Польза или вред?
Так, может, пусть себе фантазирует — какой в этом вред? Или лучше запретить, чтобы даже думать не смел?
В действительности появление «друга» можно рассматривать как детскую болезнь роста. Если она случилась, не стоит паниковать. Но надо помочь ребенку выйти из нее, чтобы он научился в своем сознании разделять реальную и условную жизнь, постиг главное — «знание о том, что бывает на самом деле, а что понарошку» . Без этого знания, если ребенок застрянет в своих фантазиях, он не сможет научиться адекватно воспринимать реальность, прогнозировать возможное развитие событий, предвидеть последствия своих поступков.
И где же выход?
Всего несколько рекомендаций:
Воздержитесь от негативной реакции. Не ругайте ребенка, не высмеивайте, не запрещайте рассказывать о друге.
Выведите «друга» наружу. Объективируйте его — попросите ребенка рассказать о своем друге: какой он, как выглядит, что делает, любит? Попросите нарисовать его. Это поможет ребенку выйти из тайного убежища своих взаимоотношений с вымышленным другом, доверить свою тайну вам. Так у вас появится возможность понять, что происходит с ребенком и как ему помочь.
Усильте эмоциональную связь между вами и ребенком. Желательно привлечь и других членов семьи для укрепления эмоционального контакта. Больше расспрашивайте ребенка о его впечатлениях и переживаниях в связи с реальными событиями, эмоционально откликайтесь и поддерживайте его в реальных делах, в продуктивном творчестве.
Помогите найти реального друга. Познакомьте ребенка с другими детьми, помогите в поиске общих интересов
Обращайте его внимание на их переживания и другие особенности в поведении, на их качества, чтобы он больше наблюдал и сосредоточивался на реальных людях.
Развивайте у ребенка продуктивное воображение — чтобы он создавал реальный продукт (в конструировании, рисовании, сочинении и т.п.), который был бы объективно представлен и его могли воспринимать и другие люди. Восхищайтесь его произведениями, обсуждайте, как именно его замысел воплощен в жизнь.
Как помочь ребенку наладить отношения с другими детьми?
Есть дети, которые с легкостью заводят новые знакомства, быстро находят общий язык со сверстниками и комфортно себя чувствуют в любой социальной группе. Есть те, для кого взаимодействие с другими детьми дается довольно непросто. И для каждого ребенка помощь родителей в установлении и поддержании дружбы будет разной. Но есть несколько универсальных советов, которые помогут родителям поддержать своего ребенка.
Слушайте ребенка. Будьте внимательны и участливы к тому, что говорит ваш ребенок. «Петя сказал, что не будет больше со мной играть!» — это может стать настоящей трагедией для пятилетнего малыша! Даже если вам кажется, что очередная ссора между ребенком и его друзьями пустяк, поймите: масштаб горя для незрелого ребенка совсем иной.
Наблюдайте и помогайте, только если просят. Глобальная задача родителя — не мешать ребенку учиться устанавливать социальные контакты. Даже если, наблюдая за своим ребенком, вы считаете, что ребенок ведет себя не так, как вам казалось бы правильно, не вмешивайтесь. Вы лишь сторонний наблюдатель. И лишь в случае прямой просьбы от ребенка помогайте ему.
Ищите решение вместе. Если ребенок стал участником конфликта, попробуйте вместе с ребенком прийти к пониманию того, что именно послужило причиной недопонимания и как лучше выйти из этой ситуации. Не навязывайте свое мнение, дайте ребенку учиться мыслить критически самому. Ненавязчиво направляйте его к правильному решению.
Приводите примеры. Детям трудно мыслить абстрактными понятиями и размышлять в долгосрочной перспективе. Да и опыта дружбы с другими детьми у ребенка тоже нет. Поэтому гораздо понятнее будет, если какие-то ситуации вы будете объяснять ребенку на примерах их собственной жизни, мультфильмов, книг.
Дайте понять ребенку, что вы всегда рядом. Взаимоотношения со сверстниками невозможно без конфликтов
И ребенку важно понимать, что у него есть любящий и принимающий его взрослый, к которому он всегда может обратиться за помощью и поддержкой
Взаимодействие с воображаемым другом
Вместо этого, можно посчитать появление воображаемого друга нормальным явлением развития фантазии и творческого мышления ребенка. Старайтесь поставить себя на место ребенка и понять, что заставляет его придумать воображаемого друга. Это может быть стремление к общению, отсутствие реальных друзей или просто воображение, которое является способом развлечения и расширения мира.
Взаимодействуйте с воображаемым другом так же, как с реальным человеком. Будьте вежливы и добры к нему, проявляйте интерес к его жизни и историям. Это поддержит у ребенка ощущение самоценности, что его воображаемый друг важен и значим.
Важно установить границы воображаемых игр и разговоров. Например, можно договориться, что ребенок может играть с воображаемым другом только в определенное время, чтобы это не влияло на реальные обязанности и активности
Помимо этого, активно участвуйте в играх с воображаемым другом. Предложите ребенку создать историю или пьесу с участием воображаемого друга, где вы сможете играть свою роль. Это будет замечательным способом укрепить взаимоотношения с ребенком и понять его внутренний мир еще глубже.
Не стоит беспокоиться, если воображаемый друг покидает ребенка через некоторое время. Это естественный процесс, и ребенок сам решит, когда ему больше не нужен воображаемый друг
Важно принять это и поддержать ребенка в его решениях
Взаимодействие с воображаемым другом может быть полезным для развития фантазии, социальных навыков и эмоционального интеллекта у ребенка. Помогите ему в этом процессе и примите воображаемого друга как часть его игрового мира.
Как должны действовать родители
Прежде всего, следует сказать о том, что родители не должны делать. Они не должны паниковать, пугаться предполагаемых проблем с детской психикой и немедленно тащить ребенка к врачам. Также взрослые не должны высмеивать малыша за общение с невидимым другом, оскорблять его за это и ругать за выдумки.
Поводом для тревоги может стать лишь тот факт, что придуманный приятель появляется у детей в возрасте шести-семи лет. При нормальном развитии к этому периоду подобное фантазийное общение, как правило, уже изживает себя. Ребенок переходит к новому этапу становления личности. Если этого не произошло, возможно, он пережил какое-то травмирующее психику событие, тяжелый стресс и таким способом пытается преодолеть их последствия.
В подобной ситуации оптимальный вариант — консультация психолога. Если же специалист не находит никаких отклонений, то рекомендуется предложить ребенку другие, более соответствующие его возрасту, способы реализовать свою креативность. Это может быть драмкружок, танцевальная студия или художественная школа.
Если воображаемый друг является частью жизни детей помладше, то оптимальное поведение взрослых — с уважением отнестись к их фантазиям. Поставить дополнительную тарелку на стол во время ужина, положить в кроватку к малышу дополнительную подушечку, пожелать обоим спокойной ночи. Можно попросить разрешения поиграть или посмотреть мультики вместе с ребенком и его волшебным другом. Но при этом нельзя на него давить, только сам малыш должен принять решение и принять взрослого в мир своей фантазии.
Как дебютирует шизофрения
Расстройство считается типичным для подросткового и молодого возраста. Однако встречается оно и у пожилых людей, и у дошкольников. Причем то, в каком возрасте начинается болезнь, играет не последнюю роль в ее клинической картине. Чем меньше возрастной показатель больного, тем злокачественнее ее течение. Известно, что мужчины заболевают в более ранние годы, чем женщины.
Все начинается с эмоциональных изменений. Формируется чувство некоторого внутреннего дискомфорта, ощущения нахождения «не в своей тарелке». Общение с окружающими дается все сложнее, уходит непринужденность и легкость, появляется смущение, напряжение и робость. Теряется самоуважение и уверенность. Человек начинает ощущать себя выпавшим из общества.
Возможны вегетативные реакции в виде головной боли, скачков давления, повышенной потливости, изменений сердечного ритма.
Появляется раздражительность, больного все чаще сопровождает плохое настроение. Он не может сосредоточиться на выполнении какого-либо действия, становится рассеянным, физическая и умственная продуктивность его снижается либо формируется быстрая смена настроения.
Человек все чаще пребывает в состоянии напряжения, тревожности, ожидая, что должно произойти что-то нехорошее. Случаются эпизоды дереализации – действительность воспринимается как что-то нереальное. Все кажется странным, размытым, чужим. Звуки притупляются. Больные сравнивают такую обстановку с декорациями. Теряется яркость восприятия, и страдает память.
Деперсонализация также фигурирует на ранней стадии заболевания. Больные сами замечают, что с ними что-то не так. Они могут говорить о том, что ничего не чувствуют. Искажается восприятие своего «Я», пропорций тела, возраста, пола.
Развивается состояние, именуемое уплощенным аффектом. При этом снижается яркость и выразительность эмоций. Мимика и жесты больного становятся ограниченными. Создается впечатление, что на лицо надели маску, а тело стало деревянным.
Довольно показательный признак – эмоциональная холодность по отношению к родным и близким: детям, супругам, но чаще всего к матери. При этом больной не просто отстраняется, но и проявляет злобу и агрессию, но по отношению к людям, с которыми они общаются менее тесно, сохраняются адекватные эмоции. Человек может вести себя с ними, как и прежде.
Не реже наблюдаются неуместные эмоциональные реакции: больной может хохотать, когда не до смеха, а в ситуации, когда все смеются, он рыдает навзрыд или эмоции отсутствуют вообще. Если раньше человек не мог не улыбнуться даже на самый примитивный анекдот, то сейчас после рассказанной шутки в ответ не последует никакой реакции.
Еще одна серия симптомов – это обсессивно-компульсивные проявления. У человека постоянно в голове крутится навязчивая идея. Например, мысль о том, что его собьет машина, если он будет переходить дорогу. Или постоянная необходимость делать все в совершенстве.
Обязательно присутствуют различные ритуальные движения. Больной по 10–15 часов может рисовать в тетради просто линии или другие символы.
Страхи также наблюдаются в клинической картине, однако они носят другой характер, нежели при фобическом расстройстве. Человек рассказывает о них спокойно, безэмоционально, без тени непереносимости на лице. Страхи бывают нелогичными. К примеру, боязнь определенного слова или цвета.
Почему возникают вымышленные друзья?
Заглянув в глубь детского мира и в корень проблемы, ученные-психологи восстановили, что, чаще всего вымышленные друзья появляются в семьях где:
есть один-единственный ребенок: то-есть, единственному ребенку хочется иметь близкого друга, которым мог бы стать брат или сестра; разница в возрасте между детьми в семье очень большая: если между братом и сестрой в семье разница около 10 лет – то им тяжело найти общий язык и понимание; недавно, в семье появился еще один малыш: наличие еще одного «центра-вселенной» у родителей, ребенок достаточно сильно переживает
Не забывайте общаться и уделять внимание старшим детям.. Если ребенок несколько раз за день вспоминает своего придуманного друга, говорит с ним или о нем – в этом нет ничего страшного. Тревожится стоит тогда, когда малыш просто неразлучен с плодом своей фантазии и очень угнетен, когда его друг уходит или они ссорятся
Тревожится стоит тогда, когда малыш просто неразлучен с плодом своей фантазии и очень угнетен, когда его друг уходит или они ссорятся
Если ребенок несколько раз за день вспоминает своего придуманного друга, говорит с ним или о нем – в этом нет ничего страшного. Тревожится стоит тогда, когда малыш просто неразлучен с плодом своей фантазии и очень угнетен, когда его друг уходит или они ссорятся.
Стоит обратить внимание на характер общения малыша и его друга. Например: Малыш может дружить с интересным персонажем мультфильма или сказки, или обычным ребенком. , который появляется и уходит тогда, когда удобно выдумщику, с этим другом он играет, разговаривает, мечтает… Такой друг появляется скорее всего от наличия прекрасной фантазии и, вполне возможно, от недостатка общения с ровесниками и родителями, или просто от «детской рутины» – дом – детсад – прогулка – дом
, который появляется и уходит тогда, когда удобно выдумщику, с этим другом он играет, разговаривает, мечтает… Такой друг появляется скорее всего от наличия прекрасной фантазии и, вполне возможно, от недостатка общения с ровесниками и родителями, или просто от «детской рутины» – дом – детсад – прогулка – дом
В таком случае развлеките своего малыша, съездите в зоопарк, на качели, в цирк и т. п
Например:Малыш может дружить с интересным персонажем мультфильма или сказки, или обычным ребенком, который появляется и уходит тогда, когда удобно выдумщику, с этим другом он играет, разговаривает, мечтает… Такой друг появляется скорее всего от наличия прекрасной фантазии и, вполне возможно, от недостатка общения с ровесниками и родителями, или просто от «детской рутины» – дом – детсад – прогулка – дом. В таком случае развлеките своего малыша, съездите в зоопарк, на качели, в цирк и т. п.
В общем, если общение вашего ребенка с придуманным другом похоже на вполне нормальные дружеские отношения, не стоит слишком тревожится.
Бывают случаи, когда характер общения малыша с призраком напоминает характер взаимоотношений между членами семьи или отношениями ребенка и взрослых. В таком случае следует приглядеться и прислушаться к монологам выдумщика, возможно вы увидите со стороны какую либо проблему, которая волнует и не дает покоя вашему чаду. Если самостоятельно разобраться в детских фантазиях вы не можете, но чувствуете, что в играх вашего малыша есть скрытый подтекст – обратитесь к психологу.
Если ваш дошкольник все время в своих монологах наказывает кого-то или ссорится, он скорее всего копирует отношение взрослых к самому-себе. В таких случаях ребенок выступает в роли умудренного и требовательного взрослого человека, а выдуманный друг выполняет роль самого малыша. Таким образом ребенок наверняка снимает стресс и переживание, возможно пытается понять ситуацию.
Друг – безупречный защитник и исполнитель всех желанийпоявляется у детей, которым не совсем комфортно в их реальном мирке. С такими друзьями они часто наказывают своих обидчиков и отправляются в удивительные страны, с этими друзьями у детей прекрасные отношения. Вам стоит хорошенько задуматься если у вашего ребенка появился такой друг.Фантастический добрый друг может появиться у тех детей, которым родители не предоставляют свободы действий и выбора, слишком опекают.
Друг «Супер-мен», сказочна фея, маг или фантастическое существо – с которым малыш говорит на сокровенные темы и весело проводит время, возникает у самых смелых фантазеров.
Почему появляются воображаемые друзья
В возрасте 2,5–5 лет у ребенка очень активно начинает развиваться интеллект. В современном мире он рано осваивает цифровое пространство и начинает мыслить творчески и креативно. Игра – естественное состояние дошкольника, в игре ребенок осваивает социальные роли, ищет себя в мире взрослых и заводит себе воображаемых друзей. Это может быть супергерой, животное и даже игрушка, наделенная человеческими способностями, или человек с необычным именем, который выполняет все действия близких взрослых ребенка. Это не повод для вмешательства.
Проблемы начинаются тогда, когда ребенок не рассказывает вам о своем друге: это может говорить о недоверии и страхе. Общение с этим персонажем может проходить по двум сценариям: либо ребенок будет погружаться в мир, в котором все дозволено, либо изображать родителя, который ведет себя так же, как и вы
Прежде чем бить тревогу, попробуйте обратить внимание на то, как организована игра
Воображаемый друг может появиться от нехватки впечатлений. Ребенок полностью зависит от решения старших, и ему приходится изо дня в день терпеть один и тот же сценарий. Ребенку также может не хватать общения, но говорить об этом он еще не умеет. Дети разные: не каждый из них способен влиться в круг сверстников, и тогда им приходится придумывать собственную игру.
Ребенок также может вытеснять свои тайные желания. Возможно, ему требуется больше внимания и включенности в его мир, возможно, чего-то вы не знаете, о чем-то он молчит, а проблема есть. Выслушайте его, расспросите о том, как этот воображаемый друг его защищает, что он говорит, когда появляется, какая у него есть способность. Если вы услышите, что воображаемый друг грозится наказать обидчиков, то стоит обратиться к психологу: это может быть признаком скрытой агрессии.
Иногда воображаемый друг может появиться у подростка, и произойдет это после травматичного события – смерть близкого, переезд, развод родителей. Некоторое время этот воображаемый друг будет сопровождать ребенка и обладать какими-то чертами характера, которые нужны самому ребенку. Не стоит беспокоиться сразу, но полезно обратиться к психологу для того, чтобы прояснить, в чем нуждается ребенок.
Так что, вопреки иррациональным страхам, свойственным любому родителю, ребенок может проявлять фантазию и это может казаться странным, необычным, но не должно вызывать тревогу.
Александр Покрышкин
детский психолог
От трех до пяти
В этом возрасте ребенок продолжает ценить других детей за их «интересность». Детям важны друзья, которые любят те же игры, которые носят красивые вещи, у которых есть интересные игрушки. Другом может стать удобный ребенок: например, отлично подружатся яркая девочка-лидер и тихий задумчивый мальчик, который готов слушаться подругу и с интересом участвовать в ее затеях. Дружба у малышей еще не крепка, друзья могут меняться каждый день: сегодня товарищем назначается тот, кто дал покататься на велосипеде, завтра с ним уже происходит ссора из-за того, что он дерется или дает покататься на велосипеде другому ребенку. Не нужно к этим переменам относиться строго, пусть ребенок сам выбирает, с кем ему играть и дружить.
Кроме того, в этом возрасте малыш уже должен уметь сознательно наладить контакт и постоять за себя. Поэтому нужно научить его правильным словам: как познакомиться («Привет, меня зовут Саша, а тебя как зовут? Давай играть в поезд!»), как и за что благодарить, извиняться, просить, отказывать… Малыш учится играть по правилам, давать свои игрушки другим и забирать их назад, соблюдать принцип «очереди», участвовать в ролевых играх типа автомобильных гонок или «дочки-матери». Ситуации для тренировки этих навыков будут возникать каждый день, и нужно учить малыша действовать правильно, самостоятельно добиваться своего, стоять за себя, но и не влезать в чужие границы. Если расстроенный ребенок, у которого отобрали игрушку или с которым не хотят играть, приходит за помощью к вам – сначала помогите ему самому решить конфликт, подскажите слова и поведение. И только если конфликт затягивается – корректно вмешайтесь, дайте ребенку пример вежливого и уверенного взаимодействия с обидчиком. После конфликта можно обсудить события с ребенком, помочь ему понять, кто был прав, а кто нет, и как нужно было себя вести.
Реакционные основы дезорганизации действий
Различают определенные типы реакций, свойственные детям при дезорганизованной манере действий.
Для деток младшего возраста таковыми являются:
- протест. Возникает при усиленном навязывании чего-либо, ограничении активности. Активный протест проявляется агрессией, грубостью, порчей имущества. Пассивный – враждебностью, намеренным молчанием, суицидальными попытками, голоданием, побегами из дома. Физиологические признаки – энурез, пищеварительные расстройства, надсадный кашель;
- отказ – реакция на неудовлетворение чувства безопасности, общения у совсем маленьких детей. Проявления: отсутствие активности, тяги к общению, безэмоциональность. Отсутствие ответной реакции. Нет стремления к игровой деятельности. Все не интересно, не способны получать удовольствие от сладостей, любимых игрушек;
- имитация – подражание негативным чертам авторитетных лиц. Дети перенимают вредные привычки, асоциальную деятельность;
- компенсация – неудачи одной деятельности малыш компенсирует достижениями другой. Неудачи учебной деятельности компенсирует хулиганством, воровством. Страхи, пугливость замещает издевательствами над другими детьми, экстремальной автомобильной, мотоциклетной ездой.
Реакции у подростков:
- эмансипация – сопротивление установленным взрослыми правилам, отвержение помощи, пренебрежение советами, подсказками;
- группирование – создание антисоциальных группировок;
- увлечения – направлены на удовлетворение заинтересованности определенной деятельностью. Азарт удовлетворяется карточными или другими играми на деньги, лидерство – ситуациями предводительства (бандитской группировкой). Но даже если увлечения носят позитивный характер (спорт, искусство, красота), они также способны разрушать приемлемые правила действий. Провоцируют отказ посещать школу, осуществление противоправных деяний, заведение неприемлемых знакомств, игнорирование родных, совершение угрожающих жизни поступков.
Советы молодым родителям
Молодым родителям, которые находятся в растерянности из-за нагрянувших изменений, можно дать несколько советов.
Постарайтесь ненадолго доверить вашего малыша кому-нибудь из близких
И найдите спокойное место вне дома, где вы могли бы прямо и откровенно поговорить друг с другом. Поделитесь тем, что чувствует каждый из вас, расскажите о всех своих обидах и разочарованиях, чувстве беспомощности и страха. Это время может оказаться особенно тяжелым для отцов, не имеющих такой близкой связи с ребенком, как мать. Отцу тоже хочется чувствовать, что он нужен и полезен. И женщина, играющая главную роль в этой ситуации, должна предоставить ему место рядом.
Выскажите, чего ждете от другого
Это может заставить вас пересмотреть отношение к себе и к супругу и даст вам силы для дальнейшей совместной жизни. После такой откровенной беседы постарайтесь если не ежедневно, то регулярно выделять время для обсуждения своих проблем и на каждую неделю намечайте какое-нибудь интересное мероприятие для вас двоих. Это будет способствовать налаживанию более гармоничных отношений.
Подумайте, не противоречите ли вы сами себе или друг другу в своих чувствах и поступках
Если да, то попытайтесь понять причины этого. Многие воспринимают кризисную ситуацию, связанную с рождением ребенка, как тест на выносливость. Однако лучше рассматривать ее как задачу, требующую решения: как двоим любящим людям направить свою энергию на сотрудничество, на благо каждого, в интересах друг друга и своих детей? Не забывайте, что, когда мы спокойны и внимательны, мы можем многое решить.
Психотерапевтическое лечение обсессивного компульсивного расстройства
Для терапии патологии используется когнитивно-поведенческая и гипносуггестивная терапия. В ходе лечения пациент обучается объективному восприятию некомфортных психологических переживаний.
При патологии широко применяется метод экспозиции. Он требует от пациента сознательного усиления своих навязчивых реакций, которые могут становиться абсурдными. На фоне этого человек сталкивается с иррациональной тревогой, что обеспечивает снижение ее интенсивности. Это облегчит и упростит возможность воздействия на исходную составляющую заболевания психотерапевта.
Если при патологии наблюдается возникновение выраженных навязчивых страхов, образов и мыслей. Для терапии патологии устанавливают взаимодействие между эмоциональными и логическими связями в жизни человека. Психотерапевт проводит обучение к их отслеживанию и разделению между собой. Терапия направлена на то, чтобы изменить устоявшийся образ жизни. Психотерапевты корректируют логику мышления и эмоциональное содержание, а также взаимодействие между ними.
Одновременно рекомендовано применение групповых психотерапевтических методик. Занятия проводятся высококвалифицированными психотерапевтами после предварительной консультации пациента. Групповые занятия разрешается проводить пациентам, возраст которых более 18 лет.