также, при рождении делают прививки новорожденному от БЦЖ и гепатита B.
Будет налажено грудное вскармливание. Многие мамы уже отошли от почасового режима и кормят своих детей по требованию. Конечно же не каждые полчаса, как только малыш заплачет, а будут стараться разобраться в причинах плача. Возможно потребуется проверить подгузник и общее самочувствие малютки. Если не в этом причина, то покормят.
Первое время график сна еще не будет налажен. Спят малютки по-разному. Бывает так, что днем могут не спать по 6 часов, просто играют, гулят.
Приятно смотреть на малыша, когда видишь, как он растет и развивается. Родителям необходимо самим его развивать. Для этого есть масса приспособлений, картинок и игрушек. Например, можно показывать малютке черно-белые картинки, играть в погремушки. Какие именно должны быть первые игрушки у малышей смотрите в следующей статье.
Прикрепите к кроватке черно-белые картинки на расстоянии 30 см, чтоб малыш мог рассматривать их
Малютка в этот период уже интересуется всем, что его окружает. У него довольно осознанный взгляд, он дарит улыбки своим папе и маме.
Что еще из аптечных средств понадобиться грудничку, ищите тут полный список.
Физическое развитие
Это период стремительного физического развития. Чтобы родители могли контролировать, правильно ли растет их малыш, ВОЗ разработала средние показатели роста, веса и др., отдельно для девочек и мальчиков этого возраста.
Мышцы достаточно окрепли, чтобы ребенок мог самостоятельно сначала ползать, а затем стоять и ходить.
Рост и вес
Среднестатистическим показателям роста и веса соответствует около 10 % всех детей. У остальных есть отклонения, как в большую, так и в меньшую сторону. Это нормально, многое зависти от наследственности. Переживать надо, когда малыш резко прекратил расти или набирать вес.
Таблица: средние показатели роста годовалых детей по данным ВОЗ
Пол | Нижний предел | Верхняя граница |
Рост мальчиков, см | 71 | 80,5 |
Рост девочек, см | 68,9 | 79,2 |
Вес мальчиков, кг | 7,7 | 12 |
Вес девочек, кг | 7 | 11,5 |
Окружность головы и груди
Контролировать надо также окружность головы, грудной клетки.
Таблица: среднестатистические размеры окружности груди и головы
Пол | Нижняя граница | Верхний передел |
Окружность головы мальчиков | 43,5 | 48,6 |
Окружность головы девочек | 42 | 47,6 |
Окружность груди мальчиков | 46 | 52,5 |
Окружность груди девочек | 46,3 | 51,4 |
Полезные советы и ответы на вопросы
Как кормить ребенка в 6 месяцев
Вот несколько основных признаков того, что малышу уже нужно дополнительное питание:
- Его вес удвоился с момента рождения.
- У него прорезаются зубы или есть признаки их скоро появления.
- Он начал садиться самостоятельно.
- Малыш интересуется взрослой пищей, пытается взять еду с тарелки или облизать пальчики.
- Уверенно держит в руке ложку, игрушку, перекладывает ее из руки в руку.
Существуют некоторые общие рекомендации о том, как вносить разнообразие в меню малыша в 6 месяцев:
- Введение прикорма начинается с 0,5 чайной ложки перед кормлением грудью. Постепенно порция прикорма увеличивается в геометрической прогрессии до тех пор, пока им не заменяется все кормление.
- Каждый новый продукт вводится не ранее, чем через 2 недели после предыдущего.
- Вводить прикорм лучше во второе кормление.
- Если ребенок отказывается или демонстрирует негативные реакции, лучше отложить введение этого продукта.
С чего начать прикорм
- Овощное пюре. Для его приготовления берутся только свежие овощи. Последнее время педиатры все чаще рекомендуют давать малышу паровую пищу, т.к. в этом случае сохраняется больше витаминов, чем в отварной. Пюре не нужно досаливать, а рекомендуется добавлять несколько капель растительного масла. Норма полной порции овощного прикорма для полугодовалого крохи составляет 170 мл.
- Безмолочные каши. Начинать прикорм стоит с каши, которая состоит из одного вида крупы, например овсяной, постепенно расширяя рацион ребенка и добавляя новые виды этого продукта. После того, как в рацион малыша ввели 4–5 видов каш, можно давать мультизлаковую. Норма полной порции безмолочной каши для этого возраста составляет 180 мл.
Питание малыша искусственника в 6 месяцевЧто можно кушать полугодовалому малышу:
- Овощные пюре и протертые супчики.
- Каши, в том числе и молочные, если нет аллергии.
- Творожок, кефир, йогурт.
- Фруктовые пюре, соки.
- Желток.
- Сухарики, галетное печенье.
Примерная схема кормления малыша в полгода выглядит так:
- Кормление: смесь.
- Кормление: каша, в которую можно добавить сливочного масла.
- Кормление: протертый супчик из овощей. Для сытности можно добавить яичный желток или мясо, сваренное отдельно.
- Кормление: фруктовое пюре, кефир или творог.
- Кормление: смесь.
Полезно знатьНужно ли давать соки ребенку 6 месяцев
Как играть с ребенком в 6 месяцев
Какие новые игрушки можно приобрести
- Игрушки для купания — плавающие фигурки — мячики, кораблики, пластиковые чашки, ситечко, яркая губка.
- Игрушки, которые можно жевать.
- Коробка или корзина для игрушек — малышу будет интересно исследовать ее содержимое.
Развивающие игры для ребёнка в 6 месяцевКнопочки на игрушках, коробочки.Ладушки.Все интересующие предметы.Полезно знать
Варианты игр с ребенком в 6 месяцев
Разнообразьте тактильные ощущения.Позволяйте малышу получить новый зрительный опыт.Постоянно разговаривайте с крохой.Продолжайте делать крохе массаж и заниматься с ним гимнастикой.
На что обратить внимание в развитии ребенка в 6 месяцев
- Не может схватить кубик.
- Не реагирует, услышав шуршание бумаги, которую он видит.
- Не просится на ручки.
- Лежа на животике, не дотягивается до игрушки.
Нужно ли идти в поликлинику в 6 месяцев? Прививки в 6 месяцев.
Плановая вакцинация:
- АКДС — против коклюша, дифтерии и столбняка (3-я по счету).
- 3-я вакцинация против гепатита В.
- 3-я вакцинация против полиомиелита.
При использовании материалов врача Сумской областной детской больницы – Леонида Ростиславовича Биттерлиха
Психическое развитие
- Сосательный рефлекс превращается в умение кушать грудь или молоко из бутылочки. Он срабатывает после попадания в рот предмета. Так, если положить крохе в рот мизинец, то через секунду вы почувствуете интенсивное чмокание, в попытке найти вкусное молоко. Этот рефлекс станет снижаться только к году, поэтому следует внимательно следить за чистотой предметов находящихся вокруг малыша.
- Еще один врожденный рефлекс – поисковый. Если малыш почувствует прикосновение к щеке, то он перевернет голову и начнет искать мамину грудь. Постепенно с развитием зрения этот рефлекс ослабевает и к году пропадает вовсе.
- Лодонно-ротовой рефлекс. При нажатии на ладонь крохи он открывает рот. Рефлекс постепенно угасает к трем месяцам.
- Дети в месяц реагируют на проведение пальцем по позвоночнику изгибанием тела. Этот рефлекс Галанта, который должен исчезнуть к 4 месяцам.
- Хватательный рефлекс проявляется при прикосновении к ладони. Угасает к 4 месяцам.
- Рефлекс Робинсона – постоянное стремление захватить и удержать в ручках предметы. Рефлекс преобразуется в условный после 3 месяцев, когда малыш будет стремиться взять в руки предмет целенаправленно.
- Если положить кроху на живот и дать ему опору на стопы, то кроха будет пытаться ползти. Рефлекс Бауэра исчезает к 4 месяцам.
- Прикоснувшись к губам ребенка можно увидеть хоботковый рефлекс – малыш вытянет губы в форме хоботка. Угасает к 3 месяцам.
Какие ошибки допускают родители, занимаясь ранним развитием ребенка?
Есть две главные ошибки, которые актуальны и сейчас, и сто лет назад, да и, наверное, в течение всей истории человечества.
Первая ошибка раннего развития — решить все за ребенка. Некоторые родители еще до рождения малыша «знают», кем он вырастет, и прикладывают все усилия для достижения своей цели, невзирая на желания и склонности крохи. Эта стратегия поведения подпитывается историями успеха, как упорный папа воспитал теннисиста с мировым именем или настойчивая мама сделала из своей дочери популярную певицу
Важно понимать, что на один такой счастливый случай приходятся сотни и тысячи неизвестных сломанных судеб. Родителям нужно выявлять и развивать одаренности малыша, но никак не насаждать их против воли ребенка. Вторая ошибка — считать малыша глупее себя
Конечно, на стороне родителей опыт и знания, зато у крохи есть открытый, чистый, свободный от стереотипов ум. Вдумайтесь в перлы своего ребенка — ведь иногда маленький философ выдает потрясающие своей глубиной и нетривиальностью высказывания! Пожалуйста, не загубите в нем прекрасную способность сомневаться и мыслить вне шаблонов. Всегда помните, что методики раннего развития не должны наполнять мозг малыша готовыми решениями, они должны учить его их искать
Вторая ошибка — считать малыша глупее себя. Конечно, на стороне родителей опыт и знания, зато у крохи есть открытый, чистый, свободный от стереотипов ум. Вдумайтесь в перлы своего ребенка — ведь иногда маленький философ выдает потрясающие своей глубиной и нетривиальностью высказывания! Пожалуйста, не загубите в нем прекрасную способность сомневаться и мыслить вне шаблонов. Всегда помните, что методики раннего развития не должны наполнять мозг малыша готовыми решениями, они должны учить его их искать.
Первые «агу»
К концу первого месяца ребенок в положении лежа на спине с немного приоткрытым ротиком издает звуки, похожие на что-то среднее между «э» и «а». Время от времени эти звуки соединяются с «х» и «г», в результате чего получается «хэ-е», «гэ-е» либо «эхе-е», «эге-е».
Важнейший процесс формирования речи — агуканье. Специально обучить ребенка гулению невозможно, но использование определенных приемов позволит помочь грудничку быстрее начать общение с миром вокруг:
- С ребенком нужно постоянно, мягко и ласково разговаривать. Речь не должна сопровождаться резкими эмоциональными всплесками, это должно быть описание и объяснение ваших действий.
- Следует повторять за ребенком произнесенные им звуки и добавлять новые, простые. Груднички практически всегда пытаются повторить, произнесенное взрослым. Между мамой и ребенком должен установиться диалог «агу», сопровождающийся улыбкой.
- На ладошках малыша находятся акупунктурные точки, которые связаны с участками мозга, отвечающими за развитие речи, поэтому необходимо нежно массировать и поглаживать их. Кроме того, пальчиковые игры в сочетании с массажем ладошек способствуют развитию мелкой моторики и речи.
Если малыш не начал «агукать» к концу первого месяца, волноваться не стоит, так как у каждого ребенка индивидуальный темп развития. Некоторые дети в возрасте трех недель пытаются сказать первое «агу», другие, молчуны от природы, обрадуют родителей звуками в возрасте старше одного месяца.
Случается, что грудничок стал агукать, а потом замолчал. Подобное может быть связано с тем, что он готовится освоить новые речевые навыки. Гуление вернется через некоторое время и будет дополнено смехом в голос, визжанием, пищанием. В некоторых случаях прекращение агуканья происходит по причине стресса или плохого самочувствия малыша.
К педиатру целесообразно обратиться, если ребенку исполнилось 3 месяца, а он до сих пор молчит – не агукает и не гулит, в первую очередь рекомендуется проверить слух ребенка.
Упражнения для развития зрения
Чтобы глазки ребенка видели лучше и он быстрее обучался различать предметы, создано несколько методик. Родителям предлагают проделывать с малышом следующие упражнения.
Упражнение I. Поворачивать его голову в разные стороны, при этом разговаривая с ребенком и улыбаясь. В процессе можно демонстрировать ребенку игрушку красного или оранжевого цвета. Благодаря этому нехитрому упражнению ребенок учится фокусировать взгляд на одном предмете
Упражнение II. До месячного возраста ребенку легче воспринимать посторонние предметы, находясь в вертикальном положении. Родителям рекомендуют носить малыша «столбиком», чтобы он постепенно привыкал к окружающей обстановке. Торопиться при этом не стоит: ребенку нужно время, чтобы разглядеть мир вокруг
Упражнение III. Постепенно подключать игрушки других цветов. До определенного возраста малыш не сможет различать их оттенки, но очень скоро станет реагировать на новые цвета по-другому. Демонстрировать новые цвета лучше через день, а начинать с красных и желтых оттенков, потому что их дети видят лучше всего
Упражнение IV. К концу первого месяца ребенок может видеть предметы на расстоянии до метра: самое время вешать модуль с каруселью над кроваткой. До этого времени в игрушках не будет никакого смысла
Когда родителям стоит обратиться за помощью специалиста? На какой день становится понятным наличие проблем со слухом или зрением? На самом деле, каждый ребенок — это индивидуальность. И если у одного малыша все должные реакции начали проявляться точно в срок, задержка в несколько дней и даже недель у другого ребенка не повод для паники. Возможно, малыш просто еще не дорос.
Что же должен уметь малыш в 1 месяц?
Приспосабливаться к новым условиям жизни малыш может с помощью врожденных рефлексов. Какие-то из них исчезают уже через 1-2 месяца, а есть и такие, которые, преобразуясь в условные (приобретенные), остаются до конца жизни. Итак, что умеет ребенок уже в первый месяц своей жизни? Неонатологи (специалисты по развитию и здоровью новорожденных) выделяют 8 главных рефлексов, которые можно считать показателями развития грудничков. Это следующие рефлексы:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: рекомендованный режим дня для ребенка на 2 месяца жизни
- Хватательный: если поглаживать крошечную ладонь малыша или просто прикоснуться к ней пальцем, малыш крепко его сожмет. Вы сами удивитесь, как крепко он будет сжимать ваш палец.
- Рефлекс поиска: если слегка затронуть любую щечку новорожденного, он тут же повернет головку в эту сторону. Так природный инстинкт помогает грудничку отыскивать источник пищи – мамину грудь или бутылочку с детским питанием.
- Сосательный: когда кончиком пальца обводят вокруг ротика малыша, он совершает ртом сосательные движения. Этот рефлекс тоже отвечает за поиск пищи.
- Рефлекс Моро: если 1 раз ударить по поверхности, где лежит ребенок, на 20-25 сантиметров дальше его головы, младенец разведет в стороны ручки, разогнув пальцы, а потом вернет их в первоначальное положение.
- Рефлекс Бабинского: поглаживая свод стопы с внешнего края, вы заметите, как пальчики ног младенца расходятся, а вся стопа отводится в сторону.
- Рефлекс Бабкина: к концу 1 месяца жизни малыш должен уверенно поворачивать головку и открывать ротик, если надавливать на бугор ладони под большим пальчиком ручки.
- Ползание: когда ребенка кладут на живот и прикасаются к его стопам, он будет стараться отталкиваться от ладони взрослого.
- Автоматическая ходьба: поддерживая ребенка в районе подмышек, опускайте его так, чтобы ступни коснулись твердой горизонтальной поверхности – маленький человечек будет выполнять движения, напоминающие ходьбу.
Режим
Помимо сна и кормления, в ежедневном режиме дня малыша должны в обязательном порядке присутствовать прогулки. Начинать гулять с малышом необходимо с 15 минут летом и 5 минут зимой, постепенно увеличивая длительность прогулки вплоть до нескольких часов. Ребенок, достигший 1 месяца, должен бывать на прогулке минимум 30 минут в день.
Также в режиме дня новорожденного крохи ежедневно должны иметь место утренний туалет (обтирание влажным полотенцем лица и складочек) и вечернее купание в кипяченой воде (лучше проводить купание минимум через час после кормления). Не забывайте также о приеме крохой непродолжительных воздушных ванн несколько раз в день (при оптимальной температуре 20-22 градуса), о зарядке и общении с ним.
Психическое и эмоциональное развитие ребенка в 1 месяц
От комфортного эмоционального состояния ребенка зависит его психическое развитие. Месячный малыш полностью зависит от мамы, их ни в коем случае нельзя разлучать. Крохе важен постоянный телесный и зрительный контакт. Мама должна реагировать на все нужды младенца, поскольку в первый месяц налаживается коммуникация.
Психическое развитие новорожденного оценивается по наличию или отсутствию основных рефлексов. В первый месяц жизни двигательные навыки слабо развиты, малыш только познает себя, осваивает свое тело, поэтому он все делает рефлекторно.
Что умеет ребенок в 1 месяц
Основные рефлексы ребенка в первый месяц жизни:
- Сосательный. Он жизненно необходимый для грудного ребенка. Если дать младенцу грудь или пустышку, начинается сосание. При отсутствии этого рефлекса у младенца подозревают тяжелые неврологические патологии.
- Хоботковый. Если провести пальцем возле рта, то ребенок вытягивает губы трубочкой.
- Бауэра. Если положить новорожденного на живот и подставить ладошку к стопам, то он непременно начнет отталкиваться ножками и пытаться ползти.
- Подошвенный. Если провести пальцем по стопе малыша, он отдернет ножку.
- Хватательный. Если положить палец в ладошку, то кроха схватится за него своими пальчиками.
- Защитный. Если перевернуть малыша на живот, он попытается повернуть головку в сторону, чтобы не задохнуться.
- Опорный. Нужно взять под руки младенца так, чтобы он упирался стопами в пол или стол. Почувствовав твердую опору под ногами, он будет имитировать ходьбу.
По мере развития большинство младенческих рефлексов угасают, но малыш осваивает новые.
Что еще должен уметь ребенок к 1 месяцу? Если психологическое развитие малыша нормальное, то умения следующие:
он может концентрировать внимание на неподвижных предметах; всматривается в лицо родителей, если низко над ним склониться; водит глазами за движущимися объектами; умеет агукать, улыбаться; реагирует на свет прищуриванием глаз, на громкий звук – плачем; умеет выражать позитивные или негативные эмоции; узнает родителей по внешнему виду и голосу, когда ребенок видит знакомое лицо, он начинает дергать ручками и ножками, улыбается. Кроха в 1 месяц умеет делать достаточно много по сравнению с периодом новорожденности
Но раннее развитие индивидуально, иногда малыши осваивают определенные навыки лишь ко второму месяцу
Кроха в 1 месяц умеет делать достаточно много по сравнению с периодом новорожденности. Но раннее развитие индивидуально, иногда малыши осваивают определенные навыки лишь ко второму месяцу.
Как развивать ребенка в 1 месяц
Младенец развивается быстрее, если с ним заниматься. Ребенок в 1 месяц большую часть времени спит, в общей сложности он бодрствует всего 3–4 ч. В это время мама должна находиться рядом и чем-то занимать малыша. Нужно постоянно с ним разговаривать, рассказывать об окружающем мире. Да, он ничего не понимает, но в 1 месяц закладываются речевые навыки.
Полезно включать тихую музыку, поскольку она активизирует работу головного мозга. Маме нужно как можно чаще улыбаться, брать младенца на руки, гладить, целовать. Ему нужна забота и защита.
Полезен легкий массаж тела, особенно после купания. Он успокаивает, положительно влияет на нервную систему, устраняет повышенный тонус мышц.
Для усовершенствования рефлексов необходимо вкладывать в ручки малышу свои пальцы, погремушки.
Как правильно организовать режимные моменты
Для новорожденных в первые месяцы их жизни основными моментами являются сон, еда и адаптация с внешним миром (в первую очередь с родителями). Примерный режим поможет грудничку по немного привыкать к тем условиям жизни, которые его ожидают в будущем.
В первый месяц режим помогает осваивать основные моменты в жизнедеятельности малыша. Чтобы понять, как это выглядит в реальности, стоит каждому из моментов уделить больше внимания.
Сон. Груднички первые 14 дней практически спят, отвлекаясь только для кормления. Чуть позже малыши, начинают больше бодрствовать. Продолжительность времени между кормежками не уменьшается, но грудничок уже спит гораздо меньше, начиная привыкать к предметам и звукам.
Питание. Врачи советуют молодым мамам очень ответственно относиться к графику питания новорожденного. В идеале ребенка нужно подносить к груди через каждые 3 часа, тогда ЖКТ грудничка и его система пищеварения быстрее привыкнет к новому формату усвоения пищи. Существует и другая точка зрения, относительно кормления малыша, которая не требует четкого расписания, а выполняется только тогда, когда малыш сам «потребует» еду. Здесь спор у обеих сторон имеет свои плюсы и минусы, по той простой причине, что объем еды и частота кормления являются индивидуально, для каждого новорожденного.
Купание. С купанием все намного проще. Все дело в том, что водная среда новорожденным осваивалось еще в утробе матери, поэтому к ней он привыкает быстро. Правильнее всего выполнять процедуру незадолго перед вечерним приемом еды и сном. Для этих целей нужно использовать только специальную ванночку, где малыш может полностью помещаться. Некоторые мамы делают температуру воды на ощупь, но правильнее будет использовать градусник, следя за тем, чтобы температура не превышала 370 градусов.
Прогулки. Этот вид ухода за малышом, является необычайно важным в жизнедеятельности новорожденного. Ребенок обязательно должен не только дышать свежим воздухом, но и понемногу привыкать к солнечным лучам. Наверное, все знают, что дети гораздо лучше засыпают на свежем воздухе, поэтому, чем чаще ребенок бывает на прогулках, тем лучше для его здоровья. Для детей родившихся здоровыми и без осложнений, специалисты рекомендуют уже на 10 день выносить на прогулку на свежий воздух
Первые прогулки, должны не превышать 10-15 минут, особенно это важно в зимний период. Массажи и гимнастические упражнения
Этот вид ухода за новорожденным очень важный в его развитии
Массажи и гимнастические упражнения. Этот вид ухода за новорожденным очень важный в его развитии
Под процедурой подразумевается легкое поглаживание спинки, грудей и животика малыша, исключая надавливание. Гимнастические упражнения представляют собой простейшие сгибания рук и ножек новорожденного. Этот вид ухода выполняется как минимум за полчаса перед тем, как ребенка накормят.
Как наладить соблюдение расписания дня
Чтобы ребенок больше активно себя вел в дневное время, а ночью спал, от родителей требуется со всей серьезностью отнестись графику. Специалисты советуют следующим образом организовать все мероприятия по уходу за грудничками.
- Наблюдая за поведением новорожденного, можно сразу отметить желание ребенка днем поспать, а ночью наоборот, бодрствовать. Ситуацию можно слегка видоизменить, увеличив время прогулок днем. В это время малыш хорошо засыпает, поэтому можно таким способом прогуливаясь с ребенком, заставлять его спать тогда, когда это нужно родителям.
- Утром, нужно приучать новорожденного к тому, что наступает время, когда он может больше гулять. Можно аккуратно, после пробуждения обтереть лицо ребенка влажной салфеткой. Уход гигиенического характера также нужно проводить в одно и то же время: почистить носовые каналы, провести смазку опрелостей, протирку ушных раковин. Таким образом, новорожденный начнет привыкать к процедурам, отмечая время, когда это происходит.
- Во время ночных кормлений лучше всего использовать ночники с тусклым освещением. Это исключить длительное бодрствование, что потом со временем отразится на привычках новорожденного.
- Незадолго до сна, нужно убрать яркое освещение, используя в качестве светильников ночники с тусклыми лампами. Это поможет в дальнейшем приучить к тому, что малыш начнет понимать – время идет ко сну.
Плановые осмотры ребенка в 1 месяц
После патронажа, при достижении малышом возраста 1 месяц необходимо прийти на медицинский осмотр грудничка к специалистам. Здоровому ребенку нужно посетить педиатра, невролога, хирурга, ортопеда и окулиста. При наличии патологий список специалистов составляется индивидуально.
Что взять с собой на прием:
- документы (сертификат о прививках, полис, СНИЛС);
- памперсы на замену, 2 пеленки, влажные салфетки;
- игрушки, запасную соску;
- запасную одежду;
- записную книжку с вопросами к врачу.
Педиатр
Во время первого визита врач взвесит малыша, измерит рост, проведет осмотр и оценит физическое и нервно-психическое развитие. Врач уточнит у мамы особенности развития ребенка, даст рекомендации по уходу
Необходимо обратить внимание доктора на любые вздрагивания, подергивания и судороги
Врач измерит окружность головы, груди, произведет осмотр родничков, уточнит прибавку в весе, которая указывает на правильное развитие. Маму попросят рассказать об умениях малыша. К месяцу ребенок может удерживать в поле зрения предметы, следит за игрушкой, немного поворачивая голову, реагирует на голос, кратковременно поднимает голову, улыбается. Если ребенок здоров, его направляют на вторую прививку от гепатита В (первую делают в роддоме).
Невролог
Для оценки нервно-психического и умственного развития необходимо прийти на прием к неврологу в поликлинике. Врач проверяет наличие врожденных рефлексов, оценивает тонус мышц. При повышенном или пониженном тонусе назначают массаж. Врач изучает результаты УЗИ головного мозга, оценивает умения и навыки младенца.
Хирург
Доктор оценивает рефлекторное развитие, осматривает пупок, диагностирует или исключает паховую и пупочную грыжи, проверяет наличие гипо- и гипертонуса мышц. У мальчиков осматривают наружные половые органы, чтобы исключить различные патологии: водянку, гипоспадию, крипторхизм. Врач может обнаружить лимфангиому, гемангиому и поражения сосудов
При необходимости назначают лечебный массаж, дают рекомендации, на какие мышцы обратить внимание
Ортопед
Специалист оценивает развитие костей и мышц. Врач при осмотре может диагностировать врожденный вывих тазобедренного сустава, косолапость, дисплазию суставов. Ортопед, осматривая ребенка, активно сгибает и разгибает конечности, выполняет множество манипуляций для определения состояния костно-мышечной системы.
Для исключения рисков проводят плановое УЗИ тазобедренного сустава, с результатами которого врач знакомится на приеме и определяет точную картину состояния малыша. Большинство патологий успешно лечатся до 1 года, пока ребенок не начал ходить.