Обратите же на меня внимание!
Нередко истерикой малыш пытается добиться родительского внимания. Особенно часто это происходит, если родители в течение всей недели почти не видят ребенка, а на выходных хотят отдохнуть и расслабиться от тяжелых рабочих будней. Вот тут-то чадо и напоминает о себе! В этом случае попытайтесь хотя бы в выходные проводить с ним больше времени. И совсем не обязательно каждый раз «выходить в свет». Можно просто поиграть, почитать любимую книжку, обнявшись на диване, прогуляться по соседнему парку. А, может быть, вам захочется создать в ближайшие выходные грандиозный семейный коллаж на листе ватмана – из журнальных картинок, собственных фотографий – и дополнить всю эту красоту, например, необыкновенными пластилиновыми барельефами.
Если ребенок не берет грудь, как его кормить?
Многие думают, что ребенок возьмет грудь, когда сильнее проголодается. Это заблуждение! После большого перерыва без еды дети проявляют нетерпение, быстрее впадают в отчаяние от неудач, теряют координацию движений.
Если вам не удалось приложить малыша, как только он проснулся, а тем более, когда вы сделали уже несколько попыток и видите, что хныканье сейчас сорвется в крик, лучше покормите малыша сцеженным молоком. Но как же это сделать? Ведь бутылка может только усилить нежелание крохи брать грудь?
Варианты, чем и как докармливать ребенка без бутылки, перечислены в статье «Смешанное вскармливание новорожденного». (Ссылка на нее — под этим текстом).
Здесь я подробно опишу лишь один самый доступный способ — кормление с помощью пальца и шприца:
- Набираем молоко в шприц, оставляем под рукой.
- Кладем малыша под углом 45 градусов (чтобы не подавился). Кувезы в больницах уже имеют наклон. Дома можно использовать шезлонг или автокресло для младенцев. Подойдет и мягкая подушка, в которой можно сформировать вмятину.
- Даем ребенку палец в ротик (указательный или мизинец), подушечкой к небу, ногтем на язык. Малыш присасывается к пальцу и начинает делать «волну» языком от корня к кончику. Эти движения языка имитируют сосание груди. Бутылка сосется совсем по-другому, особенно если ее хорошо запрокинуть.
- Берем шприц с молоком. Вставляем в уголок рта, вплотную к пальцу, носик шприца, на который обычно надевается игла.
- Двигаем поршень, когда малыш совершает сосательные движения языком. Некоторые создают такой вакуум вокруг пальца, что всасывают содержимое шприца самостоятельно.
Молозива может быть настолько мало, что им невозможно заполнить шприц, особенно в первые сутки после родов. Вполне закономерно, что мам это сильно огорчает. Помните, что необходимо регулярно сцеживать те капли, которые уже начала вырабатывать грудь, и молока станет больше! Здесь важна не продолжительность одного сцеживания, а частота стимуляции груди. Молозиво можно собирать в чайную или кофейную ложечку и сразу выливать в ротик младенцу.
Почему ребенок теребит грудь?
Есть несколько причин такого поведения:
Возрастная особенность.
Это первая причина, по которой ребенок теребит вторую грудь.
Начиная с 7-8 месяцев, когда ребенок кормится, ему интересно все вокруг, при всем этом малышу хочется насытиться молоком, а всю энергию он пытается выплеснуть.
Вот он и думает: «Ага, а у мамы есть вторая грудь!». Именно поэтому малыш начинает ее трогать, кто-то крутит сосок, кто-то ее щипает.
Каждый ребенок делает это по мере своих возможностей. Идет процесс исследования. Читайте подробнее о том, что должен уметь ребенок в 8 месяцев>>>
Недостаточная расслабленность перед сном.
Часто ребенок испытывает необходимость потрогать грудь. Скорее всего, это происходит, потому что недостаточно расслаблен перед сном, если это кормление на засыпание.
Возможно, мама забыла о возрастных нормах сна, ребенок перегулял.
Важно! Расслабление является гарантом хорошего сна и избавлением от вредных привычек. Через кручение, тактильное ощущение малыш пытается сбросить повышенное напряжение. О том, как наладить сон ребенка, научить засыпать его быстро, смотрите в интернет-курсе Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний>>>
О том, как наладить сон ребенка, научить засыпать его быстро, смотрите в интернет-курсе Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний>>>
Оттягивание сна.
Эти действия могут также означать оттягивание сна, которое встречается чаще всего у детей старше одного года. Они уже понимают, что сон является достаточно неинтересным явлением: это нужно лежать, закрывать глаза, успокаиваться.
А в мире так много всего интересного! Можно бегать, таскать кошку за хвост, ковыряться в цветах, катать машинки, приставать к маме и еще кучу дел различных делать.
Ребенок, таким образом, оттягивает сон, отвлекается и не настраивается на отдых. Следствие — долгое засыпание.
Привычка на сон.
Может быть, это привычка на сон. Такие привычки могут быть классифицированы по-разному.
Одни дети привыкают к тому, что их пеленают на сон, другие привыкают к тому, что их мамы покачивают.
Некоторые мамы прыгают на фитболе — и это тоже привычка на сон для ребенка. Обнимать мягкую игрушку перед сном является привычкой, и трогать вторую мамину грудь будет тоже являться привычкой на сон.
Другой вопрос, насколько это комфортно маме. Мама должна тоже должна чувствовать себя удобно при грудном вскармливании.
Отсутствие границ в отношении с ребенком.
Важно! Привычка теребить вторую грудь может представлять такое явление, как отсутствие границ в отношении с ребенком, когда мама боится сказать «нет» своему малышу. Многие мамы думают, что он расплачется, устроит истерику. Многие мамы думают, что он расплачется, устроит истерику
Многие мамы думают, что он расплачется, устроит истерику.
Это все напоминает ту ситуацию, когда человек едет в автобусе, ему нагло топчутся по ногам, а он терпит. Раздражение копится внутри, которое потом выльется на ребенка.
Как правильно ставить запреты малышу и поддерживать свою ведущую роль, смотрите в интернет-курсе Мама-главная!>>>
Профилактика или рекомендации при болезни
Все истеричные состояния базируются на эмоциях, с которыми в «пиковый» момент проблематично совладать. Поэтому рекомендуется научиться их отслеживать и своевременно проводить профилактику истерик:
- Не забывайте заботиться о себе, даже если на данный момент в жизни все прекрасно. Организм истощается не только от тяжелой работы, но и в процессе активного роста. Для восстановления внутренней гармонии периодически радуйте себя мелочами: встречайтесь с друзьями, занимайтесь спортом, проводите время с близкими.
- Прислушивайтесь к собственному телу. Если игнорировать хроническую усталость или ощущение слабости, то организм может приступить к решительным действиям. Например, уложить в постель с высокой температурой, чтобы человек смог наконец-то отдохнуть и выспаться. Чтобы не доводить до крайних мер реагируйте на тревожные сигналы: потеря аппетита, проблемы с памятью, отвращение к интимной жизни.
- Позвольте себе побыть неидеальными. Даже если умение выкладываться на рабочем месте вызывает восторг у коллег и начальства, а головокружительной карьере завидуют окружающие, периодически нужно давать себе отдохнуть. Уставать и не успевать контролировать все вокруг – это нормальное явление. Просто возьмите паузу и передохните. Забота о своем самочувствии – это не слабость, а самосохранение.
Что советуют педиатры
Многие мамы обращаются за советом к педиатру или психологу при возникновении проблемы, когда привычка начинает раздражать до такой степени, что негативные эмоции невозможно сдержать. Они рекомендуют следующее:
При решении отучить ребенка от привычки трогать грудь необходимо проявить твердость. Не стоит уступать ему, когда он закатывает истерику
Постарайтесь отвлечь любым способом, чтобы переключить внимание малыша на что-то другое. Будьте по-строже, говоря слово «нельзя». Если вы не будете идти на поводу у ребенка, то постепенно он усвоит, что грудь не стоит теребить.
Не бейте ребенка по рукам, когда отучаете прикасаться к груди и соскам
Это для него дополнительный стресс. В поисках успокоения он будет ручками искать еще больше грудь. При помощи рук и пальцев маленький исследователь познает мир. Удары по ним негативно скажутся на его психологическом и физическом развитии.
Носите одежду с высоким воротником и без пуговиц, футболки заправляйте в шорты или брюки.
Меняйте положение руки ребенка. При щипании сосков и груди, убирайте руку на другую часть тела и положите на верхнюю часть грудной клетки. Главное, чтобы ваши действия были регулярными, не уступайте малышу.
Следите, чтобы ребенок рос в мирной и спокойной обстановке, оберегайте его от стрессов. Малын трогает и мнет мамину грудь в поисках успокоения. Если такие ситуации свести к минимуму, то привычка будет постепенно угасать.
Старайтесь ребенка кормить грудью, как можно дольше. Прекращайте грудное вскармливание тогда, когда малыш будет к этому готов.
Если вы не будете идти на поводу у ребенка, то постепенно он усвоит, что грудь не стоит теребить.
Не бейте ребенка по рукам, когда отучаете прикасаться к груди и соскам. Это для него дополнительный стресс. В поисках успокоения он будет ручками искать еще больше грудь. При помощи рук и пальцев маленький исследователь познает мир. Удары по ним негативно скажутся на его психологическом и физическом развитии.
Носите одежду с высоким воротником и без пуговиц, футболки заправляйте в шорты или брюки.
Меняйте положение руки ребенка. При щипании сосков и груди, убирайте руку на другую часть тела и положите на верхнюю часть грудной клетки. Главное, чтобы ваши действия были регулярными, не уступайте малышу.
Следите, чтобы ребенок рос в мирной и спокойной обстановке, оберегайте его от стрессов. Малын трогает и мнет мамину грудь в поисках успокоения. Если такие ситуации свести к минимуму, то привычка будет постепенно угасать.
Старайтесь ребенка кормить грудью, как можно дольше. Прекращайте грудное вскармливание тогда, когда малыш будет к этому готов.
В очень сложных случаях, когда у мамы не получается отучить малыша трогать свою грудь, можно обратиться за помощью к психологу. Он проанализирует ситуацию и направит действия мамы в правильное русло, помогая безболезненно для малыша избавиться от привычки.
Ребенок чувствует раздражение мамы и это будет действовать на него. Поэтому для отучения от привычки щупать грудь, нужно найти причину ее возникновения и начать предпринимать правильные действия для ее устранения.
Как производится коррекция поведения у ребенка склонного к истерикам?
если после истерики ребенок получит желаемое, то скоро истерический приступ повторитьсяобщие рекомендации, как вести себя при истерике у ребенка:
Ведите себя спокойно и сдержано. Истерика у ребенка не должна выводить вас из себя
Важно не перейти на чрезмерно ласковый тон или на крик. Невыполнимые просьбы необходимо отклонять твердо и спокойно. Объясняйте причину, приводя убедительные аргументы
Выдерживайте паузу. Не бросайтесь к ребенку при первых признаках плача. Отсутствие публики в вашем лице может заставить его прекратить истерику. Если этого не произошло, подойдите к ребенку и скажите спокойным голосом: «Я вижу что ты сейчас расстроен. Мы поговорим, когда ты успокоишься». Попросите помочь: «Я не могу разобраться, чего ты хочешь. Помоги мне, объясни все подробно». Так вы учите ребенка выражать свои чувства и желания словами и искать конструктивное решение проблемы. Попросите выслушать: «Ты высказался, теперь моя очередь…». Помните, что вам необходимо быть предельно кратким. «Я тебя услышал. Я сделаю так, как будет лучше…» Предложите компромисс: «Давай с тобой договоримся так…». Если это возможно, то идите на уступку. Например, «Мы купим куклу после зарплаты» или «Шоколад можно будет съесть после ужина»
Объясняйте причину, приводя убедительные аргументы. Выдерживайте паузу. Не бросайтесь к ребенку при первых признаках плача. Отсутствие публики в вашем лице может заставить его прекратить истерику. Если этого не произошло, подойдите к ребенку и скажите спокойным голосом: «Я вижу что ты сейчас расстроен. Мы поговорим, когда ты успокоишься». Попросите помочь: «Я не могу разобраться, чего ты хочешь. Помоги мне, объясни все подробно». Так вы учите ребенка выражать свои чувства и желания словами и искать конструктивное решение проблемы. Попросите выслушать: «Ты высказался, теперь моя очередь…». Помните, что вам необходимо быть предельно кратким. «Я тебя услышал. Я сделаю так, как будет лучше…» Предложите компромисс: «Давай с тобой договоримся так…». Если это возможно, то идите на уступку. Например, «Мы купим куклу после зарплаты» или «Шоколад можно будет съесть после ужина».
- Во время истерики не уделяйте ребенку внимания, не разговаривайте с ним, пока не прекратится приступ. Но не покидайте помещение.
- Как только ребенок замолчал, подойдите и приветливо заговорите с малышом. Не соглашайтесь на его требования. Но если возможно, предложите альтернативу.
- Если ребенок повторно переходит на крик или плач, отойдите от него и прекратите общение.
Почему ребенок не берет грудь?
Прежде всего, хорошо бы понимать причину: почему малыш не берет грудь? Что ему мешает?
Самое банальное объяснение: в первые дни ребенку дали бутылку с соской, и он понял, что этот девайс ему сосать проще. Конечно, не все отказываются сосать после бутылки грудь, но никто не знает заранее, как поведет себя именно ваш кроха.
Риск повышается, если ребенок познакомился с бутылкой раньше груди. Такое может случиться, если мама и малыш находятся раздельно после тяжелых родов. В первые часы после родов новорожденный запечатлевает, как норму, все, с чем сталкивается впервые. Он может очень удивиться, что грудь сосется совершенно по-другому (разные движения языка, разные группы лицевых мышц задействованы) и отказаться ее брать.
«Медвежью услугу» может оказать маме анестезия в родах. Особенно промедол, введенный внутривенно. Это опиоидный анальгетик, его называют также «акушерский сон». Сейчас он, к счастью, все реже применяется в родах, по крайней мере, в Москве и Подмосковье. Его период полувыведения в зависимости от метаболизма конкретного человека — 2,5-4 часа. Это то время, за которое из организма выводится 1/2 часть дозы. За следующие 2,5-4 часа из крови выводится половина оставшейся дозы, то есть 1/4 от первоначального объема, затем 1/8 и т. д. То есть наркотик будет покидать организм довольно долго.
Причем через общий кровоток анестезия выводится быстрее. Но в роддомах довольно быстро перерезают пуповину — еще до того, как отделилась плацента, иногда сразу после рождения. Самостоятельно организм малыша выводит препарат намного медленнее. Это делает младенцев сонными и раскоординированными, захватывать и сосать грудь им стоит большого труда. У некоторых это не получается вовсе.
Вопреки распространенному мнению эпидуральная анестезия тоже может повлиять на активность ребенка. Анальгетик, который в ней используется (лидокаин или другие «-каины»), попадает в кровоток матери, хотя и в меньших количествах.
Бывает, что ребенок не берет грудь из-за анатомических особенностей. Сама по себе короткая уздечка редко мешает малышу присосаться. Но в сочетании с плоским или втянутым соском у мамы или с докормом из бутылки вполне может стать причиной.
Расщелина неба мешает ребенку создать вакуум. Иногда эту особенность сложно заметить (в отличие от расщелины губы), если небо расщеплено не полностью, в глубине рта. К счастью, это встречается очень редко.
Втянутый сосок непросто удерживать во рту. Бывают сложные случаи, когда сосок при нажатии на ареолу «прячется» в ней полностью. Даже если у малыша подвижный язычок, а уздечка в норме, присосаться к такой груди ему будет очень сложно. Возможно, он сможет сделать это, лишь когда немного подрастет.
Плоский сосок, который почти не выступает над ареолой, на самом деле не такая большая проблема для малыша, если он не знаком с бутылкой. Однако отек ареолы во время переполнения груди может мешать ребенку приложиться.
В моей практике часто встречаются детки, которые не берут грудь после тяжелых родов или многочисленных вмешательств в их процесс. У них спазмированы структуры черепа, участвующие в сосании, или верхний отдел позвоночника. Таких деток можно отличить по внешним признакам: кефалогематома, асимметрия лица или черепа, лопнувшие сосуды в глазах, «поцелуи аиста» — красные пятна на коже, голова, утопленная в плечи. Это следы, которые в большинстве случаев оставляют попытки ускорить рождение малыша: введение искусственного окситоцина, прокол пузыря, давление на живот. Долгое нахождение малыша в потугах, обвития, неправильное предлежание плода и другие неблагоприятные особенности также могут быть причиной.
Нередко дети, которым пришлось особенно тяжело в родах, присасываются к груди в первые 1–3 дня, но не очень справляются с ее опорожнением. Затем приходит молоко, грудь переполняется, ареола отекает, и они вообще перестают сосать.
Незрелость и малый вес ребенка часто являются препятствием для сосания груди. Здесь все очень индивидуально. Некоторые могут сосать грудь, появившись на свет в 32–34 недели, имея вес всего 1,5 кг. Другие не могут присосаться, пока не достигнут гестационного возраста 40 недель (то есть 40 недель с момента зачатия) и не наберут 2,5-3 кг.
В чем же суть проблемы трудных детей? Почему они не могут вести себя как «нормальные» дети?
Такие дети знают, что такое хорошо и что такое плохо, они знают, какое поведение считается приемлемым, однако их вспыльчивость отражает своеобразную задержку в развитии. Эти дети не умеют решать возникающие проблемы, находить точки соприкосновения с другими людьми, улаживать разногласия, уступать, контролировать себя в состоянии стресса. А стресс у таких детей вызывает совсем не то, что у «обычных» людей. Стрессовой ситуацией может стать замена одного урока другим, решение пойти в кино не в тот день, в который договаривались заранее, даже если ребенок хочет пойти на предлагаемый фильм и сам просил родителей об этом и т.д
Это происходит из-за того, что взрывные дети уделяют слишком большое внимание отдельным деталям, не умеют «перестраиваться» под другие условия, они в силу своих особенностей предпочитают предсказуемость, распланированную жизнь, простые однозначные ситуации, размеренность. Это не «легкие на подъем» дети. Одной из проблем взрывного ребенка является то, что ребенок сам не понимает, почему он так себя ведет, не может описать это словами (скудный словарный запас) и не может сам справиться со своей натурой
Решение проблемы должен взять в свои руки взрослый, постепенно научающий ребенка справляться со своим стрессом или научая его не воспринимать отдельные жизненные ситуации как стрессовые
Одной из проблем взрывного ребенка является то, что ребенок сам не понимает, почему он так себя ведет, не может описать это словами (скудный словарный запас) и не может сам справиться со своей натурой. Решение проблемы должен взять в свои руки взрослый, постепенно научающий ребенка справляться со своим стрессом или научая его не воспринимать отдельные жизненные ситуации как стрессовые.
Часто взрывные дети уже раздражительны из-за неуспеваемости в школе, травли одноклассников, отсутствия друзей, нормальных отношений со сверстниками. Усугубляется это повышенной возбудимостью нервной системы.
Можно ли уступить ребенку
Когда триггером истерики стал какой-то родительский запрет, то часто, если ребенок уж очень сильно плачет, родитель «сливается» — делай, бери, только отстань.
Когда мы отказываем детям, то зачастую отказываем больше, чем надо: это нельзя, туда не ходи, то не трогай. Поэтому когда ребенок что-то просит, не отвечайте сразу, подумайте пару секунд. Прежде чем запретить что-то ребенку, спросите себя:
Если оба ответа «нет», спокойно разрешайте, если хотя бы один из ответов «да» — менять свою позицию можно только в редких случаях. И в таких случаях можно сказать: «Слушай, я подумала, я вижу как тебе это очень надо, да, я тебе это разрешу».
Но изменение своего решения не должно быть базовой реакцией на просьбы ребенка. В противном случае родитель перестает быть доминантой, и мы получаем ситуации, когда ребенок валяется на полу в магазине, чтобы получить игрушку.
Последствия
Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:
- сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
- обрести новые эмоциональные навыки;
- осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
- найти новые увлечения и интересы.
Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:
- потерять интерес к учебе;
- слишком остро воспринимать любую критику;
- занизить самооценку;
- развить в себе комплексы;
- проявлять агрессию, жестокость;
- замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
- потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.
Почему годовалый ребенок «зависает» на груди?
Причины для этого могут быть разными:
Если ребенок имеет одни ожидания, а в реальности получает совсем другие. К примеру, когда в семье растет малыш-экстраверт, он может желать, чтобы его окружали братья и сестры. А в реальности его семья состоит из трех человек, один из которых — папа, которого малыш видит только по выходным. В современной жизни ребенок, как правило, весь первый год своей жизни общается исключительно с мамой (иногда — с бабушкой или дедушкой). И такая привязанность к одному человеку заставляет его все чаще и чаще требовать ее внимания, а одним из способов для этого является требование груди
Обратите внимание: как ведет себя ваш ребенок, когда вы с ним неожиданно оказываетесь в большой компании или среди родственников и других детей. Наверняка он начинает гораздо меньше нуждаться в маме, а больше интересуется окружающими и, как следствие — меньше прикладывается к груди
Если ребенок не понимает, что у матери есть собственные дела и потребности
Когда женщина ждет ребенка, она чаще всего не сидит дома в полном одиночестве, а старается насладиться жизнью, пока у нее есть для этого время. Кто-то проводит это время с друзьями, кто-то старается закончить все проекты на работе, а кто-то — часто навещает родственников, стараясь им помочь. Но с появлением малыша жизнь женщины меняется, и она полностью забывает о себе. Однако этот процесс может серьезно затянуться. А ведь когда малыш уже подрос и стал осознанно относиться к матери, возникает необходимость объяснить ему, что мама не всегда может быть доступна. У нее могут быть собственные дела, потребности и желания, помимо того, чтобы всегда находиться рядом с ребенком. Годовалому ребенку уже можно объяснить разницу между «детскими» и «взрослыми» делами, а также теми моментами, которые объединяют маму и ребенка. Поняв, что грудное вскармливание — это и есть тот самый «объединяющий момент», малыш сможет осознанно к нему относиться: не требовать грудь по десять раз в день, а только — в определенные часы, спокойно относиться к отказу матери покормить грудью именно сейчас. На самом деле, показывать ребенку, что у матери существуют собственные дела и потребности, пора уже в трехмесячном возрасте. Как это продемонстрировать? Совершая дела по дому, можно брать малыша на руки и вместе с ним поливать цветы, что-то готовить, закладывать белье в стиральную машину, раскладывать вещи и т. д. Совершая эти действия, можно комментировать, что в данный момент вы занимаетесь взрослыми делами вместе с малышом.
Постоянное нахождение ребенка на ограниченном пространстве, скука. Находясь ежедневно в одном месте с одним и тем же человеком и игрушками, ребенку становится скучно. Ему хочется больше разнообразия и доступа к взрослым вещам, но особенности городской жизни не позволяют ему осуществить такие желания. И эти нереализованные желания малыш заменяет на постоянное требование груди.
ЕСЛИ ДЕЛО В РОДИТЕЛЕ?
Возможна и обратная ситуация – поведение ребёнка является не следствием его психологических переживаний, а отражением состояния заботящегося о нём взрослого. Не секрет, что родители устают от постоянного напряжения, которое создают современный ритм жизни, работа, нехватка денег, отдыха, невозможность полноценно реализоваться. Родители могут срываться на ребёнка из-за собственной чрезмерной усталости и неудовлетворённости собственной жизнью, особенно в периоды кризисов или травмирующих ситуаций – увольнение, смерть близких, развод, тяжелые отношения с собственными престарелыми родителями. Когда не хватает сил и времени на себя, постоянные требования заботы от другого человека могут стать поводом для раздражения.
В процессе работы с психологом выяснилось, что Марина переживает развод с мужем, который ушёл к другой женщине. С его уходом Марина не только ощущала предательство близкого человека, перед ней ещё и остро встал финансовый вопрос, потому что ей срочно пришлось искать работу. Погружённая в собственные проблемы, Марина отдалилась от дочери, замкнулась в своих переживаниях и стала весьма раздражительной к любым её требованиям.
В ходе консультаций Марина смогла осознать, что сложившаяся ситуация не менее тяжела и для Тани, которая тоже остро переживала развод родителей и изменившиеся семейные обстоятельства, поэтому пыталась достучаться до мамы единственным доступным ей способом – плохим поведением. Марина ощущала своё положение как нестабильное, как в эмоциональном, так и в финансовом плане, но как взрослый человек могла повлиять на ситуацию, найдя работу и обратившись к психологу. Танечка же находилась в тревоге от того, что не понимала, что происходит с мамой и папой и с ней самой.
Хотя клиентка обратилась на прием, в первую очередь, по поводу поведения ребенка, акцент психологической работы сместился совсем в другую сторону. Психолог предложила Марине сначала разобраться с собственным состоянием и эмоциями, женщина эту помощь приняла. В результате трехмесячной психотерапии клиентке удалось выйти из своего кризиса, она смогла смириться с ситуацией развода и научилась не переносить своих переживаний на дочь. Поведение ребенка постепенно изменилось, ушла агрессия, однако остались тревога и повышенная плаксивость, связанные с расставанием родителей. Но это уже другая история.
Однако причиной нестабильного эмоционального состояния мамы не обязательно могут быть внешние обстоятельства. Срывы нередко случаются у тех мам, которые склонны забывать в заботах о ребёнке о собственных потребностях. Им кажется, что их долг полностью посвятить себя ребёнку и дать ему всё для развития. Такие женщины могут тратить любую свободную минуту на то, чтобы придумывать для домашних интересные занятия, организовывать быт, чтобы всем было легко и приятно, совершенно забывая о себе.
Естественным образом они полагают, что окружающие оценят их заботу и отплатят благодарностью, которой они часто не ощущают. Постоянное напряжение, сопровождающееся вопреки ожиданиям, потребительским отношением домочадцев, вызывает фрустрацию, которая постепенно накапливается, периодически выливаясь в приступы плохо контролируемого гнева. В подобных случаях консультация психолога помогает осознать собственные ожидания от семейной жизни и неудовлетворённые потребности, которые за ними стоят.
Из-за чего ребенок ночью плохо спит и плачет?
Иногда бывает, что уже подросший малыш доставляет родителям больше проблем, чем новорожденный. Причины плохого сна разнообразны. После полугода начинается период активного психомоторного развития. Малыш учится ползать, становится на ножки. Недалеко и до первых неуверенных и робких шагов.
Мозг постоянно перерабатывает огромное количество информации. Потребность во сне постепенно снижается. Новорожденный спит 16 часов в сутки, малыш в возрасте от 3 до 5 лет – 11 часов, школьник – 9.
Ребенок часто плачет во время сна в следующих ситуациях:
Детские нарушения сна – тревожный «звоночек» для заботливых родителей. Если младенец ночью не спит и плачет, рекомендуется пересмотреть его режим дня. Иногда необходима консультация невролога или детского психиатра. Плач во время сна у ребенка старше 3 лет может быть признаком аутизма или другого серьезного нарушения.
ПРИЧИНЫ ИСТЕРИК
Очень часто истерики вообще не зависят от вас и вашего воспитания и могут быть связаны с такими причинами:
Плохое самочувствие: ребенок не выспался, болеет, заболевает или выходит из болезни, плохое самочувствие (дисбактериоз, глистная инвазия, вирус, зубы).
Неврология: последствия родовых травм, гиперактивность, синдром дефицита внимания, задержка интеллектуального и речевого развития и др.
Нарушение или отсутствие режима дня: нехватка сна, его позднее наступление, голод, который ребенок вовремя не распознал, монотонность занятий или, наоборот, их избыточность приводят к перевозбуждению, на фоне которого легко вспыхивает истерика.
Чтобы определить причину, просто наблюдайте за ребенком, задавая себе вопросы: “как давно он ел? не пора ли ему спать? может, ему просто сложно оторваться от приятного занятия?” Такие вопросы очень “отрезвляют” и снимают лишнюю вину с родителей. Ведь выявление такой причины позволяет сразу нащупать план действий.
Но есть и другие – истерики, которые зависят от вашего воспитания. Часто наша неправильная “обработка” истерик, реакция в ответ на поведение ребенка усугубляет истерику и даже закрепляет ее. Иногда истерики связаны с некоторыми другими погрешностями воспитания – отсутствие достаточных границ или наоборот, эмпатии. Давайте разберемся.
Самые распространенные причины:
Отсутствие здоровых границ. Речь идет об отсутствии разумных ограничений: когда мама настолько боится нанести ребенку психологическую травму, что дает ему полную свободу выбора. Ребенок может делать, что хочет и как хочет, а мама всячески ему потакает. Вместо ограничений и рамок она просит больше так не делать, объясняет, почему это плохо, или пытается договориться, “купить” хорошее поведение еще большими бонусами. Итог: нет родительского авторитета, и, как следствие, ребенок неуправляем, эгоистичен и требователен сверх меры.
Завышенные ожидания. Тут главную роль играют ваши представления о том, что ребенок может или не может делать. К примеру, ребенок научился одеваться сам, и мама ждет, что он теперь всегда будет это делать. Мама не дает ребенку послаблений, а если малыш устал, приболел или просто хочет, чтобы мама помогла ему одеться – мама скорее обидится или рассердится, чем попытается понять ребенка. Итог: истерика у ребенка и истерика у мамы.
Замечали за собой такое? Тогда время это исправить!
Как я уже упоминала, с истериками секрет успеха в том, чтобы правильно на них реагировать: вы можете либо дать ребенку опыт проживания истерики, либо научить его получать желаемое с помощью истерики. В первом случае вы продвигаете ребенка в сторону самостоятельности и зрелости, а во втором – провоцируете манипуляции и инфантильное поведение.
Правильность реакции заключается в том, чтобы определить вид истерики и вести себя соответствующе. Поэтому переходим к главному.
Лечение АРП
Если ребенок во время плача закатывается, необходимо срочно начать лечение:
- Родители обращаются к неврологу, который перед проведением диагностических тестов задает ряд вопросов родителям: почему появился приступ, как он проходил, что ему предшествовало. Кроме того, доктор уточняет, какими симптомами сопровождался приступ (посинение, мочеиспускание, боль в груди, учащенное сердцебиение).
- После этого врач назначает обследование. Проводится ЭКГ, УЗИ и ЭЭГ мозга, сдаются анализы мочи и крови. Только после этого невролог назначает лечение. Как правило, дети с приступами АРП должны находиться на врачебном учете до 5-7 лет.
- Лечение включает в себя два направления – медикаментозное и немедикаментозное. Если ребенку больше 3 лет, врач рекомендует записаться на прием к психологу. Кроме того, психолог скорректирует методы воспитания ребенка, чтобы атмосфера в семье была спокойной и доброжелательной. Специалист предлагает родителям ряд игр и упражнений, благодаря которым подавляются вспышки гнева.
- Во время игровых действий ребенок забывает обо всех своих проблемах, он становится спокойнее. Немедикаментозное лечение является ведущим. И если правильно обустроить обстановку, употребление малышом лекарственных препаратов может даже не потребоваться.
- В более сложных случаях врач назначает лекарства для лечения невропатии и повышенной возбудимости ребенка. Все препараты назначает исключительно невропатолог. Покупать таблетки по совету знакомых или фармацевтов нельзя.