10 важных моментов в жизни ребенка, о которых не пишут в книгах

Закон есть закон

Формирование стабильной, надежной привязанности — одна из самых важных задач в первый год жизни ребенка. Но как это сделать в современном динамичном мире, при нашей постоянной занятости? Универсальной формулы, наверное, нет. Зато есть определенные психологические законы, которые существуют помимо нашей воли и желания и незнание которых, как принято говорить, «не освобождает от ответственности». Хотим мы учитывать теорию привязанности или нет, но «закон Боулби» действует так же, как и все прочие законы: когда мы ему следуем, есть шанс, что все будет хорошо, когда нарушаем — уж точно «получим по полной»

И тогда мы должны четко представлять, какими трагическими могут быть последствия, чтобы потом не разводить руками и не перекладывать вину на других

Если мы хотим вырастить детей сильными, жизнестойкими, способными на глубокие отношения, уверенными в себе, важно, чтобы в первый год жизни ребенка рядом с ним постоянно был близкий, надежный взрослый. Это может быть кто-то из нас, родителей (конечно, лучше, если это мама)

Если же мы по каким-то причинам не готовы сами заниматься малышом, надо найти того, кто сможет относиться к нему по-матерински и постоянно быть с ним

Я не люблю давать советы, но вопрос настолько важный, что я отступлю от правила и один совет все-таки дам: пусть с ребенком будет не самая профессиональная, не самая аккуратная, не самая умная и воспитанная, зато постоянная няня, к которой он привыкнет, к которой привяжется. Это лучше, чем десять самых изумительных нянь, через руки которых мы «прогоняем» ребенка, как сквозь строй (вспомним мальчика, о котором я рассказывала в начале главы). Если няня уже сумела стать для него близким человеком, попробуем закрыть глаза на ее недостатки и принять то, что глубокая эмоциональная связь у нашего малыша образуется именно с ней. В конце концов, душевный покой, здоровье и будущее ребенка дороже.

Задача развития №2: развитие зрительного сосредоточения

Задачу развития зрительного сосредоточения на игрушке мы уже начали решать на первом месяце жизни ребенка. И начали делать развивающие упражнения с крохой (см. «Упражнения для новорожденных»)

В играх с месячных ребенком мы будем увеличивать длительность времени упражнений – учить малыша более длительно следить за движущимся предметом, более плавно вести свой взгляд по сложной траектории перемещения предмета,  более длительно сосредотачивать на нем внимание (помните, что для этого мы передвигаем предмет, затем делаем остановку, чтобы малыш зафиксировал взгляд, затем снова передвигаем предмет и т.д.). Заниматься по-прежнему нужно несколько раз в день по 5 минуток, не более

Что очень важно знать каждой маме месячного ребенка:

1.Младенец в возрасте одного месяца в отличие от новорожденного может  с удовольствием рассматривать игрушки, висящие над ним в кроватке (расстояние до них должно быть 50 см от глаз ребенка).

2.Считается, что если до возраста 2-2,5 месяца вешать игрушки на расстоянии ниже 50 см, то есть риск возникновения косоглазия у малыша. Поэтому до 2,5 месяцев советуют игрушки помещать на расстоянии 50 см от головы малыша. Минимальное расстояние – 30-40 см. Ниже спускают игрушки только для игр с малышом — чтобы он мог дотянуться до них. После игры (обычно это не более 5 минут) игрушки поднимают на высоту 50 см.

С 2,5 месяцев ребенок уже подрос, изменяются ведущие задачи развития малыша и поэтому нужно изменить расстояние до игрушки. С 2,5 месяцев для развития малыша более целесообразно низко подвешивать игрушки, чтобы он мог захватить игрушку, тянуться к ней, удерживал ее в руках.

3.На игры с рассматриванием игрушек оказывает влияние то, где расположена кроватка малыша по отношению к источнику света. Лучше всего, если ребенок будет лежать головой к окну, чтобы свет не мешал ему рассматривать погремушки.

4.До 1 месяца малышу подвешивают одну игрушку для наблюдения за ней ребенком (см. «Упражнения для новорожденных»). С 1 месяца игрушек уже может быть несколько.

Очень полезно для ребенка наблюдать за покачивающейся или крутящейся игрушкой. Это может быть как  одна игрушка, так и мобиль. Мобиль может быть как самодельный, так и готовый- музыкальный. Но нужно учесть, что одна и та же игрушка быстро надоест малышу. Ее хватит лишь на 3-4 дня наблюдений. Поэтому лучше всего приобрести мобиль, в котором можно менять игрушки. Делать это рекомендуется каждые 3-4 дня

На мобиль нужно подвешивать игрушки крупные (8-10 см), ярких цветов (больше всего привлекает внимание малыша алый и оранжевый цвет, но это не означает, что не нужны другие цвета) и разной формы. Игрушки рекомендуется заменять каждый 3-4 дня

Но потом, после перерыва, их можно снова подвешивать на мобиль, и они будут восприняты малышом как новые.

Для месячного ребенка можно использовать две связанные друг с другом погремушки. Для этого вторую новую погремушку привязывают лентой к первой погремушке, уже знакомой ребенку. Новую погремушку подвешивают на ленте на высоте 10 см, знакомую на высоте 30-40 см. Ребенок, слыша голос мамы, начинает шевелить ручками и ножками и случайно задевает нижнюю погремушку. При этом начинает раскачиваться верхняя погремушка, повешенная для рассматривания. Малыш начинает сосредотачивать свой взгляд на верхней качающейся игрушке и рассматривать ее. Эту игру можно продолжать не более 5 минут, после чего нижнюю погремушку нужно убрать, а верхнюю поднять выше на расстояние 50 см. Игра более 5 минут утомляет малыша. Сразу же это может быть и незаметно. Но проявится позже, когда кроха вдруг станет капризничать. Лучше еще раз повторить эту игру после сна.

Любят месячные малыши и такую полезную для них игру. Нужно связать погремушку и колокольчик лентой. А два оставшихся конца этой ленты опустить вниз. Игрушки должны висеть так, чтобы одна из них была на расстоянии 15-18 см от глаз малыша, а другая на расстоянии 30-40 см. Поглаживая ладошку малыша, вкладывают в нее концы ленты. Ребенок, начиная двигать ручками, случайно приводит в движение и подвешенные за ленты погремушку и колокольчик. Это его очень радует. Игра также длится не более 5 минут. После чего одну игрушку убирают. А вторую поднимают выше на расстояние 50 см от малыша.

Большие ожидания родителей мотивируют детей

Знаете, что такое «эффект Пигмалиона»? Это когда человек, обладая полной уверенностью в чем-либо, ведет себя так, чтобы его уверенность нашла подтверждение в реальности, причем происходит это совершенно неосознанно. «Я пришел побеждать, я сильнее всех» — и действует с несокрушимой уверенностью, потому что не допускает иного. И побеждает.

Это работает и с детьми. Не всегда, но часто. Чем большего ждут от детей родители, тем больше шансов на то, что ребёнок эти ожидания оправдает. Если мама с папой уверены, что их сын или дочка легко поступит в университет и закончит его с отличием, то это повышает вероятность того, что так и произойдет. И напротив: если мать с отцом только и твердят ребёнку, что он недостаточно умен, чтобы учиться в вузе, что ему одна дорога — в чернорабочие или официанты, это уменьшает шансы вырваться в другую, успешную жизнь.

Хотя исключения бывают, и их немало. Как положительных, так и наоборот.

Комментарий экспертаНил Хэлфон, директор UCLA Center for Healthier Children, Families and Communities

Мы исследовали этот эффект с привлечением более чем 6.5 тысяч детей 2001 года рождения. Эффект родительских ожиданий работает даже независимо от финансового положения семьи и прочих факторов: если родители были уверены, что ребёнок получит высшее образование, это явно способствовало тому, чтобы так и получилось. Похоже, что незыблемая уверенность родителей помогает детям находить пути к осуществлению этих планов.

Но существует и другая сторона такой уверенности: когда родители выстраивают будущее ребёнка, не принимая в расчет его собственные желания, воплощая за его счет в жизнь свои собственные мечты. Счастья ребёнку это не приносит. Более того: слабохарактерного это может просто сломать, а подростка с сильным характером подтолкнуть к протесту, когда ребёнок пускается во все тяжкие, только чтобы доказать свое право на самоопределение, на свой выбор. Итоги бывают плачевными. Поэтому родителям следует быть осторожными и не слишком давить на ребёнка своей уверенностью в том, что будущее имеет только один вариант развития: тот, который выбрали для потомка они сами.​

Физическое развитие: наблюдаем и поддерживаем

Физическое развитие является одним из самых важных аспектов развития ребенка. В этом возрасте дети активно изучают мир и осваивают новые навыки. Мы, как родители, можем наблюдать за физическим развитием и помочь им в этом процессе.

Наблюдайте за моторикой ребенка. В первые годы жизни возможно отследить различные этапы развития двигательных навыков

Например, обращайте внимание на то, когда ваш ребенок начинает держать головку самостоятельно, сидеть, ползать или ходить. Если вы замечаете задержку в физическом развитии, обратитесь к врачу

Создавайте безопасную среду для передвижения. Предоставьте ребенку свободное пространство, чтобы он мог свободно ползать, лазить и ходить. Убедитесь, что мебель и предметы в доме безопасны и не представляют угрозы для ребенка. При размещении предметов учтите возможность получения травмы.

Предлагайте развивающие игры и упражнения. Разные игры и упражнения помогут развить моторику и координацию движений у ребенка. Например, бросать и ловить мячики, ползать под низкими препятствиями, стоять на одной ноге или прыгать на месте.

Питание и сон также играют важную роль в физическом развитии ребенка. Убедитесь, что ваш ребенок получает правильное питание, богатое витаминами и минералами, чтобы поддерживать его энергию и оказывать благотворное влияние на рост и развитие его органов и мышц

Важно также обеспечить регулярный и здоровый сон, чтобы ребенок имел достаточно времени для восстановления и роста

Следите за привычками

Важно обратить внимание на привычки ребенка, такие как курение или активное участие в спорте, чтобы убедиться, что они не наносят вреда его физическому развитию. Регулярные визиты к врачу также могут помочь вам отслеживать состояние здоровья вашего ребенка и его физическое развитие

Пример развивающих игр и упражнений:
Возраст
Игра/упражнение

6-9 месяцев
Ползание под низкими препятствиями
9-12 месяцев
Прыгание на месте
1-2 года
Бросание и ловля мячика
2-3 года
Стоять на одной ноге

Физическое развитие является важной частью развития ребенка, и мы можем помочь ему достигнуть своего потенциала, обеспечивая безопасную среду, предлагая разные игры и упражнения, уделяя внимание питанию и сну, а также следя за привычками и обращаясь за помощью к врачу при необходимости. Наблюдение за физическим развитием ребенка и его поддержка помогут ему расти и развиваться в полноценного и здорового человека

Даже состарившись не сойдёт с него

Вы думаете, какое осознание и восприятие термина «воспитание» будет для нас, родителей, наиболее эффективным и гармоничным. Даже царь Соломон говорил: «Воспитывай юношу в соответствии с его путём, даже состарившись не сойдёт с него». Значит, воспитывать ребёнка в соответствии с его стремлениями, характером, способностями и заинтересованностью, т.е. «в соответствии с его путём».

Воспитание здесь не есть средство, а ни что иное – как цель! И став на путь, «его путь» воспитания и самовоспитания «юноша» будет продолжать движение по этому пути всю жизнь «и состарившись не сойдёт с него». И ни в коем случае мы, родители, не должны предопределять значение и места нашего юного человека в этом мире, руководствуясь нашими амбициями, нереализованными целями, мечтами. Это есть грубейшая ошибка!

Став на путь воспитания самого себя наш «юноша» самостоятельно определит свое место и предназначение. А определением качества нашего воспитания станет тот факт, что присмотревшись к нашему «созревшему юноше», мы увидим, как он продолжает самостоятельно себя воспитывать, продолжает менять себя к лучшему, продолжает расти духовно и морально и самое главное (на определённом этапе своей жизни) передаёт навыки новому поколению.

Детская вина и взрослые ошибки

Тогда мы как родители можем сказать, что мы добились колоссального успеха! Отсюда следует, что и родителям необходимо идти по пути воспитания себя. Нам срочно необходимо вернуться на наш путь воспитания, ведь многие так сосредоточенны на воспитании другого человека, что давно уже позабыли о себе и не замечают, и не хотят признавать тот факт, что и не могут ни чему уже воспитать.

Мораль такова: «воспитывай отрока согласно пути его, так чтобы состарившись, не с бился с этого пути» не забывай и воспитывать себя, дабы не сойти со своего пути!

Я желаю каждому из Вас добиться колоссальных успехов в воспитании Ваших детей и Вас самих. Ибо нет для ребёнка большего Бога, чем его Родитель!

Раннее физическое развитие

Раннее физическое развитие малыша стимулирует развитие его мозга, и способствует его более быстрому обучению в дальнейшем. Наиболее известные методики в этом направлении: динамическая гимнастика, метод Глена Домана и Никитиных.

Динамическая гимнастика – комплекс упражнений, которые родитель выполняет с ребенком. Она включает в себя элементы гимнастики, массажа и упражнения, направленные на развитие вестибулярного аппарата. Регулярное выполнение с грудничком динамической гимнастики развивает рефлексы малыша, нормализует мышечный тонус, укрепляет иммунную и сердечнососудистую системы, способствует нормальному психическому развитию.

Согласно методу раннего развития, разработанного нейрофизиологом Гленом Доманом, движение детей не надо ничем ограничивать, малыша следует, как можно раньше обучить гимнастике. Ведь мозг маленького человека интенсивно развивается и растет только тогда, когда он работает. Чем больше ребенок знакомится с окружающим его миром и своим телом, тем быстрее развивается его мозг, умение анализировать, думать. Мозг ребенка изначально запрограммирован на обучение, а задача родителей – не мешать малышу и поощрять его.

Борис и Елена Никитины, родители семерых детей, разработали свою методику раннего развития. Она основана на том, что не надо мешать ребенку познавать окружающий мир. Если движения малыша ничем не ограничивать, то это будет способствовать развитию его мозга. Например, вместо того, чтобы сажать ребенка в манеж, стоит установить для него спортивную стенку, и помочь ему освоить ее. Не нужно делать за маленького человека то, что он может сделать сам, пусть самостоятельно преодолевает возникшие перед ним трудности и препятствия.

Без эмоций в детсаду нельзя

— Главный секрет успеха — любить детей и относиться к ним так, как бы ты хотела, чтобы относились к твоему ребёнку, когда он пойдёт в детский сад, — делится педагог

— Важно быть на равных с малышом, уметь опускаться до его уровня, принимать разные роли. Например, если мы играем в семью, то я исполняю роль мамы, если идём на прогулку, то я бригадир. В детском саду нельзя без эмоций

Здесь всё в игре. Причём играть нужно в то , что нравится детям: кто-то любит конструкторы, кто-то — машины, девочки — куклы. Воспитатель — это удивительная и ёмкая профессия, требуется быть знающим педагогом, хорошим психологом, обязательно — творческой личностью и немножко доктором. Нужно уметь шить, мастерить, играть и петь, чтобы всегда быть интересной для своих детей

В детском саду нельзя без эмоций. Здесь всё в игре. Причём играть нужно в то , что нравится детям: кто-то любит конструкторы, кто-то — машины, девочки — куклы. Воспитатель — это удивительная и ёмкая профессия, требуется быть знающим педагогом, хорошим психологом, обязательно — творческой личностью и немножко доктором. Нужно уметь шить, мастерить, играть и петь, чтобы всегда быть интересной для своих детей.

Корреспондент: — А что даёт больший результат — ласка или строгость?

Алёна ЕПИШИНА: — И излишняя строгость, и излишняя ласковость одинаково вредны. Надо найти золотую середину между этими проявлениями. С одной стороны, надо любить детей, но с другой — быть к ним требовательным. И в любой ситуации, даже когда ребёнка ругают, он должен знать, что его любят.

Корреспондент: — Интересно, во что играют современные дети?

А.Е.: — Мои малыши, как и мы в нашем далёком детстве, собирают пластмассовые пирамидки, строят из кубиков, с удовольствием слушают сказки. Дети постарше играют в роботов, пиратов. Они воспроизводят то, что видят в современных мультфильмах, компьютерных играх. Конечно, меняются и герои. Куда уж «Колобку» с его сюжетом! У современных детей много игрушек, они стали доступными и разнообразными.

Приобщение к прекрасному

Так получилось, что “приобщением к прекрасному” меня занимался дед. Серьезный, импозантный, знающий ответы на все детские почему. Первый раз повел меня, шестилетку, в Пушкинский музей. А там ДАВИД! Громадный, злой и голый! А в руках фигня какая-то, на мочалку похожая (за несколько дней до этого мы ходили в Даниловские бани, потому что горячую воду отключили). Меня это так поразило, что я страшным звонким шепотом на весь зал спросил: Дед, он что, моется? А злой почему – шайку спёрли?

Русскоговорящие экскурсанты рыдали, иностранцы что-то спрашивали у переводчиков, и все смотрели на нас. Деда стал бурым и утащил меня в соседний зал.

WalerYashka / Pikabu

Органы чувств ребенка в первый месяц жизни

Наиболее важными органами чувств для ребенка являются зрение и слух. И речь идет не только о способности новорожденного контактировать с окружающим миром через звуки и визуальный ряд. Внешняя среда, воздействуя на слух и зрение малыша, стимулирует его умственное и физическое развитие. На первом месяце жизни ребенка все органы чувств отличаются более или менее выраженными особенностями.

  • Вкус. Вкусовые рецепторы у новорожденного развиты достаточно хорошо, и основные «раздражители» он идентифицирует так же, как взрослый. Например, при попадании на язык подслащенной воды ребенок не проявляет никаких особенных реакций. А при добавлении в воду кислого яблочного или лимонного сока малыш может демонстрировать признаки неудовольствия – морщиться, пытаться вытолкнуть языком неприятную на вкус жидкость.
  • Обоняние. Умение определять запахи играет важную роль в жизни новорожденного, особенно в первые дни и недели жизни, когда остальные органы чувств еще неразвиты. Именно благодаря обонянию ребенок узнает мать, безошибочно находит грудь, отказывается от кормления, если чувствует неприятный запах (например, если мать обработала сосок мазью для заживления трещин или антисептиком с лекарственным запахом).
  • Осязание. Кожа новорожденного очень чувствительна к воздействию механических и термических раздражителей, но при этом количество рецепторов распределено неравномерно. Так, ребенок более активно реагирует на прикосновения к ладоням, стопам, лицу и не настолько выраженно – при поглаживании спины и живота. Кроме того, температура окружающей среды также вызывает определенные реакции. При некомфортной температуре ребенок проявляет признаки беспокойства, становится вялым, его кожа бледнеет или краснеет и пр.
  • Зрение. В первые недели жизни зрение ребенка не отличается остротой. Хотя новорожденный жмурится при ярком свете, а его зрачки расширяются и сужаются в зависимости от интенсивности освещения – это рефлекторные реакции, управляемые нервной системой. На самом деле изображения в поле зрения новорожденного выглядят размыто и нечетко, а определять конкретный объект малыш сможет только через 10–12 дней после рождения. Но и в этом случае фиксировать предмет взглядом он еще не умеет – малыш сможет только следить за движением объекта или за источником света. Еще одна особенность зрения новорожденного – рассогласованное движение глаз, когда они направлены в разные стороны. Это часто вызывает беспокойство у родителей, которые предполагают у ребенка наличие косоглазия. Но такой «блуждающий» взгляд – естественное явление, и к концу первого месяца после рождения (в норме через 4–8 недель) движения глаз малыша приобретают согласованность.
  • Слух. Слух – еще одна распространенная причина беспокойства родителей, которые не наблюдают выраженной реакции у новорожденного ребенка на звуки. Но слух малыша уже «натренирован» во время внутриутробного развития, в течение которого он воспринимал фоновые шумы и успел привыкнуть к ним. Благодаря этому в первые месяцы после рождения внешние звуки редко вызывают у малыша выраженные реакции. Кроме того, слуховой нерв у новорожденных развит недостаточно, и ребенок еще не воспринимает «взрослый» спектр акустических волн: более высокие звуки он слышит лучше, низкие – хуже.

Домашний видеоархив

Да, наша память несовершенна. Но, к счастью, нам на помощь приходят современные помощники — фото- и видеокамеры. Фотографии — это своего рода остановившиеся мгновения, и останавливать их стоит как можно чаще. Ведь малыш меняется буквально каждую неделю, и таким, как сейчас, он не будет уже никогда. Здорово, если вам удалось запечатлеть малыша в первые минуты его жизни. Эти фотографии обычно становятся самыми любимыми и трогательными. Старайтесь делать не только портретные снимки и крупные планы своего малыша, не злоупотребляйте постановочными фотографиями.

Фотографируйте кроху за обычными, повседневными занятиями, подсматривайте смешные бытовые сценки. Ведь именно такие детские фотографии по-настоящему ценны, потому что естественны и передают характер малыша. Видеозаписи, пожалуй, одни из самых любимых составляющих семейного архива. Благодаря им мы и через годы сможем вновь и вновь не только увидеть своего крошку в месячном или годовалом возрасте, но и услышать его мелодичное агуканье, смешной лепет, первые осознанные слова и выступление на первом новогоднем утреннике. А как любят смотреть на себя «по телевизору» подросшие малыши! Для них такое кино сродни изучению истории.

Не забывайте почаще  брать  в  руки камеру, иначе потом вы будете жалеть, что так мало снимали своего кроху. Снимайте все важные и интересные события: выписку из роддома, первое купание, гимнастику, кормление, улыбки, кряхтение лежащего на животе человечка, игры и игрушки, прогулки, веселый хохот на коленках у папы, нежные объятия с бабушкой, погоню на четвереньках за  кошкой,  первые  шаги… Из такого видеоматериала можно смонтировать замечательный фильм, добавив титры, музыку, ваши комментарии. Это может стать подарком для папы и всех близких к первому дню рождения крохи: двенадцатисерийный фильм, где каждая коротенькая серия — самые интересные моменты каждого месяца жизни. А можно представить весь первый год в виде яркого видеоколлажа, где каждая новая сцена длится всего 3—4 секунды, добавив к видео подходящую музыку или детскую песенку. Такие домашние видеошедевры вам захочется смотреть снова и снова. Их будет приятно показывать друзьям  и близким.

Чему должны учить ребенка родители в первые 30 дней его жизни

Переворачивайте новорожденного

Малыш еще не может изменять положение тела по своему желанию, но он уже готов этому учиться. Выкладывайте его на спинку, на бочок, на животик – так он быстрее научиться владеть своим телом.

Фиксируйте взгляд малыша

Когда ребенок бодрствует, находится в хорошем настроении, обязательно покажите ему крупную погремушку

Когда вы привлечете его внимание звуком, медленно поводите игрушкой на расстоянии вытянутой руки малыша. Пусть он следует за ней взглядом – с каждым днем у него это будет получаться все лучше

Развивайте слух младенца

В отличие от зрения, слышит малыш уже неплохо, так что почаще используйте игрушки, издающие различные звуки – важно, чтобы ребенок реагировал и поворачивал голову в ту сторону, откуда он слышит звук (если он не реагирует на звук – обязательно скажите об этом вашему педиатру!) Пусть у вас будет несколько звучащих, пищащих, шуршащих игрушек

Беседуйте с новорожденным

Сегодня медики и психологи советуют не сюсюскать с ребенком (от этой привычки потом будет трудно избавиться в первую очередь вам), а разговаривать с ним, как со взрослым. Говорите спокойным тоном, короткими фразами, используя простые слова. Если вы начнете зачитывать малышу отрывки из учебника по квантовой физике, это ему не повредит, но все же принесет меньше пользы, чем если бы вы повторяли фразы «мама любит тебя», «мама рядом» и называли по именам домочадцев.

Обнимайте его и поглаживайте

Делайте это почаще, особенно важен контакт «кожа к коже», чтобы малыш чувствовал тепло вашего тела. Поглаживания – самая простая, естественная и безвредная стимуляция развития малыша, в отличие от массажей на которые так уповают мамы. Их должен делать специалист и только по медицинским показаниям! Для здорового ребенка нет ничего полезнее, чем мамины руки.

Занятия не должны утомлять ребенка

Наконец, важный вопрос: как долго заниматься с ребенком? Ребенок в возрасте одного месяца может играть с вами на протяжении 5-7 минут, потом он устанет. Эти минуты игры можно устраивать в каждый период бодрствования малыша – ему это будет полезно, а вам доставит море удовольствия!

18.07.2017
Подготовила Анна Первушина
  
  о новорожденных  Другие статьи автора

Развитие ребенка в 9 месяцев

Девятимесячный ребенок еще не может самостоятельно ходить, но уже предпринимает попытки встать на колени, а потом на ножки, используя близлежащие предметы в качестве опоры. Многие малыши делают свои первые, неуверенные шаги при помощи взрослых.

В 9 месяцев большинство детей осваивают так называемый “щипковый захват” — метод, при котором ребенок берет вещь большим и указательным пальцем. С этого момента значительно улучшается мелкая моторика рук. Родителям необходимо быть бдительными: следить, чтобы малыш не тянул в рот и нос детали конструктора, пуговицы, бусины и другие опасные предметы небольшого размера.

В этом возрасте дети начинают внимательно изучать действия окружающих и пытаются им подражать. Мир вокруг становится все интереснее!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий